Рыбный Мурман. 1975 г. Март.

Крепче союз: МОРЕ Г ^ Л ^ Б Е Р Е Г В ИНТЕРЕСАХ Д Е И «Не допускать простоев промысловых судов в ожидании плавбаз, транспортов и танкеров, широко применять комп­ лексный метод обработки...» Эти строил я привел не случайно. В них выражен смысл одного из главных пунктов обязательств «Севрыбхолодфлота» по Договору двенадцати. Не допускать простоев промысловых судов... Но в истек­ шие два месяца года зачастую получалось так, что простаива­ ли... плавбазы. И винить добытчиков вро'де нельзя: Нелегко приходилось им — постоянные штормы снизили добычу, а из-за этого возникли перебои с сырьем. Плавбазы не могли рабо­ тать с полной нагрузкой. ‘ - Сейчас для приемки й переработки мойвы подготовлены и находятся в районе лова семь плавбаз типа «Даурия» и одна рыбомучная — «Северодвинск». Лишь несколько дней назад они начали работать в полную силу — пошла мойва. Корабли, занятые промыслой'донных пород рыб, обслужи­ вают плавбазы «Арктика» и «Антарктика». Но и они не обес­ печены сырьём в полной мере. В то же время промысловики" тралового флота сдают треску, палтус на ПР «Советск», кото- ; рый дает только мороженую продукцию и рыбную муку. А суда «Севрыбхолодфлота», оснащенные рыборазделоч­ ными машинами, могут вырабатывать филе, тушку, консервы и прочую продукцию улучшенного ассортимента. Но оборудова­ ние значительную часть времени простаивает из-за недостатка сырья. Производственный рефрижератор «Советск» должен был ра­ ботать с судами типа «Рыбак» и «Рыбачка», а обслуживает группу РТ из девяти единиц. Но, несмотря на трудности, экипажи наших судов прилага­ ют все усилия к выполнению социалистических обязательств. Успешно трудились в январе и феврале коллективы транспорт­ ных рефрижераторов «Борис Сафонов», «Демьян Коротченко», «Эрнст Тельман», плавбазы «Феликс Кон». В прошло?,і году наш флот резко превысил плановые пока­ затели по выпуску мойвенных пресервов: при плане 24 млн. условных банок произвели 29 миллионов. В этом году план увеличен до 50,5 млн. условных банок. Задание очень напряженное, но реальное, возможности у нас большие, все готово к выполнению программы. И тут опять <-но» — отсутствие необходимого количества банкотары — ба­ нок '\о 27 и 27-6. Рыбокомбинат постоянно не выполняет наши заявки. Например, в январе и феврале нам передали всего по­ ловину того, что требовалось, причем больше 100 тысяч банок — без крышек. А это означает, что их вообще нет. Но прихо­ дится брать и ожидать, что крышки все-таки когда-то будут... Бывает, что получаем бракованные изделия. С. нарушением лакового покрытия, с деформациями, небрежной штамповкой. В то же время рыбокомбинат берет себе львиную долю банко- ■іары. В целях сокращения времени стоянки судов в порту и по­ вышения интенсивности грузовых работ в этом году особое внимание обращаем на пакетные перевозки н применение ком­ плексно-механизированных методов погрузки. Здесь у нас дела идут неплохо, к концу первого квартала наши суда — «Виль­ гельм Пик». «Отто Гротеволь», «Роза Люксембург», «Матиас Тезен» перевезут в пакетах и ленточных строп-контейнерах не менее 40 тысяч тонн рыбной продукции при годовом обяза­ тельстве 160 тысяч тонн. На транспортном рефрижераторе «Матиас Тезен» проходят испытания электропогрузчики с кабельным подключением к электросети. Это новинка. Внедрение кабельной системы пита­ ния позволит обеспечить бесперебойность грузовых работ, ис­ ключить простои погрузчиков для подзарядки аккумуляторов. Сейчас идет проверка на маневренность, рассматриваются ва­ рианты усовершенствования электропроводки, кабельного хо­ зяйства. А вообще с электропогрузчиками дела обстоят неважно. Те, которые эксплуатируются на судах, работают на износ, потому что запчастей к ним нет. Ремонтировать же кустарными спосо­ бами нельзя до бесконечности. Все это означает, что неплохо было бы иметь в рыбном, порту мастерские по ремонту и вос­ становлению средств малой механизации. Подобные мастерские уже есть в Калининграде. Одновременно следует отметить, что развивать пакетные перевозки дальше в больших масштабах трудно, так как новых электропогрузчиков мы почти не получаем. Л. ЛЕВИН, заместитель начальника «Севрыбхолод­ флота» по производству. МОЙВА: ОБСТАНОВКА СТАБИЛИЗИРОВАЛАСЬ 10 марта к 15 причалу рыбного порта встал под разгрузку сейнер-траулер «Союз-9». До­ статочно одного взгляда, чтобы определить: судно вернулось с кошелькового промысла. А груз в трюме позволял сделать другой вывод. Моряки ловили неводом мойву. — Какова сейчас обстановка на мойвенной путине? — с этим вопросом наш корреспон­ дент В. Хряшков обратился к капитану Ники­ фору Григорьевичу Белко. — Когда уходили в Мурманск, мойва дер­ жалась на большой площади — от Харлова до Териберки. Скопления ее мощные, косяки малоподвижны. Некоторые экипажи берут за замет до двухсот'.тонн. Одним словом, обста­ новка стабилизировалась. Не то, что в начале февраля, когда вышли в рейс. Тогда и штор­ мы мешали работе, а в затишье заметаешь невод — в нем мизерный улов. Правда, .у добытчиков нынче сложность другого рода. Мойва усиленно откармливается, как говорят, калянусная. И плавбазы очень осторожно берут ее на переработку в пищевую продукцию. Большая часть идет на техниче­ ские цели — на рыбную муку. Промысловики в убытке: в план записывается только то, что сдали на заморозку. Приведу для убедительности такую цифру. Плавбаза «Северодвинск» принимает от ры­ баков до семисот тони сырья в сутки. Но все оно идет на муку. А какая выгода нам? Ни­ какой. На кораблях с морозильным оборудованием, понятно, дело обстоит иначе. Но их мало. Сейчас в районе промысла восемь-таких плав­ баз. а судов-добытчиков — 38. В сутки каж­ дая из них может обработать два траулера. Вот и получается: только через 48 часов по­ дойдет очередь на сдачу улова. — Видимо, этим н объясняется ваш приход в порт для разгрузки? — Да. Мы должны по рейсовому заданию промышлять до 24 апреля. Как разгрузимся, сразу выйдем в море. Но темп работ нас не устраивает. В первый день стоянки портови­ ки сияли половину ѵлова, на остальную часть уйдет не меньше времени. Потери те же, если бы находились на промысле. И даже больше. Ведь переход в Мурманск составил десять ча­ сов. Назад — займет столько же. И это не все. Ьоюсь, задержимся из-за формальностей при оформлении судовых документов. А дело вот в чем. Срок действия на плава­ ние пожарных, санитарных документов опре­ деляется рейсом. Каким угодно. Пятнадцати- сутсчным или трехмесячным. Перед сегодняш­ ним приходом в порт мы пробыли в море чуть больше месяца, но рейс не прерван. Иначе на это смотрят портовые власти. Раз пришли — плавание закончено, следовательно, заново оформляйте бумаги. И вот ведь в чем казус. Если бы стали у причала после месячного от­ сутствия или меньщего, а затем, сдав улов, продолжили рейс, к нам — никаких претен­ зий. А коли хоть на один день сверх месяца — документы потеряли силу. Как нам было сказано, порт, рыбокомбинат обещают ежесуточно перерабатывать до 250 тонн мойвы, доставленной судами-добытчика-. ми. Не одним, конечно, а несколькими. И все столкнутся вот с такой формальностью. Ду­ маю, нетрудно изменить, хотя бы временно, пока идет мойвенная путина, положение с оформлением документов. Портовики, рыбообработчики обязаны уве­ личить темпы разгрузки. То количество рыбы, что мы доставили, плавбаза сняла бы за шесть часов. Правда, возможности у нее лучше, но, К Р У Г И П О З А Л И В У Все началось с разрешения руководства промыс­ лом идти в порт для разгрузки... К этому времени в трюмах РТ-203 «Карась» было 170 тонн мойвы. Запросили берег, сообщили в службу эксплуата­ ции флота, что идем в Мурманск. В 11 часов ответ­ ная сердитая радиограмма: «Кто разрешил?» Объяс­ нили: «Начальник промыслового района тов. Йлгу- нас»-. Снялись в полдень. От Кильдинекой банки, где ловили мойву, до порта —; рукой подать. Вот уже прошли Ретинский рейд... На траверзе Мишуково. Уже и причалы в бинокль можно рассмотреть. И вдруг в 16.30, как снег на голову, радиограмма. «Возвращайтесь в район промысла, управление фло­ та заход в порт не разрешает». В недоумении развернулись на 180 градусов. На Ретиненом рейде легли в дрейф, не зная, что делать дальше. То ли в самом деле возвращаться, опять тратить время на переход, а там ждать очереди сда­ вать улов на плавбазу (а мойва-то ждать не может), то ли надеяться, что берег изменит странное реше­ ние. Дали срочную РДО, объясняя свое положение. Мол, зачем гонять туда-сюда, рыба испортится. В 18.25 получили долгожданный ответ: «Заход в порт разрешаю...» В 20,00 были в порту. И полтора часа, потрачен­ ные на швартовку (был занят 14-й причал), каза­ лись минутами по сравнению с теми долгими кру теми, которые пришлось проделать по заливу. Вполне естественные вопросы возникают и у эки­ пажа РТ-203, и у редакции. Чем руководствовался тов. Илгунас, давая «добро» идти в порт? От радиограммы «Кто разрешил?» и до положи­ тельного ответа, как видно, прошло семь часов с ми­ нутами. Завидная «оперативность», не правда ли? уверен, берег не в полной мере использует, свои силы. Из-за задержки с приемом мойвы у. причала снижается качество ее. А значит, большая часть ее не будет направлена на пи­ щевые цели. Убыток из-за простоев двойной. — Вполне закономерно, что Ваш рассказ, Никифор Григорьевич, коснулся и взаимоот­ ношений рыбаков со смежниками. Сегодня только общими усилиями можно добиться ус­ пехов на промысле. Может, есть пожелания в адрес других участников Договора двенадцати? — Я уже говорил, что за замет моряки не­ которых судов берут до двухсот тонн рыбы. Случается, пластины кошелька не выдержива­ ют и рвутся. Улов потерян. Что ж, это объек­ тивные издержки. Но в том случае, когда мы остаемся без рыбы, потому, что распустился в воде шов невода, следовательно, он плохо был сделан на фабрике орудий лова, потери не назовешь объективными. Причина их — брак в работе сетевязов. — В конце прошлого года в сельдяном фло­ те был создан отряд из судов типа «Союз-8» с прикрепленной к нему плавбазой «Антаркти­ ка». Об этом «Рыбный Мурмаи» писал в но­ мере за 1 ноября. Мнения флотских специа­ листов о целесообразности такого мероприя> тия различны. Но никто окончательных выво­ дов не делает, хотя бы потому, что первая экс­ педиция фактически была организационной, своего рода экспериментальной. Думается, не­ безынтересно будет услышать, какие плюсы и минусы имеет отрядная работа. — В принципе, — отвечает Н. Г. Белко, — я против создания отряда. Промышляя в груп­ пе, держась плавбазы, чувствуешь скован­ ность. Другой раз перебежал бы в район, ко­ торый лучше знаешь, где по прошлым наблю­ дениям сейчас должна быть рыба, но нельзя Одним словом, теряешь оперативность, манев­ ренность, свободу. — Сейнеры-траулеры — суда-ловцы. Обра ботка рыбы на них малопроизводительна из-за малочисленности палубной команды, не­ удобств на рабочих местах. Значит, их и следу­ ет использовать по прямому назначению? — Так-то оно так. Но почему бы не увели­ чить штат матросов на два человека? Разме­ стить их есть где. При приемке судна на вер­ фи представитель «Мурмансельди» договорил­ ся оборудовать еще две койки. Не знаю, как обстоит дело на других «Союзах», но если коек на них нет, их нетрудно поставить. Проблема в ином. По нормам Регистра спасательные средства сейчас рассчитаны на сегодняшний состав экипажа. Однако пробле­ ма разрешима: поменять спасательные плоти­ ки ПСН-6 на ПСН-10. Последние отвечают требованиям, если штат будет увеличен на два человека. Наконец, неудобства при обработке рыбы. Они есть. Рабочая палуба узкая, вокруг над- стройки, оборудование. Но эти неудобств;! (указываются, когда мы бесконтактным спосо­ бом передаем необработанный улов на плав­ базу. Сама передача — минутное дело, но сколько хлопот бывает, пока наполняешь «авоськи», составляешь из них караван. А сдавали мы рыбу дважды в сутки. Времени много уходило. При автономном промысле есть возмож­ ность выбирать лучший вариант. Помню, хо­ рошо ловилась треска. Но из-за слабой нашей производственной возможности мы не остан<£ вились здесь, а пошли на облов палтуса. В этом случае сил хватало на обработку, заго­ товляли полуфабрикат из ценной породы ры» бы, значит, имели высокие экономические по­ казатели. А для ведения промысла на боль­ ших глубинах на «Союзах» есть все условия. Если мне не изменяет память, тогда за 24 су* ток заготовили 160 тонн соленого палтуса. Наибольшая производительность при обра­ ботке рыбы — 6—6,5 тонны трескового полу­ фабриката в сутки. Конечно, при привлечении всех сил. В переводе на сырец это примерно 11 тонн. При работе отрядом с базой планом преду­ сматривался вылов 10 тонн. И если в од­ ном случае нельзя согласиться с постоянными подвахтами, то в другом — мы «теряем^ часть улова, перечисляя его на счет экипажа базы. * * « Когда материал готовился к печати, в редак­ цию пришел член группы народного контроля СТР «Союз-9» Петр Михайлович Макаров и представил выписку из судового журнала. В нем на основании соответствующих докумен­ тов отражено, что по приходе траулера с мо­ ря был сделан анализ качества доставленной мойвы. Десять процентов ее определено как техническая. Выгружали рыбу пневмоустановкой. Сле­ дующий анализ брали уже в цехе, то есть пой­ ле пневмоустановки. Теперь технической ста­ ло 30 процентов. В результате весь груз — 120 тонн — принят не для выработки пище­ вой продукция, а рыбной муки. Такой факт надо рассматривать, как «ЧП». Чрезвычайным происшествием, в котором ви­ ны моряков нет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz