Рыбный Мурман. 1976 г. Август.

Траление—только прицельное (Из опыта работы судоводителей Б М Р Т ,,Пассат -2“ на пелагичесном лове скумбрии) П ЕРЕХОД В РАЙОН ПРОМЫСЛА, д о л о г он или короток, мы всегда используем для тех­ нической учебы судоводителей. Штурманы еще и еще раз изучают обязанности вахтенного помощника капитана, согласно «Уставу службы на судах флота рыбной промышленности», наставле­ ния по швартовым и грузовым операциям, норма­ тивные документы по ведению промысла, навига­ ционную обстановку в раііоне и т. д. Заблаговременно на карты и планшеты были на­ несены районы омаровых ловушек и районы, отве­ денные для производства грузовых операций. При подходе к району промысла мы произвели регулировку приборов. Зная, что правильно вы­ бранная скорость траления — важное условие ус­ пеха, тщательно отрегулировали лаг, чтобы он да­ вал правильные показания на малых скоростях: постоянно наблюдая за скоростью, можно судить и об улове — если в трале 15—20 тонн рыбы, то скорость при неизменной работе движителя судна падает на 0 ,3—0,5 узла. Чтобы постоянно знать, в какой точке эхограммы эхолота находится трал по дальности, необходимо иметь и использовать таблицу отстояния трала от судна по длине вытравленных ваеров и скорости траления. Проще ориентироваться в эхограмме эхолота и находить на ней положение трала, если горизон­ тальный и вертикальный масштабы записи на са­ мописцах «1Іалтуса-М» (работавшего у нас в режи­ ме эхолота) и «Кальмара» (работавшего с ИГЭК-у) одинаковы. Для этого приборы работали в диапазонах 0—200 м и подбиралась одинаковая скорость протяжки бумаги. *При работе на пелагическом промысле в боль­ шой группе судов судоводитель должен решать множество задач, в то лее время он лишен возмож­ ности надолго отвлекаться от наблюдения за окру­ жающей обстановкой и уходить в штурманскую рубку. Поэтому большую роль играет организация рабочего места. Так, например, на судах пр. 394а микрофоны «Березки» находятся на пульте левого борта, а гидроакустические приборы по правому борту. Чтобы не бегать с борта на борт при подаче команд на траловую лебедку, к месту размещения приборов «Пэлтус-М» и «Кальмар» у нас выведены второй микрофон и динамик. Под рукой должны быть и различные справоч­ ные таблицы (сравнительная таблица скоростей, таблица пройденного расстояния по времени и ско­ рости и др.). Для того, чтобы штурман мог своевременно за­ писать информацию, полученную по УКВ-станции, у пульта управления ею у нас всегда есть тетрадь и карандаш. Матросы-рулевые также приучены не только удерживать судно на курсе, но и помогать вахтен­ ному помощнику капитана. Они под его контролем поднимают и спускают рыболовные знаки и флаги, включают и переключают сигнальные огни и палубное освещение, отвечают на телефонные звонки и вызовы по УКВ «Корабль» (телефон и пульт управления «Кораблем» находятся рядом с пультом рулевого управления), предупреждают штурмана о приближающихся судах. Пробыв на вахте 4 часа, штурман хорошо знает обстановку (для этого он постоянно прослушивает переговоры других судов по УКВ, во время промыс­ ловых советов у нас их слушает не только капи­ тан, но и вахтенный помощник капитана, настраи­ вая на соответствующую частоту приемник РТ-50 в штурманской рубке, динамик, который выведен в рулевую рубку). А для того, чтобы он смог под­ робно передать информацию сменяющему его то­ варищу, заступающий на вахту штурман прихо­ дит на мостик заблаговременно. В условиях большой скученности флота и нали­ чии рыбы на небольшой площади, при быстрой смене обстановки вахтенному помощнику очень тяжело одному вести трал, расходиться с судами, следить за промысловой обстановкой. Поэтому почти все время, а в условиях ограниченной види­ мости постоянно, на мостике, кроме вахтенного по­ мощника, находились либо капитан, либо старший помощшік капитана. При такой организации капитан или старший помощник находились у пульта приборов «Пал- тус-М» и «Кальмар» и вели контроль за тралом, а вахтенный помощник контролировал место судна (что особенно важно при работе вблизи режимных зон и омаровых ловушек), расходился с другими судами, вел наблюдение за окружающей обстанов­ кой и прослушивал переговоры судов по УКВ, «вы­ лавливая» информацию о промысле. Даже в усло­ виях хорошей видимости постоянно работала одна из РЛС, это помогало безопасному расхождению с другими судами. Важное значение в обеспечении безаварийной работы судоводители БМРТ «Пассат-2» придавали правильности и своевременности выставления ог­ ней, знаков и флагов, так как неправильное или несвоевременное их выставление дезинформирует экипажи судов и может повлечь за собой нежела­ тельные последствия. Для отряда судов «Мурманрыбфлота» флагма­ ном было разрешено использовать радиостанцию «Акация» для обмена информацией. При большой количестве судов каналы «Корабля» почти всегда заняты, поэтому отдельныіі канал связи для груп­ пы судов очень помогал, и судоводители БМРТ «Пассат-2» всегда своевременно и точно давали сведения о промысле. Кроме информации о промысле, получаемой от других судов, мы использовали карты погоды и кар­ ты температур поверхности моря, ибо невозможно успешно вести поиск скумбрии, не зная гидрометео­ обстановку района. Проанализировав карты погоды и изотерм, мы наложили на планшет градиентные зоны с перепадом температур от 6 до 12 градусов. Такие зоны являлись наиболее перспективными для образования концентраций скумбрии. Ввиду того, что пелагические скопления скумб­ рии весьма подвижны, после каждого траления приходится вести местный поиск, и только обна­ ружив стаю, прицельно ставить трал. При наличии ветра курсы траления лучше располагать по ветру и на ветер. На практике поступали так: обнаружив запись скумбрии на эхолоте, разворачивали судно на ветер и начинали спуск трала, затем «на досках» разво­ рачивались и травили ваера. Маневр рассчитывал­ ся так, чтобы к моменту выхода на стаю трал был на нужном горизонте (или на грунте). Хорошие результаты получались, когда суда на­ шей группы взаимно наводили друг друга на стан. Экипаж судна, обнаруживший косяк, сообщал об этом на другие суда и ставил трал, остальные ставили тралы ему в кильватер или контркурсом и затем обменивались данными, у кого в каком го­ ризонте запись, какие заходы и пр. Зачастую в светлое время суток скумбрия опу­ скалась на грунт. В этом случае она не всегда от­ мечалась самописцем эхолота, но фиксировалась электронным отметчиком. Трал приходилось са­ жать на грунт, «вдавливая» его таким образом, чтобы вертикальное раскрытие было порядка 12—15 м. В. МАЦИН. капитан-директор БМРТ «Пассат-2». Березенко Дмитрий Васильевич в Мурманском ордена Октябрьской Революции траловом флоте на хорошем счету. Он возглавляет экииаж РТ-300 «Муром», который особенно отлично поработал 9 весеннюю окуневую путину. Сейчас судно стоит в ремонте. Коллектив оказывает судоремотникам ■" ловую поддержку. Он торопится выйти в море, чтобы подготовить 59-й годовщине Великого Ок­ тября достойную встречу. Фото Б. Щукина, Отлично руководит вахтой матросов мастер по до­ быче РТ-319 «Могилев» Г. П. Кочергин. Пять рей­ сов подряд она завоевывала первое место в социа­ листическом соревновании. Геннадий Петрович — ударник коммунистическо­ го труда, член судового комитета профсоюза, егд имя — на Доске почета. Фото Б. Щукина. Испытан в высоких широтах В ПОСЛЕДНЕМ РЕЙСЕ мы работали в запо­ лярных широтах. Сначала промысел вели донными тралами, а во второй половине ию­ ля стали работать пелагическими в придонном и донном вариантах. Трал вели по грунту, уменьшая его раскрытие до 6'—7 метров. Рыба держалась в стороне от ледяных полей. Уловы составляли до 20 тонн за 2,5 —3 часа траления, вдвое-втрое вы­ ше, чем при работе донным тралом. Рыбозапнсь была в виде туманной ленты в несколько слоев, над грунтом и на грунте. Вели трал по нижней из этих лент, ориентируясь по наличию заходов рыбы в трал. В конце июля в связи с ухудшением промысло­ вой обстановки мы перешли в другой район. Рабо­ тали на глубинах 160— 190 метров. Уловы за пол­ тора часа траления составляли 20 тонн пикши. Лучшие подъемы были в светлое время суток. Здесь мы вели промысел до половины августа, пока не пропали косяки. Затем направились в Северо- Западную Атлантику. В СЗА в основном мы промышляли па западных свалах Большой Ньюфаундлендской банки. При ослаблении промысловой обстановки ночью переме­ щались на восточный свал, хотя западные свалы имеют лучшие грунты. Работали тралами «Хек», «Треска-М» и 36-метровым. Более удачные трале­ ния были в светлое время. Ночные уловы состав­ ляли 1— 1,5 тонны за 2 ,5—3 часа траления. На во­ сточных свалах стабильно работали на глубине 270—350 метров. Рыба здесь держалась почти по­ стоянно. Впоследствии из-за большой аварийности промвооружеиия, потерь трала с грунтропом вынуж­ дены были перейти па другой свал. Работали ком­ бинированными грунтропами, средняя секция со­ стояла из 600-мм бобинцев, крыловые секции — бобинцы 500-мм. Из-за нехватки бобинцев 500 мм вооружить грунтроп плотно набранными бобинцами — через одну катушку — мы не имели возможно­ сти. Поэтому в двух грунтропах. наряду с 600-мм бобинцами, использованными в средней секции, в крыловые секции включались -100-Мм бобинцы впе­ ремежку с 500-мм. Такое положение привело к по- і ышеиной аварийности тралов -— проседающие .между бобинцами участки грунтропа захватывали камни, в том числе и мелкие, которые, скатываясь в куток, рвали низ трала, протирали мешок. Высо­ ка;! аварийность промвооружеиия вынудила нас уйти из этих квадратов, хотя в тот момент рыба здесь ловилась хорошо. Довелось нам ловить и на больших глубинах. Рыба держалась на глубине 670—750 метров, по­ степенно отходя на большие. Промысел вели дойным тралом «Треска-М». Надо сказать, уловы были не­ плохие, но из-за нехватки ваеров, когда макрурус отошел на глубину 980— 1100 метров, мы вынуж­ дены были уйти на облов мойвы. Здесь работали пелагическим 62,6 м тралом. Уло­ вы наши по сравнению с уловами однотипных су­ дов «Запрыбы» и «Севрыбы», работавших рядом, были значительно ниже. Какие же можно сделать выводы? При направлении промысловых судов в Баренце­ во море необходимо учитывать преобладание в том районе пелагического лова, более полно обеспечи­ вать штурманский состав промысловыми планше­ тами. При работе на Большой Ньюфаундлендской бан­ ке в значительной степени наблюдалось смещение промысловых скоплений на большие глубины. По­ этому промысел был затруднен. Тяжелые грунты, большая аварийность промвооружеиия снижали эф­ фективность промысла. Суда, идущие в эти районы, необходимо снабжать большим количеством круп­ ных бобинцев, глубоководных кухтылей, ваерным и кабельным тросами с учетом условий работы. Лучшими тралами на промысле оказались тралы <Треска-М» и 36-метровый. Желательно иметь трал чертежа 2050 «Севрыбы». А. ОРЛОВ, старший мастер по добыче БМРТ «Кришьян Валдемзр».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz