Рыбный Мурман. 1976 г. Декабрь.
друг—наставник** обязанности наставников по производственным уча сткам. Из палубноіі команды в группу по наставничеству вошли: старший матрос — М. А. Еростенко, мастер добычи В. И. Лозинский, руководителем — старший мастер добычи Н. Н. Кошкин. В группу наставни чества в коллективе рыбофабрики были назначены мастер обработки Л. М. Шкурив (учится заочѣо в Ленинградском финансово-экономическом институ те), матросы первого класса М. Е. Тищенко и А. И. Ш І И Ш Гончаров. Группу наставников в машинной коман де возглавил старший механик В. Л. Марченко. Его сподвижниками оказались тоже способные и опыт ные специалисты: старший электромеханик В. Г. Истратов, второй механик Н.Я. Волочков, механик- наладчик В. Г. Клюев. На совете наставников выработали и утвердили примерный план работы (общий и по группам). В него входили занятия по теории и практические уро ни. В рейсе план корректировали, усовершенствовали. I V У Н. Н. Кошкина интересный трудовоіі путь. Первый шаг,на палубу корабля он сделал, окончив школу юнг Краснознаменного Северного флота, в годы войны. Потом — промысловые суда. И верен им по сей день. Первый, у кого учился промыслово му делу, морскому рабочему такту, был капитан Г. С. Попов. В дальнейшем благотворно на трудо вое воспитание повлияла совместная работа со зна менитыми капитанами И. А. Карпенко, П. К. Соко ловым. А потом и сам не заметил, как стая прививать трудовые навыки молодежи. Мурманские рыбаки хорошо знают заместителя начальника промыс лового района Александра Федоровича Постнико ва. Но редко кто знает, что первый рыбацкиіі опыт Александр Федорович приобретал под руководст вом Н. Кошкина. Это было на БМРТ «Душанбе». Погода стояла холодная. Тралы рвались на неров ном грунте. Необычайно трудно было. У Саши Пост никова хватало упрямства преодолеть себя в тяж кую минуту. Но Николай Николаевич посчитал нужным побеседовать с новичком. Он пригласил его в каюту. — Устаешь? — спросил участливо. ■— Есть немного. — В самый соленый момент попал ты. Оси лишь — быть тебе настоящим моряком. Опыта на берешься — в рыбацкий азарт войдешь. И рыба будет, и лето придет, и солнце пригреет... Через руки талантливого мастера прошли и ны не старшие мастера добычи Геннадий Мурашов, Леонид Фролов, которыіі ходит сейчас на БМРТ «Котельнич», и Леонид Дронь. начинавший тоже с матроса у Н. Кошкина, а сейчас он возглавляет добытчиков на БМРТ "Ижевск». Многие прошли школу мастерства у Н. Н. Кош кина. Но в настоящее время ответственность за подготовку квалифицированных специалистов на судке у Николая Николаевича самая что ни на есть высокая, потому как школа наставничества создана официально, и он — председатель ее совета. Курсавтам-практвнантам выделили самые боль шие каюты. Соорудили широкие столы, чтобы удоб но заниматься было. Николай Николаевич с книжных полок в своей наюте снял <•Орудия лова морского и океа нического рыболовства», «Судовые такелажные ра боты», «Конструкторскую документацию сетьевыя орудий рыболовства». В последнем сборнике (он стал редкостью) есть условные обозначения. С это го и начали. Бывалый рыбак убежден, чтобы специ алист не привык выполнять работу механически, не обходимо начинать, что называется, с азов и теорию и практику. Только творческий труд делает специа листа плодотворным работником. В каждой группе наставничества завели журналы но темам занятий. Добытчики наметили провести по 19 теоретических и практических занятий для каж дой вахты. Начали с ускоренного изучения тралов. Парни, вступающие в семью рыбаков, познавали, какие бывают тросы, из каких материалов изготов ляются полотна. Тонко продуманные темы занятиіі выработали п в гр у іт а х наставничества машинной команды, и кол лектива рыбофабрики. •Занятия стали системой по методу: теория — практика. То, что услышали, прочитали по схемам, изучали непосредственно на рабочем месте. Так практически осуществлялись личные социа листические обязательства и творческий план Н. Н. Кошкина, из многочисленных пунктов которых один сформулирован так: <■Воспитывать молодежь в ду хе богатых трудовых и боевых традиции рыбаков флота». V Работа школы наставничества постоянно находи лась в поле зрения парторганизации судна. На пар тийном собрании рассмотрели вопросы о дальней шем развитии и совершенствовании наставничества на судне. С особенным вниманием заслушали пред седателя совета наставничества Н. Н. Кошкина. Бы ли отмечены успехи. Указали и на недостатки. Для наставников пока не выработаны рекомендации. Для расширения разностороннего мировоззрения все подшефные изучали материалы XXV съезда КПСС, проводились беседы по научно-техническо му творчеству молодежи, а также по передаче пере дового производственного опыта. Подшефные явля лись слушателями школы коммунистического тру да, Для них были определены отдельные комсс- н с льск) I е нору че ния. С отеческой заботой, как это присуще талантли вым людям, коммунист Н. Кошкин после теоретиче ских занятий непосредственно на рабочей палубе показывал новичкам, как ростпть тросы, ремонти ровать орудия лова, выполнять такелажные рабо ты. Старался, чтобы в роли учителей больше участ вовали мастера, матросы первого класса. В свободное время между спуском и подъемом трала буквально все моряки вахты занимались ре монтом промыслового вооружения. V I По времени длительный рейс незаметно подошел к концу. Подводили производственные итоги. И вот старший матрос М. А. Еростенко выражает свое мнение, что мастер из М. Ю. Миронова получился замечательный, что подопечные его способные мо ряки (вон как на зачетах ловко чинили трал!), и дисциплина у всех на вахте хорошая, и обществен ных дел ребята не чураются, и взаимоотношения теплые, товарищеские между собой. На судовом комитете профсоюза вахте мастера добычи М. Ю. Миронова присудили первое место и переходящий вымпел, как победителю в социали стическом соревновании. (Окончание на 4 стр). На ноннурсі „Мой I Старший мастер добычи Николай Николаевич Кошкин в отделе добычи попросил: •— Мне бы в помощники новичка. — Есть, — ответили. — Но он даже матросом не ходил на судах такого типа, как ваше. — Вот и хорошо, ■— говорил бывалый рыбак, —* учить будем. Предложили двадцатидвухлетнего Михаила Юрь евича Миронова, окончившего два года назад Ар хангельский рыбопромышленный техникум. — Живешь-то где? — Нигде, — шутливо ответил молодой человек. Николаіі Николаевич пригласил Михаила домой. В то время дома был сын Сергей. Сейчас он в мо ре мотористом на БМРТ «Беломорье». Сергей Кош кин •— будущий механик. Михаил сразу отмстил, что его новый знакомыіі — человек веселого нрава. Он и на гитаре играет, и стихи любит читать, сам пишет. Интересно в доме Кошкиных. Отсюда Ми хаил вместе со своим старшим товарищем и пошел на БМРТ «Нокуев». •— Получится ли? •— Он еще сомневается! •— строго посмотрел на подопечного Николай Николаевич. И засмеялся: —• Получится. Да еще как! Человек ты серьезный. I I На судно направили восемь курсантов судоводи тельского отделения мореходного училища. Практи коваться направили. «Добро бы на добытчиков, — подумал Николай Николаевич. — Ну, ничего. Штур ман промысловое дело тоже должен знать в совер шенстве». Пригласил в каюту. — Кто желает работать в палубной команде? — Опросил. Вое пожелали. — Можем взять только четверых. По, два на вахту. По одному новенькому уж е есть. Ребята смотрели умоляюще. — Бросим жребий. Четверым пришлось идти работать на рыбофаб- рику. Николай Николаевич понимал их огорчение. Буду щим судоводителям-промысловикам необходимо знать орудия лова, работу с ними. Размышлял быва лый рыбак про себя и видел проблему: когда же на суда будут посылать столько практикантов, для скольких представляются вакансии приобретения практических навыков в соответствии с будущей профессией? Мастером добычи Михаила Миронова поставили в ту вахту, в которой работал старший матрос Ми хаил Афанасьевич Еростенко. Это опытный, с два дцатилетним стажем моряк. В совершенстве знает матросскую работу, выполняет ее безукоризненно» ловко и быстро. Есть чему поучиться у него молодо му мастеру. . _ . В эту же вахту вторыми номерами определили практикантов Андрея Сизова и Владимира Кули кова. Итак, в каждой вахте оказалась половина но веньких. I I I Судовая парторганизация поставила вопрос о соз дании на борту корабля совета наставников. Появился приказ капитана. Родился совет на ставников из одиннадцати специалистов разного профиля. Возглавить поручили старейшему добыт чику Н. Н. Кошкину. Для плодотворной работы соз дали три группы по наставничеству. Распределили главным образом питьевую. Обратным рейсом привозит в порт принятый с этих кораблей рыбжир. СБоей слаженной, умелой работой экипаж «Кекура» постоянно добивается б ы с о к о й производительности труда и перекрывает суточную норму слива воды на плавбазы и траулеры на 100— 150 тонн! Благодаря «тому передача воды на траулеры происходит бы стрее, и промысловики экономят сотни часов време ни для лова рыбы. В выигрыше и экипаж «Кекура» — сокращается вюемя рейсооборота сѵдна. И СТОРИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ XXV СЪЕЗДА КПСС воодушевили моряков танкера на ударный труд. Плановое задание девяти ме сяцев первого года десятой пятилетки они выпол нили на 114,9 процента. А в канун праздника Ве ликого Октября их тепло поздравляли с большой трудовой победой: досрочным завершением плана 1976 года. Новый прилив сил, трудовой энтузиазм вызвало у экипажа .«Кекура» письмо Генерального секрета ря ЦК КПСС товарища Леонида Ильича Брежнева к одесским рыбакам, в котором говорится, что ини циативе тружеников рыбной промышленности Одес ской области последуют во всех бассейнах страны. В ответ ка обращение Генерального секретаря Центрального Комитета партии моряки танкера при няли на себя новое повышенное обязательство: до конца года перевезти дополнительно к плану не ме нее 4000 тонн груза. Обязательство это выполнено: на счету экипажа сегодня уже около 4500 тонн сверхпланового груза. Звезды «Кекура»... О них на судне ветераны рас сказывают каждОіМу новичку. И добавляют при этом: «В новой пятилетке будем трудиться еще луч ше, так, чтобы на рубке рядом с двумя появились и третья, и четвертая., звезды». Ш. БИНББВ. Учитель и ученик. Слева — старший мастер по добыче Николай Николаевич Кошкин, рядом — мастер по добыче Михаил Юрьевич Миронов. Фото Б. Щукина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz