Рыбный Мурман. 1976 г. Декабрь.

л I Г р аж д а н е СССР ям е ю гг п р а в о я а труд , І ма отдых , на о б р а з о в а н и е , на материальное ■ обеспечение в старости , а также в случае болезни 5 и потери трудоспособности. ■ I И з К о н с т и т у ц и и С С С Р . | Его океанские пути-дороги Т АЛЛИН — ГОРОД МОРСКОЙ. Отсюда и начались океанские пути-дороги Вслло Ио- ханнесовича Мятаса. Если учесть, что пер­ вый курс свой молодой судоводитель-рыбак про­ кладывал в начале пятидесятых, то слово «океан» получает особое звучание: промысловики Мурмапа тогда первыми в нашеіі стране осваивали открытые районы Северной Атлантики. Выпускник Таллинского рыбопромышленного техникума сам выбрал Север. И не жалеет об этом. Наш суровый край стал ему родным и близким. Он — ветеран «Мурманеельди», хотя Велло Ио- ханнесовичу всего 39. Флот получил в ходе преоб­ разований рыбного хозяйства новое название, по корабль, где сегодня капитан-директор В. II. Мятас, носит это такое близкое н родное не одному поко­ лению мурманчан имя. Руководителем экипажа он стал в 27 лет. Долго командовал СРТ-183. Росли опыт и мастер­ ство. Сначала учился, теперь учит сам. II очень до­ волен многонациональной дружной семьей промыс­ ловиков: все эти годы Велло Иоханнесович локоть к локтю работал с русскими и украинцами, с белору­ сами и рыбаками из Прибалтики — немало его зем­ ляков влюблено в Севе]) и океан. Пять лет в партии, умело опирается на поддерж­ ку коммунистов в больших и малых заботах, кото­ рыми заполнена жизнь капитан-директора. А испы­ тания на это ответственное звание он прошел на БМРТ «Домодедово» и «А. Гмырев». Не подвел ру­ ководство флота, справился, экипажи под его нача­ лом работали хорошо. В таких упорных рыбаков, как В. II. Мятас, люди верят. Недаром теперь у не­ го есть «свой» корабль — БМРТ «Мурмансельдь». Недавний реііс коллектив завершил успешно. Сегодня, в День Конституции СССР, он — на бе­ регу. К месту в этот праздничныіі день отметить еще один штрих в биографии передового капитана: мурманчане доверили ему представлять их в Совете депутатов трудящихся Октябрьского района. Фото Б. Щукина. Т а к и е п о х о ж и е р а з н ы е п а р н и О НИ РАЗМЕСТИЛИСЬ вдвоем в небольшой кглотс СТР-312 «Светловоден». Николай Слизко — огромного роста, широкоплеч и широкоскул. Проектировщики, видимо, не рассчиты­ вали на такого матроса, и ему кубрик явно тесен. Владимир Зукуров, тоже матрос, против Сливко выглядит ребенком. У него черные волосы, глаза карие, веселые. И вообще они — парни неунываю­ щие. О минувшем рейсе и Сливко н Зукуров расска­ зывали свободно, как могут повествовать о работе только люди, привычные к своему делу. Спрашиваю: «Как живете?». «Нормально», — отвечают. «Как работается?». Опять отвечают: нормально. II все-то у них нормально. II капитан нормальный, и старпом нормальный, и ребята нор­ мальные, и реііс нормальный. А между тем он был трудным. На СТР-312 «Светловоден.» добывали палтуса и треску. За четыре часа траления поднимали на борт от одной до двух тонн рыбы. Мало? Не скажи­ те. ІІа СТР-312 всего шесть матросов. Они распре­ делены по двум вахтам, трое — в первоіі, трос — во второй. Производственный цикл выглядел так: один —- в ящике, один — рубит, один — шкерит, а рыбмастер в трюме солит. С тралом работают все. Рейсовое задание «Светловодску» будет пересмат­ риваться, но и без этих данных можно сказать, что поработал экипаж отлично. В первом году десятой пятилетки при задании выловить 41690 центнеров добыто 04192 центнера. Часть общего улова пере­ дана рыбокомбинату полуфабрикатом. ІІа СТР-312 пет плохих работников. Каждый ста­ рался трудиться с максимальной отдачей. Что капи­ тан коммунист Валерий Константинович Фокин, что рыбмастер Николай Евдокимович Елисеев, что матрос Николай Сливко и другие — все заслужива­ ют теплых слов. Единственное, что их разнит, так это должность. Вот и все. Николай Сливко рассказывал, что до СТР-312 он ходил в море на больших морозильных рыболовных траулерах. ІІа БМРТ, говорил он, есть еще у матро­ сов какое-то разделение. Один — рыбообработчик, а другоіі — палубник. На сейнерах-траулерах такого деления рядового состава нет, и именно это некото­ рым не нравится. А Николаіі Сливко и Владимир Зукуров сказали, что если бы не предстоящий ре­ монт, то и дальше бы работали на «Светловодске». Разные ребята Николай Сливко и Владимир Зу­ куров, из разных они городов приехали в Мурманск. Образование у них тоже разное. У первого за пле­ чами одиннадцать классов средней школы, у друго­ го — Каспийское среднее мореходное училище, су­ доводительское отделение. До штурманских наши­ вок ему пе хватает плавательского ценза. Однако в работе, как мне говорили на судне, они походят друг на друга. Походят они друг на друга и в жизни. кого беда — выслушают, помогут; у кого радость разделят ее. ІІиколаіі Слнвко и Владимир Зукуров ■— комсо­ мольцы. Комсомол дам им путевку в жизнь, и они дорожат этим. Д. РОМАНОВ. Помощни к к а п и т а н а Почти каждый выступавший на промысловом со­ вете но радио говорил о сложности обстановки в этом прибрежном районе. Грунт тяжелыіі, камени­ стый. Рыба есть, но держится узкой полосой. Капи­ тан одного из БМРТ, коротко доложив о своих уло­ вах, попросил «отпустить» его с промсовета. «Про­ шу извинить, должен быть на мостике, штурман у меня на вахте еще не очень опытный...» Леонид Иванович Иконников, капитан БМРТ-258 «Чехов», и сам высказался на промсовете, и коллег своих всех внимательно выслушал. Спешить на мо­ стик ему нужды не было: штурманскую вахту там нес его третий помощник Василий Николаевич Ки- рнлюк. «Прирожденный моряк, — с теплотой думал ка­ питан о своем двадцативосьмилетнем помощнике. — Промысловиком настоящим становится. Как он умело перестроился сегодня и точно вышел на прежние глубины. Когда работаем у берегов, у него меньше всего рвани бывает. Точно определяется, избегает резких перепадов глубин, неровностей. И уловы у него побольше, челі у других. Душа раду­ ется за него. Молодчина!». В семье Кирилюков детей сызмальства учили уважать труд. Василий пошел работать сразу же после восьмилетки. Отец, Николай Анисимович, ма­ трос Мурманского тралового флота, смог пробудить в сыне любовь к морю. Но так вышло, что Василий поступил на курсы шоферов, стал водителем. Потом была военная служба. Но нигде он не расставался с мечтой о море, о кораблях. После демобилизации поступил работать в траловый флот. Матросом. З а ­ служил второй класс, потом — первый. Стал стар­ шиной вахты. За добросовестный труд его не раз поощряли. Сын выбрал в жизни отцовскую дорогу — это естественно и понятно. Но комсомолец Василий Ки- рилюк пошел еще дальше по этой дороге. Он посту­ пил в Мурманское мореходное училище имени И. И. Месяцева и успешно окончил его. Был на­ правлен четвертым штурманом на БМРТ «Чехов». Зарекомендовал себя молодой штурман уже в первом рейсе. — Работал Кирилюк на моей вахте, — расска­ зывает старший помощник капитана Владимир Гри­ горьевич Прохоренко, опытный судоводитель и про­ мысловик. — С первых днеіі с радостью убеждался, что пришел к нам работящий и умный помощник'. Распоряжения он выполнял в срок и точно. Дока­ пывался до всего, узнавал, расспрашивал. Нашел общий язык с мастерами по добыче, копался с ни­ ми у орудий лова. Молодой штурман неплохо определялся по свети­ лам. Но предпочтение отдавал все же радиолокаци­ онному способу. Научился в совершенстве работать с судовыми РЛС. Теперь на точное определение у него уходило практически только время, нужное для того, чтобы записать показания приборов. Капитан Л. И. Иконников внимательно следил за становлением молодого помощника, воспитывал в нем самостоятельность и уверенность в своих, "j}- лах. Капитан никогда не навязывал своего мнеяля. Но в нужный момент, будто невзначай, рассказы­ вал, как приходилось ему, а также другим капита­ нам выходить из трудных положений. Кирилюк с благодарностью воспринимал советы своего опытно­ го наставника, старался умело применять их в сво­ ей работе. Уже после второго рейса на «Чехове» Он был повышен в должности и стал третьим помощни­ ком капитана. Исторические решения XXV съезда КПСС вызва­ ли огромный политический и трудовой подъем сре­ ди всех моряков флота. Партийная организация «Чехова» возглавила на судне борьбу за повыше­ ние эффективности в работе, качества продукции. В развернувшемся среди моряков соцсоревновании вахта третьего помощника капитана В. Н. Кирилю- ка не раз выходила победителем. Экипажу судна приходилось долгое время вести разноглубинный лов. При работе с пелагическим тралом вахтенному штурману надо быть особенно внимательным. Чуть оплошал — можно трал на грунт посадить, а то и совсем потерять его. А каж­ дый трал стоит тысячи рублей. Потеряешь его или порвешь — без рыбы будешь. — Я всегда с удовлетворением наблюдаю, как уверенно, умело действует третий помощник с ору­ диями лова, — говорит капитан Л. И. Иконников. — Уловы пелагическим тралом у нас порой дости­ гали 20 тонн и больше. Василий Николаевич піЧг- В первом году десятой пятилетки моряки СТР- 312 «Светловоден» сумели уже ко второму августа дать полторы годовых нормы по добыче рыбы. За­ служенно на судне хвалят гидроакустика Николая Николаевича Вакарчука. Умелый специалист, он по мог экипажу добиться такой трудовой победы. Моря­ ки избрали Николая Николаевича председателем су­ дового комитета профсоюза.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz