Рыбный Мурман. 1975 г. Ноябрь.

Обеспечить безопасность плавания и промысла П ОЧТИ ЕЖ ЕДНЕВНО уходят на промы сел и во зв р ащ аю тся в порт ры боловны е суда з а ­ креп ленн ой за мной группы . Ч ащ е всего п р и н ц и п и ал ь н ы х зам еч ан и й по их готовности и эки п и р овк е не бывает. Однако в конце сен тября И в особенности сейчас спрос за подготовку судов к выходу в море зн ач и те л ьн о вырос. И это не с л у ­ чайно: с 15 о к тяб р я наши п р омы словы е суда рабо­ т аю т в обстановке, которая предопределена осен­ н е -зим н им и условиями. Т реб ования к отвечающ им (капитан, старш ие м ех а н и к и помощник, первый пом ощ н и к кап и тан а) за подготовку тр ау л ер а к р а ­ боте зимой четко с ф о рм у л и р о в аны и определены о сновными докум ентами. Я имею в виду п р и к а зы п о главку «Севрыба» от 12 ноября 1974 года за № 247 и по М урм анском у сельдяном у ф лоту, и з ­ дан ны е в сентябре ны нешнего года. Суть требований этих ди ректи в и м ероприятий, п р и л а г а е м ы х к ним, п р едусм атр ивает обеспечение безопасности м о р еп л ав ан и я и пр омы сла судов «С’евры бы» и, в частности, «Мурмансельди». Так, п р и к а з № 537 от 25 с ен тября с. г. н а ч а л ь н и к а у п ­ р а в л е н и я нашего ф л о та содерж ит п р о ф и л а к т и ч е ­ ские меры, н а п рав лен ны е на обеспечение безопас­ ности м ор еп л ав ан и я в осен н е-зим н и й период. В соответствии с этим любое' судно во в р ем я подготовки его к вы ходу на промы сел о б сл уж и ва­ ю т к ак моринспектор, так и комиссия, н а зн а ч е н - . ѵ а я при казом по флоту. В нее, к а к правило, в х о ­ д я т спец иали сты вед ущ их отделов и служ б у п р а в ­ л ен и я сельдяного флота. Н априм ер, 22 о к тя б р я при проверке готовности СРТ-4182 к работе в суровы х о сен н е-зим н и х усло­ в и я х участвовали: моринспектор, групповой м е х а ­ н и к А. Н. Меретин, инж ен ер по п ож арн ой части Б. А. Захаров, и нж ен ер отдела связи П. К. М ел ь­ ниченко, кап итан, старм ех и радист этого судна. Т р ад и ц и о н ны м на ф лоте стало и то, что каж дое судно, в о зв р ащ ающ ееся в порт после длительного рейса, встречают руководители ф л о та или н а ч а л ь ­ н и к и отделов и другие ответственны е работники. О п редел енная п р а к ти к а с лож и л ась у м оринспек- торов и при проверке трау л ер а на предмет его го­ товности к работе в зимн ем море. Обычно это сводится к проверке докум ентаци и, т а к ж е в ы я с ­ няю, насколько четко и грамотно м о ряк и зн аю т свои действия по тревогам. Д етальн о интересую сь состоянием авар ий но -сп асател ьного имущ ества, и н ­ в ен та р я д л я околки льда, о суш и тел ь ны х систем, як орно-рулевого устройства, противопож арн ой обеспеченности судна. Все эти с п ец иф и ч ны е вопросы мы в своей гру п ­ пе судов рассм атр и ваем вм есте с состоянием трудо­ вой и производственной д и сц и п л и ны в эк и п аж е к а к на промысле, так и в порту. Во главу угла ставим орган и зац ию судовой и ш турм анско й с л у ж ­ бы. Вместе с ком ан дован ием и о бщ ественным и ор­ ган и зац и я м и кораблей ведем н еп р им и рим ую б о рь­ бу с ещ е в стречающ им и ся ф а к т а м и п ь ян ств а и р азги ль д яй ства со стороны неко торы х горе-м о­ ряков. Вот почему, о ц ен и в ая готовность судна к вы х о ­ ду в рейс, все берем в комплексе. Им енно исходя и з этого требования, м ож но счи тать л у чш и м и эк и п аж и , про вер ен ны е недавно. Б е з з а м е ч а ­ ний и оговорок — в строгом соответствии с требо ван и ям и п р и ка зо в по работе судов в осенне- зи м н и х усло ви ях уш л и в море, наприм ер, сред­ ний ры боловный т р аул ер № 4290, с ей н е р ы -т р а у ­ л ер ы под ном ерам и 306 и 308. И в том г л а в н а я з а ­ слуга их к ап и тан о в М. В. Коврова, А. И. Дроздо­ ва, В. В. Ч ур и л и н а и с та рш и х м ех ан и ко в этих кораблей. О д нако встречаю тся ещ е моряки, к оторы х п р и ­ ходи тся в п р и ка зе по у п равл ен ию строго н а к а з ы ­ вать за отступление от требований, п р е д ъ я в л я е ­ мы х п р и к а за м и главк а «Севрыба» от 12 нояб р я за № 247 и руководством «Мурмансельди» от 25 сен­ тя б р я за номером 537. З а плохую работу по оф орм л ен ию своего судна к вы ходу в рейс снят с к ораб ля и строго н а к азан третий ш ту рм а н С РТ № 4232 Завгородний. В м а ­ тросы р а зж а л о в а н и третий ш ту рм а н СТР-309 К о­ ренев — за в ы п и в к у на отходе. Руководству ф л о ­ том пришлось, сним ать опять с долж ности к а п и ­ тан а СРТ-1042 А н ту ф ь ев а за несерьезное отноше­ ние к п редстоящ ем у рейсу и н и зк ую ор ган и зац ию судовой службы . Строгие а д м и н и стр ати в ны е меры п р и м ен яю тся и в тех сл у ч аях , когда не вы п о л н яю тся требования по о р ган и зац и и судовой и ш ту рм ан ск о й служ бы , в случ аях, если м о ряк и слабо зн аю т свои о б я зан ­ ности по тревогам. Теперь, кстати, в соответствии с п р и казом № 514 от 17 сентября с. г. определено конкретно, ско л ь к о часов и при к а к и х у слови ях отводится на отработку тревог с э к и п аж е м того или иного судна. Д в а ж д ы в м есяц (первого и п ятнадцатого числа) служ ба м о р еп л ав а н и я проводит ком ан дир скую у ч е ­ бу. Разум еется, здесь основное в ним ание уде­ л я е т с я вопросам обеспечения безопасности море­ п л а в а н и я и пр омы сла судов. Т ак, 15 о ктяб р я на з а ­ н я т и я х вы сту п ал зам ести тел ь н а ч а л ь н и к а у п р а в ­ л ен и я «Мурмансельдь» А. В. Абакумов, р а сск азав н а к о н к ретн ом а н ал и зе обстановки об особенно­ стя х п л а в а н и я в о сен н е-зим н и й период 1975-76 гг. О н а ст а в л е н и я х по ш ва р то вы м и грузовым о п ера­ ц и ям в о ткры том море и н стр уктиро вал старш и й м оринспектор В. Р. М ельников. На том ж е з а н я ­ тии вы ступил зам ести тел ь главного и нж е н е р а ф л о ­ та по тех н и к е безопасности Ю. И. Белов. К роме р егул яр н о й ком ан ди р ск о й учебы, у п р а в ­ ление «Мурмансельдь» 26 с ен тябр я провело по все­ му ф л о ту тренировочное учение «Ураган». При этом на судах п р о в ерял и сь средства борьбы за ж и ­ вучесть, к р а н ц е в а я защ и т а судов, н ал ичи е и соот­ ветствие ш ва р то вы х концов, зн ан и е л и ч ны м соста­ вом своих обязанностей но тревогам . К ом плекс проведенны х и о р ган и зу емы х в д а л ь ­ н ейш ем м ероп риятий, бесспорно, принесет поло­ ж и те л ь н ы е р е зу л ьтаты , если все отделы и с л у ж ­ бы, к а п и т а н ы и их помощ ники, старш ие м ех ан и ки тр ау л ер о в наш его ф л о т а будут и впредь строго р у ­ ководствоваться н а зв а н н ы м и мной п р и к а за м и и другими докум ентам и. Они со держ ат кон кретны е требован и я и п р а к ти ч е ск и е м ероп риятия, обеспе­ чи в ающ и е безопасность м о р еп л ав а н и я и пр омы сла судов наш его Северного бассейна и к аж дого ко­ р а б л я своего ф лота. В. ЧИСТЯКОВ, старший мореной инспектор управления «Мурмансельдь». ................ , '!кШ Н А СНИМКЕ автор статьи Вячеслав Марко­ вич Чистяков. Этот волевой человек, с хо­ рошими данными прииципиалышго органи­ затора и требовательного человека известен многим іфоммсловикам не только сельдяного, но и других флотов Мурмана. Не но рассказам знает напитав дальнего плавания В. М. Чистяков о нелегком всей* ном детстве и первых послевоенных трудностях подростков. Пятнадцатилетии пареньком, решив помогать своей матери, уехал Вячеслав в 1945 году из Моск­ вы в Ялту, чтобы стать моряком — помощником в семье. В этом черноморском городе-курорте посту­ пил в школу юнг. Проучившись два года, получил направление в Сахалинское морское пароходство. С тех пор — вот уже 28 лет — вся рабочая биогра­ фия Вячеслава Марковича связана с морем н рыбо­ ловным промыслом. Вначале отработал четыре года на судах Саха­ линского пароходства. Затем молодой штурман приехал в Мурманск, в 1952 году качал работать в сельдяном флоте. Ходил на СРТ вторым, старшим помощником капитана. — По сути дела,— считает сам В. М. Чистяков, — все основные даты и памятные события моей со­ рокапятилетней жизни связаны с «Мурмансельдыо.». Здесь в 1955 году вступил в КПСС. Тут начел ра­ ботать в том же году капитаном на СРТ «Арагви», Затем был направлен на учебу в школу усовершен­ ствования командного состава. Коммунист В. М. Чистяков учится постоянно. За 16 лет работы на промысловых кораблях сельдя­ ного флота вырос до капитана дальнего плавания и 12 лет водил траулеры на промысел. Восьмой год работает морским инспектором, контролируя судо­ водителей 28 кораблей своей группы. Окончив ШУКС, лоступил на заочное отделение Мурманского мореходного училища, успешно сдав экзамены за полный курс судоводительского факультета. Экипажи рыболовных траулеров «Мурмакеель- ди». которые возглавлял этот опытный промысло­ вик и грамотный судоводитель, всегда р або тал і с неизменным успехом. И не случайно о своем настав­ нике В. М. Чистякове капитаны сейнеров-траулеров Р. И. Моннн, В. Н. Афанасьев и другие судово.г, ге­ ли-промысловики отзываются с уважением. На замечания старшего моринспектора В. Ш. Чи­ стякова капитаны и их помощники реагируют всегда правильно и своевременно. Требуя исправления ка­ ких-либо недочетов. Вячеслав Маркович одновремен­ но учит товарищей по труду нелегкому рыбацг:.>:у Делу. В. НИКОЛАЕВ. Фото Б. Щукина. О ДИН КУВШИН пресной воды дороже соле­ ной реки — говорили наши предки. Цивили­ зация не опровергла их оценки. На нужды одного городского жителя, включая поливку улиц и земных насаждений, требуется 10 0— 150 кубомет­ ров воды, н год. В огромных количествах расходует­ ся вода на производство материальных ценностей. Учет водных ресурсов ведется у нас давно. Ста­ ционарные наблюдения проводятся на обширной се­ ти гидрометеорологических станций и постов. Кро­ не того, выполняются экспедиционные исследова- Инициатор большого почина О ПЫТ укрупненной единой технологической бригады докеров Ильичевского морского пор­ та, возглавляемой депутатом Верховного Со­ вета УССР, лауреатом Государственной премии УССР коммунистом А. А. Барановским, по совер­ шенствованию и организации погрузочно-разгрузоч­ ных работ нашел широкое применение. Этот опыт, одобренный ЦК КПСС, используется сегодня в мор­ ских и речных портах страны, на судоремонтных заводах, промышленных предприятиях, железнодо­ рожном транспорте. Прогрессивный метод обработки судов находит применение в портах Болгарии и ГДР. На верхнем снимке (слева направо): один из ста­ рейших капитанов Болгарского флота капитан теп­ лохода «Добри Войников» Марин Фердинандов Не- дев, первый помощник капитана Нядялко Цанков Кадиев и бригадир Анатолий Андреевич Баранов­ ский. На ниж.чем снимке: в Ильичевском морском порту. Фото И, Павленко (Фотохроника ТАСС). В О Д Е . . . имя и изыскания. Весь собранный за многие годы громадный но объему материал обработан, научно обобщен и опубликован в «Водном кадастре СССР», Этот многотомный сборник состоит из трех серий, В первой из них (45 выпусков) дана детальная ин* вентаризация Государственного водного фонда — рек протяжением от 10 километров и более. судо« ходных и ирригационных каналов, озер и водохра­ нилищ площадью более одного квадратного кило­ метра. Вторая серия (38 выпусков) содержит основные гидрологические характеристики водных объекте»» Третья серия состоит из 56 монографий, объеди­ ненных под названием «Ресурсы поверхностных вод СССР». В этих, томах дан научный анализ усло­ вий формирования гидрологического режима рек, овер и водохранилищ под влиянием физико-географи­ ческих факторов и деятельности человека. Материалы «Водного кадастра СССР» и сде­ ланные на их основе научные выводы широко ис­ пользовались при проведении многих водохозяйст­ венных мероприятий в различных частях Совет­ ского Союза, особенно в районах освоения целинных и залежных земель в Казахстане и прилегающих областях маловодной степной зоны. Они служат незаменимой основой при составлении схем комп* лексного использования и охраны водных ресурсов СССР. Ф. ДАВИТАЯ, академик АН ГССР, лауреат Го­ сударственных премий СССР и ГССР,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz