Рыбный Мурман. 1976 г. Август.
Траление—только прицельное (Из опыта работы судоводителей Б М Р Т ,,Пассат -2“ на пелагичесном лове скумбрии) П ЕРЕХОД В РАЙОН ПРОМЫСЛА, д о л о г он или короток, мы всегда используем для тех нической учебы судоводителей. Штурманы еще и еще раз изучают обязанности вахтенного помощника капитана, согласно «Уставу службы на судах флота рыбной промышленности», наставле ния по швартовым и грузовым операциям, норма тивные документы по ведению промысла, навига ционную обстановку в раііоне и т. д. Заблаговременно на карты и планшеты были на несены районы омаровых ловушек и районы, отве денные для производства грузовых операций. При подходе к району промысла мы произвели регулировку приборов. Зная, что правильно вы бранная скорость траления — важное условие ус пеха, тщательно отрегулировали лаг, чтобы он да вал правильные показания на малых скоростях: постоянно наблюдая за скоростью, можно судить и об улове — если в трале 15—20 тонн рыбы, то скорость при неизменной работе движителя судна падает на 0 ,3—0,5 узла. Чтобы постоянно знать, в какой точке эхограммы эхолота находится трал по дальности, необходимо иметь и использовать таблицу отстояния трала от судна по длине вытравленных ваеров и скорости траления. Проще ориентироваться в эхограмме эхолота и находить на ней положение трала, если горизон тальный и вертикальный масштабы записи на са мописцах «1Іалтуса-М» (работавшего у нас в режи ме эхолота) и «Кальмара» (работавшего с ИГЭК-у) одинаковы. Для этого приборы работали в диапазонах 0—200 м и подбиралась одинаковая скорость протяжки бумаги. *При работе на пелагическом промысле в боль шой группе судов судоводитель должен решать множество задач, в то лее время он лишен возмож ности надолго отвлекаться от наблюдения за окру жающей обстановкой и уходить в штурманскую рубку. Поэтому большую роль играет организация рабочего места. Так, например, на судах пр. 394а микрофоны «Березки» находятся на пульте левого борта, а гидроакустические приборы по правому борту. Чтобы не бегать с борта на борт при подаче команд на траловую лебедку, к месту размещения приборов «Пэлтус-М» и «Кальмар» у нас выведены второй микрофон и динамик. Под рукой должны быть и различные справоч ные таблицы (сравнительная таблица скоростей, таблица пройденного расстояния по времени и ско рости и др.). Для того, чтобы штурман мог своевременно за писать информацию, полученную по УКВ-станции, у пульта управления ею у нас всегда есть тетрадь и карандаш. Матросы-рулевые также приучены не только удерживать судно на курсе, но и помогать вахтен ному помощнику капитана. Они под его контролем поднимают и спускают рыболовные знаки и флаги, включают и переключают сигнальные огни и палубное освещение, отвечают на телефонные звонки и вызовы по УКВ «Корабль» (телефон и пульт управления «Кораблем» находятся рядом с пультом рулевого управления), предупреждают штурмана о приближающихся судах. Пробыв на вахте 4 часа, штурман хорошо знает обстановку (для этого он постоянно прослушивает переговоры других судов по УКВ, во время промыс ловых советов у нас их слушает не только капи тан, но и вахтенный помощник капитана, настраи вая на соответствующую частоту приемник РТ-50 в штурманской рубке, динамик, который выведен в рулевую рубку). А для того, чтобы он смог под робно передать информацию сменяющему его то варищу, заступающий на вахту штурман прихо дит на мостик заблаговременно. В условиях большой скученности флота и нали чии рыбы на небольшой площади, при быстрой смене обстановки вахтенному помощнику очень тяжело одному вести трал, расходиться с судами, следить за промысловой обстановкой. Поэтому почти все время, а в условиях ограниченной види мости постоянно, на мостике, кроме вахтенного по мощника, находились либо капитан, либо старший помощшік капитана. При такой организации капитан или старший помощник находились у пульта приборов «Пал- тус-М» и «Кальмар» и вели контроль за тралом, а вахтенный помощник контролировал место судна (что особенно важно при работе вблизи режимных зон и омаровых ловушек), расходился с другими судами, вел наблюдение за окружающей обстанов кой и прослушивал переговоры судов по УКВ, «вы лавливая» информацию о промысле. Даже в усло виях хорошей видимости постоянно работала одна из РЛС, это помогало безопасному расхождению с другими судами. Важное значение в обеспечении безаварийной работы судоводители БМРТ «Пассат-2» придавали правильности и своевременности выставления ог ней, знаков и флагов, так как неправильное или несвоевременное их выставление дезинформирует экипажи судов и может повлечь за собой нежела тельные последствия. Для отряда судов «Мурманрыбфлота» флагма ном было разрешено использовать радиостанцию «Акация» для обмена информацией. При большой количестве судов каналы «Корабля» почти всегда заняты, поэтому отдельныіі канал связи для груп пы судов очень помогал, и судоводители БМРТ «Пассат-2» всегда своевременно и точно давали сведения о промысле. Кроме информации о промысле, получаемой от других судов, мы использовали карты погоды и кар ты температур поверхности моря, ибо невозможно успешно вести поиск скумбрии, не зная гидрометео обстановку района. Проанализировав карты погоды и изотерм, мы наложили на планшет градиентные зоны с перепадом температур от 6 до 12 градусов. Такие зоны являлись наиболее перспективными для образования концентраций скумбрии. Ввиду того, что пелагические скопления скумб рии весьма подвижны, после каждого траления приходится вести местный поиск, и только обна ружив стаю, прицельно ставить трал. При наличии ветра курсы траления лучше располагать по ветру и на ветер. На практике поступали так: обнаружив запись скумбрии на эхолоте, разворачивали судно на ветер и начинали спуск трала, затем «на досках» разво рачивались и травили ваера. Маневр рассчитывал ся так, чтобы к моменту выхода на стаю трал был на нужном горизонте (или на грунте). Хорошие результаты получались, когда суда на шей группы взаимно наводили друг друга на стан. Экипаж судна, обнаруживший косяк, сообщал об этом на другие суда и ставил трал, остальные ставили тралы ему в кильватер или контркурсом и затем обменивались данными, у кого в каком го ризонте запись, какие заходы и пр. Зачастую в светлое время суток скумбрия опу скалась на грунт. В этом случае она не всегда от мечалась самописцем эхолота, но фиксировалась электронным отметчиком. Трал приходилось са жать на грунт, «вдавливая» его таким образом, чтобы вертикальное раскрытие было порядка 12—15 м. В. МАЦИН. капитан-директор БМРТ «Пассат-2». Березенко Дмитрий Васильевич в Мурманском ордена Октябрьской Революции траловом флоте на хорошем счету. Он возглавляет экииаж РТ-300 «Муром», который особенно отлично поработал 9 весеннюю окуневую путину. Сейчас судно стоит в ремонте. Коллектив оказывает судоремотникам ■" ловую поддержку. Он торопится выйти в море, чтобы подготовить 59-й годовщине Великого Ок тября достойную встречу. Фото Б. Щукина, Отлично руководит вахтой матросов мастер по до быче РТ-319 «Могилев» Г. П. Кочергин. Пять рей сов подряд она завоевывала первое место в социа листическом соревновании. Геннадий Петрович — ударник коммунистическо го труда, член судового комитета профсоюза, егд имя — на Доске почета. Фото Б. Щукина. Испытан в высоких широтах В ПОСЛЕДНЕМ РЕЙСЕ мы работали в запо лярных широтах. Сначала промысел вели донными тралами, а во второй половине ию ля стали работать пелагическими в придонном и донном вариантах. Трал вели по грунту, уменьшая его раскрытие до 6'—7 метров. Рыба держалась в стороне от ледяных полей. Уловы составляли до 20 тонн за 2,5 —3 часа траления, вдвое-втрое вы ше, чем при работе донным тралом. Рыбозапнсь была в виде туманной ленты в несколько слоев, над грунтом и на грунте. Вели трал по нижней из этих лент, ориентируясь по наличию заходов рыбы в трал. В конце июля в связи с ухудшением промысло вой обстановки мы перешли в другой район. Рабо тали на глубинах 160— 190 метров. Уловы за пол тора часа траления составляли 20 тонн пикши. Лучшие подъемы были в светлое время суток. Здесь мы вели промысел до половины августа, пока не пропали косяки. Затем направились в Северо- Западную Атлантику. В СЗА в основном мы промышляли па западных свалах Большой Ньюфаундлендской банки. При ослаблении промысловой обстановки ночью переме щались на восточный свал, хотя западные свалы имеют лучшие грунты. Работали тралами «Хек», «Треска-М» и 36-метровым. Более удачные трале ния были в светлое время. Ночные уловы состав ляли 1— 1,5 тонны за 2 ,5—3 часа траления. На во сточных свалах стабильно работали на глубине 270—350 метров. Рыба здесь держалась почти по стоянно. Впоследствии из-за большой аварийности промвооружеиия, потерь трала с грунтропом вынуж дены были перейти па другой свал. Работали ком бинированными грунтропами, средняя секция со стояла из 600-мм бобинцев, крыловые секции — бобинцы 500-мм. Из-за нехватки бобинцев 500 мм вооружить грунтроп плотно набранными бобинцами — через одну катушку — мы не имели возможно сти. Поэтому в двух грунтропах. наряду с 600-мм бобинцами, использованными в средней секции, в крыловые секции включались -100-Мм бобинцы впе ремежку с 500-мм. Такое положение привело к по- і ышеиной аварийности тралов -— проседающие .между бобинцами участки грунтропа захватывали камни, в том числе и мелкие, которые, скатываясь в куток, рвали низ трала, протирали мешок. Высо ка;! аварийность промвооружеиия вынудила нас уйти из этих квадратов, хотя в тот момент рыба здесь ловилась хорошо. Довелось нам ловить и на больших глубинах. Рыба держалась на глубине 670—750 метров, по степенно отходя на большие. Промысел вели дойным тралом «Треска-М». Надо сказать, уловы были не плохие, но из-за нехватки ваеров, когда макрурус отошел на глубину 980— 1100 метров, мы вынуж дены были уйти на облов мойвы. Здесь работали пелагическим 62,6 м тралом. Уло вы наши по сравнению с уловами однотипных су дов «Запрыбы» и «Севрыбы», работавших рядом, были значительно ниже. Какие же можно сделать выводы? При направлении промысловых судов в Баренце во море необходимо учитывать преобладание в том районе пелагического лова, более полно обеспечи вать штурманский состав промысловыми планше тами. При работе на Большой Ньюфаундлендской бан ке в значительной степени наблюдалось смещение промысловых скоплений на большие глубины. По этому промысел был затруднен. Тяжелые грунты, большая аварийность промвооружеиия снижали эф фективность промысла. Суда, идущие в эти районы, необходимо снабжать большим количеством круп ных бобинцев, глубоководных кухтылей, ваерным и кабельным тросами с учетом условий работы. Лучшими тралами на промысле оказались тралы <Треска-М» и 36-метровый. Желательно иметь трал чертежа 2050 «Севрыбы». А. ОРЛОВ, старший мастер по добыче БМРТ «Кришьян Валдемзр».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz