Рыбный Мурман. 1976 г. Август.

Прошло четыре года со дня приняти Поста­ новления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехо­ да ко всеобщему сред­ нему образованию мо­ лодежи и дальнейшем развитии общеобразо­ вательной школы». О том, что способст­ вует дальнейшему повы­ шению общеобразова­ тельного уровня труже­ ников Северного бассей­ на, рассказывают мате­ риалы этой страни ц»'. Флот и школа Выполняя Постановление ЦК КПСС н Совета Министров СССР «.О завершении перехода ко все­ общему среднему образованию молодежи и дальней­ шем развитии общеобразовательной школы», руко­ водством флота, партийными, профсоюзными и ком­ сомольскими организациями управления «Мурман- рыбфлот» совместно с педагогическим коллективом заочной школы моряков проделана работа по орга­ низации заочной учебы на судах флота. На БМРТ созданы комиссии содействия заочно­ му обучению и смотру-конкурсу «Каждому молодо­ му моряку — среднее образование». На судах флота работает 181 общественный консультант. Среди них: семь капитанов, 15 первых помощников капитана, семь старших механиков, девять старших помощни­ ков капитана, 143 судомехаников, судоводителей, радиоспециалистов, мастеров по добыче и обработ­ ке рыбы. Для моряков-заочииков созданы условия для уче­ бы: библиотеки укомплектованы в достаточном ко­ личестве учебной и программноіі художественной литературой. Администрация и общественные орга­ низации судов постоянно контролируют учебу чле­ нов экипажа, посещаемость занятий. Оформляются •«Уголки заочника» и стенды «Они работают и учат­ ся ». При отделе кадров работает консультационный пункт заочной школы моряков. Учеба в школе учи­ тывается при подведении итогов социалистического соревнования. Успешно обучающиеся моряки поощ­ ряются морально и материально. За полугодие морякам-заочникам предоставлено свыше 3500 дней дополнительных учебных отпусков для сдачи зачетов и экзаменов. Только за первую половину 1975—76 учебного года на судах в море работало 28 учителей и 44 общественных консуль­ танта. Консультантами принято 1238 зачетов от учащихся. Все это способствовало некоторому улучшению состояния учебы на судах флота. За полугодие 22 моряка получили аттестаты о среднем образовании, более 80 переведены в следующие классы, семь за­ кончили средние учебные заведения, получив спе­ циальности механиков, мастеров но обработке ры­ бы. Заочная форма обучения призвана сыграть ре­ шающую роль в осуществлении всеобщего среднего образования, в подготовке образованных, культур­ ных тружеников моря. В решении этой задачи большую роль играют судовые общественные кон­ сультанты. Умелыми помощниками учителей заре­ комендовали себя старший механик Д. Г. Матков- сгаій, первые помощники капитанов М. А. Озорович, Г. А. Бобров и другие. Общественные консультанты на БМРТ-177 «Ге­ рои Заполярья» — это старший механик Н. П. Гор­ бенко, врач Г. Н. Полянский, второй помощник ка­ питана Ю. В. Малашта, третий механик В. И. Сам­ сонов; на БМРТ-452 «Славгород» — четвертый ме­ ханик Н. П. Прыгов. на БМРТ-369 «Быково» — А. И. Ильментьев. Они уделяют большое внимание организационной работе. Получают необходимые методические указания в консультационном пункте и заочной школе моряков. Вместе с первыми по­ мощниками капитанов при комплектовании экипа­ жей и в рейсе составляют список рыбаков, не имею­ щих среднего образования и не обучающихся в ЗШМ, проводят с ними разъяснительную работу о необходимости получения среднего образования, нравах и обязанностях учащихся, льготах, установ­ ленных для них, и т. д. Личная ответственность за порученное дело дает положительные результаты. За два последних рей­ са на БМРТ-177 «Герои Заполярья» все моряки, не имеющие среднего образования, учились в ЗШМ, в первом рейсе — 26, во втором — 24. Состояние учебы постоянно контролируют администрация, пар­ тийная организация, общественные консультанты.. Консультантами принято от учащихся 222 зачета, 89 из них — старшим механиком Н. П. Горбенко. В результате слаженной работы учителей ЗШМ и об­ щественных консультантов 20 учащихся переведены в следующие классы. Аналогичное положение с учебой и иа БМРТ-452 «Славгород». На этом судне в последнем рейсе обу­ чалось 27 человек, из них 11 переведены в следую­ щие классы, а четыре человека готовятся к сдаче выпускных экзаменов. Добросовестно работает об­ щественным консультантом по физике, математике, ■ черчению на БМРТ-369 «Быково» механик-налад­ чик А. II. Ильментьев. Он проводит индивидуаль­ ные и групповые консультации, оказывает большую помощь учащимся в подготовке и сдаче зачетов и экзаменов. За рейс им принято 67 зачетов. Г. ГОЛОВНИН, заместитель начальника управления «Мурман- рыбфлот», Э к з а м е н в о к е а н е П ПР «МАГНИТ»... Бортовой номер 0827... Не­ посвященному человеку ничего не говорящие слова, а мне это судно три месяца было ме­ стом работы и родным домом. Память разматыва­ ет цепочку воспоминаний: люди, факты, события. Без людей судно — металлическая коробка. Люди — душа корабля. О них, членах экипажа «Магни­ та», мой рассказ. В том, как меня встретили, ничего особенного не было. Учитель? Что ж, милости просим, у каждо­ го свой круг обязанностей. Но шли дни, и глубже постигались характеры учеников, яснее становился стиль жизни экипажа. Именно стиль, потому что у магнитовцев он свой — размеренный, спокойный, деловой. Все подчинено решению главных задач рейса. Ученики... Их двадцать. Двадцать личностей, раз­ ных характеров. Самому молодому 23, самый старший отметил 40-летне. Упорные в своем стрем­ лении усвоить курс русского языка и литературы восьмиклассники А. С. Свирьков, рефмашинист, и В. Н. Уваров, матрос. Трудолюбивые и настойчивые в учебе девятиклассники матросы Сергей Титов, Ев­ гений Миронов, Виктор Калмыков, помощник пова­ ра Александр Мелешин, который пишет сочинения с таким старанием, словно обед на всю команду го­ товит. Самая многочисленная группа — десятиклассни­ ки. Основной ее состав — матросы во главе с трал­ мейстером А. Е. Чеботаревым. Не призиающие гото­ вых истин, все положения пробующие «на зуб». Это у них всегда споры о творчестве писателей, споры, которые показывают зрелые, проверенные опытом оценки, мнения. Самый заядлый спорщик — Вик­ тор Терпугов. Егор Юрченко, тот больше молчит, но редкие его суждения весомы и справедливы. В выпускном, одиннадцатом классе — трое: электрик А. И. Зобнин, матросы Станислав Рыбаченко и Ми­ хаил Чикунов, коммунисты. И отношение их к уче­ бе — соответствующее. Дела учебные — под постоянным контролем пар­ тийной организации. На одном из собраний комму* нисты слушали вопрос об организации и ходе учебы, На судне существует традиция: шефство старших товарищей, членов партии, над учащимися заочной школы моряков, Таким наставником был, напри­ мер, технолог К. К. Шардыко. Хорошо работали общественные консультанты. Секретарь партийной организации Н. Н. Стратунов принимал зачеты по истории в географии. Надй сказать, бывают консультанты, которые относятся к этой своей обязанности формально. К Й. Й. Стр|* тунову не придешь без конспекта. Особенно строг * спрашивал он с комсомольцев и коммунистов. Стар­ шин механик С. Г. Лелейко консультировал по фи­ зике, врач А. М. Мисюрин — по химии и биологии* Зачётов принято не так уж много, но качество зна­ ний морякоб-заочников — высокое. В этом рейсе я убедилась: на тех судах, где уче­ ба — забота общая, и самих учащихся, и админи­ страции, и партийной организации, там и резуль­ таты лучше. Занятия проводились в комнате отды» ха, полностью переоборудованной под классную, мне были созданы хорошие условия. Мелочи? Нет, поддержка и внимание. Сейчас ППР «Магнит» снова в рейсе. Всего вам доброго, люди «Магнита»! Ученики мои и учителя. Е. БАБИИЧУК, преподаватель Мурманской заочной школы моряков. На снимке: учащиеся ЗШМ на занятиях. Фото А. Морозова, матроса, секретаря комсо­ мольской организации 11ПР «Магнит», Партийная забота Образование в нашей стране развивается как партийное, общенародное дело. Это ярко видно и на примере заочной школы моряков. Год работая в ЗШМ, я преподавал на судах управления «Мурманрыбфлот»: БМРТ-541 «Ла­ зурный», БМРТ-368 «Соловецкий» и тралового флота — БМРТ-454 «Капитан Демидов», БМРТ-425 «Параллакс». И везде и всюду я чув­ ствовал глубоко партийную заботу об образовании моряков. На этих судах огромную помощь и под­ держку школе оказывали партийные, комсомоль­ ские и общественные организации. В социалисти­ ческие обязательства экипажей наряду с произ­ водственными вопросами внесены пункты о повы­ шении общеобразовательного уровня рыбаков. Ведь совершенствование техники и технологии производства, экономии материальных средств, повышение производительности труда немыслимо без грамотных н знающих работников. Заочная учеба проходит в сложных условиях длительных рейсов, требует от моряков большой силы воли и самодисциплины. Тут на помощь уча­ щимся приходят учителя, общественные консуль­ танты; Да, нелегка служба «морского» учителя. Много приходится работать с учащимися индиви­ дуально^ без выходных дней. Но зато какую ис­ пытываешь радость от того, что ты обогатил лю­ дей знаниями, иным помог выбрать специальность по душе. Мы, учителя, ощущаем свою гражданскую при­ частность к планам и делам партии. Сегодня пе­ ред нами стоит задача повышения качества, эф­ фективности обучения. А оно невозможно без внедрения в процесс обучения современных пере­ довых методов, применения технических средств, учебно-лабораторных приборов, наглядных посо­ бий. Всему этому уделяется большое внимание на судах. Члены экипажей изготовляли дидактический материал, таблицы по математике, наглядные мо­ дели. Мне не раз приходилось оказывать помощь рыбакам, готовящимся к поступлению в вузы и средние специальные учебные заведения, студ е;< там-заочникам, а иногда и рационализаторам, п наш скромный труд вливается в труд рыбацкий. ѵ В. БЕДРАК, учи Борт БМРТ-425 «Параллакс».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz