Рыбный Мурман. 1975 г. Ноябрь.

Борис Григорьевич .Лазарев четыре года работает ни траулере «ІІІнлка», показал себя хорошим судо­ водителем. Благодаря ему многие молодые матросы освоили приемы обработки рыбы, научились пра­ вильно эксплуатировать и чинить орудия лоза. За самоотверженный труд Б. Г. Лазарев награж­ ден именными часами. Ему присвоено звание ■Ударник девятой пятилетки». Он — победитель социалистического соревнования 1974 года. Фото Б. Щукина. « п ■г | РНХОДИ — посидим, поговорим» —■ іасго зовем мы в гости приятеля, дру­ га. ЛІы действительно хотим обсуж­ дать с друзьями интересующие нас многочисленные темы. Но отчего наше общение *реже, чем хотелось >' 1 . 1 . перерастает рамки этакого словесного пинг- 'уі.іііі', 1 , обмена легковесными и в общем-то пустыми фразами. Пожалуй, часто мы просто ленимся разго­ варивать серьезно — с друзьями, со своими близки­ ми, с детьми. -Серьезные разговоры надоедают на работе», — ін. раз ішнходилось слышать от отцов п матерей се­ мейств. Почему-то под серьезной беседой очень час­ то подразумевают лишь узкопрофессиональный разговор. Может, оттого, что невысока общая куль­ ту ра и просто не о чем говорить? А просчеты в об- пезонанни мы пытаемся оправдать «необязательно­ стью», неважіюстью всего того, что выходит за рам­ ки нашеіі работы ’ Но, с другой сторо­ ны, не раз приходи­ лось наблюдать, как ироде бы н много чи­ тающие люди, причём стремящиеся читать серьезную художест- ненную, философскую, историческую литера­ туру, отнюдь не вы­ ступают в ролл интересных собеседников. Возможно, проявляется недостаточное умение вы ­ сказывать свои мысли, то есть отсутствие ораторской тренировки. Это одна причина. По за ней очень ча­ сто стоит и неумение .мыслить, рассуждать, И даже обильное чтение не может выработать у человека эти навыки. Ученые, исследующие проблемы мышления, пси­ хологии чтения, констатируют, что прочитать —• не йначит усвоить прочитанное. Лишь когда человек «проговаривает» все, что он узнал из книг или ус­ лышал где-нибудь, наступает момент полного усвое­ ния. И в спокойной интеллектуальной беседе типа «во­ прос —• ответ»; и в жарком споре есть своя узко- утилитарная польза — усвоение знаний. Но мы сей­ час поведем речь о более широкой пользе беседы. . В иерархии интеллектуальных ценностей, которые создало человечество, беседа с умным человеком, ин­ тересный спор выходят на одно из первых мест. Ятот род умственной деятельности даже старше, чем чтение и, по признанию многих выдающихся людей, приносит ни с чем не сравнимое удовольствие. Бесе­ да - - это одновременно обогащение информацией, и лучший способ высказать свое мнение по интересу­ ющему вопросу, а также получить его немедленную оценку; это и неизменное удовольствие от общения с людьми, и радость их узнавания. Замечено, что именно в процессе интеллектуаль­ ного разговора, обсуждения какой-либо проблемы возникают новые мысли и идеи, оттачиваются фор­ мулировку, рождаются афоризмы. Присутствие слу­ шателя и собеседника как бы помогает сконцентри­ роваться. В прошлые века люди, не имевшие телевидения, радио, кино (которые так часто создают иллюзию об­ щения), стремились обрести достойных собеседников, пенили их и целые вечера проводили в увлекатель­ нейших беседах. Традиция восходит к Древней Гре Пии, к садам лицея. А знаменитые лнтературио-по- В дальние районы промысла ходит танкер ■Кекур», снабжая топливом, водой суда. И всегда обеспечивает надежную связь с берегом начальник радиостанции Б. Ф. Гусев. Борис Федорович 25 лет работает в рыбной про мышленности. На «Кекуре.> моряки избрали его в судовой комитет профсоюза. О н ударник девятой пятилетки. Фото Б. Щукина. литическне салоны XV III ве:.а. где блистали Дндро, Вольтер, Руссо! II в Р о сси и яростные литератур­ ные. научные и философские споры единомышленни­ ков, объединенных в кружки или просто собираю­ щихся, чтобы поговорить, обсудить злобу дня. Пе­ ред такими вечерами молодые люди специально прочитывали целые тома, чтобы не прослыть невеж­ дами, или даже «репетировали» монологи... Заботимся ли мы о том, чтобы быть интересными нашим друзьям, знакомым, нашим детям? Многие ли отдают себе отчет в том, что и- в друл;еском, и в се­ менном общении необходим выход за тесные рамки узкосемейиых, узкокорпоративных и бытовых тем? Сплошь и рядом, лишь только за столом речь за­ ходит о каком-нибудь серьезном деле или пред.мете и «атмосфера» вечера начинает накаляться вдохно­ вением спорщиков, взрослые произносят сакрамен­ тальную фразу: /Дети, марш гулять! Нечего вам тут делать! > Л правильно ли это - изгонять из крмна- ЛИЧНОСТЬ. КОЛЛЕКТИВ. ОБЩЕСТВО Б Е С Е Д А ты подрастающего сына или дочь н такоц ситуа­ ции? Пусть лучше младшие члены семьи слушают «с открытым ртом», а потом задают вопросы. От них пе надо отмахиваться, даже если для ответа придет­ ся перерыть немало кциг. Изгоняя из своей жизни, из жизни детей интеллектуальную беседу, мы заодно изгоняем желание и умение мыслить, отстаивать свою точку зрения, а взамен вырабатываем привыч­ ку к соглашательству, леность мысли, апатию. В былые времена во многих странах искусству спорить и просто беседовать учили, как искусству фехтования. В Древней Греции мальчиков отдавали :: школу к софистам, здесь учили искусству пе нарушать логику в споре — не подменять один тезис другим и одновременно искусству... нарушать логику — подменять один тезис другим. Учили все­ му, что поможет переспорить, переговорить собесед­ ника. Но времена, когда в споре ценились демагогиче­ ские красоты, миновали, Гораздо дороже установле­ ние истины, а пе чье-либо минутное торжество над повергнутым противником. И обязательно спор, беседа, обсуждение должны базироваться на ува­ жении к собеседнику, па стремлении донести до оппонента свою мысль в приемлемой для восприя­ тия форме и па умении слушать другого. Слушать не вполуха, не перебивая, не глядя но сторонам и позевывая, а так, как хотелось бы, чтобы слушали вас, — внимательно, эмоционально реагируя на высказываемые мысли. Очень может быть, что тезис, который защища­ ет ваш собеседник, действительно неверен или до­ казательства его слабы. Естественно, вы отвергаете их. Но надо делать это аргументированно, по воз­ можности избегая категоричного тона... Итак, да здравствует спор, содержательная бесе­ да, да здравствует искусство прекрасного человече­ ского общения, Е. КАЛИНИЧЕВА. У МА Т Р ОСОВ >;■> п.і.ц.ѵ морозильных .-уд.ч» выбор рабочего -•тоять \ рѵ.тя, не кшретнт, если есть фабрике. Здесь можно стать настоящим рыбообра­ ботчиком. весовщиком, крышечннком. ѵ - и а : . о в н г : к о м . 1 1,1і Н! V М ,) о З ІГ 1 Ы іЫ ѵ м е л а очень широк. ЛІожті ііаботн гь с тралом. ' Iнк г ж ел ание трудиться на рыоі т Iно м ні,і м. онера пип Н а нажны - Д а \ I все оы П о н факту ровщнком п н: промышленности все лльпостп почетны. Сегодня комсоно.іец В Кідпмпо Горбаге,, .о ма­ трос широкого нрофігін. Пять лег назад о н по.г, чи і хорошую закалку па рыболовных Траулерах. При поминаетс я с.тч чан. ВЛІРГ <. Поволжье» шел к о второй репе '"емі,- десят. четвертого года. Рыба ловилась х о р о ш о . На судне в то воемя кп.ілектн» подобрался а. - •іый. новичков практически не было, и экипаж дну.li ­ no взялся за дело. Ребята отлично шкерили, -стро­ гали •> вручную филе, дела щ тушку. Капитан В. Н. ■Кур,тлев буквально заваливал судно , рыбой, н, чтобы ускорить обработке улова, на фабрику нос о - янно вызывались нодвахты, ;а рыбоделы станови­ лись крышечники, весовщики, паковщики, факі - ровщики, трюмные масло -ы. В общем, вахта палп- налаеь обычно шкеркой п заканчивалась вы. гкоіг продукции из морозильных камер. Володя Горбатеикс работал в трюме. С первых же дней показал себя с самой хорошей стороны, -’а. рыбодел он шел без лишних разговоров, быстро пе­ реодевался в трюме. Задержек с его стороны не бы­ ло. Но вот из морозилок вышли брикеты филе, лес- вые ящики отправились в трюм, прошло Совеем .много времени, и оттуда раздался звонок, загорелое,, табло <•Останови транспортер». Затем показа кк, сам Володя, обросший инеем с ног до головы. — В чем дело? - - спросили его. - Ящики бьются. Брикеты разкалпвк отся. ело пригласить технолога. Позвали технолога. Вместе с Володей Горба те п- ко он спустился в трюм и был выну ждёп отменить 11It 111111111111111I I 11II11і 111і 111111і 1111111 i l l 11і 1111Н > 11II111 і 111И1111 III Горбатенко mill III ШИІІІШПІШІІІІІІШІІІШШІІІІІІІІІІІІ III III! Ill ІІІІІІІІІІІ III! свое прежнее решение: складировать филе на ниж­ ней площадке. Ящики действительно, хоть под них и иодкладывал трюмный пачки тары, разбивались вдребезги. Филе решено было укладывать на сред­ нюю площадку. Отнесись Горбатенко к делу равно­ душно — на базе перетарят, — неизвестно, чем бы еще дело закончилось. Уже в середине рейса Горбатенко отметили по судну благодарностью за хорошее поведение и ударный труд. А работал он действительно по-ударному. Второго трюмного іа- етенько забирали на шкерку рыбы, Володя оставал­ ся одни, укладывал за четырехчасовую 'вахту по ьосемь-девять тонн продукции, но так ни разу и пе пожаловался, что ему трудно. Затем, когда перешли работать на мойву, Влади­ мир Горбатенко вновь работал в одиночку. Мойва ловилась то с анчоусом, то с медузой. .Матросов, к о ­ торых можно было освободить от основных обязан­ ностей, ставили на сортировку. Здесь Горбатенко укладывал за смену по І2 тонн мойвы. В любое 'время, когда его спросиш отмахивался и говорил: - Нормально. Однажды к заместителю начальника ров тралового флота пришел матрос. —■ Хочу и море, —• сказал он. —- Идите к инспектору отряда, вас направят судно. — Пе направляют, говорят, что после операции не имеют права. А мне \ же надоело бегать по судам, разносить бумажки. Хочу работать па судне в море. — Не морочьте мне голову, —• ответил зам. Раз врачи говорят нельзя, значит, нельзя. Нам нуж­ ны люди здоровые. Делать вас инвалидом ни­ кому не прзволят усталости, н >тдела каД- на Этим матросом был Володя Горбатенко. Через^ некоторое время он сумел доказать, что после one-, рации чувствует себя вполне здоровым, добился^ направления на ПГІР «Перемышль». Здесь он уже^ работал не трюмным, а стоял на сортировке. И па . этой операции его отметили как*лучшего. Володя, опять подтвердил звание ударника коммуннетиче-_ ского труда. ! Сейчас Владимир Горбатенко на берегу. Моряк возвратился нз Молдавии, где проводил отпуск. Пе­ ред ним две задачи — едат{. последние экзамены по физике и обществоведению за одиннадцатый класс и пойти учиться дальше. В детстве его тянуло к локомотивам, сейчас он полюбил море, отдал ему уже пять лет своей жизни. Какую дорогу выоерет Владимир •— это его дело. По ясно одно, что рабо­ тает на флоте парень по-настояшему, отдает делу ВСЮЛѴШѴ- С. ДМИТРИЕВ. Фото Б. Щукина. ■ ■ ■ Я ■ ■ ■

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz