Рыбный Мурман. 1975 г. Октябрь.

П С Т : в о з м о ж н о с т и , п е р с п е к т и в ы ПІШІІШІШІІІШІШІІІШІШШМШШІІІШІІІІШІІІІІШШІШІІІІШШІІІІІІШІІШШІШНІШІІІІІІІІІІІІШІІІІІІІІІШІІШШІІІІІІІІІІІІІІШІІІШІІІШІІІНІІІІІШШІШІІШМШІШШІІІІШМІШІІІІШІІІІІІІШІІІІІІШІІІ П Е Р В Ы Й Р Е Й С - П Е Р В А Я П О Б Е Д А (Окончание. Нач. на 1 стр.) Двадцать три моряка вошлн в школу коммуни­ стического'труди, Первое занятие по.теме.«Соци а­ лизм и труд»./Для. комсомольцев и молодежи в воз­ расте от 1В до 2 2 м е т был создан кружок "Молоде­ жи о партии»’ Вторая проблема, стоявшая перед нами, — освоение судовоіі техники, определение производст­ венных возможностей судна. Очень сложная пробле­ ма. Па каждом участке были своп сложности,- сле­ довало от обстоятельств менять организацию труда, добиваясь наибольшей эффективности- Посолыіо-свежьевой траулер приравнен, пока к РТ. В основном и штат его такой же, как па «бор- товпках». Изменения лишь в составе машинной команды: дополнительно введены ремонтный меха­ ник, электромеханик, электрик. И . еще одна еди­ ница — электрораднопавигатор! Численность же палубной команды как на РТ. Учитывая особенности технологического обору­ дования ПСТ, первую половину р'ейса решили рабо­ тать на две смеиьь Вторую — на три. И в том и в другом случае нагрузка на матросов ложилась боль­ шая. Уловы мы имели хорошие, им одним не под . силу было управиться с обработкой. Поэтому на >'.діощь. выходили подсобники. Замечу вкратце. Рядом с нами промышлял БМРТ <?Луіпшк». И вот что приятно удивляло: большой .морозильный, бывало, имел за траление 2 — :5 тонны, а мы — пять- Таковы возможности посольно- свежьевого траулера. Кстати, он имеет на вооружении трал, что и ил Б.МРТ. Мощности силовом уста­ новки вполне достаточно для его букси­ ровки. lip .имея такое орудие лова, воз­ никает особая забота. Если на обычном РТ трал стоит 1350 рублен, то на 1ICT " З н а ч и т ,. надо дорол.нть і-.■ нук ­ лон иряднпбй, каждым ' квадратным мет­ ром сетного полотна. С первых дней ра­ боты мы и ііацелнві-йн моряков па это. Еще одна особенность .ПСТ ^ четко отработанная система промыслового' віюружения, за счеі чего уве­ личивается, су точный режим ’гралЪііпя, следовательно, и вылов. Палубная команда' За рейс освоила систему .Здесь надо сказать, что основная нагрузка нрн освоении технологии обработки рыбы, операциях н о . снускѵ — подъемѵ трала легла на матросов первого класса Василия Александровича Ананьева, Леони­ да Трофимовича Бочпева, Николая-Васильевича-Ку.-, пана, Алексея Васильевича Кузнецова. Они были наставниками молодых моряков, -пришедших . на «Кинешму.» после демобилизации. Среди них быстро постиг матросское дело Геннадий Евсгогкші. Много пришлось поработать в рейсе ремонтному мехапику Владимиру Матвеевичу Мазаеву. боцма­ ну Валерию Федосеевич.у Гаценко. Мы довольны результатами первого рейса В сложной промысловой обстановке сумели взять тюлцый груз, доказали фактически, что посолыю- свежьевые траулеры — перспективные суда. Хотелось бы высказать такое .пожелание. Если ПСТ приравнены к РТ, то штат матросов надо комп­ лектовать из этого отряда. У пас матросы были из отряда КМРТ, некоторые имели большой производ­ ственный стаж. По технология выработки продук-. цин па БМРТ совсем иная, чем при изготовлении соленого полуфабриката, свежья. Поэтому опытные моряки давали низкую производительность- Н. СКУТЕЛЬНИКОВ, первый помощник капита­ на ПСТ «Кинешма». О К Е А Н ч и с т я т Л А З Е Р О М П ОЖАЛУЙ, трудно найти еще один подобный пример физического эксперимента, который бы, вместе с подготовкой к нему, протекал столь недолго, а результаты его были бы столь мно­ гообещающими. ...Обычный лабораторный лазе)) да кювета с во­ дой, на которой разлит слой керосина или нефти, — вот и все экспериментальное устройство. Луч лазе­ ра направили на слой керосина, началось сильное испарение пленки, и поверхность воды стала быст­ ро очищаться. Увеличили мощность лазерного лу­ ча — пленка задымилась, а затем вспыхнула. Эксперимент проводили и одной из лабораторий Физического института имени П. II. Лебедева АП СССР научные сотрудники Г. А. Аекарьян, В. К. Карлова и Р. П. Петров. Но прежде чем говорить о целях и результатах эксперимента, совершим «пу­ тешествие» по просторам Мирового океана. Как язвы на -теле больного, пестрят на поверх­ ности океана бесчисленные нефтяные пятна. Нефтью загрязнено побережье морей п океанов, на дно выпадают сернистые осадки, поражая морскую флору и фауну. Море, в самом буквальном смысле, задыхается под нефтяной пленкой. Ежегодно гибнет до двухсот тысяч морских птиц, сократились рыб- ...іе запасы. В одно только Средиземное море при промывке танкерных цистерн сливается за год до трехсот тысяч тонн нефти! И что же? Рыбные запа­ сы там за последние двадцать лет уменьшились почти вдвое. З А СЛНВ НЕФТИ в море международной кон­ венцией предусмотрен штраф до тридцати .миллионов долларов. Иногда и более! А как быть, если авария все-таки произошла? Можно ли быстро уничтожить ее следы? Ответ на эти вопросы и искали физики из ФНАНа, ставя свой «немудрящий» эксперимент. — Разлившуюся нефть надо испарить или сжечь, — предложили ученые. Но... первый вопрос: как сжечь нефть? Сколько -ни подавай тепла, почти все отнимает вода. Доволь­ но толстый слой ее греется вместе с пленкой; и пото­ му не удается довести нефть до температуры испа­ рения-или сгорания. Другое дело — мощный лазер с инфракрасным лучом. Во-первых, в луче лазера сконцентрировано огромное количество тепловой энергии. Ни одним из всех прочих методов не возможно подвести к физи­ ческому объекту столько тепла. А во-вторТдх, и это главное в данном случае, у инфракрасного излуче­ ния очень мала глубина поглощения в жидкостях. Вся энергия лазерного луча поглощается в поверх­ ностном -слое толщиной в 10 микрон и почти цели­ ком идет на разогрев нефтяной пленки. В ходе эксперимента обнаружилось, что тонкие пленки выгодно даже не сжигать, а испарять лазер­ ным лучом. При этом расход энергии невелик и поч­ ти не происходит потерь тепла на разогрев воды. В ОТ произошла авария танкера. Команда танкера быстро заделывает пробоину, но какое-то количество нефти все .же выли­ лось. Главное теперь — не дать расползтись масля­ нистому пятну на многие километры, не дать осад­ кам выпасть на дно моря и отравить раститель­ ный и животный мир. Первое, что нужно сделать, — ограничить растекание-нефти. Луч лазера сколь­ зит по поверхности воды, очерчивая границы пятна. Режим лазерной очистки позволяет сжигать нефть почти полностью. Продуктами такого.сгорания неф­ ти будут в основном соединения, хорошо «•перева­ риваемые» биосферой. М ОЖНО и попытаться с пользой вернуть хотя бы часть потерянной нефти. В лаборатории отрабатывался очень эффективный (п эф­ фектный тоже) способ так называемого поверх­ ностного- выбрызгивания нефти. С поверхности моря нефть можно -выбрызги­ вать» лучом лазера и собирать ее в резервуары, на­ пример, с помощью поддона, укрепленного над во­ дой перед носом катера. Энергии на выбрызгивание тратится еще меньше, чем.на испарение нефтяной пленки. Это количество энергии уже заведомо мень­ ше того, что можно будет получить при последую­ щем сжигании собранной нефти. — Перспективы лучевой очистки водной поверх­ ности, в первую, очередь, связаны с. развитием лазер­ ной техники, — говорят один из авторов нового ме­ тода старший научный сотрудник Физического ин­ с т и т у т . Гурген Ашотович Аекарьян. — Уже сейчас имеются лазеры, которые можно использовать для очистки, береговой 'зоны. Это газовые и газодинами­ ческие лазеры, дающие моіцность в несколько сот киловатт. За сутки одним- таким лазером м о ліііо было бы очистить несколько квадратных километров акватории. Пока, правда, нет лазеров, способных работать столь длительное время в режиме непре­ рывной генерации на таком уровне развиваемой мощности. Но прогресс у лазерной техники стреми­ телен. Эффективность метода будет расти вместе с ростом . мощности и длительности непрерывной ра­ боты. . Вот так лазер принимается за работу по охране окружающей среды. Ю. СЛЮСАРЕВ. М УРМАНСКИЙ ордена Октябрьской Рево­ люции траловый флот —- хорошая жизнен­ ная школа, подлинная кузница кадров про­ мысловиков — умелых специалистов, волевых лю дей, умеющих преодолевать любые трудности в мор ских условиях. Для примера — судьба электрика Бориса Зиновьевича Блидко, которого вы видите на снимне. Этот ветеран флота и войны — в числе луч­ ших ка ПНР «Апатит», Фото Б. Щукина. 3 а й м у т достойное место В ДЕНЬ ПРИХОДА в порт после первого рейса иосольно-свежьевого траулера «-Кинешма» на борту его побывало много гостей. Руководи­ тели флота и флотские специалисты, местные жур­ налисты и моряки стоявших в порту судов. Прось­ ба у них была одна. «Расскажите о новом корабле, ііокажите его:»- ТІ «экскурсантов» приглашали на моетш;, в машинное отделение, на рыбную фабрппу, на рабочую палубу. Интерес этот понятен. Посольно-свежьевой тнау- . лер --- перспективное судно. П хотя он по назначе­ нию приравнен, к РТ, однако имеет принципиаль­ ное отличие от сегодняшних <::бортовш;ов». Наш корреспондент В. Хряіпков взял короткие интервью у старшего механика Сервера Мішайлови-' ча Куртмамбетова. «Дед» «Книеншы» имеет бо­ гатый опыт. Он возглавлял машинные команды на «паровиках», БМРТ всех построек, что имеются- в траловом Флоте Первый вопрос Серверу Ми.чай- ловичѵ: — Р чем преимущества в техническом отношении ІІСТ перед теми судами, на которых вы работали? - Прежде всего, р, создание поеолыго-евежьекых траулеров вложена современная техническая .мысль. Очень- рациональна компоновка механизмов к машинном отделении, чем обеспечивается доступ­ ность к ним, технологичность ремонта. Главный двигатель отвечает самым современным требова­ ниям. Коренное отличие его от имеющихся па др\гнх кораблях — возможность отбора мощности. Специ­ фические условия эксплуатации рыболовного' суд­ на диктуют разные режимы работы'энергетической установки. Например, если идем с тралом на волну, увеличиваем тягу винта, в тихую погоду мощность используем для удовлетворения всех судовых энер­ гетических нужд. Электрооборудование — современное, оснащен­ ность элементами автоматики, электроники- Те су­ да, на которых работал, кажутся теперь старомод­ ными. — Что можно сказать о первом впыте эксплуата­ ции ПСТ? — Особых хлопот мы не ирдытьцаали. ПІел обыч­ ный процесс освоения, обкатки механизмов, узлов. Выли мелкие неполадки, не без этого. — А общее впечатление? — ІІосольно-свежьевые суда перспективны. Они займут достойное место, отлично заменят сегодняш­ ние РТ. 21 октября закончились четвертые промысловые сутки нового, второго рейса ПСТ «Кинешма». Это плавание началось в сложных осенне-зимних усло­ виях — в Баренцевом море штормовая погода, что мешает нормальной работе экипажей судов. Тем не'менее, моряки «Кинешмы» за 4 дня заго­ товили примерно 2 0 0 центнеров полуфабриката окуня, трески. Рядом промышляющие РТ в среднем имеют худшие показатели. И это еще раз под­ тверждает, что посольно-свежьевые траулеры вы« годно отличаются от существующих судов бортово* го траления.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz