Рыбный Мурман. 1975 г. Январь.
...За «чет качественной и досрочной обработки прскм слс- иых сѵдов сэкономить за год 144 еудо-часа. ІИз социалистически* обязательств 69-й портовой бригады]. Т В Е Р Д О Е С Л О В О К ОГДА в итестьдесят девятую пришло попол нение. кто-то из «старичков» в шутливом раздумье произнес: — Та-ак!.. Что-то будет: ведь стало-то нас... Их стало тринадцать. Пришедшие молодые ребя та — некоторые из них после службы в армии — ,<* имели пока опыта, зато показали завидное каче ство: горячо браться за любое дело. Ну а сплотить бригаду задача бригадира Юрия Семеновича Лука- шева. Рабочий день у него начинается раньше, чем у остальных. И именно в эти 3 0—40 минут до начала смены закладывается фундамент успешной работы бригады. Правильная расстановка сил — уже немалая часть дела. Поэтому каждый раз, узнав тип судна, груз — продукция в бочкотаре или мороженая ры ба и т. д., — бригадир намечает каждому его рабо чее место. Кто-то с большей отдачей будет трудить ся в трюме, кого-то целесообразней поставить на загрузку вагонов. В паре с опытными — постоянно молодые, они набираются умения и сноровки. Во многом работа портовой бригады зависит от умения крановщика. От того, как у него пойдет груз из трюма, насколько точно подает он его на эстакаду, вообще от прочности и надежности спайки, «акая будет между ним и бригадой. В шестьдесят девятой, где крановщиком ударник коммунистиче ского труда Александр Забродин, полное взаимопо нимание. И еще одно. Случись неисправность — Александр не станет по каждому поводу обращаться за по мощью. Посмотрит сам, разберется и в большинстве случаев устраняет сам. А позволяет это сделать приобретенная им смежная специальность слесаря. Александр Ефремов и Вячеслав Лисный — двое из пополнившей бригаду молодежи — освоили спе циальность водителя электрокара. Так что теперь, явись необходимость, бригада может вести разгруз ку сразу двумя электрокарами. У Николая Семеновича Чалы за плечами почти два десятка лет работы в порту, в бригаде он са мый опытный, ударник коммунистического труда. Нередко бригадир — недаром, ведь молвится: «ум хорошо, а два лучше» — советуется с ним, вместе они находят наиболее выигрышный вариант задан ной работы. Николай Семенович и Виктор Спасский, тоже ударник коммунистического труда, сдали экзамен на слесаря и могут успешно вести ремонт оборудования, с которым приходится работать. Все в бригаде имеют права стропалыцика-сигналь- щика. Многое из того, что было сделано в минувшем году, вспомнят сегодня портовики, например, как вели погрузку экспортной продукции в бочках на транспортный рефрижератор, когда за смену они дали чуть не две нормы, как работали в декабре, втрое перевыполнив задание. — Нас, между прочим, — говорит бригадир, — стали называть «праздничной» бригадой. — Почему? — Первого мая — работали, девятого — работа ли, седьмого ноября — тоже. — А как встречаете Новый год? — За праздничным столом. — Приятно? — Вдвойне. И потому, что у елки, и потому, что по трудовому календарю мы уже давно в 1975 году. В четвертом, определяющем 69-я поднималась на борт двухсот трех промысловых судов. Морякам она сэкономила 344 судо-часа стояночного времени. В. КАРСКИИ. i l S B l l l R l B І І І Н В В В І в В І В І Н І В Н І І Й SB я S S т а к о й он человек Б ИОГРАФИЯ Ивана Мат веевича Морозова во многом типична для тех, ' j j родился в конце двадцатых годов. Лихая година войны тя жестью свалилась на не окреп шие еще мальчишеские плечи. В 15 лет он уже в поле среди тех, кто, поливая землю потом, недоедая, трудился для на рода, для армии. Все его мечты о будущем были связаны с волнующим словом «победа»... А она уже была не за гора ми, ногда вологодский парень добровольно ушел в Советскую Армию. Служил на Севере в войсках связи. Кончил офицер ские курсы, в запас ушел капи таном. В армии вступил в ком сомол, а затем —- в ряды Ком мунистической партии. Команд ные должности сочетались с вы борными: то заместитель секре таря партбюро воинской части, то секретарь. Там. проявились его способность и любовь к воспи тательной работе.И когда после демобилизации, оставшись на Севере,, стал. обдумывать даль нейшее гкитье, / вполне зако номерно решил пойти на флот первым помощником капитана. Наступивший год для Ивана Матвеевича, можно сказать, «Гбилейный вдвойне. В мае 1975 года он вместе со всем народом встретит 30-летие Ве ликой Победы, н достижению которой имеет самое прямое от ношение, а в августе исполнит ся 15 лет его работы в трало вом флоте. 15 лет, в течение которых к пяти боевым медалям прибави лись «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения в. И. Ленина», ft затем и орден Трудового Крас ного Знамени. Полтора десятилетня кропот ливой работы воспитателя и ор ганизатора, постоянных по исков, учебы... Боцман Николай Бойко на ППР «Прокопьевск» четвер тый год. Он не искал слов, ха рактеризуя своего старшего то варища. Как-то сразу, искренне сказал: — Все, кто хоть один рейс по ходит на нашем корабле, уно сят теплое чувство к первому помощнику капитана. Ведь к нему можно обратиться по лю бому вопросу. Он не отмахнет ся, не отошлет, ссылаясь на за нятость, к непосредственному "омандиру. Не секрет, многое на корабле зависит от правильных взаимо отношений, как в шутку гово рят, «треугольника»: капитана ■— первого помощника — стар шего механика. Любое несогла сие, любая фальшь не замедлят отразиться на психологическом климате коллектива. На ППР «Прокопьевск.» в этом отношении полный поря док. Между капитаном Г. В. Бердышевским, старшим меха ником А! Ё. Смирновым и И. М. Морозовым, ветеранами судна, сложились дружеские, деловые, принципиальные отношения. Не боятся уступить друг другу для пользы дела. — Ругаемся, еще как! — го ворит Г. В. Вердышевский. — Нам, промысловикам, только бы уловы... Первый помощник умеет до казать, что два-три часа в пе риод лова всегда можно найти для проведения торжественно го собрания и праздничного ужина. Заряд энергии, получен ный от отдыха и праздничного настроения, позволит с лихвой перекрыть потерянные тонны рыбы. Почту надо снять — преры вай промысел. — Нельзя! —* говорит капи тан, — Надо! Люди ждут, — на стаивает первый помощник. Безмерное уважение к людям сделало И. М. Морозова таким, каков он есть, подняло его пре стиж и авторитет как первого помощника капитана. Для него матрос, прачка или штурман — личность. Не всегда сформиро вавшаяся, ждущая руки масте- ра-воспитагеля, но требующая обращения только на «вы». («Ты» — для очень узкого кру га близких людей). — Умеет о моряками разго варивать, — говорит о Морозо ве старший механик А. Е. Смирнов. Провинился, скажем, чело век. Первый порыв бывает — наказать как можно строже. А всегда ли нужно это? Побеседо вать с ним, перед коллективом поставить, сатирический листок, наконец, выпустить. Первый по мощник видит в этом больше проку и не ошибается. Ну* уж если все это не подействует, тогда... Но это случается неча сто. Весомо слово первого по-. моЩника капитана И. М Моро зова при расстановке кадров. И неслучайно. — Когда начинается комплек тация, — рассказывает он сам, — стараюсь познакомиться и побеседовать с каждым членом экипажа. Бывает, человек из отпуска пришел, на свое судно не попал, А бывает, отстал. По чему? Стараюсь сразу выяснить: чем интересуется — спортом, музыкой. В какие обществен ные организации раньше изби рался. С комсомольцами, ком мунистами разговор более де тальный. Выясняю уровень об щей и политической подготовки, потребуются ведь политинфор маторы, руководители школ и т. д. Потом иду в отдел кадров, смотрю нарточку учета, что там: благодарности, взыскания. З а что? Как человек работал на других судах? Если нет тридца ти лет, обращаю внимание на образование. Так постепенно вскрываются возможности эки пажа в предстоящем рейсе. Отошли от причала... И сно ва встречи с людьми, поток ор ганизационных собраний... И на чинается обычная многогранная работа первого помощника. Весь опыт, все знания отдает й . М. Морозов спло.ченшо кол лектива, способного выполнить поставленную на рейс задачу. Экипаж ППР «Прокопьевск» Е определяющем году пятилетки выловил рыбы в два раза боль ше задания, выработал 99649 Центнеров готовой рыбопродук ции. На судне сократилась те кучесть кадров, улучшилась ірудовая и общественная дис циплина. Моряки стремятся Закрепиться в коллективе. Во всем этом определенная заслуга И. М. Морозова. Немало специалистов получи ли закалку в коллективе ППР «Прокопьевск». Бывший тре тий механик М. С. Кочербитов ходат вторым механиком на «Навигаторе». Хорошим специа листом он стал на «Прокопьев ске». Здесь же вступил в Ком мунистическую партию. Бывшие матросы С. Батух- тин и В. Солдатов стали первы ми помощниками. Они учились заочно, были на судне отличны ми производственниками и ак тивистами. — Это уж прямая работа Ивана Матвеевича, —• говорит А . Е. Смирнов. „.Завершающий год пятилет ки. С первых его дней «Про копьевск» в очередном рейсе. И как всегда, в семь утра Иван Матвеевич выйдет на зарядку. А потом начнется день напря женкой работы, трудной и увле кательной... И так весь рейс. Е. ЧУЛКОВА. т На сшімке: И. М. Морозов. Фото Б, Щукина. ш &о if аэ Т ОЛКОВЫЙ словарь на. вопрос «Кто такой мастер?* дает четыре ответа. Может быть, таких ответов су» ществует и больше — составители словарей толко* вать мастерски умеют. Слово это в нашем рыбацком обихо де получило постоянную прописку: так называют людей, занятых организацией добычи рыбы, ее обработки и т, д. Разница тут только в одном — соответствует ли человек должности. Как правило, соответствует: на кораблях ма* стер всегда в центре внимания, он несет персональную от?, ветственность за порученное дело. Мне могут возразить: «А! кто такой ответственности не несет?». Все правильно — «нё* сут» ее и штурманы, и механики, и другие корабельные спе циалисты. Но все-таки мастера, занимают особое место в эки паже. И спорить на эту Тему нет смысла: от добросовесткр? сти, умения мастеров зависит общий успех, благосостояние каждого моряка — от капитана до матроса. В честь их в новогодний праздник — особый тост. Уверен: скажет спасибо за хорошую работу своему рыб- мастеру Николаю Николаевичу Сиротину коллектив средне го траулера «Юшино». Пришел он сюда — именно мастером — пять лет назад. И предан кораблю, его экипажу. Уваже ние взаимное: хорошего работника ценят, по заслугам отме чают. Посмотрите на снимок. Грудь мастера украшают юбу? лейная Ленинская медаль «За доблестный труд», Знаки ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Победитель социалистического соревнования 1973 года» й «Ударник девятой пятилетки». Значок ударника коммунисти ческого трѵда «вписался» среди них закономерно: экипаж СРТ-20 «Юшино» лидирует в движении разведчиков буду щего, достойно представляет «Мурмансельдь» среди лучших предприятий нашей области. Николай Николаевич уже «разменял» пятый десяток, Из них 12 лет отдано сельдяному флоту. Поработать ему пришлось до крепкой устали еще и в юные годы. После воен) кая пора всем нам этим памятна: поднимали хозяйство, нѳ задумываясь, по силам ли ноша. Подняли, не сломились! Есть в этом вклад и нашего мастера. Правда, был он тогда ие рыбных дел, а столярных, но с кораблями связанных: ра ботал на судостроительном заводе. Может быть, тогда его море и позвало... Хочется сегодня, отмечая Новый год, пожелать Николею Николаевичу, его товарищам и его семье всего доброго. «Лучший по профессии» — одно из званий мастера. А коллектив доверил ему и руководство судовым комитетом профсоюза. Пусть семьдесят пятый принесет рыбаку новые радостные заботы ц удачные хлопоты. Мастерам всегда они были по плечу! ^ Б ыСТРОУМОВ. Фото Б. Щукина,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz