Рыбный Мурман. 1975 г. Март.

Подвиг в тылу Дорогая редакция! Почти десять лет моя жизнь была связана с морем. В годы Великой Отечественной войны плавал матросом на траулерах «Ким», «Абрек». Гѵіы не раз подвергались обстрелу фаши­ стскими самолетами, но ловили рыбу, потому что знали — она нужна народу. Сейчас я на пенсии, живу в Ленинграде. Рядом со мной на одной лестничной клетке живет Иван Иванович Власов. Воз­ раст его тоже пенсионный, но он продолжает работать на за­ воде подъемно-транспортного оборудования. По праздникам ен надевает свой лучший ко­ стюм, и на груди его рядом с орденом Трудового Красного Знамени можно видеть орден Отечественной войны первой степени. Как-то я поинтересовался у него, чем он заслужил боевую награду. Иван Иванович достал из старой, пожелтевшей папки вырезку из газеты, которая бы­ ла озаглавлена «Подвиг в ты­ лу». Вот что Е ней рассказы­ вается: «. .Зима 1941-го. Завод полѵ мил срочное задание фронта: отремонтировать пятнадцать танков. В холодном цехе соб­ рались усталые, голодные лю­ ди. Собрались токари, фрезе­ ровщики, слесаря. Все, кто мог. Не пришел только сварщик Иван Власов. Он медленно уга­ сал от голода в пустой, нетоп- ленной квартире. В цех его привезли на сан­ ках. Чем могли, подкормили. Но на танк самостоятельно взобраться Иван не сумел. Тогда он попросил привязать себя к стулу и поднять этот стул наверх краном. Так и про­ двигался от танка к танку на стуле. И работал. Не было на заводе сварщика лучше, чем он. Заказ Фронта был выполнен в срок. Целую неделю тогда Иван Иванович не покидал цеха...» Прочитал я эту заметку и не­ вольно подумал — как мало мы рассказываем молодежи о под­ вигах отцов и братьев. Они не жалели своих сил, самой жиз­ ни во имя грядущих поколений, отстояли для детей счастье мирного труда. Прошу редакцию опублико­ вать мое письмо. Иван Ивано­ вич Власов хотя и не предста­ витель рыбацкой профессии, но о хороших людях, о героях трудового фронта Великой Оте­ чественной войны молодежь должна знать как можно боль­ ше. А. МАКСИМОВ, бывший матрос тралового флота, пенсионер. С п у с т я 3 0 л е т Дорогая редакция! Я недавно получила номер вашей газеты за первое декабря 1974 года от бывшего замести­ теля командира моего отца тов. Аванова, который проживает в городе Курганинске. Никак не передать волнения, когда через 30 лет узнаешь, что есть люди, которые помнят моего дорогого отца — бойца Уруэбая Вахидо­ ва. Когда прочитала статью, на­ хлынули воспоминания тех лет. Письма всегда папа писал мне, так как мама была неграмотная, а я тогда училась в седьмом классе, и последнее письмо бы­ ло от папы из станицы Кисля- ковской. Он писал: — Если что-нибудь со мной случится, не забудь тех людей, которые много для меня сдела­ ли. Это Луговский Семен Алек­ сеевич и другие. (До сегодняш­ него дня мы дружим с ними еемьями). Самое главное всплыло в па­ мяти то, что трудно забыть, — от отца долго после Кисляковки не было вестей, все волнова­ лись. И вдруг я получаю пись­ мо. Не треугольник, а массив­ ное письмо, ка конверте фами­ лия: Шаповалов. Это было в мае 1943 года. В этом конверте находи­ лись документы и фото, которые обнаружены при захоронении. Через месяц мы получили из­ вещение, что отец погиб и по­ хоронен в шести километрах от станицы Холмской на террито­ рии кирпичного завода. В 1966 году 9 Мая произве­ ли перезахоронение останков от­ ца в братскую могилу поселка Светлый. Присутствовали и мы с братом и тетей. По возможности ездим на возложение венков, а в этом, юбилейном году обязательно со­ бираемся на 9 Мая поехать по­ чтить память отца и всех погиб­ ших. Большое горе было в 1943 го­ ду. В апреле погиб отец, а в сен­ тябре умерла мать, и мы оста­ лись трое — две сестры и брат 1937 года рождения, кото­ рый почти не помни г родителей. Благодаря заботам нашего пра­ вительства мы выросли, полу­ чили специальности. Мы, Кумсият, Умукусум и Абдулиата, от души рады, что есть на земле и здравствуют од­ нополчане нашего отца и помнят его. И большая к вам просьба, пожалуйста, через вашу газету выразите нашу благодарность и поздравьте Ф. Шаповалова и его семью с наступающим праздни­ ком Победы, 9 Мая и пожелай­ те им большого счастья, добро­ го здоровья и успехов везде и во всем, всегда чувствовать се­ бя в солдатском возрасте, много, много радости и хорошего, пра­ здничного настроения. Я лично хотела поздравить тов. Шаповалова, но. к сожале­ нию-. гте знаю его адреса, имени и отчества. Заранее благодарна вам. Вас всех также поздравляем с при­ ближающимся праздником и же­ лаем творческих успехов! С уважением и приветом — К. ГАМИДОВА. На этом снимке мастер по до­ быче рыбы ППР «Апатит» Мурман­ ского тралового флота Иван Фе­ дорович Грицюк. В траловом фло­ те он работает уже свыше 15 лет, Иван Федорович хорошо зареко­ мендовал себя в работе, изучил все орудия лова и их вооружение. За добросовестный труд он на­ гражден юбилейной Ленинской медалью, орденом «Знак Почета». Мастер И. Ф. Грицюк я завер­ шающем году пятилетки продол­ жает работать по-ударному, доби­ ваясь высоких производственных показателей в работе. Д. ПОТАШЕВ, первый помощник капитана. Фото матроса М. ГОЛОВУШКИНА. ІІІІШ ІШ ІІШШ ІІШ ІІІШ ІІШ ІІІШ ІІІІП ІІІІІШШН ІІІШ ІІШ ІІШШШШ ІІШ ІШ ІШ ІІ н е Т р у Д н О п о д с ч и т а т ь . . . Мне, человеку, проработав­ шему в Мурманске не одни де­ сяток лет, приятно видеть, как быстро развиваются рыбный порт, судоремонтная база. Бере­ га Кольского залива становятся буквально неузнаваемыми поч­ ти на всем его протяжении. Радуют глаз красавцы корабли, доставившие рыбную продук­ цию из ближних и дальних морей и океанов. И вот на этом фоне неприят­ ное впечатление оставляют траулеры, отслужившие свой век и подлежащие переплавке на металлолом. Часть из них «привязана» к бочкам, часть находится, как мы говорим, «на обсушке». Очередь на резку продвигается очень медленно. А ржавчина, по данным науки, съедает ежегодно более 10 про­ центов металла. Нетрудно под­ считать, какой убыток наносит это государству. Причиной подобной бесхо­ зяйственности является сла­ бость мурманской базы по рез­ ке кораблей. Управления флотов практи­ куют перегон списанных судов в другие порты страны, туда, где эта база мощная. Но подго­ товка старых, изношенных тра­ улеров к перегону требует больших денежных затрат. СИЛАМИ РЕМОНТНОГО УЧАСТКА Наш ремонтный участок соз­ дан по инициативе механико- судовой службы Мурманского тралового флота. Он существу­ ет всего лишь полтора года. В него входят бригады но ремон­ ту судовых силовых установок, технологического оборудова­ ния, электрооборудования и по ремонту рефрижераторных установок. Работы на промысловых су­ дах мы выполняем в между­ рейсовую стоянку по нарядам- заданиям. выдаваемым меха­ нико-судовой службой. Кроме этого, нами оказывалась всесто­ ронняя помощь судовым коман­ дам при подготовке кораблей к освидетельствованиям инспек­ цией Регистра СССР. Бригадой по ремонту судово­ го силового оборудования ос­ воена технология ремонта клиньев подмоторных рам дви­ гателе!! типа Д-50, ремонт гид­ ронасосов рулевых машин су­ дов типа «Алтай», изготовле­ ние к ним второй, кістовьеі уп­ лотнении Члены этой бригады освоили также технологию вы­ ведения «наклепов» на раме в местах разъема рамовмх под­ шипников двигателей Д-50 без подъем;: блока. З го ►.тм.собство- ало ускорению ремонта. За минувший год бригадой сделано 19 моточисток глав­ ных дизель-генераторов типа Д-50, 15 моточисток вспомога­ тельных дизель-генераторов различных марок. Перемонти­ рованы подмоторные рамы у 16 двигателей, отремонтирова­ но 18 гидронасосов. Кроме перечисленных работ, произво­ дились токарные, всевозмож­ ные срочные и аварийные ра­ боты, способствующие своевре­ менному выходу судов на про­ мысел. Всего за 1974 год бригадой по ремонту судового силового оборудования выработано 24407 нормо-часов, что намного боль­ ше принятых социалистических обязательств. Большая работа проделана по ремонту технологического обо­ рудования. Силами бригады от­ ремонтировано 35 филетировоч- ных, головорубочных и других машин, 40 морозильных клетей, много другого технологического оборудован!: і в объеме 16912 нормо-часов. Бригады по ремонту алектро- оборудоі; ния и рефустановок выполнили с о т веі с гвеяно объ­ ел работ в 7500 и SOW) нормо- часов. Объемы внушительные, но она могли бы быть еще выше. Тормозит дело то обстоятельст­ во, что часто отдел кадров на­ правляем к нам моряков на не­ сколько дней (только для того, чтобы им могли прервать ре­ зерву. людей, совершение не­ сведущих в ремонте. Какой от них может быть коэффициент отдачи! Вот и приходится и план выполнять, и одновременно обу­ чать людей, как говорится, «на ходу». Бригадам нашего участка приходится работать судовыми приспособлениями и инструмен­ тами. использовать корабельные материалы. Но не на каждом судне бывает все необходимое, и случаются вынуждеггпьге про­ стои. Иногда возникают неурядицы с судовыми командами: то не­ своевременно предоставят каю­ ту, где ремонтники могли бы переодеваться, то несвоевре­ менно доставят детали из цеха, которые отвозили туда либо для дефектоскопии, либо для проверки натяга вкладышей подшипников. Все это происхо­ дит. по-моему, из-за незнание судовым к командами положения о нашем участке. Большую помощь в органи­ зации ремонтных работ на су­ дах нам оказывают Афремов A. Н. и Чертовсной А. Д. На нашем участке работают люди разных возрастов, но все они одинаково добросовестно относятся к порученному деду. За 1974 год шестерым приевв- еио звание ударника коммуни­ стического труда, пятеро удо­ стоены звания «Лучший по про- фесии». Это ремонтные слеса­ ри тт. Котов А. А.. Алексеев Л. И., ремонтные механики тт. Лазутин Н. С. и Мулярчук B. С.. такелажник тов. Яненко П. М. Рабочие активно участву­ ют в общественной жизни, яв­ ляются членами добровольной народной дружины. В 1975 году коллектив уча­ стка решил добиться еще более высоких результатов в труде и помочь промысловикам в улуч­ шении эксплуатационных пока­ зателей флота. В январе наши бригады выполнили большой объем работ на больших моро­ зильных траулерах * Верхояны». «Кивач». «Валдай», в феврале -— на «Закавказье». М. ДЕНИСЮК. «порой ре­ монтный механик. Инспекция Регистра СССР тщательно проверяет суда на герметичность, их способность выдержать морской переход. Мне довелось готовить к пе­ регону несколько траулеров, и я помню, как с помощью элек­ тросварки заделывались люки трюмов, раструбы вентиляции средних надстроек, частично двери и горловины. Выполня­ лись и слесарно-трубопровод­ ные работы. Вот и получается' что затраты на подготовку и перегон обходятся значитель­ но дороже, чем сумма средств, перечисленных траловому флоту за металлолом. Мне думается, что назрел во­ прос создать в нашем городе высокомеханизированную бн.чу по разделке судов на металло­ лом. Она должна иметь мощ­ ные гидравлические прессы, ножницы и другое оборудова­ ние. По опыту других городов для быстрой разделки судов надо применять внутренние взрывы с расчетными заряда­ ми. Резка кораблей на обсушке малоэффективна. Дело пойдет быстрее и экономичнее, если использовать наливные доки. На списанных кораблях оста­ ется немало латуни, меди, алю^ миния. Эти металлы можно со| бирать и делать на судоремонт^’ ных предприятиях нужные от» ливни любого профиля. В. ПОПОВ, старше* меха, кии, Герой Соя»*лиетггче- сиого Труда. О:СЛЕДАМ ІЫ ДЫ И Х ЫСТѴЙЛІЙИЙ «ПРИЧИНА ПРОСТО* — ВРАК» («Рыбным Мурмам» № 9 j за И января 197S г.) Отсутствие трещим у цияиид- ревых втулок Н» 1, 4, 6 пока­ зывает, что небольшое превы­ шение нормы затяжки гаек не является причиной разрыва втулок. Во время ходовых ис­ пытаний был обнаружен обрыв анкерной связи в районе вто­ рого цилиндра. По излому вид­ но, что случилось это в про­ цессе эксплуатации гпгвнао двигателя. Ход ремонта ППР «Капи*г;и С ко р н я к о в » внимательно ана­ лизируется, чтобы а дальней­ шем обеспечить белее четкую работу ка коргбл^х ~-тегс. тмп.?. В. ТЕРЕХ^Н , заместитель на­ чальника СРЗ-1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz