Рыбный Мурман. 1975 г. Май.
На крайнем правом В ел икой Отечественной В первые ж е месяцы войны уш ли на ф ронт 8100 из 3500 м урм ански* комм унистов и три чет верти состава го р о д ско й ком сом ольской ор га ни зации. 16500 мурманчан вступили в народное ополчение и истребительны е отряды , больше д вух тысяч — « ком анды противовоздуш ной об оро ны . 3260 м урм анчанок стали медсестрами и сандруж ииницам и. * * * Ка всех этапа* великой битзы е фашистами впереди, там, где опаснее всего, находились ком м унисты , являя прим ер м уж ества и беззаветной преданности социалистической Родине. Наша партия -в годы войны была сраж ающ ейся парти ен. С реди Героев С оветского С ою за, получивш их это звание на Сеаере, 108 носили у сердца пар тийные, а 15 — ком сом ольские билеты. * * * 6 августа 1941 года впервые с начала войны не промы сел вышли четыре судна. На обратном п е реход е погиб вместе с экипаж ем траулер «Сельдь». 1- <- і- V) января 1951 года мурманчане отправили в осажденный Ленинград первый состаз, в вагона* которого было 100 центнеров соленой трески, 523 центнеров сельди, 370 центнеров семги к 7,5 тонны рыбьего жира, Второй эшелон был от правлен в июне 1942 года. 21 и 23 июля 1944 го да мурманчане отправили в Ленинград еще два состава с рыбой. * * ѵ За три аоениых года горстка судов тралового флота дала стране — фронту и тылу — 850 тысяч центнерод рыбы, 7,5 тысячи центнеров рыбьего жира, 3,о миллиона банок консервов. * * * РТ-1Э2 «Валерий Чкалов», РТ-32 «Кумжа», РТ-67 «М олотое». Эти три судна погибли в Баренцевом м о р е у острова Харлов на 21-й день войны в о д ном ж естоком и неравном б ою . Н о этот бой в о шел а летопись обороны Заполярья потом у, что РТ-1Э2, ставший сторож евым кораблем С еверно го фпэта под именем «Пассат», вы полняя свое первое боевое задание, повторил подвиг леген д арн ого «Варяга». Имея на борту две пуш чонки и два пуле,чета, чтобы спасти РТ-32 и РТ-67, ко то ры х он конвоировал, «Пассат» храбро вступил в б ой с пяты е враж еским и эсм инцам и! У ж е по гр у ж аясь в воду, с ф лагом на гафеле, сЛассат» п р о долж ал вести огон ь из кор м о во го ор уди я. К а питан В. Л. Окумевич, м оряки П. Г, Ф и щуп, С. А Башарин, А . В. П ивоваров, М. Баранов, А. Л зпен- ков, Е. М . П од горны х, Г. С, З арецкнй, Г. В. Х ар ламов, Топокноа, А нгер и другие погибли см е р тью героев. Спаслись только двое — Б. М оцель и М, Троф им енко. Тогда ж е, 13 ию ля 1941 года, фа ш истские эсминцы расстреляли «Кумж у» и РТ-67. Большинству м оря ков с этих судов, благодаря от важным действиям «Пассата», удалось спастись. * * * К началу 1943 года труж еники М урм анской о б ласти внесли в ф онд об оро ны 65 м иллионов р у б лей , 15,4 килограмм а золота, 23,6 килограмм а се ребра. На ф ронт бы ло поела>ю 70 тысяч посы лок. На средства, собранны е ж ителям и области, была построена танковая колонна «Белый м ед ведь». Эти танки участвовали а ш турм е Берлина. * * * Ратный подвиг защ итников Кольской зем ли вы соко оценен Родиной, партией и правительст вом. П рези диум Верховного Совета СССР 5 д е кабря 1944 года учредил специальную медаль «За оборону Советского Заполярья», которой награждены 330790 советских воинов и т р у д я щихся области. М ногие соединения, полки, ко рабли, тысячи воинов 14-й армии. Северного флота, трудящихся области были награж дены боевым и орденам и м медалям и. 136 участников боев в Заполярье удо сто ем и звания Героя Со ветского Союза. « *, •»- В честь знаменательных побед в Заполярье столица нашей Родины Москва четы ре раза салю товала гром ом орудийных залпои доблестным солдатам К арельского ф ронта и морякам С евер н о го флота. * * * П одводя итоги боев в З аполярье, газета «Прав да» в 1944 го д у писала: «Героическая защита Заполярья войдет в историю наш его народа как одна из самых ярких, самых запом инающ ихся страниц. Здесь spa r был остановлен осенью 1941 года. Здесь находился участок, гд е врагу в тече ние всей войны ие удалось переш агнуть пинию нашей государственной границы». ДВОЕ С ТР «БОРИС САФОНОВ» Экипаж транспортного рефрижератора «Борис Са фонов» выступил инициато ром социалистического со ревнования за достойную встречу тридцатилетия В е ли кой Победы. Почин был широко подхвачен всеми моряками. Экипаж транспортного рефрижератора работал под девизом «За того парня», за числив в свой состав про славленного советского лет чика, дважды. Героя Совет ского Союза Бориса Феокти стовича Сафонова, и дал сло во трудиться по-сафоновски. В дни предпраздничной трудовой вахты экипаж «Бо риса Сафонова■> добился больших успехов. Отличи лись многие моряки. На снимке вверху вы ви дите слесаря П. И. Фтомов-а, Он комсомолец, ударник коммунистического труда, председатель судового коми тета профсоюза. Моряк по стоянно совершенствует зна ния, помогает товарищам, На втором снимке — г-азо- электросварщик В. Д . Курча вый. Он тоже ударник ком мунистического труда, удо стоен знака «Ударник девя той пятилетки». И таких на судне немало. Встречая славный праздник, моряки - сафоновцы стре мятся приумножить свои успехи. Фото Б. Щукина, В ТЕ ОГНЕВЫЕ ГОДЫ С орок г-етг отдал рыбной промыш ленности Савера Василий С ергеевич Зем сков, ил них тридцать два года командовал промы словыми, транспортными судами. Начинал работу в М урм анском траловом флоте. П осле войны ходил в первые экспедиции за сельдью в С евер н ую А тлан ти ку. В последние годы перед уходом на пенсию Василий С ер геевич возглавлял экипажи плавбаз «Севрыбхолодфлота». О каж дом этапе его ры бацкой жизни м ож но написать осо бо: дела были зам етны е, оставивш ие след в истории ры бного М урм ааа. Но мало ком у известна еще одна страница биогра фии В, С . Зем скова. Н е задо лго до войны он оказался в Гер* мании, где принимал ?Т , строящ ийся там по заказу Советско го Сою за. По просьбе наш его корреспондента Василий Серге евич и рассказал о собы тии* тех дней. поддаваясь ка провокации. Ког- слову. А однажды увидели ИЮНЯ 1941 года... Ни кто из нас не хотел ве рить, что этот день — начало жестокой воины с фа шизмом. !іще труднее было ве рить, находясь вдали от Роди ны, А именно двадцать второе июня застало меня в Гамбурге, где мы, группа моряков трало вого флота, принимали новый траулер. Косвенно можно было дога даться, что Германия затевает «против Советского Союза недоб рое. Взять хотя бы такой факт. Во время ходовых испытаний предназначенное для нас судно «Д РУГ оказалось па мели. Сде- ііано умышленно, чтобы зядвр- жата» передачу. Ленинградским морякам не разрешили вести до мой уж-е готовый земснаряд. Мол, ожидается приезд кого-то из нашего правительства, при- УРвчнм * Mtm яебресѳееяства отплытие к этому событию. И, видимо, для дезинформации 'в субботу. 21 июня украсили ули цы флагами расцвечивания. Но были и прямые доказа тельства вероломства фашистов. Рабочие, верфи не однажды го ворили: — Зачем вы приехали, -скоро будем воевать с вами. Но мы, к сожалению, относи лись с недоверием к этим пре достережениям. Какая война, думали мы, если подписаны акт о ненападении, договоры о торговле... Германия к тому времени давно перешла на военный рас порядок. Мы это почувствовали, едва переехали границу. Сразу нам выдали продовольственные карточки. И вообще, какой конт раст был между нашей страной, жившей мирной жизнью, заня той мирным строительством, и рейхом, развязавшим мировую войну. По ночам город погру жался в темноту, постоянные воздушные тревоги при налетах английской авиации. Мы надея лись, что советским людям не придется испытать ужасы бом бежек. И вдруг в шесть часов утра 22 июня в дверь номера гости ницы, в котором мы жили со вто рым помощником капитана Ми хаилом Жуковым (раньше вме сте плавали на РТ «Лепил»), за грохали кулаками. Предположи ли — хозяин будит на завтрак, но через минуту поняли, -что не завтраком пахнет. Ворвавшиеся в комнату люди в штатском при казали быстрее одеваться, за метив, что мы замешкались, бес церемонно стали толкать в спи ны. Непрошеные гости успели обшарить все помещение. Из других номеров выходи ли (тоже а сопровождении) на ши товарищи. Советские люди вели себя с достоинством, не да по дороге в тюрі.му нам ска зали. что Россия объявила вой ну Германии, никто не придал значения такому заявлению: яв ная выдумка, думал каждый. Поместили нас в подвале. Усевшись на скамейках (боль ше тут ничего не было), ждали каких-либо объяснений. Патом нас стали вызывать по одному. Назад никто не возвращался. Настала моя очередь. Иду по длинному, едва освещенному коридору. Сзади — эсэсовец. При всех фашистских регалиях, на боку парабеллум. В комнате для допросов при казали раздеться догола, ощу пали каждый шов одежды, пере ворошили все в чемоданчике с личными вещами. Назад его уже не вернули. У меня была солид ная сумма немецких марок — зарплата команды. Забрали и ее. Ничего компрометирующего не обнаружив, затолкали в ка меру. Здесь находились товари щи, ранее меня вызванные на допрос. Примерно сутки никого боль ше не трогали. Кормили какой- то бурдой, кофе — коричневое пойло и талой хлеб, что ни ре зать его, ни есть нельзя. Такой пищей «потчевали» все время, пока держали в тюрьме, а потом в лагере. Люди отощали, осуну лись. Мучила неизвестность, да и фашисты старались всячески надломить наш дух. Не обходи лось и без рукоприкладства. Выстроили утром вдоль сте ны. Приказ — не шевелиться. Третий штурман Вольт обер нулся узнать, что же собирают ся с нами делать. Гестаповец схватил его за волосы и лицом — о стену. Приносили фашистские газе ты. «Вот смотрите, мол, на сколько мы продвинулись. Че рез месяц будем в Москве». Да только не верила мы ни одному вкладыш в газету с именами по гибших на Восточном фронте. — Заявляете, что дела идут хорошо, а откуда же столько убитых? Газеты не хватило, вкладыш вставляете, — замети ли мы. Что тут началось! Ругань, крик, угрозы. И так до самого обеда. Из гамбургской тюрьмы нас повезли в Берлин. Конвой с ов чарками, приготовили наручни ки, но в последний момент от них отказались. Поместили в лагере под Берлином. Здесь было много народу: французы, англичане, поляки. Нас, совет ских, поместили отдельно. Но возможности для общения все- таки были. При получении пи щи, когда заключенные прихо дили в нашу зону мыть посуду. Питание у иностранцев было лучше: получали посылки от Красного Креста, разных благо творительных заведений. И, бы вало, идя к нам, оставляли в кастрюлях каши, супу. Примерно месяц длилось на ше заключение. И этого срока вполне достаточно оказалось, чтобы понять человеконенавист ническую сущность фашизма. Через месяц нас повезли че рез всю Германию, Венгрию, Югославию на турецко-болгар скую границу для обмена на группу немцев, находившихся перед войной в Советском Сою зе. 30 августа были дома, в Мо скве.. Разъехались по своим ме стам. Меня откомандировали в Аст рахань, так как рыбный промы сел на Мурмане в то время поч ти не велся. Как известно, с началом войны траловый флот передал в состав Северного фло та свои лучшие корабли, а для лова рыбы оставалось несколь ко старых РТ, которые еще еле-' довало отремонтировать. Вновь вернулся в Мурманск в сентябре 1942 года. Пошел капитаном на РТ-17 «Ким». И до самой победы оставался на нем. Работать было, конечно, трудно. Ощущение такое, что не знаешь, где фронт, а где тыл. Враг бомбил город, рыб ный порт, охотился в море за траулерами. Особенно нелегко приходилось летом. По 10— 12 налетов за одни сутки совер шали фашистские летчики на мирный РТ. «Ким» был хорошо вооружен: 45-миллиметровая пушка, мел кокалиберная пушка, три зенит ных пулемета. Моряки учились не только рыбацкому делу, но я военному мастерству. Штурман но образованию, а по боевому расписанию командир БЧ-2 Кон стантин Хохлин проводил запя тил с рядовым составом по при емам стрельбы. Бывало, лишь станут за рыбодел — тревога. Все на боевые посты. Плотный огонь не позволял врагу произ вести прицельное бомбометание. За всю войну «Ким» не получил ни одного повреждения. К сожалению, были и другие, печальные случаи. За годы вои ны погибло более 20 траулеров тралового флота. Назову только некоторые: РТ-32 «Кумжа», РТ-4 «Навага», РТ-3 «Красно армеец», РТ-5 «Краб», РТ-15 «Засольщик», РТ-30 «Уссури- ец», РТ-103 «Победа»... О делах тралфлотовцев в во енные годы хорошо рассказано в «Истории Мурманского тра лового флота». Добавлю, что в сложных условиях мы и рыбу отлично лрвили (не раз приходи ли с полным грузом), и работа ли безаварийно. А ведь зимой в целях маскировки промышляли в полной темноте. И технику со держали в образцовом состоя нии. Назову фамилии тех, кто тру дился со мною вместе: старший механик Рагозин, старший штурман Калайда, второй штур ман Алас (ныне почетный граж данин гор. Мурманска), трал мейстер Абакумов, матросы Щетинин, Сметанин. В 1944 году я был награж ден орденом Красного Знамени. Записал В. ХРЯШКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz