Рыбный Мурман. 1975 г. Март.

, т ш ш і ш ж и ж ж ж ж ж ж ж ж ж и ж ж ш ш ж ж ж ж н ж ж ж ж ж і ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж т і ж і т т ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж н ж ж ж ж н ж ж ж ж ж ж ж і ж ж ж ж ж ж ж к е В ЕЛИКАЯ Отечествен­ ная война застала , меня на эскадренном миноносце «Куйбышев», где я служил рулевым с мая 1940 года. Мы в тот же день сменили учебный боезапас на боевой и были готовы к вы­ полнению заданий командо­ вания Северного флота. Первое боевое крещение получили 30 июня 1941 года. Фашистские егери, хорошо обученные, отлично воору­ женные. имея многократный численный перевес, оттесня­ ли наши войска к перешейку полуострова Средний и к до­ роге, ведущей на Мурманск. Нашим пехотинцам была нужна немедленная огневая поддержка. Ее мог дать толь­ ко флот. Вот почему эсминец «Куйбышев» вышел на ост­ рие удара. Корабль занял огневую позицию в Мотов­ ском заливе в губе Мотка. На берег катером МО-121 была отправлена группа корректи­ ровщиков. Когда наладили связь с корректировщиками, «Куйбышев» открыл ураган­ ный огонь из четырех орудии главного калибра. Я по боевому расписанию находился у первого орудия- главного калибра, то . но-флотски был комендором. Хладнокровно, с исключи­ тельной точностью корректи­ ровал огонь лейтенант Пес­ ков. выехавший на берег с корабельным наблюдатель­ ным постом. Четко действо­ вали орудийные расчеты. Пришлось поработать со сна­ рядами до пота. 227 фугас­ ных 102-миллиметровых сна­ рядов обрушили на голову врага куйбышевцы. Наступ­ ление фашистов захлебну­ лось. Двести захватчиков на­ шли свою гибель при артна­ лете. Подошел в Мотку и эсми­ нец «Урицкий». Огонь по врагу усилился. Фашистское командование опомнилось, послало против нас: 22 пики­ ровщика. Корабли дали ход, открыли огонь по фашист­ ским самолетам. Залив ки­ пел от взрывов бомб — их было сброшено около 80. Но эсминцы, искусно маневри­ руя, сбив одного «юнкерса», скрылись в тумане и верну­ лись на базу. В этом бою с фашистски­ ми самолетами куйбышевцы применили, вопреки всем существовавшим инструк­ циям. орудия главного ка­ либра. заряжая их шрапнель­ ными снарядами. Озлобленный враг всю мощь огня обрушил на ма­ лый морской охотник «МО- 121», который обеспечивал группы корректировщиков и был в составе охранения эсминцев. Катером командо­ вал лейтенант И. А. Кроль, а рулевым на нем был Б. Н. Векшин, бывший групповой диспетчер тралового флота, ныне пенсионер. Катер оказался под ог­ нем 18 бомбардировщиков. Маленькое ощетинившееся огнем судно получило по­ вреждение, но сбило три са­ молета, ушло от преследова­ ния и также вернулось на базу. Наш эсминец очень часто сопровождал караваны союз­ ников. Транспорты с груза­ ми военного значения мы встречали в районе острова Медвежий. В одном карава­ не насчитывалось до пятиде­ сяти кораблей, в том числе суда охранения. Мы шли с караваном на восток по на­ правлению к Новой Земле, а оттуда спускались к мысу Святой Нос. Часть каравана затем шла в Белое море до Архангельска, часть шла вдоль берега на Мурманск. Мне приходилось участво­ вать во всех больших конво­ ях, и должен сказать, что, когда корабли Северного флота брали яод охрану на- одетыми ложились «елочкой» вдоль борта на рундуки. Это был отдых от тревоги до тре­ воги, то есть между налета­ ми групп самолетов врага. Короткий отдых в пределах часа — и опять бежишь на свой боевой пост к орудию. В это время командиром эсминца «Куйбышев» был капитан III ранга Гончар, а командиром БЧ-1, в чьем подчинении находился я, старший лейтенант Тейшер- ский. В 1943 году эскадренный миноносец «Куйбышев» был награжден орденом Красного Знамени. Мы очень горди­ лись. что наш корабль одним из первых стал краснозна­ менным кораблем Северно­ го флота. Приходилось участвовать мне и в проводке судов и ле­ доколов во время арктиче- вать фашистские стервятни­ ки «Ю-87» с иеубирающими- ся шасси. Налетели как кор­ шуны. Их было шестнадцать. Они решили уничтожить транспорт и эсминец. Одна пачка бомб за дру­ гой летели на «Куйбышев». Мы, комендоры, по мере приближения «Ю-87» вели но ним ■огонь из всех ору­ дий. Командир корабля тов. Ва­ сильев, присев на корточки и наблюдая за каждым само­ летом врага, пикирующим на «Куйбышев», давал чет­ кие команды командиру от­ деления рулевых тов. Божат- кину (парню с Волги) то пра­ во на борт, то лево на борт, зигзагами лавируя по узкос­ ти на полном ходу. Бомбы ложились то с пра­ вого, то с левого борта, но все мимо «Куйбышева», раван, ни одной потери не было. Помнится такой случай. При очередном налете фа­ шистской авиации в один английский транспорт по­ пала бомба. Вспыхнул по­ жар. К борту подошел анг­ лийский военный корвет, снял экипаж, а транспорт с грузом был брошен на про­ извол судьбы. Советские .моряки не дали погибнуть транспорту, ликви­ дировали пожар и отбукси­ ровали судно в Архан­ гельск. Нужно отметить, что не­ мецкая авиация очень актив­ но действовала, когда кара­ ван приближался к Святому Носу, и до самого порта про­ должались налеты вражеской авиации. Одна группа само­ летов сменяла другую, сбра­ сывалось несчетное количест­ во бомб и торпед. Налеты были комбинированные: свер­ ху из-за облаков налетали бомбардировщики и одно­ временно над самой водой строем уступа летели торпе­ доносцы. Корабли эскорта и тран­ спорты вели по налетчикам сокрушительный артиллерий­ ский огонь из всех видов оружия. Самолеты в беспо­ рядке бросали бомбы и тор­ педы в море, не достигая це­ ли. Многие из них не вер­ нулись на свои базы. И так боевая тревога за тревогой. Мы в походе не раздевались. В кубрике ских навигаций. Помню. в 1943 году вели караван, со­ стоящий из ледоколов. Ледо­ колы представляли для нас особую ценность. Вот почему обеспечение проводки их бы­ ло особым правительствен­ ным заданием Северному флоту. А задание не из легких. Враг понимал значение Се­ верного морского пути для нашей страны, стремился со­ рвать перевозки оборонных грузов. Ледоколы для фаши­ стских подводных лодок бы­ ли заманчивой 'Целью. Фаш истские подводные лодки были расставлены на пути следования ледоколов так называемыми «волчьими стаями». Выходили в группо­ вые атаки. Эскадренный ми­ ноносец «Куйбышев» при от­ ражении одной из атак пото­ пил вражескую подводную лодку. За успешный поход многие члены экипажа были награждены. Я получил ме­ даль Нахимова — знак воин­ ской доблести и боевого мас­ терства моряка. Однажды мы конвоирова­ ли наш транспорт «Крас­ ное знамя». На борту его был военный груз. В помощь нам были приданы морские охотники и сторожевой ко­ рабль «Смерч». Шли западным проходом между островами и матери­ ком, шли как но каналу. И вдруг на нас начали пикяро- Я, помшо, принял снаряд нз погреба и бегу к стелла­ жу орудия, расположенному с правого борта полубака, и увидел, как почти рядом от меня пролетели две бомбы. Взрыв их произошел уже за кормой корабля. Это из-за большой скорости корабля. Смертоносный удар прошел мимо. Я. как и все моряки, выполнял свои обязанности, ни па что не обращая внима­ ния. Помнится такой случай. Это было 23 февраля 1943 года. В горле Белого моря мы приняли караван тран­ спортов, вышедший под про­ водкой ледоколов из Архан­ гельска. Транспорты были союзников и наши. Приняли мы их под проводку в битом льду. «Куйбышев» мог захо­ дить во льды, так как ему был поставлен в доке специ­ альный ледовый пояс. Заняли свое место в охра­ нении каравана и начали движение по мелко битому льду. Горло Белого моря бы­ ло усеяно минными полями. Там были наши мины и вра­ жеские. Расположение своих минных нолей мы знали, а вот где ставил мины враг — неизвестно. Как только начали движе­ ние, выпустили с полубака параваны. И не успели выйти на чистую воду, как произо­ шел взрыв. Громадный столб воды поднялся над эсмин­ цем. Стало темно. На командирском мостике находился командир бригады миноносцев II. И. Колчин, который сказал командиру корабля: «Это первая, жди­ те вторую». Он, по-видимо­ му. подумал, что нас торпе­ дировала подводная лодка. Но второго взрыва не про­ изошло. Оказывается, мы па­ раваном подсекли мину. Спас эсминец ледовый по­ яс, его разорвало. В корпу­ се образовалась вмятина, пробоины не оказалось. Бы­ ли сорваны с места вспомога­ тельные механизмы, дефор­ мировало водонепроницае­ мые переборки. Быстро сориентировав­ шись, командиры и матросы приступили к устранению по­ вреждений. Применили ава­ рийное имущество, тросы. Механизмы закрепили на местах, где тросами, где рас­ порными брусьями и клинь­ ями. Жизнь на корабле ожи­ ла, появился свет, заработа­ ли механизмы. Пока мы устраняли по­ вреждения, караван ушел да­ леко. но от него отстал один транспорт, который мы взя­ ли под охрану и довели до Мурманска. Сами дошли так­ же благополучно. Запомнилась одна харак­ терная деталь. Взрыв прои­ зошел перед обедом, в кают- компании вестовой накрывал стол, расставляя металличе­ ские подставки под вилки и ложки (подставки из меди, покрытые никелем, толщина металла 5—6 мм). Когда по­ смотрели после взрыва на стол, то увидели, что неко­ торые подставки изменили формѵ, были помяты, скру­ чены от детонации. «Куйбышев» после этого похода поставили в док, и он через непродолжительное время снова вступил в строй действующих кораблей. За годы войны нам прихо­ дилось выполнять много раз­ ных боевых заданий. Стави­ ли мины на коммуникациях врага, производили набеговые операции по обстрелу враже­ ских берегов, где скапливал­ ся противник. Я недавно встретился со своим сослуживцем по *Куй­ бышеву». Это Валентин Фи­ липпович Завьялов, ныне пенсионер. Он работал в тра­ ловом Флоте старшим меха­ ником, последнее время — на РТ-142 «Очаков». В войну на «Куйбышеве» он был командиром правой машины, командиром отде­ ления машинистов - турби- нистов. Награжден орденом Красной Звезды. Мы с ним вспомнили годы Великой Отечественной вой­ ны. товарищей по эсминцу. И. ТЕСТОВ, бывший мо­ ряк эскадренного мино­ носца «Куйбышев». 5ЖЖЖІІШІІІІЖЖШЖЖЖЖІІЖІІШЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖІЖЖЖЖЖЖЖІІ..... . Большие проблемы маленькой рыбки (Окончание. Нач. на 1 стр.) На мой взгляд, в словах Ни­ ны Ивановны кроются самые из­ начальные сложности процесса вяления мойвы. Да и то не все. К примеру, исходную техноло­ гическую инструкцию выдал за­ воду опытный цех рыбокомбина­ та. Но в инструкции всего не учтешь, тем более что дело-то осваивалось новое. Пришлось вносить изменения, совершенст­ вовать процесс. Далее, ІШНРО, разработав чертежи, разместив заказ, смон­ тировав сушильную установку, во многом способствовал освое­ нию рыбообработчиками выпус­ ка продукции улучшенного ас­ сортимента. Но не доукомплек­ товал установку: снабдил недос­ таточным количеством сеток. Ссылались: нет нержавеющей стали для каркаса и самих се­ ток из такого материала. При­ чина уважительная. А теперь посмотрим, в каком положении оказался холодильный завод Л"» 1. Для полной загрузки тун­ нелей нужно две тонны соленой мойвы. Выход вяленой в неко­ торые циклы составлял 920— 950 килограммов. Но как за­ грузить все пространство, если нет сеток? По инициативе своих специа­ листов стали изготовлять дере­ вянные каркасы и натягивать на них капроновую мелкоячей- ную дель. Конечно, хуже полу­ чалось, но это был все-таки вы­ ход. Кстати, когда знакомился с цехом, обратил внимание на двухметровой высоты «штабе­ ля» таких рамок. — Про запас сделали, —- по­ яснил потом директор завода Сергей Сергеевич Войков. А вообще нам нужно два комп­ лекта. Сейчас что получается? После разгрузки туннелей тра­ тим время на мытье тех сеток, что только что были в пользо­ вании. А имея второй комплект, сразу можно начинать новый цикл. В прошлом году цех дал 9,8 тонны вяленой рыбы (начал ра­ ботать в последнем квартале). Сегодня спущен план: 30 тонн за год. По словам С. С. Бойко­ ва, это под силу. А в перспекти­ ве? Перспективы, на первый взгляд, отрадные. Главк «Севры- ба> ожидает, что в скором вре­ мени покупатель будет получать в сутки 5—6 тонн вяленой мой­ вы. За счет монтажа еще одной сушильной установки в действу­ ющем цехе и за счет оборудова­ ния четвертого этажа строяще­ гося завода медицинского жира под производство продукции улучшенного ассортимента. Сроки называли более точ­ ные. Первую прибавку но графи­ ку должны иметь в конце теку­ щего полугодия, а вторую, наи­ более солидную, в конце года. Но уже сейчас надо бить трево­ гу: сроки под угрозой сры­ ва. Наступает апрель, а на расширение существующего це­ ха нет рабочих чертежей, а по поводу организации нового ре- шается вопрос, кто возьмет на себя проектирование. От разра­ ботки проекта до пуска линии —- долгий путь. Еще раз сошлюсь на поста­ новление бюро обкома КПСС. В нем подчеркивается, что строи­ тельные организации, занятые на возведении новых производ­ ственных мощностей рыбопере- раба тывающих предприятий главка «Севрыба», должны обеспечить ускорение темпов со-; оружешія объектов и улучшение качества работы. ...Рыбообработчики понима­ ют свою задачу: дать покупате* лю больше продукции улучшен­ ного ассортимента. Сейчас на рыбокомбинате проводится кон­ курс на лучшее предложение по использованию мелких пород рыб на вяление и копчение. Пос­ ле первого апреля будут подве­ дены итоги. Виктор Александро­ вич Мысин, главный инженер холодильного завода № 1. го­ ворит, что конкурс проходил ак­ тивно. На выработке вяленой мой­ вы, камбалы-ерша много ручно­ го труда, В. А. Мысин и здесь заверил: новаторы предприятия решают и эту проблему. А ре­ шать ее надо как можно быст­ рее. В. ХРЯШКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz