Рыбный Мурман. 1975 г. Март.
щ I**" 22 июня 1941 года. Вос кресенье. Но на заводе ••Главсевморпутп». где я ра ботала старшим технологом цеха, был трудовой день. Го товились к арктическим оей- са.м суда ледокольного Флота — <•Ермак», "Литке», «С. Ле- іанепскіііі». В обеденный перерыв из репродуктора, установлен ного против котельного цеха, мы услышали тревожное со общение. Война! Война! В этот светлый лет- нпіі деігь?! Не хотелось даже верить. Да іі какая она. зои ла? Никто из нас, ровесников Октября, в то время не знал этого. Но на другой же день мы почувствовали ее ужасы. ІІад заводом рано ут- . ром уже летали фашистские самолеты, расстреливали из пулеметов людей и ремонти рующиеся корабли. Мурманск быстро воору жался. Помню, на здании До ма междурейсового отдыха рыбаков появилась малень кая зенитная батарея. Радо стно было наблюдать за сле дами трассирующих пуль, до гоняющих' фашистские само леты. ііомшо и другое — бом бежки города, пожары. Дома к Мурманске в основном бы ли деревянные, и нетрудно представить всю сложность и опасность положения. Но. не. смотря на все трудности, специальные бригады быст ро восстанавливали повреж денные кабели, сети водо снабжения и другое город ское хозяйство. Население Мурманска по редело. Женщин и детей от правили в глубь страны. Но судоремонтные предприятия, порт, железная дорога не прекращали работу. При атом наибольшая производи тельность труда достигалась в вечернюю и ночную смены, когда число налетов вражес кой авиации сокращалось. Работа кипела и днем. Но во время налетов корабли от водились на реіід или под ук рытие отвесных берегов. а рабочие уходили в убежища, прятались в так называе мых щелях. На заводских объектах оставались бойцы противопожарной обороны. В ее составе была и я, когда ц 1942 году работала на судо верфи. В тог год мы занимались установкой вооружения на рыболовные траулеры и ре монтом пострадавших от бом бежек и вражеских обстре лов боевых кораблей Север ного флота. Было налажено производство стрелкового оружия... ІГГомню, з ремонте нахо дился эскадренный миноно сец. В наружной обшивке корпуса у него были боль шие трещины. Стоял он у западного берега, закамуфли рованный в серо-зеленоватый цвет. Приехала я вместе со старшим прорабом Г. Ф. Лев киным на этот корабль, что бы снять необходимые раз меры. а в это время начался налег фашистской авиации на Мурманск Командир эс минца приказал открыть Я не стану подробно рас сказывать о подвигах герои ческих защитников Советско го Заполярья. Скажу только, что в годы войны мы хоро шо знали имена Василия Кнслякова. Ивана Сивко, Бо риса Сафонова, Федора Ви- дяѳва, героев-подводников и катерников. Их подвиги ум ножали наши силы, вдохнов ляли на самоотверженный труд все рабочие коллективы. В годы Великой Отечест венной войны мужество и ге роизм проявили многие эки пажи промысловых кораблей. Плавая в опаснейших райо нах, нередко попадая под бомбежки, моряки добывали рыбѵ. которая гак нужна бы ла для снабжения армии. Флота и гражданского насе ления. Автор’ -этих воспоминаний Евгения Александровна Барули на. Более тридцати лет проработала она в Мурманске, м ного сил и энергии отдала делу развития рыбной промышленно сти С еверного бассейна. Награж дена медалями «За о б о р о н у С оветского З апо лярья» и «За тр уд овое отличие». Как опы гны й специалист, Евгения А лександровна участ вовала в об суж д ении проектов новых промы словы х судов, плавбаз и транспортны х реф риж ера то ров, в прием ке этих кораблей после окончания их строительства. I I I !_ТРУД во имя огонь. Почти одновременно заговорили береговые зенит ные батареи, в воздух подня лись наши истребители. Фашистские летчики вынуж дены были сбросить смерто носный груз в залив и уди рать. Подобные условия ра боты мы считали в то время вполне нормальными, знали, что морякам и пехотинцам приходится в сотни раз труд нее. Хочется подчеркнуть еще одну деталь в работе судоре монтников. Ремонтная база была создана почти на пус том месте. Ведь все самое ценное оборудование было эвакуировано в Архангельск. Восстанавливали старые, спи санные станки, утепляли по мещения, После того как был выведен из строя после очередной бомбежки токар ный «цех», приняли реше ние рассредоточить оборудо вание в двух местах. Часть его оставили в рыбном пор ту. а другую отправили на противоположную сторону залива. Расчет был простой: если враг выведет из строя одну мастерскую, то другая будет работать. В январе 1912 года и ле том этого же года из .Мур манска в осажденный Ленин град были отправлены два эшелона с рыбоіі. Помню, в одном из них было 100 тонн соленой трески, 52 тонны сельди, 7,5 тонны рыбьего жира. Статистика показывает, что в 1944 году промыслови ки тралового флота добыли рыбы почти в восе.мь раз больше, чем в 1942 году. Д средний вылов на траулер достиг уровня предвоенных лет. Приведу несколько приме ров трудности ведения про мысла. В феврале 1943 года капитан траулера «Палтус» тов. Форощук сообщал: «В 15 часов 30 минут шли с тралом. Налетели два само лета, сбросили бомбы, кото рые упали в шести метрах по носу. В 16 часов 40 минут налетели 4 вражеских само лета, сбросили 7 бомб. По самолетам был открыт огонь из пулеметов, после чего они ушли». 14 нюня этого же года ка питан тов. Малыгин доклады вал: «Мина пришла на цент ральных бобинцах. Трал пришлось обрезать, а мину с частью трала затопить. 11 нюня достали на носовой клячевке новую мину...» Но таким благополучным исход был не всегда. 20 тра улеров погибло з 1941 — 1944 годах. Прошло уже почти три дцать лет. как закончилась Великая Отечественная вой на. Сейчас с высоты прожи тых лет полнее сознаешь зна чение массового героизма со ветских людей, единства пар аш и народа, фронта и тыла и других факторов, которые приближали нашу Победу. О мал 1945 года многие из нас наденут праздничные ко стюмы и наряды, ордена и медали, сооерутся вместе, чтобы вспомнить героев Ве ликой Отечественной войны, своих товарищей по фронту, по работе в тылу, поговорить о том, как лучше вести воен но-патриотическое воспи тание молодежи. Много мурманчан прожи вает сейчас в Ленинграде. Но, отдавая дань уважения героическим защитникам го рода — колыбели нашеіі ре волюции, восхищаясь этим красивым городом, мы бу дем вспоминать наш слав ный Мурманск, героев обо роны Советского Заполярья. Через бассейновую газету мне хочется передать боль шой привет и наилучшие пожелания всем товари щам, с которыми довелось работать в годы Великой Отечественной войны. И в том числе Платону Василь евичу Сапанадзе, Григорию Филипповичу Левкину, Лео ниду Николаевичу Доброхо тову... С приближающимся боль шим праздником Победы, до рогие друзья! Е. БАРУЛИНА. ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ Б Л А Г О Д А Р Я Т В ЯНВАРСКИХ номерах га зеты «Рыбный Мурман» был опубликован рассказ первого помощника капитана управления «Севрыбхолод- флот» тов. Шаповалова Ф. К. «Глазами ветеранов войны». Автор и редакция получили много писем, в которых чита тели высказывают благодар ность за интересное освеще ние поездки делегации ветера нов Великой Отечественной войны в Берлин на празднова ние 25-летия ГДР, за яркий рассказ о тех, кто участвовал в штурме имперской канцеля рии. Ниже мы приводим некото рые из этих отзывов. «Уважаемая редакция. Доро гой Федор Кузьмич. Фронто вое, солдатское спасибо за яр кие очерки «Глазами ветера нов войны». Убедительно про шу прислать последующие. И. МАЛЫШЕВ, доктор ф и лософии. Москва». «Ваши очерки «Глазами вете ранов войны» получил. Боль шое, большое спасибо. По-хо рошему завидую Вам. Как Бы сумели так всо подробно за фиксировать, что видели и слы шали в Берлине! Надо все это воспроизвести в книгу. П. РАК, кандидат военных наук, доцент, г. Москва». • «Очень благодарен автору и редакции за публикацию отче та о пребывании делегации со ветских ветеранов войны ка праздновании 25-летия ГДР. Этот материал, пожалуй, един ственный обстоятельный об этом событии... П. КАРАВАН , зав. отд е лом «Рабочей газеты», г. Киев». «Дорогой Федор Кузьмич! Получил газету «Рыбный Мур ман» с Вашим очерком «Глаза ми ветеранов войны» и не мог удержаться, чтобы не сказать — хороший очерк! Из очерка видно, что Вы ра ботаете творчески, переживае те. Увязать прошлое — осво бождение Германии от фашиз ма с современным бурным ро стом ГДР не каждый сможет... Генерал-лейтенант Ф. БО КОВ. г. Москва». НІШ ІШ ІІІШШ ІІІ1ІІІШШ ІІІІШ ІІ!ІІШШШи іІ1!Ш ІІНШ !ІІІІІШ !Ш І1ІІІІІІІІІ1ІІШП ІІШШ ІШ ІШ ІШ ІШ ІІІІ!ІШ ІІМ ІІІІІІІІІІШШШ !ШН ІІІіШШШ1Ш ІШМ ІІІІІІІІМ ІІІШ ІІІММ ІІІІІІІІІ!ІІІіШШ ІШШ ІШ ІІШ ІІІІШ ІІ (Окончание. Нач. на 1 стр.) За два первых месяца 1975 года комплексно обработан 61 траулер, это больше половины всех крупнотоннажных кораб лей, сдававших рыбопродукцию на суда транспортного флота. Зе счет этого сэкономлено 60 судо-суток. Но вот, к сожале нию, ТР типа «Сибирь» еще не .могут обрабатывать в комплексе швартующиеся к ним траулеры. Работая над выполнением своих обязательств по Догово ру двенадцати, моряки нашего флота не допускают простоев траулеров. Больше того, в этом году наши корабли по распоря жению Министерства рыбного хозяйства СССР помогают про мысловикам «Запрыбы» и «Аз- черрыбы». Этим отчасти и мож но объяснить лишние подходы кораблей Северного бассейна к своим базам. У нас есть свои предложения и просьбы к предприятиям, чьи обязательства записаны в сов местном договоре о социалисти ческом соревновании. Моряки «Севрыбхолодфлота» просили передать, чтобы наш коллектив не считали по ошибке больше береговой организацией. Рыб ный порт, рыбокомбинат, судо верфь и транспортные предпри ятия должны постоянно забо титься и о том, чтобы сокращать время пребывания кораблей транспортного флота в порту. Ведь, никакое чудо не может восполнить те 650 судо-су ток простоя, которые были до пущены в прошлом году не по нашей вине. Конкретно наши предложе ния сводятся к следующему. Увеличение числа промыс ловых судов требует пропорцио нального поступления и танке ров. Что касается удовлетворе ния имеющихся нарядов на топ П о - д е л о в о м у Докеры бригад, от которых зависит своевременный выход судов в районы промысла, тру дятся в большинстве своем с чувством высокой ответствен ности. Значительно увеличилось время нахождения судов на ло ву. За два месяца по взаимным социалистическим обязатель ствам обработано 13 тралфло- товских кораблей, 11 судов транспортного флота. При этом особо отличились бригады not. товых рабочих, руководимые Г. Т. Парсадаяном, Н. Н. Соп- кисом, Н. Н. Казаковым, Н. М. Чугуновым. Мурманские газеты и радио подробно рассказывали о боевом соревновании между коллективами наших грузовых районов и экипажами траулеров «Магнит» и «Смоленск». Столь же эффективным было трудовое соперничество и при обработке других кораблей. Достаточно сказать, что наивысшая произ водительность труда достигну та во время соревнования между моряками и докерами. ливо, то здесь, на мой взгляд, необходимо ставить и решать вопросы на уровне министерст ва. Нельзя больше мириться с положением, когда суда «Сев рыбхолодфлота » только за два первых месяца нынешнего года ходили на промысел со свобод ными емкостями на 20 тысяч тонн под дизельное топливо и на четыре тысячи — под ма зут. Рыбокомбинат не всегда удовлетворяет заявки на банко- тару, а судоверфь — на докова- ние судов. Так, нам планирова лось выделить 307 тысяч банок 27-а для пресервов. На первое марта было получено лишь 168 тысяч банок. Мы добились экономии 850 су- до-часов нормативного времени. За счет досрочной обработки сэкономлено: по траловому фло ту — 390 судо-часов, по «Мур- мансельди» — 90 и по «Сев- рьібхолодфлоту» — 350 судо- часов. КОЛЛЕКТИВ ПОРТА — ПРОМЫСЛОВИКАМ Главный диспетчер Мурман ского ордена Ленина морского рыбного порта Г. Е. Сафонов рассказал: — Портовики за два месяца, разгрузили и экипировали свы ше 380 судов, из которых 80 с лишним — нрупнотоннажных.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz