Рыбный Мурман. 1975 г. Март.
, т ш ш і ш ж и ж ж ж ж ж ж ж ж ж и ж ж ш ш ж ж ж ж н ж ж ж ж ж і ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж т і ж і т т ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж н ж ж ж ж н ж ж ж ж ж ж ж і ж ж ж ж ж ж ж к е В ЕЛИКАЯ Отечествен ная война застала , меня на эскадренном миноносце «Куйбышев», где я служил рулевым с мая 1940 года. Мы в тот же день сменили учебный боезапас на боевой и были готовы к вы полнению заданий командо вания Северного флота. Первое боевое крещение получили 30 июня 1941 года. Фашистские егери, хорошо обученные, отлично воору женные. имея многократный численный перевес, оттесня ли наши войска к перешейку полуострова Средний и к до роге, ведущей на Мурманск. Нашим пехотинцам была нужна немедленная огневая поддержка. Ее мог дать толь ко флот. Вот почему эсминец «Куйбышев» вышел на ост рие удара. Корабль занял огневую позицию в Мотов ском заливе в губе Мотка. На берег катером МО-121 была отправлена группа корректи ровщиков. Когда наладили связь с корректировщиками, «Куйбышев» открыл ураган ный огонь из четырех орудии главного калибра. Я по боевому расписанию находился у первого орудия- главного калибра, то . но-флотски был комендором. Хладнокровно, с исключи тельной точностью корректи ровал огонь лейтенант Пес ков. выехавший на берег с корабельным наблюдатель ным постом. Четко действо вали орудийные расчеты. Пришлось поработать со сна рядами до пота. 227 фугас ных 102-миллиметровых сна рядов обрушили на голову врага куйбышевцы. Наступ ление фашистов захлебну лось. Двести захватчиков на шли свою гибель при артна лете. Подошел в Мотку и эсми нец «Урицкий». Огонь по врагу усилился. Фашистское командование опомнилось, послало против нас: 22 пики ровщика. Корабли дали ход, открыли огонь по фашист ским самолетам. Залив ки пел от взрывов бомб — их было сброшено около 80. Но эсминцы, искусно маневри руя, сбив одного «юнкерса», скрылись в тумане и верну лись на базу. В этом бою с фашистски ми самолетами куйбышевцы применили, вопреки всем существовавшим инструк циям. орудия главного ка либра. заряжая их шрапнель ными снарядами. Озлобленный враг всю мощь огня обрушил на ма лый морской охотник «МО- 121», который обеспечивал группы корректировщиков и был в составе охранения эсминцев. Катером командо вал лейтенант И. А. Кроль, а рулевым на нем был Б. Н. Векшин, бывший групповой диспетчер тралового флота, ныне пенсионер. Катер оказался под ог нем 18 бомбардировщиков. Маленькое ощетинившееся огнем судно получило по вреждение, но сбило три са молета, ушло от преследова ния и также вернулось на базу. Наш эсминец очень часто сопровождал караваны союз ников. Транспорты с груза ми военного значения мы встречали в районе острова Медвежий. В одном карава не насчитывалось до пятиде сяти кораблей, в том числе суда охранения. Мы шли с караваном на восток по на правлению к Новой Земле, а оттуда спускались к мысу Святой Нос. Часть каравана затем шла в Белое море до Архангельска, часть шла вдоль берега на Мурманск. Мне приходилось участво вать во всех больших конво ях, и должен сказать, что, когда корабли Северного флота брали яод охрану на- одетыми ложились «елочкой» вдоль борта на рундуки. Это был отдых от тревоги до тре воги, то есть между налета ми групп самолетов врага. Короткий отдых в пределах часа — и опять бежишь на свой боевой пост к орудию. В это время командиром эсминца «Куйбышев» был капитан III ранга Гончар, а командиром БЧ-1, в чьем подчинении находился я, старший лейтенант Тейшер- ский. В 1943 году эскадренный миноносец «Куйбышев» был награжден орденом Красного Знамени. Мы очень горди лись. что наш корабль одним из первых стал краснозна менным кораблем Северно го флота. Приходилось участвовать мне и в проводке судов и ле доколов во время арктиче- вать фашистские стервятни ки «Ю-87» с иеубирающими- ся шасси. Налетели как кор шуны. Их было шестнадцать. Они решили уничтожить транспорт и эсминец. Одна пачка бомб за дру гой летели на «Куйбышев». Мы, комендоры, по мере приближения «Ю-87» вели но ним ■огонь из всех ору дий. Командир корабля тов. Ва сильев, присев на корточки и наблюдая за каждым само летом врага, пикирующим на «Куйбышев», давал чет кие команды командиру от деления рулевых тов. Божат- кину (парню с Волги) то пра во на борт, то лево на борт, зигзагами лавируя по узкос ти на полном ходу. Бомбы ложились то с пра вого, то с левого борта, но все мимо «Куйбышева», раван, ни одной потери не было. Помнится такой случай. При очередном налете фа шистской авиации в один английский транспорт по пала бомба. Вспыхнул по жар. К борту подошел анг лийский военный корвет, снял экипаж, а транспорт с грузом был брошен на про извол судьбы. Советские .моряки не дали погибнуть транспорту, ликви дировали пожар и отбукси ровали судно в Архан гельск. Нужно отметить, что не мецкая авиация очень актив но действовала, когда кара ван приближался к Святому Носу, и до самого порта про должались налеты вражеской авиации. Одна группа само летов сменяла другую, сбра сывалось несчетное количест во бомб и торпед. Налеты были комбинированные: свер ху из-за облаков налетали бомбардировщики и одно временно над самой водой строем уступа летели торпе доносцы. Корабли эскорта и тран спорты вели по налетчикам сокрушительный артиллерий ский огонь из всех видов оружия. Самолеты в беспо рядке бросали бомбы и тор педы в море, не достигая це ли. Многие из них не вер нулись на свои базы. И так боевая тревога за тревогой. Мы в походе не раздевались. В кубрике ских навигаций. Помню. в 1943 году вели караван, со стоящий из ледоколов. Ледо колы представляли для нас особую ценность. Вот почему обеспечение проводки их бы ло особым правительствен ным заданием Северному флоту. А задание не из легких. Враг понимал значение Се верного морского пути для нашей страны, стремился со рвать перевозки оборонных грузов. Ледоколы для фаши стских подводных лодок бы ли заманчивой 'Целью. Фаш истские подводные лодки были расставлены на пути следования ледоколов так называемыми «волчьими стаями». Выходили в группо вые атаки. Эскадренный ми ноносец «Куйбышев» при от ражении одной из атак пото пил вражескую подводную лодку. За успешный поход многие члены экипажа были награждены. Я получил ме даль Нахимова — знак воин ской доблести и боевого мас терства моряка. Однажды мы конвоирова ли наш транспорт «Крас ное знамя». На борту его был военный груз. В помощь нам были приданы морские охотники и сторожевой ко рабль «Смерч». Шли западным проходом между островами и матери ком, шли как но каналу. И вдруг на нас начали пикяро- Я, помшо, принял снаряд нз погреба и бегу к стелла жу орудия, расположенному с правого борта полубака, и увидел, как почти рядом от меня пролетели две бомбы. Взрыв их произошел уже за кормой корабля. Это из-за большой скорости корабля. Смертоносный удар прошел мимо. Я. как и все моряки, выполнял свои обязанности, ни па что не обращая внима ния. Помнится такой случай. Это было 23 февраля 1943 года. В горле Белого моря мы приняли караван тран спортов, вышедший под про водкой ледоколов из Архан гельска. Транспорты были союзников и наши. Приняли мы их под проводку в битом льду. «Куйбышев» мог захо дить во льды, так как ему был поставлен в доке специ альный ледовый пояс. Заняли свое место в охра нении каравана и начали движение по мелко битому льду. Горло Белого моря бы ло усеяно минными полями. Там были наши мины и вра жеские. Расположение своих минных нолей мы знали, а вот где ставил мины враг — неизвестно. Как только начали движе ние, выпустили с полубака параваны. И не успели выйти на чистую воду, как произо шел взрыв. Громадный столб воды поднялся над эсмин цем. Стало темно. На командирском мостике находился командир бригады миноносцев II. И. Колчин, который сказал командиру корабля: «Это первая, жди те вторую». Он, по-видимо му. подумал, что нас торпе дировала подводная лодка. Но второго взрыва не про изошло. Оказывается, мы па раваном подсекли мину. Спас эсминец ледовый по яс, его разорвало. В корпу се образовалась вмятина, пробоины не оказалось. Бы ли сорваны с места вспомога тельные механизмы, дефор мировало водонепроницае мые переборки. Быстро сориентировав шись, командиры и матросы приступили к устранению по вреждений. Применили ава рийное имущество, тросы. Механизмы закрепили на местах, где тросами, где рас порными брусьями и клинь ями. Жизнь на корабле ожи ла, появился свет, заработа ли механизмы. Пока мы устраняли по вреждения, караван ушел да леко. но от него отстал один транспорт, который мы взя ли под охрану и довели до Мурманска. Сами дошли так же благополучно. Запомнилась одна харак терная деталь. Взрыв прои зошел перед обедом, в кают- компании вестовой накрывал стол, расставляя металличе ские подставки под вилки и ложки (подставки из меди, покрытые никелем, толщина металла 5—6 мм). Когда по смотрели после взрыва на стол, то увидели, что неко торые подставки изменили формѵ, были помяты, скру чены от детонации. «Куйбышев» после этого похода поставили в док, и он через непродолжительное время снова вступил в строй действующих кораблей. За годы войны нам прихо дилось выполнять много раз ных боевых заданий. Стави ли мины на коммуникациях врага, производили набеговые операции по обстрелу враже ских берегов, где скапливал ся противник. Я недавно встретился со своим сослуживцем по *Куй бышеву». Это Валентин Фи липпович Завьялов, ныне пенсионер. Он работал в тра ловом Флоте старшим меха ником, последнее время — на РТ-142 «Очаков». В войну на «Куйбышеве» он был командиром правой машины, командиром отде ления машинистов - турби- нистов. Награжден орденом Красной Звезды. Мы с ним вспомнили годы Великой Отечественной вой ны. товарищей по эсминцу. И. ТЕСТОВ, бывший мо ряк эскадренного мино носца «Куйбышев». 5ЖЖЖІІШІІІІЖЖШЖЖЖЖІІЖІІШЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖІЖЖЖЖЖЖЖІІ..... . Большие проблемы маленькой рыбки (Окончание. Нач. на 1 стр.) На мой взгляд, в словах Ни ны Ивановны кроются самые из начальные сложности процесса вяления мойвы. Да и то не все. К примеру, исходную техноло гическую инструкцию выдал за воду опытный цех рыбокомбина та. Но в инструкции всего не учтешь, тем более что дело-то осваивалось новое. Пришлось вносить изменения, совершенст вовать процесс. Далее, ІШНРО, разработав чертежи, разместив заказ, смон тировав сушильную установку, во многом способствовал освое нию рыбообработчиками выпус ка продукции улучшенного ас сортимента. Но не доукомплек товал установку: снабдил недос таточным количеством сеток. Ссылались: нет нержавеющей стали для каркаса и самих се ток из такого материала. При чина уважительная. А теперь посмотрим, в каком положении оказался холодильный завод Л"» 1. Для полной загрузки тун нелей нужно две тонны соленой мойвы. Выход вяленой в неко торые циклы составлял 920— 950 килограммов. Но как за грузить все пространство, если нет сеток? По инициативе своих специа листов стали изготовлять дере вянные каркасы и натягивать на них капроновую мелкоячей- ную дель. Конечно, хуже полу чалось, но это был все-таки вы ход. Кстати, когда знакомился с цехом, обратил внимание на двухметровой высоты «штабе ля» таких рамок. — Про запас сделали, —- по яснил потом директор завода Сергей Сергеевич Войков. А вообще нам нужно два комп лекта. Сейчас что получается? После разгрузки туннелей тра тим время на мытье тех сеток, что только что были в пользо вании. А имея второй комплект, сразу можно начинать новый цикл. В прошлом году цех дал 9,8 тонны вяленой рыбы (начал ра ботать в последнем квартале). Сегодня спущен план: 30 тонн за год. По словам С. С. Бойко ва, это под силу. А в перспекти ве? Перспективы, на первый взгляд, отрадные. Главк «Севры- ба> ожидает, что в скором вре мени покупатель будет получать в сутки 5—6 тонн вяленой мой вы. За счет монтажа еще одной сушильной установки в действу ющем цехе и за счет оборудова ния четвертого этажа строяще гося завода медицинского жира под производство продукции улучшенного ассортимента. Сроки называли более точ ные. Первую прибавку но графи ку должны иметь в конце теку щего полугодия, а вторую, наи более солидную, в конце года. Но уже сейчас надо бить трево гу: сроки под угрозой сры ва. Наступает апрель, а на расширение существующего це ха нет рабочих чертежей, а по поводу организации нового ре- шается вопрос, кто возьмет на себя проектирование. От разра ботки проекта до пуска линии —- долгий путь. Еще раз сошлюсь на поста новление бюро обкома КПСС. В нем подчеркивается, что строи тельные организации, занятые на возведении новых производ ственных мощностей рыбопере- раба тывающих предприятий главка «Севрыба», должны обеспечить ускорение темпов со-; оружешія объектов и улучшение качества работы. ...Рыбообработчики понима ют свою задачу: дать покупате* лю больше продукции улучшен ного ассортимента. Сейчас на рыбокомбинате проводится кон курс на лучшее предложение по использованию мелких пород рыб на вяление и копчение. Пос ле первого апреля будут подве дены итоги. Виктор Александро вич Мысин, главный инженер холодильного завода № 1. го ворит, что конкурс проходил ак тивно. На выработке вяленой мой вы, камбалы-ерша много ручно го труда, В. А. Мысин и здесь заверил: новаторы предприятия решают и эту проблему. А ре шать ее надо как можно быст рее. В. ХРЯШКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz