Рыбный Мурман. 1975 г. Ноябрь.
Борис Григорьевич .Лазарев четыре года работает ни траулере «ІІІнлка», показал себя хорошим судо водителем. Благодаря ему многие молодые матросы освоили приемы обработки рыбы, научились пра вильно эксплуатировать и чинить орудия лоза. За самоотверженный труд Б. Г. Лазарев награж ден именными часами. Ему присвоено звание ■Ударник девятой пятилетки». Он — победитель социалистического соревнования 1974 года. Фото Б. Щукина. « п ■г | РНХОДИ — посидим, поговорим» —■ іасго зовем мы в гости приятеля, дру га. ЛІы действительно хотим обсуж дать с друзьями интересующие нас многочисленные темы. Но отчего наше общение *реже, чем хотелось >' 1 . 1 . перерастает рамки этакого словесного пинг- 'уі.іііі', 1 , обмена легковесными и в общем-то пустыми фразами. Пожалуй, часто мы просто ленимся разго варивать серьезно — с друзьями, со своими близки ми, с детьми. -Серьезные разговоры надоедают на работе», — ін. раз ішнходилось слышать от отцов п матерей се мейств. Почему-то под серьезной беседой очень час то подразумевают лишь узкопрофессиональный разговор. Может, оттого, что невысока общая куль ту ра и просто не о чем говорить? А просчеты в об- пезонанни мы пытаемся оправдать «необязательно стью», неважіюстью всего того, что выходит за рам ки нашеіі работы ’ Но, с другой сторо ны, не раз приходи лось наблюдать, как ироде бы н много чи тающие люди, причём стремящиеся читать серьезную художест- ненную, философскую, историческую литера туру, отнюдь не вы ступают в ролл интересных собеседников. Возможно, проявляется недостаточное умение вы сказывать свои мысли, то есть отсутствие ораторской тренировки. Это одна причина. По за ней очень ча сто стоит и неумение .мыслить, рассуждать, И даже обильное чтение не может выработать у человека эти навыки. Ученые, исследующие проблемы мышления, пси хологии чтения, констатируют, что прочитать —• не йначит усвоить прочитанное. Лишь когда человек «проговаривает» все, что он узнал из книг или ус лышал где-нибудь, наступает момент полного усвое ния. И в спокойной интеллектуальной беседе типа «во прос —• ответ»; и в жарком споре есть своя узко- утилитарная польза — усвоение знаний. Но мы сей час поведем речь о более широкой пользе беседы. . В иерархии интеллектуальных ценностей, которые создало человечество, беседа с умным человеком, ин тересный спор выходят на одно из первых мест. Ятот род умственной деятельности даже старше, чем чтение и, по признанию многих выдающихся людей, приносит ни с чем не сравнимое удовольствие. Бесе да - - это одновременно обогащение информацией, и лучший способ высказать свое мнение по интересу ющему вопросу, а также получить его немедленную оценку; это и неизменное удовольствие от общения с людьми, и радость их узнавания. Замечено, что именно в процессе интеллектуаль ного разговора, обсуждения какой-либо проблемы возникают новые мысли и идеи, оттачиваются фор мулировку, рождаются афоризмы. Присутствие слу шателя и собеседника как бы помогает сконцентри роваться. В прошлые века люди, не имевшие телевидения, радио, кино (которые так часто создают иллюзию об щения), стремились обрести достойных собеседников, пенили их и целые вечера проводили в увлекатель нейших беседах. Традиция восходит к Древней Гре Пии, к садам лицея. А знаменитые лнтературио-по- В дальние районы промысла ходит танкер ■Кекур», снабжая топливом, водой суда. И всегда обеспечивает надежную связь с берегом начальник радиостанции Б. Ф. Гусев. Борис Федорович 25 лет работает в рыбной про мышленности. На «Кекуре.> моряки избрали его в судовой комитет профсоюза. О н ударник девятой пятилетки. Фото Б. Щукина. литическне салоны XV III ве:.а. где блистали Дндро, Вольтер, Руссо! II в Р о сси и яростные литератур ные. научные и философские споры единомышленни ков, объединенных в кружки или просто собираю щихся, чтобы поговорить, обсудить злобу дня. Пе ред такими вечерами молодые люди специально прочитывали целые тома, чтобы не прослыть невеж дами, или даже «репетировали» монологи... Заботимся ли мы о том, чтобы быть интересными нашим друзьям, знакомым, нашим детям? Многие ли отдают себе отчет в том, что и- в друл;еском, и в се менном общении необходим выход за тесные рамки узкосемейиых, узкокорпоративных и бытовых тем? Сплошь и рядом, лишь только за столом речь за ходит о каком-нибудь серьезном деле или пред.мете и «атмосфера» вечера начинает накаляться вдохно вением спорщиков, взрослые произносят сакрамен тальную фразу: /Дети, марш гулять! Нечего вам тут делать! > Л правильно ли это - изгонять из крмна- ЛИЧНОСТЬ. КОЛЛЕКТИВ. ОБЩЕСТВО Б Е С Е Д А ты подрастающего сына или дочь н такоц ситуа ции? Пусть лучше младшие члены семьи слушают «с открытым ртом», а потом задают вопросы. От них пе надо отмахиваться, даже если для ответа придет ся перерыть немало кциг. Изгоняя из своей жизни, из жизни детей интеллектуальную беседу, мы заодно изгоняем желание и умение мыслить, отстаивать свою точку зрения, а взамен вырабатываем привыч ку к соглашательству, леность мысли, апатию. В былые времена во многих странах искусству спорить и просто беседовать учили, как искусству фехтования. В Древней Греции мальчиков отдавали :: школу к софистам, здесь учили искусству пе нарушать логику в споре — не подменять один тезис другим и одновременно искусству... нарушать логику — подменять один тезис другим. Учили все му, что поможет переспорить, переговорить собесед ника. Но времена, когда в споре ценились демагогиче ские красоты, миновали, Гораздо дороже установле ние истины, а пе чье-либо минутное торжество над повергнутым противником. И обязательно спор, беседа, обсуждение должны базироваться на ува жении к собеседнику, па стремлении донести до оппонента свою мысль в приемлемой для восприя тия форме и па умении слушать другого. Слушать не вполуха, не перебивая, не глядя но сторонам и позевывая, а так, как хотелось бы, чтобы слушали вас, — внимательно, эмоционально реагируя на высказываемые мысли. Очень может быть, что тезис, который защища ет ваш собеседник, действительно неверен или до казательства его слабы. Естественно, вы отвергаете их. Но надо делать это аргументированно, по воз можности избегая категоричного тона... Итак, да здравствует спор, содержательная бесе да, да здравствует искусство прекрасного человече ского общения, Е. КАЛИНИЧЕВА. У МА Т Р ОСОВ >;■> п.і.ц.ѵ морозильных .-уд.ч» выбор рабочего -•тоять \ рѵ.тя, не кшретнт, если есть фабрике. Здесь можно стать настоящим рыбообра ботчиком. весовщиком, крышечннком. ѵ - и а : . о в н г : к о м . 1 1,1і Н! V М ,) о З ІГ 1 Ы іЫ ѵ м е л а очень широк. ЛІожті ііаботн гь с тралом. ' Iнк г ж ел ание трудиться на рыоі т Iно м ні,і м. онера пип Н а нажны - Д а \ I все оы П о н факту ровщнком п н: промышленности все лльпостп почетны. Сегодня комсоно.іец В Кідпмпо Горбаге,, .о ма трос широкого нрофігін. Пять лег назад о н по.г, чи і хорошую закалку па рыболовных Траулерах. При поминаетс я с.тч чан. ВЛІРГ <. Поволжье» шел к о второй репе '"емі,- десят. четвертого года. Рыба ловилась х о р о ш о . На судне в то воемя кп.ілектн» подобрался а. - •іый. новичков практически не было, и экипаж дну.li no взялся за дело. Ребята отлично шкерили, -стро гали •> вручную филе, дела щ тушку. Капитан В. Н. ■Кур,тлев буквально заваливал судно , рыбой, н, чтобы ускорить обработке улова, на фабрику нос о - янно вызывались нодвахты, ;а рыбоделы станови лись крышечники, весовщики, паковщики, факі - ровщики, трюмные масло -ы. В общем, вахта палп- налаеь обычно шкеркой п заканчивалась вы. гкоіг продукции из морозильных камер. Володя Горбатеикс работал в трюме. С первых же дней показал себя с самой хорошей стороны, -’а. рыбодел он шел без лишних разговоров, быстро пе реодевался в трюме. Задержек с его стороны не бы ло. Но вот из морозилок вышли брикеты филе, лес- вые ящики отправились в трюм, прошло Совеем .много времени, и оттуда раздался звонок, загорелое,, табло <•Останови транспортер». Затем показа кк, сам Володя, обросший инеем с ног до головы. — В чем дело? - - спросили его. - Ящики бьются. Брикеты разкалпвк отся. ело пригласить технолога. Позвали технолога. Вместе с Володей Горба те п- ко он спустился в трюм и был выну ждёп отменить 11It 111111111111111I I 11II11і 111і 111111і 1111111 i l l 11і 1111Н > 11II111 і 111И1111 III Горбатенко mill III ШИІІІШПІШІІІІІІШІІІШШІІІІІІІІІІІІ III III! Ill ІІІІІІІІІІІ III! свое прежнее решение: складировать филе на ниж ней площадке. Ящики действительно, хоть под них и иодкладывал трюмный пачки тары, разбивались вдребезги. Филе решено было укладывать на сред нюю площадку. Отнесись Горбатенко к делу равно душно — на базе перетарят, — неизвестно, чем бы еще дело закончилось. Уже в середине рейса Горбатенко отметили по судну благодарностью за хорошее поведение и ударный труд. А работал он действительно по-ударному. Второго трюмного іа- етенько забирали на шкерку рыбы, Володя оставал ся одни, укладывал за четырехчасовую 'вахту по ьосемь-девять тонн продукции, но так ни разу и пе пожаловался, что ему трудно. Затем, когда перешли работать на мойву, Влади мир Горбатенко вновь работал в одиночку. Мойва ловилась то с анчоусом, то с медузой. .Матросов, к о торых можно было освободить от основных обязан ностей, ставили на сортировку. Здесь Горбатенко укладывал за смену по І2 тонн мойвы. В любое 'время, когда его спросиш отмахивался и говорил: - Нормально. Однажды к заместителю начальника ров тралового флота пришел матрос. —■ Хочу и море, —• сказал он. —- Идите к инспектору отряда, вас направят судно. — Пе направляют, говорят, что после операции не имеют права. А мне \ же надоело бегать по судам, разносить бумажки. Хочу работать па судне в море. — Не морочьте мне голову, —• ответил зам. Раз врачи говорят нельзя, значит, нельзя. Нам нуж ны люди здоровые. Делать вас инвалидом ни кому не прзволят усталости, н >тдела каД- на Этим матросом был Володя Горбатенко. Через^ некоторое время он сумел доказать, что после one-, рации чувствует себя вполне здоровым, добился^ направления на ПГІР «Перемышль». Здесь он уже^ работал не трюмным, а стоял на сортировке. И па . этой операции его отметили как*лучшего. Володя, опять подтвердил звание ударника коммуннетиче-_ ского труда. ! Сейчас Владимир Горбатенко на берегу. Моряк возвратился нз Молдавии, где проводил отпуск. Пе ред ним две задачи — едат{. последние экзамены по физике и обществоведению за одиннадцатый класс и пойти учиться дальше. В детстве его тянуло к локомотивам, сейчас он полюбил море, отдал ему уже пять лет своей жизни. Какую дорогу выоерет Владимир •— это его дело. По ясно одно, что рабо тает на флоте парень по-настояшему, отдает делу ВСЮЛѴШѴ- С. ДМИТРИЕВ. Фото Б. Щукина. ■ ■ ■ Я ■ ■ ■
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz