Рыбный Мурман. 1976 г. Апрель.
ГЛУБОКАЯСВЯЗЬ Тесная связь с задачами, поставленными X X V съездом К П С С , — непременное условие каждого занятия в системе партийной учебы на БМРТ «Се верное сияние».'Пропагандисты первый помощник капитана Н. Ф. Гавриков и старший механик И. Л Ботвенко, а также все слушатели поднимают на за нятиях вопросы о борьбе за эффективность произ водства, качество продукции, технический прогресс и режим экономии. Это не замедлило сказаться на труде всего экипа жа. На судне теперь тщательно очищается трал по сле каждого подъема, объявлен поход за экономию тары, во избежание потерь сырья реконструирована крышка бункера. Если за весь прошлый год было подано восемь рационализаторских предложений и из них четыре внедрено, то только в этом рейсе по дано 10 и семь из них уже в производстве. Партийная учеба помогает морякам глубже раз бираться в обстановке, более четко видеть свои за дачи. Сейчас на БМРТ «Северное сияние», как и на других судах тралового флота, идет подготовка к итоговым занятиям. к. и л ь и н . Главный механик ТР «Хибинские горы» комму нист Владимир Иванович Вишневский в 1971 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. К концу пятилетии он был удостоен еще одной на грады — Знака «Ударник 9-й пятилетки». Фото Б. Щукина. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ З а б о т ы б о ц м а н с к и е У НАС НА СЕВЕРЕ есть два однотипных фло та. Это Архангельский и Мурманский трало вые флота. Кто наблюдал, знает, что в Архангельском фло те санитарное состояние судов гораздо лучше. А почему? Видимо, потому, что боцманы нашего фло та от обработки рыбы не освобождены. Особенно это сказывается в летнее время. Ведь бывает так только зачистил ржавчину, засуричил и уже собрал ся закрасить, а по трансляции объявляют аврал. Я иг против авралов. Рыба рыбой, но и пароход нуж но содержать в надлежащем порядке, чтобы моря кам было приятнее на нем работать, жить. Мое мнение: нужно давать боцману больше вре- мени для покраски. Шторки у коек могут показаться мелочью, на са м ом деле они создают уют в каюте. Шторки у нас подвешивают на деревянных палках. Металлические кольца на этих палках легко сколь зят: в качку шторки «гуляют» от одной переборки к другой, моряку приходится непрерывно их по правлять. Это портит настроение. Поэтому моряки снимают эти палки и выбрасывают за борт, а на их место натягивают капроновый фал. Капрон вытяги вается со временем, каюты напоминают цыганские шалаши. А между тем, на Балтике этот вопрос ре шили просто. Металлические трубки для подвески штор затянуты в резиновую оболочку, капроновые кольца не проскальзывают и двигаются бесшумно, не беспокоят моряка. Это, если подумать, дешево и удобно, даже красиво. У нас на флоте есть капитаны-наставники, трал мейстеры-наставники, даже повара-наставники, и они периодически выходят в море оказать помощь своим менее опытным товарищам. Боцманов-на- етавников, к сожалению, нет. Кроме как старпому, некому помочь на судне боцману. А ведь есть боц маны работящие, но неопытные. Случается иногда такое, что не могут справиться с брашпилем, пото му что не знают всех тонкостей механизма. Есть боцманы расхлябанные. Вот для таких на ставник необходим в первую очередь. Такие ста раются быстрее кое-как ошвартовать судно у при чала, кое-как «пропихнуть» белье в стирку, сапоги Ф- в ремонт, огнетушители — на заправку, схва тить чемоданчик и скорее домой. А как бы было хорошо, если бы пришел на судно наставник, прове рил состояние боцманского имущества и вынес оцен ку в специальном журнале. После «двойки», я ду маю, нерадивый боцман закрутился бы волчком, по тому что терял бы часть премии. Ведь ни для кого не секрет, что иной раз приходится принимать дела от боцмана, у которого вообще никакого учета не велось. Дальше, не все ладно с тралмейстерским соста вом. Они вешают свои гужики где попало, ростят концы на дверных ручках, пачкают все солидолом. Сладу с ними нет, а был бы наставник — обяза тельно помог бы навести порядок. Есть много других неувязок. Но разве обо всем расскажешь. Нужно, чтобы на судах, в управлении флота подумали об этих «мелочах». # Э т о ш п т ѳ р ѳ е ш о | ФОТОАППАРАТ 1 НА ДНЕМОРЯ I ; С ТО ЛЕТ НАЗАД ученые считали, что океан- } ские глубины безжизненны: ведь там нет пи- I щи, вечный холод, беспросветный .мрак, ко- | лоссальное давление...Однако в кругосветном плава нии экспедиционного судна «Челленджер» (в семиде сятые годы прошлого столетия) впервые были употре блены исследовательские тралы и драги, позволяю щие обловить придонные и промежуточные слои по глубинам до километра и более. Из океанских пучин было извлечено множество своеобразных рыб и бес позвоночных, в том числе и неизвестных науке. Од нако самые крупные и подвижные обитатели глу бин избегают исследовательских орудий лова. Ког да американский зоолог У. Биб погрузился на кило метровую глубину в шарообразной стальной камере (батисфере), он увидел не только мелких, но и ог ромных рыб, длиной до шести метров. Но поймать их не удавалось до сих пор. Следовательно, оставался открытым вопрос: ка ковы общая биомасса и видовой состав глубоковод ного населения океана, включая и самых «неулови мых». На этот вопрос помогает ответить подводное фо тографирование, успешно применяемое для мор ских н аучно-промысл qj% > іх исследований. Несколько лет назад работники ПИНЯ*© сконструировали ав томатическую нодводную фотокамеру, которая крепится на движущемся промысловом трале и пе риодически производит съемки с одновременным включением осветительного устройства. С помощью этой камеры удалось, например, подсчитать, сколь ко рыб, оказавшихся на пути трала, попадает в ме шок, а сколько уходит. Другими словами, были оп ределены коэффициенты уловистости трала по отно шению к основным промысловым рыбам — треске, палтусу, камбале-ершу и др. (См. журнал ■-■Рыбное хозяйство» № 7, 1973 г.). Интересную конструкцию подводной фотокамеры создали американские ученые. Она снабжена буй ком на коротком лине и опускается на глубину до семи километров, где через заданные промежутки времени производит съемки с подсветкой. В зоне фотографирования на балласте, подвешенном к фо токамере, обычно привязывают приманку (рыбу), привлекающую глубоководных хищников. Закончив съемку, камера автоматически сбрасывает балласт и всплывает. На проявленных фотопленках исследователи увидели многочисленных, в том числе и очень круп ных, рыб и беспозвоночных животных. Подтверди лась важная закономерность (которую автор на стоящих строк отмечал в книге «Блуждающие со кровища», М. 1971 г.): рыбы, которые в высоких широтах распространены на умеренной глубине, не редко обитают и в тропиках, только держатся там гораздо глубже. Например, обыкновенная полярная акула на севере попадается в трал обычно вместе с треской, на глубинах 100—200 метров, ловили ее и на уду совсем недалеко от поверхности моря. А вот описанная выше фотокамера неоднократно ре гистрировала полярных акул у Южной Калифорнии, но уже на глубинах, измеряемых километрами. Там были сфотографированы очень крупные экземпля ры, длиной до 5—8 метров. С помощью той же фотокамеры американцы вы полнили количественный учет глубоководных рыб и беспозвоночных, При этом приманку не привязы вали, ведь нужно было оценить обычные, природ ные, а не искусственно созданные концентрации. Выяснилось, что рыба-угольщик, которую давно и успешно промышляют в районе Аляски и Британ ской Колумбии, чрезвычайно многочисленна также у Южной Калифорнии, но на труднодоступных глу бинах — от 800 до 1500 метров. Ее общая биомас са в этом районе определена в восемь миллионов центнеров. Еще значительнее там биомасса крупных креветок. Таким образом, подводные фотокамеры и в пря мом и в переносном смысле бросают свет на жизнь таинственных морских глубин. А жизнь эта, судя по всему, богата и разнообразна. К. КОНСТАНТИНОВ, зав. лабораторией дон- | ных рыб ПИНРО, кандидат биологических | наук. І Более двадцати лет работает на Кандалакшском || механическом заводе Василий Сидорович Карначев. ! Здесь он прошел путь до токаря высшего квалифи кационного разряда. И не случайно при организации мастерской БРИЗа, где требуются от человека осо бое мастерство и творческая смекалка, его направи- ; ли работать на этот сложный участок работы. Опытный специалист своего дела оправдывает та- j кое назначение. Он успешно участвовал в соз- і дании новых специализированных участков — по } изготовлению кдкнкетиых задвижек, шкерочных но- j жен, блокформ скороморозильных установок. Сейчас Василий Сидорович вместе с товарища- | ми работает над изготовлением полуавтоматов ііия ; сварки алюминиевых кухтылей. Ввод в строй дейст вующих новых агрегатов позволит коллективу пред приятия увеличить выпуск поплавков для глубоко водного и разноглубинного траления. На снимке: токарь Кандалакшского мехаиическо- р го завода В. С. Кавначев. Фото А . Вандина, j А. СЕДОВ, боцман РТ-261 «Воткинсн».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz