Рыбный Мурман. 1976 г. Декабрь.
л I Г р аж д а н е СССР ям е ю гг п р а в о я а труд , І ма отдых , на о б р а з о в а н и е , на материальное ■ обеспечение в старости , а также в случае болезни 5 и потери трудоспособности. ■ I И з К о н с т и т у ц и и С С С Р . | Его океанские пути-дороги Т АЛЛИН — ГОРОД МОРСКОЙ. Отсюда и начались океанские пути-дороги Вслло Ио- ханнесовича Мятаса. Если учесть, что пер вый курс свой молодой судоводитель-рыбак про кладывал в начале пятидесятых, то слово «океан» получает особое звучание: промысловики Мурмапа тогда первыми в нашеіі стране осваивали открытые районы Северной Атлантики. Выпускник Таллинского рыбопромышленного техникума сам выбрал Север. И не жалеет об этом. Наш суровый край стал ему родным и близким. Он — ветеран «Мурманеельди», хотя Велло Ио- ханнесовичу всего 39. Флот получил в ходе преоб разований рыбного хозяйства новое название, по корабль, где сегодня капитан-директор В. II. Мятас, носит это такое близкое н родное не одному поко лению мурманчан имя. Руководителем экипажа он стал в 27 лет. Долго командовал СРТ-183. Росли опыт и мастер ство. Сначала учился, теперь учит сам. II очень до волен многонациональной дружной семьей промыс ловиков: все эти годы Велло Иоханнесович локоть к локтю работал с русскими и украинцами, с белору сами и рыбаками из Прибалтики — немало его зем ляков влюблено в Севе]) и океан. Пять лет в партии, умело опирается на поддерж ку коммунистов в больших и малых заботах, кото рыми заполнена жизнь капитан-директора. А испы тания на это ответственное звание он прошел на БМРТ «Домодедово» и «А. Гмырев». Не подвел ру ководство флота, справился, экипажи под его нача лом работали хорошо. В таких упорных рыбаков, как В. II. Мятас, люди верят. Недаром теперь у не го есть «свой» корабль — БМРТ «Мурмансельдь». Недавний реііс коллектив завершил успешно. Сегодня, в День Конституции СССР, он — на бе регу. К месту в этот праздничныіі день отметить еще один штрих в биографии передового капитана: мурманчане доверили ему представлять их в Совете депутатов трудящихся Октябрьского района. Фото Б. Щукина. Т а к и е п о х о ж и е р а з н ы е п а р н и О НИ РАЗМЕСТИЛИСЬ вдвоем в небольшой кглотс СТР-312 «Светловоден». Николай Слизко — огромного роста, широкоплеч и широкоскул. Проектировщики, видимо, не рассчиты вали на такого матроса, и ему кубрик явно тесен. Владимир Зукуров, тоже матрос, против Сливко выглядит ребенком. У него черные волосы, глаза карие, веселые. И вообще они — парни неунываю щие. О минувшем рейсе и Сливко н Зукуров расска зывали свободно, как могут повествовать о работе только люди, привычные к своему делу. Спрашиваю: «Как живете?». «Нормально», — отвечают. «Как работается?». Опять отвечают: нормально. II все-то у них нормально. II капитан нормальный, и старпом нормальный, и ребята нор мальные, и реііс нормальный. А между тем он был трудным. На СТР-312 «Светловоден.» добывали палтуса и треску. За четыре часа траления поднимали на борт от одной до двух тонн рыбы. Мало? Не скажи те. ІІа СТР-312 всего шесть матросов. Они распре делены по двум вахтам, трое — в первоіі, трос — во второй. Производственный цикл выглядел так: один —- в ящике, один — рубит, один — шкерит, а рыбмастер в трюме солит. С тралом работают все. Рейсовое задание «Светловодску» будет пересмат риваться, но и без этих данных можно сказать, что поработал экипаж отлично. В первом году десятой пятилетки при задании выловить 41690 центнеров добыто 04192 центнера. Часть общего улова пере дана рыбокомбинату полуфабрикатом. ІІа СТР-312 пет плохих работников. Каждый ста рался трудиться с максимальной отдачей. Что капи тан коммунист Валерий Константинович Фокин, что рыбмастер Николай Евдокимович Елисеев, что матрос Николай Сливко и другие — все заслужива ют теплых слов. Единственное, что их разнит, так это должность. Вот и все. Николай Сливко рассказывал, что до СТР-312 он ходил в море на больших морозильных рыболовных траулерах. ІІа БМРТ, говорил он, есть еще у матро сов какое-то разделение. Один — рыбообработчик, а другоіі — палубник. На сейнерах-траулерах такого деления рядового состава нет, и именно это некото рым не нравится. А Николаіі Сливко и Владимир Зукуров сказали, что если бы не предстоящий ре монт, то и дальше бы работали на «Светловодске». Разные ребята Николай Сливко и Владимир Зу куров, из разных они городов приехали в Мурманск. Образование у них тоже разное. У первого за пле чами одиннадцать классов средней школы, у друго го — Каспийское среднее мореходное училище, су доводительское отделение. До штурманских наши вок ему пе хватает плавательского ценза. Однако в работе, как мне говорили на судне, они походят друг на друга. Походят они друг на друга и в жизни. кого беда — выслушают, помогут; у кого радость разделят ее. ІІиколаіі Слнвко и Владимир Зукуров ■— комсо мольцы. Комсомол дам им путевку в жизнь, и они дорожат этим. Д. РОМАНОВ. Помощни к к а п и т а н а Почти каждый выступавший на промысловом со вете но радио говорил о сложности обстановки в этом прибрежном районе. Грунт тяжелыіі, камени стый. Рыба есть, но держится узкой полосой. Капи тан одного из БМРТ, коротко доложив о своих уло вах, попросил «отпустить» его с промсовета. «Про шу извинить, должен быть на мостике, штурман у меня на вахте еще не очень опытный...» Леонид Иванович Иконников, капитан БМРТ-258 «Чехов», и сам высказался на промсовете, и коллег своих всех внимательно выслушал. Спешить на мо стик ему нужды не было: штурманскую вахту там нес его третий помощник Василий Николаевич Ки- рнлюк. «Прирожденный моряк, — с теплотой думал ка питан о своем двадцативосьмилетнем помощнике. — Промысловиком настоящим становится. Как он умело перестроился сегодня и точно вышел на прежние глубины. Когда работаем у берегов, у него меньше всего рвани бывает. Точно определяется, избегает резких перепадов глубин, неровностей. И уловы у него побольше, челі у других. Душа раду ется за него. Молодчина!». В семье Кирилюков детей сызмальства учили уважать труд. Василий пошел работать сразу же после восьмилетки. Отец, Николай Анисимович, ма трос Мурманского тралового флота, смог пробудить в сыне любовь к морю. Но так вышло, что Василий поступил на курсы шоферов, стал водителем. Потом была военная служба. Но нигде он не расставался с мечтой о море, о кораблях. После демобилизации поступил работать в траловый флот. Матросом. З а служил второй класс, потом — первый. Стал стар шиной вахты. За добросовестный труд его не раз поощряли. Сын выбрал в жизни отцовскую дорогу — это естественно и понятно. Но комсомолец Василий Ки- рилюк пошел еще дальше по этой дороге. Он посту пил в Мурманское мореходное училище имени И. И. Месяцева и успешно окончил его. Был на правлен четвертым штурманом на БМРТ «Чехов». Зарекомендовал себя молодой штурман уже в первом рейсе. — Работал Кирилюк на моей вахте, — расска зывает старший помощник капитана Владимир Гри горьевич Прохоренко, опытный судоводитель и про мысловик. — С первых днеіі с радостью убеждался, что пришел к нам работящий и умный помощник'. Распоряжения он выполнял в срок и точно. Дока пывался до всего, узнавал, расспрашивал. Нашел общий язык с мастерами по добыче, копался с ни ми у орудий лова. Молодой штурман неплохо определялся по свети лам. Но предпочтение отдавал все же радиолокаци онному способу. Научился в совершенстве работать с судовыми РЛС. Теперь на точное определение у него уходило практически только время, нужное для того, чтобы записать показания приборов. Капитан Л. И. Иконников внимательно следил за становлением молодого помощника, воспитывал в нем самостоятельность и уверенность в своих, "j}- лах. Капитан никогда не навязывал своего мнеяля. Но в нужный момент, будто невзначай, рассказы вал, как приходилось ему, а также другим капита нам выходить из трудных положений. Кирилюк с благодарностью воспринимал советы своего опытно го наставника, старался умело применять их в сво ей работе. Уже после второго рейса на «Чехове» Он был повышен в должности и стал третьим помощни ком капитана. Исторические решения XXV съезда КПСС вызва ли огромный политический и трудовой подъем сре ди всех моряков флота. Партийная организация «Чехова» возглавила на судне борьбу за повыше ние эффективности в работе, качества продукции. В развернувшемся среди моряков соцсоревновании вахта третьего помощника капитана В. Н. Кирилю- ка не раз выходила победителем. Экипажу судна приходилось долгое время вести разноглубинный лов. При работе с пелагическим тралом вахтенному штурману надо быть особенно внимательным. Чуть оплошал — можно трал на грунт посадить, а то и совсем потерять его. А каж дый трал стоит тысячи рублей. Потеряешь его или порвешь — без рыбы будешь. — Я всегда с удовлетворением наблюдаю, как уверенно, умело действует третий помощник с ору диями лова, — говорит капитан Л. И. Иконников. — Уловы пелагическим тралом у нас порой дости гали 20 тонн и больше. Василий Николаевич піЧг- В первом году десятой пятилетки моряки СТР- 312 «Светловоден» сумели уже ко второму августа дать полторы годовых нормы по добыче рыбы. За служенно на судне хвалят гидроакустика Николая Николаевича Вакарчука. Умелый специалист, он по мог экипажу добиться такой трудовой победы. Моря ки избрали Николая Николаевича председателем су дового комитета профсоюза.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz