Рыбный Мурман. 1975 г. Июнь.

Крепче союз: М О Р Е Г ^ ^ т БЕРЕГ, Р Д К С Г А Р А Н „..Сошлась на рыбном «пятач­ ке» группа судов-громад — про­ мыслово-рефрижераторных трау­ леров, Развернуться негде, а орать рыбу можно только разно­ глубинным тралом. Понятно, осо­ бая точность выхода на «пята­ чок» нужна, ловушки провести на­ до строго по тому слою воды, где он держится. Прошел раз —* мало, руль на борт ■— на обрат­ ный курс. Тонкое дело — разно­ глубинный лов. И глаз опытный нужен, и траулер должен подчи­ няться малейшим манипуляциям из поста управления. Ходили ПРТ по «пятачку» с раз­ воротами, и вдруг удивление, ко­ гда один из них «кренделя» стал выделывать. Что за чудеса, шут­ ки? Выбрали штурманы время шу­ тить. В такой ситуации. Посмотре­ ли коллеги в бинокли: «Ба, да это же «Рембрандт». Капитан его — известный промысловик на флоте. Впрямь чудеса. Но не до шуток было тогда командиру «Рембранд­ те» В, Ф. Стромилову, Хотел он сделать разворот на 180 граду­ сов, дал команду, а вот прямо руль становиться не хотел. Заело. С арший механик Г. И. Юденков, - j j данный экстренно, кое-как ^ І у з д а л » «рулевку». И подумал: «Вот тебе и гарантия». А теперь только факты. В апреле прошлого года, когда «Рембрандт» простоял в текущем ремонте вместо трех девять ме­ сяцев, бригада слесарей тов. Сте­ панова с головного судоремонт^ «ого предприятия выдала гаран­ тийный паспорт на отремонтиро­ ванные ею механизмы,- системы, в том числе и рулевой машины. Все было сделано добротно, кро­ ме того, что касалось «рулевки». *4 через рейс судовые специали- вынуждены были это устрой- I снова записать в дефектную >мость, как нуждающееся в ѵЧении». Позиция их была рдая: допустили брак, хотя и .али гарантию, — исправляйте сгсплатно. Бесплатно ли в самом деле эоизвели повторный ремонт — тпрос остается открытым. Но ра- той же бригады уже в де~ Ъ 1974 года вновь дали га- > ^ н ы й паспорт на рулевую у; в течение шести месяцев ж с .е не беспокоиться, не под- ^ твіёТ. Как тут не поверить — бригада тов. Степанова считается одной из лучших на судоверфи. Но че­ р е з полтора-два месяца после вы­ хода на промысел обнаружилось следующее. Положишь руль на борт, а назад «рулевка» не сра­ батывает. Тут и до столкновений ••едолго, тем более что трал за сортом*. На малом ходу слуша­ лась, а что значит малый ход? — запросто посадишь тот же трал на грунт, а это — авария. Можно вообще в клочья изодрать, а стоимость его несколько тысяч рублей. В штормовую погоду со­ всем беда. На судне приняли все меры предосторожности. Выставили специальную вахту, само собой — усиленный технический надзор. Все делали моряки, чтобы не со­ рвать рейс, В порт, в адрес глав­ ка, МССВ, своего флота, дали со­ ответствующую радиограмму. Главный смысл: по приходе в Мурманск примите все меры, чтобы тот, кто допустил вновь брак, со всей ответственностью взялся за его устранение. Возвратился из плавания «Ремб­ рандт» 13 мая. Предстоял меж- рейсовый ремонт, во время кото- IJSwfO М4ДО было произвести чист­ ку главного двигателя, другие ра­ боты, связанные с подготовкой механизмов к очередному предъ­ явлению инспекции Регистра. Са­ мо собой, и рулевую машину сле­ довало сначала отремонтировать, а потом сдать Регистру. Как сейчас делают многие, эки­ паж перед приходом, основываясь на Договоре двенадцати, вызвал на соревнование своих береговых помощников. Радиограмма подана с л^оря в несколько адресов. «Рыбный Мурман» опубликовал ее 1 номере за 14 мая. Отсюда, можно сказать, разви- ' тие истории брака с ремонтом «рулевки» достигает апогея. Во- первых, вызов на соревнование су­ доремонтники не приняли. Пона­ чалу, правда, как видно из р е зо ­ люции на тексте радиограммы, ответственный товарищ с СРЗ-1 обязал изыскать возможность для удовлетворения просьбы м оря­ ков. «Изыскивали» полмесяца. На­ конец «нашли», — Не мож ем мы с вами за­ ключать договор на соревнова­ ние, — сказал спустя 15 дней про­ раб тов. Саковский, — потому что ваш заказ выполняет не только первый судоремонтный завод. А в чем тут дело? Брак допустила бригада тов. Степанова с головного предпри­ ятия объединения «Судоверфь». Ей бы и следовало подчищать «грехи». Но... представители ССВ стали в позу: «Рулевку» «запоро­ ли» вы сами. Какие к нам пре­ тензии?» Заявление безосновательное. Как положено, перед сдачей ру­ левой машинки в ремонт ее ос­ мотрел инспектор Регистра тов. Скалкин. Его заключение о причи­ не неисправности а двух словах можно, привести так: несоблюде­ ние технологии при сборке. Но это еще не все. Специаль­ ная комиссия в составе группово­ го механика тралового флота тов. Булгакова, старшего механика «Рембрандта» тов. Юденкова, старшего инспектора «Севгос- рыбфлотинспекции» (I) тов. Пере- возникова, заместителя начальни­ ка ОТК судоверфи тов. Белякова, ведущего прораба тов. Борченко также разбиралась в этом деле. На основании детальных замеров, осмотров и т. д. составили акт. Приведу заключение: «Причиной заедания рулевого устройства и сильной течи масла через уплот­ нения следует считать увеличе­ ние зазоров между статором и ротором, наличие задиров, кото­ рые произошли из-за нарушения технологии ремонта и сборки ру­ левой машинки». Кажется, ясно. Тт. Беляков, Бор­ ченко и присутствовавшие при проверке мастера судоверфи, как и остальные члены комиссии, при­ знали: да, это брак судоремонт­ ников. Но... И опять «но». Подписать акт они не согласи­ лись. Мол, вы, моряки, в море ремонтировали машинку — отсю­ да задиры и прочее. «Хорошо, сказали судовые специалисты, —- вот вам журнал технических ос­ мотров, судовой журнал (ремонт такого важного устройства, как рулевое, не занести в судовой Журнал нельзя. — В . X .) , другие документы. Убедитесь» Убеди­ лись, ответили: «Доведем до све­ дения руководства, пусть реша­ ет». До сих пор в акте так и нет подписей представителей голов­ ного предприятия. 29 мая заказ на весь ремонт взял СРЗ-1. На «Рембрандте» в какой-то м ере остались довольны: нет доверия к прежним исполни­ телям, занимавшимся ремонтом «рулевки». А подобную работу первый судоремонтный произво­ дил на «Франсе Галсе», «Ван- Дейке». И хорошо отремонтирова­ ли. Значит, технология у них луч­ ше разработана и опыт есть. О д ­ ним словом, тов. Юденков, стар­ ший механик, надеется, что пове­ зет и «Рембрандту». Заявляя, что «ваш заказ выпол­ няет не только СРЗ-1», тов. Саков­ ский имел в виду заказанные на судоверфи приспособления для изготовления лопаток к ротору рулевой машины. Да, это так. Но оговорка, как пресловутая палка о двух концах, «срабатывает» во­ обще не в пользу судоремонтни­ ков. Не приняли на СРЗ-1 вызов на соревнование —•_ на головное предприятие, как видно, не наде­ ялись. А сами с 29 мая по 3 июня задержали заказ ССВ на статор, и с 29 и 11 числа того же месяца — на лопатки и. приспособления. И еще одна «накладка» в сей ситуа­ ции. Как только статор доставили на судоверфь, с ним тем управи­ лись за полтора дня, а с приспо­ соблением возились непозволи­ тельно долго» Короче, до 24 июня, когда со­ стоялся на борту «Рембрандта» этот разговор; рулевая машина не была готова. Остановка — за ро­ тором. Вот почему и пересмотре­ ли срок окончания ремонта. С 26 июня его перенесли на 10 июля. На судне очень беспокоятся, уп­ равятся ли. Работа предстоит сло­ жная, потом последуют ходовые испытания, наконец, надо предъ­ явить «рулевку» инспектору Ре­ гистра. А если вновь брак?.. Основания для сомнения есть. Качество ремонта далеко не от­ личное. Чистили судоремонтники главный двигатель — при сборке нарушили технические условия, Болты закручивали, что называет­ ся, с помощью кувалды. Судовые специалисты, понятно, такую рабо­ ту не приняли. Лишь после теле­ фонограммы на СРЗ^І нашли ди­ намометрические клфчи для за* ТЯЖКИ болтов МОТЫЛёЙЫХ подшип­ ников и крышек. Сделали Как по­ ложено. И эту часть заказа моря­ ки признали. А рамовые так еще и-не предъявляли. Отремонтировали арматуру, по­ ставили, а привели в действие —- не работают питательные клапаны. Пришлось разобрать. Проверку делали сами моряки. Можно про* должать список недоделок... А рвения к быстрейшему окончанию ремонта не видно. В лучшем слу­ чае появятся на судне два-три сле­ саря и все. На проходившем недавно оче­ редном заседании городского штаба по координированию дей­ ствий смежных предприятий — участников Договора двенадцати говорилось о завышении объемов ремонта по этому кораблю. Дей­ ствительно, заказ был дан судо­ выми специалистами на 6,5 тысячи нормо-часов, а СРЗ-1 «уточнил» — тут дела на 7600 нормо-часов. После разговора в штабе комис­ сия (калькулятор тов. Федотов — траловый флот, тов. Перов — СРЗ-1, первый помощник капитал на тов. Тюрин, старший механик тов. Юденков) стала уточнять. И вот что оказалось. На «рулевку» первый судоремонтный завысил объем на 610 нормо-часов, на тру­ бопроводные работы — на 372, на конденсаторы и холодильники рефрижераторной установки — на 165 нормо-часов. Правда, на чистку главного дви­ гателя взяли не 1720, а 1450 нор­ мо-часов, В целом же по многим пунктам ремонтной ведомости объем .завышен заводом. Истина арифметически очевидная. Но ее судоремонтники не признают. Да­ же было заявлено: «Все равно д о­ тянем до нашего объема»ѵ Вопц рос: каким образом? И правомер- но ли? I А ведь могут и «дотянуть». Старшему механику подали под** писать документ, что рабочие по­ тратили 19,5 нормо-часа на про­ ход с завода до судна для чистки конденсаторов. Тов. Юденков от* казался. — Зачем они ходили? — спро- сил, — Я вас поставил в извест­ ность, что корабль выведен из эксплуатации. А вы не обеспечили рабочих своим сжатым воздухом. Реакция тов, Терехина, замес­ тителя директора СРЗ-1 по произ* водству, была более чем стран­ ная: — Заставим подписать, не таких обламывали, — и добавил нечто такое, за что потом пришлось извиняться в присутствии автори­ тетных товарищей, «Рембрандт» — высокопроиз­ водительный промысловый ко­ рабль. Долг и честь судоремонт­ ников — не задерживать его у причала. В. ХРЯШКОВ. {Продолжение. Нач. в N5 72— 74.) Шумилов только ахнул, когда, выйдя на крыльцо, увидел эту сцену. — Да ты, Сергеич, околдовал пса, что ли? Он ведь к себе ни­ кого, окромя меня, Ксюши и Ни­ колая, отродясь не подпускал! А Попов, отряхивая с груди сле­ ды собачьих лап, сказал: — Безумно люблю собак. Они это чувствуют и платят мне тем же,—и, улыбнувшись добавил: — Если бы не было моря, стал бы я дрессировщиком собак. *— Где будем встречу отмечать? — спросил Шумилов, — В избе или под рябинами?.. *— Давай под рябинами, — ска­ зал Попов. Пока Шумилов убирал со сто­ лика инструмент, флакончики с клеем и лаком, фанерки, пока за ­ стилал его скатеркой и расстав­ лял на нем немудреную закусь. Георгий Сергеевич рассказал мне историю о том, как спасли его собаки от верной смерти. Дело было в 1927 году, В то время в губе Порчниха в несколь­ ких деревянных домиках была расположена научно - промысло­ вая станция института по изуче­ нию Севера. У станции было око­ ло десятка собак, которые охра­ няли склад, возили с залива на санках бочки с водой, дрова и т. д, Уход за собаками был поручен матросу экспедиционного судна «Эльдинг» Юре Попову. Обязан­ ности свои он выполнял охотно, так как любил собак. Однажды на станции кончились дрова, и в становище Захребетное был послан за дровами моторный баркас «Грумант». На к ар к а се по­ шло четыре человека, в том числе Попов. В пути вышел из строя мо­ тор, и до Захребетного добира^ лись на веслах. Отремонтировать двигатель в Захребетном не уда­ лось. Было решено погрузить на баркас дрова и с попутным от­ ливным течением идти в Порчни- ху на веслах, а одному из коман­ ды, чтобы не перегружать бар­ кас, добираться до станции пеш­ ком вдоль линии телеграфных столбов. Совершить это путешест­ вие вызвался Юра Попов. По не­ опытности он не запасся едой, одет был легко. Шел не на лы­ жах, а пешком. Арктика не любит беспечных — вскоре Попов почувствовал это. на себе. Дороги, как таковой, не бы­ ло, Идти пришлось по насту, про­ валиваясь местами в снег выше колен. Из-за глубокого снега и крутых, почти отвесных подъемов путь от столба к столбу оказался не везде преодолимым. Пришлось эти участки обходить, теряя на время из виду столбы. Кончилось тем, что после обхода какой-то горки он не смог выйти на линию столбов, потерял ориентировку и окойчательно сбился с пути. Мно­ го часов брел он по белой пусты­ не.,. Шел, проваливаясь по грудь в снег,* обдирая лед с ресниц и растирая немеющие щеки... Часов при нем не было, и он потерял счет времени... Вокруг была белая бесконечность и такая тишина, что отчетливо был слышен стук соб­ ственного сердца... А силы начали иссякать. Он брел, с трудом пе­ редвигая ноги, -дышать было тя­ жело, кружилась голова. Он ча­ сто падал, с трудом поднимался и опять шел заплетающимся шагом. Очень хотелось сесть прямо на снег или на камень, но он себе говорил: «Не смей садиться... если сядешь, то уже не вста­ нешь. А потом ег© качнуло, но­ ги подогнулись в коленях, и' он свалился на плоский, как могиль­ ная плита, серый валун... Он уже замерзал, погружался в беспамятство, когда его затума­ ненное сознание уловило собачий лай, а потом чья-то лохматая мор­ да уткнулась в его заиндевевшее лицо, обдала горячим дыханием онемевшие губы, щеки. Он от­ крыл глаза и увидел милые со­ бачьи морды. Это были собаки из Гіорчнихи. По каким-то неве­ домым признакам они учуяли, что их кормилец попал в беду... Соба­ ки лизали его. Они теребили его одежду, как бы понуждая встать, они радостно визжали. Он нашел в себе силы встать и, окружен­ ный лающими друзьями, дошел до станции... Пока Попов рассказывал эту историю, на столике под рябина­ ми появилась бутылка «Москов­ ской», а вокруг нее — довольно много всякой снеди: розово-бе­ лые куски отваренного морского окуня, шипящая и булькающая нз огромной сковородке яичница, шмат сала, посыпанного крупной солью, банка тресковой печени, соленые грибы, пучок зеленого лука. — Хватит о собаках... Присажи­ вайтесь к столу, — позвал Шуми-* лов. После первой — «за встречу» старик попыхтел трубкой и ска­ зал: — Ты меня давеча про Мочу, спрашивал,.. Почему войти легко, а выйти трудно... Так вот я рас­ скажу. Было это еще до войны, в 33-м году... Плавал я тогда на РТ «Прибой». Дело было зимой* Промышляли мы в Мотке. За­ штормило. К вечеру снег густой пошел. Капитан решил отстояться в Эйне. Видимость — хуже быть не может. Шли малым ходом, че­ рез каждые десять минут глубину, меряли. Ну, зашли, значит, в губу, стали на якорь, как полагается. Ночь переспали, а поутру, когда глаза продрали, — смотрим: не Эйна это.., В Эйне, сами знаете, простор, а тут бухточка плевая. Посмотрели мы на карту, и ясно стало: занесло нас в губу Мочу, она от Эйны близко. Снег был, темень, а у входа в обе губы б е ­ рег похож — вот и спутали... И угораздило нас в этой Моче за­ браться в такое место, что иначе как «мышеловкой» его не назо­ вешь: ' самая что ни на есть уз­ кость, а выход из нее стерегут три камушка — торчат, как три черных зуба, из воды, а меж н*и- ми проходы тесные — разве толь­ ко на ботишке прошмыгнешь..* Глядим мы на все это и понять не можем, как мы на тральщике прошли меж этих рифов. И как выйдем — тоже неясно... Вы, го­ сти, закусывайте, а то я вам тут зубы заговорил... Шумилов раскурил трубку, по­ молчал. (Смотрите 4 сгр-}

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz