Рыбный Мурман. 1975 г. Сентябрь.
ф О т к р ы в а е м н о в у ю р у б р и к у Д А, ЭКРАН — от панорам ного в кинотеатрах до миниатюрного в пере косном телевизоре — наш друг, советчик, информатор, путеводитель... Для рыбака, оторванного от родного пор та на много месяцев, для тру жеников берега, их семей ки но- и телеэкраны несут верную службу. Увиденное: фильмы, пере дачи — нередко являются те мами для серьезного разгово ра о жизни, о наших повсе дневных заботах и думах о бу дущем. Разве оставил кого равно душным фильм «Вариант «Оме га», только что прошедший по первой программе Цент рального телевидения? Мы вновь встретились с замеча тельным актером Олегом Да лем. Мурманчане давно зна комы с ним лично: О. Даль иг рал в фильме «Старая, старая сказка», который снимался на Кольской земле и был впер вые показан у нас, в киноте атре «Северное сияние». Сегодня мы, открывая но вую рубрику, продолжим это знакомство с одаренным акте ром, его героями. Рассказ Ва силия Аксенова приводит нас в Таллин, где развертываются события и «Варианта «Омега». Нет смысла пересказывать содержание фильма — его кадры еще очень свежи в па мяти видевших. Кто фильма не смотрел, пусть поверит на слово: это еще один увлека тельный эпизод действий со ветской разведки в годы Ве ликой Отечественной войны. Сергей Скорин (О. Даль) вступает в единоборство с опытнейшим немецким раз ведчиком бароном Георгом Шлоссером (И. Васильев] и одерживает вместе со своими товарищами из Центра убеди тельную победу. Итак, дорогие читатели, при глашаем к разговору о роли кино и телевидения в нашей жизни. Василий АКСЕНОВ Вдальнейшем-Даль... Далеким летом 1961 года я и представать не мог, что то лето будет когда-нибудь далеким. Мы снимали в Таллине фильм «Мой младший брат». Для меня ото была очень странная жизнь. Только что вышел шестой номер «Юности» со «■Звездным билетом». Желтая обложка журнала все чаще мелькала на пляже Пирита в руках ку рортников. Здесь же, на пляже, стояли осветитель ные приборы, лихтваген, тонваген, бродили мои герои, звучал моіі текст. Я завтракал, обедал и ужішал, купался, играл в баскетбол вместе с Дим кой Денисовым, Юркой и Аликом Крамером. Из редка наезжал «старший брат» — Олег Ефремов. Однажды мы сидели в кафе, и к нам подошли ту ристы с желтыми журнальчиками под мышкой. — Простите, юноши, — сказали они моим repoj ям, — но вы очень похожи на героев одной новой повести, которая только что появилась вот в этом журнале. Юноши просияли. Это были Александр Збруез — Димка, Андрей Миронов — Юрка и Олег Даль — Алик Крамер. Их тогда еще не узнавали благодар ные массы кинозрителей. Алик — Даль, тощий, с выпирающими ключица ми, длинноногий, с глазами, застывшими в по стоянном и несколько оловянном любопытстве, был прирожденным героем шестидесятых, юнцом-ин- теллектуалом из московской подворотни. Он мгно венно, с первых же проб, точно поймал свой образ и не терял его до конца картины. Вот он рассуждает о Корбюзье, о Райте, о «те леграфном стиле современной прозы», рисуется перед девчонками, и вот он втихомолку плачет, слушая далекую органную музыку, сжавшись в ко мочек под стеной Домского кафедрала. Казалось, этот новый артист, только что вставший из-за сту денческой скамьи, создай именно для таких ро лей, для образа молодого героя нашего, именно на шего времени. Много замечательных артистов остались на всю жизнь пленниками своего первого образа. Так, Збигнев Цибульский во всех своих картинах остал ся Мачеком из фильма «Пепел и алмаз», юношей в дымчатых очках, с пистолетом за пазухой, с бело зубой улыбкой скрывающей внутренний разлад. В дальнейших своих работах Даль оставался ве рен своему первому образу. Вот, например, как мне кажется, недостаточно оцененный фильм «Же ня, Женечка и «катюша». Здесь, в ситуациях бли стательной фронтовой комедии Окуджавы и Мо тыля, Олег Даль пластично и естественно играет снова современного юношу-интеллектуала, полу- интеллектуала, четвертьинтеллектуала, чудаковато го, милого, внешне вроде бы слабохарактерного, а на самом-то деле с крепкой внутренней жилой. Очень близкий образ лепит он и в «Хронике пики рующего бомбардировщика». Прошлым летом я вернулся в Москву после дол гого отсутствия. Еду по Садовому к Маяковской, делаю левый поворот над тоннелем... и чуть не те ряю руль: нет «Современника»! Знал ведь прекрас но. что давно его собирались сносить, да и на ново* се лье был на Чистых Прудах, но все равно в глазах у меня рябит — нет, нет моего любимого, совсем нет, а на его месте просто-напросто ерундовый ас фальтовый паркинг — всего ничего! Л сколько ведь здесь было всякого! Сколько здесь было всего! Как мы все здесь горячо жили, а среди нас был и Олег Даль... Помню, как в спектакле «Всегда в продаже.» он репетировал непризнанного джазиста, фанатика своего жанра; небольшая, но очень важная роль. Здесь, на площади Маяковского, в атмосфере на пряжённой талантливости Даль, конечно, очень вы рос как артист. Я следил за ним: ведь в какой-то степени считал его своим крестником .Иногда вдруг видел — идет Даль, шарф на плече, шляпа на макушке, эдакий, видите ли. всероссийский театральный акте)), рас христанный «Аркашенька». Ну, что же, думал я, можно ведь и так иногда, ведь молодой же еще, ведь все же мы были молодыми, ведь не мне уж морали-то читать. Потом видел на сцене, в одном спектаклей в другом, в маленьких ролях и в боль ших. Молодец, думал я, взрослеет, профессиона лом становится. В разных ролях я видел Олега Даля' в театре, но все-таки продолжал считать его прирожденным ' современным интеллектуальным молодым героем. Быть может, он и стал бы артистом-мифом в этом своем амплуа, таком близком его собственной при роде, если бы этот тип был достаточно развит в на шем искусстве. Однажды случайно я попал в кино. Давали фильм Кошеверовои по Шварцу — «Тень» с Олегом Далем в заглавной роли. Меня сразу же подкупил преле стный поезд, катящийся (кажется, без рельсов!) по сказочной стране. Букет звезд — Анастасия Вер тинская, Людмила Гурченко, Марина Неёлова, Владимир Этуш, Георгий Вицин, Андрей Миронов — с великолепной непринужденностью разыгрывал свои роли. Что касается Даля, то он... Я вдруг поймал себя на мысли: «Да ведь он же прирожден ный герой Шварца!» Собственно говоря, не только Шварца, но вообще герой условного, фантастического жанра. В фильме Кошеверовой Ученый — Даль вначале вызывает в памяти образ Грина. Добрый, милый неудачник в потертом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи с какой-то необычной, сказочно прекрасной любовью, с приключением, с романти кой. Но вот приключение начинается и оборачивает ся гнусной жутью, раздвоением личности, и Тень — Даль мечется среди андерсеновских декораций со своими длинными ломающимися'пальцами, с ли цом-маской, с повадками бездушной твари... Даль ведет две.свои роли в этом фильме с тонким пониманием стилистики. Создается временами впе чатление, что ему и не нужно понимать эту стили стику, что он просто часть этой стилистики, что он просто рожден для нее! Новая неожиданность ждала меня в фильме Хейфица «Плохой хороший человек», где Даль иг рает чеховского героя — Лаевского. Какая свер кающая компания вновь окружает его в этом филь ме: Людмила Максакова, Анатолий Папанов, Вла димир Высоцкий, Анатолий Азо, совсем молодой Георгий Корольчук, великолепно сыгравший дьяко на... Не потеряется ли он среди них? Поймет ли он такого тонкого интерпретатора чеховской темы, кап Хейфиц? Вообще чеховский герой — его ли это де ло? Несколько экранных движений... брезгливо нюхает кофе... опрокидывает рюмочку, еще р а мочку... пылкая исповедь Папанову и тут же без вольное угасание... раздраженное поедание борща, провокация ссоры с Надеждой Федоровной, расхри станная слезливость в ночь перед дуэлью... вну тренняя мелкая отвратительная дрожь поутру... Несколько-экранных движений, и в каждом движе нии — такая знакомая, такая понятная русская че ховская мука... Да вовсе он никакой не «современ ный герой», не «условный.фантастический герой*! Он типичный человек XIX века! Олег Даль —- при рожденный чеховский герой! Кто же он в конце-то концов? В каких новых «при рожденных» качествах мы еще его увидим? Пожа луй, это и хорошо, что он не стал героем одного об раза. человеком-мифом. потому что это не очень-та и свойственно русскому артисту, а Даль в конце концов — прирожденный артист! Русский артист! Что будет в дальнейшем? Прошу прощения у чи тателей, но случайный каламбур внезапно становит ся смыслом этих заметок. В дальнейшем будет —• Даль. < КОЛЮЧИЕ С ТРОКИ н т е з р а з ы . . . Сначала в столовой пообедали Мои коллеги. «Ну и как?» — поин тересовалась я. — «Новый сорт картофеля отведали. Северная называется-. Будто сырую жуешь», — ответили они. Столовую № 4 рыбного порта вместо восьми месяцев, преду смотренных нормами, строители отремонтировали за три. Поэто му все претензии работников сто ловой строители принимают без оговорочно, и до сих пор плот никам и сантехникам есть здесь работа. В первые дни посетите лей было немного, а сейчас, по истечении второй недели, в обе денный перерыв выстраиваются длинные очереди. Помня неле стный отзыв коллег, я не рискну ла здесь пообедать. Но спроси ла у нескольких женщин, как им понравился обед. Четверо посе товали на дороговизну («все-таки рабочая столовая») и невкусное второе («зразы непрожаренные»), а четверо сказали, что пришли сюда впервые после ремонта столовой и пока затрудняются оценить. Тамара Петровна Стебенькова, зам. директора столовой, стара ется объективно оценить положе ние в собственном хозяйстве. Про ремонт и его Издержки ска зала, про то, что столовая пока без директора («вроде, нашли кандидатуру»), и она занимается и хозяйственными делами, и кух ней), «а ведь за всем не усле дишь». — Тамар? Петровна, а вы обе даете в вашей столовой? — Не всегда, — последовал от вет. — Сегодня посетители о зра зах невысокого мнения. — Да-да, я знаю. Дело в том, что мясо не так порубили. Рубка не та. — Почему же не та? — Повара на вторых блюдах у нас часто меняются. Почти каж дый день новые. А это отража ется на качестве приготовления блюд. Вот так обстоят дела в только что открытой после капитального ремонта столовой. Издержками ремонта не прикроешь неполад ки в работе самой столовой. Ин тересно, знают ли обо всех объ ективных и необъективных труд ностях .руководители из управ ления общественного питания облрыболовпотребсоюза? Пыта ются что-либо изменить? ...А злополучные зразы мне все-таки пришлось отведать. В буфете управления «Мурман- сельдь». Буфет этот снабжает горячими обедами столовая № 4. Й, действительно, не та рубка. Невкусная. Г. МИРОВА. С промысла — в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-330 «Молодогвардеец», БМРТ-140 «Ржев», ППР «Павлово», СРТ-17. ЗАВТРА: РТ-186 «Мишуково», РТ-199 «Вельск», РТ-214 «Шон- гуй», экипажа БМРТ-111 «Гольфстрим» в 11.00 на морвокзал. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. АДРЕС ИТЕАЕШОНЫ Мурманск — 133001. Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель редактора, от ветственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники — 63-96 и 70-45.. Вызов с городских АТС: 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96, 7-70-45.______________________________________________________________________ __ «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 6232. ПН-05600.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz