Рыбный Мурман. 1975 г. Январь.

...За «чет качественной и досрочной обработки прскм слс- иых сѵдов сэкономить за год 144 еудо-часа. ІИз социалистически* обязательств 69-й портовой бригады]. Т В Е Р Д О Е С Л О В О К ОГДА в итестьдесят девятую пришло попол­ нение. кто-то из «старичков» в шутливом раздумье произнес: — Та-ак!.. Что-то будет: ведь стало-то нас... Их стало тринадцать. Пришедшие молодые ребя­ та — некоторые из них после службы в армии — ,<* имели пока опыта, зато показали завидное каче­ ство: горячо браться за любое дело. Ну а сплотить бригаду задача бригадира Юрия Семеновича Лука- шева. Рабочий день у него начинается раньше, чем у остальных. И именно в эти 3 0—40 минут до начала смены закладывается фундамент успешной работы бригады. Правильная расстановка сил — уже немалая часть дела. Поэтому каждый раз, узнав тип судна, груз — продукция в бочкотаре или мороженая ры­ ба и т. д., — бригадир намечает каждому его рабо­ чее место. Кто-то с большей отдачей будет трудить­ ся в трюме, кого-то целесообразней поставить на загрузку вагонов. В паре с опытными — постоянно молодые, они набираются умения и сноровки. Во многом работа портовой бригады зависит от умения крановщика. От того, как у него пойдет груз из трюма, насколько точно подает он его на эстакаду, вообще от прочности и надежности спайки, «акая будет между ним и бригадой. В шестьдесят девятой, где крановщиком ударник коммунистиче­ ского труда Александр Забродин, полное взаимопо­ нимание. И еще одно. Случись неисправность — Александр не станет по каждому поводу обращаться за по­ мощью. Посмотрит сам, разберется и в большинстве случаев устраняет сам. А позволяет это сделать приобретенная им смежная специальность слесаря. Александр Ефремов и Вячеслав Лисный — двое из пополнившей бригаду молодежи — освоили спе­ циальность водителя электрокара. Так что теперь, явись необходимость, бригада может вести разгруз­ ку сразу двумя электрокарами. У Николая Семеновича Чалы за плечами почти два десятка лет работы в порту, в бригаде он са­ мый опытный, ударник коммунистического труда. Нередко бригадир — недаром, ведь молвится: «ум хорошо, а два лучше» — советуется с ним, вместе они находят наиболее выигрышный вариант задан­ ной работы. Николай Семенович и Виктор Спасский, тоже ударник коммунистического труда, сдали экзамен на слесаря и могут успешно вести ремонт оборудования, с которым приходится работать. Все в бригаде имеют права стропалыцика-сигналь- щика. Многое из того, что было сделано в минувшем году, вспомнят сегодня портовики, например, как вели погрузку экспортной продукции в бочках на транспортный рефрижератор, когда за смену они дали чуть не две нормы, как работали в декабре, втрое перевыполнив задание. — Нас, между прочим, — говорит бригадир, — стали называть «праздничной» бригадой. — Почему? — Первого мая — работали, девятого — работа­ ли, седьмого ноября — тоже. — А как встречаете Новый год? — За праздничным столом. — Приятно? — Вдвойне. И потому, что у елки, и потому, что по трудовому календарю мы уже давно в 1975 году. В четвертом, определяющем 69-я поднималась на борт двухсот трех промысловых судов. Морякам она сэкономила 344 судо-часа стояночного времени. В. КАРСКИИ. i l S B l l l R l B І І І Н В В В І в В І В І Н І В Н І І Й SB я S S т а к о й он человек Б ИОГРАФИЯ Ивана Мат­ веевича Морозова во многом типична для тех, ' j j родился в конце двадцатых годов. Лихая година войны тя­ жестью свалилась на не окреп­ шие еще мальчишеские плечи. В 15 лет он уже в поле среди тех, кто, поливая землю потом, недоедая, трудился для на­ рода, для армии. Все его мечты о будущем были связаны с волнующим словом «победа»... А она уже была не за гора­ ми, ногда вологодский парень добровольно ушел в Советскую Армию. Служил на Севере в войсках связи. Кончил офицер­ ские курсы, в запас ушел капи­ таном. В армии вступил в ком­ сомол, а затем —- в ряды Ком­ мунистической партии. Команд­ ные должности сочетались с вы­ борными: то заместитель секре­ таря партбюро воинской части, то секретарь. Там. проявились его способность и любовь к воспи­ тательной работе.И когда после демобилизации, оставшись на Севере,, стал. обдумывать даль­ нейшее гкитье, / вполне зако­ номерно решил пойти на флот первым помощником капитана. Наступивший год для Ивана Матвеевича, можно сказать, «Гбилейный вдвойне. В мае 1975 года он вместе со всем народом встретит 30-летие Ве­ ликой Победы, н достижению которой имеет самое прямое от­ ношение, а в августе исполнит­ ся 15 лет его работы в трало­ вом флоте. 15 лет, в течение которых к пяти боевым медалям прибави­ лись «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения в. И. Ленина», ft затем и орден Трудового Крас­ ного Знамени. Полтора десятилетня кропот­ ливой работы воспитателя и ор­ ганизатора, постоянных по­ исков, учебы... Боцман Николай Бойко на ППР «Прокопьевск» четвер­ тый год. Он не искал слов, ха­ рактеризуя своего старшего то­ варища. Как-то сразу, искренне сказал: — Все, кто хоть один рейс по­ ходит на нашем корабле, уно­ сят теплое чувство к первому помощнику капитана. Ведь к нему можно обратиться по лю­ бому вопросу. Он не отмахнет­ ся, не отошлет, ссылаясь на за­ нятость, к непосредственному "омандиру. Не секрет, многое на корабле зависит от правильных взаимо­ отношений, как в шутку гово­ рят, «треугольника»: капитана ■— первого помощника — стар­ шего механика. Любое несогла­ сие, любая фальшь не замедлят отразиться на психологическом климате коллектива. На ППР «Прокопьевск.» в этом отношении полный поря­ док. Между капитаном Г. В. Бердышевским, старшим меха­ ником А! Ё. Смирновым и И. М. Морозовым, ветеранами судна, сложились дружеские, деловые, принципиальные отношения. Не боятся уступить друг другу для пользы дела. — Ругаемся, еще как! — го­ ворит Г. В. Вердышевский. — Нам, промысловикам, только бы уловы... Первый помощник умеет до­ казать, что два-три часа в пе­ риод лова всегда можно найти для проведения торжественно­ го собрания и праздничного ужина. Заряд энергии, получен­ ный от отдыха и праздничного настроения, позволит с лихвой перекрыть потерянные тонны рыбы. Почту надо снять — преры­ вай промысел. — Нельзя! —* говорит капи­ тан, — Надо! Люди ждут, — на­ стаивает первый помощник. Безмерное уважение к людям сделало И. М. Морозова таким, каков он есть, подняло его пре­ стиж и авторитет как первого помощника капитана. Для него матрос, прачка или штурман — личность. Не всегда сформиро­ вавшаяся, ждущая руки масте- ра-воспитагеля, но требующая обращения только на «вы». («Ты» — для очень узкого кру­ га близких людей). — Умеет о моряками разго­ варивать, — говорит о Морозо­ ве старший механик А. Е. Смирнов. Провинился, скажем, чело­ век. Первый порыв бывает — наказать как можно строже. А всегда ли нужно это? Побеседо­ вать с ним, перед коллективом поставить, сатирический листок, наконец, выпустить. Первый по­ мощник видит в этом больше проку и не ошибается. Ну* уж если все это не подействует, тогда... Но это случается неча­ сто. Весомо слово первого по-. моЩника капитана И. М Моро­ зова при расстановке кадров. И неслучайно. — Когда начинается комплек­ тация, — рассказывает он сам, — стараюсь познакомиться и побеседовать с каждым членом экипажа. Бывает, человек из отпуска пришел, на свое судно не попал, А бывает, отстал. По­ чему? Стараюсь сразу выяснить: чем интересуется — спортом, музыкой. В какие обществен­ ные организации раньше изби­ рался. С комсомольцами, ком­ мунистами разговор более де­ тальный. Выясняю уровень об­ щей и политической подготовки, потребуются ведь политинфор­ маторы, руководители школ и т. д. Потом иду в отдел кадров, смотрю нарточку учета, что там: благодарности, взыскания. З а что? Как человек работал на других судах? Если нет тридца­ ти лет, обращаю внимание на образование. Так постепенно вскрываются возможности эки­ пажа в предстоящем рейсе. Отошли от причала... И сно­ ва встречи с людьми, поток ор­ ганизационных собраний... И на­ чинается обычная многогранная работа первого помощника. Весь опыт, все знания отдает й . М. Морозов спло.ченшо кол­ лектива, способного выполнить поставленную на рейс задачу. Экипаж ППР «Прокопьевск» Е определяющем году пятилетки выловил рыбы в два раза боль­ ше задания, выработал 99649 Центнеров готовой рыбопродук­ ции. На судне сократилась те­ кучесть кадров, улучшилась ірудовая и общественная дис­ циплина. Моряки стремятся Закрепиться в коллективе. Во всем этом определенная заслуга И. М. Морозова. Немало специалистов получи­ ли закалку в коллективе ППР «Прокопьевск». Бывший тре­ тий механик М. С. Кочербитов ходат вторым механиком на «Навигаторе». Хорошим специа­ листом он стал на «Прокопьев­ ске». Здесь же вступил в Ком­ мунистическую партию. Бывшие матросы С. Батух- тин и В. Солдатов стали первы­ ми помощниками. Они учились заочно, были на судне отличны­ ми производственниками и ак­ тивистами. — Это уж прямая работа Ивана Матвеевича, —• говорит А . Е. Смирнов. „.Завершающий год пятилет­ ки. С первых его дней «Про­ копьевск» в очередном рейсе. И как всегда, в семь утра Иван Матвеевич выйдет на зарядку. А потом начнется день напря­ женкой работы, трудной и увле­ кательной... И так весь рейс. Е. ЧУЛКОВА. т На сшімке: И. М. Морозов. Фото Б, Щукина. ш &о if аэ Т ОЛКОВЫЙ словарь на. вопрос «Кто такой мастер?* дает четыре ответа. Может быть, таких ответов су» ществует и больше — составители словарей толко* вать мастерски умеют. Слово это в нашем рыбацком обихо­ де получило постоянную прописку: так называют людей, занятых организацией добычи рыбы, ее обработки и т, д. Разница тут только в одном — соответствует ли человек должности. Как правило, соответствует: на кораблях ма* стер всегда в центре внимания, он несет персональную от?, ветственность за порученное дело. Мне могут возразить: «А! кто такой ответственности не несет?». Все правильно — «нё* сут» ее и штурманы, и механики, и другие корабельные спе­ циалисты. Но все-таки мастера, занимают особое место в эки­ паже. И спорить на эту Тему нет смысла: от добросовесткр? сти, умения мастеров зависит общий успех, благосостояние каждого моряка — от капитана до матроса. В честь их в новогодний праздник — особый тост. Уверен: скажет спасибо за хорошую работу своему рыб- мастеру Николаю Николаевичу Сиротину коллектив средне­ го траулера «Юшино». Пришел он сюда — именно мастером — пять лет назад. И предан кораблю, его экипажу. Уваже­ ние взаимное: хорошего работника ценят, по заслугам отме­ чают. Посмотрите на снимок. Грудь мастера украшают юбу? лейная Ленинская медаль «За доблестный труд», Знаки ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Победитель социалистического соревнования 1973 года» й «Ударник девятой пятилетки». Значок ударника коммунисти­ ческого трѵда «вписался» среди них закономерно: экипаж СРТ-20 «Юшино» лидирует в движении разведчиков буду­ щего, достойно представляет «Мурмансельдь» среди лучших предприятий нашей области. Николай Николаевич уже «разменял» пятый десяток, Из них 12 лет отдано сельдяному флоту. Поработать ему пришлось до крепкой устали еще и в юные годы. После воен) кая пора всем нам этим памятна: поднимали хозяйство, нѳ задумываясь, по силам ли ноша. Подняли, не сломились! Есть в этом вклад и нашего мастера. Правда, был он тогда ие рыбных дел, а столярных, но с кораблями связанных: ра­ ботал на судостроительном заводе. Может быть, тогда его море и позвало... Хочется сегодня, отмечая Новый год, пожелать Николею Николаевичу, его товарищам и его семье всего доброго. «Лучший по профессии» — одно из званий мастера. А коллектив доверил ему и руководство судовым комитетом профсоюза. Пусть семьдесят пятый принесет рыбаку новые радостные заботы ц удачные хлопоты. Мастерам всегда они были по плечу! ^ Б ыСТРОУМОВ. Фото Б. Щукина,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz