Рыбный Мурман. 1975 г. Октябрь.

/ С Е Д Ь М О Г О С Е Н Т Я Б Р Я ны н еш н е го года н аш а I j газета опубликовала до к у м е н тал ь ны й очерк уч астн и к а обороны Совете кого З ап о л я р ь я М и х а и л а С е м е н о ви ч а К оробченко '■Помню*. В очер­ ке рассказы вал ось о то м , к а к в ]№41 году, в разгар ж е с т о к и х ию л ь с к и х боев, когда враг, не считаясь с п отерями, рвался к М у р м а н с к у , из боя ран еный не~ м е л к и й солдат вывел та кж е раненого советского е та рш и н у-а р ти л .іериста и сдался в плен. Отдавал се­ бя в руки со ве тски х воинов, немец предъявил, член­ ский билет, удо стоверяющ и й его при н ад леж н ость к Г е рм ан ско й К о м м у н и ст ы ческой партии. А вто р очерка прошел большой боевой путь *>* З а п о л я р ь я до Берлина. С М и х а и л о м С е м е н о ви ч ем р н аш е й редакци и за* вязы вается тесная творческая друж ба. Недавно он нам прислал о р и ги н а л ь н ы й материал об авторе песни «По долинам, по загорьям» (а не по взгорьям, как многие считают). Сегодня м ы зн а к о м и м читате­ лей с ятим исследованием, а ко всем лю б и тел ям и с­ тории, к красным следопытам» обращаемся с прось­ бой помочь осветить период пребывания П. С, П а р ­ фенова на Севере. Этих дней не смолкнет слава Б ОЛЬШЕ ПЯТИ ЛЕТ собирал я материалы он авторе песни «По долийам, по загорьям». Трудная и сложная судьба Петра Семенови­ ча Парфенова, трудная и блистательная судьба его песни, облетевшей все страны и континенты, всегда интересовали меня. Герой и мученик чилийской трагедии Виктор Хара, терзаемый палачами хунты «а стадионе Сант-Яго, пел эту песню, ставшую гим­ ном многих поколений. На моем столе, среди других документов, лежит талон почтового перевода на 200 рублей, послан­ ных из Ленинграда 29 сентября 1935 года Петру Семеновичу Парфенову ЦК союза рабочих рыбной промышленности северных районов. На обороте ру­ кой управделами в графе «для письма* написано: «ЦК союза посылает р. 200 (двести) аванс н счет договора на проезд». И штамп: «гор. Ленинград. 98. Наб. Красного флота, № 38, ЦК союза рабочих рыб­ ной промышленности Северных районов». История этого почтового перевода такова. В 1935 году, переживая самый трудный период в своей жиз­ ни. будучи уже членом Союза писателей СССР, С. Парфенов вместе с писателем Н. Н. Никамдро выи «вербуется» « Мурманск на рыбные промыслы. Задача краеведов Мурманска: рассказать об этом подробнее, ибо мурманский период жизни белое пятно в биографии Петра Парфенова. При встречах с автором этих строк вдова писателя рассказывала: Четвертого октября 1934 года проводила я на вокзал Петра Семеновича. Одет он был в шинель, на ногах сапоги. Шинель и сапоги у Парфенова бы­ ли памятные, в них, в сапогах и шинели, он ездил в качестве корреспондента «Известий» на маневры, на которых проверялась тактика маршала Тухачев­ ского. Проводила я его в шинели, в сапогах, а в че модане у него теплые веіци про запас: каракулевая шапка, шуба на хорьковом меху, ведь отправлялся он на край земли нашей, в студеный Мѵрман. Большая и многолетняя дружба связывала Петра Парфенова с прославленным автором «Цусимы» Алексеем Силычем Новиковым-Прибоем. Дачи писа­ телей в Подмосковье, в Тарасовке располагаются рядом. Племянник писателя Иван Селиверстович Но­ виков рассказывает, как Парфенов приходил к Но- внкову-Прибою прощаться перед отъездом в Мур­ манск. — Алексей Силыч, завтра в путь! Даешь Мур маиск! скрывая озабоченность за нарочито шут­ ливыми словами, сказал Парфенов. Алексей Силыч долго смотрел в лицо друга, по­ том ответил: - Поезжай, Петр, поезжан! Народ на мурманской земле морозами да непогодой каленый, к трудно­ стям стойкий и привычный, суровый народ, но в беде не оставят. Поезжай, авось под северным сия­ нием засияет и твоя звезда счастливая! Парфенов и Никаидроа уехали в Мурманск. А песня Петра Парфенова набирала силу, поко­ ряла сердца людей и расстояния. Никогда не смолк­ нет ее слава. В эфире ьетсгаий... песни, м у з ы к а , сл ов а ко м а н д и при* Фото Б. Щукина, Ж и з н ь , к а к п е с н я л: КТОМ прошлого года исполнилось 8 0 лет со і дня рождении Петра Семеновича Парфенова автора книг о гражданской войне, челове­ ка интересной сѵдьбы. создателя попу тарной парти­ занской песни. Люди старшего поколения, ветераны партии, рѵками которых были заложены основы ве- личаРаиих социальных преобразований в нашей <-гра­ не. своей героической судьбой всегда привлекали внимание многих поколений. Вот что сказал о П. С. Парфенове полт Евгений Долматовский а своей книге “50 твоих несен» <Издательство «Детеная ли­ тература». Москва. 1967 г.): «Скудные сведения, со­ хранившиеся об этом человеке., свидетельствуют. что »го была незаурядная жниость. многосторонне ода­ ренная >. 12 июля 1894 года в селе Никольском Велебевв- саого \ езда Уфимской губернии родился Петр Пар фе twB. Здесь, на земле Башкирии, в крестьянской се­ мье рос, I! мужал человек необыкновенной биогра­ фии, бѵдѵщий писатель.' делегат I и ІІ Всерос­ сийских съездов Советов, член КПСС с 1917 года. Семья Парфеновых была многочисленной: у Петра Парфенова было пять братьев и пять сестер. Одинна­ дцать человек, кроме отца и матери. Жестокую нуж­ ду испытал Петр, учился і. раннего Детства за раб» тывать на к у с о к хлеба. Веском 1905 года Парфенов закончил сельскую одноктассную земскую школу. Получил похваль­ ный лист и «И сторию ветхого .«вега* в кожаном пе­ реплете, В родном се..в Никольском пас свиней, по­ том н.тгь лет подряд жил в батраках ѵ зажиточных м у ж и к о в В 1909— 1910 годах работал кучером и возчиком дров ѵ подрядчика Волчнева. В августе 1911 году нанялся работать в Уфе дворником ѵ куп­ ая Баканов,я за пять рублей в месяц и хнрчишки тк-і прожитье. Хозяин Петра Парфенова жил в центре городя на Бекеговской улице Потом Парфенов ра­ ботал чернорабочим на лееопн іьноч заводе, камеи щи ком на постройке железнодорожной школы (про­ тив \фимско!ч» вокзала). За 12-чаеовой рабочий день полѵчул один рубль из которого отдана і де- ■зш> кореек хозяйке за ѵгол і харчами. Но вот насту­ пила зима, строительные работы прекратились, з Парфенов с двумя товарищами - - П. И. Вогначевым и Г. К. Клнсееаьпі переори и.я на Аша Валлшенжпп; ■завод собирать су ч ь я для угольны* печей. Работа с-выгоде,ал, платили плохо, трепались одежда я обѵдь. II снова поиски работы, безнадежное, пол у го лодное б\ душес. . lien, ітот короткий рассказ о жизни Петра Пар­ фенова на земле Башкирии построен на подлинных ЖЖУ'тепгах. хранящихся теперь в ЦГ.ЧИ в .Москве. Так Кічинал свою сознательную жизнь Петр Парфе­ нов впоследствии прос.іявленный сподвижник Сер ' >-■! . (азо. активный участник борьбы за торжество Советской власти на Дальнем Во. токе. В своем произведении '-Поход нн Гатчшг • Петі; ІЬрфиіюв рассказывает о своей встрече с В. И Ле­ не и ым. <- Владимир Ильич подал мне руну и поже- •ал успеха: «Дать поенному человеку вонліожчость »)і ноль южггь свой опыт в интересах рево ренин вовсе не мелочь, товарищ! А с офицером из мужиков и познакомиться приятно: редкий экземпляр в на­ шей стране!» В заключение Ленин с меня взял обе­ щание. что я обязательно поставлю его в известность о том, какую работу предоставит мне Подвойский и вообще б у д у поддерживать с ним личную или пись­ ме,им ѵ іо связь». Интересен и друзой эпизод, описанный Парфено­ вым в книге «Поход на Гатчину». В этом напряжен­ ном эпизоде столкнулись две воли. Дна характера: Бориса Савинкова -- матерого террориста и уб.нйпы великого князя, эсера и Петра Парфенова — боль­ шевика. делегата И Всероссийского съезда Советов. Когда офицерье, уединившись от солдат в большом Кнатеринииском зале, готово бы.ю прямо с собрания идти на склады, брать оружие и выступать против большевиков, «агентов внешнего врага», Парфенов с учел охладить пыл офицерского собрания, взвин­ ченного речь;о Бориса Савинкова. Он вызвал через прапорщика Кондратьева солдат и обратился к ним за помощью. Савинков и его «свита» поспешно ре­ тировались. В романе Егорова «Солона ты. земля!» (Барнаул, 1967 г.) описан подпольщик-большевик, который в мундире жандармского полковника совершат дерзо­ стные операции, освобождал из тюрем большевиков, приговоренных к смертной казни. Писатель Георгий Егоров не знал, что, описывая отважные подвиги «жандармского полковника», он раскрывает еще од­ ну страницу — неизвестную доселе -•■- из жизни Пет­ ру Семеновича Парфенова. Роман «Солона ты. зем­ ля!» бы•! '.же напечатай, когда автор, а своему удив­ лению, узнает из писем оставшихся в живых участ­ ников сибирского подполья фамилию загадочного «•жандармского полковника». Это был Петр Парфе­ нов. Здесь, в Западной Сибири, в 1919 году в крова­ вый разгѵд колчаковской реакции под залпы парти­ занских бердан он создает первый вариант своей, ставшей потом знаменитой, песни «Наше знамя» и посвяти г ее главнокомандующему партизанской ар­ мии Алтая Ефиму Мефодьевичу Мамонтову «земляку и другу», как- он называл его. Будущая знаменитая песня начиналась так: Мы землеробы, будем вольно В родной Сибири нашей жить И не дадим свое приволье Пн отменить, нн изменить... Высший учитель, прапорщик Савинов отпечатал л ис !■о н . с песней Парфенова -Н аше знамя> на под­ копом шапирографе, а распространил эти листовки ■ роди колчаковских солдат, подбрасывая их в эшело­ ны, стрелочник стапнин Барнаул Сергей Платонович Іѵ,зь\!И!і с помощью своей а,спи Хрнетпньн Григорь­ евны. Так перекочевала не< ни на Дальний Восток, ,-і пал'! нуукским кострам и землянкам. Выступая на митинге но случаю освобождения Владивостока от бе іогваодеііщпны ч интервентов, Парфенов в конце своею выступления запел свою песью «Наше зна­ мя.» -• песню алтайских партизан и не удивился, іііыдя присутствующие в Зале ііоі-нИіО.ірмемцы н пар­ тизаны подхватили эту песню как хорошо им знако­ мую. Впоследствии по просьбе Военного совета Дальневосточной Армии и редакции владивосток­ ской газеты Парфенов, сохранив мелодию песни, на­ писал д р у го й вариант, с учетом событий на Даль­ нем Востоке, Тук появились в песне «штурмовые Ночи Спасена, волочиевские дни». Песня была осо­ бенно любима Василием Константиновичем Блкосе» ром, маршалом, легендарным героем гражданской войны. Так появилась нес ня «По долинам, по загорьям» (но ни в ноем случае не «По долинам и по взгорь­ ям» - смотри статью доктора юридических наук Я. Миколенко «Кто автор знаменитой песни?», жур­ нал. «Социалистическая законность», Sv 6 за 1ИЪ‘3 год). Песня полюбились советскому народу н легла скромным кирпичом в основу того процесса, который к 30-е 40-е годы приведет к созданию жанра мас­ совой военно патриотической песни. Парфенов был близко знаком с Горьким, Фадее­ вым, Новиковым Прибоем. Иермтнным. Профессор Замо'шкнн. иеаензируя «Повесть о партизанской дес­ не» Парфенова, писал:... «драгоценна со стороны неподдельности настроения и естественности изло­ жения. Это документ, запечатленный одним дыхани­ ем. снимок с жизни, представляющий несомненный интерес»... Юлиус Фучик, немецкий журналист Эгон Киш рассказывают в своих воспоминаниях о том. как -’но­ били борцы Сопротивления партизанскую песни» Парфенова. Артист Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии — исследователь истории несен гражданской войны — Александр Ши­ лов во время своего пребывания в Чехословакии от­ метил. что молодое поколение чехословаков, при­ выкшее с младенческих лет к партизанской песне, считает ее своей родной песней. В годы гитлеров­ ской тирании в Болгарии. Югославии, во Франции и Норвегии «Партизанская.» получила особенно боль­ шое распространение. Песня Парфенова сплачивала ряды борцов с. фашизмом, у крепляла веру в победу над фашизмом. Парфеновой») песня «По долинам, со загорьям» вдохновляла писателей, киносценари­ стов. художников на новые произведения, который названы с ювами песни, как. например, картины ху­ лой,ликов ІКабского и Піатулпна «По долинам, по за­ горьям». Просекина * Волочаезские дни» и т. д. Немеркнущим светом горят песенные строки, вре­ венные в гранитный постамент владивостокского на­ лу гни ка: Этих дней не смолкнет слава. Не померкнет никогда. Партизанские отряды Занимали города! Н о с у м у и і У н я i l l тр у С е м е н о в и ч а П а р ф е н о в а , р о ­ д и в ш е г о с я и,я з е м л е Б а ш к и р и и , д о л г о в е ч н е е и б е с ­ с м е р т н о е л ю б ы х п а м я т н и к о в . И ч е р е з т ы с я ч у л е т о н а р а с с к а ж е т л ю д я м о л и х и х о с к а д р о н а х . р а з г р о м и в ш и х а т а м а н о в , г л з о г п а в ш н ч всех го сп о д . Михаил КОРОБЧЕНКО,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz