Рыбный Мурман. 1975 г. Июнь.

гчшшшіпніиіішшііннішшішншііішшшішшншішншшііпіііиітіішішішшшітіішшшішіііініііннштііиіншшшішшіішшшшшшннниішшішшшшіііішшшпііііпіт' ППР «Рембрандт» вышел в очередной рейс в начале де­ кабря прошлого года. Вышел досрочно. Этому содействова­ ли хорошая организация труда на судне, тесная связь с кол­ лективом судоверфи, настойчивость моряков в достижении поставленной цели. -Экипаж «Рембрандта» не раз добивался больших успе­ хов. Имя этого судна вписано в историю тралового флота, пак имя инициатора многих добрых начинаний. И на этот ргч .'-оряки ((Рембрандта» вернулись в порт с победой. Они ус­ пешно выполнили рейсовое задание, завоевали первенство е парно-групповом соревновании за январь—апрель завер­ шающего года пятилетки. Экипаж занесен на Доску почета е газете «Рыбный Мурман». О том, как проходил очередной рейс, рассказывает тпн- там-директор В. Ф. Стромилов. Е ТРУДНЫЕ ДНИ Е Г* ХОРОШИМ настрое- =: I . ннем и- большим жела- = нием бороться за вы- = сокѵю производительность = пп'да вышел в дальнее пла- = ванне наш экипаж. Среди лич- з мого состава было немало но- = йичков. Но с первых дней = мы организовали их ѵчебѵ. = стараясь привить молодежи настоящие морские качества. = И вот пришли в район про- = мысла. Первое, что сразѵ s бросилось в глаза. — это = обилие промысловых судов = на иблове скѵ.мбрнн. И сразу = — неудача. Тралы прнходи- = ли или совсем пустыми, или = с незначительным количест- z: ном рыбы. = Полмеслца гянѵлась же- = стоная безрыбица. И лишь = іілтом стали появляться ма- = ленькие. но. правда, плотные = косячки скумбрии, Получа- =: лось так: попал на косячок = - - сразу хорошиіі улов, а не = попал — черпай водѵ. Л тут = еще постоянные сильные Е . штормы, густые, как молоко. = іуманы. Е — Трудные дни, — так Е охарактеризовали этот ие- = риод члены экипажа. Ё НА ОБЛОВЕ МОЙВЫ Е ЖЯ Ой ВА в этом году от- = ' ІТ І личная- крупная. жир- = ная, идет плотными Е косяками, но она стала очень Е подвижной. -Кааіется, в не- = сколько минут может со- = браться в косяк и тут же =; ваееыпаться. Поэтому штур- = • мана и тралмеіістерский со: Е- став старались делать все’, гг чтобы проявить как можно = больше оперативности и маГ- = невоенностн в работе, щ Опять нас преследовали Е постоянные штормы и тума- Е ны. ІІогода в апреле была Е хуже, чем в январе и февра- Е ле. Е И все-таки, благодаря ста- Е раниям экипажа, на облове Е мойвы мы достигли значи- Е тельных результатов. Е Это заслуга всех — от ря- Е дового матроса до старшего Е помощника капитана. ~ Выли и недостатки. Впро­ чем, зависели они не от команды. Расскажу об од­ ном нз них. При работе с пелагиче­ ским тралом н несколько раз увеличивается нагрузка на ваера по сравнению с ра­ ботой донным тралом. А тем более. если косяк мал, но плотен, приходится делать .много поворотов. При облове пелагических рыб требуется увеличивать скорость. Соот­ ветственно увеличивается и нагрузка на ваера. А отсюда и обрывы. Главная причина лебедки прибора ИГ-ЭК: по­ рваны оба ваера. А это зна­ чит... Что это значит, понятно каждому моряку. Пелагиче­ ский трал стоит не один де­ сяток тысяч рублей. Госу­ дарству потеря такого, ору­ дия лова обойдется недешево. Тоненькой ниточкой на­ дежды тянулся за- кормой ка­ бель — единственное, что соединяло нас с тралом. Сомнения длились доли се­ кунды. Но мне они показа­ лись вечностью. Даю коман­ ду полный ход назад, чтобы погасить инерцию судна. Вышли к тралу (благо, там глубина была всего 40 мет­ ров), встали на панёр. Под­ вирали немного кабель, со­ единяющий трал и прибор контроля его хода. Вот пока­ залась в воде верхняя под­ бора. Соединили с оторван­ ными. оставшимися на кор­ ме концами ваеров. буйковые якоря, бросили их на трал, ориентируясь по кабелю. Есть! Ухватили подбору. Подвирали, как положено, н уже грузовыми лебедками. бровольно. безо всякого при­ каза под руководством ко­ мандиров, организованно вы­ бегали моряки на причал, ко­ торый стал в те часы про­ должением штормового океа­ на, и заводили швартовы. - По семь швартовых было заведено с носа и с юта. И все-таки они лопались, ло­ пались, лопались... Дали ход .машине, сначала малый назад, потом средний. Отдан якорь. А ураган не стихал. Каждую мипѵтѴ уг­ рожала опасность. Но дружный сплоченный экниані и на этот раз побе­ дил стихию. Во второй поло­ вине следующего дня ураган отступил. «-Рембрандт» не получил ни единого повреж­ дения. Он снова победил. Победили мужество н самоот­ верженность советских моря­ ков. КТО ЖЕ ЛУЧШИЙ? Б ы в а е т очень много трудных вопросов. Ко­ нечно. далеко не на все я могу ответить. И все же. начиная с декабря про- 1 J обрывов ваеров. на мой взгляд, в том. что ѵ нас уста­ новлен совмещенный ваеро- укладчик — на оба барабана. Выручали смекалка и са­ моотверженность моряков, которые научились быстро поднимать авариііные тралы, ремонтировать ваера в ко­ роткий срок и снова спускать трал. В этом большая заслу­ га старшего мастера лова Л. С. Михайлова, который много времени отдавал обу­ чению моряков, сам первым шел на выполнение трудного дела, вдохновляя своим при­ мером молодежь. Вот благодаря таким, как Л. С. Михайлов, как многие другие мы и справились ус­ пешно со сложным заданием. КАК СПАСЛИ ТРАЛ Б ЫЛ УЖЕ ВЕЧЕР. Судно с тралом шло. со скоростью 4,5~т5 узлов. И вдруг — рывок, а на палубе обрыв обоих вае­ ров, и с необычной скоро­ стью разматывается кабель На снимке: передовые матросы ППР «Рембрандт» И. И. Жук (слева) и Т. Н. Быга. стрелами шкентелей подняли, перехватывая стропами. Трал, поврежденный топля­ ком, был спасен. В этом уча­ ствовали многие. И в пер­ вую очередь мой старший по­ мощник Е. А. Августннчик, старший мастер лова Л. С. Михайлов, матрос-рулевой С. С, Борисенко. А ведь счет шел на секунды, тем бо­ лее что в районе промысла было очень много судов, и каждый миг тоненькая ни­ точка надежды могла обо­ рваться. Опять помогли русская смекался, быстрота и отлич­ ная .морская практика. КОГДА НЕ ВЫДЕРЖИВА­ ЕТ АНЕМОМЕТР К ОГДА мы входили в порт, погода была от­ личной. Ярко светило солнце, воздух был напоен йодистым запахом вдруг по­ добревшего океана. После долгой разлуки с землей все радовались случаю встре­ титься с берегом, почувство­ вать его животворное тепло, просто пройтись не по желез­ ной палубе, а по бетонному причалу. И вдруг... Это всегда бывает вдруг. Такие привычки у морских ветров. Поздно вечером под­ нялся ветер. Сначала силь­ ный, потом еще сильней. И вот все смешалось в одно: волна с моря, ветер, силу ко­ торого мы не могли попро­ сту даже определить, потому что не выдерживал анемо­ метр — полушария его ло­ пались. Волна не только за­ хлестывала причал, который стоял на 18-метровой глуби­ не, солидный бетонный при­ чал. но и свободно гуляла по нему, сметая на своем пути все. «Рембрандт» зашел в- пор г для ремонта рулевого уст­ ройства. профилактики глав­ ного двигателя и отдыха команды. Следовательно, свободно маневрировать мы не могли. Но если порвутся швартовы, миг -— и судно, как маленький деревянный ящик, расколет о бетон при­ чала. Вахта, подвахта. десятки добровольцев ринулись в бои со стихией. Прочные швар­ товы лопались, как струны. В дождевиках, в робах до­ шлого года, этот самый труд­ ный. — Почему? — Да вот судите сами.. Второй помощник капитана Д. И. Зайко — отличный ры­ бак. Я спокоен, когда он на вахте. Очень спокоен. У Зайко какая-то особая, при­ рожденная интуиция. К поис­ ку рыбы. Начинал у нас, на «Рембрандте», с четвертых штурманов, сейчас штурман дальнего плавания. Отлично знает все приборы. А вот помощник консерв­ ного мастера И, Ф. Генюта, в недавнем прошлом солдат, Советской Армии, Пришел к нам матросом, показал себя очень исполнительным, тру­ долюбивым. Потом сдал эк­ замены. И вот теперь отлич­ но справляется с новыми обязанностями. Однажды постучался в мою каюту молодой матрос Жук. Я знал, что он служил ■ на военном флоте. Парень отлично зарекомендовал се­ бя во время ремонта судна. И не было никаких сомнений в том. что станет он отлич­ ным матросом. И вот на переходе Жук вдруг попросил: — Отправьте меня на бе­ рег, товарищ капитан! Не мо­ гу. Бьет меня море. Я ушам своим не поверил. Оказалось, что Жук. хотя и носил флотскую форму, служил на берегу. И. оказы ваегся. море не «приняло» его. Говорю: — Брось-ка ты . все эти мысли. Игорь, нз тебя полу­ чится отличный моряк. Поведал о том, как начи­ нал сам, как меня когда-то, лет тридцать назад, так же «травило», принес парню хо­ лодной воды, хлебца черно­ го с солью... И «оклемался» человек. Ох. как он работал на про­ мысле! Даже отличные, бы­ валые моряки завидовали. И. И. Жук сдал экзамены на матроса второго, а теперь и первого класса. Сейчас он сам обучает новичков, даеі- им добрые советы. А, может, назвать лучшим электромеханика Л. В. Вино­ курова, который хотя и по­ шел первый рейс на нашем судне, но сделал все возмож­ ное для отличной работы электрооборудования? Пли рефрижераторного механика С. М. Асудалаева, тоже заме­ чательного специалиста? Каких похвал заслуживают наши начальник радиостан­ ции В. И. Троими и электро- радионавнгатор В. Т. Роман- ченко. моторист В. И. Яков­ лев н чуткий, заботливый су­ довой врач Ф. Ф. Лашко! РАЗГАДАННЫЕ РЕБУСЫ Е ЩЕ В НАЧАЛЕ про­ мысла на облове скум­ брии мы не раз обра­ щались к морякам-балтнііцам за помощью и советом. Тем более что они хорошо знали тот район п поднимали высо­ кие ѵловы. В ответ молчание. Но радио есть радио. Услышать можно любой раз­ говор. любой совет. И вот слышим разговор балтийцев: — Иван, иди сюда. Хоро­ шо ловим! — Куда? •— спрашивает неизвестный нам Иван. — Твой год рождения, от­ нять пятьдесят — такой и будет квадрат. В другой раз: — Глубина — номер тво­ ей квартиры плюс тридцать. В третий: — Выполняй задачу по­ мер два. Мы долго ломали головы: что это за шифр? Потом поняли все же хит­ рость балтийцев. Чтобы уло­ вы не доставались «чужим», они придумали свой «код». Когда-то у нас на Севере, кстати, очень давно, были такие «старички-своячки». которые, хоть умри, не пус­ тят «чужого» на свою завет­ ную банку. Таких у нас нет давно, уже лет двадцать, ес­ ли не больше. Наоборот, се­ веряне с открытой душоіі го­ товы помочь любому экипа­ жу, порой даже в ущерб се­ бе. Почему же в «Запрыбе» до сих пор бытует такое? Мы очень близко н тесно в рейсе сотрудничали с чер­ номорцами. ленинградцами, делились знаниями, совета­ ми. А вот калининградцы, латвийские экипажи и осо­ бенно литовские по-своему, мягко говоря , понимают со­ ревнование. Мои слова могут под­ твердить многие капитаны. И об этом я докладывал ру ­ ководству своего Флота. Кстати, уже потом, когда мы были на облове мойвы, те Же капитаны. которые скрывали от нас квадраты или глубины, где они про­ мышляют. обратились к нам же со слезной просьбой: — Подскажите, где ло­ вить? Мой старпом с сарказмом ответил: — Ваш год рождения плюс полтораста. II все же мы дали им ре­ комендации. От чистой души поделились всем, что знали. Я думаю, что этот вопрос, вопрос взаимовыручки и истинного морского товари­ щества должен стать предме­ том широкого обсуждения, а составителям подобных ребу­ сов вообще нечего делать па промысловых Флотах. * * * Экипаж «Рембрандта» ус­ пешно закончил рейс. Но это вовсе не значит, что у нас не было недостатков. Мы имеем серьезные протензии к техно­ логической службе, которая не сумела в полном объеме обеспечить высокую сорт­ ность продукции. Мы имеем протензии к отдельным чле­ нам экипажа, нарушавшим трудовую дисциплину. По это не может снизить высо­ кий успех экипажа, которыіі трудился самоотверженно и слаженно вдали от родных берегов, в трудном .много­ дневном рейсе. В. СТРОМИЛОВ, капнтан- директор ППР «Ремб­ рандт». ^Ш ІІШШП ІІІІІІШМ ІШ ІІШ ПШ ІІІІШ ІІІІІІІІІІІІІІШ ІШ Н ІШ ІІІІІІШШ ІШМНШШШ ІІІІІШ ІІШШ ІЩМШШ ІШ ІІШ ІІІІІШ ІІІШ ІІП ІІІШШ ІШ ІШ ІІШ ІІІІІІІІМ ІІІШ ІІІІІІІШШ НШ ІІІІІІІІШ ІІІІШ ІІІІІІІП ІІШШ ІШ -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz