Рыбный Мурман. 1975 г. Ноябрь.

Далекая близкая Куба л л ДНЕЙ продолжалось совместное плавание / U и учеба советских и кубинских курсантов. <■Батайск» прошел вдоль южного побе­ режья Северной Америки, бороздил воды .Саргассова моря, проплывал мимо Багамских островов и остро­ ва Ііѵбы п 18 сентября прибыл в Гавану. Послед­ нее построение на баке, вручение памятных подарков, слова прощания на испанском и русском языках, последние рукопожатия. Двадцать дней бок о бок советские іі кубинские курсанты несли вахты, дрей­ фовали в океане па спасательном плотике. И вот — расставание. В последний день перед оАлы тнем на родину со­ ветские моряки были гостями курсантов и препода­ вателей Высшей рыболовной школы имени Линеса. Рассказывает Вячеслав Иванович Шканов, преподаватель кафедры судовождения МВИМУ. — Когда около одиннадцати часов утра на четы­ рех автобѵсах мы подъехали к административному зданию школы, на площадке перед ней уже были выстроены кубинские курсанты в белоснежной фор­ ме — чуть ли не весь состав. Приемных экзаменов в школе нет — из провин­ ции по рекомендации комсомола ребята приезжа­ ют. Курсанты живут в училище на полном обеспе­ чении вг благоустроенных общежитиях. Занятия с 7.30 до 13 часов. Потом самоподготовка и меро­ приятия. Увольнения возможны во второй половине дня субботы н в воскресенье. Право на отдых в го­ роде надо заслужить. Системы зачетов в училище нет. Только экзамены. Их в семестре примерно восемь. Мы увидели лабораторию судовых вспомогатель­ ных механизмов, где многие пособия- выполнены самими курсантами, лабораторию электрооборудо­ вания, судоводительский класс, классы электротех­ ники, навигации, орудий лова. Нам показали радио­ класс и класс радиоаппаратуры. Мы не без удивле­ ния узнали, что школа выпускает радистов высоко­ го международного уровня, специалистов первого класса, экзамены у которых принимает комиссия министерства связи. Школу предполагают значительно расширить. Уже сейчас она располагает двумя зданиями для за­ нятий, жилым корпусом на 1000 мест, тремя двух­ этажными общежитиями на 200 мест каждое, сто­ ловой н кухней новоіі постройки, планетарием и классом астрономии. В 60-местной учебной столо­ вой курсантов обучают кулинарному искусству и культурному обслуживанию. Все учебные и жилые помещения хорошо оборудованы, причем мебель выполнена преимущественно руками самих курсан­ тов. Покидая школу, капитан «Батайска» 3. В. Фа­ теев от лица всех советских моряков сделал запись ь памятной книге. Он поблагодарил администрацию за радушный прием и пожелал школе дальнейших успехов в деле подготовки национальных кадров. П О ОКОНЧАНИИ совместного рейса в каюте капитана за чашкой кофе, состоялась беседа, запись которой мы вам предлагаем. A. Г. Фокеев, помощник капитана по учебной масти: — Мне хотелось бы узнать, выполнил ли экипаж «Батайска» требования кубинцев по подготовке специалистов. В первую очередь хочется услышать мнение Эдуардо, руководителя практики судоводи­ телей. Сам я тоже судоводитель. Эдуардо Диоз: — Когда мы узнали, что советское судно придет в Гавану, мы подготовили программу практики и вы­ полнили ее за рейс. Несмотря на то, что срок был короткий, ребята очень хорошо позанимались. Мы всегда чувствовали, несмотря на языковой барьер, как вы старались, чтобы наши курсанты получили как можно больше знаний. Вообще ребята очень довольны практикой. Когда я писал о ней отчет, я подчеркнул, чтобы такие учения повторялись и как можно чаще. B. П. Смирнов, заведующий лабораторией «Ба­ тайска»: — Ну и попутно: вот вы принимали зачеты вчера и позавчера. Как, по-вашем'у, усвоили курсанты про­ грамму практики? Эдуардо Диоз: — Вот, например, штурманы второго класса. Не­ которые разделы оніГв училище не проходили. Ко­ нечно, здесь нм было нелегко. Но в общем все сда­ ли хорошо. ГІо всему видно, что они знают, увидели, прочувствовали. В программе для штурманов треть­ его курса не значится работа с приборами,, А теперь они вполне могут определяться по корабельному приемоиндикатору. Знают, как отсчеты сиять, рабо­ тать с картой, секстаном. Теорию секстана еще не знают, но измерять углы ѵмеют. Э. В.Фатеев, капитан «Батайска»: — Пусть теперь Арпальдо оненит ход практики. Арнальдо Бетанкоурт: — Я могу сказать, что мы, судомеханики, плана не составляли. Мы договорились, что будем прохо­ дить такую же практику, как и советские ребята. Наши курсанты, конечно, не все сразу усвоили, тем более с переводом, но в конце концов все же ус­ воили. В школе мы начнем изучать вспомогатель­ ные механизмы, паровые машины, а курсанты уже видели их своими глазами и будут представлять, что это такое. Одно дело в аудитории, только плакаты, картинки где есть 1 здесь они прикасались чаетвовали в ремонтных здю специальность. То гому есть документаль- к железу, реверс делали, ; работах. Словом, поняли і же — и ваши курсанты. В. П. Смирнов: — То, что они работали ное подтверждение. Мы подготовили альбом с фото­ графиями. Курсанты с масленками в руках стоят у дизеля. Э. В. Фатеев: — Все-таки эти двадцать дней дали нм представ­ ление о море Теперь они своими руками умеют де­ лать то, чему впоследствии научат своих подчинен­ ных. Это было правильное решение: не разделять курсантов на ваших и наших, на гостей и хозяев; р а ­ ботать •— так всем. Чтобы не было лишних разгово­ ров и обид. Сначала были мы в большом затрудне­ нии: как рассказывать о приборах? Оказалось, что это не так уж и трудно. Выручили мурманские кур­ санты. Онн в кратчайший срок научили кубинцев тому, что умеют и знают сами. Эдуардо: — Моряки всегда найдут общий язык... не прошла оесследно: знания все продемонстрирова­ ли хорошие. Погода испортилась вконец: шторма преследуют нас от самой Гаваны. В нижних кубриках ребята живут как в аквариумах: иллюминаторы то и дело уходят под волны. Из-за сильной качки пеоемегца- Ш З АКАНЧИВАЕТ рассказ о рейсе - Батайска» тот, кто начал его, Сергей Сушков, третье­ курсник судомеханического факультета МВИМУ: — Как ни хорошо в гостях на солнечном острове Свободы, а домой ох как тянет. На обратном пути сдали нашим преподавателям и новым учителям —>■ членам экипажа «Батайска» зачеты. Практика емся по судну, держась за леера. Но настроение П о д хо д я щ е е: идем д ом о й. Уходили второкурсника­ ми — возвращаемся третьекурсниками. Как-то ина­ че выглядят ребята. Возмужали что ли. Давно уже самостоятельно несем вахты по отделениям. Один, .без смуглых наших кубинцев. Расстались друзьями, и осталась на память песня: До с в и д а н и я , з е м л я к у б и н с к а я ! Н а м п о р а у х о д и т ь , д р у з ь я . В а с з е м л я о ж и д а е т н е б л и з к а я И х о л о д н а я . Н о с в о я . НА СНИМКАХ: руководитель практики препода­ ватель кафедры судовождения МВИМУ Владимир Захарович Лисовенко; один из лучших курсантов Юрий Барьшіев; международный матч: «СССР — Куба». За деловую помощь и сотрудничество редакция благодарит Алексея Ивановича Анохина, начальни­ ка отряда учебных судов «Сенрыбхолодфлота».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz