Рыбный Мурман. 1975 г. Ноябрь.
НУЖЕН ОБЛЕГЧЕННЫЙ ТРАЛ Ч ИТАТЕЛЯМ нашей газеты из опубликован ных статей и корреспонденций известно, что четыре года назад Мурманский сельдя ной флот стал пополняться новыми судами — сей нерами-траулерами. Сегодня их в ♦Мѵрмансель- ди» 15. Опыт работы на этих судах с момента появлении их в нашем флоте позволяет сделать вывод, что СТР обладают рядом положительных характеристик и качеств. К ішм я отношу, прежде всего, оснащенность при борами, хорошие маневренные (наличие подрули вающих устройств) и мореходные характеристики. Главным же положительным качеством сейнеров- траулеров рыбаки, ведущие промысел на этих су дах, небезосновательно считают возможность работы к различными орудиями лова. Универсальность СТР доказана промыслом.в различных вариантах .... тралом и кошельковым неводом. Причем' и ото весьма важно: управление траловой лебедкой производится непосредственно из рулевой рубки, что в свою очередь требует немалых навыков и виртуозности моряков, управляющих судном и осуществляющих спуск-подъем трала одновременно. Наш экипаж, получив СТР-212 в декабре про шлого года, используя опыт, накопленный промыс ловиками СТР-301 и СТР-304, имеет неплохие про изводственные показатели. Так, мы досрочно спра вились с принятым на завершающий год пятилетки социалистическим обязательством. Выловив с нача ла года п оч т 28 тысяч центнеров рыбы, команда нашего сейнера-траулера, встав на трудовую вахту в лесть XXV съезда КПСС, обязалась до конца года добыть еще 17 тысяч центнеров рыбы. Уверен, что экипаж имел бы еще лучшие резуль таты, если бы ѵ далось полностью использовать все • положительные качества СТР. Иными словами, ра ботать весь год в специфичном для сейнеров-трау леров режиме — в качестве судна-ловца. То есть в том варианте, который совершенно обоснованно был рекомендован партийным комитетом флота в октяб ре прошлого года. Совершенно справедливо. Тогда наша бассейновая газета утверждала, что создание отрядов СТР с плавбазой-маткой — сегодняшнее дело. Промышлять мы должны весь рейс или кошель ковым неводом, или тралом. И обязательно группой с закрепленной за нами плавбазой. При работе с тралом в осенне-зимний период при плохих погодных условиях следует узаконить бес контактный метод передачи улова. Утверждая так. я беру во внимание результаты предыдущего плавания. Наш СТР успешно промыш лял до тех пор, пока с берега не настояли, чтобы мы занялись пелагическим ловом. Эго указание было обосновано тем. что в характеристике фирмы, по ставляющей главные двигатели для сейнеров-трау леров указана его большая мощность — в 1320 л. с. В машинном отделении судна к тому же установ лен ДРА (дизельно-редукторный агрегат), с помо щью которого можно еще увеличить мощность. На практике же получается иное. Во-первых, в характеристике дана стендовая мощность главного Двигателя а не рабочая. Ведь когда судно находит ся на ловѵ даже половину времени запланированно го моторесурса, то выходная — на винт — мощ ность снижается. Во-вторых, работа всего дизель- но-редукторного агрегата (с подключением дополни тельной мощности вспомогательных двигателей на вал) оправдана лишь при длительном режиме ДРА. Скажем, на многосуточном переходе. Но никак не во время работы с орудиями лова: на подключение дополнительной мощности вспомогательных двига телей на вал даже в идеальном варианте ѵходит до 40 минут. Вообще пелагический трал в сегодняшнем его виде для СТР неприемлем 2! сутки работы с ним, несмотря на всевозможные попытки хоть как-то об легчить конструкцию и наШи иные ухищрения‘по сути дела доказали лишь одно . Сейнеры-траулеры должны вести промысел пока донным тралом или кошельковым неводом Для работы же а пелагиале пѵжен иной, облегченный трал. Кстати, об этом самом говорили промысловики и о других сейнеров-траулеров, когда управление сельдяного флота н середине сентября проводило совещание командного состава СТР. Присутствую щие представители ПИНРО и ЦІІКТБ тоже согла сились тогда с нами. Мы рассчитываем через свою бассейновую газету получить ответ по нашим пред ложениям от конструкторов орудии лова. Зато совершенно по-др.ѵгомѵ складывался промы сел в рейсе, когда мы облавливали рыбу кошелько вым неводом или донным тралом. Правда, жизнь потребовала внесения изменений и в конструкцию невода. В частности, надо удлинять сливную пласть. РАЗГОВОР ПО СУЩЕСТВУ Все то. о чем много уже рассказано,- относится к работе экипажа сейнера-траулера совместно с командой плавбазы. 11а совещании же с командным составом СТР, состоявшемся в управлении флота, поднимались и другие вопросы. Суть того принци пиального разговора по существу сводится к одно му. Руководство флота и промысловики нашей группы судов заинтересованы в.одном: как быстрее найти оптимальный режим работы СТР. Теоретически, имея рефрижераторную установку, мы можем работать и «на себя». Практически асе ато не оправдано. В команде сейнера-траулера все го семь матросов. Попытки обрабатывать уловы собственными силами даже с подвахтами малоре зультативны. И дело не только в том, что не хва- „тзет рыбообработчиков. В штатном расписании СТР не предусмотрена должность рыбмастера при работе кошельковым не* с в о й Р ЕЖИМ Р А Б О Т Ы Н А СНИМКЕ: автор статьи В. II. Афанасьев. Владимир Николаевич работает да судах рыбного Мурмана с 1958 года, приехав после обучения в Таганрогской мореходной школе на Се вер. Здесь за четыре года работы на буксирных су дах Мурманского рыбного порта стал старшим по мощником капитана. В 1962 году поступил в Мурманское среднее мо реходное училище, сдав почтя одновременно экстер ном экзамены на аттестат зрелости в заочной шко ! ле моряков. Занимаясь в ММУ, двадцатитрехлетний I судоводитель свою учебную практику проходил на ! средних рыболовных траулерах «Мурмансельди», j работая на промысле вторым помощником капитана. I В 1964 году курсант Афанасьев получил диплом с ! отличием н направление для дальнейшей работы в I сельдяной флот. Свою рабочую биографию сам Вла- I димир Николаевич считает типичной для командных ! кадров судов «Мурмаисельдн». Гак. он, как ! н многие сегодняшние капитаны, рыбачил на раз- I ных судах: СРТ, СРТ-р. БМРТ. Что касается сейнеров-траулеров новой построй ки, то здесь В. Н. Афанасьев трудится с момента их появления в «Муркансельди», то есть с новостроя. В 1971 году работал старшим помощником капитана СТР-301 «Союз-9». У старейшего промысловика Се верного рыбопромышленного бассейна капитана Ни кифора Григорьевича Белко учился два с лишним года тонкостям рыбацкого дела. А в 1974 году В. Н. Афанасьев получил назначение работать капитаном СТР-212 «Сосновоборск», когда в начале декабря этот новый сейнер-траулер пополнил Мурманский сельдяной флот. Экипаж СТР «Сосновоборск», возглавляемый ка питаном коммунистом Афанасьевым, в августе ус пешно справился со своим планом завершающего го да девятой пятилетки. До конца года моряки .этого траулера обязались выловить дополнительно 17 ты сяч центнеров рыбы, выступав одним из инициато ров социалистического соревнования з а •достойную встречу XXV съезда КПСС В. НИКОЛАЕВ. Фото Б. Щукина. водом и пелагическим тралом. Для увеличения же штата матросов нет мест для их размещения По вторюсь: мнение большинства капитанов едино сейнеры-траулеры надо использовать в качестве су- дов-ловцов. Ведь на наших судах нет даже условии для обра ботки рыбы собственными силами. На палубе ста вить рыбоделы не позволяют ее малые размеры. В трюме понростѵ невозможно решить такого элемен тарного вопроса, нуда девать рыбные отходы. При работе с плавбазой они идут на производство рыб ной муки. Печень же полностью используется для выработки консервов и рыбьего жира. Если мы хотим использовать СТР для увеличения добычи рыбы, особенно в мойвеиную путину или при облове сайки, необходимо добиться выполнения ре комендации партийного комитета, прислушавшись к голосу промысловиков. Нужны отряды из пяти— семи сейнеров-траулеров, работающих вместе с плав базой. Разумеется, работа такого отряда не исклю чает оперативного включения в его состав и других траулеров. Учитывая специфические особенности СТР, плавбазам следует оборудовать причалы до статочным количеством кранцев и надежными швар товыми, используя свои механизмы, помогать в об тяжке швартовых, ѵбирать (заваливать) грузовые стрелы во время швартовых операций. Но проблему правильного, разумного использова ния новых СТР. хотим мы того или нет, следует ре шать вкѵпе с другими не доведенными до конца де лами. Главное из них — закрепление кадров на этих траулерах. Наших моряков снимают с СТР и направ ляют на Б.МРТ. Они и сами используют любую воз можность. чтобы уйти на суда другого типа. Проис ходит так потому, что до сих пор не упорядочена сис тема оплаты труда. Случается и такое, что. уходя в рейс, команда не имеет рейсового задании. Так было, в частности, с нашим экипажем в про шлом рейсе. Не имея конкретного суточного и рей сового плана, мы вначале просто призывали моря ков работать лучше. Прослышав про задания на од нотипных судах, стали уже соотносить результаты сделанного за сутки с предполагаемым планом, пока не получили задание и соответствующие расценки. Но и они, как выяснилось в порту, оказались ус ловными. Причем не в пользу экипажа. После того, как в управлении флота скорректировали расценки и план с учетом выловленной рыбы и районов про мысла. оказалось, что команда потеряла как в де нежном выражении, так и в процентном определении выполнения рейсового задания. Правда, нас пыта лись утешить тем, что на рейсовой премии это не отразится... О ШТАТАХ И ОБОРУДОВАНИИ По-видимому, проблемы эффективного использо вания сейнеров-траулеров не решить без помощи со ответствующих отделов главного управления «Сев- рыба». Наряду с названными еще и такую — упо рядочение штатного расписания. Даже в варианте: СТР — судно-ловец необходим рыбмастер. Он вмес те с капитаном должен в первую очередь представ лять интересы своего экипажа на плавбазе. Извест ны случаи, когда на СТР в антисанитарном состоя нии находились трюмы. И это не случайно: капитан, отдающий все свое время промыслу, может не усле дить за трюмами. (Когда наш корреспондент нахо дился на СТР «Сыктывкар», то его капитан Р. И. Монин, готовя судно к отходу на промысел, вынуж ден был лично руководить работой по наведению по рядка в трюме. — Ред.). Возложить это, скажем, на боцмана нельзя по той причине, что фактически он выполняет на промысле обязанности старшего матроса.. Наводить же поря док в своем хозяйстве ему приходится к перерывах между вахтами. А судно должно всегда быть под присмотром. Тем более сейчас, в условиях зимы. Насущной проблемой, от положительного решения которой зависит в конечном результате \величение вылова оыбы СТР. является освобождение старшего мастера лова от вахты. .Вместо чего пахту должен нести мастер лона. Дело же тралмеіістера учить матросов грамотному обращению с орудиями лова, чинить, качественно и оперативно настраивать их. Я уж не говорю о том. что старшин мастер 'должен вести спуск-подъем трала с мостика или управлять механизмами сетевыборочной машины при облове рыбы кошельковым неводом. В управлении сельдяного флота и тем более на наших новых судах серьезное внимание уделяется вопросам техники безопасности. Штурман, работая, с тралом, вынуЖден отсылать старшего мастера лова на палубу к матросам, а сам занимается спуском- подъемом трала, одновременно управляя кораблем. Если старший мастер будет освобожден от вахты, тогда не придется вводить дополнительно в штат матросов-рулевых или прибегать к бесконечным вы зовам на промысле штурманов на подвахты. Штур ман, отстояв свою вахту, должен и отдыхать, н учиться, и заниматься воспитанием подчиненных. Подводя итог сказанному о штатном расписании и закреплении постоянных кадров моряков на СТР, предлагаю: используя сейнер-траулер в качестве лов ца любыми орудиями лова, ввести вместо рефмехй- ника должность рыбмастера. Освободить старшего мастера лова от несения вахт, придав ему ломощни* ка. Поручить боцману заниматься его корабельными делами. Упорядочить оплату труда моряков. Что же касается рефустановки. то следить за нею смогут при небольшой доплате специалисты машинной команды. По-моему, отделам флота совместно с су дострой» тельной верфью надо настойчивее решать и вопро сы, связанные с улучшением работы такого важного прибора, каким является установленный на СТР но вый радиопеленгатор. Слов нет. этот прибор совершеннее, че.м старый. Но из-за некачественно го исполнения заводом-поставщиком прибор допускает при работе на пеленг ошибки в десять й больше градусов. Нашим судам просго-таки необходим еще один радиолокатор. Что касается дизельно-редукторног^ агрегата, то мы надеемся — обещание главного кон структора судов серии "Союз» и уже принимаемый меры сделают в скором времени ДРА более сове#* шейным и мощным. Делясь опытом работы экипажа СТР и своимй предложениями, я. естественно, не смог перечислите всех положительных качеств новых сейнеров-траулд ров и указать на все слабые стороны. Впрочем, тда кой цели и не ставил, ибо проведенное совещание С нами, вопросы, поднятые, его участниками, приезд главного конструктора показали, что многое реша^ ется положительно уже сейчас. Главное же, о чем мне хотелось поделиться, со? стоит в том, что надо сделать, чтобы СТР работали еще продуктивнее. От того, как мы поведем промы сел на финише девятой пятилетки, зависит трудовой вклад рыбаков Мурманского сельдяного флота в до сто й н ую встречу XXV съезда КПСС. В. АФАНАСЬЕВ, капитан СТР-212 «Сосново- борск».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz