Рыбный Мурман. 1975 г. Март.
Крепче союз: МОРЕ Г ^ Л ^ Б Е Р Е Г В ИНТЕРЕСАХ Д Е И «Не допускать простоев промысловых судов в ожидании плавбаз, транспортов и танкеров, широко применять комп лексный метод обработки...» Эти строил я привел не случайно. В них выражен смысл одного из главных пунктов обязательств «Севрыбхолодфлота» по Договору двенадцати. Не допускать простоев промысловых судов... Но в истек шие два месяца года зачастую получалось так, что простаива ли... плавбазы. И винить добытчиков вро'де нельзя: Нелегко приходилось им — постоянные штормы снизили добычу, а из-за этого возникли перебои с сырьем. Плавбазы не могли рабо тать с полной нагрузкой. ‘ - Сейчас для приемки й переработки мойвы подготовлены и находятся в районе лова семь плавбаз типа «Даурия» и одна рыбомучная — «Северодвинск». Лишь несколько дней назад они начали работать в полную силу — пошла мойва. Корабли, занятые промыслой'донных пород рыб, обслужи вают плавбазы «Арктика» и «Антарктика». Но и они не обес печены сырьём в полной мере. В то же время промысловики" тралового флота сдают треску, палтус на ПР «Советск», кото- ; рый дает только мороженую продукцию и рыбную муку. А суда «Севрыбхолодфлота», оснащенные рыборазделоч ными машинами, могут вырабатывать филе, тушку, консервы и прочую продукцию улучшенного ассортимента. Но оборудова ние значительную часть времени простаивает из-за недостатка сырья. Производственный рефрижератор «Советск» должен был ра ботать с судами типа «Рыбак» и «Рыбачка», а обслуживает группу РТ из девяти единиц. Но, несмотря на трудности, экипажи наших судов прилага ют все усилия к выполнению социалистических обязательств. Успешно трудились в январе и феврале коллективы транспорт ных рефрижераторов «Борис Сафонов», «Демьян Коротченко», «Эрнст Тельман», плавбазы «Феликс Кон». В прошло?,і году наш флот резко превысил плановые пока затели по выпуску мойвенных пресервов: при плане 24 млн. условных банок произвели 29 миллионов. В этом году план увеличен до 50,5 млн. условных банок. Задание очень напряженное, но реальное, возможности у нас большие, все готово к выполнению программы. И тут опять <-но» — отсутствие необходимого количества банкотары — ба нок '\о 27 и 27-6. Рыбокомбинат постоянно не выполняет наши заявки. Например, в январе и феврале нам передали всего по ловину того, что требовалось, причем больше 100 тысяч банок — без крышек. А это означает, что их вообще нет. Но прихо дится брать и ожидать, что крышки все-таки когда-то будут... Бывает, что получаем бракованные изделия. С. нарушением лакового покрытия, с деформациями, небрежной штамповкой. В то же время рыбокомбинат берет себе львиную долю банко- ■іары. В целях сокращения времени стоянки судов в порту и по вышения интенсивности грузовых работ в этом году особое внимание обращаем на пакетные перевозки н применение ком плексно-механизированных методов погрузки. Здесь у нас дела идут неплохо, к концу первого квартала наши суда — «Виль гельм Пик». «Отто Гротеволь», «Роза Люксембург», «Матиас Тезен» перевезут в пакетах и ленточных строп-контейнерах не менее 40 тысяч тонн рыбной продукции при годовом обяза тельстве 160 тысяч тонн. На транспортном рефрижераторе «Матиас Тезен» проходят испытания электропогрузчики с кабельным подключением к электросети. Это новинка. Внедрение кабельной системы пита ния позволит обеспечить бесперебойность грузовых работ, ис ключить простои погрузчиков для подзарядки аккумуляторов. Сейчас идет проверка на маневренность, рассматриваются ва рианты усовершенствования электропроводки, кабельного хо зяйства. А вообще с электропогрузчиками дела обстоят неважно. Те, которые эксплуатируются на судах, работают на износ, потому что запчастей к ним нет. Ремонтировать же кустарными спосо бами нельзя до бесконечности. Все это означает, что неплохо было бы иметь в рыбном, порту мастерские по ремонту и вос становлению средств малой механизации. Подобные мастерские уже есть в Калининграде. Одновременно следует отметить, что развивать пакетные перевозки дальше в больших масштабах трудно, так как новых электропогрузчиков мы почти не получаем. Л. ЛЕВИН, заместитель начальника «Севрыбхолод флота» по производству. МОЙВА: ОБСТАНОВКА СТАБИЛИЗИРОВАЛАСЬ 10 марта к 15 причалу рыбного порта встал под разгрузку сейнер-траулер «Союз-9». До статочно одного взгляда, чтобы определить: судно вернулось с кошелькового промысла. А груз в трюме позволял сделать другой вывод. Моряки ловили неводом мойву. — Какова сейчас обстановка на мойвенной путине? — с этим вопросом наш корреспон дент В. Хряшков обратился к капитану Ники фору Григорьевичу Белко. — Когда уходили в Мурманск, мойва дер жалась на большой площади — от Харлова до Териберки. Скопления ее мощные, косяки малоподвижны. Некоторые экипажи берут за замет до двухсот'.тонн. Одним словом, обста новка стабилизировалась. Не то, что в начале февраля, когда вышли в рейс. Тогда и штор мы мешали работе, а в затишье заметаешь невод — в нем мизерный улов. Правда, .у добытчиков нынче сложность другого рода. Мойва усиленно откармливается, как говорят, калянусная. И плавбазы очень осторожно берут ее на переработку в пищевую продукцию. Большая часть идет на техниче ские цели — на рыбную муку. Промысловики в убытке: в план записывается только то, что сдали на заморозку. Приведу для убедительности такую цифру. Плавбаза «Северодвинск» принимает от ры баков до семисот тони сырья в сутки. Но все оно идет на муку. А какая выгода нам? Ни какой. На кораблях с морозильным оборудованием, понятно, дело обстоит иначе. Но их мало. Сейчас в районе промысла восемь-таких плав баз. а судов-добытчиков — 38. В сутки каж дая из них может обработать два траулера. Вот и получается: только через 48 часов по дойдет очередь на сдачу улова. — Видимо, этим н объясняется ваш приход в порт для разгрузки? — Да. Мы должны по рейсовому заданию промышлять до 24 апреля. Как разгрузимся, сразу выйдем в море. Но темп работ нас не устраивает. В первый день стоянки портови ки сияли половину ѵлова, на остальную часть уйдет не меньше времени. Потери те же, если бы находились на промысле. И даже больше. Ведь переход в Мурманск составил десять ча сов. Назад — займет столько же. И это не все. Ьоюсь, задержимся из-за формальностей при оформлении судовых документов. А дело вот в чем. Срок действия на плава ние пожарных, санитарных документов опре деляется рейсом. Каким угодно. Пятнадцати- сутсчным или трехмесячным. Перед сегодняш ним приходом в порт мы пробыли в море чуть больше месяца, но рейс не прерван. Иначе на это смотрят портовые власти. Раз пришли — плавание закончено, следовательно, заново оформляйте бумаги. И вот ведь в чем казус. Если бы стали у причала после месячного от сутствия или меньщего, а затем, сдав улов, продолжили рейс, к нам — никаких претен зий. А коли хоть на один день сверх месяца — документы потеряли силу. Как нам было сказано, порт, рыбокомбинат обещают ежесуточно перерабатывать до 250 тонн мойвы, доставленной судами-добытчика-. ми. Не одним, конечно, а несколькими. И все столкнутся вот с такой формальностью. Ду маю, нетрудно изменить, хотя бы временно, пока идет мойвенная путина, положение с оформлением документов. Портовики, рыбообработчики обязаны уве личить темпы разгрузки. То количество рыбы, что мы доставили, плавбаза сняла бы за шесть часов. Правда, возможности у нее лучше, но, К Р У Г И П О З А Л И В У Все началось с разрешения руководства промыс лом идти в порт для разгрузки... К этому времени в трюмах РТ-203 «Карась» было 170 тонн мойвы. Запросили берег, сообщили в службу эксплуата ции флота, что идем в Мурманск. В 11 часов ответ ная сердитая радиограмма: «Кто разрешил?» Объяс нили: «Начальник промыслового района тов. Йлгу- нас»-. Снялись в полдень. От Кильдинекой банки, где ловили мойву, до порта —; рукой подать. Вот уже прошли Ретинский рейд... На траверзе Мишуково. Уже и причалы в бинокль можно рассмотреть. И вдруг в 16.30, как снег на голову, радиограмма. «Возвращайтесь в район промысла, управление фло та заход в порт не разрешает». В недоумении развернулись на 180 градусов. На Ретиненом рейде легли в дрейф, не зная, что делать дальше. То ли в самом деле возвращаться, опять тратить время на переход, а там ждать очереди сда вать улов на плавбазу (а мойва-то ждать не может), то ли надеяться, что берег изменит странное реше ние. Дали срочную РДО, объясняя свое положение. Мол, зачем гонять туда-сюда, рыба испортится. В 18.25 получили долгожданный ответ: «Заход в порт разрешаю...» В 20,00 были в порту. И полтора часа, потрачен ные на швартовку (был занят 14-й причал), каза лись минутами по сравнению с теми долгими кру теми, которые пришлось проделать по заливу. Вполне естественные вопросы возникают и у эки пажа РТ-203, и у редакции. Чем руководствовался тов. Илгунас, давая «добро» идти в порт? От радиограммы «Кто разрешил?» и до положи тельного ответа, как видно, прошло семь часов с ми нутами. Завидная «оперативность», не правда ли? уверен, берег не в полной мере использует, свои силы. Из-за задержки с приемом мойвы у. причала снижается качество ее. А значит, большая часть ее не будет направлена на пи щевые цели. Убыток из-за простоев двойной. — Вполне закономерно, что Ваш рассказ, Никифор Григорьевич, коснулся и взаимоот ношений рыбаков со смежниками. Сегодня только общими усилиями можно добиться ус пехов на промысле. Может, есть пожелания в адрес других участников Договора двенадцати? — Я уже говорил, что за замет моряки не которых судов берут до двухсот тонн рыбы. Случается, пластины кошелька не выдержива ют и рвутся. Улов потерян. Что ж, это объек тивные издержки. Но в том случае, когда мы остаемся без рыбы, потому, что распустился в воде шов невода, следовательно, он плохо был сделан на фабрике орудий лова, потери не назовешь объективными. Причина их — брак в работе сетевязов. — В конце прошлого года в сельдяном фло те был создан отряд из судов типа «Союз-8» с прикрепленной к нему плавбазой «Антаркти ка». Об этом «Рыбный Мурмаи» писал в но мере за 1 ноября. Мнения флотских специа листов о целесообразности такого мероприя> тия различны. Но никто окончательных выво дов не делает, хотя бы потому, что первая экс педиция фактически была организационной, своего рода экспериментальной. Думается, не безынтересно будет услышать, какие плюсы и минусы имеет отрядная работа. — В принципе, — отвечает Н. Г. Белко, — я против создания отряда. Промышляя в груп пе, держась плавбазы, чувствуешь скован ность. Другой раз перебежал бы в район, ко торый лучше знаешь, где по прошлым наблю дениям сейчас должна быть рыба, но нельзя Одним словом, теряешь оперативность, манев ренность, свободу. — Сейнеры-траулеры — суда-ловцы. Обра ботка рыбы на них малопроизводительна из-за малочисленности палубной команды, не удобств на рабочих местах. Значит, их и следу ет использовать по прямому назначению? — Так-то оно так. Но почему бы не увели чить штат матросов на два человека? Разме стить их есть где. При приемке судна на вер фи представитель «Мурмансельди» договорил ся оборудовать еще две койки. Не знаю, как обстоит дело на других «Союзах», но если коек на них нет, их нетрудно поставить. Проблема в ином. По нормам Регистра спасательные средства сейчас рассчитаны на сегодняшний состав экипажа. Однако пробле ма разрешима: поменять спасательные плоти ки ПСН-6 на ПСН-10. Последние отвечают требованиям, если штат будет увеличен на два человека. Наконец, неудобства при обработке рыбы. Они есть. Рабочая палуба узкая, вокруг над- стройки, оборудование. Но эти неудобств;! (указываются, когда мы бесконтактным спосо бом передаем необработанный улов на плав базу. Сама передача — минутное дело, но сколько хлопот бывает, пока наполняешь «авоськи», составляешь из них караван. А сдавали мы рыбу дважды в сутки. Времени много уходило. При автономном промысле есть возмож ность выбирать лучший вариант. Помню, хо рошо ловилась треска. Но из-за слабой нашей производственной возможности мы не остан<£ вились здесь, а пошли на облов палтуса. В этом случае сил хватало на обработку, заго товляли полуфабрикат из ценной породы ры» бы, значит, имели высокие экономические по казатели. А для ведения промысла на боль ших глубинах на «Союзах» есть все условия. Если мне не изменяет память, тогда за 24 су* ток заготовили 160 тонн соленого палтуса. Наибольшая производительность при обра ботке рыбы — 6—6,5 тонны трескового полу фабриката в сутки. Конечно, при привлечении всех сил. В переводе на сырец это примерно 11 тонн. При работе отрядом с базой планом преду сматривался вылов 10 тонн. И если в од ном случае нельзя согласиться с постоянными подвахтами, то в другом — мы «теряем^ часть улова, перечисляя его на счет экипажа базы. * * « Когда материал готовился к печати, в редак цию пришел член группы народного контроля СТР «Союз-9» Петр Михайлович Макаров и представил выписку из судового журнала. В нем на основании соответствующих докумен тов отражено, что по приходе траулера с мо ря был сделан анализ качества доставленной мойвы. Десять процентов ее определено как техническая. Выгружали рыбу пневмоустановкой. Сле дующий анализ брали уже в цехе, то есть пой ле пневмоустановки. Теперь технической ста ло 30 процентов. В результате весь груз — 120 тонн — принят не для выработки пище вой продукция, а рыбной муки. Такой факт надо рассматривать, как «ЧП». Чрезвычайным происшествием, в котором ви ны моряков нет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz