Рыбный Мурман. 1975 г. Сентябрь.

ф О т к р ы в а е м н о в у ю р у б р и к у Д А, ЭКРАН — от панорам­ ного в кинотеатрах до миниатюрного в пере­ косном телевизоре — наш друг, советчик, информатор, путеводитель... Для рыбака, оторванного от родного пор­ та на много месяцев, для тру­ жеников берега, их семей ки­ но- и телеэкраны несут верную службу. Увиденное: фильмы, пере­ дачи — нередко являются те­ мами для серьезного разгово­ ра о жизни, о наших повсе­ дневных заботах и думах о бу­ дущем. Разве оставил кого равно­ душным фильм «Вариант «Оме­ га», только что прошедший по первой программе Цент­ рального телевидения? Мы вновь встретились с замеча­ тельным актером Олегом Да­ лем. Мурманчане давно зна­ комы с ним лично: О. Даль иг­ рал в фильме «Старая, старая сказка», который снимался на Кольской земле и был впер­ вые показан у нас, в киноте­ атре «Северное сияние». Сегодня мы, открывая но­ вую рубрику, продолжим это знакомство с одаренным акте­ ром, его героями. Рассказ Ва­ силия Аксенова приводит нас в Таллин, где развертываются события и «Варианта «Омега». Нет смысла пересказывать содержание фильма — его кадры еще очень свежи в па­ мяти видевших. Кто фильма не смотрел, пусть поверит на слово: это еще один увлека­ тельный эпизод действий со­ ветской разведки в годы Ве­ ликой Отечественной войны. Сергей Скорин (О. Даль) вступает в единоборство с опытнейшим немецким раз­ ведчиком бароном Георгом Шлоссером (И. Васильев] и одерживает вместе со своими товарищами из Центра убеди­ тельную победу. Итак, дорогие читатели, при­ глашаем к разговору о роли кино и телевидения в нашей жизни. Василий АКСЕНОВ Вдальнейшем-Даль... Далеким летом 1961 года я и представать не мог, что то лето будет когда-нибудь далеким. Мы снимали в Таллине фильм «Мой младший брат». Для меня ото была очень странная жизнь. Только что вышел шестой номер «Юности» со «■Звездным билетом». Желтая обложка журнала все чаще мелькала на пляже Пирита в руках ку­ рортников. Здесь же, на пляже, стояли осветитель­ ные приборы, лихтваген, тонваген, бродили мои герои, звучал моіі текст. Я завтракал, обедал и ужішал, купался, играл в баскетбол вместе с Дим­ кой Денисовым, Юркой и Аликом Крамером. Из­ редка наезжал «старший брат» — Олег Ефремов. Однажды мы сидели в кафе, и к нам подошли ту­ ристы с желтыми журнальчиками под мышкой. — Простите, юноши, — сказали они моим repoj ям, — но вы очень похожи на героев одной новой повести, которая только что появилась вот в этом журнале. Юноши просияли. Это были Александр Збруез — Димка, Андрей Миронов — Юрка и Олег Даль — Алик Крамер. Их тогда еще не узнавали благодар­ ные массы кинозрителей. Алик — Даль, тощий, с выпирающими ключица­ ми, длинноногий, с глазами, застывшими в по­ стоянном и несколько оловянном любопытстве, был прирожденным героем шестидесятых, юнцом-ин- теллектуалом из московской подворотни. Он мгно­ венно, с первых же проб, точно поймал свой образ и не терял его до конца картины. Вот он рассуждает о Корбюзье, о Райте, о «те­ леграфном стиле современной прозы», рисуется перед девчонками, и вот он втихомолку плачет, слушая далекую органную музыку, сжавшись в ко­ мочек под стеной Домского кафедрала. Казалось, этот новый артист, только что вставший из-за сту­ денческой скамьи, создай именно для таких ро­ лей, для образа молодого героя нашего, именно на­ шего времени. Много замечательных артистов остались на всю жизнь пленниками своего первого образа. Так, Збигнев Цибульский во всех своих картинах остал­ ся Мачеком из фильма «Пепел и алмаз», юношей в дымчатых очках, с пистолетом за пазухой, с бело­ зубой улыбкой скрывающей внутренний разлад. В дальнейших своих работах Даль оставался ве­ рен своему первому образу. Вот, например, как мне кажется, недостаточно оцененный фильм «Же­ ня, Женечка и «катюша». Здесь, в ситуациях бли­ стательной фронтовой комедии Окуджавы и Мо­ тыля, Олег Даль пластично и естественно играет снова современного юношу-интеллектуала, полу- интеллектуала, четвертьинтеллектуала, чудаковато­ го, милого, внешне вроде бы слабохарактерного, а на самом-то деле с крепкой внутренней жилой. Очень близкий образ лепит он и в «Хронике пики­ рующего бомбардировщика». Прошлым летом я вернулся в Москву после дол­ гого отсутствия. Еду по Садовому к Маяковской, делаю левый поворот над тоннелем... и чуть не те­ ряю руль: нет «Современника»! Знал ведь прекрас­ но. что давно его собирались сносить, да и на ново* се лье был на Чистых Прудах, но все равно в глазах у меня рябит — нет, нет моего любимого, совсем нет, а на его месте просто-напросто ерундовый ас­ фальтовый паркинг — всего ничего! Л сколько ведь здесь было всякого! Сколько здесь было всего! Как мы все здесь горячо жили, а среди нас был и Олег Даль... Помню, как в спектакле «Всегда в продаже.» он репетировал непризнанного джазиста, фанатика своего жанра; небольшая, но очень важная роль. Здесь, на площади Маяковского, в атмосфере на­ пряжённой талантливости Даль, конечно, очень вы ­ рос как артист. Я следил за ним: ведь в какой-то степени считал его своим крестником .Иногда вдруг видел — идет Даль, шарф на плече, шляпа на макушке, эдакий, видите ли. всероссийский театральный акте)), рас­ христанный «Аркашенька». Ну, что же, думал я, можно ведь и так иногда, ведь молодой же еще, ведь все же мы были молодыми, ведь не мне уж морали-то читать. Потом видел на сцене, в одном спектаклей в другом, в маленьких ролях и в боль­ ших. Молодец, думал я, взрослеет, профессиона­ лом становится. В разных ролях я видел Олега Даля' в театре, но все-таки продолжал считать его прирожденным ' современным интеллектуальным молодым героем. Быть может, он и стал бы артистом-мифом в этом своем амплуа, таком близком его собственной при­ роде, если бы этот тип был достаточно развит в на­ шем искусстве. Однажды случайно я попал в кино. Давали фильм Кошеверовои по Шварцу — «Тень» с Олегом Далем в заглавной роли. Меня сразу же подкупил преле­ стный поезд, катящийся (кажется, без рельсов!) по сказочной стране. Букет звезд — Анастасия Вер­ тинская, Людмила Гурченко, Марина Неёлова, Владимир Этуш, Георгий Вицин, Андрей Миронов — с великолепной непринужденностью разыгрывал свои роли. Что касается Даля, то он... Я вдруг поймал себя на мысли: «Да ведь он же прирожден­ ный герой Шварца!» Собственно говоря, не только Шварца, но вообще герой условного, фантастического жанра. В фильме Кошеверовой Ученый — Даль вначале вызывает в памяти образ Грина. Добрый, милый неудачник в потертом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи с какой-то необычной, сказочно прекрасной любовью, с приключением, с романти­ кой. Но вот приключение начинается и оборачивает­ ся гнусной жутью, раздвоением личности, и Тень — Даль мечется среди андерсеновских декораций со своими длинными ломающимися'пальцами, с ли­ цом-маской, с повадками бездушной твари... Даль ведет две.свои роли в этом фильме с тонким пониманием стилистики. Создается временами впе­ чатление, что ему и не нужно понимать эту стили­ стику, что он просто часть этой стилистики, что он просто рожден для нее! Новая неожиданность ждала меня в фильме Хейфица «Плохой хороший человек», где Даль иг­ рает чеховского героя — Лаевского. Какая свер­ кающая компания вновь окружает его в этом филь­ ме: Людмила Максакова, Анатолий Папанов, Вла­ димир Высоцкий, Анатолий Азо, совсем молодой Георгий Корольчук, великолепно сыгравший дьяко­ на... Не потеряется ли он среди них? Поймет ли он такого тонкого интерпретатора чеховской темы, кап Хейфиц? Вообще чеховский герой — его ли это де­ ло? Несколько экранных движений... брезгливо нюхает кофе... опрокидывает рюмочку, еще р а ­ мочку... пылкая исповедь Папанову и тут же без­ вольное угасание... раздраженное поедание борща, провокация ссоры с Надеждой Федоровной, расхри­ станная слезливость в ночь перед дуэлью... вну­ тренняя мелкая отвратительная дрожь поутру... Несколько-экранных движений, и в каждом движе­ нии — такая знакомая, такая понятная русская че­ ховская мука... Да вовсе он никакой не «современ­ ный герой», не «условный.фантастический герой*! Он типичный человек XIX века! Олег Даль —- при­ рожденный чеховский герой! Кто же он в конце-то концов? В каких новых «при­ рожденных» качествах мы еще его увидим? Пожа­ луй, это и хорошо, что он не стал героем одного об­ раза. человеком-мифом. потому что это не очень-та и свойственно русскому артисту, а Даль в конце концов — прирожденный артист! Русский артист! Что будет в дальнейшем? Прошу прощения у чи­ тателей, но случайный каламбур внезапно становит­ ся смыслом этих заметок. В дальнейшем будет —• Даль. < КОЛЮЧИЕ С ТРОКИ н т е з р а з ы . . . Сначала в столовой пообедали Мои коллеги. «Ну и как?» — поин­ тересовалась я. — «Новый сорт картофеля отведали. Северная называется-. Будто сырую жуешь», — ответили они. Столовую № 4 рыбного порта вместо восьми месяцев, преду­ смотренных нормами, строители отремонтировали за три. Поэто­ му все претензии работников сто­ ловой строители принимают без­ оговорочно, и до сих пор плот­ никам и сантехникам есть здесь работа. В первые дни посетите­ лей было немного, а сейчас, по истечении второй недели, в обе­ денный перерыв выстраиваются длинные очереди. Помня неле­ стный отзыв коллег, я не рискну­ ла здесь пообедать. Но спроси­ ла у нескольких женщин, как им понравился обед. Четверо посе­ товали на дороговизну («все-таки рабочая столовая») и невкусное второе («зразы непрожаренные»), а четверо сказали, что пришли сюда впервые после ремонта столовой и пока затрудняются оценить. Тамара Петровна Стебенькова, зам. директора столовой, стара­ ется объективно оценить положе­ ние в собственном хозяйстве. Про ремонт и его Издержки ска­ зала, про то, что столовая пока без директора («вроде, нашли кандидатуру»), и она занимается и хозяйственными делами, и кух­ ней), «а ведь за всем не усле­ дишь». — Тамар? Петровна, а вы обе­ даете в вашей столовой? — Не всегда, — последовал от­ вет. — Сегодня посетители о зра­ зах невысокого мнения. — Да-да, я знаю. Дело в том, что мясо не так порубили. Рубка не та. — Почему же не та? — Повара на вторых блюдах у нас часто меняются. Почти каж­ дый день новые. А это отража­ ется на качестве приготовления блюд. Вот так обстоят дела в только что открытой после капитального ремонта столовой. Издержками ремонта не прикроешь неполад­ ки в работе самой столовой. Ин­ тересно, знают ли обо всех объ­ ективных и необъективных труд­ ностях .руководители из управ­ ления общественного питания облрыболовпотребсоюза? Пыта­ ются что-либо изменить? ...А злополучные зразы мне все-таки пришлось отведать. В буфете управления «Мурман- сельдь». Буфет этот снабжает горячими обедами столовая № 4. Й, действительно, не та рубка. Невкусная. Г. МИРОВА. С промысла — в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-330 «Молодогвардеец», БМРТ-140 «Ржев», ППР «Павлово», СРТ-17. ЗАВТРА: РТ-186 «Мишуково», РТ-199 «Вельск», РТ-214 «Шон- гуй», экипажа БМРТ-111 «Гольфстрим» в 11.00 на морвокзал. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. АДРЕС ИТЕАЕШОНЫ Мурманск — 133001. Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель редактора, от­ ветственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники — 63-96 и 70-45.. Вызов с городских АТС: 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96, 7-70-45.______________________________________________________________________ __ «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 6232. ПН-05600.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz