Рыбный Мурман. 1975 г. Май.
с п о м о щ ь ю С февраля этого года я нахо дился на промысле на судах « Мурмаисельди». Побывал как на кораблях своего флота, так и тралового, оказывал практиче скую иомошь судоводителям. Сегодня мне хочется расска зать о том, как экипажи в сложной обстановке добивались выполнения суточных и рейсо вых заданий. Практика показала, что ко сяки мойвы выгоднее искать с помощью гидролокатора по го ризонту. Пример тому работа экипажа БМРТ «Никель» (ка- питан-дирекгор Герой Социали стического Трѵда В. Д. Петров). Косяки в районе работы БМРТ совершали суточные вертикаль ные миграции Днем рыбу мож но было встретить ѵ грунта, ве чером она поднималась к по верхности и двигалась в зюйдо вом направлении. В этом райо не «дорожек» не было. Мойва держалась только косяками, причем подвижными. Вместе с нами работали дру гие корабли Северного бассей на. По нашим наблюдениям, гидролокатор применял еще один БМРТ — «Плутоний». Остальные — не г. Облов кося- 'ков производили с большими затратами физических и мо ральных сил. Причина такого положения — отсутствие на су дах специалистов - акустиков, которые могли бы на практике применить гидролокаторы. Вы яснилось. что очень слабы ѵ некоторых судоводителей зна ния в этой области. На всех судах, где нам при шлось оказывать практическую помощь, судоводители, радно- специалисты не имели практи ческого опыта но применению гидроакустической аппаратуры, особенно горизонтальных трак тов гидролокаторов. Капитаны и их иомоіцникн старшего поколения подготовле ны несколько лучше. Этого не скажешь про третьих, четвер тых помощников, вторых ради стов, начальников радиостан ций. Многие из них не могут отличить запись дна на эхо- грамме эхолота от «нулевой» линии, имеют слабое представ ление об экономической эффек тивности гидролокаторов при поиске рыбы в горизонтальной плоскости. Удивили слабые зна ния многих бывших курсантов как с высшим, так и средне техническим образованием. На всех кораблях, которые мы посетили в порядке оказания помощи (ПНР «Магнит», БМРТ «Железногорск» и других), су доводители и электрорадионаьн- гаторы искали какие-то «кон такты» с невероятными «оттен ками». Поэтому я считаю целе сообразным подробно расска зать о методике, применения гидролокаторов для поиска и Г И Д Р О Л О К А Т О Р А облова косяков, используя соб ственный опыт и опыт судово дителей передовых кораблей бассейна. Прежде чем приступить к поиску косяков по горизонту е помощью гидролокатора « Пал тус- М» или любого другого, не обходимо опустить вибратор, развернуть его в вертикальной плоскости, придав угол'наклона 5—7 градусов. После этого вы ставить сектора поиска по бор там и включить станцию на «автоматический» в пределах ± 7 0 —90 градусов. На самопис це выставляется обычно диапа зон «600». чаше посылки. Руч ка «усиление» выставляется в пределах «5—6». ручки ВАРУ — «2—3». Длительность им пульса 10 м/сек. Мы проводили поиск на скоростях судна 8— 10 узлов. Вся сложность поиска состо ит в том. что нужно так при учить слуховой аппарат, чтобы он свободно, без напряжения прослеживал за началом посыл ки и до полного его затухания. Что такое посылка? Это ме ханические колебания среды (воды), вызванные электриче ским током, проходящим по об мотке вибратора с определен ной частотой. Ток, проходя по обмотке вибратора, наводит магнитные силовые линии, ко торые, взаимодействуя с нике левыми пластинами пакета виб ратора, возбуждают их. Но так как вода, окружающая вибра тор, практически несжимаема, а никелевые пластины, находя щиеся в этой среде, колеблются с определенной частотой в те чение времени выбранной дли тельности. то частицы воды, прилегающие к поверхности пластин, начнут колебаться. При выбранной длительности посылки в 10 м/сек. импульс излученной энергии займет про странство около- 15 метров. После этого пакет вибратора прекратит колебания до следу ющей посылки. Но так как сре да возбуждена и энергия не из расходована, то эти' колебания смежных частиц будут переда ваться последующим до тех пор, пока есть энергия. Наши виб раторы имеют одностороннюю направленность и заглушены с обратной стороны, поэтому им пульс будет распространяться в заданном направлении до пол ного затухания. Затухание про исходит потому, что всякая сре да, в нашем случае вода, обла дает так называемым акусти ческим сопротивлением. на преодоление которого затрачи вается энергия. И несущий вахту у гидролокатора должен уметь следить за прохождени ем посылки (импульса). Посланный импульс (пучок) энергии на своем пути встреча ет пузырьки воздуха, планктон и другие микроорганизмы, обла дающие своими акустическими сопротивлениями. В результате эти, назовем «предметы», дают отражения энергии, обратные по направлению. Получается так называемое в гидроакустике многократное отражение или реверберация. На фоне реверберации послан ный нмпѵльс энергии, распрост раняясь в заданном направле нии, курсовой угол которого мы всегда видим и можем снять с лимба на пульте управления, встречается с косяком мойвы или другой рыбы, а может быть, и скалы или другого предмета. В этом случае происходи* отра жение уже большого количест ва энергии. В результате с по мощью динамика или наушни ков мы слышим отраженный сигнал. И в зависимости от плотности носяка или другого предмета, отраженный сигнал может быть звучным или шипя щим, и расшифровка его зави сит только от практики, кото рая приходит на промысле. Услышав контакт, представ ляющий интерес для облова, нужно перейти ва ручное уп равление разворотом вибратора. При ручном развороте вибрато ра определяются боковые кром ки косяка и снимается так на зываемая его угловая протя женность. Поделив ее пополам, определяется к у р с о в о й угол на косяк, и с у д н о разворачивается в заданном направлении. При определенном навыке опреде ляется более плотная его часть, которая потом облавливается. При прицельном лове судно по снятому пеленгу проходит над косяком для Определения глубины залегания и вертикаль ной протяженности. На кошель ковом лове этого делать не ре комендуется. Пройдя над косяком и опре делив глубину его нахождения, судно выходит ка расстояние, удобное для постановки трала. Время забега зависит от сла женности в работе палубной вахты, обычно трал ставится 2 0—30 минут требуемого ко личества вытравливаемых ваб- ров и времени выхода трала на горизонт лова. Забежав, судно разворачивается носом на ко сяк, палубная вахта приступает к постановке трала. В этом случае гидроакустику необхо димо установить контакт в ко сяком и подправлять судно, вы давая пеленги на косяк и дис танцию до него. По разным причинам (непро- хожденне, большая дистанция, неподходящая гидроакѵстиче- ская погода) бывают случаи, когда в момент постановки трала косяк не слышен. В этом случае гидроакустику должен помогать вахтенный штурман, направляя судно в направлений предполагаемого нахождения косяка. При постановке трала и тра лении сектор поиска по бортам уменьшается. Мы обычно ведем при тралении поиск в секторе ± 2 0 —30 градусов и не более, не допуская поворотов судна на большие углы при малых дис танциях. При поисках встречаются по мехи. которые вызываются ус ловиями распространения ульт развука. Попробуем кратко ра зобраться н с этим вопросом. Вода по сравнению с возду хом обладает большой плотно стью и меньшей сжимаемо стью. Звук распространяется в воде со скоростью 1500 м/сек. Его скорость зависит от темпе ратуры. солености и давления. Эти три фактора являются пе ременными, а потому изменя ется и скорость звука. Напри мер. изменение температуры воды на один градус ведет к изменению скорости звука на 3,58 м/сек. Если проследить за скоро стью звука от поверхности до дна, то окажется, что сначала из-за понижения температуры она быстро убывает, достигнув на какой-то глубине минимума, а затем с глубиной начинает быстро возрастать за счет уве личения давления воды, ното- рое возрастает приблизительно на одну атмосферу на каждые 10 метров глубины. С увеличением температуры и солености скорость звука уве личивается. Если рассматривать путь луча в горизонтальном на правлении и при этом темпера тура уменьшается с глубиной, то верхняя часть звукового пуч ка гидролокатора будет иметь большую скорость, чем нижняя. Это способствует тому, что зву ковой луч склоняется вниз и на каком-то расстоянии в райо не с относительно мелкими глубинами мы будем слышать контакт от грунта. От этой по мехи мы отстраиваемся. Для этого ручку «усиление» враща ем в сторону уменьшения усиле ния до тех п о р , пока не пропа дет контакт с дном. Одновре менно мы добавляем громкость динамика. В этом случае гид ролокатор нам позволяет вести поиск косяков на малых глуби нах (60—80 метров) и обнару живать косяки на дистанциях до 1500 метров и более. В том случае, если нижний слой воды более теплый, чем верхний, то луч будет стре миться выйти на поверхность моря, и мы будем иметь кон такт от раздела вода—воздух. Этот контакт будет постоянным по силе и как правило на од* ной и той же дистанции. От не го отстроиться труднее. Поэто му просто нужно его расшиф ровывать как помеху. По этим причинам ічльности обнаруже ния косяков значительно ко* леблются. Кроме этих причин, на даль ность обнаружения косяков влияет отражательная способ ность нх. Звуковые волны, па дая на препятствие, в одном случае могут отразиться, в дру гом — проникнуть в него. Ве личина энергии отраженной волны зависит от того, как сильно разнятся между собой акустические сопротивления сред, на границу раздела кото рых падают звуковые волны. Чем больше разница акустиче ских сопротивлений сред, на пример. вода-воздух, тем боль шая часть энергии отразится от раздела двух сред и наобо рот. На этом принципе и осно вана гидролокация. Усвоив работу с гидролока тором, приступаем к облову об наруженных косяков. Для это го необходимо знать точно или предположительно, куда идут косяки. Например, косяки .мой вы в этом году с севера спу скались в южном направлении. В этом случае наибольшего ус пеха добивались при тралениях в нордовом направлении. При движении косяков вдоль бере га на запад лучшие уловы бы ли в направлении на восток. На нерестилище были успешными траления при любых курсах. Сейнер-траулер МЕ-210 «Сла- вяногорск». например, успешно облавливал косяки мойвы тра лом. Облов косяков производил ся только прицельно. Это судно имело хорошие подъемы за траление, но пого да оказывала влияние на рабо ту. В ряде мест уловы были низкими из-за ветров, преиму щественно северных направле ний. Траления выполнялись’ курсами 210— 130 градусов, то есть по ходу движения косяков. Прй ветре в 3 —5 баллов на чали тралить курсами вест, норд-вест, и сразу уловы повы шались. Отсюда рекомендация — при облове косяков рыбы <г помощью гидролокаторов необ ходимо учитывать и направле ние движения косяков. А. ДЕГТЯРЕВ, н. о. флагма на по добыче рыбы управле ния «Мурмаксельдь», В БОРЬБЕ ЗА Д И С Ц И П Л И Н У Товарищеский. • суд Мѵрмаіь с кош отделения института «Гнпрорыбфлот» к разбору дел на своих заседаниях при бегает не часто. Предпочтение отдается профилактической ра боте. индивидуальным беседам, выявлению и устранен)») при чин, вызвавших те или иные проступки. Слесарь II. часто опаздывал на работу, однажды вел себя развязно в ресторане. После ■беседы мы к нему прикрепили члена товарищеского суда тов. Невдачнна. Вскоре узнали, что слесарь живет в неудовлетвори тельных условиях, обратились с ходатайством к администрации, которая нашла возможным вы делить емѵ комнату. Паше вни мание и товарищеские беседы возымели свое действие. Совер шенно иной образ жизни повел после этого слесарь П: Он по ступил на заочное отделение мореходного училища, стал принимать участие в художест венной самодеятельности, ус пешно участвует в лыжных со ревнованиях, посещает плава тельный бассейн. Одно время инженер И. на гточве неполадок в семье зло употреблял алкоголем. Это от ражалось на его трудовой дис циплине. С ним неоднократно беседовали, давали советы. Он заметно исправился. Сейчас за мечаний не имеет и принимает активное участие в профсоюз ной работе. Выступают члены товарище ского суда с заметками о тру довой дисциплине, по право вым вопросам в нашей инсти тутской стенной газете. Но не всегда, понятно, дело обходится одними беседами. За последнее время к нам по ступил ряд сигналов из мили ции, народного суда, от админи страции о неблаговидном по ведении некоторых -сотрудников «Гии рорыбфлота ». По этим сигналам предстали перед товарищеским судом тт. Кузина, Исаков, Мальцева, Минкевич. Все они понесли за служенные наказания, дела слушались в присутствии мно гих сослуживцев. Эта мера ока залась особенно действенной. Думается, что данные товари щи сделали для себя необходи мые выводы. С. ШИБАЕВ, председатель товарищеского суда «Гнпро- рыбфлота». ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ. Почти на месяц раньше срока выполнил заказ строителей БАМа коллектив Ясногорсного машиностроитель ного завода. На ударную стройку отправлено 16 мощных породо погрузочных агрегатов, которые будут использоваться при про ходке тоннелей. ЛЬВОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Дрогобычскме автокраны приобрели широ кую известность не только в нашей стране, они работают в 22-х государствах мира. Недавно коллектив предприятия отправил партию агрегатов строителям БАМа. (Фотохромии* ТАСС). ВАМ — ВСЕНАРОДНАЯ СТРОЙКА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz