Рыбный Мурман. 1975 г. Июнь.
Крепче союз: М О Р Е Г ^ ^ т БЕРЕГ, Р Д К С Г А Р А Н „..Сошлась на рыбном «пятач ке» группа судов-громад — про мыслово-рефрижераторных трау леров, Развернуться негде, а орать рыбу можно только разно глубинным тралом. Понятно, осо бая точность выхода на «пята чок» нужна, ловушки провести на до строго по тому слою воды, где он держится. Прошел раз —* мало, руль на борт ■— на обрат ный курс. Тонкое дело — разно глубинный лов. И глаз опытный нужен, и траулер должен подчи няться малейшим манипуляциям из поста управления. Ходили ПРТ по «пятачку» с раз воротами, и вдруг удивление, ко гда один из них «кренделя» стал выделывать. Что за чудеса, шут ки? Выбрали штурманы время шу тить. В такой ситуации. Посмотре ли коллеги в бинокли: «Ба, да это же «Рембрандт». Капитан его — известный промысловик на флоте. Впрямь чудеса. Но не до шуток было тогда командиру «Рембранд те» В, Ф. Стромилову, Хотел он сделать разворот на 180 граду сов, дал команду, а вот прямо руль становиться не хотел. Заело. С арший механик Г. И. Юденков, - j j данный экстренно, кое-как ^ І у з д а л » «рулевку». И подумал: «Вот тебе и гарантия». А теперь только факты. В апреле прошлого года, когда «Рембрандт» простоял в текущем ремонте вместо трех девять ме сяцев, бригада слесарей тов. Сте панова с головного судоремонт^ «ого предприятия выдала гаран тийный паспорт на отремонтиро ванные ею механизмы,- системы, в том числе и рулевой машины. Все было сделано добротно, кро ме того, что касалось «рулевки». *4 через рейс судовые специали- вынуждены были это устрой- I снова записать в дефектную >мость, как нуждающееся в ѵЧении». Позиция их была рдая: допустили брак, хотя и .али гарантию, — исправляйте сгсплатно. Бесплатно ли в самом деле эоизвели повторный ремонт — тпрос остается открытым. Но ра- той же бригады уже в де~ Ъ 1974 года вновь дали га- > ^ н ы й паспорт на рулевую у; в течение шести месяцев ж с .е не беспокоиться, не под- ^ твіёТ. Как тут не поверить — бригада тов. Степанова считается одной из лучших на судоверфи. Но че р е з полтора-два месяца после вы хода на промысел обнаружилось следующее. Положишь руль на борт, а назад «рулевка» не сра батывает. Тут и до столкновений ••едолго, тем более что трал за сортом*. На малом ходу слуша лась, а что значит малый ход? — запросто посадишь тот же трал на грунт, а это — авария. Можно вообще в клочья изодрать, а стоимость его несколько тысяч рублей. В штормовую погоду со всем беда. На судне приняли все меры предосторожности. Выставили специальную вахту, само собой — усиленный технический надзор. Все делали моряки, чтобы не со рвать рейс, В порт, в адрес глав ка, МССВ, своего флота, дали со ответствующую радиограмму. Главный смысл: по приходе в Мурманск примите все меры, чтобы тот, кто допустил вновь брак, со всей ответственностью взялся за его устранение. Возвратился из плавания «Ремб рандт» 13 мая. Предстоял меж- рейсовый ремонт, во время кото- IJSwfO М4ДО было произвести чист ку главного двигателя, другие ра боты, связанные с подготовкой механизмов к очередному предъ явлению инспекции Регистра. Са мо собой, и рулевую машину сле довало сначала отремонтировать, а потом сдать Регистру. Как сейчас делают многие, эки паж перед приходом, основываясь на Договоре двенадцати, вызвал на соревнование своих береговых помощников. Радиограмма подана с л^оря в несколько адресов. «Рыбный Мурман» опубликовал ее 1 номере за 14 мая. Отсюда, можно сказать, разви- ' тие истории брака с ремонтом «рулевки» достигает апогея. Во- первых, вызов на соревнование су доремонтники не приняли. Пона чалу, правда, как видно из р е зо люции на тексте радиограммы, ответственный товарищ с СРЗ-1 обязал изыскать возможность для удовлетворения просьбы м оря ков. «Изыскивали» полмесяца. На конец «нашли», — Не мож ем мы с вами за ключать договор на соревнова ние, — сказал спустя 15 дней про раб тов. Саковский, — потому что ваш заказ выполняет не только первый судоремонтный завод. А в чем тут дело? Брак допустила бригада тов. Степанова с головного предпри ятия объединения «Судоверфь». Ей бы и следовало подчищать «грехи». Но... представители ССВ стали в позу: «Рулевку» «запоро ли» вы сами. Какие к нам пре тензии?» Заявление безосновательное. Как положено, перед сдачей ру левой машинки в ремонт ее ос мотрел инспектор Регистра тов. Скалкин. Его заключение о причи не неисправности а двух словах можно, привести так: несоблюде ние технологии при сборке. Но это еще не все. Специаль ная комиссия в составе группово го механика тралового флота тов. Булгакова, старшего механика «Рембрандта» тов. Юденкова, старшего инспектора «Севгос- рыбфлотинспекции» (I) тов. Пере- возникова, заместителя начальни ка ОТК судоверфи тов. Белякова, ведущего прораба тов. Борченко также разбиралась в этом деле. На основании детальных замеров, осмотров и т. д. составили акт. Приведу заключение: «Причиной заедания рулевого устройства и сильной течи масла через уплот нения следует считать увеличе ние зазоров между статором и ротором, наличие задиров, кото рые произошли из-за нарушения технологии ремонта и сборки ру левой машинки». Кажется, ясно. Тт. Беляков, Бор ченко и присутствовавшие при проверке мастера судоверфи, как и остальные члены комиссии, при знали: да, это брак судоремонт ников. Но... И опять «но». Подписать акт они не согласи лись. Мол, вы, моряки, в море ремонтировали машинку — отсю да задиры и прочее. «Хорошо, сказали судовые специалисты, —- вот вам журнал технических ос мотров, судовой журнал (ремонт такого важного устройства, как рулевое, не занести в судовой Журнал нельзя. — В . X .) , другие документы. Убедитесь» Убеди лись, ответили: «Доведем до све дения руководства, пусть реша ет». До сих пор в акте так и нет подписей представителей голов ного предприятия. 29 мая заказ на весь ремонт взял СРЗ-1. На «Рембрандте» в какой-то м ере остались довольны: нет доверия к прежним исполни телям, занимавшимся ремонтом «рулевки». А подобную работу первый судоремонтный произво дил на «Франсе Галсе», «Ван- Дейке». И хорошо отремонтирова ли. Значит, технология у них луч ше разработана и опыт есть. О д ним словом, тов. Юденков, стар ший механик, надеется, что пове зет и «Рембрандту». Заявляя, что «ваш заказ выпол няет не только СРЗ-1», тов. Саков ский имел в виду заказанные на судоверфи приспособления для изготовления лопаток к ротору рулевой машины. Да, это так. Но оговорка, как пресловутая палка о двух концах, «срабатывает» во обще не в пользу судоремонтни ков. Не приняли на СРЗ-1 вызов на соревнование —•_ на головное предприятие, как видно, не наде ялись. А сами с 29 мая по 3 июня задержали заказ ССВ на статор, и с 29 и 11 числа того же месяца — на лопатки и. приспособления. И еще одна «накладка» в сей ситуа ции. Как только статор доставили на судоверфь, с ним тем управи лись за полтора дня, а с приспо соблением возились непозволи тельно долго» Короче, до 24 июня, когда со стоялся на борту «Рембрандта» этот разговор; рулевая машина не была готова. Остановка — за ро тором. Вот почему и пересмотре ли срок окончания ремонта. С 26 июня его перенесли на 10 июля. На судне очень беспокоятся, уп равятся ли. Работа предстоит сло жная, потом последуют ходовые испытания, наконец, надо предъ явить «рулевку» инспектору Ре гистра. А если вновь брак?.. Основания для сомнения есть. Качество ремонта далеко не от личное. Чистили судоремонтники главный двигатель — при сборке нарушили технические условия, Болты закручивали, что называет ся, с помощью кувалды. Судовые специалисты, понятно, такую рабо ту не приняли. Лишь после теле фонограммы на СРЗ^І нашли ди намометрические клфчи для за* ТЯЖКИ болтов МОТЫЛёЙЫХ подшип ников и крышек. Сделали Как по ложено. И эту часть заказа моря ки признали. А рамовые так еще и-не предъявляли. Отремонтировали арматуру, по ставили, а привели в действие —- не работают питательные клапаны. Пришлось разобрать. Проверку делали сами моряки. Можно про* должать список недоделок... А рвения к быстрейшему окончанию ремонта не видно. В лучшем слу чае появятся на судне два-три сле саря и все. На проходившем недавно оче редном заседании городского штаба по координированию дей ствий смежных предприятий — участников Договора двенадцати говорилось о завышении объемов ремонта по этому кораблю. Дей ствительно, заказ был дан судо выми специалистами на 6,5 тысячи нормо-часов, а СРЗ-1 «уточнил» — тут дела на 7600 нормо-часов. После разговора в штабе комис сия (калькулятор тов. Федотов — траловый флот, тов. Перов — СРЗ-1, первый помощник капитал на тов. Тюрин, старший механик тов. Юденков) стала уточнять. И вот что оказалось. На «рулевку» первый судоремонтный завысил объем на 610 нормо-часов, на тру бопроводные работы — на 372, на конденсаторы и холодильники рефрижераторной установки — на 165 нормо-часов. Правда, на чистку главного дви гателя взяли не 1720, а 1450 нор мо-часов, В целом же по многим пунктам ремонтной ведомости объем .завышен заводом. Истина арифметически очевидная. Но ее судоремонтники не признают. Да же было заявлено: «Все равно д о тянем до нашего объема»ѵ Вопц рос: каким образом? И правомер- но ли? I А ведь могут и «дотянуть». Старшему механику подали под** писать документ, что рабочие по тратили 19,5 нормо-часа на про ход с завода до судна для чистки конденсаторов. Тов. Юденков от* казался. — Зачем они ходили? — спро- сил, — Я вас поставил в извест ность, что корабль выведен из эксплуатации. А вы не обеспечили рабочих своим сжатым воздухом. Реакция тов, Терехина, замес тителя директора СРЗ-1 по произ* водству, была более чем стран ная: — Заставим подписать, не таких обламывали, — и добавил нечто такое, за что потом пришлось извиняться в присутствии автори тетных товарищей, «Рембрандт» — высокопроиз водительный промысловый ко рабль. Долг и честь судоремонт ников — не задерживать его у причала. В. ХРЯШКОВ. {Продолжение. Нач. в N5 72— 74.) Шумилов только ахнул, когда, выйдя на крыльцо, увидел эту сцену. — Да ты, Сергеич, околдовал пса, что ли? Он ведь к себе ни кого, окромя меня, Ксюши и Ни колая, отродясь не подпускал! А Попов, отряхивая с груди сле ды собачьих лап, сказал: — Безумно люблю собак. Они это чувствуют и платят мне тем же,—и, улыбнувшись добавил: — Если бы не было моря, стал бы я дрессировщиком собак. *— Где будем встречу отмечать? — спросил Шумилов, — В избе или под рябинами?.. *— Давай под рябинами, — ска зал Попов. Пока Шумилов убирал со сто лика инструмент, флакончики с клеем и лаком, фанерки, пока за стилал его скатеркой и расстав лял на нем немудреную закусь. Георгий Сергеевич рассказал мне историю о том, как спасли его собаки от верной смерти. Дело было в 1927 году, В то время в губе Порчниха в несколь ких деревянных домиках была расположена научно - промысло вая станция института по изуче нию Севера. У станции было око ло десятка собак, которые охра няли склад, возили с залива на санках бочки с водой, дрова и т. д, Уход за собаками был поручен матросу экспедиционного судна «Эльдинг» Юре Попову. Обязан ности свои он выполнял охотно, так как любил собак. Однажды на станции кончились дрова, и в становище Захребетное был послан за дровами моторный баркас «Грумант». На к ар к а се по шло четыре человека, в том числе Попов. В пути вышел из строя мо тор, и до Захребетного добира^ лись на веслах. Отремонтировать двигатель в Захребетном не уда лось. Было решено погрузить на баркас дрова и с попутным от ливным течением идти в Порчни- ху на веслах, а одному из коман ды, чтобы не перегружать бар кас, добираться до станции пеш ком вдоль линии телеграфных столбов. Совершить это путешест вие вызвался Юра Попов. По не опытности он не запасся едой, одет был легко. Шел не на лы жах, а пешком. Арктика не любит беспечных — вскоре Попов почувствовал это. на себе. Дороги, как таковой, не бы ло, Идти пришлось по насту, про валиваясь местами в снег выше колен. Из-за глубокого снега и крутых, почти отвесных подъемов путь от столба к столбу оказался не везде преодолимым. Пришлось эти участки обходить, теряя на время из виду столбы. Кончилось тем, что после обхода какой-то горки он не смог выйти на линию столбов, потерял ориентировку и окойчательно сбился с пути. Мно го часов брел он по белой пусты не.,. Шел, проваливаясь по грудь в снег,* обдирая лед с ресниц и растирая немеющие щеки... Часов при нем не было, и он потерял счет времени... Вокруг была белая бесконечность и такая тишина, что отчетливо был слышен стук соб ственного сердца... А силы начали иссякать. Он брел, с трудом пе редвигая ноги, -дышать было тя жело, кружилась голова. Он ча сто падал, с трудом поднимался и опять шел заплетающимся шагом. Очень хотелось сесть прямо на снег или на камень, но он себе говорил: «Не смей садиться... если сядешь, то уже не вста нешь. А потом ег© качнуло, но ги подогнулись в коленях, и' он свалился на плоский, как могиль ная плита, серый валун... Он уже замерзал, погружался в беспамятство, когда его затума ненное сознание уловило собачий лай, а потом чья-то лохматая мор да уткнулась в его заиндевевшее лицо, обдала горячим дыханием онемевшие губы, щеки. Он от крыл глаза и увидел милые со бачьи морды. Это были собаки из Гіорчнихи. По каким-то неве домым признакам они учуяли, что их кормилец попал в беду... Соба ки лизали его. Они теребили его одежду, как бы понуждая встать, они радостно визжали. Он нашел в себе силы встать и, окружен ный лающими друзьями, дошел до станции... Пока Попов рассказывал эту историю, на столике под рябина ми появилась бутылка «Москов ской», а вокруг нее — довольно много всякой снеди: розово-бе лые куски отваренного морского окуня, шипящая и булькающая нз огромной сковородке яичница, шмат сала, посыпанного крупной солью, банка тресковой печени, соленые грибы, пучок зеленого лука. — Хватит о собаках... Присажи вайтесь к столу, — позвал Шуми-* лов. После первой — «за встречу» старик попыхтел трубкой и ска зал: — Ты меня давеча про Мочу, спрашивал,.. Почему войти легко, а выйти трудно... Так вот я рас скажу. Было это еще до войны, в 33-м году... Плавал я тогда на РТ «Прибой». Дело было зимой* Промышляли мы в Мотке. За штормило. К вечеру снег густой пошел. Капитан решил отстояться в Эйне. Видимость — хуже быть не может. Шли малым ходом, че рез каждые десять минут глубину, меряли. Ну, зашли, значит, в губу, стали на якорь, как полагается. Ночь переспали, а поутру, когда глаза продрали, — смотрим: не Эйна это.., В Эйне, сами знаете, простор, а тут бухточка плевая. Посмотрели мы на карту, и ясно стало: занесло нас в губу Мочу, она от Эйны близко. Снег был, темень, а у входа в обе губы б е рег похож — вот и спутали... И угораздило нас в этой Моче за браться в такое место, что иначе как «мышеловкой» его не назо вешь: ' самая что ни на есть уз кость, а выход из нее стерегут три камушка — торчат, как три черных зуба, из воды, а меж н*и- ми проходы тесные — разве толь ко на ботишке прошмыгнешь..* Глядим мы на все это и понять не можем, как мы на тральщике прошли меж этих рифов. И как выйдем — тоже неясно... Вы, го сти, закусывайте, а то я вам тут зубы заговорил... Шумилов раскурил трубку, по молчал. (Смотрите 4 сгр-}
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz