Рыбный Мурман. 1975 г. Март.
У д а р ни ки д ев я т ой пятиле тии Добрая слава идет на П П Р кКапитан Скорняков» об электрике А. В. Захаревиче. Коммунист отлично справля ется. со своими обязанностя ми, активно участвует в об щественной жизни экипажа. А. В. Захаревич награжден орденом Трудовой славы III степени. Он трудится на БМРТ « И л ь я Катунин». Ударник коммунистического труда, комсомолец Александр Су- хинин — механик-наладчик, тонкий знаток /механизмов. О нем говорят как о беспо койном человеке, который не люжет сидеть без дела. I I Вас вызывает и |ДК\1 В ПОРТ. Закрепле ны тралы по-походному, задраены го рлов!іиы Фіомов. Глядишь из рулевой рубки на палубу и не веришь, что несколько часов,назад она была завалена треской. Сейчас непривычно тихо — моряки за няты приборкой своих кают. I I МУ РМА Н Ч А НИН І го, что предлагает Дмитрии Ва- вышли победителями в еоцнади- ной. Рыба держалась на бочь- а ^ п ѵ ш Г ^ т г п т п п ^ т ч иёпел сильевич уже давно у нас при- стическом соревновании с экипа. шоіі площади. Зато и кораблей , *, „ K n S ліенено). Главное, чувствуешь: жем РТ-300 «Муром». Одним собралось много. Идешь час приходом в Мурманск На полпути встречаемся с РТ-300 <Муром», следующим твои интересы коллегам. Тут надо сделать .'маленькое небезразличны словом, во втором поработали хорошо Соревнование позволяло , рейсе года другой, третий — встречаешь СРТ, РТ, БМРТ различных нор- в тов приписки. Смотри в оба. контркурсом. Мы — домой; он отступление. Пашков и Вере- полном объеме знать информа- судоводитель! на промысел. Три продолжи- зенко давно знакомы. Когда еще тельных гудка с одного: «Сча стливого плавания!», три про должительных оба были штурманами, подме няли друг друга на время от- Еще одна особенность рейса морозы. Значит, надо быстрее с другого: пусков или отгула «Хорошо вам отдохнуть!» Затем дней. Да и капитанами — то- по одному короткому: «Благо- я;е. Кстати, Владимир Григорье- дарим! ;> Но на этом традиционный не закоченела. А среди матро на гаге. У сов много новичков. Один из к тому и парней разделывал палтуса за «диалог» не окончен. Капитана жам. Обоюдная информация всегда точна, объективна. При веду такой пример. Разговаривая УКВ «Корабль», спрашиваешь ные «трехсотки вича Березенко вызывает Вла димир Григорьевич Пашков, наш командир. —- «Муром», я — .«Мурман чанин». Прошу на связь. II начинается деловой, обе го- У вахтенного штурмана с друго- ятельный разговор коллег. Ру- го сУДна: «Сколько поднял?» «Кошалку», — отвечает. А «кошалки» — они разные бы вают. По этому поводу анекдо ты ходят. Есть «тощая» кошал- работу в одном районе Варен- ка>> 1 «выше дшильсона». В цева моря. Каждый сделал уже нервом случае и тонны не набе- два рейса. В январском победи- Рется, во втором — тонна с хо ли моряки РТ-300, но не с «раз- рошим «гаком», громным» счетом. Мы отстали всего на три тонны. Сейчас пер венство за нами. •— Дела такие, —• доклады вал Пашков. — Рейсовое зада ние с лихвой перекрыли. Зря, цшо о промысле. У нас заведе но правило: выходить на связь после каждого траления. На- обработать улов, пока треска выходных парник, предположим, на севе ре работает, мы кого уловы лучше вич. пришел на «Мурманчани- идем. Работаем вместе, и вдруг уловы упали — расходимся, чтобы взять под контроль боль шую площадь. Встречи капитанов в эфире — дважды в сутки. Здесь уже на» после «трехсотки». Личный товарищеский контакт капита- » Дмитрия Васплье- І10В на пользу обоим экипа- минуту 20 секунд. Вспоминаю еще об одном казусе. В числе вновь направленных на судно был матрос первого класса. Расписал его на свою вахту. Для закрепления. ' Оказалось, что раньше ходил на БМРТ гтп PTQHTimi деТ.альньш Разговор, с намет- трюмным, об обработке рыбы кои планов на бУДУЩее. обоІ°Д- представления не имеет. рекоі ,ии. коведпмые ими экипажи — друзья - соперники по социали стическому соревнованию. С первого дня года вместе начали В прошлом рейсе, если су дить по «кошалкам», мы про мышлялн на уровне остальных. II были спокойны. Но вот когда при очередной встрече в эфи ре напарник сказал: «Тонну Дмитрий Васильевич, согласил- двести имеем», задумались. У ся на автономность — Что зря, то зря... А суть вот в чем. «Мурман чанин» выходил на месяц в мо- —300 килограммов, ре, а Березенко решил идти на 20 суток. Весь полуфабрикат брать «на себя». Видимо, ду мал, будет выгоднее. Просчи тался. Да еще не ладился на «Муроме» промысел из-за вае- ров. Крутка их не поддавалась ас улов явно меньше. Сравни ли подъем после следующего траления — опять недобор 2 0 0 ' В чем дело? Проверили про мысловое вооружение, ваера. Все в порядке. И все же корень зла крылся в ваерах. В их дли нах появлялась неучтенная раз ница. До трех метров. Видимо, никакому анализу. Отсюда и °ДІШ протравлении скручивал- Н а ’ снимке: С. Чарвадарян. пролов. Пашков, проявляя то варищескую заботу, поинтере совался: заменили ли ваера? —- Все в порядке, — отвечал ся, второй — раскручивался. И ничего поделать было нельзя. Понятно, в таких условиях все становились к рыбоделам. Бывало, капитан несет вахту за третьего помощника, старший механик — за старшего маши ниста, а эти и другие специа листы наравне с матросами шкерят треску. И вот что инте ресно: некоторые из них в об работке показывали более высо кий класс, чем члены палубной команды. Серго Чарвадарян, машинист второго класса, на подвахте ру бил рыбьи головы. Да как ру бил! Шкерщиков заваливал своей «продукцией». Анатолий Ласкин — в прошлом матрос- юнга. Он подавал треску. И мог обеспечить подачу на два рыбодела. Такое редко встре тишь. Правда, и среди палубников были хорошие моряки. Виктор Иванов, старшина третьей вах ты, шкерил до 20 рыбин в ми нуту. Причем это не показа тельный темп, а его обычный, рабочий. Старший мастер по добыче Александр Степанович Фото Б. Щукина. Червяков, его помощник Нико- _____________________________ лай Иванович Бирюков без на поминания выходили «на рыбу». ...Листаю страницы судового И. конечно, держали в поряд ке свое хозяйство. Как я раньше сказал, сейчас готовим траулер к слипованию. Думаем вызвать на соревнова ние судоремонтников. чтобы «Мурманчанин» в срок вошел в эксплуатацию. Надеемся на по- В нашу группу соревнующих ся входил тогда РТ-146. Его и _______ ________ ^ ____ Березенко. — И в свою оче- «Мурманчанина» прикрепили к журнала, в котором’ отражены редь, зная, что наш траулер одной базе. Ловили рядом, но на все перипетии минувшего пла- ставят в ремонт, посоветовал; — РТ-146 намного больше брали Вания. Часто, очень часто встре- На период подготовки к слипо- окуня за траление. В течение чаются записи: «Штор муем - ванию имей запас топлива тонн суток мы «преследовали» сопер- ся»> «Держим носом на вол- 25. Пусть емкость дадут для от- ника, как нитка иголку. Един- ну»’ д а_ погода нас не балова- качки замазученных вод. Смот- ственная цель — практическим ла. Как старший помощник ка ри, вахтенная служба должна путем устранить разницу в дли-питана, я, составляя отчетную мощь смежников в выполнении быть на высоте. С этим строго, нах ваеров, ориентируясь подокументацию, отметил: пять наших обязательств. Мы и сами заблаговременно Уловам товарищей. И добились суток были оторваны от про- ^ ^ лт обсудили все проблемы, связан- своего. Правда, время было по- мысла из-за шторма. Пять из ные с ремонтом, но, право, по- геряно, и мы недоловили до двадцати шести рабочих, добная опека соперника прият- рейсового задания десять тонй. Вот и выходит, что Нептун ото- на. Надо сказать, и во время Сейчас задолженность ликви- брал у нас немало плановых лова капитан «Мурома» дает дировали. Вернувшись в порт тонн. Но наверстали, массу советов. Пусть не всегда 17 марта, доложили о вылолне- Промысловая обстановка, к мы их используем (много из то-нии плана первого квартала и нашему счастью, была отлич- Е. КАСАТЫИ, старший помощник капитана РТ-331 «Мурманчанин». ІІНІІШІІШІІІІІІІІШІІІІІШІШШШІШШШІІІІШМІШІШІІІНШІІШІШІІІІШІІІІІІІІШІШ1ІІШІІІІШШШІІІІІШІІШІІІІІІМШІ1ІІІШІІШІІІІІІІІ1ШІІІІІІІШШШІІІІІІШІ Р У С С К И Й Г Р У М А Н Т (Продолжение. Нач. в № 35.] Д ЕЙСТВИТЕЛЬНО, различньГе государства Европы, в на дежде завладеть кусками территории Шпицбергена, стали систематически направлять туда свои экспедиции. На Шпицберге не побывали англичане, шведы, норвежцы, немцы, а затем и аме риканцы. В этих условиях даже царское правительство стало по нимать, что для сохранения хотя видимости своих интересов необходимы более активные дей ствия. Поэтому, когда швед ская Академия наук обра тилась к АН России с просьбой о проведении совместных иссле дований по градусному измере нию Шпицбергена, этому пред ложению была оказана широкая правительственна-я поддержка. Ру ководителем экспедиции назначи ли видного русского геолога ака демика Ф . И. Чернышева, в целом ей было придано большое поли тическое . значение. Совместные работы продолжались в течение 1898— 1901 гг. В официальном со общении Ф . Н. Чернышева указы валось, что «в научных исследова ниях Шпицбергенского архипела га львиная доля работ, бесспорно, принадлежит России. Все восточ ные площади известны исключи тельно благодаря русским изме рениям, проведенным с небыва лой доселе в полярных странах точностью. Научные завоевания в этой области настолько велики и очевидны, что не , нуждаются да же в доказательствах». После расторжения унии со Швецией норвежское правитель ство в феврале 1907 г. обратилось к правительствам России, Швеции, Великобритании, Германии, Фран ции, Бельгии, Голландии и^Дании с предложением заключить меж дународный договор о правовом положении Шпицбергена. Не по лучив ответа, норвежское прави тельство в августе 1908 г. вновь поднимает этот вопрос, и Россия дает свое согласие на участие в такой конференции. Для рассмотрения вопросов предстоящей конференции Мини стерством иностранных дел в ян варе 1909 г. было созвано межве домственное совещание, на кото ром проходил обмен мнениями между различными министерст вами и ведомствами, относитель но русских интересов на Шпиц бергене. Документы этого сове щания показывают, что в сужде ниях всех без исключения участ ников явно отмечается запоздалое сожаление об утрате Россией сво их исключительных прав на этот архипелаг. Совещание было еди нодушным в том отношении, что Шпицберген имеет и будет иметь в будущем большое стратегичес кое и экономическое значение для России. Было принято решение не позднее лета 1909 г. отправить на Шпицберген экспедицию для проверки на месте всех имею щихся сведений о заселении ар хипелага и разработках, произво димых на его территории. Для этой цели решили использовать один из новейших ледокольных транспортов «Таймыр» или «Вай- гач», строительство которых за канчивалось на Невском судо строительном заводе. К сожалению, эта экспедиция так и не была снаряжена ни в 1909 г., ни в 1910 г. Вместо актив ной работы, направленной на ор ганизацию русских предприятий и компаний, царское правительство продолжало ограничиваться заяв лением о своих исторических пра вах на Шпицберген. Пока дипломаты выясняли вза имные позиции и претензии, США, Англия, Германия, Швеция и Норвегия «стали усиленно зани маться развитием своих экономи ческих интересов на шпицберген ской островной группе». Реально оценивая обстановку, Министерст во иностранных дел было вынуж дено признать, что «есть повод опасаться, что в самом непродол жительном времени иностранные державы, уже имеющие на Шпиц бергене весьма значительные предприятия, отклонят всякое (Окончание на 4 етр.) ЗАЩИТНАЯ КРАСКА Эта краска прошла испытания в тропических широтах и в условиях севера. Ею покрывали различные гидросооружения и надводную часть судов. Эффект превзошел- все ожидания — новая защитная краска, нанесенная в один слой, служит в три раза дольше всех известных антикоррозийных кра сок. Рецепт ее разработали сотруд ники Ленинградского филиала го сударственного научно-исследова тельского и проектного института лакокрасочной промышленности. Специальные добавки, введенные в состав краски, изменили ее структуру, и она не стекает при нанесении на вертикальную по верхность. Толщина одного слоя такого покрытия достигает ре кордной цифры — 100 микрон, и за счет этого резко снижается трудоемкость всех окрасочных ра бот. Новая краска хорошо наносится на сталь и алюминиево-магниевые сплавы. В свою очередь и ее мо жно покрыть любой эмалью для придания декоративного вида. Опытный завод института выпус тил первую партию новой анти коррозийной краски.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz