Рыбный Мурман. 1975 г. Ноябрь.

• М а ш а ш о з в л м р у б р ш к а , I Е ЩЕ ВЧЕРА его рукам были послушны ап­ паратура. механизмы, двигатели океанского корабля. Прошли радостные часы встреч после долгой разлуки с берегом. И вот долго­ жданная минута свидания с существом неодушев­ ленным но близким и понятным; моряк садится за штѵрвал... простите, за руль собственной машины, сшідометр которой уж* «накрутил* по велению хо аяина тысячи километров интересных дорог. Уютно в салоне автомобиля, приятно ощущение ровно гудящего мотора. Итак, сцепление, скорость, газ — поехали!.. Подчас --- до первого кювета... Легкий испуг водителя, пассажиров, шутки, анекдо­ ты. случаи из «практики» других горе-«мотогонов». Тут кто-то смолкает иа полуслове: случаи ему яри помнились совсем не с веселым кондом. А почему? Ответ прост. Права правами, а во дптель после длительного перерыва утратил кое-что на приобретенных навыков, отвык от тесноты соврр менных улиц, просто от многого земного отвык. К тому же, чего греха таить, при встрече с друзьями «рюмка-другая» пропущена. О последствиях вряд ли стоит говорить — все прекрасно это знают. Но, скажем, «по всем статьям» — полный поря док! Но и тут моряку-автомобилисту не будет лиш ним потолковать с опытным специалистом, просто с бывалым человеком. Добрый совет, какой-то «сек­ рет» эксплуатации машины, ухода за ней всегда Ю Р Ж m r r , j 3 j Р У Л Е М У Ш О м о т л я обернутся только пользой, помогут порой предупре днть неприятности и даже беду. Эту задачу мы и поставили перед собой, откры­ вая новую рубрику. Ждем ваших откликов на нее, советов. Итак, слово —- знатоку автомобилизма. I В Ы Д Е Л А Е Т Е П О В О Р О Т . И ЗУЧАЯ ТЕХНИКУ прохождение поворотов, полезно знать о силах, действующих на ак- гомобиль, и обратить внимание иа особен­ ности его поведения в зависимости от этих си.л Мри прохождении поворота колеса авточооиля " іе ідішм . і ютеа > под действием центробежной силы Это явление называется боковым уводом и зависит от многих факторов: от ширины и высоты покрыш­ ки. от ее эластичности и рисунка протектора, давле­ ния в шипе и, конечно, от нагрузки на колесо, сил его сцепления с дорогой. Увод передних и задник колес автомобиля в зави­ симости от его конструктивных особенностей не одинаков, и это оказывает существенное влияние на поведение автомобиля. Если ѵвод задних колес больше передних, го такой автомобиль обладает из­ быточной поворкчнпаеыостыо и при прохождении поворота будет стремиться и движению но более круток траектории, чем та. которую образуют по вер.чѵтыо передни* колеса У такого аито;мобили при увеличении скорости первым к пойдут ■в занос - зад нио колеса Если окажется большим увод передних колес, го автомобиль будет обладать недостаточной иоуорачн васѵкістью. Траектория его движения в по­ вороте будет иметь стремление к распрямлению. » «о занос- пойдут раньше передние колеса Сколь таенне передних колос является более опасным, так /.го-- в эго:,; етучае автомобиль теряет управляе­ мости. I(оборачиваемость автомобиля нельзя изменить Сіез основательных изменений конструкции машины, о д н ак о подкорректировать эту характеристику можно, если вспомнить, что боковой увод колеса за висит от эластичности шины, а значит, от давления я ней. Вот почему очень важным является достоян кыіі контроль за давлением в шинах автомобиля. Если ваш автомобиль движется по дуге, на него действует, как уже упоминалось, центробежная си­ ла, величина которой увеличивается пропорциональ­ но квадрату скорости, и она тем больше, чем круче поворот. Удерживает автомобиль от скольжения в отпм направлении сила сцепления колес с дорогой. Скорость, при которой вся сила сцепления колес расходуется на противодействие центробежной силе, будет максимальное для прохождения данного пово­ рота без бокового заноса. Необходимо следовать правилу: скорость прохож­ дения поворота нужно определить п обеспечить до I ! начала вращения руля. Тормозить во время поворо­ та. ни в коем случае нельзя. Это утверждение требу­ ет. по-видимому, объяснения Как известно, нагруз­ ка на ось автомобиля в значительной мере определя­ ет силы сцепления колеса с дорогой, а эта нагрузка существенно изменяется при разгонах или торможе­ ниях автомобиля Вы, наверное, заметили, что при торможении капот автомобиля наклоняется вниз, а предметы автомобиля, в том числе и вы сами, уст ремляются вперед. Это подтверждает, что торможе­ ние нагружает передние колеса, а следовательно, увеличивает их сцепление с дорогой. При резких разгонах, наоборот, капот автомобиля поднимается, а следовательно, нагружаются больше задние ко­ леса. Т ЕПЕРЬ ПРОСЛЕДИМ, что произойдет с ав­ томобилем, если попытаться притормозить в повороте. Торможение увеличит нагрузку на іеосднне колеса, а задние разгрузятся так, что мо­ жет не хватить сил сцеплении для сдерживания центробежной силы и создания тормозного усилия В этом случае задние колеса пойдут в занос, и автомо­ биль начнет разворачиваться около внешнего, по отношению к повороту, переднего колеса как около центра вращения. Если скорость значительная и торможение интенсивное, то передние колеса тоже могут потерять сцепление и весь автомобиль начнет боком сползать в сторону кювета Вот почему луч­ ше попытаться пройти поворот с большой скоростью, чем пробовать уменьшить ее торможением в сере­ дине пути При ускорении и разгоне нагружаются задние колеса увеличивается их сцепление с доро­ гой, и поэтому уменьшается опасность соскальзыва­ ния. заноса задних колес. Разгон автомобиля способ­ ствует также повышению устойчивости автомобиля в повороте. Поэтому рекомендуется проходить пово­ рот с некоторым постоянным ускорением и заканчи­ вать его с. большей скоростью, чем начинать. Но нельзя забывать, что резкое ускорение в повороте приведет к срыву сцепления на ведущих колесах и их скольжению. Если же вы существенно ошиблись в выборе ско­ рости входа в поворот и «вписаться» в вираж не уда­ стся. то необходимо выбрать прямолинейный отре­ зок. где молено хоть на считанные метры выпрямить колеса и энергично притормозить, используя пол­ ностью силы сцепления. После такого торможения вновь поверните руль и постарайтесь закончить no­ i l осле плавания в тихой гавани вспомнить будет о чем. Фото В. Щукина. П и ш и т е « г о в о р я щ и е » п и с ь м Студия звукозаписи Мурманского радиотелецент­ ра производит запись поздравительных «говоря­ щих» писем к Новому году. 24. 25 и 28 ноября при­ глашаются родные и близкие моряков, находящихся на промысле на следующих судах управления «Сев- рыбхелодфло г*: плавбазах «Григорий Лысенко», «Профессор Баранов., «Рыбный Мурмаи», «Дау- рия», «Земля Кольская», «Арктика». «Феликс Кон». Студия звукозаписи работает с 9 до 18 часов. Адрес: Дворец культуры им. С. М. Кирова, «ход со стороны улицы С. Перовской. Телефон: 5-33-70, І ^ « М Ы ( А « І - 8 п е р ш СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ 227 «Шенкурск», РТ-177 «Сулин», С РТ 4 1 2 2 , танкера «Грозный». ЗАВТРА: РТ ЗОв «Магадан», РТ 319 «Могилев», БМРТ-128 «Прионежье», СРТ-4214. 25 НОЯБРЯ: РТ 266 «Гурзуф», РТ 261 «Вот кинск», СРТ-4239, СРТ-4165, плавбазы «Сергеи Василисин». рано ПОВО ворот. Однако следует учитывать, что при город сісой езде, когда скорость далека от предельной, а асфальтовое покрытие сухое, торможение во время поворота возможно и, как правило, не приводит к отрицательным результатам. Второй элемент правильного прохождения пово рота — выбор траектории движения. Чтобы умень­ шить величину центробежных сил, надо постарать­ ся пройти поворот по траектории с возможно мень­ шей крутизной. Для этого надо правильно распори диться 'шириной вашей полосы движения и побеспо­ коиться о том, чтобы траектория не имела резких переломов. Идеальным будет прохождение всего по­ порота при одном и том же начальном повороте руля. Н ОВИЧКИ ОЧЕНЬ ЧАСТО слишком чинают вращение рули, входя в слишком «узко». Это вынуждает их в про­ цессе движения доворачшшь руль, чтобы не вые:--' за пределы допустимой траектории. Возможны " противоположные ошибки, когда водитель слишком поздно начинает вращение рули. В этом случае па чальная часть траектории будет иметь излом. Эта ошибка более опасная, поскольку обычно conровож I дается большей скоростью автомобиля, j Особо тщательно надо выполнять все действия ара ] повороте в условиях скользко!'! дороги: в дождь, і снег, гололед Техника выполнения поворота остает- і ся той же. только в связи с понижением сил сцепле­ ния колес с дорогой значительно уменьшается мак симально допустимая скорость в повороте. Надо гораздо аккуратнее действовать рулем и «газом». Данге резкое снятие ноги с педали дросселя может послужить причиной заноса. Осваивая технику прохождения поворотов, надо неизменно следить за правильной посадкой. Ни к ко­ ем случае не следует наклонять туловище к сторону выполняемого поворота. Хороший водитель чувст­ вует поведение автомобиля, как говорят гонщики, спиной, а для этого надо, чтобы контакт между сии пой водителя и сиденьем оставался постоянным. Водитель всеі да должен сидеть прямо, независимо от крутизны поворота и скорости движения автомо­ биля. Не менее важное значение имеет правильное пи ложение рук на рулевом колесе, а также их пере­ мещение. Об этом также надо знать. К. СОЧНОВ, заслуженным тренер СССР J ОРЕНБІТГСК -С . Г. Б Д ЛЯ РЫБАКОВ В.МРТ «Анатолии Вред,,,..* Стефаинда Григорьевна Бредова всегда желанный гость, и заоотятсн они о старой женщине как сыновья о родной матери. На днях С. Г. Бредовой исполнилось 75 лет В день спооіо рождения она получила от сыновей по дарки: оренбургский пуховый платок, цшейкояі -:о шубу, шерстяную кофточку и меховые сапожки. Находясь в рейсе, бредовцы послали радиограмм,-/ ' доверенность в . адрес инспектора отделе, кадров тралового флота О. Г. Кругловой с просьбой еде лать подарки матери героя. Ольга Григорьевна жи­ во откликнулась на ату проса.бу, и, как вы знаете, подарки прибыли в Новгород вовремя. А из Новгорода на имя О. Г. Кругловой пришла телеграмма: -Посылку получила. Приношу боль­ шую благодарность за внимание ко мне вам и яки- пажу моего сына. Подарки дороги мне и очень хо­ рошие. Бредова*. Наш корр. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. А А Р Н И Т Е А І О О Н Ы Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64. заместитель редакто­ ра, ответственный секретарѵ — 70-89, литературные сотрудники — 63-98 и /0-45 вызов с городски» АТС: 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96, 7-70 4S «Рыбный Мурмани Индекс 55654 Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная гмпографн*, г. Мурманск, Уак. 7149. ПН-00744.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz