Рыбный Мурман. 1976 г. Август.
Прошло четыре года со дня приняти Поста новления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехо да ко всеобщему сред нему образованию мо лодежи и дальнейшем развитии общеобразо вательной школы». О том, что способст вует дальнейшему повы шению общеобразова тельного уровня труже ников Северного бассей на, рассказывают мате риалы этой страни ц»'. Флот и школа Выполняя Постановление ЦК КПСС н Совета Министров СССР «.О завершении перехода ко все общему среднему образованию молодежи и дальней шем развитии общеобразовательной школы», руко водством флота, партийными, профсоюзными и ком сомольскими организациями управления «Мурман- рыбфлот» совместно с педагогическим коллективом заочной школы моряков проделана работа по орга низации заочной учебы на судах флота. На БМРТ созданы комиссии содействия заочно му обучению и смотру-конкурсу «Каждому молодо му моряку — среднее образование». На судах флота работает 181 общественный консультант. Среди них: семь капитанов, 15 первых помощников капитана, семь старших механиков, девять старших помощни ков капитана, 143 судомехаников, судоводителей, радиоспециалистов, мастеров по добыче и обработ ке рыбы. Для моряков-заочииков созданы условия для уче бы: библиотеки укомплектованы в достаточном ко личестве учебной и программноіі художественной литературой. Администрация и общественные орга низации судов постоянно контролируют учебу чле нов экипажа, посещаемость занятий. Оформляются •«Уголки заочника» и стенды «Они работают и учат ся ». При отделе кадров работает консультационный пункт заочной школы моряков. Учеба в школе учи тывается при подведении итогов социалистического соревнования. Успешно обучающиеся моряки поощ ряются морально и материально. За полугодие морякам-заочникам предоставлено свыше 3500 дней дополнительных учебных отпусков для сдачи зачетов и экзаменов. Только за первую половину 1975—76 учебного года на судах в море работало 28 учителей и 44 общественных консуль танта. Консультантами принято 1238 зачетов от учащихся. Все это способствовало некоторому улучшению состояния учебы на судах флота. За полугодие 22 моряка получили аттестаты о среднем образовании, более 80 переведены в следующие классы, семь за кончили средние учебные заведения, получив спе циальности механиков, мастеров но обработке ры бы. Заочная форма обучения призвана сыграть ре шающую роль в осуществлении всеобщего среднего образования, в подготовке образованных, культур ных тружеников моря. В решении этой задачи большую роль играют судовые общественные кон сультанты. Умелыми помощниками учителей заре комендовали себя старший механик Д. Г. Матков- сгаій, первые помощники капитанов М. А. Озорович, Г. А. Бобров и другие. Общественные консультанты на БМРТ-177 «Ге рои Заполярья» — это старший механик Н. П. Гор бенко, врач Г. Н. Полянский, второй помощник ка питана Ю. В. Малашта, третий механик В. И. Сам сонов; на БМРТ-452 «Славгород» — четвертый ме ханик Н. П. Прыгов. на БМРТ-369 «Быково» — А. И. Ильментьев. Они уделяют большое внимание организационной работе. Получают необходимые методические указания в консультационном пункте и заочной школе моряков. Вместе с первыми по мощниками капитанов при комплектовании экипа жей и в рейсе составляют список рыбаков, не имею щих среднего образования и не обучающихся в ЗШМ, проводят с ними разъяснительную работу о необходимости получения среднего образования, нравах и обязанностях учащихся, льготах, установ ленных для них, и т. д. Личная ответственность за порученное дело дает положительные результаты. За два последних рей са на БМРТ-177 «Герои Заполярья» все моряки, не имеющие среднего образования, учились в ЗШМ, в первом рейсе — 26, во втором — 24. Состояние учебы постоянно контролируют администрация, пар тийная организация, общественные консультанты.. Консультантами принято от учащихся 222 зачета, 89 из них — старшим механиком Н. П. Горбенко. В результате слаженной работы учителей ЗШМ и об щественных консультантов 20 учащихся переведены в следующие классы. Аналогичное положение с учебой и иа БМРТ-452 «Славгород». На этом судне в последнем рейсе обу чалось 27 человек, из них 11 переведены в следую щие классы, а четыре человека готовятся к сдаче выпускных экзаменов. Добросовестно работает об щественным консультантом по физике, математике, ■ черчению на БМРТ-369 «Быково» механик-налад чик А. II. Ильментьев. Он проводит индивидуаль ные и групповые консультации, оказывает большую помощь учащимся в подготовке и сдаче зачетов и экзаменов. За рейс им принято 67 зачетов. Г. ГОЛОВНИН, заместитель начальника управления «Мурман- рыбфлот», Э к з а м е н в о к е а н е П ПР «МАГНИТ»... Бортовой номер 0827... Не посвященному человеку ничего не говорящие слова, а мне это судно три месяца было ме стом работы и родным домом. Память разматыва ет цепочку воспоминаний: люди, факты, события. Без людей судно — металлическая коробка. Люди — душа корабля. О них, членах экипажа «Магни та», мой рассказ. В том, как меня встретили, ничего особенного не было. Учитель? Что ж, милости просим, у каждо го свой круг обязанностей. Но шли дни, и глубже постигались характеры учеников, яснее становился стиль жизни экипажа. Именно стиль, потому что у магнитовцев он свой — размеренный, спокойный, деловой. Все подчинено решению главных задач рейса. Ученики... Их двадцать. Двадцать личностей, раз ных характеров. Самому молодому 23, самый старший отметил 40-летне. Упорные в своем стрем лении усвоить курс русского языка и литературы восьмиклассники А. С. Свирьков, рефмашинист, и В. Н. Уваров, матрос. Трудолюбивые и настойчивые в учебе девятиклассники матросы Сергей Титов, Ев гений Миронов, Виктор Калмыков, помощник пова ра Александр Мелешин, который пишет сочинения с таким старанием, словно обед на всю команду го товит. Самая многочисленная группа — десятиклассни ки. Основной ее состав — матросы во главе с трал мейстером А. Е. Чеботаревым. Не призиающие гото вых истин, все положения пробующие «на зуб». Это у них всегда споры о творчестве писателей, споры, которые показывают зрелые, проверенные опытом оценки, мнения. Самый заядлый спорщик — Вик тор Терпугов. Егор Юрченко, тот больше молчит, но редкие его суждения весомы и справедливы. В выпускном, одиннадцатом классе — трое: электрик А. И. Зобнин, матросы Станислав Рыбаченко и Ми хаил Чикунов, коммунисты. И отношение их к уче бе — соответствующее. Дела учебные — под постоянным контролем пар тийной организации. На одном из собраний комму* нисты слушали вопрос об организации и ходе учебы, На судне существует традиция: шефство старших товарищей, членов партии, над учащимися заочной школы моряков, Таким наставником был, напри мер, технолог К. К. Шардыко. Хорошо работали общественные консультанты. Секретарь партийной организации Н. Н. Стратунов принимал зачеты по истории в географии. Надй сказать, бывают консультанты, которые относятся к этой своей обязанности формально. К Й. Й. Стр|* тунову не придешь без конспекта. Особенно строг * спрашивал он с комсомольцев и коммунистов. Стар шин механик С. Г. Лелейко консультировал по фи зике, врач А. М. Мисюрин — по химии и биологии* Зачётов принято не так уж много, но качество зна ний морякоб-заочников — высокое. В этом рейсе я убедилась: на тех судах, где уче ба — забота общая, и самих учащихся, и админи страции, и партийной организации, там и резуль таты лучше. Занятия проводились в комнате отды» ха, полностью переоборудованной под классную, мне были созданы хорошие условия. Мелочи? Нет, поддержка и внимание. Сейчас ППР «Магнит» снова в рейсе. Всего вам доброго, люди «Магнита»! Ученики мои и учителя. Е. БАБИИЧУК, преподаватель Мурманской заочной школы моряков. На снимке: учащиеся ЗШМ на занятиях. Фото А. Морозова, матроса, секретаря комсо мольской организации 11ПР «Магнит», Партийная забота Образование в нашей стране развивается как партийное, общенародное дело. Это ярко видно и на примере заочной школы моряков. Год работая в ЗШМ, я преподавал на судах управления «Мурманрыбфлот»: БМРТ-541 «Ла зурный», БМРТ-368 «Соловецкий» и тралового флота — БМРТ-454 «Капитан Демидов», БМРТ-425 «Параллакс». И везде и всюду я чув ствовал глубоко партийную заботу об образовании моряков. На этих судах огромную помощь и под держку школе оказывали партийные, комсомоль ские и общественные организации. В социалисти ческие обязательства экипажей наряду с произ водственными вопросами внесены пункты о повы шении общеобразовательного уровня рыбаков. Ведь совершенствование техники и технологии производства, экономии материальных средств, повышение производительности труда немыслимо без грамотных н знающих работников. Заочная учеба проходит в сложных условиях длительных рейсов, требует от моряков большой силы воли и самодисциплины. Тут на помощь уча щимся приходят учителя, общественные консуль танты; Да, нелегка служба «морского» учителя. Много приходится работать с учащимися индиви дуально^ без выходных дней. Но зато какую ис пытываешь радость от того, что ты обогатил лю дей знаниями, иным помог выбрать специальность по душе. Мы, учителя, ощущаем свою гражданскую при частность к планам и делам партии. Сегодня пе ред нами стоит задача повышения качества, эф фективности обучения. А оно невозможно без внедрения в процесс обучения современных пере довых методов, применения технических средств, учебно-лабораторных приборов, наглядных посо бий. Всему этому уделяется большое внимание на судах. Члены экипажей изготовляли дидактический материал, таблицы по математике, наглядные мо дели. Мне не раз приходилось оказывать помощь рыбакам, готовящимся к поступлению в вузы и средние специальные учебные заведения, студ е;< там-заочникам, а иногда и рационализаторам, п наш скромный труд вливается в труд рыбацкий. ѵ В. БЕДРАК, учи Борт БМРТ-425 «Параллакс».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz