Рыбный Мурман. 1975 г. Октябрь.
П С Т : в о з м о ж н о с т и , п е р с п е к т и в ы ПІШІІШІШІІІШІШІІІШІШШМШШІІІШІІІІШІІІІІШШІШІІІІШШІІІІІІШІІШШІШНІШІІІІІІІІІІІІШІІІІІІІІІШІІШШІІІІІІІІІІІІІІШІІІШІІІШІІІНІІІІІШШІШІІШМШІШШІІІІШМІШІІІІШІІІІІІІШІІІІІІШІІІ П Е Р В Ы Й Р Е Й С - П Е Р В А Я П О Б Е Д А (Окончание. Нач. на 1 стр.) Двадцать три моряка вошлн в школу коммуни стического'труди, Первое занятие по.теме.«Соци а лизм и труд»./Для. комсомольцев и молодежи в воз расте от 1В до 2 2 м е т был создан кружок "Молоде жи о партии»’ Вторая проблема, стоявшая перед нами, — освоение судовоіі техники, определение производст венных возможностей судна. Очень сложная пробле ма. Па каждом участке были своп сложности,- сле довало от обстоятельств менять организацию труда, добиваясь наибольшей эффективности- Посолыіо-свежьевой траулер приравнен, пока к РТ. В основном и штат его такой же, как па «бор- товпках». Изменения лишь в составе машинной команды: дополнительно введены ремонтный меха ник, электромеханик, электрик. И . еще одна еди ница — электрораднопавигатор! Численность же палубной команды как на РТ. Учитывая особенности технологического обору дования ПСТ, первую половину р'ейса решили рабо тать на две смеиьь Вторую — на три. И в том и в другом случае нагрузка на матросов ложилась боль шая. Уловы мы имели хорошие, им одним не под . силу было управиться с обработкой. Поэтому на >'.діощь. выходили подсобники. Замечу вкратце. Рядом с нами промышлял БМРТ <?Луіпшк». И вот что приятно удивляло: большой .морозильный, бывало, имел за траление 2 — :5 тонны, а мы — пять- Таковы возможности посольно- свежьевого траулера. Кстати, он имеет на вооружении трал, что и ил Б.МРТ. Мощности силовом уста новки вполне достаточно для его букси ровки. lip .имея такое орудие лова, воз никает особая забота. Если на обычном РТ трал стоит 1350 рублен, то на 1ICT " З н а ч и т ,. надо дорол.нть і-.■ нук лон иряднпбй, каждым ' квадратным мет ром сетного полотна. С первых дней ра боты мы и ііацелнві-йн моряков па это. Еще одна особенность .ПСТ ^ четко отработанная система промыслового' віюружения, за счеі чего уве личивается, су точный режим ’гралЪііпя, следовательно, и вылов. Палубная команда' За рейс освоила систему .Здесь надо сказать, что основная нагрузка нрн освоении технологии обработки рыбы, операциях н о . снускѵ — подъемѵ трала легла на матросов первого класса Василия Александровича Ананьева, Леони да Трофимовича Бочпева, Николая-Васильевича-Ку.-, пана, Алексея Васильевича Кузнецова. Они были наставниками молодых моряков, -пришедших . на «Кинешму.» после демобилизации. Среди них быстро постиг матросское дело Геннадий Евсгогкші. Много пришлось поработать в рейсе ремонтному мехапику Владимиру Матвеевичу Мазаеву. боцма ну Валерию Федосеевич.у Гаценко. Мы довольны результатами первого рейса В сложной промысловой обстановке сумели взять тюлцый груз, доказали фактически, что посолыю- свежьевые траулеры — перспективные суда. Хотелось бы высказать такое .пожелание. Если ПСТ приравнены к РТ, то штат матросов надо комп лектовать из этого отряда. У пас матросы были из отряда КМРТ, некоторые имели большой производ ственный стаж. По технология выработки продук-. цин па БМРТ совсем иная, чем при изготовлении соленого полуфабриката, свежья. Поэтому опытные моряки давали низкую производительность- Н. СКУТЕЛЬНИКОВ, первый помощник капита на ПСТ «Кинешма». О К Е А Н ч и с т я т Л А З Е Р О М П ОЖАЛУЙ, трудно найти еще один подобный пример физического эксперимента, который бы, вместе с подготовкой к нему, протекал столь недолго, а результаты его были бы столь мно гообещающими. ...Обычный лабораторный лазе)) да кювета с во дой, на которой разлит слой керосина или нефти, — вот и все экспериментальное устройство. Луч лазе ра направили на слой керосина, началось сильное испарение пленки, и поверхность воды стала быст ро очищаться. Увеличили мощность лазерного лу ча — пленка задымилась, а затем вспыхнула. Эксперимент проводили и одной из лабораторий Физического института имени П. II. Лебедева АП СССР научные сотрудники Г. А. Аекарьян, В. К. Карлова и Р. П. Петров. Но прежде чем говорить о целях и результатах эксперимента, совершим «пу тешествие» по просторам Мирового океана. Как язвы на -теле больного, пестрят на поверх ности океана бесчисленные нефтяные пятна. Нефтью загрязнено побережье морей п океанов, на дно выпадают сернистые осадки, поражая морскую флору и фауну. Море, в самом буквальном смысле, задыхается под нефтяной пленкой. Ежегодно гибнет до двухсот тысяч морских птиц, сократились рыб- ...іе запасы. В одно только Средиземное море при промывке танкерных цистерн сливается за год до трехсот тысяч тонн нефти! И что же? Рыбные запа сы там за последние двадцать лет уменьшились почти вдвое. З А СЛНВ НЕФТИ в море международной кон венцией предусмотрен штраф до тридцати .миллионов долларов. Иногда и более! А как быть, если авария все-таки произошла? Можно ли быстро уничтожить ее следы? Ответ на эти вопросы и искали физики из ФНАНа, ставя свой «немудрящий» эксперимент. — Разлившуюся нефть надо испарить или сжечь, — предложили ученые. Но... первый вопрос: как сжечь нефть? Сколько -ни подавай тепла, почти все отнимает вода. Доволь но толстый слой ее греется вместе с пленкой; и пото му не удается довести нефть до температуры испа рения-или сгорания. Другое дело — мощный лазер с инфракрасным лучом. Во-первых, в луче лазера сконцентрировано огромное количество тепловой энергии. Ни одним из всех прочих методов не возможно подвести к физи ческому объекту столько тепла. А во-вторТдх, и это главное в данном случае, у инфракрасного излуче ния очень мала глубина поглощения в жидкостях. Вся энергия лазерного луча поглощается в поверх ностном -слое толщиной в 10 микрон и почти цели ком идет на разогрев нефтяной пленки. В ходе эксперимента обнаружилось, что тонкие пленки выгодно даже не сжигать, а испарять лазер ным лучом. При этом расход энергии невелик и поч ти не происходит потерь тепла на разогрев воды. В ОТ произошла авария танкера. Команда танкера быстро заделывает пробоину, но какое-то количество нефти все .же выли лось. Главное теперь — не дать расползтись масля нистому пятну на многие километры, не дать осад кам выпасть на дно моря и отравить раститель ный и животный мир. Первое, что нужно сделать, — ограничить растекание-нефти. Луч лазера сколь зит по поверхности воды, очерчивая границы пятна. Режим лазерной очистки позволяет сжигать нефть почти полностью. Продуктами такого.сгорания неф ти будут в основном соединения, хорошо «•перева риваемые» биосферой. М ОЖНО и попытаться с пользой вернуть хотя бы часть потерянной нефти. В лаборатории отрабатывался очень эффективный (п эф фектный тоже) способ так называемого поверх ностного- выбрызгивания нефти. С поверхности моря нефть можно -выбрызги вать» лучом лазера и собирать ее в резервуары, на пример, с помощью поддона, укрепленного над во дой перед носом катера. Энергии на выбрызгивание тратится еще меньше, чем.на испарение нефтяной пленки. Это количество энергии уже заведомо мень ше того, что можно будет получить при последую щем сжигании собранной нефти. — Перспективы лучевой очистки водной поверх ности, в первую, очередь, связаны с. развитием лазер ной техники, — говорят один из авторов нового ме тода старший научный сотрудник Физического ин с т и т у т . Гурген Ашотович Аекарьян. — Уже сейчас имеются лазеры, которые можно использовать для очистки, береговой 'зоны. Это газовые и газодинами ческие лазеры, дающие моіцность в несколько сот киловатт. За сутки одним- таким лазером м о ліііо было бы очистить несколько квадратных километров акватории. Пока, правда, нет лазеров, способных работать столь длительное время в режиме непре рывной генерации на таком уровне развиваемой мощности. Но прогресс у лазерной техники стреми телен. Эффективность метода будет расти вместе с ростом . мощности и длительности непрерывной ра боты. . Вот так лазер принимается за работу по охране окружающей среды. Ю. СЛЮСАРЕВ. М УРМАНСКИЙ ордена Октябрьской Рево люции траловый флот —- хорошая жизнен ная школа, подлинная кузница кадров про мысловиков — умелых специалистов, волевых лю дей, умеющих преодолевать любые трудности в мор ских условиях. Для примера — судьба электрика Бориса Зиновьевича Блидко, которого вы видите на снимне. Этот ветеран флота и войны — в числе луч ших ка ПНР «Апатит», Фото Б. Щукина. 3 а й м у т достойное место В ДЕНЬ ПРИХОДА в порт после первого рейса иосольно-свежьевого траулера «-Кинешма» на борту его побывало много гостей. Руководи тели флота и флотские специалисты, местные жур налисты и моряки стоявших в порту судов. Прось ба у них была одна. «Расскажите о новом корабле, ііокажите его:»- ТІ «экскурсантов» приглашали на моетш;, в машинное отделение, на рыбную фабрппу, на рабочую палубу. Интерес этот понятен. Посольно-свежьевой тнау- . лер --- перспективное судно. П хотя он по назначе нию приравнен, к РТ, однако имеет принципиаль ное отличие от сегодняшних <::бортовш;ов». Наш корреспондент В. Хряіпков взял короткие интервью у старшего механика Сервера Мішайлови-' ча Куртмамбетова. «Дед» «Книеншы» имеет бо гатый опыт. Он возглавлял машинные команды на «паровиках», БМРТ всех построек, что имеются- в траловом Флоте Первый вопрос Серверу Ми.чай- ловичѵ: — Р чем преимущества в техническом отношении ІІСТ перед теми судами, на которых вы работали? - Прежде всего, р, создание поеолыго-евежьекых траулеров вложена современная техническая .мысль. Очень- рациональна компоновка механизмов к машинном отделении, чем обеспечивается доступ ность к ним, технологичность ремонта. Главный двигатель отвечает самым современным требова ниям. Коренное отличие его от имеющихся па др\гнх кораблях — возможность отбора мощности. Специ фические условия эксплуатации рыболовного' суд на диктуют разные режимы работы'энергетической установки. Например, если идем с тралом на волну, увеличиваем тягу винта, в тихую погоду мощность используем для удовлетворения всех судовых энер гетических нужд. Электрооборудование — современное, оснащен ность элементами автоматики, электроники- Те су да, на которых работал, кажутся теперь старомод ными. — Что можно сказать о первом впыте эксплуата ции ПСТ? — Особых хлопот мы не ирдытьцаали. ПІел обыч ный процесс освоения, обкатки механизмов, узлов. Выли мелкие неполадки, не без этого. — А общее впечатление? — ІІосольно-свежьевые суда перспективны. Они займут достойное место, отлично заменят сегодняш ние РТ. 21 октября закончились четвертые промысловые сутки нового, второго рейса ПСТ «Кинешма». Это плавание началось в сложных осенне-зимних усло виях — в Баренцевом море штормовая погода, что мешает нормальной работе экипажей судов. Тем не'менее, моряки «Кинешмы» за 4 дня заго товили примерно 2 0 0 центнеров полуфабриката окуня, трески. Рядом промышляющие РТ в среднем имеют худшие показатели. И это еще раз под тверждает, что посольно-свежьевые траулеры вы« годно отличаются от существующих судов бортово* го траления.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz