Рыбный Мурман. 1976 г. Апрель.
Н а к о н к у р с : У д а р н и к и 1 0 " А п м т и л е т ж с ш Н А РТ-186 «МИШУКОВ» из штурманов на борту находился только третий помощник Василий Евгеньевич Шелалин. В принципе — не Василий Евгеньевич, а просто Вася. Это еще молодой, очень молодой специалист. Посудите сами. Первый рейс на «малыше», первый раз штурманом — это и вправду немного. От него-то я и услышал ылражение «хороший папа». — О! — говорил он в беседе. — Сработали мы (неожиданно удачно, на удивление удачно. Я ни когда не предполагал, что мой штурманский рейс вудет так богат на рыбу. А- знаете, ведь все он — папа. Хороший у нас папа. Позже появился и сам «папа». Шумливый, рас строенный, он покрикивал, притопывал ногой, ру гался на прорабов рыбного порта, и в море и на берегу, В свое время мы приходи ли в порт заваленные рыбой по комингсы. И ее вы гружали, и еще как выгружали! В общем, ладно, подготовят вам моряки фронт работ, только не за держивайте. И каюта опустела. Через сорок минут матросов судовой команды заменили в трюме портовые рабо чие. Парни, как и в рейсе, привычно окатили свои прорезиненные костюмы водой из шланга и ушли отдыхать на берег. Это было после третьего рейса РТ-186 «Мишуков» в десятой пятилетке. Последний рейс РТ-186 начинался уяіе после то го, как XXV съезд КПСС закончил свою работу. Вот что рассказывал Герман Алексеевич Войнов: — Съезд стал хорошей вехой на пути к еще бо лее высоким достижениям в труде. У меня отлич- Ш Ш І І Ш І І І Ш М І І Ш І І І І І І І І І Ш І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І Ш І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І Ш І І Ш І І І І І І І І І Ш Ш І І І І І М І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І Ш І І І І І І І І І І Ш П І І І Х О Р О Ш И Й „ П А П А " І Ш І І І І І І І І І І І І І І І Ш І І І І І І Ш І І Ш І І І І І І І І Ш І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І Ш Ш І Ш І І І І І І І І Ш І І І І І І І І Ш І І І І І І І І І іМ І І І І І І І І І І І І І І І І І І І Ш Ш І І Ш І І Ш І І І М — Вы только посмотрите, они не хотят выгру жать рыбу! Какую рыбу! Хорошую, золотую, пони маете, рыбу! Мы им 170 тонн полуфабриката даем, а они — ни в какую, потому что я загрузил лишний чердак. — Вы, Герман Алексеевич, не шумите, — сказал один из представителей рыбного порта, — мы не имеем права нарушать технику безопасности. Еще один из центральных чердаков нужно было оставить порожним. Пока рыбу не уберете, не начнем выгруз ку, Простой отнесем за ваш счет, — Ну вот, поговори с ними, — опять взвинтился старыіі капитан, — я им про черное, а они мне про белое. У меня есть радиограмма, в которой ясно сказано, что я имею право загружать горловину, оставив один чердан свободным. Милые мои, я не мог не брать рыбу, пока она ловилась. Герман Алексеевич вдруг остановился, подумал, решительно тряхнул головой и сказал: — Ладно, не хотите—найдем выход. Евгеньевич, зайди ко мне. В каюту капитана вошел Василий Евгеньевич. — Вот что, Евгеньевич. Собери всех, кто есть на судне из матросов, и организуй выгрузку одного чердака. Пусть они посмотрят, как работают моряки ньні помощник по политической части. Это Сергей Иванович Завизионов. На берегу, перед рейсом, он подобрал все газеты с материалами партийного съезда. Притом подобрал в нескольких экземплярах. Часть газет постоянно находилась в столовой коман ды. Любой после вахты мог взять и почитать их. По том Сергей Иванович сам неоднократно выступал перед экипажем с краткими, но содержательными лекциями. Это, скажу вам, давало определенный заряд трудового энтузиазма. Иначе разве смогли бы мы выполнить рейсовое задание почти на 150 процентов. Первую половину рейса экипаж РТ-186 облавли вал треску. Суточные задания не выполняли. На тресковых породах работала большая группа судов. — Мы выходили в рейс почти одновременно с командой РТ-144. Там сильный в производственном отношении капитан, опытный промысловик, — рас сказывал Герман Алексеевич. — Я несколько пото ропился, выскочил вперед. Мимо нас прошел в порт РТ-263. Позднее в 150 милях он прошел над кося ком, остановился, сделал траление и поднял около двух тонн рыбы В это время к нему приблизился РТ-144. Его экипажу капитан «Галича» и «пере дав» рыбный косяк. Нам не было смысла возвра Б о л ь ш о го у в а ж е н и я з а с л у ж и в а ю т с т а р ш и н м а с т е р п о д обы че П П Р « Б у с с о л ь » А л е к с а н д р Н и к о л а е в и ч Н е в е р о в (сл е в а ) и е го п о м о щ н и к Н и к о л а й К и р и л л о в и ч П р о х и н . А л е к с а н д р за о т л и ч н ы й т р у д в д е в я то й п я т и л е т к е н а гр а ж д е н о р д ен ом « З н а к П о ч е т а » , он л а у р е а т п р е м и и Л е н и н с к о г о к о м с о м о л а 1 9 7 5 го д а . Н и к о л а й был ему н а с т о я щ и м п о м о щ н и к о м во в с е х х о р о ш и х н а ч и н а н и я х . Фото Б. Щукина. щаться к 144-му, потому что теряли 18 часов на пе реход. Вторую половину рейса моряки РТ-186 облавли вали окуня. Вот здесь они показали свое умение. За три часа траления поднимали от трех до пяти тонн окуня, суточный вылов поднялся до 15—20 тонн. Это были лучшие показатели не только среди однотипных судов, но и среди БМРТ. На окуневой путине у меня часто спрашивали, за счет чего мы добиваемся высоких результатов. Секретов у меня не было ни от кого. В первую оче редь я всем советовал сбавить ход судна, окунь «не любит» больших скоростей. Почему? Этого я точно объяснить не могу, но многолетней практикой для самого себя доказал, что стоит несколько превы сить выработанную скорость, как уловы заметно на дают. Большие скорости мешали "экипажам БМРТ. У них тралы могучие в смысле горизонтального и вертикального раскрытия, а вот из-за скорости они _ поднимали часто меньше нашего. Окунь ловился хорошо. Во всяком случае, для РТ-186. Палуба от полубака до траловой лебедки постоянно «горела» от окуневой чешуи. Но мало только поднять богатый улов, его надо обработать. Если шкереный окунь для экипажа стоит 36 руб лей тонна, то тот же окунь в неразделанном виде обходится ему почти в пять раз дешевле. О какой качественной и эффективной работе можно было бы сказать, откажись экипаж от разделки рыбы, чтобы укладывать ее в трюмы «кругляком»? В рейсе, возможно, кое-кто был в обиде на меня за то, что слишком придирчиво относился к выходившим на подвахту. Но этого требовала произ водственная необходимость. Тогда стояла отличная теплая погода, а окунь «не любит» долго залежи ваться на палубе — окисляется, и вместе с тем он идет в трал «охотно». Упускать такой момент—зна чило полностью отказаться от такого хорошего чув ства, каким мы считаем рыбацкий азарт. В дни окуневой путины на ходовом мостике оставался капитан, в машинном отделении у ревер са дежурил старший механик. Все остальные члены экипажа находились кто с пикой, кто со шкерочным ножом или головорубом на палубе. Коллектив «подтягивал» план: — Экипажем я доволен, •— продолжал ка питан. — Трудно назвать лучших. Но уж коль надо, можно назвать ветеранов нашего па рохода, кто даже после трудных и безрезультатных рейсов не оставил его палубу, остался верен ему. Это старший механик Петр Игнатьевич Зенов, мат росы Виктор Михайлович Осин, Александр Влади мирович Зотов, Владимир Николаевич Монашов, второй механик Василий Афанасьевич Шерстюк, ра дист Иван Васильевич Кузнецов и старшин мастер по добыче рыбы Борис Анатольевич Случинов. Это костяк экипажа. В любое время дня и ночи их можно было просить о помощи — не отказыва лись. Люди жили сознанием рыбацкого долга. Большой трудовой победой ознаменовал свои оче редной рейс экипаж РТ-186 «Мишуков». Не только по выработке полуфабриката достигли перевыполне ния задания. Перекрыт план по изготовлению кон сервов, клипфиска. Коллектив значительно сократил задолженность, образовавшуюся в первых двух рей сах года. — Впереди у нас еще много работы, —• говорил Герман Алексеевич. — В следующем ' квартале придется поднажать, наверстать упущенное и вместе с тем ритмично трудиться для выполнения производ ственного плана второго квартала. Думаю, что зада чи хоть и трудные, но по плечу. Желание рабо тать по-уДарному есть у каждого нашего моряка. Вероятно, весной промысловая обстановка и пого да будут нам способствовать в этом. Герман Алексеевич направился на доклад к на чальнику флота. Шел он не торопясь, чуть сутулясь. За плечами ведь двадцать один год промысловой ра боты, и восемнадцать из них он провел на капитан ском мостике, а это что-то да значит. С . Д А Н И Л О В . КВАЛИФИКАЦИЮ И д ет Всесоюзный общественный смотр совместно с комиссией смотра провели также кон курсы профессионального мастерства на судах типа БіѴІРТ на звание «Лучший шкерщик» среди матро- соЕ-рыбообработчнков. В конкурсе участвовали 450 моряков, семь из них стали победителями (с БМРТ № 450, 442, 2639, 2644). Лучшие среди луч ших матросы первого класса тов. "Таоаканов Б. Н. (БМРТ-450) и тов. Дубов В. Е. (БМРТ-442). Побе дители конкурса отмечены ценными подарками и денежными премиями. Х ОРОШО ОРГАНИЗОВАНА ПОДГОТОВКА КАДРОВ на БМРТ-2639 «Новокуйбышевск» (капитан-директор тов. Озеров Л. М., орга низаторы производственного обучения старший по мощник капитана тов. Пронин А. И., Старший меха ник тов. Силантьев В. Н.). За год здесь прошлн под готовку, повысили квалификацию 96 моряков: 38 матросов первого класса и 36 — второго, 6 слеса рей и т. д. В том, что экипаж перевыполнил план девятой пятилетки по выпуску готовой рыбопродук т а м , существенную роль сыграли забота о росте "Профессионального мастерства моряков, участие коллектива в общественном смотре. Так же хорошо идет подготовка рядового состава на ВМРТ-359 «Внуково» (капитан-днректор тов. Бренхман Л. С., организаторы производственного обучения старший механик тов. Трушин Н. Р.. стар ший помощник капитана тов. Федоров Н. Н.). на БМРТ-324 «Петрозаводск» (капитан-директор то*. Варышев В. С.), CPT-4226 (капитан тов. Гоомепко Н. Т.) и па многих других судах. Умелыми организаторами учебы кадров зареко мендовали себя старший механик тов. Кабаков Ю. А. и старший помощник капитана БМРТ-366 «Железногорск» тов. Закусов А. А., старший по мощник капитана БМРТ-177 «Герои Заполярья» тов. Васильченко В. Н. специалисты других судов: старший механик тов. Зуев В. А., Тартаковский Д Ф., старший помощник капитана тов, Иваницкий В. П.. механик тов. Яценко Э. М., старший мастер по добыче тов. Азаренков А. Р. — общефлотская комиссия назвала среди лучших четырнадцать ра ботников флота. Большую работу по первичной подготовке кад ров массовых профессий проделал комсостав учеб ного судна СРТ-680 (капитан тов. Куевда М. Н.. старший помощник тов. Сыревич В. А.). Д ЛЯ БЫСТРОГО ОСВОЕНИЯ судовой техни ки. технологии, для повышения квалифика ции матросы, младшие специалисты должны иметь высокий общеобразовательный уровень. К сожалению, не все молодые моряки закончили сред нюю школу. Смотровые комиссии, организаторы техучебы считают своим долгом вовлечение молоде жи флота в состав заочников школы моряков, спе циальных учебных заведений. Можно назвать ре зультаты этой работы: в Мурманском высшем инже нерном морском училище из числа молодых моря ков «Мурманрыбфлота» 35 заочно кок. в Мурман ском мореходном училище имени И. И. Месяцева — 60, в Архангельском рыбопромышленном техни куме — 31, в Мурманской заочной школе моряков — 934, на подготовительных отделениях Мурман ского и Калининградского высших мореходных учи лищ — 14. В ходе смотра в средние учебные заведе ния поступило еще 25 молодых промысловиков флота. Вместе с тем на отдельных судах (БМРТ № 369, 376, 263, 274, СТР № 210, 314, 315) ка питаны, судовые специалисты не уделяли должного внимания технической учебе, изучению правил тех ники безопасности. В результате на этих и других судах имелись случаи производственного травма тизма. А д м и н и с т р а ц и е й , б а з о в ы м к о м и т е т о м п р о ф с о ю з а , к о м и т е т о м ВЛКСМ принято решение, продолжить общественный смотр состояния подготовки и повышения квалифи кации молодых моряков на производстве; общефлот ской и судовым комиссиям смотра активизировать работу, взять под строгий контроль учебу рабочих массовых профессий, обратив особое внимание на качество подготовки кадров, глубокое изучение пра вил техники безопасности, на организацию школ по изучению передовых методов труда. Требуется привлечь всех флагманских специалистов к работе по действенной организации и проведению смотра в 1976 году, продолжить вовлечение моряков в заоч ную школу моряков и специальные учебные заведе ния Министерства рыбного хозяйства СССР. (Окончание на 4 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz