Рыбный Мурман. 1975 г. Сентябрь.
TPI В. Бабуро, штурман Беломорской базы государственного лова І Ш Т Ш ВЕДЕН (Продолжение. Начало • М 108). С ЕГОДНЯ я даже прощал снабженцу его не достатки и, глядя на веселую неразбериху, парившую на причале в его хозяйстве, со чувственно подумал об Ираклии, который остается на берегу и будет опять носиться но городским складам в поисках снабжения для очередного ухо дящего в рейс судна. Запустили главный двигатель, и переборка ста ла медленно подрагивать. На судне установлен дви гатель мощностью в тысячу лошадиных сил, с по мощью которого мы можем развить скорость до .11— 12 узлов. Нас провожают портовые чайки и снабженец базы. Погода пасмурная, противополож ный берег реки плохо различим. Быстро удаляется причал, вскоре фигура Практик превратилась в едва различимую серую точку. Проводку судна до Одессы осуществляет лоцман. Я всей грудью вдыхаю солоноватый воздух и ловлю «. бя на мысли, что с удовольствием слушаю раз бойничий посвист ветра, что трижды рад встрече с этим бесноватым морем, что я снова дома! В ОТ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ я вожу с со бой путеводитель по городу Одессе. Знаю о важнейших исторических и революционных событиях, о замечательных людях, живущих в этом прекрасном южном городе, досконально изу чил памятные даты, которые Запечатлены в назва ниях проспектов, скверов, бульваров. Одесситы при знают .меня за «своего,», но я до сего времени «не утюжил клешем одесские мостовые*. Глубокой ночью мы подошли к Воронцовскому маяку и передали на катер лоцмана. Трудно пере дать охватившее меня волнение при виде уснув шего города... ...В августе 1892 года, обойдя пешком почти всю Украину, пришел в Одессу и стал грузчиком мор ского порта Алеша Пешков. Будущий великий пролетарский писатель подме тил в обездоленных людях подлинную человечность t .V e y ra C H M o e ч у в с т в о товарищества. Прошли десяти летия. Утром 17 мая 1933 года к причалу Одесско го морского порта шел теплоход «Жан Жорес». Об локотившись о планширь. Горький смахнул слезу счастья встречи с молодостью. Именем писателя названы библиотека. Дворец культуры, улица. .Мостовые города хранят память о героических де лах потемкинцев. бросивших вызов прогнившему ре жиму царизма. По городским улицам мчалась л е гендарная конница Котовского. Неувядаемой славой покрыли себя мужественные защитники города в дни Великой Отечественной вой ны Днем по капле нацедив во фляжки, В сотый раз переходя в штыки, Разодрав кровавые тельняшки, Молча умирали моряки. Так писал К. Симонов о морской пехоте. Драв шейся на подступах к Одессе. За героизм и мужест во на полях сражений Одесса с честью носит звание города-героя. Остается только сожалеть, что не имею возможно сти любоваться красавицей Одессой летним днем, но «' одни я убедился, что она прекрасна и ночью, чу десна во все времена года. Во мглу ночи плывут наши прощальные гудки. Курс на Босфор! Затяжным штормом провожает нас родное Черное море. С УДНО испытывает сильную бортовую качку, и в жилые помещения врываются звуки неве домого колокола. На ровном киле колоколь ный перезвон прекращается, но стоит судну накло ниться, как незамедлительно следует удар в коло кол. Вдвоем с боцманом облазили все судовые за коулки но обнаружить виновного бессонной ночи не удалось. Взрыв капитанского негодования произошел на рассвете, когда, проведя на ходовом мостике почти полсуток, он зашел в свою каюту и прилег на диван отдохнуть. Я стоял перед ним молча, не находя слов для оп равдания. Напомнив об уставных обязанностях стар шего помощника, капитан дал мне полчаса для уст ранения душераздирающего звона, нарушившего ук лад судовой жизни. ...До наших дней на судостроительных заводах сохранилась традиция — на судне устраивать свое образные колокола. Не избежало подобного сюрпри за и паше судно. В пустотелой вентиляционной трубе корабелы «за были» металлический толстый прут. До выхода на морские просторы прут хранил молчание, но стоило кораблю начать кланяться встречной волне, как он напомнил о себе заунывным перезвоном. Выход из довольно дурацкого положения нашел старший меха- ч \' Владимир Филиппович Малиновский, извлекший из трубы злополучный прут. Просклоняв по всем падежам неизвестного шутника, расходимся по каю там на долгожданный отдых. У СТДРМЕХА Малиновского красивая внеш ность. Отзывчивый, обладающий выдерж кой и тактом в обращении с подчиненными, он за довольно короткий срок завоевал на судне ав торитет. У Владимира Филипповича более двух де сятков лет работы на флоте, Начинал кочегаром, долго и упорно учился. Об этом убедительней всего говорят два диплома мореходных училищ, получен ные механиком первого разряда Малиновским. Бес спорно. он является одним из опытнейших мелани нов нашего флота. Переборки его каюты увешаны фотографиями. Вот снимок всей семьи: жена, сам стармех и маленькая доченька. О Юленьке я знаю буквально все: когда появились первые зубки и когда она сделала первые в своей жизни шаги. Хорошо, когда любящий папа является еще и хорошим фотографом. Светлого те бе пути в жизни сланная Юленька! Р А ЗБУДИЛ сильный гул работающих мото ров, Я выбежал на палубу. Мимо нас один за другим с оглушительным ревом проносились турецкие катера. Мы входили в пролив Босфор. Весь экипаж находится на палубе. Пристально всматри ваемся в надвигающиеся с. запада высокие берега Турции, которые вскоре заслонили большую часть небосвода. На азиатском берегу пролива выстроились в ряд батареи турецких орудий. Вдоль берегов пролива про плывала седая старина. Вот от самой воды побежа ла вверх крепостная стена. Выше на скале проступа ли очертания старинной крепости. К борту судна, с правой стороны, подходит лоцманский катер. Пожи лой, с заметной сединой турок легко переносит свое тело через фальшборт и спешит на ходовой мостик. Он обменивается рукопожатием с капитаном и отда ет по-русски команду: - - Так держать! Гортанный говор турка непривычно режет слух. Лонман вполне сносно говорит по-русски. Захлебы ваясь от восторга, он с упоением ведет рассказ, что в старые и добрые времена у султана в гареме нахо дилось около четырехсот жен, а сейчас и одну труд но прокормить, что молодежь не чтит священный адат, а в мечетях можно видеть больше экскурсан тов, чем молящихся правоверных. Под такую моно тонную и бесконечную жалобу турка мы прошли почти весь пролив. Осталось за кормой бесчислен ное множество минаретов и мечетей. Величественно проплыл огромный купол собора святой Софии. .1 снова появились на террасе холмистого берега все возможных форм и величин минареты. Лавируя между пузатыми и отчаянно дымящими буксирами, к борту снова подошел катер, и мы без сожаления расстались с чрезмерно говорливым лоц маном. Вошли в Мраморное море и легли курсом на Дар данеллы. Вдоволь насмотревшись на турецкие бе рега, моряки разошлись но каютам, обсуждая толь- кто что виденное. Не знаю, как кто, но я почти разочаровался во всем виденном. Правда, душевный подъем, сопровождающий всякого мореплавателя, давал возможность надеяться, что самое интересное — впереди. Глядя «а застывшую серо-свинцовую гладь Мра морного моря, невольно проникаешься мыслью, ’что тысячу раз были правы люди в далеком прошлом, давшие такое меткое название эТомѵ небольшому южному морю. Сильно лымя. с заметным креном, неподалеку от нас тихо идет греческий пароход. Построенный на заре этого века ветеран совершает рейсы на кабо тажных линиях. Мы обходим старого трудягу на ди станции нескольких десятков метров. Вот, опасливо оглядываясь на капитанский мостик, прячась от офицерских глаз за трубу, приветливо машет рукой нашему белоснежному кораблю пожилой моряк. И снова до горизонта — уснувшее море. У ТЕЛЕВИЗОРА добрая половина экипажа. Су довые радиоспецналиеты не смогли добить ся звука, но изображение на экране доволь но четкое. На нас смотрит улыбающийся двухлетний богатырь, которого мама кормит манной кашей. По мере движения нашего судна телевизор переносил нас из страны в страну. Блондинистые карапузы сменялись смуглыми детьми Азии, но неизменной оставалась манная каша. Вот, размахи вая кольтом, скачет на экране ковбой. Вдруг он рез ко оборачивается в седле и прицеливается в пре следователя, еще мгновенье и раздастся выстрел. Но тут, экран снова переносит нас в счастливую семью, где полнотелая мама кормит своего жизне радостного наследника... манной кашей. Один за другим покидают моряки салон. Все спе шат на палубу, где на южном небе уже зажглись гирлянды звездных миров. Мерно дышит главный двигатель, неся нас вперед. (Продолжение следует) Корабелы ГДР Почти 3600 судов общим водоизмещением свыше 5 млн. тонн сошли за годы народной власти со ста пелей на верфях ГДР. Одни из них составили осно ву торгового флота социалистического немецкого государства, другие вошли в состав рыболовных флотилий и торгового флота Советского Союза и других братских государств. Судостроение ГДР начинало свой путь практиче ски с нуля, ибо в его распоряжении была лишь ста рая «Иептун-верфт» в Ростоке, отметившая недавно свое 125-летне. При помощи и техническом содей ствии Советскою Союза за четверть века на при балтийском побережье ГДР в Ростоке, Варнемюнде, Висмаре и Штральзуиде выросли четыре новые су* доверфи. продукция которых пользуется сейчас доб рой славой во всем мире. Ныне корабелы ГДР строят различные типы мор* ских судов, начиная от крупных сухогрузов, кото рые могут взять на борт 2 5 тысяч тонн, и плавучих- рыбозаводов до небольших рыболовных судов. ѵКрупнейший покупатель продукции судостроения ГДР — Советский Союз, которому с 1947 года было; поставлено 2875 судов. Среди заказчиков — многие капиталистические страны, в том числе Норвегия, Дания. Исландия. Финляндия. В текущем году на верфях республики будет спу щено на воду 70 судов для Советского Союза и дру гих прибалтийских стран, а также для Норвегии и Исландии. Высокий уровень механизации и автоматизации производства позволяет судостроителям ГДР сокра тить сроки сборки океанского судна с 32 месяцев до 100 дней. 52-тысячный коллектив трудящихся судострои тельных верфей принимает сейчас повышенные обязательства, чтобы достойно встретить предстоя щий IX съезд СЕПГ. Так, например, корабелы на родной верфи в ІПтральзунде решили закончить вы полнение годовой программы уже в середине де кабря. А. ИВАНОВ. С ЕГОДНЯ Чехословакия отмечает День печа ти, радио и телевидения. 21 сентября 5 5 лег назад был выпущен первый номер централь ного органа Коммунистической партии Чехословакии газеты «Руде право». Ежедневный тираж газеты — около 9 00 тысяч экземпляров. НА СНИМКЕ: редакторы «Руде право» за рабо* той. В МОСКВЕ состоялась Международная олим пиада школьников по русскому языку. В настоящее время русский язык изучают в школах 42 зарубежных государств. В Московской олимпиаде приняли участие побе дители национальных конкурсов — представители почти тридцати стран. Условия Олимннады предусматривали проверку уровня владения языком н знаний о Советском Сою зе в трех комиссиях. Желающие могли принять уча стие в письменных соревнованиях. НА СНИМКЕ: участники олнмпнады — школьни ки из Португалии Жоан Мануэл Соуза Альвнш Пе- рейро Боту и Алешандра Воту Внана Фернанднш. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz