Рыбный Мурман. 1976 г. Апрель.
1 п ИЮНЕ 1925 ГОДА эскадра Балтийского фло- ,? К та в составе двух линкоров и нескольких эс- ,? минцев впервые после Октябрьской револю- \ лші совершила большой поход по Балтике. Это пла- А •• ние проходило под руководством М. В. Фрунзе — Л председателя Реввоенсовета СССР и Народйого ко- ? іііссара по военным и морским делам. Л В том памятном походе посчастливилось участво- л иать и нам, тогдашним курсантам военно-морского •? училища. } М В. Фрунзе внимательно наблюдал за мапеври- 1 роваішем кораблей при съемке с якоря н пере- і строениях в походный ордер. Потом он детально і осмотрел центральный пост, одну из башен двена- Ф дцатидюіімовых орудий главного калибра, отсек под- \ и.дных торпедных аппаратов, побывал в котельных машинных отделениях, где специалисты несли і ьахту в условиях больших температур. Повсюду I Фрунзе душевно беседовал с моряками, ннтересо- I валея деталями службы, отдыха, питания. Тут же. 1 на корабле, нарком отдал приказ по флоту об уве- 1 лнчснин пайка на время походов. 1 Каждое утро за полчаса до подъема флага Фруп- і зй поднимался на ходо- ■5 еой .мостик н знако- “1 милея по карте с об 1 ■іановкой. Он посещал * политзанятия, внима- ‘I н лыю слушал полит- ‘і пуков і; матросов, а за- I тем сам простым и по- 1 ‘ нятпым языком делал (I заключения по теме. V Когда эскадра стала '(I па якорь, меня назна- V чили часовым у флага. I* Я, не шелохнувшись, і' стоял на краешке кор- II мы лннкора-великана. |і Вдруг из люка вышел і1 невысокого роста военный в армейской форме и I' стал прохаживаться по палубе. Прохаживается. і1 а сам на меня посматривает и улыбается в рыжева- # тые усы. Я пыжился, хмурился —- часовому пола- f ается быть строгим, но в конце концов заулыбался. Мне шел двадцатый год. - Не устали? — спросил военный. - На посту не полагается разговаривать, - сно са окаменел я и тут услышал с кормового мостина голос К. Е. Ворошилова, которого уже встречал и знал в лицо. —Михаил Васильевич! Товарищ Фрунзе! Не же лаете взглянуть на берег в дальномер? Только теперь я понял, с кем имел дело. Не уз нал я наркома! Случилось так, что во время прибы тия Фрунзе на линкор, когда он обходил строй и здоровался с экипажем, меня не было. Я стоял ко чегарную вахту у котлов в глубоком чреве корабля. 22 июня па юте «Марата» были собраны все мо ряки, свободные от вахт и дежурства, чтобы послу* шать доклад М. В. Фрунзе о международном поло* ліенни. Здесь же присутствовали и делегаты ( эскадренных миноносцев. Доклад произвел на нае огромное впечатление. После доклада завязалась живая беседа. — Известно, что английский флот в Финском за ливе разгуливает. Не тесно нам будет при возвра щении в Кронштадт? — спросили наркома моряки. — Да, крейсер и четыре эсминца англичан в Фин ском заливе следят за нами. Мы, как известно, ссоры не хотим, а что думают они — поживем, уви дим. Конечно, мир еще не вполне обеспечен, — от вечал Фрунзе. — Нас окружают капиталистические государства. Нам надо глубже изучать военное Д«* то. У нас огромная по своему протяжению морская ‘•ванпца. Для успешной ее обороны нужен сильный ■./оепно-морской флот. Мы должны наш флот разви вать п строить новые корабли. В воздухе показались датские гидросамолеты, они вели наблюдение за советской эскадрой. — Когда стреляют двенадцатндюймовки, эти мол чат7 — показал Фрунзе на зенитные пушки, уста новленные па броне трехорудийной башни главного калибра. — Молчат, Михаил Васильевич, — ответили мо ряки. — Мощная ударная волна — зенитчики в башню прячутся. — А если нападут н корабли н самолеты одно временно? Мы помолчали, сдвинув бескозырки на лоб. по том раздались голоса: —■ Да.-а! Так оставлять это дело нельзя! — Пусть командование разрешит, а за нами де ло не станет, готовы стрелять вместе... — Буду ходатайствовать за вас. — ответил Фрунзе. Разговор носил такой непринужденный характер, что я, юныіі воен.мор, осмелился пошутить; — Трудно быть наркомом? — Хлопотно, конечно, — улыбнулся Михаил Васильевич. — Как вам удается все запомнить во всесоюзном масштабе? —• Завязываю • узелки на носовом платке, а в узелки кладу шпаргалки. Мы дружно хохотали. Когда "эскадра шла вдоль берегов Германии и Польши, начался шторм. Эсминцы зарывались в волне. И даже линкор постепенно раскачался. Фрунзе прохаживался по готу, наблюдая за разгулом стихии. — Вы ие укачивае тесь? — спросил один из моряков. — Бывает, да я не показываю вида, — улыбнулся Михаил Ва сильевич. 27 июня эскадра пришла в Кронштадт. Прощаясь, М. В. Фрун зе произнес перед строем краткую речь, и которой отметил достижение флота, подвел итоги похода и наметил ближайшие задачи. Спустя неделю, 3 июля 1925 г., в «Красной звезде» была опубликована статья М. В. Фрунзе: «Нам нужен сильный Балтийский флот». Через три месяца мне посчастливилось вновь встретиться с М. В. Фрунзе, теперь уже в учебном классе военно-морского училища в Ленинграде. В этот день я был дежурным по классу. Выслушав мой рапорт, Михаил Васильевич сказал: — Значит, наплавались, теперь за парту? •*- Так точно. - - ответил я. — Грызем гранит наук. — Очень хорошо! Флоту нужны грамотные ко мандиры. Всем нам запомнилась замечательная речь, кото рую М. В. Фрунзе произнес в Зале революции о строительстве флота и задачах училища. (Забегая вперед, скажу, что многие из курсантов, слушав ших это напутствие полководца-ленинца, стали «последствии крупными военачальниками, от личились в боях н походах. Среди них — адмиралы А. Головко, Ф. Зозуля, Н. Харламов и другие). Прошло после этого немного дней, и Фрунзе не стало. Даже не верилось, что его уже нет в живых. Д вскоре — в январе 1926 года — нашему учили щу было присвоено имя М. В. Фрунзе. Фрунзе ие стало, но его мысль об одновременном отражении атак надводного и воздушного противни* ка не была забыта. На следующий год наш курс проходил практику на линкоре. Командование ре шило провести экспериментальную стрельбу башней главного калибра. В те давние годы я был юным курсантом и, есте ственно, не мог судить о всем комплексе работы, проведенной М. В. Фрунзе на флоте. Потом мы уз нали, с какой глубиной он анализировал вопросы боевого применения кораблей, взаимодействия сил и средств флота, его строительства. Я рассказал здесь лишь о том, чему был сам свидетель и что запало мне в память и сердце на всю жизнь. А. АЛЕКСЕЕВ, капитан I ранга в отставке. С т р а н и ц ы и с т о р и и П од ф л а г о м н а р к о м а 17» Ч ^ Ш ш З З В Ж л то Ивснгнлл возместит ущерб? Д е т , — 15 апреля, время — 16.30. Звонок * ре дакцию. Тревожный... И. И. Игнатьевский, началь ник отдела эксплуатации автобазы главка «Севры- ба», так и сказал: «Помогите!», А потом взволнован но стал рассказывать: — Утром, в назначенное время, согласно заявке второго грузового района, четыре автомашины от правились на дальние причалы, чтобы там получить груз с ТР «Полярный круг» н перевезти его на плав базу «Памяти Кирова», арендованную рыбокомби натом под склад. Погрузили и где-то в начале деся того (далек ли путь?) прибыли на 16-й причал. И вот уже конец рабочего дня, а машины стоят нераз груженным)]. Работники склада продукцию не при нимают. II. И. Игнатьевский с утра был на совещании и о конфликте узнал лишь в полдень. И ьот с этого времени он все звонил, звонил н звонил: в диспетчерскую второго грузового раііона, в диспет черскую управления «Севрыбхолодфлог», начальни ку порта Т. Н. ІЦербаеву, на рыбокомбинат. Потом снова но этому же кругу. Потом... А машины вес стояли. Затем в телефонную круговерть вьтючнлась ре дакция. Выяснилась вся эта в общем-то неприглядная история. Дело обстояло так. ТР «Полярный круг доставил в порт принятые от БМ РТ № 128, 123 и 114 консервы. Злополучным утром предстояло до- выгрузить и отвезти на еклад консервы, принадле жащие двум первым судам, а выгрузили консервы, выработанные на БМРТ-114. На складе отказались принимать продукцию третьего судна. Место было только для продукции двух первых судов. — Мы ни в чем не виноваты, — заявил диспет чер второго грузового района Е. В. Кириллов, — каргоплан неточный. А грузчики тут при чем? Их дело грузить, что дадут. Стивидо» тоже ни при чем. За все отвечает старший трюмныіі судна... — Знали работпнкн порта, что продукция двух судов недовыгружена. Все знали. — говорил глав ный диспетчер управления «Севрыбхолодфлот» Е. Б. Лпшневский. — Только у них стало уже пра вилом: лишь бы скорее, лишь бы выгрузить. А о качестве заботы нет. Тов. Лпшневский не уверен в полной правоте экипажа Т Р «Полярный круг». Считает, что в этом надо разобраться. Но то, что грузчики не всегда до бросовестно относятся к делу, отметил. — Бывает. — говорит он. — при безупречно от- перфорированном грузе они допускают пересортицу. А все спешка. Странно слышать все это. Ведь коллективы пор товиков и <•Севрыбхолодфлота» — участники До говора десяти, у них есть взаимные обязательства. При этом главное условие договора — товарище ская выручка, взаимопомощь. И конечная цель об щая. Финал таков. Консервы были сданы на склад в 23.00. Четыре грузовые автомашины простояли каждая по 14 часов, а вместе — 56. В денежном выражении — это около 300 рублей. Восемь шофе ров (две рабочие смены) выполняли роль карауль ных. Дороговато, однако, обошлась государству такая бесхозяйственность: кто возместит убыток? Е. ЧУЛКОВ.4. ПО БАССЕЙНАМ СТРАНЫ Тренажер для мореходов Не выходя в плавание, к у р санты К али нин гр ад ского высшего инженерного морского училища мо гут научиться у пр авл ять судном в сложной обста новке. Хорошим помощником дл я них стал радио локационный тренаж ер. В двух изолированных друг от друга кабинах кѵ рсан ты -стаж еры выступают в роли капитанов встречных судов. Обстановка м а к сим ально приближ ена к реальной. Исходя из пока заний радиолокатора, к аж дый из них должен быст ро н точно рассчитать и осуществить маневр своего судна. За действиями трени рующи хся курсантов наблюдает капитан-наставник. К тому же все их р е шения дублируются специальным аппаратом. Ради олокацион ный тр енаж ер способен воспроиз вести любую морскую ситуацию. В случае сшибки стаж ер а задачу можно попытаться р ешить заново, что не всегда сдел аеш ь в море. По мнению преподавателей, новый тренаж ер тл;а чнтельно повысит квалификац ию будущих капита нов и ш турманов, помож ет успешнее проводить производственную практику в океане. Б. Б А Б ЛЮ К , корр. ТАСС. В кабинете навигации МВИМУ курсанты за у чебн о й прокладкой курсов судна. Фото Б. Щукина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz