Рыбный Мурман. 1975 г. Март.

У д а р ни ки д ев я т ой пятиле тии Добрая слава идет на П П Р кКапитан Скорняков» об электрике А. В. Захаревиче. Коммунист отлично справля­ ется. со своими обязанностя­ ми, активно участвует в об­ щественной жизни экипажа. А. В. Захаревич награжден орденом Трудовой славы III степени. Он трудится на БМРТ « И л ь я Катунин». Ударник коммунистического труда, комсомолец Александр Су- хинин — механик-наладчик, тонкий знаток /механизмов. О нем говорят как о беспо­ койном человеке, который не люжет сидеть без дела. I I Вас вызывает и |ДК\1 В ПОРТ. Закрепле­ ны тралы по-походному, задраены го рлов!іиы Фіомов. Глядишь из рулевой рубки на палубу и не веришь, что несколько часов,назад она была завалена треской. Сейчас непривычно тихо — моряки за­ няты приборкой своих кают. I I МУ РМА Н Ч А НИН І го, что предлагает Дмитрии Ва- вышли победителями в еоцнади- ной. Рыба держалась на бочь- а ^ п ѵ ш Г ^ т г п т п п ^ т ч иёпел сильевич уже давно у нас при- стическом соревновании с экипа. шоіі площади. Зато и кораблей , *, „ K n S ліенено). Главное, чувствуешь: жем РТ-300 «Муром». Одним собралось много. Идешь час приходом в Мурманск На полпути встречаемся с РТ-300 <Муром», следующим твои интересы коллегам. Тут надо сделать .'маленькое небезразличны словом, во втором поработали хорошо Соревнование позволяло , рейсе года другой, третий — встречаешь СРТ, РТ, БМРТ различных нор- в тов приписки. Смотри в оба. контркурсом. Мы — домой; он отступление. Пашков и Вере- полном объеме знать информа- судоводитель! на промысел. Три продолжи- зенко давно знакомы. Когда еще тельных гудка с одного: «Сча­ стливого плавания!», три про­ должительных оба были штурманами, подме­ няли друг друга на время от- Еще одна особенность рейса морозы. Значит, надо быстрее с другого: пусков или отгула «Хорошо вам отдохнуть!» Затем дней. Да и капитанами — то- по одному короткому: «Благо- я;е. Кстати, Владимир Григорье- дарим! ;> Но на этом традиционный не закоченела. А среди матро­ на гаге. У сов много новичков. Один из к тому и парней разделывал палтуса за «диалог» не окончен. Капитана жам. Обоюдная информация всегда точна, объективна. При­ веду такой пример. Разговаривая УКВ «Корабль», спрашиваешь ные «трехсотки вича Березенко вызывает Вла­ димир Григорьевич Пашков, наш командир. —- «Муром», я — .«Мурман­ чанин». Прошу на связь. II начинается деловой, обе го- У вахтенного штурмана с друго- ятельный разговор коллег. Ру- го сУДна: «Сколько поднял?» «Кошалку», — отвечает. А «кошалки» — они разные бы­ вают. По этому поводу анекдо­ ты ходят. Есть «тощая» кошал- работу в одном районе Варен- ка>> 1 «выше дшильсона». В цева моря. Каждый сделал уже нервом случае и тонны не набе- два рейса. В январском победи- Рется, во втором — тонна с хо­ ли моряки РТ-300, но не с «раз- рошим «гаком», громным» счетом. Мы отстали всего на три тонны. Сейчас пер­ венство за нами. •— Дела такие, —• доклады­ вал Пашков. — Рейсовое зада­ ние с лихвой перекрыли. Зря, цшо о промысле. У нас заведе­ но правило: выходить на связь после каждого траления. На- обработать улов, пока треска выходных парник, предположим, на севе­ ре работает, мы кого уловы лучше вич. пришел на «Мурманчани- идем. Работаем вместе, и вдруг уловы упали — расходимся, чтобы взять под контроль боль­ шую площадь. Встречи капитанов в эфире — дважды в сутки. Здесь уже на» после «трехсотки». Личный товарищеский контакт капита- » Дмитрия Васплье- І10В на пользу обоим экипа- минуту 20 секунд. Вспоминаю еще об одном казусе. В числе вновь направленных на судно был матрос первого класса. Расписал его на свою вахту. Для закрепления. ' Оказалось, что раньше ходил на БМРТ гтп PTQHTimi деТ.альньш Разговор, с намет- трюмным, об обработке рыбы кои планов на бУДУЩее. обоІ°Д- представления не имеет. рекоі ,ии. коведпмые ими экипажи — друзья - соперники по социали­ стическому соревнованию. С первого дня года вместе начали В прошлом рейсе, если су­ дить по «кошалкам», мы про мышлялн на уровне остальных. II были спокойны. Но вот когда при очередной встрече в эфи­ ре напарник сказал: «Тонну Дмитрий Васильевич, согласил- двести имеем», задумались. У ся на автономность — Что зря, то зря... А суть вот в чем. «Мурман­ чанин» выходил на месяц в мо- —300 килограммов, ре, а Березенко решил идти на 20 суток. Весь полуфабрикат брать «на себя». Видимо, ду­ мал, будет выгоднее. Просчи­ тался. Да еще не ладился на «Муроме» промысел из-за вае- ров. Крутка их не поддавалась ас улов явно меньше. Сравни­ ли подъем после следующего траления — опять недобор 2 0 0 ' В чем дело? Проверили про­ мысловое вооружение, ваера. Все в порядке. И все же корень зла крылся в ваерах. В их дли­ нах появлялась неучтенная раз­ ница. До трех метров. Видимо, никакому анализу. Отсюда и °ДІШ протравлении скручивал- Н а ’ снимке: С. Чарвадарян. пролов. Пашков, проявляя то­ варищескую заботу, поинтере­ совался: заменили ли ваера? —- Все в порядке, — отвечал ся, второй — раскручивался. И ничего поделать было нельзя. Понятно, в таких условиях все становились к рыбоделам. Бывало, капитан несет вахту за третьего помощника, старший механик — за старшего маши­ ниста, а эти и другие специа­ листы наравне с матросами шкерят треску. И вот что инте­ ресно: некоторые из них в об­ работке показывали более высо­ кий класс, чем члены палубной команды. Серго Чарвадарян, машинист второго класса, на подвахте ру­ бил рыбьи головы. Да как ру­ бил! Шкерщиков заваливал своей «продукцией». Анатолий Ласкин — в прошлом матрос- юнга. Он подавал треску. И мог обеспечить подачу на два рыбодела. Такое редко встре­ тишь. Правда, и среди палубников были хорошие моряки. Виктор Иванов, старшина третьей вах­ ты, шкерил до 20 рыбин в ми­ нуту. Причем это не показа­ тельный темп, а его обычный, рабочий. Старший мастер по добыче Александр Степанович Фото Б. Щукина. Червяков, его помощник Нико- _____________________________ лай Иванович Бирюков без на­ поминания выходили «на рыбу». ...Листаю страницы судового И. конечно, держали в поряд­ ке свое хозяйство. Как я раньше сказал, сейчас готовим траулер к слипованию. Думаем вызвать на соревнова­ ние судоремонтников. чтобы «Мурманчанин» в срок вошел в эксплуатацию. Надеемся на по- В нашу группу соревнующих­ ся входил тогда РТ-146. Его и _______ ________ ^ ____ Березенко. — И в свою оче- «Мурманчанина» прикрепили к журнала, в котором’ отражены редь, зная, что наш траулер одной базе. Ловили рядом, но на все перипетии минувшего пла- ставят в ремонт, посоветовал; — РТ-146 намного больше брали Вания. Часто, очень часто встре- На период подготовки к слипо- окуня за траление. В течение чаются записи: «Штор муем - ванию имей запас топлива тонн суток мы «преследовали» сопер- ся»> «Держим носом на вол- 25. Пусть емкость дадут для от- ника, как нитка иголку. Един- ну»’ д а_ погода нас не балова- качки замазученных вод. Смот- ственная цель — практическим ла. Как старший помощник ка­ ри, вахтенная служба должна путем устранить разницу в дли-питана, я, составляя отчетную мощь смежников в выполнении быть на высоте. С этим строго, нах ваеров, ориентируясь подокументацию, отметил: пять наших обязательств. Мы и сами заблаговременно Уловам товарищей. И добились суток были оторваны от про- ^ ^ лт обсудили все проблемы, связан- своего. Правда, время было по- мысла из-за шторма. Пять из ные с ремонтом, но, право, по- геряно, и мы недоловили до двадцати шести рабочих, добная опека соперника прият- рейсового задания десять тонй. Вот и выходит, что Нептун ото- на. Надо сказать, и во время Сейчас задолженность ликви- брал у нас немало плановых лова капитан «Мурома» дает дировали. Вернувшись в порт тонн. Но наверстали, массу советов. Пусть не всегда 17 марта, доложили о вылолне- Промысловая обстановка, к мы их используем (много из то-нии плана первого квартала и нашему счастью, была отлич- Е. КАСАТЫИ, старший помощник капитана РТ-331 «Мурманчанин». ІІНІІШІІШІІІІІІІІШІІІІІШІШШШІШШШІІІІШМІШІШІІІНШІІШІШІІІІШІІІІІІІІШІШ1ІІШІІІІШШШІІІІІШІІШІІІІІІМШІ1ІІІШІІШІІІІІІІІ1ШІІІІІІІШШШІІІІІІШІ Р У С С К И Й Г Р У М А Н Т (Продолжение. Нач. в № 35.] Д ЕЙСТВИТЕЛЬНО, различньГе государства Европы, в на­ дежде завладеть кусками территории Шпицбергена, стали систематически направлять туда свои экспедиции. На Шпицберге­ не побывали англичане, шведы, норвежцы, немцы, а затем и аме­ риканцы. В этих условиях даже царское правительство стало по­ нимать, что для сохранения хотя видимости своих интересов необходимы более активные дей­ ствия. Поэтому, когда швед­ ская Академия наук обра­ тилась к АН России с просьбой о проведении совместных иссле­ дований по градусному измере­ нию Шпицбергена, этому пред­ ложению была оказана широкая правительственна-я поддержка. Ру­ ководителем экспедиции назначи­ ли видного русского геолога ака­ демика Ф . И. Чернышева, в целом ей было придано большое поли­ тическое . значение. Совместные работы продолжались в течение 1898— 1901 гг. В официальном со­ общении Ф . Н. Чернышева указы­ валось, что «в научных исследова­ ниях Шпицбергенского архипела­ га львиная доля работ, бесспорно, принадлежит России. Все восточ­ ные площади известны исключи­ тельно благодаря русским изме­ рениям, проведенным с небыва­ лой доселе в полярных странах точностью. Научные завоевания в этой области настолько велики и очевидны, что не , нуждаются да­ же в доказательствах». После расторжения унии со Швецией норвежское правитель­ ство в феврале 1907 г. обратилось к правительствам России, Швеции, Великобритании, Германии, Фран­ ции, Бельгии, Голландии и^Дании с предложением заключить меж­ дународный договор о правовом положении Шпицбергена. Не по­ лучив ответа, норвежское прави­ тельство в августе 1908 г. вновь поднимает этот вопрос, и Россия дает свое согласие на участие в такой конференции. Для рассмотрения вопросов предстоящей конференции Мини­ стерством иностранных дел в ян­ варе 1909 г. было созвано межве­ домственное совещание, на кото­ ром проходил обмен мнениями между различными министерст­ вами и ведомствами, относитель­ но русских интересов на Шпиц­ бергене. Документы этого сове­ щания показывают, что в сужде­ ниях всех без исключения участ­ ников явно отмечается запоздалое сожаление об утрате Россией сво­ их исключительных прав на этот архипелаг. Совещание было еди­ нодушным в том отношении, что Шпицберген имеет и будет иметь в будущем большое стратегичес­ кое и экономическое значение для России. Было принято решение не позднее лета 1909 г. отправить на Шпицберген экспедицию для проверки на месте всех имею­ щихся сведений о заселении ар­ хипелага и разработках, произво­ димых на его территории. Для этой цели решили использовать один из новейших ледокольных транспортов «Таймыр» или «Вай- гач», строительство которых за­ канчивалось на Невском судо­ строительном заводе. К сожалению, эта экспедиция так и не была снаряжена ни в 1909 г., ни в 1910 г. Вместо актив­ ной работы, направленной на ор­ ганизацию русских предприятий и компаний, царское правительство продолжало ограничиваться заяв­ лением о своих исторических пра­ вах на Шпицберген. Пока дипломаты выясняли вза­ имные позиции и претензии, США, Англия, Германия, Швеция и Норвегия «стали усиленно зани­ маться развитием своих экономи­ ческих интересов на шпицберген­ ской островной группе». Реально оценивая обстановку, Министерст­ во иностранных дел было вынуж­ дено признать, что «есть повод опасаться, что в самом непродол­ жительном времени иностранные державы, уже имеющие на Шпиц­ бергене весьма значительные предприятия, отклонят всякое (Окончание на 4 етр.) ЗАЩИТНАЯ КРАСКА Эта краска прошла испытания в тропических широтах и в условиях севера. Ею покрывали различные гидросооружения и надводную часть судов. Эффект превзошел- все ожидания — новая защитная краска, нанесенная в один слой, служит в три раза дольше всех известных антикоррозийных кра­ сок. Рецепт ее разработали сотруд­ ники Ленинградского филиала го­ сударственного научно-исследова­ тельского и проектного института лакокрасочной промышленности. Специальные добавки, введенные в состав краски, изменили ее структуру, и она не стекает при нанесении на вертикальную по­ верхность. Толщина одного слоя такого покрытия достигает ре­ кордной цифры — 100 микрон, и за счет этого резко снижается трудоемкость всех окрасочных ра­ бот. Новая краска хорошо наносится на сталь и алюминиево-магниевые сплавы. В свою очередь и ее мо­ жно покрыть любой эмалью для придания декоративного вида. Опытный завод института выпус­ тил первую партию новой анти­ коррозийной краски.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz