Рыбный Мурман. 1975 г. Ноябрь.
т ш п в п КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ПОРУЧЕНИЕ К о м м у н и с т и ч е с к а я п а р т и я советско го Союза уделяет большое внимание подго товке достойного пополнения рабочего клас- а. воспитанию у молодых рабочих периоста ленин ским заветам, уважения и любви к труду, стремле ния продолжать славные традиции советского наро да За последние годы большое распространение по лучило движение наставников, являющееся важной формой шефства кадровых работников над молоды ми рабочими. До поступления в Мурманский траловый флот я шесть лет работал на шахте машинистом угольного комбайна в Донбассе. Полгода назад в должности матроса вышел в первый рейс на РТ-323 «Моро зо в а » В июле комсомольцы избрали меня своим секретарем Это очень ответственное и почетное по ручение для меня еще малоопытного моряка. Правда, лучше обстоит дело с практикой комсо мольской работы — в свое время я был секретарем комитета комсомола шахты. И вот, учитывая малый мой рыбацкий стаж, я хочу сказать сегодня, как важно в начале пути обрести наставника. Вместе со мной трудятся молодые парни, вчераш ние воины, комсомольцы Степан Опаленик, Вале рий Селютин, Виктор Нилов. Николай Чалов и дру гие товарищи. Сами понимаете, нелегко им приш лась на первых порах, не имея представления о ры бацком деле. С чего начинает каждый вновь поступивший? С должности, как мы говорим «начальника» рыбного ящика. Взять, к примеру, Степана Опаленика. Он, как и псе вновь поступившие, начинал с матроса третьего класса, со временем стал матросом первого класса, а дальше шефство над ним взял старший мастер по добыче Виктор Иванович Мельников. Видя, что па рень проявляет интерес к траловому делу, Мельни ков охотно показывал ему приемы чинки сетей, объ яснял устройство трала. Не назидательно, когда от падает всякое желание учиться, а доброжелательно, участливо, на правах старшего товарища. При таком наставничестве хочется сделать все как можно лучше, не считаясь с личным временем. II Степан Опаленик участвовал в ремонте орудий лова не только на своей вахте, но и на псдвахте. Се годня он практически может работать мастером по добыче и, вероятно, после рейса сможет получить квалификационное свидетельство. Первоклассные матросы Виктор Нилов, Степан Опаленик шефствуют над теми, кто, как и они два года назад, решил связать свою судьбу с морем. Они наставники молодых моряков Валерия Селюти- на, Николая Чалова. По производственной необхо димости Селютина сразу определили на рубку рыбь их голов. Понятно, без навыков в этом деле большого темпа не дашь. Опаленик учил Селютина. начиная Е ЖЕГОДНО на суда нашего флота приходит новое пополнение — выпускники различных вузов и техникумов страны, готовящих кад ры технологов рыбной промышленности. За период с 1971 года по сегодняшний день мы приняли 45 мо лодых специалистов, в том числе четырех — с в ы с - him м образованнем. Имея достаточную теоретическую подготовку, они на первых порах нуждаются в помощи по овла дению практическими приемами организации про изводства, выпуска продукции того или иного наи менования из разных пород рыб, должны научиться работать с подчиненными. Поэтому в первый рейс молодых специалистов направляют на суда типа БМРТ матросами или дублерами рыбмастеров и технологов. Причем к опытным работникам -— на ставникам. Приказом но <■Мурмансельди» утверждено 14 на ставников молодежи. Это Ю. С. Аюбов, М. Б. НІя- иопшик, Б. В Поднебесников, И. М. Дудник и дру гие товарищи. (Автор корреспонденции — в их чис ле. — Ред.). Стажеры получают индивидуальные памятки-планы подготовки, действующую техноло гическую документацию, литературу. Наставники отвечают за качество подготовки. Когда я работал помощником капитана по произ водству на БМРТ-451 «Лазурный», у нас проходи ли стажировку тт. Ядуллаев, Шварц, Борисенко, Акперов, Микулич, Ганифаев. Занятия и практиче ские работы проводили по специально разработан ному плану. Основное внимание обращали на организацию труда на рабочих местах, воспитание личного соста ва, обучение передовым методам труда на основе опыта лучших экипажей тралового и нашего фло тов. Попутно анализировали работу смен с подве дением итогов соревнования между ними, обсужда ли недостатки, ошибки. В другие дни молодые специалисты осваивали принцип и практику выпуска мороженой рыбной продукции, консервов, муки, жира. Делалось все детально, обстоятельно. Например, при изучении консервного производства были рассмотрены темпе ратурные параметры стерилизации консервов из рыбы и печени трески, формулы стерилизации, тре бования, предъявляемые к консервам и т. д. Особое внимание мы уделили теме по специаль на : разделке сырья (филе, тушка, тушка в пакетах, рыба мороженая в пакетах, филе в мелкой расфа- Iовке, уха, уха из головизны палтуса). Стажеры изучали технологическую документацию, ГОСТы, е того, как правильно заточить головоруб, и кончав требованиями технологии обезглавливания рыбы. И снова надо подчеркнуть, что товарищеская помощь оказывалась очень ненавязчиво. Наставничество не ограничивается сферой про изводства. Наста внніі — это добровольный помощ ник в решении моральных, этических, общественных вопросов, которые встают перед молодыми моряка ми. В этом плане хорошо работает член ВЛКСМ вто рой штурман Анатолий Карасев. Возглавляемая им вахта в социалистическом соревновании в послед нем рейсе заняла первое место. А итоги у нас под водятся не только по производственным показате лям. а учитывается и дисциплина в порту, поведе ние моряков в быту, их общественная активность, Я, как комсорг, член КПСС, шефствовал над мат росом Виктором Ниловым. Постоянная работа с ним в виде бесед по вопросам экономики нашего пред приятия. о внутренней и внешней политике партии л советского государства, о роли комсомола во всех сферах хозяйственной и политической жизни позво лила сделать вывод: Виктор, отличный производст венник, уважаемый на судне товарищ, достоин быть в рядах партии На одном из своих собраний комсо мольцы дали ему рекомендацию для вступления кан дидатом в члены КПСС. Экипаж нашего траулера больше чем на полови ну состоит из комсомольцев и молодежи. Поэтому в успехе — досрочном выполнении задания пятилетки по вылову рыбы и выпуску полуфабриката, есть большая доля и нашего труда. Сейчас коллектив работает над выполнением обя зательств в честь XXV съезда КПСС. Говоря о наставничестве, я хочу отметить, что оно нуждается в активизации. Многие на судне неохот но берут шефство над молодыми моряками. К при меру, был у нас на судне матрос первого класса Кузнецов. Этот товарищ неохотно показывал моло дым морякам, что нужно, как правильно делать ту или иную работу. Больше надсмехался, что я, мол, могу, а попробуй сделать так ты. Причина, на мой взгляд, — стремление жить по-старинке, не обре менять себя лишними хлопотами. Думается, было бы целесообразным провести * масштабах флота конференцию наставников, на ко торой обобщить опыт лучших из них. Необходимо рассматривать деятельность наставников как важ нейшее общественное поручение. Еще. одно наше пожелание: комитету комсо мола флота в целях координации деятельности, рас пространения передового опыта наставников моло дежи, организации их учебы создать постоянно дей ствующий совет наставников. Н. ЧЕРКАШИН, матрос, секретарь комсомоль ской организации РТ-323 «Морозовск», Н А РАБОТУ во флот пришел Николай Василье вич Мотовилов десять лет назад. Профессию выбрал матроса. Плавал на судах разного типа, а с сентября 1974 года службу несет на учеб но-производственном судне «Батайск», принадлежа щем «Севрыбхолодфлоту». За десять лет профессию свою узнал до тон костей. квалификация ему присвоена: матрос пер вого классе, Награжден знаками «Победитель со циалистического соревнования» в 1973, 1974 годах» Много учеников воспитал Николай Васильевич, вряд ли вспомнят, сколько именно. Учит он их не только матросской науке, учит быть добрыми, отзывчивы ми. приветливыми. Такой он сам человек, за эти ка чества уважают его товарищи, ученики. Последний рейс «Батайска» был необычным. На борту судна вместе с курсантами Мурманского выс шего инженерного морского училища проходили практику кубинские матросы. Не приходилось Ни колаю Васильевичу раньше учить кубинцев. Выручили матроса наставника золотые руки. Та* келаж заведен еще с петровских времен, но и от со временных матросов дело это требует сноровки, вьь учки. Умелые руки мастера и настойчивость, трудо любие кубинских ребят помогли им овладеть навы ками матросского дела. Научились они и морские узлы вязать, и маты плести. Учитель остался дово лен своими питомцами. Фото Б. Щукина, ПОДСКАЗАНО ПРАКТИКОЙ технические условия, инструкции по обработке рыбы. Как это требуется, после окончания рейса мы определили деловые качества стажеров, возможности повышения их в должности. Вот какие были сделаны выводы. А. Ф. Ядуллаев полностью освоил программу мо лодого специалиста, был допущен к самостоятельно му ведению документации, сдаче рыбопродукции на плавбазы. При этом он проявлял инициативу, обла дает организаторскими способностями. И вывод( может быть использован в должности помощника ка питана по производству. Подобное заключение сделали и в отношении Б. В, Борисенко, мастерами по обработке рыбы вы двинуты были Р, М. Ганифаев, матрос-фнлетиров- щик, Ю. Г. Микулич, тоже матрос. Иначе характеризовали мы М. Н. Акперова, вы пускника Бакинского морского рыбного техникума, и А. Н. Шварца, пришедшего на «Лазурный» по сле окончания Калининградского технического ин ститута рыбной промышленности. Тов. Акперов за нарушение технологии обработки рыбы спецраздел- ки (тушки) был понижен в должности до матроса второго класса. Правда, во второй половине рейса он изменил отношение к выполнению обязанностей в лучшую сторону. Мы рекомендовали тов. Акперова на должность мастера, но с учетом, что он нуждает ся в контроле. Тов. Шварц, не работая ни одного дня на судах «Мурмансельди »• сразу был назначен мастером по обработке рыбы. И не справился с работой, выпу скал продукцию с нарушением ГОСТов, получил выговор по судну за выработку нестандартного обеешкуренного филе из трески. І-Іо выводов не сде лал. Как можно было неопытного специалиста выдвигать на должность помощника капитана по производству? Пусть рейс сходит матросом - ■ вот какое было наше мнение. Такие примеры, конечно, исключение. В основ ном стажеры со всей ответственностью, желанием постигают рыбацкое дело. С 1972 года по июнь 1975 года на должность рыбмастеров было аттесто вано 16 молодых специалистов, 15 - • помощника ми капитанов по производству. Из числа молодых специалистов многие уже про явили себя зрелыми командирами производства, Фамилии двух из них занесены в Книгу почета фло та, десяти — на областную Доску почета, 21 чело* век награжден Почетными грамотами. ‘21 бывший стажер завоевал звание «Лучший по профессии», 28 ■ударника коммунистического труда. С ЕГОДНЯ на флоте активно идет социалисти ческое соревнование за выпуск продукции повышенного спроса, высокого качества. Инициатором его выступила технологическая группа БМРТ «Лазурный». В своих обязательствах рыбоі обработчики, среди которых восемь молодых с п е циалистов, записали: ежесуточно перевыполнять н і 20 процентов задание по выпуску филе, тушки. чин поддержали экипажи одиннадцати судов. Развернувшееся в «Мурмансельди» соревнова ние за качество продукции накладывает большую ответственность на технологов, командиров среднегр звена. В этих условиях нужен особо строгий под бор кадров, внимательное отношение к ним. Нельзя мириться с тем. что порой капитаны требуют от с во» их помощников по производству любой ценой увели? чить выпуск мороженой продукции, не заботясь о ее качестве. При обнаружении брака капитан отд^ лывается выговором, а технолога понижают в долж ности. Делать в таких случаях надо наоборот. На БМРТ-445 «Олентуй» капитаном В. Н. Демья ненко был необоснованно списан с судна во время рейса его помощник по производству Н. Ф. Федосе* енко. технически грамотный специалист, обладаю щий организаторскими способностями. В следующем рейсе экипаж БМРТ «Олентуй» при новом техноло ге тов. Мальцеве вошел в число бракоделов. И та* кие примеры, когда в ущерб делу списывают «неугодных» специалистов, а на освободившуюся должность назначают менее опытных, но поклади стых, не единичны. Неоправданна также практика направления на су* да рыбмастерами вчерашних выпускников. Попав в специфические условия морского рыбного произ водства, они теряются, у них пропадает вера в свои силы, хотя этого можно избежать, определив моло дого специалиста матросом или стажером мастера по обработке рыбы. Ё. ИОВ. технолог-наставник управления «Мур- мансельдь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz