Рыбный Мурман. 1975 г. Май.
Х р а п о в и ц к и й о I Ът — ПЕРЕДНИЙ к р а и - П Р И Ч А Л Ы ПОРТА ! Д о к у м е н т а л ь н ы й о ч е р к | Хроника двух огненных суток І І І М Ш Ш П І Ж Ш І І І І І І Ш І І І Ш І І П І І І Ш Ш Ш Ш І Ш Ш І І Ш Ш Ш Ш Ш І Ш Ш І Ш І І І 'J y ’c i g o Š i b y - * G \ п с х ш а п г ~ ь & с о ё У ^ ё 'е т . a x 8 с е с р я л т.2. 7- і . ь і 'I P U i' / р Л З ё . г . *-£■<ЫX 7П- С к а и щ у ъ ш -илч и п еи 4 ве #& « и & -^ ' ■ -Ф ' А/» ■&& *М Л. Ч .О С 'к & с? / & .n tc th rr'to S3?Č> I ,%Ъ ин: (Продолжение. Нач. в № 50, 52, 53) П ОРОГ нового, 1943 года личный состав МПВО рыбного порта перешагнул опытным бой цом, окрепшим и закален ным в борьбе с врагом. Те перь уже никого не удивля ло, что и пол бомбежками во время разгружались рыбо ловные траулеры, экипажи которых в военном море вели промысел, транспортов, про шедших в Мурманск сквозь зоны активных действии под водных и надводных кораб лей, авиации гитлеровцев... Сорок второй грозовой год стал достоянием истории. Но запомнился он портовикам на всю жизнь. Расскажу здесь об одном уникальном случае — такого больше в течение всей войны:не было. 1 апреля на мурманском рейде бросил якоря очеред ной, шестой караван союзни ков. Насчитывал он полтора десятка транспортов под анг лийским, американским, на найским. гондурасским , и польским флагами. На рейде стало тесно. А каждый ко рабль—боевая цель для вра га. Положение осложнялось еще и тем, что гитлеровцы сбрасывали с самолетов и мины. Обстоятельства требо вали быстрой расстановки •транспортов по причалам. Это удалось сделать к 3 апреля. И началось... С ЕГОДНЯ сказали бы об этом так: «Репор таж из пекла» или как-то в этом роде. И точно: двое суток в порту были ог ненными. К причалам 14— 15 поста вили английский транспорт «Нью Вестминстер сити», по соседству — у причала 12— 13 ошвартовался его собрат «Эсинаэр стершит». Раз грузка пошла быстро. Когда сагонов не хватало, вы растали штабеля боеприпасов на причалах. Цель для бом бометания стала больше по площади. Враг словно ждал этого. В 20 часов 59 минут прозвучал сигнал воздушной тревоги. Через 16 минут, прорвав шись сквозь заградительный огонь, фашистские летчики ударили именно сюда — в «есто разгрузки английских транспортов. Возник грозный очаг поражения. Вот записи наблюдателей МПВО о том, как развива лись события: 21.25 — по жар на пароходе в районе второго рыбозавода. 21.30 —- два противопожарных отде ления выехали в район рыбо завода. 21.45 — из штаба МПВО города затребовали к рыбозаводу буксир. 21.48 — а район рыбозавода выбыл начальник порта. 21.50 — буксир подошел к рыбозаво ду. 22.05 — на пароходе го ри г трюм № 1. команды ра ботают, буксира еще нет. 22.10 —■ на территории рыб ного порта поражений нет. Выяснено: на пароходе трое раненых, помощь оказана. 22.14 — у рыбозавода 7 ра неных. помощь оказана. 22.18 — начальник порта приказал выслать в район рыбозавода всю аварийную команду. 22.30 — начальни ком порта затребованы две пожарные машины. 22.38 — на пароходе обнаружено еще двое раненых, помощь ока зана. Все раненые эвакуиро ваны. 22.45 — пожар в рай оне рыбозавода уменьшается. Обнаружено еще двое ране ных (всего 11). Один убит в трюме. 22.50 — горит «Вест минстер сити». 22.51 — от бой «ВТ». 23.12 — приказа ние штаба: команды не рас пускать. 23.20 —- два отде ления пожарной команды го рода прибыли к рыбозаводу. 23.25 — на коптильном заво. де 8 человек медико-санитар ной команды. 23.29 — «ВТ». 23.50 — пароход затаплива ют, так как пожар увеличи вается, а на пароходе много взрывчатки. Буксиры ушли по объявлению «ВТ». 23.55 •— отбой «ВТ». Обычный налет? Нет, с устрашающими последстви ями, если бы их не удалось предотвратить, взрыв двух сот тонн смертоносного гру за смел бы многое с лица земли, унес бы немало чело веческих жизней... К сча стью. победили люди, а не огонь. Что рассказали свиде тели этого события, скупые строки документов тех лет? Расшифруем с их помощью записи наблюдателей МПВО. Николай Пушкѳв услышал звуки MotopoB близко летя щего самолета и падающих бомб почти одновременно знакомые, но всегда бьющие по сердцу звуки. И тут же — пять сильных взрывов. В от блеске их огня мелькнул си луэт надстройки транспорта. Взметнулись фонтаны воды с обломками. Они обрушились на судно. Над транспортом заклубился дым и пар — прямое попадание! Товарищ ІІушкова — заместитель на чальника штаба МПВО Ни колай Опякин доложил о на чавшемся пожаре... П РЕЖДЕ чем противо пожарные отделения прибыли к горящему английскому транспорту, там; оказалась ІПура Турова . со своими иодругами-друшшни- цами. Их встретила густая пелена едкого дыма, одурма нивающего запаха горящей краски, пробки, дерева. Сле зились глаза, перехватывало дыхание. В трюме слыша лись взрывы, огонь преграж дал путь в помещения... На мостике начали самовоспла меняться сигнальные ракеты и дымовые пташки — на л.-- лѵбе транспорта был ад... В дыму метались несколько мо„. рлков с огнетушителями, но что они могли сделать? Сти видор рыбного порта Д. Е .; Розин и грузчик Кондратьев сумели организовать подачу воды с берега, так как судо вые трубопроводы и механиз мы вышли из строя, а из ма шинного отделения рвались клѵбы дыма и пара... Люди падали па палубу, теряя со знание от ѵл.ѵшья... В это время на помощь сандружинницам пришел Ни колай Опякин. По оборван ному трапу он поднялся на борт транспорта. "Николай увидел со своего поста (ря дом. на крыше рыбозавода), что на его глазах назревает трагедия. Его смелость и туг нашла выход в энергичном вмешательстве в ход собы тий. Он помог найти первых трех раненых, оказать по мощь Кате Сысоевой пере дать их яа причал... Оценив обстановку, коман дир команды Шура Турова направляет звенья Марии Гу- ниной а Лидии Салтыковоіі в поиск раненых на берегу. И она оказалась права в своих предположениях: вскоре на Причале обнаружили еще двух раненых. Помогли им, доставили в санитарную ма шину. Шура еще два звена — Шалапшой и Матвеевой направляет в помещение ры бозавода. И здесь нашли двух раненых. У одного из них были оторваны обе ноги и разбита голова. Остановив кровотечение, наложив жгу ты и сделав перевязку, сан- дружинницы их эвакуирова ли. А ІІІура со звеньями Сал тыковой п Гуниной снова бы ла на горящем транспорте. Рискуя жизнью, они делали свое благородное дело. В помощь им штаб напра вил еще два звена — Кѵш- нир и Молодовой. Раненых было много... Отличались вместе с уже названными дружинницами их подруги Лебедевич и Голландская. МИНУТНЫЕ пере дышки после оказания помощи пострадавшим или в ожидании санитарной дружины, в отблесках пожа ра рассмотрели девушки своих подопечных. На смуг лых лицах моряков выделя лись глаза, смотрящие со страхом и надеждой па спа сение. Красно-черные, почти синие губы шептали слова молитв, слова, обращенные к родным, к матери, остав ленной на далеких африкан ских и американских бере гах. Таких ребят в те годы мы часто видели на причалах и улицах Мурманска — они были в составе экипажей транспортов союзных кара ванов. Что позвало их в та кой дальний и такой опас ный путь к нашим суровым северным берегам? Ответ не однозначен. Не всем «цветным» удава лось попасть на службу в военно-морской флот, под за щиту брони и мощных ору дий. А на транспортах, кото рые строились наспех — на один боевой рейс, слабо во оруженных и тихоходных, риск могли, во мнению неко торых, оплатить только дол лары. Из-за них и шли негры и арабы матросами, коче гарами (на самую тяжелую, черную работу), чтобы отло жить деньги на будущее, ко торое многим не казалось ра дужным. Опыт старших по колений им это подсказы вал... Были и другие «цветные» моряки. Они считали огнен ные рейсы счастливой воз можностью увидеть своими глазами Страну Советов, где все равны, где никто не оста ется без работы, уверен в своем будущем. Сейчас стра на Ленина в жестоких бит вах с фашизмом отстаивала завоевания Октября, значит, завоевания таких простых людей, как я, матрос или ко чегар с американского или английского транспорта... Та кие моряки считали работу на судах конвоев выполнени ем своего долга перед совет ским народом. И кровь, про литая в этой борьбе с вра гом, священна для нас. Рассказывая о ІІІуре Ту ровой и ее боевых подругах, мне хотелось назвать имена спасенных ими моряков — негров и арабов. Наконец, в записях их удалось обнару жить, Сегодня они впервые называются в печати. Это Мошеттад. Мусегд Али. Са ид Хассант. Возможно, име на и фамилии искажены — ведь их передавали по теле фону в боевой обстановке. По и эта находка для нас до рога. На долю этих простых пар ией выпали нелегкие испы тания, но. возможно, они благополучно вернулись на родину. А вот артиллериста с их судна сандружинвицы обнаружили мертвым. По до кументам установили: это был 25-летний Майкл Хебот- поо из города Вонглозеу. По коится он в мурманской зем ле... Ж ИЗНЬ и смерть сосед ствовали в эти огнен ные часы. Образцы му жества показали спасатели. Командиры взводов Киншак, Яковлев, Галаев, бойцы по жарно-сторожевой службы Заозерский, Козлов, Хворо- стухин, Басов, Федоров, Ску. сов, Нерадко, связная Бере зина. прибыв на причал, уви дели страшную картину раз рушения. На одном транспор те развороченный взрывом мостик охвачен пожаром, па луба загромождена разбиты ми ящиками с боевой техни кой, их уже лизали языки пламени. На втором корабле слышались взрывы, зияли пробоины в районе трюмов 2 и 3, из горловины первого трюма шел едкий дым. Спа сатели. не мешкая, направи ли упругие струи воды из по жарных стволов в наиболее угрожаемые участки. Еще никто не мог опре делить размеров грозящей беды, но все чувствовали — это что-то страшное, невидан ное до сих. пор. Прибывший на причалы главный капитан порта Константин Андреевич Соболев, оценив обстановку, взял в свои руки управление действиями спасателей. Его коренастую фигуру в кожа ной куртке видели в самых опасных местах, властный го лос главного капитана, отда вавшего команды, вселял уверенность в бойцов. Вско ре в районе этого опасного очага поражения были на чальник штаба МПВО порта Марк Борисович Литвин, на чальник порта Александр Та расович Сидоренко. Через несколько минут на причале появился черный легковой «Форд». Из машины вышли Иван Дмитриевич Папанин и офицер военной миссии со юзников. Они своими глаза ми увидели картину пожара, результаты налета. — Где здесь телефон? — спросил Иван Дмитриевич. Ему показали. Надо от дать должное Семену Юлье вичу Храновскому, Николаю Савченко — связь, благода ря их стараниям, была без упречной. (Окончание на 4 стр.) Л. С. Турова. '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz