Рыбный Мурман. 1976 г. Август.
АСУ-В ТРАЛОВОМ ФЛОТЕ Т о л ъ к о досрочно ! Транспортный рефрижератор «Вильгельм Пик» уходил в очередной реііс в начале июля. Экипажу предстояло принять -с промысловых судов пбчіи 7 тысяч тонн рыбной продукций. Задача 'ответствен- • ная. Выполнить ее нелегко, тем Оолее что половина номанды сменилась. Добиться четкости и слаженности в работе вахт, организовать постоянную учебу во время переходов — такую задачу поставил перед моряками капнтан- ' директор И. М. Тарасов на общесудовом собрании. Коммунисты---- руководители, члены судового комитета профсоюза внимательно приглядывались к морякам, которые прежде не работали на этом судне, выявляли их способности, занимались рас становкой членов экипажа. Во время переходов шла напряженная учеба и проверка знаний. Все это оправдало себя. Уже при первых подхо дах промысловых судов экипаж стал перекрывать суточные задания по приемке рыбопродукции. Моряки транспортного рефрижератора стреми-, лись трудиться как можно производительнее, с наи- . большей отдачей. Например, только один лишний, подход промыслового, судна к б о р т уТ Р обходится морякам не в один десяток центнеров недоловлен- ной рыбы. А ?едь, кроме сдачи продукции и прием ки тары, промысловикам нужно еще и получить топливо. На «Вильгельме Пике» решили принять топливо с танкера «Каунас» и выдавать его на суда во время их разгрузки. Благодаря этому, было сокращено время слива горючего с танкера, а следовательно и сэкономлено драгоценное промысловое время. В полную силу развернулось на транспортном рефрижераторе социалистическое соревнование. Итоги работы смен и вахт подводились ежесуточно. О них сразу же сообщалось по судовому радио. От ражались показатели и в экране грузовых работ. А рассказать было о чем. Суточная приемка про дукции достигла 470 тонн. Это значит, что плано вое задание выполнялось на 124 процента. В пер вых рядах соревнующихся шли матросы С. Б. Кры- жановский, А. Н. Кузнецов, Ю. М. Родионов, В. Н. Томилов. Отлично работали мотористы 3. Л. Зубрнцкий, В. И. Загребельный, слесарь Г. А. Ко* стичан и многие другие. Моряки давно уже убедились в животворной си ле соревнования по договору смежников. Заключая краткосрочные договоры с промысловиками, экипаж «Вильгельма Пика» стремился четко выполнять их. И в каждом случае суда отходили от борта досроч:- но. Примечателен такой факт. Чтобы быстрее завер шить разгрузку, моряки промысловых судов, пере саживаясь на транспортный рефрижератор, помо гали товарищам в работе. Так было, например, на БМРТ «Закавказье», который разгрузили на 6 ча сов раньше срока. Досрочно выполнив задание, вернулся в порт и ТР «Вильгельм Пик». Сейчас экипаж этого судна еаступил на предоктябрьскую трудовую вахту. Мо ряки обязались план десяти месяцев выполнить на 112 процентов, добиться сверхплановой прибыли 300 тысяч рублей, сократить время обработки судов на 25 суток, а это значит, что и впредь они будут отходить от борта транспортного рефрижератора только досрочно. К. ИЛЬИН. • Передовые моряки ТР «Вильгельм Пик». На верхнем снимке — старший помощник капитана Г. Я. Амосов. На нижнем — старший смены В. Н. Томилов, матрос А. Ф. Камнйский. Совершенствование методов управления и плани рования является сегодня одним из важнейших ус ловий дальнейшего повышения эффективности про изводства. Вопрос важности дальнейшего создания и внедрения автоматизированных систем управления народным хозяйством, его отдельными отраслями и предприятиями подчеркнут .в «Основных направле ниях развития народного хозяйства СССР на 1976— 1980 годы», принятых XXV съездом КПСС. Эти системы позволяют: обеспечить оперативную обработку больших объемов информации; повышать степень использования информации; освобождать работников управления от трудоемких счетных опе раций для творческой работы. Сегодня частично функции учета, контроля и ана лиза вместо человека берет на себя электронно-вы числительная машина (ЭВМ). За счет этого обеспе чивается более оптимальное решение задач произ водственно-хозяйственного характера, совершенству ется организационная структура управления, благо даря внедрению экономико-математических методов и повышается общая культура управленческого тру да. - В течение прошедшего пятилетия в Министерстве рыбного хозяйства проводилась работа по созданию автоматизированной системы управления отраслью рыбного .хозяйства (АСУОР). В соответствии с «Ос новными направлениями, развития народного хозяй- ства на- 1976— 1980 годы» она будет продолжаться . и в десятой пятилетке. В 1976 году автоматизиро- , ванные системы управления предприятиями будут разрабатываться для предприятий Минрыбхсза. Какие же, задачи АСУ будут решаться з 1976 го ду в Мурманском траловом флоте? LC-1974 года на Флоте эксплуатируется авиш ятн- -зированкая система обработки данных о промысло- 'p,o-npoH3RonrTRPHHf)ft деятельности* Судов —-~<~Оа£- а н » П ока зт^система обрабатывает на č)hS.Vl дале ко не всю нужную аппарату управления информа цию. Целый ряд необходимых нам сведении выдает ся Вычислительным центром (ВЦ) не ежедневно, а периодически. Сейчас начинается переработка прог рамм системы «Океан» дл я 'ЭВМ третьего поколе ний, ІШЙВи.ПШЩИЛ—ЗИІИЛіТНІт.нп уцртщцитт, п Г ѵьри “выдаваемой отделам И СЛужЗаіѵі флота информации. 'Эта рабиіа будог-детаться при активном участии в ней специалистов аппарата управления флота. В 1976 году началось внедрение в промышлен ную эксплуатацию подсистемы АСУ «Управление кадрами». Она будет давать работникам отдела кад ров не только сведения, необходимые для составле ния форм статистической отчетности, но и информа цию о состоянии трудовой дисциплины, данные о приеме и увольненин моряков флота, характеристи ку качественного состава специалистов флота, дан ные по анализу состояния трудовой дисциплины, не которые сведения о молодых специалистах и моло дежи, качественный состав ка,дров судов загранпла- вания и другие. Пока идет запись массивов инфор мации о работниках флота и ее ввод в ЭВМ. К со жалению, отсутствие необходимой аппаратуры обра ботки информации у тралового флота осложняет и удорожает этот процесс. Проектанты ЦПКТВ главка «Севрыба» совмест но со специалистами нашего отдела и других струк турных подразделений флота закончили составле ние технического задания и начали разработку тех нического проекта подсистемы «Технико-экономиче ское планирование». В первую очередь решаются следующие комплексные задачи; — расчет плана добычи рыбы по флоту на год, по типам судов, районам промысла и кварталам; — расчет плана выпуска рыбопродукции по ти пам судов и районам промысла на год и по кварта лам; — расчет среднесписочного количества судов по типам и видам деятельности на год и по кварталам; — планирование численности плавсостава в экс плуатации по должностям на год, по типам судов и категориям персонала; — планирование потребности тары в стоимостном и натуральном выражении. Разработка технического проекта будет закончена во втором квартале 1977 года. Кроме того, будет готовиться рабочий проект подсистемы «Бухгалтерский учет» по комплексной задаче «начисление.заработной платы плавсоставу за рейс». Однако рабочее проектирование ведется крайне ограниченными силами разработчиков. Ру ководство флота и партийный комитет флота не сколько раз ставили вопрос перед руководством ЦПКТБ и главка «Севрыба» об ускорении проекти рования. Однако своего положительного решения он до сих пор не нашел. Учитывая же сложность и значительную трудоемкость процесса начисления заработной платы членам судовых экипажей, его механизация остро необходима. Ведь пока зарплата морянам, почти как система, выдается перед отхо дом судна на промысел. 1976 .год — первый год десятой пятилетки — пятилетки качества. Коллектив тралового флота выступил инициатором Всесоюзного соревнования за максимальное использование сырья на пищевые цели. Стремясь внести свой вклад в выполнение этих, крайне важных для пищевого баланса нашей страны показателей, специалисты отдела внедрения автома тизированно]! системы управления также- приняли на себя социалистические обязательства. Чтобы улучшить контроль за выпуском продук ции экипажами всех судов флота, работниками от дела АСУ совместно со специалистами производст венного отдела управления флота были разработа ны дЕе новые формы выходных документов «Сведе ния о производственной работе судов». Эти формы выдаются с ЭВМ вычислительным центром отдель но для судов типа ППР, БМРТ. и РТ, ПСТ. В них даются ежедневные сведения о выработке основных видов продукции за сутки и с начала рейса. При чем суда в этих документах даются по районам промысла. Очень важно при планировании работы флота на квартал или полугодие сделать несколько вариан тов расстановки судов по районам промысла. Рань ше эту работу отделы добычи и планово-экономиче ский выполняли вручную. Трудоемко да и вариан тов много перебрать затруднительно. С начала го да введена в промышленную эксплуатацию задача «Планирование работы добывающих судов с закон ченным циклом обработки рыбного сырья». С помощью ЭВМ «Минск-22» по заполненной от делами добычи, планово-экономическим и АСУ ин формации были составлены графики работы БМРТ типа «Алтай» и ППР на первое полугодие, а также рассчитаны варианты работы судов типа БМРТ польской и немецкой построек и БМРТ типа «Ал тай» на второе полугодие. После некоторой коррек тировки машинных графиков отделом добычи, с учетом изменений промысловой обстановки, этот отдел использовал их для планирования расстанов ки крупнотоннажных судов по районам промысла. Значительная работа проводится коллективом отдела АСУ по совершенствованию фор.м информа ции о производственной деятельности судов флота с целью сокращения объемов дублирующей инфор мации «море — берег»; отменена передача радис- маймшитов при перегрузках судов в море в службу эксплуатации. Кроме того, упразднена передача гро моздких радиоконосаментов открытым текстом, при переводах судов в транспортный режим. Теперь таймшит передается в значительно сокра щенном виде в промсводке. При производстве гру зовых операций с судами других главков даются ра диоконосаменты и радионакладные. Отменена ежемесячная передача радиограмм об ассортименте выработанноіі судами продукции в ПЭО. Сегодня .оперативные сведения о выполнении плана реализации как по судам, так и в целом по флоту ежедневно даются экипажами судов в сводке. Все эти мероприятия позволили сократить объем дублирующей информации «море—берег» на 3 0— 35 процентов, а также улучшить контроль за выпол нением финансовых показателей плана. Оператив ные данные по реализации теперь ежедневно рас сматриваются на промысловом часе у начальника флота. Специалисты отдела АСУ совместно с работника ми других структурных подразделений управления флота будут продолжать поиски путей сокращения объемов информации, поступающей с промысла по радиоканалам. Соединение новых методов управления производ ством с использованием АСУ, с высокоіі квалифика цией специалистов и хозяйственной инициативой руководителей — гарантия повышения эффективно сти производства. В. МАКШЕЕВ, начальник отдела АСУ Мур манского тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz