Рыбный Мурман. 1975 г. Март.

М е д а л ь « В е т е р а н труда».., О м н о г о м р а с с к а з ы в а е т этот з н а к о т л и ч и я . В г л я д и т е с ь в л и ц а э т и х л ю д е й , к о т о р ы е н е ТРУД п о о д н о м у д е с я т к у л е т о т д а ­ л и т р а л о в о м у ф л о т у . О н и н е ­ у с т а н н о т р у д и л и с ь в м о ре, о т д а в а я все с и л ы с о в е р ш е н ­ с т в о в а н и ю м е т о д о в п р о м ы с ­ ла, т е х н и ч е с к о м у с о в е р ш е н ­ с т в о в а н и ю судов, в о с п и т а ­ н и ю м о л о д ы х моряков. И се­ г о д н я в е т е р а н ы в с т р ою , н а п е р е д н е м крае. Н а с н и м к е с л е в а н а п р а в о : г р у п п о в о й м е х а н и к И. К. К а - м е н к о , п е р в ы й п о м о щ н и к к а п и т а н а Н. П. О р л о в , м о р ­ с к о й и ц с п е к т о р И . Ф . Illп а ­ нов, с т а р ш и й м а с т е р л о в а — н а с т а в н и к А. М. П о п о в , к о н ­ с т р у к т о р Е. Н . К о р о б и ц ы н , с т а р ш и й м е х а н и к П. П . Ш и ­ лов. Фото Б. Щукина. СЕВЕРА В пятницу участники 41-го традиционного Праздника Севера собрались у Дворца культуры им. С. М. Кирова, где в 1934 году впервые был поднят флаг Полярной Олим­ пиады. Среди спортсменов — представители Болгарин, Венгрии, ГДР, Норвегии, Польши, Финляндии, Фран­ ции. Чехословакии, Швеции. Четким строем колонны прошли по проспекту В. И. Ленина, мимо праздничной трибуны. Торжественный митинг от­ крыл председатель облсов- профа, заместитель предсе­ дателя оргкомитета В. С. Грищенков. На митинге вы­ ступили участник первых Праздников Севера П. А. Ко­ соуров, чемпион Советского Союза В. Рочев, школьница Е. Грязнова. Прошлогодние чемпионы подняли флаг Праздника. В субботу были даны пер­ вые старты. Это было недавно, на эстрадном концерте. Молодежь, а ее в зале оказалось большинст­ во, шумно аплодировала любимым' песням '■—< современным по теме и ритмам. И вдруг, не объявляя названия следующей вещи, певица вышла на авансцену, чтобы быть поближе к людям, и запела: «Вьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза...». Пес­ ню узнали, кто-то зааплодировал и смолк. Что-то неуловимое произошло в зале, что-то нарушилось в привычной атмосфере эстрадно­ го концерта, волна теплого, сердечного об­ щения побежала от сцены по рядам, все даль­ ше и дальше в глубь зала. Люди всем своим существом потянулись к песне, к старой песне военных лет... «В землянке»... Что ва секрет в ней? Чем же «Землянка» волнует людские сердца вот уже почти тридцать лет? РОЖДЕННАЯ ВПЛАМЕНИ В О Й Н Ы Искренностью, должно быть. Песня роди­ лась при таких обстоятельствах, в такой си­ туации, когда даже намек на пафос отдает ложью, а солгать нельзя ни словом, ни зву­ ком... Вот что рассказывает о создании песни А. Сурков. — Песня «Бьется в тесной печурке огонь», если я не ошибаюсь, была первой лирической песней, рожденной из пламени этой войны, безоговорочно принятой в сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто его ждал с Возникло Стихотворение, из которого роди­ лась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шест­ надцать «домашних» строк из письма жене. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью, после тя­ желого боя, пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков. Так бы и остались эти стихи частью пись­ ма, если бы где-то в феврале 1942 года ком­ позитор Константин Листов не пришел в нашу фронтовую редакцию и не Стал просить что- нибудь, на что можно написать песню. «Чего- нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разы- скал их в блокноте и, переписав начисто, от­ дал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лириче­ ского стихотворения не выйдет. Листов побе­ гал глазами по строчкам. Промычал что-то не­ определенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появил­ ся у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую песню «В землянке». Все свободные от работы «в номер», затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня «вышла». Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя себе на гитаре, спел но­ вую песню. И сразу стало видно, что песня «пойдет», если обыкновенный потребитель му­ зыки запомнил мелодию с первого исполнения. Вот некоторые беглые заметки о том, «как сложилась песня». Это не теория. Это история. Не для того, чтобы устанавливать по этим случаям законы рождения песни, а для того, чтобы еще и еще раз напомнить, что поэзия вообще, а песня в особенности не любят пред­ взятостей и «заранее обдуманного намерения» и охотнее откликаются на живое, пусть слу­ чайное, мимолетное движение человеческого чувства. А вот что рассказал о песне «В землянке» К. Листов: — Стихи захватили меня своей лириче­ ской силой, забрали искренностью, отозвались в сердце. Песню я написал с ходу. А через несколько дней спел ее в редакции под гитару. Сотруд­ ник газеты Евгений Воробьев (позднее извест­ ный писатель, автор романа «Высота») по­ просил оставить для него песню. Нотной бу­ маги не было, я взял обыкновенный лист, на­ чертил на нем пять линеек и записал мело­ дию. Ушел и, честно говоря, забыл «Землян­ ку». Не думал, что она «пойдет». Тогда каза­ лось, что нужны песни героические, призыв­ ные, а тут — лирика. И вдруг я увидел «Землянку» в «Комсо­ мольской правде». Оказывается, Воробьев, ко торый работал до войны в этой газете, отнес туда стихи и разлинованный мною листок с нотной строчкой. Песню запели моментально и повсюду — нежданно-негаданно для ее авторов. Искрен­ ностью и правдивостью своих слов доходила она до сердца каждого человека. Я служил во время войны морским офице­ ром, старшим музыкальным консультантом Главного Политического Управления Военно- Морского Флота, много раз выезжал на фронт. В Управлении мне подарили маленький аккор­ деон, он стал моим верным спутником в этих поездках, верным спутником была и «Зем­ лянка»: куда бы ни приехал я, всюду меня просили спеть эту. песню. Во время войны я много песен написал, но ни одна из них так не полюбилась. Я часто вспоминаю, как в сорок третьем на Северном флоте пели мы втроем: капитан Федор Мефодиевич Поночевный — знамени­ тый командир артдивизиона береговой оборо­ ны на Рыбачьем, поэт Василий Иванович Ле- бедев-Кумач и я. У капитана был хороший го­ лос, а Лебедев-Кумач просто очень любил петь. И, конечно, опять «Землянку», потому что, как только мы попали в «резиденцию» Поночевного, пережив в море одиннадцати­ балльный шторм, ok попросил: «А ну, друг, сыграй что-нибудь для души!..». Впервые я услышал «Землянку» со сторо­ ны под Новороссийском. Ее пели моряки, промчавшиеся мимо нас на грузовике. Они пе­ ли ее во весь голос. И втолько оптимизма, ве­ ры вложили в слова: «Пой, гармоника, вью­ ге йазло, заплутавшее счастье зови!», что они звучали как вызов врагу, смерти! Я был потрясен. Сейчас, вспоминая, как моряки пели, я думаю, что, может быть, и есть доля правды в легенде, которую нам с поэ­ том Сергеем Алымовым рассказали в только что освобожденном от немцев Новороссийске. Будто бы «Землянка» была любимой песней Героя Советского Союза майора Цезаря Льво­ вича Куникова и его десантников. Знамениты они были тем, что под жестоким огнем немец­ ких минометов, бросаясь в ледяную февраль­ скую воду, штурмом овладели неприступным скалистым мысом под Новороссийском. И не только не отдали немцам этот клочок родной земли, получивший название Малая земля, до самого сентября, до штурма Новороссийска, но и одними из первых после пятидневных кровопролитных боев ворвались в город. Если так было, то для авторов песни нет высшей награды. Я рад, что «Землянка» звучит, что ее лю­ бят. Но особенно горжусь, что она была бой­ цом, участвовала в борьбе и помогала Победе. В пятницу вышла в свет книга «30 лет народному подвигу», изданная Мурманским областным, книжным издательством. Сос­ тавитель ее — журналист А. И. Краснобаев. Книга рассказывает о суровых годах Великой Отечественной войны, о славном подвиге защитников Советского Заполярья, В книге много фотографий из фондов областного краеведческого музея. Снимки военных лет — наглядное свидетельство ратного труда мурманчан и жителей других городов и поселков Кольского полуострова. В книге рассказывается обо всех Героях Советско­ го Союза — участниках боев в Заполярье, об экипажах судов рыбопромыслового и транспортного флотов, сражавшихся во имя Победы. Книга хорошо оформлена. Художник В. Конев. „ С Н Е Ж Н Ы Е С Т Р У Н Ы “ Лирическую книгу о Севере «Снежные струны» выпустило в свет Мурманское книжное из­ дательство. Ее авторы — поэт Виктор Тимофеев и композитор Сергей Малахов. Композитор, конечно, сочинил музыку, по­ эт — стихи и тексты песен. Но не обошлось без исключения. И слова и музыка песни «Городок мой Кола» принадлежат Сергею Малахову. Оба автора немало поездили по мурманскому краю, что и по­ родило глубокую привязанность их к Северу. Книга «Снежные струны» вы­ полнена в сувенирном издании. К ней приложены две грампла­ стинки с восьмью песнями, ис­ полняемыми известными соли­ стами В. Трошиным, Э. Лабков- ским, Н. Соловьевым и Б. Мель, ниченко. В своем предисловии авторы • пишут; «Конечно, эта книга для всех. Но в первую очередь для своих, для земляков, жителей Кольского полуострова. Им и посвящается». Можно с уверенностью ска­ зать, что многое из этой книги, как стихи, так и песни, придет­ ся по душе и мурманским ры­ бакам. Нужно думать, что они займут свое место и в репертуа­ ре судовой художественной са­ модеятельности. Сонровища гробницы Тутаншона М урм анское областное общ ест­ во «Знание» пригласило научного сотрудника м узея изобразитель­ ных искусств из М осквы Ф лору М оисеевну Гольдш тейн с лекцией на тем у: «С окровищ а гробницы Тутанхамона». Как известно, а нашей стране в прош лом го д у экспонировалась выставка из Каира, гд е были пред­ ставлены знаменитые худож ест­ венные изделия, произведения древнеегипетского государства, найденны е • прославленной гр о б ­ нице египетского ф араона в 1922 году. На днях м оряки БМРТ-421 «По- Спромысла впорт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-308 «Мичуринск», РТ-171 «Лот», ТР «А. Иванов». ЗАВТРА: РТ-266 «Гурзуф», СРТ-840, СТР-301 «Союз-9», ТР «Матиас Тезен». 1 АПРЕЛЯ: РТ-177 «Сулин», РТ-124 «Орион», БМРТ-408 «Космос», СТР-308 «Сортава­ ла», лярное сияние» М урм анского тра« лового флота и БМРТ-381 «М он-' голия» А рхангельского тралового флота принимали на своих судах м осковского искусствоведа. Лек­ ция сопровож далась цветными диапозитивами. Слушатели узнали захватывающие подробности от* кры тия гроб ницы археологами, М о ряки увидели изумительные по соверш енству исполнения произ­ ведения худож ественного ремес­ ла: ларцы с тончайш ей росписью и инкрустацией, чудесны е алеба­ стровы е вазы, стенки которы х пропускали солнечный свет, сун­ дуки из черного и красного дере* ва, прекрасны е резны е кресла и, наконец, знаменитую золотую м аску ю н о го ф араона Тутанхамо­ на. Л . ГОРЮНОВ, м етодист культ- базы плавсостава. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. «Рыбный М урман». Индекс 556S4. Цена 1 экз. — 2 коп. М урм анская областная типограф ия, г. М урманск. Зак. 1999. ПН-02320.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz