Рыбный Мурман. 1975 г. Январь.

• Наставничество — веление времени І І І І І І І І Ш І І І Ш І І І І І І І І І І І І І І І І І Ш І І І І Ш І І І Ш І І І І І І І І І Ш І І І І І Ш І І І МОЕЙ домашней биб­ лиотеке должное ме­ сто отведено книгам и брошюрам по рабочей пе­ дагогике. В их числе есть и книжка С. С. Витченко — известного наставника моло­ дежи с «Электросилы», Ге­ роя Социалистического Тру­ да — «Дорогие мои маль­ чишки». В ней привлекает многое. Но мне особенно за­ помнилось утверждение ве­ терана рабочей гвардии о тон роли в сплочении коллек­ тива и воспитании рабочих, которую призваны сыграть профсоюзная и другие обще­ ственные организации под руководством парторганиза­ ции. За годы девятой пятилет­ ки в нашем производствен­ ном подразделении рыбного порта значительно повыси­ лась активность цехового ко­ митета профсоюза, возросла роль рабочих собраний и про­ изводственных совещаний. Совместно с парторганизаци­ ей участка профсоюзная ор­ ганизация и администрация свою главную цель и в завер­ шающем году пятилетки ви­ дят в том, чтобы с первых дней нацелить коллектив на выполнение плана и приня­ тых обязательств. Тем более что в этом накоплен опреде­ ленный опыт. Из небольшой ремгруппьі в начале пятилетки наш уча­ сток вырос в весомое произ­ водственное подразделение, коллектив которого выполня­ ет большой объем ремонт­ ных работ, которые по силам специализированным ремонт­ но-строительным управлени­ ям. Ведущую роль в выполне­ нии встречного плана мы от­ водим своевременному мо­ ральному и материальному поощрению победителей со­ циалистического соревнова­ ния, в подведении итогов к о -. торого занят широкий круг активистов. Предметной ста­ ла наглядная агитация. Профсоюзные активисты со­ вместно с членами партии ежегодно добиваются сокра­ щения случаев нарушения трудовой и производственной дисциплины. За прошлый год на одну треть стало меньше нарушений дисциплины, вдвое сократилось число ра­ бочих, побывавших в медвы­ трезвителе. Однако наш актив отдает отчет и в том, что профсоюз­ ная и другие организации участка не в полной мере ис­ пользуют все известные фор­ мы и методы работы с теми людьми, которые направлены к нам работать по решению комиссий по трудоустройст­ ву. Серьезной помехой в сплочении коллектива и соз­ дании на участке ритмично­ го цикла работы являются недостатки в планировании и распыленности объектов, большие затруднения со снабжением строительными материалами. Вот уже не первый год ощущается ост­ рая нехватка в поставках ра­ бочего инструмента. Несмотря на трудности и недостатки в некоторых звеньях нашей работы, успе­ хи коллектива ремонтно- строительного управления в славных делах порта обще- прнзнаны. Вот почему, учи­ тывая, что трудовую славу коллектива создают его лю­ ди, я и решил в нашей газе­ те поделиться своим мнени­ ем о тех, кто оценивает свое место в коллективе с пози­ ций рабочей педагогики. К ним —- кадровым рабочим и досконально изучившим свое дело специалистам обраща­ емся мы прежде всего, если речь заходит о предметной воспитательной работе. Эта категория людей — последо­ вателей Степана Степанови­ ча Витченко с ленинградской «Электросилы» — именно в последние годы получила полное глубокого смысла и точное званне — наставник молодежи. П О-РАЗНОМУ приходят в коллектив молодые люди, отслужившие уже в Советской Армии, и совсем юные подростки. У нас считается общеприня­ тым, что с новичком при по­ ступлении на работу беседу­ ют не только представители администрации, но и общест­ венных организаций, члены цехкома профсоюза. А не­ редко и ветераны производ­ ства. Мы не считаем такоіі предварительный разговор деятельностью «общественно­ го отдела кадра». Наши бе­ седы просто дают возмож­ ность молодому рабочему или ученику поразмыслить а правильности своего выбора. При этом мы в разговоре, особенно с подростком, за- рушев. Отслужили в Совет­ ской Армии и вернулись в свой родной коллектив мно­ гие молодые рабочие, кому щедро и бескорыстно от­ давал знания и опыт другой наставник — комму­ нист, бригадир электри­ ков Г. С. Шевелев. Своих воспитанников имеет и наш наставник слесарь четверто­ го разряда В. А. Захаров. А ведь очень непросто научить жизни хотя бы одного чело­ века. Подчас за судьбу буду­ щего кадрового рабочего приходится вести нелегкую, требующую полной душевной отдачи борьбу. Но ни перед чем не оста­ навливаются истинные на­ ставники. Таков и наш пред­ седатель цехового комитета профсоюза слесарь-наладчик Г. К. Платонов. Сейчас Ген­ надий Константинович помо­ гает стать квалифицирован­ ным работником и полноправ­ ным рабочим человеком ор- ние, что большинство из нас — читателей «Рыбного Мур- мана» — встретилось в нача­ ле трудового и жизненного пути со своим наставником. У кого-то это был рядовой рабочий. Для многих — пре­ подаватель или школьный учитель, начальник отдела или капитан. Всех их объ­ единяет одно емкое слово — наставник. Именно наставники помо­ гают не только совершенст­ вовать свою квалификацию, но и идти по пути приобрете­ ния новой профессии, специ­ альности, получения образо­ вания. Это тоже характерно для нашего небольшого по численности работающих кол­ лектива, Десять молодых ра­ бочих учатся в общеобразо­ вательных школах, пятеро — в средне-техннческих учеб­ ных заведениях. Налажена учеба в системах партийно­ го, комсомольского и эконо­ мического образования. £ ІП ІІШ ІІІІІ!Ш ІІІІІІІІП ІІШ Ш ІМ Ш І1Ш ІШ ІІІ ІІІІШ ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІШ ІІШ ІП Ш ІІІІІІІІІШ ІІШ ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІіи ІГШШІЩГІГШІ |0 П Ы Т И М А С Т Е Р С Т В О ! ( с т а р ш и х — м о л о д ы m J п і і і і і ш ш ш і і і і і і і ш і і і ш і і і і і і і і і і і і і і і і м і і н і і і і і і і і і і і і і і і і і і ш і і і і ш і і ш ш і і і і ш і і і і ш і і і і і і і і ш і ш і і і і і і ш і і і і і і ш і і і і і і і і і !- НА СНИМКАХ: Автор статьи Николай Ни­ колаевич Степанов. Он счита­ ет, что девятая пятилетка ста­ ла в его жизни определяю­ щим этапом. В 1970 году, де­ мобилизовавшись из Совет­ ской Армии, он начал рабо­ тать плотником в рыбном пор­ ту. Затем возглавил бригаду. Теперь успешно справляется с обязанностями техника- строителя. В декабре 1970 года- ком­ сомольца Н. Степанова при­ няли в члены КПСС. Через год его избрали членом бюро Октябрьского райкома комсо­ мола. Второй год коммунист Н. Н. Степанов возглавляет цеховую партийную органи­ зацию своего производст­ венного подразделения. остряем внимание собесед­ ника на том, что за ним бу­ дет закреплен кадровый ра­ бочий. И я уверен, у боль­ шинства ребят наверняка срабатывает мысль: в брига­ де есть такой человек, кото­ рый не поскупится на добрый и умный совет, вовремя предотвратит ошибку. В дей­ ствительности так и бывает. Ведь именно у своего настав­ ника всегда можно поучиться дисциплине труда, серьезно­ му отношению к порученно­ му делу. Имена наставников в на­ шем коллективе общеизвест­ ны. За 20 лет работы в рыб­ ном порту многих своих уче­ ников обучил профессии сто­ ляра коммунист В. М. Пат­ деноносного коллектива пор­ товиков Сергею Качурову. И как знать, возможно, оба они стоят на пути новой рабочей династии Качуровых. Ведь и мать Сережи Татьяна Ми­ хайловна ушла на пенсию из нашего портовского коллек­ тива. Известно, что индивиду­ альность человека проявля­ ется по-разному, и наставни­ ку важно уметь ее глубоко разглядеть, изучить. Только тогда можно подобрать к но­ вичку верный «ключ», по- настоящему повлиять на не­ го. Добрым словом вспоми­ наю своего первого мастера- наставника и я. Видимо, не будет ошибочным утвержде­ Вместе с этим есть необ­ ходимость и в том, чтобы на­ ши профсоюзные комитеты совместно с библиотеками при помощи парткомов и партийных организаций, в свою очередь, обобщали опыт работы лучших наставников. Нужна и методическая кон­ ференция по наставничеству, на которой должен состоять­ ся откровенный разговор о рабочей педагогике — без секретов. Н. СТЕПАНОВ, техник- строитель, секретарь цехо­ вой парторганизации ре­ монтно-строительного уча­ стка Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта. Геннадий Константинович Платонов около десяти лет работал на судах Мурман­ ского тралового флота. Чет­ вертый год он трудится сле- сарем-наладчиком ремонт­ но-строительного участка рыбного порта. Товарищи по работе прошлой осенью из­ брали Г. К. Платонова пред­ седателем цехового комитета профсоюза. Знают его в кол­ лективе и как человека с ра­ бочей педагогикой. Специа­ лист своего дела, он по­ стоянно помогает молодым рабочим овладевать секрета­ ми профессионального ма­ стерства, твердо идти по жиз­ ненной дороге. (На группо­ вом снимке Г. К. Платонов *— крайний справа). Фото Б. Щукина. ОТ РЕДАКЦИИ: известно, какую высокую оценку на­ ставникам и наставничеству дал Генеральный секретарь ЦК КПСС JI. И. Брежнев на XXIV съезде картин и XVII съезде BJ1KCM. Публикуя статью Н. Сте­ панова, редакция обращает­ ся к партийным, профсоюз­ ным, комсомольским работ­ никам и активистам, к руко­ водителям производственных подразделений кораблей и береговых предприятий с просьбой поделиться на страницах газеты опытом ор­ ганизации работы наставни­ ков, их учебы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz