Рыбный Мурман. 1975 г. Ноябрь.

т ш п в п КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ПОРУЧЕНИЕ К о м м у н и с т и ч е с к а я п а р т и я советско­ го Союза уделяет большое внимание подго­ товке достойного пополнения рабочего клас- а. воспитанию у молодых рабочих периоста ленин­ ским заветам, уважения и любви к труду, стремле­ ния продолжать славные традиции советского наро­ да За последние годы большое распространение по­ лучило движение наставников, являющееся важной формой шефства кадровых работников над молоды­ ми рабочими. До поступления в Мурманский траловый флот я шесть лет работал на шахте машинистом угольного комбайна в Донбассе. Полгода назад в должности матроса вышел в первый рейс на РТ-323 «Моро­ зо в а » В июле комсомольцы избрали меня своим секретарем Это очень ответственное и почетное по­ ручение для меня еще малоопытного моряка. Правда, лучше обстоит дело с практикой комсо­ мольской работы — в свое время я был секретарем комитета комсомола шахты. И вот, учитывая малый мой рыбацкий стаж, я хочу сказать сегодня, как важно в начале пути обрести наставника. Вместе со мной трудятся молодые парни, вчераш­ ние воины, комсомольцы Степан Опаленик, Вале­ рий Селютин, Виктор Нилов. Николай Чалов и дру­ гие товарищи. Сами понимаете, нелегко им приш­ лась на первых порах, не имея представления о ры­ бацком деле. С чего начинает каждый вновь поступивший? С должности, как мы говорим «начальника» рыбного ящика. Взять, к примеру, Степана Опаленика. Он, как и псе вновь поступившие, начинал с матроса третьего класса, со временем стал матросом первого класса, а дальше шефство над ним взял старший мастер по добыче Виктор Иванович Мельников. Видя, что па­ рень проявляет интерес к траловому делу, Мельни­ ков охотно показывал ему приемы чинки сетей, объ­ яснял устройство трала. Не назидательно, когда от­ падает всякое желание учиться, а доброжелательно, участливо, на правах старшего товарища. При таком наставничестве хочется сделать все как можно лучше, не считаясь с личным временем. II Степан Опаленик участвовал в ремонте орудий лова не только на своей вахте, но и на псдвахте. Се­ годня он практически может работать мастером по добыче и, вероятно, после рейса сможет получить квалификационное свидетельство. Первоклассные матросы Виктор Нилов, Степан Опаленик шефствуют над теми, кто, как и они два года назад, решил связать свою судьбу с морем. Они наставники молодых моряков Валерия Селюти- на, Николая Чалова. По производственной необхо­ димости Селютина сразу определили на рубку рыбь­ их голов. Понятно, без навыков в этом деле большого темпа не дашь. Опаленик учил Селютина. начиная Е ЖЕГОДНО на суда нашего флота приходит новое пополнение — выпускники различных вузов и техникумов страны, готовящих кад­ ры технологов рыбной промышленности. За период с 1971 года по сегодняшний день мы приняли 45 мо­ лодых специалистов, в том числе четырех — с в ы с - him м образованнем. Имея достаточную теоретическую подготовку, они на первых порах нуждаются в помощи по овла­ дению практическими приемами организации про­ изводства, выпуска продукции того или иного наи­ менования из разных пород рыб, должны научиться работать с подчиненными. Поэтому в первый рейс молодых специалистов направляют на суда типа БМРТ матросами или дублерами рыбмастеров и технологов. Причем к опытным работникам -— на­ ставникам. Приказом но <■Мурмансельди» утверждено 14 на­ ставников молодежи. Это Ю. С. Аюбов, М. Б. НІя- иопшик, Б. В Поднебесников, И. М. Дудник и дру­ гие товарищи. (Автор корреспонденции — в их чис­ ле. — Ред.). Стажеры получают индивидуальные памятки-планы подготовки, действующую техноло­ гическую документацию, литературу. Наставники отвечают за качество подготовки. Когда я работал помощником капитана по произ­ водству на БМРТ-451 «Лазурный», у нас проходи­ ли стажировку тт. Ядуллаев, Шварц, Борисенко, Акперов, Микулич, Ганифаев. Занятия и практиче­ ские работы проводили по специально разработан­ ному плану. Основное внимание обращали на организацию труда на рабочих местах, воспитание личного соста­ ва, обучение передовым методам труда на основе опыта лучших экипажей тралового и нашего фло­ тов. Попутно анализировали работу смен с подве­ дением итогов соревнования между ними, обсужда­ ли недостатки, ошибки. В другие дни молодые специалисты осваивали принцип и практику выпуска мороженой рыбной продукции, консервов, муки, жира. Делалось все детально, обстоятельно. Например, при изучении консервного производства были рассмотрены темпе­ ратурные параметры стерилизации консервов из рыбы и печени трески, формулы стерилизации, тре­ бования, предъявляемые к консервам и т. д. Особое внимание мы уделили теме по специаль­ на : разделке сырья (филе, тушка, тушка в пакетах, рыба мороженая в пакетах, филе в мелкой расфа- Iовке, уха, уха из головизны палтуса). Стажеры изучали технологическую документацию, ГОСТы, е того, как правильно заточить головоруб, и кончав требованиями технологии обезглавливания рыбы. И снова надо подчеркнуть, что товарищеская помощь оказывалась очень ненавязчиво. Наставничество не ограничивается сферой про­ изводства. Наста внніі — это добровольный помощ­ ник в решении моральных, этических, общественных вопросов, которые встают перед молодыми моряка­ ми. В этом плане хорошо работает член ВЛКСМ вто­ рой штурман Анатолий Карасев. Возглавляемая им вахта в социалистическом соревновании в послед­ нем рейсе заняла первое место. А итоги у нас под­ водятся не только по производственным показате­ лям. а учитывается и дисциплина в порту, поведе­ ние моряков в быту, их общественная активность, Я, как комсорг, член КПСС, шефствовал над мат­ росом Виктором Ниловым. Постоянная работа с ним в виде бесед по вопросам экономики нашего пред­ приятия. о внутренней и внешней политике партии л советского государства, о роли комсомола во всех сферах хозяйственной и политической жизни позво­ лила сделать вывод: Виктор, отличный производст­ венник, уважаемый на судне товарищ, достоин быть в рядах партии На одном из своих собраний комсо­ мольцы дали ему рекомендацию для вступления кан­ дидатом в члены КПСС. Экипаж нашего траулера больше чем на полови­ ну состоит из комсомольцев и молодежи. Поэтому в успехе — досрочном выполнении задания пятилетки по вылову рыбы и выпуску полуфабриката, есть большая доля и нашего труда. Сейчас коллектив работает над выполнением обя­ зательств в честь XXV съезда КПСС. Говоря о наставничестве, я хочу отметить, что оно нуждается в активизации. Многие на судне неохот­ но берут шефство над молодыми моряками. К при­ меру, был у нас на судне матрос первого класса Кузнецов. Этот товарищ неохотно показывал моло­ дым морякам, что нужно, как правильно делать ту или иную работу. Больше надсмехался, что я, мол, могу, а попробуй сделать так ты. Причина, на мой взгляд, — стремление жить по-старинке, не обре­ менять себя лишними хлопотами. Думается, было бы целесообразным провести * масштабах флота конференцию наставников, на ко­ торой обобщить опыт лучших из них. Необходимо рассматривать деятельность наставников как важ­ нейшее общественное поручение. Еще. одно наше пожелание: комитету комсо­ мола флота в целях координации деятельности, рас­ пространения передового опыта наставников моло­ дежи, организации их учебы создать постоянно дей­ ствующий совет наставников. Н. ЧЕРКАШИН, матрос, секретарь комсомоль­ ской организации РТ-323 «Морозовск», Н А РАБОТУ во флот пришел Николай Василье­ вич Мотовилов десять лет назад. Профессию выбрал матроса. Плавал на судах разного типа, а с сентября 1974 года службу несет на учеб­ но-производственном судне «Батайск», принадлежа­ щем «Севрыбхолодфлоту». За десять лет профессию свою узнал до тон­ костей. квалификация ему присвоена: матрос пер­ вого классе, Награжден знаками «Победитель со­ циалистического соревнования» в 1973, 1974 годах» Много учеников воспитал Николай Васильевич, вряд ли вспомнят, сколько именно. Учит он их не только матросской науке, учит быть добрыми, отзывчивы­ ми. приветливыми. Такой он сам человек, за эти ка­ чества уважают его товарищи, ученики. Последний рейс «Батайска» был необычным. На борту судна вместе с курсантами Мурманского выс­ шего инженерного морского училища проходили практику кубинские матросы. Не приходилось Ни­ колаю Васильевичу раньше учить кубинцев. Выручили матроса наставника золотые руки. Та* келаж заведен еще с петровских времен, но и от со­ временных матросов дело это требует сноровки, вьь учки. Умелые руки мастера и настойчивость, трудо­ любие кубинских ребят помогли им овладеть навы­ ками матросского дела. Научились они и морские узлы вязать, и маты плести. Учитель остался дово­ лен своими питомцами. Фото Б. Щукина, ПОДСКАЗАНО ПРАКТИКОЙ технические условия, инструкции по обработке рыбы. Как это требуется, после окончания рейса мы определили деловые качества стажеров, возможности повышения их в должности. Вот какие были сделаны выводы. А. Ф. Ядуллаев полностью освоил программу мо­ лодого специалиста, был допущен к самостоятельно­ му ведению документации, сдаче рыбопродукции на плавбазы. При этом он проявлял инициативу, обла­ дает организаторскими способностями. И вывод( может быть использован в должности помощника ка­ питана по производству. Подобное заключение сделали и в отношении Б. В, Борисенко, мастерами по обработке рыбы вы­ двинуты были Р, М. Ганифаев, матрос-фнлетиров- щик, Ю. Г. Микулич, тоже матрос. Иначе характеризовали мы М. Н. Акперова, вы­ пускника Бакинского морского рыбного техникума, и А. Н. Шварца, пришедшего на «Лазурный» по­ сле окончания Калининградского технического ин­ ститута рыбной промышленности. Тов. Акперов за нарушение технологии обработки рыбы спецраздел- ки (тушки) был понижен в должности до матроса второго класса. Правда, во второй половине рейса он изменил отношение к выполнению обязанностей в лучшую сторону. Мы рекомендовали тов. Акперова на должность мастера, но с учетом, что он нуждает­ ся в контроле. Тов. Шварц, не работая ни одного дня на судах «Мурмансельди »• сразу был назначен мастером по обработке рыбы. И не справился с работой, выпу­ скал продукцию с нарушением ГОСТов, получил выговор по судну за выработку нестандартного обеешкуренного филе из трески. І-Іо выводов не сде­ лал. Как можно было неопытного специалиста выдвигать на должность помощника капитана по производству? Пусть рейс сходит матросом - ■ вот какое было наше мнение. Такие примеры, конечно, исключение. В основ­ ном стажеры со всей ответственностью, желанием постигают рыбацкое дело. С 1972 года по июнь 1975 года на должность рыбмастеров было аттесто­ вано 16 молодых специалистов, 15 - • помощника­ ми капитанов по производству. Из числа молодых специалистов многие уже про­ явили себя зрелыми командирами производства, Фамилии двух из них занесены в Книгу почета фло­ та, десяти — на областную Доску почета, 21 чело* век награжден Почетными грамотами. ‘21 бывший стажер завоевал звание «Лучший по профессии», 28 ■ударника коммунистического труда. С ЕГОДНЯ на флоте активно идет социалисти­ ческое соревнование за выпуск продукции повышенного спроса, высокого качества. Инициатором его выступила технологическая группа БМРТ «Лазурный». В своих обязательствах рыбоі обработчики, среди которых восемь молодых с п е ­ циалистов, записали: ежесуточно перевыполнять н і 20 процентов задание по выпуску филе, тушки. чин поддержали экипажи одиннадцати судов. Развернувшееся в «Мурмансельди» соревнова­ ние за качество продукции накладывает большую ответственность на технологов, командиров среднегр звена. В этих условиях нужен особо строгий под­ бор кадров, внимательное отношение к ним. Нельзя мириться с тем. что порой капитаны требуют от с во» их помощников по производству любой ценой увели? чить выпуск мороженой продукции, не заботясь о ее качестве. При обнаружении брака капитан отд^ лывается выговором, а технолога понижают в долж­ ности. Делать в таких случаях надо наоборот. На БМРТ-445 «Олентуй» капитаном В. Н. Демья­ ненко был необоснованно списан с судна во время рейса его помощник по производству Н. Ф. Федосе* енко. технически грамотный специалист, обладаю­ щий организаторскими способностями. В следующем рейсе экипаж БМРТ «Олентуй» при новом техноло­ ге тов. Мальцеве вошел в число бракоделов. И та* кие примеры, когда в ущерб делу списывают «неугодных» специалистов, а на освободившуюся должность назначают менее опытных, но поклади­ стых, не единичны. Неоправданна также практика направления на су* да рыбмастерами вчерашних выпускников. Попав в специфические условия морского рыбного произ­ водства, они теряются, у них пропадает вера в свои силы, хотя этого можно избежать, определив моло­ дого специалиста матросом или стажером мастера по обработке рыбы. Ё. ИОВ. технолог-наставник управления «Мур- мансельдь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz