Рыбный Мурман. 1975 г. Сентябрь.
Р ы б о л о в н а я о з и ц и я К а н а д ы К АНАДА издавна занима ется рыбным промыс лом. Этому как нельзя лучше способствует се геогра фическое положение. Канада с тр; ч стрррн омывается океана ми: па западе — Тихим, на вос токе ц северо-востоке — Ат лантическим. на северо-западе — Северным Ледовитым океа ном. Она имеет много островов, заливов, озер и рек. Таким об разом, Канада имеет исключи тельно благоприятные условия для развития рыболовства. Ры бопромысловые районы, приле гающие к канадским полам, яв- лжотоя одними і:з саиых об- хинрны>: в мире Вследствп-! Ч И С Т О Т Ы и прохладности вол вы сокое качество продукции п<> лучлемоіі, в зтих районах име ет еще большее значение. Важ нейшие промысловые рыбы, обитающие.в этих подах, — тре ска.. п ик та, палтус, сельдь, макпель, лосоп, не уступают по K-..честву тем же видам рыб, обитающим н других раіншл.'. Мирового океана. ■ іа последние 70 -лет Канада достигла . крупных масштабов в рыболовстве. По данным ФАО по состоянию на 1 970 г. • насе ление Кадіады составляло 21437 тыс. человек, а добыча рыбы составляли 1330 т. т. Начинал е конца прошлого столетия внедрение паровых траулеров значительно увеличило вылов. Присоединение в 194!) г. Нью фаундленда к Канаде и рекон струкция средств и методов ры боловства •и ряд других меро приятий позволили значительно увеличить канадский вылов. Канадский департамент ры боловства был создан на спе циализированной основе в 192В году. Он контролирует рыбо ловство провинций. Право ре гулирования рыболовства во всех провинциях ..принадлежит центральному правнтельств\ Канады. Продолжительное время тер риториальные воды Канады были трехмнльпыми. В послед ние годы Канада встала на путь расширения своей юрис дикции над -прибрежными во дами. Парламент Канады 4 июня 1970 года принял закон о расширении территориально го- моря до 12 мнлЬ. Установле нием базисных линий все зали вы острова Ньюфаундленд объ явлены внутренними водами. Наряду с этим Канадой были закрыты для иностранного ры боловства и для плавания ино странных военных кораблей за ливы Св. Лаврентия и Фанди, я также Гудзонов пролив. В декабре того же года были за крыты для иностранного рыбо ловства проливы Кабот Белл- Айль, Диксон-Энтранс, Хекати и залив Королевы Шарлотты. Одновременно с этим Канада предприняла меры по защите морской среды, от загрязнения, особенно районов Арктики, Лабрадора, Ньюфаундленда и залива Св. Лаврентия, По это му вопросу правительство Ка нады приняло в 1970 году за кон о предотвращении загряз нения арктических вод шириной до 100 миль от канадских бере гов. Канада является участницей многих международных кон венций и соглашений по вопро сам регулирования рыболовст ва. Она также принимала ак тивное участие в сессиях Коми* тета ООН по мирному исполь зованию дна морей и океанов за пределами действия нацио нальной юрисдикции. Суть по ложений, сформулированных Каиадоіі на этих сессиях но морскому правѵ, сводится к сле дующему: Канада как прибрежное го сударство с развитым рыбо ловством, но не ведущее экспе диционного промысла, добива ется признания за собой исклю чительных или суверенных прав на живые ресурсы в районе подводной окраины материка, которая включает в себя конти нентальный шельф, материко вый склон и материковое под ножие. а также старается до биться признания за собой пра ва па. регулирование промысла этих ресурсов. Она выступает за максималь но свободный режим проведе ния научных исследований мор ской среды В этой области у Канады имеется большой опыт. Учитывая, что такие исследова ния могут затрагивать военные и экономические интересы стран, ее позиция по этому во прос;-.' предполагает выдачу раз решении ’на проведение науч ных исследований и дальней ший контроль за ними со сто роны прибрежного государства. Таким образом, будучи , заин тересованной в изложенных по ложениях, она выступает за не- ресмтгг(ч морского права. Ее по- знцтія по этому вопросу изло жена в документах, представ ленных ею на рассмотрение Ко митета по .мирному использова нию дна; морей и океанов за пределами действия националь ной юрисдикции. Сущность их заключается в том, чтобы ры боловство Канады, основанное, па использовании мелкого при-' брежпого флота, получило бы в свое распоряжение рыбные ре-, су осы Северо-Западной Атлан тики и Северо-Западной части Тихого океана, игнорируя за конные интересы 15 других стран; ' издавна ведущих там лов рыбы. С целью дальнейшего совер шенствования своих предложе ний но подходу к управлению рыбными ресурсами Канада предлагает провести дифферен циацию различных экологиче ских групп живых ресурсов с целью установления наиболее приемлемого для каждого . ви да режима регулирования. В соответствии с таким подходом она предполагает разделить жи вые ресурсы моря на четыре, группы с.учетом их распростра нения и миграции: живые орга низмы сидячих видов: прибреж ные виды: проходные виды н далеко мигрирующие виды. Канадой разработаны режи мы регулирования для каждой группы. Так, в отношении жи вых организмов сидячих видов прибрежное государство в со ответствии со ст. 2 Конвенции 1958 г. о континентальном шельфе сохраняет суверенные права на эти организмы. В отношении второй экологи ческой группы прибрежное го сударство имеет исключитель ные права в области регулиро вания и поддержания произво дительности этих видов, т. е. видов, которые свободно пере двигаются и. обитают в богатых питательными веществами при брежных районах. По мнению Канады, прибрежное государст во необходимо наделить пра вом управления э т и м и видами и предоставить ему особые суве ренные или исключительные права на их использование. Что касается третьей Ьрѵппы — проходных рыб — то пози ция Канады сводится к запре ту промысла этих видов рыб в открытом море и обязатель ность особого двустороннего соглашения в тех случаях, ког да эти виды вылавливаются другими государствами помимо государства происхождения. В данном . случае „ правительство Канады исходит из того, что эти виды рыб размножаются и проводят в реках государства • происхождения начальный пе риод своей жизни. Затем они уходят в открытое море далеко от рек своего происхождения, но для воспроизаодства возвра щаются в те же реки. Если го сударство происхождения не примет надлежащих мер для поддержания в этих реках соот ветствующих условий, наиболее значительны# разновидности проходных видов в скором вре мени могут- исчезнуть. При брежное государство несет от ветственность . за сохранение проходных рыб, и оно обязано нести основные расходы но обеспечению их воспроизводст ва. В связи с этим, по мнению Канады, прибрежное государ ство должно иметь исключи тельные права на хозяйствен ное регулирование и вылов проходных рыб, например, лосо ся. в течение всего периода их миграции. Другие государства могут ловить эти виды рыб только в том случае, если они находятся в их водах при нали чии соглашения с государством происхождения. Наиболее интересна позиция Канады в отношении далеко мигрирующих видов рыб, та ких, как тунец п большинство морских млекопитающих, кото рые значительную часть своей жизни обитают в обширных районах морей и океанов. Ка надское правительство высту пает за заключение междуна родных соглашений с учетом того, что каждое государство, в водах которых эти виды оби тают, должно быть наделено необходимыми полномочиями в области регулирования данных видов. Такое государство так же должно обладать преимуще ственными правами на эксплуа тацию этих ресурсов. Канада считает, что при брежное государство должно иметь исключительные суверен ные нрава в области хозяйст венного регулирования и про мысла- всех живых ресурсов в пределах 200 миль у своего по бережья и частичными правами в отношении таких ресурсов, обитающих в районах, прилега ющих- к 200-мнлыгой зоне. Это позволит Канаде осуществлять контроль в области рыболовст ва за пределами 20 0 миль на всем континентальном шельфе. Что касается иностранного про мысла в этих районах, то он должен вестись под контролем Канады. Она получит право ежегодно устанавливать макси мально разрешаемый улов с учетом промысловых районов и своих потребностей. Это в ко нечном счете может привести к полному вытеснению иностран ного промысла. В отношении границ конти нентального шельфа канадская позиция определяется стремле нием распространить свою на циональную юрисдикцию в об ласти рыболовства и управле ния живыми ресурсами конти нентального шельфа, континен тального склона вплоть до внешней границы континенталь ной окраины, которая граничит с абиссальным дном. Такое стремление Канады объясняет ся прежде всего тем, что она имеет одну из самых больших площадей континентального шельфа в мире. По некоторым данным площадь .канадского шельфа составляет 1500 тыс. кв. миль. Таким образом, по мнению канадского правительства, та кой подход к управлению, жи выми ресурсами моря обеспе чивает за ней наибольшие пра ва на живые ресурсы и управ ление этими ресурсами. Оно рассматривает подобный подход g качестве части более широ кой конвенции управления мор ской средой в целом. Канада придает большое значение за щите морской среды от загряз* пения. Канада внесла на рассмотре ние Комитета свои предложе ния по использованию мине ральных ресурсов международ ного морского дна н другим во просам. В. КОСЦОВ, государствен ный инспектор по конвенци онному рыболовству, борт атомохода «Арктика». Вертолет готовится к вылету на ле довую разведку. Фото И. Белозерцем. ■ ■ ■ ■ и н в м я в ш н ш н ш ш ш ш ш а н а д в н м ш и ш п <-ПОЧТОВЫЕ И ЗДЕ РЖКИ » ( «Рыбный ІѴІурман» ,М> 87) В корреспонденции «Почтовые издержки» речь шла о нерит мичной доставке почты промысловикам. Сообщаем, что слу чай задержки ТХС-180 в порту действительно имел меси», тхс с почтой уходил в район, где работали наши плавбазы, по этому служба эксплуатации приняла- решение попутно завез ти банки для выработки пресервов, чтобы не допустить про стоя плавбаз. В ожидании этих банок, а также из-за смены старшего помощника капитана ТХС 180 простоял в порту сверх запланированного времени. Дл я исключения подобных случаев в настоящее времн ТХС-180 занимается только перевозкой почты. Сроки выхода и районы промысла согласовываются с начальником отдел.< эксплуатации нриемно-транспортного флота и портов главка «Севрыба» В. П. Оленевым, В соответствии с указаниями главка «Севрыба» служба эксплуатации управления «Севрыбхолодфлот» регулярно дает телефонограммы в адрес в сех флотоа и отделения связи № 4 о сроках выхода и районах назначения всех наших судов не менее чем за трое суток до отхода в море. Прн наличии за явок от флотов наши суда доставляют почту адресатам. Управление «Севрыбхояодфлот» считает, что ТХС-180 к перевозке почты не приспособлен: он имеет ограниченный район плавания, трюмы его не имеют специального оборудо вания, скорость мала. Вопрос о получении специальных поч товых судов с неограниченным районом плавания неоднократ но ставился, однако сдвигов в этом отношении пока нет. В. МАТВЕЕВ, и. о. начальника службы эксплуатации управления «Севрыбхолодфлот». ТЕМПУРА («НЕБЕСНОЕ ЯСТВО»} (Япония) Рыбное филе наргзаюг го лосками, лук и корень сель дерея — тонкими ломтиками, стручковый перец — лапшой, Из рисовой и пшеничной му ки, вина, белков и водьі за мешивают тесто. Рыбу и ово щи обмакивают в тесто и об жаривают во фритюре до золотистого цвета. Подают их под соусом. я о ш А и т а г Зам. редактора П. А, БЫСТРОУМОВ. АДРЕС ИТІАіООИЬг Мурманск — 183001. Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель редактора, от ветственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники — 63-96 и 70-45.. Вызов с городских АТС: 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96, 7-70-45, «Рыбный Мурмак». Индекс 55654. Цена 1 экз. 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Загс. 5837. ПН-05536, Ш М А И А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz