Рыбный Мурман. 1975 г. Март.
М е д а л ь « В е т е р а н труда».., О м н о г о м р а с с к а з ы в а е т этот з н а к о т л и ч и я . В г л я д и т е с ь в л и ц а э т и х л ю д е й , к о т о р ы е н е ТРУД п о о д н о м у д е с я т к у л е т о т д а л и т р а л о в о м у ф л о т у . О н и н е у с т а н н о т р у д и л и с ь в м о ре, о т д а в а я все с и л ы с о в е р ш е н с т в о в а н и ю м е т о д о в п р о м ы с ла, т е х н и ч е с к о м у с о в е р ш е н с т в о в а н и ю судов, в о с п и т а н и ю м о л о д ы х моряков. И се г о д н я в е т е р а н ы в с т р ою , н а п е р е д н е м крае. Н а с н и м к е с л е в а н а п р а в о : г р у п п о в о й м е х а н и к И. К. К а - м е н к о , п е р в ы й п о м о щ н и к к а п и т а н а Н. П. О р л о в , м о р с к о й и ц с п е к т о р И . Ф . Illп а нов, с т а р ш и й м а с т е р л о в а — н а с т а в н и к А. М. П о п о в , к о н с т р у к т о р Е. Н . К о р о б и ц ы н , с т а р ш и й м е х а н и к П. П . Ш и лов. Фото Б. Щукина. СЕВЕРА В пятницу участники 41-го традиционного Праздника Севера собрались у Дворца культуры им. С. М. Кирова, где в 1934 году впервые был поднят флаг Полярной Олим пиады. Среди спортсменов — представители Болгарин, Венгрии, ГДР, Норвегии, Польши, Финляндии, Фран ции. Чехословакии, Швеции. Четким строем колонны прошли по проспекту В. И. Ленина, мимо праздничной трибуны. Торжественный митинг от крыл председатель облсов- профа, заместитель предсе дателя оргкомитета В. С. Грищенков. На митинге вы ступили участник первых Праздников Севера П. А. Ко соуров, чемпион Советского Союза В. Рочев, школьница Е. Грязнова. Прошлогодние чемпионы подняли флаг Праздника. В субботу были даны пер вые старты. Это было недавно, на эстрадном концерте. Молодежь, а ее в зале оказалось большинст во, шумно аплодировала любимым' песням '■—< современным по теме и ритмам. И вдруг, не объявляя названия следующей вещи, певица вышла на авансцену, чтобы быть поближе к людям, и запела: «Вьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза...». Пес ню узнали, кто-то зааплодировал и смолк. Что-то неуловимое произошло в зале, что-то нарушилось в привычной атмосфере эстрадно го концерта, волна теплого, сердечного об щения побежала от сцены по рядам, все даль ше и дальше в глубь зала. Люди всем своим существом потянулись к песне, к старой песне военных лет... «В землянке»... Что ва секрет в ней? Чем же «Землянка» волнует людские сердца вот уже почти тридцать лет? РОЖДЕННАЯ ВПЛАМЕНИ В О Й Н Ы Искренностью, должно быть. Песня роди лась при таких обстоятельствах, в такой си туации, когда даже намек на пафос отдает ложью, а солгать нельзя ни словом, ни зву ком... Вот что рассказывает о создании песни А. Сурков. — Песня «Бьется в тесной печурке огонь», если я не ошибаюсь, была первой лирической песней, рожденной из пламени этой войны, безоговорочно принятой в сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто его ждал с Возникло Стихотворение, из которого роди лась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шест надцать «домашних» строк из письма жене. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью, после тя желого боя, пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков. Так бы и остались эти стихи частью пись ма, если бы где-то в феврале 1942 года ком позитор Константин Листов не пришел в нашу фронтовую редакцию и не Стал просить что- нибудь, на что можно написать песню. «Чего- нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разы- скал их в блокноте и, переписав начисто, от дал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лириче ского стихотворения не выйдет. Листов побе гал глазами по строчкам. Промычал что-то не определенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появил ся у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую песню «В землянке». Все свободные от работы «в номер», затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня «вышла». Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя себе на гитаре, спел но вую песню. И сразу стало видно, что песня «пойдет», если обыкновенный потребитель му зыки запомнил мелодию с первого исполнения. Вот некоторые беглые заметки о том, «как сложилась песня». Это не теория. Это история. Не для того, чтобы устанавливать по этим случаям законы рождения песни, а для того, чтобы еще и еще раз напомнить, что поэзия вообще, а песня в особенности не любят пред взятостей и «заранее обдуманного намерения» и охотнее откликаются на живое, пусть слу чайное, мимолетное движение человеческого чувства. А вот что рассказал о песне «В землянке» К. Листов: — Стихи захватили меня своей лириче ской силой, забрали искренностью, отозвались в сердце. Песню я написал с ходу. А через несколько дней спел ее в редакции под гитару. Сотруд ник газеты Евгений Воробьев (позднее извест ный писатель, автор романа «Высота») по просил оставить для него песню. Нотной бу маги не было, я взял обыкновенный лист, на чертил на нем пять линеек и записал мело дию. Ушел и, честно говоря, забыл «Землян ку». Не думал, что она «пойдет». Тогда каза лось, что нужны песни героические, призыв ные, а тут — лирика. И вдруг я увидел «Землянку» в «Комсо мольской правде». Оказывается, Воробьев, ко торый работал до войны в этой газете, отнес туда стихи и разлинованный мною листок с нотной строчкой. Песню запели моментально и повсюду — нежданно-негаданно для ее авторов. Искрен ностью и правдивостью своих слов доходила она до сердца каждого человека. Я служил во время войны морским офице ром, старшим музыкальным консультантом Главного Политического Управления Военно- Морского Флота, много раз выезжал на фронт. В Управлении мне подарили маленький аккор деон, он стал моим верным спутником в этих поездках, верным спутником была и «Зем лянка»: куда бы ни приехал я, всюду меня просили спеть эту. песню. Во время войны я много песен написал, но ни одна из них так не полюбилась. Я часто вспоминаю, как в сорок третьем на Северном флоте пели мы втроем: капитан Федор Мефодиевич Поночевный — знамени тый командир артдивизиона береговой оборо ны на Рыбачьем, поэт Василий Иванович Ле- бедев-Кумач и я. У капитана был хороший го лос, а Лебедев-Кумач просто очень любил петь. И, конечно, опять «Землянку», потому что, как только мы попали в «резиденцию» Поночевного, пережив в море одиннадцати балльный шторм, ok попросил: «А ну, друг, сыграй что-нибудь для души!..». Впервые я услышал «Землянку» со сторо ны под Новороссийском. Ее пели моряки, промчавшиеся мимо нас на грузовике. Они пе ли ее во весь голос. И втолько оптимизма, ве ры вложили в слова: «Пой, гармоника, вью ге йазло, заплутавшее счастье зови!», что они звучали как вызов врагу, смерти! Я был потрясен. Сейчас, вспоминая, как моряки пели, я думаю, что, может быть, и есть доля правды в легенде, которую нам с поэ том Сергеем Алымовым рассказали в только что освобожденном от немцев Новороссийске. Будто бы «Землянка» была любимой песней Героя Советского Союза майора Цезаря Льво вича Куникова и его десантников. Знамениты они были тем, что под жестоким огнем немец ких минометов, бросаясь в ледяную февраль скую воду, штурмом овладели неприступным скалистым мысом под Новороссийском. И не только не отдали немцам этот клочок родной земли, получивший название Малая земля, до самого сентября, до штурма Новороссийска, но и одними из первых после пятидневных кровопролитных боев ворвались в город. Если так было, то для авторов песни нет высшей награды. Я рад, что «Землянка» звучит, что ее лю бят. Но особенно горжусь, что она была бой цом, участвовала в борьбе и помогала Победе. В пятницу вышла в свет книга «30 лет народному подвигу», изданная Мурманским областным, книжным издательством. Сос тавитель ее — журналист А. И. Краснобаев. Книга рассказывает о суровых годах Великой Отечественной войны, о славном подвиге защитников Советского Заполярья, В книге много фотографий из фондов областного краеведческого музея. Снимки военных лет — наглядное свидетельство ратного труда мурманчан и жителей других городов и поселков Кольского полуострова. В книге рассказывается обо всех Героях Советско го Союза — участниках боев в Заполярье, об экипажах судов рыбопромыслового и транспортного флотов, сражавшихся во имя Победы. Книга хорошо оформлена. Художник В. Конев. „ С Н Е Ж Н Ы Е С Т Р У Н Ы “ Лирическую книгу о Севере «Снежные струны» выпустило в свет Мурманское книжное из дательство. Ее авторы — поэт Виктор Тимофеев и композитор Сергей Малахов. Композитор, конечно, сочинил музыку, по эт — стихи и тексты песен. Но не обошлось без исключения. И слова и музыка песни «Городок мой Кола» принадлежат Сергею Малахову. Оба автора немало поездили по мурманскому краю, что и по родило глубокую привязанность их к Северу. Книга «Снежные струны» вы полнена в сувенирном издании. К ней приложены две грампла стинки с восьмью песнями, ис полняемыми известными соли стами В. Трошиным, Э. Лабков- ским, Н. Соловьевым и Б. Мель, ниченко. В своем предисловии авторы • пишут; «Конечно, эта книга для всех. Но в первую очередь для своих, для земляков, жителей Кольского полуострова. Им и посвящается». Можно с уверенностью ска зать, что многое из этой книги, как стихи, так и песни, придет ся по душе и мурманским ры бакам. Нужно думать, что они займут свое место и в репертуа ре судовой художественной са модеятельности. Сонровища гробницы Тутаншона М урм анское областное общ ест во «Знание» пригласило научного сотрудника м узея изобразитель ных искусств из М осквы Ф лору М оисеевну Гольдш тейн с лекцией на тем у: «С окровищ а гробницы Тутанхамона». Как известно, а нашей стране в прош лом го д у экспонировалась выставка из Каира, гд е были пред ставлены знаменитые худож ест венные изделия, произведения древнеегипетского государства, найденны е • прославленной гр о б нице египетского ф араона в 1922 году. На днях м оряки БМРТ-421 «По- Спромысла впорт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-308 «Мичуринск», РТ-171 «Лот», ТР «А. Иванов». ЗАВТРА: РТ-266 «Гурзуф», СРТ-840, СТР-301 «Союз-9», ТР «Матиас Тезен». 1 АПРЕЛЯ: РТ-177 «Сулин», РТ-124 «Орион», БМРТ-408 «Космос», СТР-308 «Сортава ла», лярное сияние» М урм анского тра« лового флота и БМРТ-381 «М он-' голия» А рхангельского тралового флота принимали на своих судах м осковского искусствоведа. Лек ция сопровож далась цветными диапозитивами. Слушатели узнали захватывающие подробности от* кры тия гроб ницы археологами, М о ряки увидели изумительные по соверш енству исполнения произ ведения худож ественного ремес ла: ларцы с тончайш ей росписью и инкрустацией, чудесны е алеба стровы е вазы, стенки которы х пропускали солнечный свет, сун дуки из черного и красного дере* ва, прекрасны е резны е кресла и, наконец, знаменитую золотую м аску ю н о го ф араона Тутанхамо на. Л . ГОРЮНОВ, м етодист культ- базы плавсостава. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. «Рыбный М урман». Индекс 556S4. Цена 1 экз. — 2 коп. М урм анская областная типограф ия, г. М урманск. Зак. 1999. ПН-02320.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz