Рыбный Мурман. 1976 г. Август.
жом е на •300 ал ѵ ит в т ЮРв, Ок- ина. I до- рей' іцна- CKQ- егд :ина. * L-j ньш пе- /рус іуж- іло- С.У- цом. ице- ТОЛІ ечи- шіе- ОіПІ- ;нне По нты, эф- РУЛ- im И іалы і р а л Ц е л ь н о м е т а л л и ч е с к и е т р а л о в ы е д о с к и До 1974 года на рыбопромысловых судах Север ного бассейна для вооружения донных тралов при менялись в большинстве композитные траловые доски. Опыт эксплуатации этих досок показал, что г іичие дерева в составе конструкции отрицатель- . сказывается на их работе. Помимо этого, технология изготовления компо зитных траловых досок сложна и трудоемка. Все недостатки композитных траловых досок по служили основанием для снятия их с производства за Кандалакшском механическом заводе в 1974 го ду. Взамен ЦПКТБ главка «Севрыба» разработало Цельнометаллические доски по авторскому свиде тельству № 312587. Цельнометаллические траловые доски (см. рис.) Выполнены из однородного материала — листовой Лали, сварными. Цельнолитой киль и верхняя ко робка приварены непосредственно к крыльям и щиткам, создавая жесткую и монолитную кон струкцию. Профилированные крылья и щитки об разуют три щели, что позволило повысить гидроди намическое качество доски на рабочих и распорную «илу на малых углах атаки. В целях повышения углубляющей гидродинами ческой силы и для устранения отрыва досок от грун та при повышенных скоростях траления щели расположены под углом семь градусов к верти кали. Пр,''_ .лючении траловой доски в систему ваер— кабель шкентель доски заводится в одно из отвер стий при вершине дуг, причем при тралениях до 300—500 м шкентель заводится в верхние отвер- ЗТия, а свыше 4 0 0—500 м — в нижние. Крепление лапок осуществляется за стержни в отверстиях кор мового крыла. Перестановкой лапок можно изме нять рабочий угол атаки доски в пределах 37 — 44 градуса. Испытания и производственная проверка цельно металлических траловых досок показали, что они имеют более высокие гидродинамические и эксплу атационные характеристики в сравнении с компо зитными. Имеют большую распорную силу; при спуске в воду сразу берут распор; быстрее садятся ва грунт и принимают рабочее положение сразу по сле взятия ваеров на стопор без снижения оборотов главной машины; ведут себя устойчиво в процессе траления, при маневрах и поворотах с тралом; по зволяют снизить длину вытравленных ваеров на 50 м. при глубинах траления до 500 м, п на 100— 150 м при глубинах свыше 500 м; позволяют рабо тать на повышенных глубинах и скоростях трале ния; замена скоб и гребенок для крепления лапок на стержни позволяет устанавливать доски между фальшбортом и траловой дугой на судах бортового траления, а наличие отверстий в районе стержней упрощает регулировку угла атаки доски (переста новку лапок) без заводки ее на Палубу. В настоящее время решением секции промрыбо- ловства технико-экономического совета Главного управления «Севрыба» к внедрению на промысло вых судах нашего бассейна приняты цельнометал лические доски площадью 2,0 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 6.5 кв. м. В текущем году намечается проведение испыта ний опытной партии цельнометаллических трало вых досок площадью 5,5 кв. м. с целью замены ими в последующем металлических досок площадью 5.5 кв.м, разработанных Кандалакшским механиче ским заводом и применяемых в настоящее время на крупнотоннажных судах. Внедрение на донном траловом промысле цельно металлических траловых досок одного типа с повы шенными гидродинамическими и эксплуатационны ми характеристиками позволит организовать на за воде поточный метод их серийного производства, поднять качество изготовления, снизить стоимость и повысить производительность промысловых су дов за счет более полного использования их мощ ностей и освоения глубоководного промысла. В. ЗАЙЦЕВ, заведующий отделом ЦПКТБ. А, МАКАРОВ, ведущий конструктор ЦПКТБ. Для упрочения брикетов П ОМОЩНИК КАПІІ- , ~ і .\НА по производст ву ППР «Буссоль» Ф, Ильичев предложил іриспособление для упроче- вия брикетов при работе на скумбрии. Обычно брикеты рассыпа лись, проходя через глазу ровку. Это приводило к за держке по упаковке, к закли ниванию глазуровочных ма шин. По предложению по мощника капитала изготови ли трубку в виде душа с кла паном над противнем в райо не снятия крышек. Была Подведена пресная вода. Пос ле этого примерно 150 грам мов воды стало попадать на рыбу, что улучшило склеи- "апие брикетов. А А-А 5 5 - 5 Р а з н о г л у б и н н ы й в е д у т С Т Р В О ВРЕМЯ МОИВЕННОИ ПУТИНЫ на трех судах типа СТР Мурманского рыболовного флота осваивался промысел крупноячейны- ми пелагическими тралами чертежей № 2268, 2152, 2315. Работа показала, что две конструкции длй сейнеров-траулеров неприемлемы, опи тяжелы для таких кораблей. В то же время трал чертежа 2315 (канатный), разработанный в ЦПКТБ, показал себя с самой лучшей стороны. Он имеет большое отличие от других. Первая часть его изготовлена из дели с шагом ячеи 1200 миллиметров. В результате намного уменьшилась затененная площадь сетного полотна. И как следствие — трал имеет меньшее сопротив ление в воде. Вооружали орудия лова в основном по рекомендо ванным схемам ЦПКТБ. На гуж верхней подборы ставили 32 кухтыля из. сплава АМГ в оплетках по шестнадцать штук. На нижнюю подбору — цепь длиной 8,7 метра, диаметром 25 мм. Другая оснаст ка: 70-метровые кабели, регулировочный 60-метро вый конец; 500-килограммовые углубители подве шивали на «лапки» длиной два метра. Доски при меняли крыловидные, площадью 4,0 м3 с дополни тельной загрузкой в 100— 120 килограммов. При таком вооружении вертикальное раскрытие трала при скорости траления 3 ,6—4,0 узла достига ло 2 2—24 метров. Шел он устойчиво на заданном горизонте, особенно — в придонных слоях. Нижнюю подбору можно вести в одном—двух метрах от дна. Иногда наблюдалось касание ею грунта, но порывов сетного полотна не происходило. Надо отметить, что трал хорошо реагирует на изменение скорости хода, а также при выборке и по- травливании ваеров. Пришлось вносить и некоторые изменения в кон струкцию. Так, при первых же уловах стало ясно: мешок от трала чертежа 2268, которыіі рекомендо вало ЦПКТБ, не подходит — он короток. Поэтому не вся рыба проходила, а задерживалась в конусе. Увеличив цилиндрическую часть мешка, добились и увеличения улова и избавились от недостатка. Кстати, рекомендованные ЦПКТБ мешки имеют слабую конусную часть. В дальнейшем надо приме нять более прочный материал. Считаю целесообраз ным заменить однорядную дель конуса мешка на двухрядную, а цилиндрическую часть укрепить каркасом. На фабрике орудий лова при построііке допустили такое нарушение. Все топенанты и пожилнны по ставили из нераскрученного троса. Во время работы образуются колышки. При спуске трала сильно рвется из-за этого сетное полотно. Отсюда — поте ри времени на чинку. Трал (чертеж 2315) можно применять для облова донных пород рыбы, находящейся на грунте или приподнятой над ним. При этом нижняя подбора по центру вооружается бобинцами. Грунтроп длиной 8,7 м надо набивать до веса 2 0 0—250 килограммов. Пространство между основной подборой и грунтро- ном на длине 8,7 м закрывается делью с шагом ячеи 80 мм. Остальное вооружение — обычное для крупноячейных пелагических тралов. Использование пелагических орудий лова с сей неров-траулеров дает возможность намного повы сить эффективность работы этих судов. В. ШЕЛАГИН, флагман-наставник по добыче рыбы управления «Мурманрыбфлот». У друзей по соревнованию ПОДРОБНО- 0 КАНАТНОМ ТРАЛЕ Поскольку канатные тралы стали применяться у нас сравнительно недавно, расскажу об этом под робнее. Трал мы вооружали таким образом. По центру верхней подборы было поставлено 00 кухтылей (с. подъемной силой но 1,6 кг). В районе соединения голых концов с подборой, в сторону гужа — по 25 металлических кухтылей с каждой стороны. Что касается вибратора, то его крепили так. От центра, на расстоянии одного метра привязывали 'концы длиной 7 метров, под вибратор подкладывалн 50-66-миллиметровую дель. Чтобы во время по становки трала вибратор не передвигался, дель н концы привязывали. Нижнюю подбору загружали такелажной цеиыо. общий вес которой составлял 300 кг. Делали фалыиподборѵ. На нее крепили груз, состоящий из цепи. Длина фальшподборы рав нялась длине подборы. Из траловых досок мы предпочли воеьмиметро- еыС* Тоски 6 м2 не дают достаточного распора по rop ifevH T y. Девятиметровые слишком тяжелые. Они работали неустойчиво. Доски же 8 м2 дали наилучнше результаты. Во оружили мы эти доски следующим образом. Кабели- сначала ставили по 70 метров, затем в процессе работы удлиняли их до 100 метров (удлинение ниж него кабеля оставили 2,5 метра). Сосредоточенный груз — 900 кг устанавливался в местах соединения голых концов с подборой, на глубинах 6 0—80 и более метров. Вертикальное раскрытие трала рав нялось 2 1—25 метрам. При работе в дневном варианте нижнюю лапку траловых досок переставляли на нижнее отверстие, чтобы сделать больший угол заглубления. Ваера вытравливались меньше. В ночное время нижнюю лапку поднимали на среднее отверстие, больше вы травливали ваера и трал вели ближе от киля. Трал водили, касаясь грунта или на один-два метра от него. На небольших глубинах сосредото ченный груз составлял 6 0 0—650 кг. Трал становил ся еще маневренней. Было легко подбирать его ле бедкой, не снижая хода. Это делалось в основном в дневное время. Траления производились при скорости пять уз лов. при 95-процентной нагрузке на главный двига тель. Уловы при облове скумбрии или ставриды возросли. Уменьшение сопротивления дало возможность подбирать трал на среднем ходу, что в значитель ной степени предотвратило выход пз’трала в момент выборки. Трал чутко реагирует на изменение ско рости, аварийность его в значительной степени ни же, чем у сетных тралов. Порванные канаты можно заменять в процессе выборки, времени эта опера ция занимает мало. ГІо уловистости канатный трал пе уступает сетным, напротив, берет более высокие уловы. Это особенно заметно при облове подвижных косяков. Им лучше работать н на плохих грунтах, поскольку он маневренней. В порядке рекомендации считаю необходимым отметить несколько моментов. При изготовлении трала необходимо на завязку канатов пускать оо- лее длинные концы, ибо добрая половина канати ков развязалась и их пришлось перевязывать. I о- лые концы предлагаю изготавливать из стально го 15-мм троса, причем нижний голый конец дол жен быть 19—20 мм. При выборке трала голые концы наматываются на барабан. Геркулес выходит быстро из строя так же, как и ваера 23,5 м. кото рые хороши только для донного траления. Канатные тралы зарекомендовали себя с отлич ной стороны Их ждут на промысле. В. КУЗИН, старший мастер БМРТ «Ян Руд- зутак».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz