Рыбный Мурман. 1975 г. Ноябрь.

НУЖЕН ОБЛЕГЧЕННЫЙ ТРАЛ Ч ИТАТЕЛЯМ нашей газеты из опубликован­ ных статей и корреспонденций известно, что четыре года назад Мурманский сельдя­ ной флот стал пополняться новыми судами — сей­ нерами-траулерами. Сегодня их в ♦Мѵрмансель- ди» 15. Опыт работы на этих судах с момента появлении их в нашем флоте позволяет сделать вывод, что СТР обладают рядом положительных характеристик и качеств. К ішм я отношу, прежде всего, оснащенность при­ борами, хорошие маневренные (наличие подрули­ вающих устройств) и мореходные характеристики. Главным же положительным качеством сейнеров- траулеров рыбаки, ведущие промысел на этих су­ дах, небезосновательно считают возможность работы к различными орудиями лова. Универсальность СТР доказана промыслом.в различных вариантах .... тралом и кошельковым неводом. Причем' и ото весьма важно: управление траловой лебедкой производится непосредственно из рулевой рубки, что в свою очередь требует немалых навыков и виртуозности моряков, управляющих судном и осуществляющих спуск-подъем трала одновременно. Наш экипаж, получив СТР-212 в декабре про­ шлого года, используя опыт, накопленный промыс­ ловиками СТР-301 и СТР-304, имеет неплохие про­ изводственные показатели. Так, мы досрочно спра­ вились с принятым на завершающий год пятилетки социалистическим обязательством. Выловив с нача­ ла года п оч т 28 тысяч центнеров рыбы, команда нашего сейнера-траулера, встав на трудовую вахту в лесть XXV съезда КПСС, обязалась до конца года добыть еще 17 тысяч центнеров рыбы. Уверен, что экипаж имел бы еще лучшие резуль­ таты, если бы ѵ далось полностью использовать все • положительные качества СТР. Иными словами, ра­ ботать весь год в специфичном для сейнеров-трау­ леров режиме — в качестве судна-ловца. То есть в том варианте, который совершенно обоснованно был рекомендован партийным комитетом флота в октяб­ ре прошлого года. Совершенно справедливо. Тогда наша бассейновая газета утверждала, что создание отрядов СТР с плавбазой-маткой — сегодняшнее дело. Промышлять мы должны весь рейс или кошель­ ковым неводом, или тралом. И обязательно группой с закрепленной за нами плавбазой. При работе с тралом в осенне-зимний период при плохих погодных условиях следует узаконить бес­ контактный метод передачи улова. Утверждая так. я беру во внимание результаты предыдущего плавания. Наш СТР успешно промыш­ лял до тех пор, пока с берега не настояли, чтобы мы занялись пелагическим ловом. Эго указание было обосновано тем. что в характеристике фирмы, по­ ставляющей главные двигатели для сейнеров-трау­ леров указана его большая мощность — в 1320 л. с. В машинном отделении судна к тому же установ­ лен ДРА (дизельно-редукторный агрегат), с помо­ щью которого можно еще увеличить мощность. На практике же получается иное. Во-первых, в характеристике дана стендовая мощность главного Двигателя а не рабочая. Ведь когда судно находит­ ся на ловѵ даже половину времени запланированно­ го моторесурса, то выходная — на винт — мощ­ ность снижается. Во-вторых, работа всего дизель- но-редукторного агрегата (с подключением дополни­ тельной мощности вспомогательных двигателей на вал) оправдана лишь при длительном режиме ДРА. Скажем, на многосуточном переходе. Но никак не во время работы с орудиями лова: на подключение дополнительной мощности вспомогательных двига­ телей на вал даже в идеальном варианте ѵходит до 40 минут. Вообще пелагический трал в сегодняшнем его виде для СТР неприемлем 2! сутки работы с ним, несмотря на всевозможные попытки хоть как-то об­ легчить конструкцию и наШи иные ухищрения‘по сути дела доказали лишь одно . Сейнеры-траулеры должны вести промысел пока донным тралом или кошельковым неводом Для работы же а пелагиале пѵжен иной, облегченный трал. Кстати, об этом самом говорили промысловики и о других сейнеров-траулеров, когда управление сельдяного флота н середине сентября проводило совещание командного состава СТР. Присутствую­ щие представители ПИНРО и ЦІІКТБ тоже согла­ сились тогда с нами. Мы рассчитываем через свою бассейновую газету получить ответ по нашим пред­ ложениям от конструкторов орудии лова. Зато совершенно по-др.ѵгомѵ складывался промы­ сел в рейсе, когда мы облавливали рыбу кошелько­ вым неводом или донным тралом. Правда, жизнь потребовала внесения изменений и в конструкцию невода. В частности, надо удлинять сливную пласть. РАЗГОВОР ПО СУЩЕСТВУ Все то. о чем много уже рассказано,- относится к работе экипажа сейнера-траулера совместно с командой плавбазы. 11а совещании же с командным составом СТР, состоявшемся в управлении флота, поднимались и другие вопросы. Суть того принци­ пиального разговора по существу сводится к одно­ му. Руководство флота и промысловики нашей группы судов заинтересованы в.одном: как быстрее найти оптимальный режим работы СТР. Теоретически, имея рефрижераторную установку, мы можем работать и «на себя». Практически асе ато не оправдано. В команде сейнера-траулера все­ го семь матросов. Попытки обрабатывать уловы собственными силами даже с подвахтами малоре­ зультативны. И дело не только в том, что не хва- „тзет рыбообработчиков. В штатном расписании СТР не предусмотрена должность рыбмастера при работе кошельковым не* с в о й Р ЕЖИМ Р А Б О Т Ы Н А СНИМКЕ: автор статьи В. II. Афанасьев. Владимир Николаевич работает да судах рыбного Мурмана с 1958 года, приехав после обучения в Таганрогской мореходной школе на Се вер. Здесь за четыре года работы на буксирных су дах Мурманского рыбного порта стал старшим по­ мощником капитана. В 1962 году поступил в Мурманское среднее мо­ реходное училище, сдав почтя одновременно экстер­ ном экзамены на аттестат зрелости в заочной шко ! ле моряков. Занимаясь в ММУ, двадцатитрехлетний I судоводитель свою учебную практику проходил на ! средних рыболовных траулерах «Мурмансельди», j работая на промысле вторым помощником капитана. I В 1964 году курсант Афанасьев получил диплом с ! отличием н направление для дальнейшей работы в I сельдяной флот. Свою рабочую биографию сам Вла- I димир Николаевич считает типичной для командных ! кадров судов «Мурмаисельдн». Гак. он, как ! н многие сегодняшние капитаны, рыбачил на раз- I ных судах: СРТ, СРТ-р. БМРТ. Что касается сейнеров-траулеров новой построй­ ки, то здесь В. Н. Афанасьев трудится с момента их появления в «Муркансельди», то есть с новостроя. В 1971 году работал старшим помощником капитана СТР-301 «Союз-9». У старейшего промысловика Се­ верного рыбопромышленного бассейна капитана Ни­ кифора Григорьевича Белко учился два с лишним года тонкостям рыбацкого дела. А в 1974 году В. Н. Афанасьев получил назначение работать капитаном СТР-212 «Сосновоборск», когда в начале декабря этот новый сейнер-траулер пополнил Мурманский сельдяной флот. Экипаж СТР «Сосновоборск», возглавляемый ка­ питаном коммунистом Афанасьевым, в августе ус­ пешно справился со своим планом завершающего го­ да девятой пятилетки. До конца года моряки .этого траулера обязались выловить дополнительно 17 ты­ сяч центнеров рыбы, выступав одним из инициато­ ров социалистического соревнования з а •достойную встречу XXV съезда КПСС В. НИКОЛАЕВ. Фото Б. Щукина. водом и пелагическим тралом. Для увеличения же штата матросов нет мест для их размещения По­ вторюсь: мнение большинства капитанов едино сейнеры-траулеры надо использовать в качестве су- дов-ловцов. Ведь на наших судах нет даже условии для обра­ ботки рыбы собственными силами. На палубе ста­ вить рыбоделы не позволяют ее малые размеры. В трюме понростѵ невозможно решить такого элемен­ тарного вопроса, нуда девать рыбные отходы. При работе с плавбазой они идут на производство рыб­ ной муки. Печень же полностью используется для выработки консервов и рыбьего жира. Если мы хотим использовать СТР для увеличения добычи рыбы, особенно в мойвеиную путину или при облове сайки, необходимо добиться выполнения ре­ комендации партийного комитета, прислушавшись к голосу промысловиков. Нужны отряды из пяти— семи сейнеров-траулеров, работающих вместе с плав­ базой. Разумеется, работа такого отряда не исклю­ чает оперативного включения в его состав и других траулеров. Учитывая специфические особенности СТР, плавбазам следует оборудовать причалы до­ статочным количеством кранцев и надежными швар­ товыми, используя свои механизмы, помогать в об­ тяжке швартовых, ѵбирать (заваливать) грузовые стрелы во время швартовых операций. Но проблему правильного, разумного использова­ ния новых СТР. хотим мы того или нет, следует ре­ шать вкѵпе с другими не доведенными до конца де­ лами. Главное из них — закрепление кадров на этих траулерах. Наших моряков снимают с СТР и направ­ ляют на Б.МРТ. Они и сами используют любую воз­ можность. чтобы уйти на суда другого типа. Проис­ ходит так потому, что до сих пор не упорядочена сис­ тема оплаты труда. Случается и такое, что. уходя в рейс, команда не имеет рейсового задании. Так было, в частности, с нашим экипажем в про­ шлом рейсе. Не имея конкретного суточного и рей­ сового плана, мы вначале просто призывали моря­ ков работать лучше. Прослышав про задания на од­ нотипных судах, стали уже соотносить результаты сделанного за сутки с предполагаемым планом, пока не получили задание и соответствующие расценки. Но и они, как выяснилось в порту, оказались ус­ ловными. Причем не в пользу экипажа. После того, как в управлении флота скорректировали расценки и план с учетом выловленной рыбы и районов про мысла. оказалось, что команда потеряла как в де­ нежном выражении, так и в процентном определении выполнения рейсового задания. Правда, нас пыта­ лись утешить тем, что на рейсовой премии это не отразится... О ШТАТАХ И ОБОРУДОВАНИИ По-видимому, проблемы эффективного использо­ вания сейнеров-траулеров не решить без помощи со­ ответствующих отделов главного управления «Сев- рыба». Наряду с названными еще и такую — упо­ рядочение штатного расписания. Даже в варианте: СТР — судно-ловец необходим рыбмастер. Он вмес­ те с капитаном должен в первую очередь представ­ лять интересы своего экипажа на плавбазе. Извест­ ны случаи, когда на СТР в антисанитарном состоя­ нии находились трюмы. И это не случайно: капитан, отдающий все свое время промыслу, может не усле­ дить за трюмами. (Когда наш корреспондент нахо­ дился на СТР «Сыктывкар», то его капитан Р. И. Монин, готовя судно к отходу на промысел, вынуж­ ден был лично руководить работой по наведению по­ рядка в трюме. — Ред.). Возложить это, скажем, на боцмана нельзя по той причине, что фактически он выполняет на промысле обязанности старшего матроса.. Наводить же поря­ док в своем хозяйстве ему приходится к перерывах между вахтами. А судно должно всегда быть под присмотром. Тем более сейчас, в условиях зимы. Насущной проблемой, от положительного решения которой зависит в конечном результате \величение вылова оыбы СТР. является освобождение старшего мастера лова от вахты. .Вместо чего пахту должен нести мастер лона. Дело же тралмеіістера учить матросов грамотному обращению с орудиями лова, чинить, качественно и оперативно настраивать их. Я уж не говорю о том. что старшин мастер 'должен вести спуск-подъем трала с мостика или управлять механизмами сетевыборочной машины при облове рыбы кошельковым неводом. В управлении сельдяного флота и тем более на наших новых судах серьезное внимание уделяется вопросам техники безопасности. Штурман, работая, с тралом, вынуЖден отсылать старшего мастера лова на палубу к матросам, а сам занимается спуском- подъемом трала, одновременно управляя кораблем. Если старший мастер будет освобожден от вахты, тогда не придется вводить дополнительно в штат матросов-рулевых или прибегать к бесконечным вы­ зовам на промысле штурманов на подвахты. Штур­ ман, отстояв свою вахту, должен и отдыхать, н учиться, и заниматься воспитанием подчиненных. Подводя итог сказанному о штатном расписании и закреплении постоянных кадров моряков на СТР, предлагаю: используя сейнер-траулер в качестве лов­ ца любыми орудиями лова, ввести вместо рефмехй- ника должность рыбмастера. Освободить старшего мастера лова от несения вахт, придав ему ломощни* ка. Поручить боцману заниматься его корабельными делами. Упорядочить оплату труда моряков. Что же касается рефустановки. то следить за нею смогут при небольшой доплате специалисты машинной команды. По-моему, отделам флота совместно с су дострой» тельной верфью надо настойчивее решать и вопро­ сы, связанные с улучшением работы такого важного прибора, каким является установленный на СТР но­ вый радиопеленгатор. Слов нет. этот прибор совершеннее, че.м старый. Но из-за некачественно го исполнения заводом-поставщиком прибор допускает при работе на пеленг ошибки в десять й больше градусов. Нашим судам просго-таки необходим еще один радиолокатор. Что касается дизельно-редукторног^ агрегата, то мы надеемся — обещание главного кон­ структора судов серии "Союз» и уже принимаемый меры сделают в скором времени ДРА более сове#* шейным и мощным. Делясь опытом работы экипажа СТР и своимй предложениями, я. естественно, не смог перечислите всех положительных качеств новых сейнеров-траулд ров и указать на все слабые стороны. Впрочем, тда кой цели и не ставил, ибо проведенное совещание С нами, вопросы, поднятые, его участниками, приезд главного конструктора показали, что многое реша^ ется положительно уже сейчас. Главное же, о чем мне хотелось поделиться, со? стоит в том, что надо сделать, чтобы СТР работали еще продуктивнее. От того, как мы поведем промы­ сел на финише девятой пятилетки, зависит трудовой вклад рыбаков Мурманского сельдяного флота в до ­ сто й н ую встречу XXV съезда КПСС. В. АФАНАСЬЕВ, капитан СТР-212 «Сосново- борск».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz