Рыбный Мурман. 1975 г. Май.

ф і с & ж д о я я у м о л о д о м у м о р я к у - с р е д и е е о б р а з о л а а і е п I Барьеры преодолимы! ^ И з о пыт а о р г а н и з а ц и и з а о ч н о й у ч е б ы на БМ Р Т - 4 4 9 I „ С А ЛЮ Т " М у р м а н с к о г о с е л ь д я н о г о ф л о т а I о ДИОН ;із важных задач очередного рейса парторганизация нашего корабля считала во­ влечение и общеобразовательную заочную ■;чсбу молодых моряков, не имеющих среднего обра­ зования, которых и экипаже оказалось около трпдца- /и. Этот вопрос коммунисты обсудили на своем со­ брании в начале декабря 1974 года, наметив конкрет­ ные меры по организации учебы. Весь коллектив был ознакомлен с приказом начальника флота Лв 399 от 12 сентября 1973 года. Эют документ регламентирует все необходимые ус­ ловия для заочников на судах. На партсобрании мы утвердили общественных консультантов. Ими стали технолог топ. рудник, рсфмехаиик тов. Новиков, матрос тов. Дмитриев, старший помощник капитана тов. Булднн, мастер лова тов. Потокин, четвертый штурман тов. Ди.мнт- рені;о. Все они имеют хорошую теоретическую под­ готовку, способны оказать действенную помощь за- .' •пык.ім по всем предметам программы. Ь'апптан-директор издал приказ о создании комис­ сии содействия общеобразовательной учебе. В ее составе секретарь парторганизации тов. В ѵлдіін , нредсудкома, второй механик тов. Кувыкии. секре- ѵарь і;о:\ісомольскоіі организации Григорніі Яковлев, технолог тов. Сѵдпак. Возглавить работу поручили мне. По вахтам (сменам) были проведены беседы, во время которых разъяснялись решения XXIV съезда КПСС, указания Центрального Комитета нашей ..тртни. Советского правительства о переходе ко все­ общему среднему образованию, о дальнейшем совер­ шенствовании всей системы народного образования ;; стране. В беседах использовались материалы IV Пленума Мурманского обкома КПСС, статья дирек­ тора заочной школы моряков Г. И. Малышева •.Школа и море». Успешному началу этой большой и кропотливой работы способствовало и то, что в рейс с нами вы- шла Тамара ІІавловна Кудряшова — преподаватель русского языка и литературы, В нашем экипаже, состоящем из моряков девяти национальностей, 56 человек не достигли возраста 30 лет. Из них пять имеют высшее образование, семь — среднее техническое, четырнадцать — сред­ нее. а остальные не закончили десятилетки. К заия- деятелыюсти стремятся ошибок избежать. Общественный консультант, конечно, как прави­ ло, человек занятой, дел у него и в своем заведо­ вании хватает, другие нагрузки есть. Об этом я уже \помянул. Тем не менее: «Взялся за гуж, не гово­ ри, что не дюні!» Л «гуж» вот такой: Сергей Владимирович Булднн принял у учащихся 44 зачета, Александр Владими­ рович Димитренко — 33, Александр Николаевич Дмитриев — 143! И другие консультанты поработа­ ли неплохо, но Дмитриева я бы особо отметил. Че­ ловек в море пошел впервые, работал наравне со всеми на палубе и в рыбном цехе, но. преодолевая <перегрузки», находил ежедневно время для кон­ сультаций, для приема зачетов, разъяснения слож- тня.м во всех классах (8, 9, 10 н 11) вначале лрнсту- него материала. Такая школа и самому Александру пило 20 человек. Некоторые моряки, прикрываясь всевозможными причинами, наотрез отказались си­ стематически, организованно повышать свой обще­ образовательный уровень. Пришлось сказать свое слово комиссии содействия, администрации судна. Но .метод был демократичным — снова индивиду­ альные беседы, разъяснение положений приказа начальника флота, показ на конкретных примерах преимуществ учащихся заочной школы моряков при поступлении в учебно-курсовой комбинат, при повы­ шении классности в избранной специальности, прос­ то дружеский совет: «Надо учиться — это обогащает человека, делает его жизнь интереснее, полнокров­ нее. лучше приобщает к культуре, искусству». С ЛОВ нет, учиться заочно на промысловом корабле нелегко: рыбацкий труд сложен по технике, сказывается физическая нагрузка, далее связь с берегом влияет. А новичкам и с мо­ рем надо освоиться, с корабельным укладом жизни, со специальностью: не на прогулку вышли — па се­ рьезное, большое дело. «Барьеров» у заочников, как видите, немало, но преодолеть им можно — в этом мы убедились: все молодые моряки в возрасте до 30 лет стали учиться. Теперь главное — организация учебы, помошь заочникам, ненавязчивый, но строгий контроль. Тут мелочей нет, надо учитывать все, вплоть до настрое­ ния людей. А удобную минуту для разговора о ходе учебы'можно найти и на палубе, и в рыбцехе. и во время обеда — лишь бы это было кстати. Ясио, под- : од нужен: одному помочь, другого пристыдить, при­ нести в пример тех, кто и работает хорошо и учеб­ ную программу усваивает успешно. В лоб здесь, же­ сткой критикой ничего .не добьешься —• наоборот, можно получить отрицательный эффект. Это паша комиссия содействия заочникам и общественные консультанты хорошо понимают и в практической н Николаевичу в его дальнейшей работе пригодится. Это он сам понял, пройдя «морское крещение» на нашем корабле. Добросовестно работал член комиссии содейст­ вия, предсудкома Олег Васильевич Кувыкип. Это благодаря его такту, способности убеждать, во­ время прийти па помощь заочники в составе ма­ шинной команды занимались успешно. АДО ОТМЕТИТЬ, что общественные кон­ сультанты считали свою работу 'ответствен­ ным партийным поручением, делали все, что­ бы справиться с ним. А командование БМРТ с і ремнлось морально поддержать' заочников. При­ казом-но судну отмечены матросы Н. Б. Подкатов, В. Д. Захаркин, Г. П. Гаврилов, В. II. Ковалев. Общиіі итог такоіі: преподаватель заочной школы моряков Тамара Павловна Кудряшова приняла за два месяца работы 243 зачета (потом она перешли на дрѵгой корабль), паши консультанты — 261 за­ чет. Но не это, конечно, главное. Сделана хорошая заявки на будущий успех в учебе: есть ее опреде­ ленная система, контроль, заочники поверили в своп (.НЛЫ. Мы знаем: партия, правительство, вечь парод делают все, чтобы молодежь наша была всесторон­ не развитой, грамотной, здоровой физически и мо­ рально. Общее среднее образование — составная ” асть этой всенародной заботы. В настоящее время в СССР 55 миллионов школьников, почти пять мил­ лионов студентов вузов и учащихся средних специ­ альных учебных заведений. Это лучший памятник Владимиру Ильичу Ленину, мечтавшему превратить Советскую Россию в страну сплошной грамотности, развитой наѵки. передовой культуры. В. ЧАШИН. первый помощник капитана, пред­ седатель комиссии содействия общеобразова­ тельной заочной учебе. Рассказывает «морской» учитель \ I ! Ж УРНАЛИСТЫ, ЧИТАТЕЛИ «Рыбного Мурмана» хорошо знают о благодарном и вместе с тем нелегком труде коллектива заочной школы моряков. «Морской» учитель — верный друг заочников, которых не­ мало на кораблях нашего бассейна. Сотни суток несут вахту далеко от порога своей школы преподаватели ЗШМ. Рассказы- гая сегодня об опыте организации общеобразовательной заоч­ ной учебы на БМРТ-449 «Салют» Мурманского сельдяного флота, Еиктор Иванович Чашин положительно оценивает работу Т. П. Кудряшовой, которая часть рейса была на этом корабле, способ­ ствуя успешному развитию учебного процесса, помогая заочни­ кам преодолевать видимые и невидимые «барьеры» на пути к среднему образованию. Мы пригласили Тамару Павловну в редакцию и попросили рассказать, как ей работалось на «Салюте», что особенно за­ помнилось из двухмесячного пребывания здесь В роли «мор­ ского» учителя. Вот что она рассказала: П РОШЛЫЙ «учебный рейс» был долгим: в море ра­ ботала пять месяцев и восемь дней. На двух промыс­ ловых судах: «Салюте» и «Куп­ рине» (траловый флот). Конеч­ но, преподаватель по роду своей работы в корабельной обстановке является организа­ тором учебы, агитатором за всеобщее среднее образова­ ние. «Салют» не был исключе­ нием. Приятно, что здесь я в этом всегда встречала пони­ мание и поддержку. Виктор Иванович назвал име„ на общественных консультан­ тов, выполнявших с душой по­ ручения судовой Парторганиза­ ции. Еще несколько штрихов на эту тему. Секретарь парторга­ низации старпом Сергей Вла­ димирович Булдин, консульти­ руя учащихся по математике, а технолог Михаил Филиппо­ вич Судник — по химии за^- ботились и о том, чтобы рас­ ставить людей по вахтам без ущерба как для производства, так и для проведения занятий. Понравилось то, как секре­ тарь комсомольской органи­ зации Григорий Яковлев по ду­ шам говорил со сверстниками о необходимости учебы. А мо­ лодежь на судне знает, что вожак комсомольцев, третий штурман, сам прошел через все трудности заочной учебы, штурмуя «мореходку». Уж сам его пример говорил о многом тем, кто «не видел смысла» в повышении уровня общеобра­ зовательной подготовки. В первый период работы ко­ миссии содействия, председа­ телем которой стал В. И. Ча­ шин, пришлось заниматься с «отказниками» — людьми, не подчинявшимися приказу на­ чальника флота о заочной уче­ бе. Делалось это без нажима, но убедительно. По крайней Э л е к т р о н н ы й п о м о щ н и к В московской школе N® 444 проводятся экспе^ рименты по внедрению программированного обучения детей математике, начиная с седьмо­ го класса. Для этого здесь создан специальный кабинет, оборудованный электронно-вычислитель­ ной машиной, с которой связаны индивидуальные пульты учеников и пульт преподавателя. Разра­ ботано также специальное пособие с изложением изучаемого материала и контрольными задачами. Преподаватель на своем пульте получает полную информацию о действиях каждого ученика. НА СНИМКЕ: на уроке математики. На первом плане восьмиклассник Костя Клепов. Фото Б. Корзина. (Фотохроника ТАСС). мере, никого не пришлось вы­ зывать «на ковер» — держать ответ перед комиссией. С та­ кой целью она не собиралась — работа велась индивидуаль­ но и дала положительные ре­ зультаты. Надо сказать и о том, что еще до начала работы комис­ сии на «Салюте» были моло­ дые моряки, стремившиеся по­ высить свои знания самостоя­ тельно. В первые же дни пре­ бывания на корабле я убеди­ лась в этом. Взять матроса-ру- левого Бориса Киселева. У не­ го были учебные планы, взя­ тые на берегу, в нашей школе. Борис упорно занимался мате­ матикой, написал еще до мое­ го прихода несколько сочине­ ний — это было приятной не­ ожиданностью. Или вот убор­ щица Светлана Капустина, стремящаяся изучить ино­ странный язык, — сразу за­ метно ее желание знать боль­ ше. Хочется отметить также прилежание заочников Анато­ лия Захарова, Виталия Колосо­ ва, Николая Долматова. Ана­ толию, например, трудно дава­ лись сочинения. Но он не па­ совал, на занятия ходил, не пропустив ни одного, занимал­ ся дополнительно. Заметную роль в организа­ ции заочной общеобразова­ тельной учебы на судах игра­ ет консультационный пункт на­ шей школы при отделе кад­ ров «Мурмансельди». Пунктом заведует преподаватель Римма Сергеевна Коновалова, отдав­ шая народному образованию десять лет своей жизни, из них шесть — нашей заочной школе. К АК КОНКРЕТНО выража­ ются контакты между консультпунктом и пре­ подавателями, находящимися в море, можно показать и на примере последней команди­ ровки Тамары Павловны Куд­ ряшовой. С Риммой Сергеев­ ной у нее был хороший дело­ вой контакт. Обменивались ра­ диограммами, переписывались. Отдел кадров представлял данные о замене членов эки­ пажей. Эти данные сообща­ лись в море. Если среди но­ вичков оказывались молодые моряки, не имевшие среднего образования, их привлекали к учебе. В письмах были и дело­ вые советы по организации учебного совета на том или ином корабле. Это, несомнен­ но, приносило ощутимую поль­ зу преподавателю, вышедшему в море на несколько месяцев. «Морскую» вахту, имея такой контакт с берегом, конечно, нести легче. * * * О б щ е ф л о т с к а я к о м и с ­ с и я содействия заочно­ му обучению в «Мур­ мансельди» (комиссию воз­ главляет заместитель начальни­ ка флота по кадрам Геннадий Федорович Головнин) слушает отчеты первых помощников ка­ питанов по этому вопросу. На одном из последних заседаний отчитывался и Виктор Ивано­ вич Чашин. Комиссия решила обобщить и распространить по флоту опыт партийной органи­ зации и командования БМРТ- 449 «Салют» в деле постанов­ ки заочной учебы под деви­ зом: «Каждому молодому мо­ ряку — среднее образование!» Публикуя сегодня этот мате­ риал, «Рыбный Мурман» пре­ следует ту же цепь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz