Рыбный Мурман. 1975 г. Ноябрь.
Обеспечить безопасность плавания и промысла П ОЧТИ ЕЖ ЕДНЕВНО уходят на промы сел и во зв р ащ аю тся в порт ры боловны е суда з а креп ленн ой за мной группы . Ч ащ е всего п р и н ц и п и ал ь н ы х зам еч ан и й по их готовности и эки п и р овк е не бывает. Однако в конце сен тября И в особенности сейчас спрос за подготовку судов к выходу в море зн ач и те л ьн о вырос. И это не с л у чайно: с 15 о к тяб р я наши п р омы словы е суда рабо т аю т в обстановке, которая предопределена осен н е -зим н им и условиями. Т реб ования к отвечающ им (капитан, старш ие м ех а н и к и помощник, первый пом ощ н и к кап и тан а) за подготовку тр ау л ер а к р а боте зимой четко с ф о рм у л и р о в аны и определены о сновными докум ентами. Я имею в виду п р и к а зы п о главку «Севрыба» от 12 ноября 1974 года за № 247 и по М урм анском у сельдяном у ф лоту, и з дан ны е в сентябре ны нешнего года. Суть требований этих ди ректи в и м ероприятий, п р и л а г а е м ы х к ним, п р едусм атр ивает обеспечение безопасности м о р еп л ав ан и я и пр омы сла судов «С’евры бы» и, в частности, «Мурмансельди». Так, п р и к а з № 537 от 25 с ен тября с. г. н а ч а л ь н и к а у п р а в л е н и я нашего ф л о та содерж ит п р о ф и л а к т и ч е ские меры, н а п рав лен ны е на обеспечение безопас ности м ор еп л ав ан и я в осен н е-зим н и й период. В соответствии с этим любое' судно во в р ем я подготовки его к вы ходу на промы сел о б сл уж и ва ю т к ак моринспектор, так и комиссия, н а зн а ч е н - . ѵ а я при казом по флоту. В нее, к а к правило, в х о д я т спец иали сты вед ущ их отделов и служ б у п р а в л ен и я сельдяного флота. Н априм ер, 22 о к тя б р я при проверке готовности СРТ-4182 к работе в суровы х о сен н е-зим н и х усло в и я х участвовали: моринспектор, групповой м е х а н и к А. Н. Меретин, инж ен ер по п ож арн ой части Б. А. Захаров, и нж ен ер отдела связи П. К. М ел ь ниченко, кап итан, старм ех и радист этого судна. Т р ад и ц и о н ны м на ф лоте стало и то, что каж дое судно, в о зв р ащ ающ ееся в порт после длительного рейса, встречают руководители ф л о та или н а ч а л ь н и к и отделов и другие ответственны е работники. О п редел енная п р а к ти к а с лож и л ась у м оринспек- торов и при проверке трау л ер а на предмет его го товности к работе в зимн ем море. Обычно это сводится к проверке докум ентаци и, т а к ж е в ы я с няю, насколько четко и грамотно м о ряк и зн аю т свои действия по тревогам. Д етальн о интересую сь состоянием авар ий но -сп асател ьного имущ ества, и н в ен та р я д л я околки льда, о суш и тел ь ны х систем, як орно-рулевого устройства, противопож арн ой обеспеченности судна. Все эти с п ец иф и ч ны е вопросы мы в своей гру п пе судов рассм атр и ваем вм есте с состоянием трудо вой и производственной д и сц и п л и ны в эк и п аж е к а к на промысле, так и в порту. Во главу угла ставим орган и зац ию судовой и ш турм анско й с л у ж бы. Вместе с ком ан дован ием и о бщ ественным и ор ган и зац и я м и кораблей ведем н еп р им и рим ую б о рь бу с ещ е в стречающ им и ся ф а к т а м и п ь ян ств а и р азги ль д яй ства со стороны неко торы х горе-м о ряков. Вот почему, о ц ен и в ая готовность судна к вы х о ду в рейс, все берем в комплексе. Им енно исходя и з этого требования, м ож но счи тать л у чш и м и эк и п аж и , про вер ен ны е недавно. Б е з з а м е ч а ний и оговорок — в строгом соответствии с требо ван и ям и п р и ка зо в по работе судов в осенне- зи м н и х усло ви ях уш л и в море, наприм ер, сред ний ры боловный т р аул ер № 4290, с ей н е р ы -т р а у л ер ы под ном ерам и 306 и 308. И в том г л а в н а я з а слуга их к ап и тан о в М. В. Коврова, А. И. Дроздо ва, В. В. Ч ур и л и н а и с та рш и х м ех ан и ко в этих кораблей. О д нако встречаю тся ещ е моряки, к оторы х п р и ходи тся в п р и ка зе по у п равл ен ию строго н а к а з ы вать за отступление от требований, п р е д ъ я в л я е мы х п р и к а за м и главк а «Севрыба» от 12 нояб р я за № 247 и руководством «Мурмансельди» от 25 сен тя б р я за номером 537. З а плохую работу по оф орм л ен ию своего судна к вы ходу в рейс снят с к ораб ля и строго н а к азан третий ш ту рм а н С РТ № 4232 Завгородний. В м а тросы р а зж а л о в а н и третий ш ту рм а н СТР-309 К о ренев — за в ы п и в к у на отходе. Руководству ф л о том пришлось, сним ать опять с долж ности к а п и тан а СРТ-1042 А н ту ф ь ев а за несерьезное отноше ние к п редстоящ ем у рейсу и н и зк ую ор ган и зац ию судовой службы . Строгие а д м и н и стр ати в ны е меры п р и м ен яю тся и в тех сл у ч аях , когда не вы п о л н яю тся требования по о р ган и зац и и судовой и ш ту рм ан ск о й служ бы , в случ аях, если м о ряк и слабо зн аю т свои о б я зан ности по тревогам. Теперь, кстати, в соответствии с п р и казом № 514 от 17 сентября с. г. определено конкретно, ско л ь к о часов и при к а к и х у слови ях отводится на отработку тревог с э к и п аж е м того или иного судна. Д в а ж д ы в м есяц (первого и п ятнадцатого числа) служ ба м о р еп л ав а н и я проводит ком ан дир скую у ч е бу. Разум еется, здесь основное в ним ание уде л я е т с я вопросам обеспечения безопасности море п л а в а н и я и пр омы сла судов. Т ак, 15 о ктяб р я на з а н я т и я х вы сту п ал зам ести тел ь н а ч а л ь н и к а у п р а в л ен и я «Мурмансельдь» А. В. Абакумов, р а сск азав н а к о н к ретн ом а н ал и зе обстановки об особенно стя х п л а в а н и я в о сен н е-зим н и й период 1975-76 гг. О н а ст а в л е н и я х по ш ва р то вы м и грузовым о п ера ц и ям в о ткры том море и н стр уктиро вал старш и й м оринспектор В. Р. М ельников. На том ж е з а н я тии вы ступил зам ести тел ь главного и нж е н е р а ф л о та по тех н и к е безопасности Ю. И. Белов. К роме р егул яр н о й ком ан ди р ск о й учебы, у п р а в ление «Мурмансельдь» 26 с ен тябр я провело по все му ф л о ту тренировочное учение «Ураган». При этом на судах п р о в ерял и сь средства борьбы за ж и вучесть, к р а н ц е в а я защ и т а судов, н ал ичи е и соот ветствие ш ва р то вы х концов, зн ан и е л и ч ны м соста вом своих обязанностей но тревогам . К ом плекс проведенны х и о р ган и зу емы х в д а л ь н ейш ем м ероп риятий, бесспорно, принесет поло ж и те л ь н ы е р е зу л ьтаты , если все отделы и с л у ж бы, к а п и т а н ы и их помощ ники, старш ие м ех ан и ки тр ау л ер о в наш его ф л о т а будут и впредь строго р у ководствоваться н а зв а н н ы м и мной п р и к а за м и и другими докум ентам и. Они со держ ат кон кретны е требован и я и п р а к ти ч е ск и е м ероп риятия, обеспе чи в ающ и е безопасность м о р еп л ав а н и я и пр омы сла судов наш его Северного бассейна и к аж дого ко р а б л я своего ф лота. В. ЧИСТЯКОВ, старший мореной инспектор управления «Мурмансельдь». ................ , '!кШ Н А СНИМКЕ автор статьи Вячеслав Марко вич Чистяков. Этот волевой человек, с хо рошими данными прииципиалышго органи затора и требовательного человека известен многим іфоммсловикам не только сельдяного, но и других флотов Мурмана. Не но рассказам знает напитав дальнего плавания В. М. Чистяков о нелегком всей* ном детстве и первых послевоенных трудностях подростков. Пятнадцатилетии пареньком, решив помогать своей матери, уехал Вячеслав в 1945 году из Моск вы в Ялту, чтобы стать моряком — помощником в семье. В этом черноморском городе-курорте посту пил в школу юнг. Проучившись два года, получил направление в Сахалинское морское пароходство. С тех пор — вот уже 28 лет — вся рабочая биогра фия Вячеслава Марковича связана с морем н рыбо ловным промыслом. Вначале отработал четыре года на судах Саха линского пароходства. Затем молодой штурман приехал в Мурманск, в 1952 году качал работать в сельдяном флоте. Ходил на СРТ вторым, старшим помощником капитана. — По сути дела,— считает сам В. М. Чистяков, — все основные даты и памятные события моей со рокапятилетней жизни связаны с «Мурмансельдыо.». Здесь в 1955 году вступил в КПСС. Тут начел ра ботать в том же году капитаном на СРТ «Арагви», Затем был направлен на учебу в школу усовершен ствования командного состава. Коммунист В. М. Чистяков учится постоянно. За 16 лет работы на промысловых кораблях сельдя ного флота вырос до капитана дальнего плавания и 12 лет водил траулеры на промысел. Восьмой год работает морским инспектором, контролируя судо водителей 28 кораблей своей группы. Окончив ШУКС, лоступил на заочное отделение Мурманского мореходного училища, успешно сдав экзамены за полный курс судоводительского факультета. Экипажи рыболовных траулеров «Мурмакеель- ди». которые возглавлял этот опытный промысло вик и грамотный судоводитель, всегда р або тал і с неизменным успехом. И не случайно о своем настав нике В. М. Чистякове капитаны сейнеров-траулеров Р. И. Моннн, В. Н. Афанасьев и другие судово.г, ге ли-промысловики отзываются с уважением. На замечания старшего моринспектора В. Ш. Чи стякова капитаны и их помощники реагируют всегда правильно и своевременно. Требуя исправления ка ких-либо недочетов. Вячеслав Маркович одновремен но учит товарищей по труду нелегкому рыбацг:.>:у Делу. В. НИКОЛАЕВ. Фото Б. Щукина. О ДИН КУВШИН пресной воды дороже соле ной реки — говорили наши предки. Цивили зация не опровергла их оценки. На нужды одного городского жителя, включая поливку улиц и земных насаждений, требуется 10 0— 150 кубомет ров воды, н год. В огромных количествах расходует ся вода на производство материальных ценностей. Учет водных ресурсов ведется у нас давно. Ста ционарные наблюдения проводятся на обширной се ти гидрометеорологических станций и постов. Кро не того, выполняются экспедиционные исследова- Инициатор большого почина О ПЫТ укрупненной единой технологической бригады докеров Ильичевского морского пор та, возглавляемой депутатом Верховного Со вета УССР, лауреатом Государственной премии УССР коммунистом А. А. Барановским, по совер шенствованию и организации погрузочно-разгрузоч ных работ нашел широкое применение. Этот опыт, одобренный ЦК КПСС, используется сегодня в мор ских и речных портах страны, на судоремонтных заводах, промышленных предприятиях, железнодо рожном транспорте. Прогрессивный метод обработки судов находит применение в портах Болгарии и ГДР. На верхнем снимке (слева направо): один из ста рейших капитанов Болгарского флота капитан теп лохода «Добри Войников» Марин Фердинандов Не- дев, первый помощник капитана Нядялко Цанков Кадиев и бригадир Анатолий Андреевич Баранов ский. На ниж.чем снимке: в Ильичевском морском порту. Фото И, Павленко (Фотохроника ТАСС). В О Д Е . . . имя и изыскания. Весь собранный за многие годы громадный но объему материал обработан, научно обобщен и опубликован в «Водном кадастре СССР», Этот многотомный сборник состоит из трех серий, В первой из них (45 выпусков) дана детальная ин* вентаризация Государственного водного фонда — рек протяжением от 10 километров и более. судо« ходных и ирригационных каналов, озер и водохра нилищ площадью более одного квадратного кило метра. Вторая серия (38 выпусков) содержит основные гидрологические характеристики водных объекте»» Третья серия состоит из 56 монографий, объеди ненных под названием «Ресурсы поверхностных вод СССР». В этих, томах дан научный анализ усло вий формирования гидрологического режима рек, овер и водохранилищ под влиянием физико-географи ческих факторов и деятельности человека. Материалы «Водного кадастра СССР» и сде ланные на их основе научные выводы широко ис пользовались при проведении многих водохозяйст венных мероприятий в различных частях Совет ского Союза, особенно в районах освоения целинных и залежных земель в Казахстане и прилегающих областях маловодной степной зоны. Они служат незаменимой основой при составлении схем комп* лексного использования и охраны водных ресурсов СССР. Ф. ДАВИТАЯ, академик АН ГССР, лауреат Го сударственных премий СССР и ГССР,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz