Рыбный Мурман. 1975 г. Июнь.

6 декабре 1958 годе провожали мы на пенсию старейшего капи- тана-гюисковика Георгия С ергее­ вича Попова. Провожали по всем правилам: с речами, с памятными адресами, с подарками. Большой зал заседа­ ний совнархоза был переполнен. мест не хватило. Люди стоя­ ли в проходах. Одним словом, много пришло народу — и ничего в этом удивительного нет. Знали его тут многие. Вся его жизнь со всеми ее крутыми пово­ ротами была у людей как на ла­ дони — еще с тех давних, времен конца двадцатых годов, когда был <зн не Георгием Сергеевичем, а Юрой; когда был не капитаном и даже не штурманом, а матросом... П л а в а л он в те гоДы на рыболов­ ном траулере «Макрель» (1927 г.), на парусно-моторном экспедици­ онном судне «ЭльДйнг» (1928 г.). А потом была учеба в мортех- никуме. После учебы — траловый флот и промразведка. Ходил штурманом, капитаном промысло­ вых и поисковых судов. Делом жизни стала поисковая работа. Не каждому она по нут­ ру и не каждому по силам. Тут, наверное, особый склад натуры требуется. Его всегда тянуло в неизведан­ ное, в непознанное, а непознан­ ного в начале 30-х годов было в ' зренцевом море «под завязку». Сплошные «белые пятна», было над чем голову поломать. Искал треску, окуня, сельдь у Новой Земли, в Карском море, у Зайгача, у Колгуева, у Канина, у Медвежки, у Шпицбергена, в стру­ ях теплого течения, у Мурманско­ го побережья. Найдя рыбу, при-* водил за собой промысловые су­ да и опять уходил на поиски. А еще — бесконечные измере­ ния глубин, температур, течений, сбор данных о погодных услови­ ях, составе планктона и бентоса —г все это превращалось в батимет­ рические карты, планшеты, про­ мысловые лоции, печатные посо­ бия. Так было до Отечественной вой­ ны, так было и после войны. А в войну, как и другие, ловил среди мин и фашистских подвод­ ных лодок рыбу. Траловый флот был тогда военизированным и рыбацкий труд был приравнен к солдатскому. Нужна была стране рыба, и Попов вел свой траулер к Кильдину, в Мотку. Нелегко да­ валась эта рыбка военных времен. 3 апреля 1942 года из облака над Мотовским заливом вывали­ лось несколько фашистских бом­ бардировщиков. Поочередно пи­ кируя, они начали сбрасывать ^бм бы на РТ-103 «Победа». Судно не могло маневрировать, так как трал был в воде. РТИОЗ отстрели­ вался, но очень неравны были си­ лы. Прямым попаданием бомбы разворотило палубу, угольные бункера. Судно быстро затонуло. День был морозный. Низко, над самой поверхностью моря клубил­ ся туман. А в воде, в стылой ба- ренцевоморской воде, были лю­ ди — оглушенные взрывами, ра­ неные, обессилевшие, оцепенев­ шие от холода. Больше половины команды погибло. Среди тех, кого подобрали с воды военные кате­ ра, был израненный, контуженный капитан Попов. Вот такая была жизнь... Однако возвратимся к тому, с чего начат мой очерк. В декабре 1958 года мы прово­ жали на пенсию капитана Попова. Сидел Георгий Сергеевич лицом к залу, на видном месте — за сто­ лом, на котором возвышалась стопка памятных адресов в ярких ледериновых обложках. Черный форменный пиджак с двумя ря­ дами позолоченных пуговиц и шевронами на рукавах эффектно подчеркивал снежную белизну со, рочки с твердым воротничком, повязанным черным галстуком. Пестрая линия наградных колодок на левой стороне груди и знак к а ­ питана дальнего плавания — на правой усиливали общее впечат­ ление аккуратности, подтянутос­ ти, парадности. Подходили к столу люди, пожи­ мали капитану руку, вручали ему памятньіе адреса, грамоты, какиет- то коробочки, говорили теплые слова, ободряюще улыбались — не горюй, мол, старина, мы тебя будем помнить, в беде не оста­ вим, да и ты еще хоть куда... Не­ которые этим не ограничивались —- шли к трибуне и оттуда обра­ щались к Георгию Сергеевичу с прочувствованным словом. Сидел капитан чинно и слушал добрые слова о себе. Внешне был спокоен, •но волнение выдавала необычная, какая-то юношеская розоватость лица. Не привык ка­ питан, наверное, в таких больших дозах проглатывать комплимен­ ты... А потом, когда все выговори­ лись, дошел черед до Георгия Сергеевича. Он .должен был ска­ зать., свое, прощальное слово. Так положено. Этим всегда заверша­ ется ритуал проводов на пенсию. Признаюсь честно: за давностью события я уже не помню, что го­ ворил старый капитан. Но хорошо помню заключительную его ф ра­ зу: «...У меня сейчас такое ощу­ щение, будто сошел я с поезда на темный и холодный полуста­ нок... И вот стою я на этом полу­ станке, машу рукой, а поезд, на­ бирая скорость, уходит, и проно­ сятся мимо меня ярко освещен­ ные окна, и вижу я в тех окнах улыбающиеся лица дорогих мне людей...». Значит, уходя на пенсию, ви­ дел он в Своем поезде жизни только ярко освещенные окна. А ведь в жизни у него всякое бывало... Это он, красный стрелок 59-го Вязниковского полка РККА, в хо­ лодную, слякотную ночь 1919 го­ да где-то под Конотопом вышел, качаясь, из походного строя и упал у обочины дороги прямо в грязь, лицом вниз, подкошенный тифозной горячкой. Это он ме­ сяцами обивал пороги биржи труда в замерзающем, голодном Петрограде в начале 20-х годов... Это он прошел все крутые сту­ пени нелегкой тралфлотовской службы — от матроса до капита­ на.., И не так уж много было в его жизни женской ласки, домзш- : него уюта, театральных люстр — все это отняло мо­ ре... БолЬшая и, пожалуй, лучшая часть жизни прошла под девизом - ;«деньги — жене, рыбу' — ' стра­ не, а сам — носом на волйу^йЙИ тонуть доводилось не раз,.. И в аварии попадал... Нет, жизнь не очень миловала его... Однако же сравнил он тогда — я сам слы­ шал — жизнь свою с поездом, в котором окна ярко освещены... f. ДВА КАПИ ТАНА В 1942 году скоропостижно скончался капитан-поисковик Иван Николаевич Демидов. Ранняя смерть (было ему всего 42 года) всегда воспринимается как факт несправедливый, а тем более трудно было примириться с мы­ слью о кончине Демидова — че­ ловека живого ума, страстной увлеченности, огромной энергии, большого трудолюбия и редкого обаяния. Капитан Демидов при жизни был дружен с капитаном Попо­ вым. Увидев его на причале, еще издали раскрывал объятия и, ши­ роко улыбаясь, кричал: — Здорово, Сергеич! Давнень­ ко что-то мы с тобой языки не чесали? А разговоров у них, действи­ тельно, всегда было много. Не только о промысле. О житейских делах, о прочитанных книгах, о всякой всячине... На снимке: Г. С. Попов. Очень любил Попов этого че­ ловека. За что?.. Да разве просто на это ответить?.. Не все раскла­ дывается по полочкам. Нравился ему весь Демидов, вот такой, ка­ кой был — круглоголовый, коре­ настый, основательный во всех делах и увлечениях... Бьіл он од­ новременно добрый и крутой, улыбчивый и колючий, мужествен­ ный и по-детски ранимый... Потом уже, когда Демидова не стало, Георгий Сергеевич мог ча­ сами рассказывать о нем — о его «промысловом нюхе», о его одержимости, о его доскональ­ ном знании трала, о его добро­ сердечии и смешливости... Экзюпери принадлежат такие слова: «Товарищи *— только те, кто, держась за один канат, об­ щими усилиями взбираются на горную вершину и в этом обре­ тают свою близость». Товарищест­ во этих двух капитанов было именно такого свойства. Сближа­ ло их, в первую очередь, дело, которому они служили, и отноше­ ние к этому делу. Оба они были не просто капитаны - поисковики, а капитаны, горячо влюбленные в свою работу. Есть у капитана Попова толстая тетрадь в коленкоровой обложке. •Много лет он заносит в нее свои мысли и наблюдения. Внимание мое привлекла такая запись л в ней: «Капитан промыслового тра­ улера это моряк и промысло­ вик , а капитан поискового трау­ лера это моряк, промысловик и разведчик. Капитан - поиско­ вик должен быть не только от­ личным мореходом и рыбаком. Он должен уметь точно и быст­ ро оценивать промысловую об- станов ку, сопоставлять факты, на- Аход ит ь в іЩм о СВязь между ними и делать ^іыводы. Он должен много знать о рыбах, о море и о тех явлениях, которые оказывают на жизнь рыб прямое или косвен­ ное влияние. Он должен быть пытлив, наблюдателен, ненасытен в стремлении познать море, рас­ крыть его тайны. Капитан-развед­ чик — это очень ответственно?» Да, это очень ответственно... Сотни капитанов - промысловиков каждое утро впиваются глазами в промысловую сводку: как дела у поискового траулера, нашел ли он рыбу? И если нашел —- топают в его квадрат, загружают трюмы рыбой и идут в порт. Конечно, капитал- промысловик благодарен в этом случае капитану-поисковику за помощь, за наводку на рыбу, но не будет он особо расточать ь его адрес комплименты. Промыс­ ловики — народ сдержанный. Да и не ждет особых благодарностей поисковик — ведь это его работа, это суть его ремесла... Но как тяжко, как горько бывает капита­ ну - поисковику, когда случится иной раз у него промашка — по­ зовет флот на большую рыбу, а рыбы там «кот наплакал»... Ведь и такое бывает... Может, и не по­ прекнет его никто, но сам он се­ бя будет казнить, сам себе про­ тивен станет... И вера ему уже будет не та. Растерять авторитет капитану-разведчику легко, а вот заработать его — ой как трудно!.. А как тошно бывает, когда в мо­ ре безрыбье... Все тогда смотрят на капитана-поисковика с укором — будто он во всем виноват, все чего-то ждут от него, и теряет покой капитан, и рыщет по морю, как голодный шакал... Одним словом, работенка, как говорят, «на любителя». Оба они — и Демидов и Попов — были такими «любителями». Да они ли одни?.. К этому же племени от­ носились Степан Дмитриевич Ко- пытов, Андрей Петрович Новожи­ лов, Матвей Иванович Кузнецов, Семен Яковлевич Сухопяткин и многие другие капитаны.... В 1937 году капитан Демидов открыл в Баренцевом море об­ ширный промысловый район. О т­ крыл не случайно. Это был иТог долгих и мучительных размышле­ ний, результат большой творче­ ской неуспокоенности. Двадцать лет спустя капитан Попов напи­ сал очерк о своем товарище. Очерк был опубликован в «По­ лярной правде». Назывался он «Дерзание». Это, пожалуй, луч­ шее из того, что когда-либо было написано о трудной работе капи- тана-разведчика. Это очерк о том, как догадка, родившаяся в пытли­ вом уме капитана Демидова, пре­ вратилась в убеждение, а убежде­ ние — в дерзновенную мечту; как трудно, преодолевая препятствия, шел капитан к этой мечте... Это очерк о том, как дерзость вооб­ ражения в соединении с огром­ ной настойчивостью привела к триумфу. А для меня это еще и очерк о самом авторе его... Ведь еще Ге­ те сказал: «Каждый- 'Писатель» дс . известной степени,,^изображает і своих сочинениях. •самого 'себя, часто даже вопреки своей воле,..я Итак, райоН^Й^л .бткрьІт и и честь первооткрывателя -полу­ чил название ..«Демидовская бан­ ка». Но открыть промысловый р«Й- он это еще не все. Его надо познать, а познав — освоить. Ра­ бота эта — не из легких. Война, а потом смерть поме­ шали Демидову развить и углу бить изучение нового района. Э то сделал Георгий Сергеевич Попсе, Есть что-то очень трогательное у. вместе с тем вполне закономер­ ное в том, что эстафета, выпав­ шая из рук Демидова, была под­ хвачена Поповым. С 1945 по 1952 год капитан Попов сделал 33 рей­ са на банку Демидова. Шутники смеялись: — У Попова не м урманская прописка. У него постоянная про­ писка на Демидовской банке. Шутки шутками, а дело это бы­ ло нелегкое... Ведь Демидовская банка — целая страна протяжен­ ностью 230 километров по широ­ те и 110 километров по долготе. Первых два послевоенных года ходил Попов сюда на поисковом траулере «Серго Орджоникидзе», а однажды — это было в августе 1947 года — пришел на Демидоь- скую банку и сам ее первооткрь:- ватель... Увы, чудес не бывает: это был не Иван Николаевич, это был траулер «Капитан Демидова, и у открытого окна рубки стоял Георгий Сергеевич Попов. С тех пор пять лет кряду при­ водил Попов РТ-19 «Капитан Де­ мидов» в этот район Баренцева моря. Приводил для того, чтобы довести до конца дело, начатое товарищем. Через каждые 2— 3 мили эхо­ лот щупал дно, тысячи эхолотных промеров глубин наносились точ­ ками на карту:планшет. Постепен­ но карта покрывалась причудли­ вой вязью изобат и все опреде­ ленней вырисовывался рельеф дна. Из рейса в рейс все больше накапливалось сведений о рыбах этого района, путях миграций, об особенностях грунтов, течений,, погоды. Вспоминая эти годы, Попов с большой благодарностью отбыва­ ется о своих помощни.чах-штурма- нах Николае Александровиче Хо- хлине, Василии Дмитриевиче Тро­ фимове, Петре Петровиче Рома­ нове, Михаиле Ильиче Бачине. В результате этой большой многолетней работы промыслови­ ки получили исчерпывающий ма­ териал о Демидовской банке — подробную и более точную, чем все существовавшие ранее, бати­ метрическую карту района, про­ мысловую характеристику его описание рельефа дна, гидроло­ гического режима, метеорологи­ ческих условий, практические ре­ комендации по общей ориенти­ ровке и промысловой работе в районе. Это было надежное по­ собие для северных рыбаков. {Продолжение следует.! Когданабортупорядок ...До белизны надраеииая главная палуба. Но бортам яккѵратными штабелями уложены трюмные доски. По- походно.му закреплены тралы. Траулер «Мѵрмашн» тесно прижался к стенке припа­ ла № 9, отдыхал после трудного плавания. На щите читаю фамилию вахтенного штурмана —• Смолокуров. ІІо найти его удается не сра:зѵ. Старший по­ мощник капитана Геннадий Дмитриевич Смолокуров со­ провождал по сѵдиѵ санитарного врача. После, когд;> грач О. В. Неудахіш оформил документы по результатам осмотра, прочитал: оКонсервный' цех — 5. жилые поме­ щения — 5, провизионная кладовая — 5. Общая опен­ ка санитарного состояния судна — »отлично». Одним сло­ вом. на борту образцовый порядок. Было бы парадоксом, если дела у экипажа шли неваж­ но. Па белоснежной рубке Красная звезда — свидетель­ ство ударного трѵда в четвертом году пятилетки. В минув ­ ших двух рейсах коллективу ѵ далось выправить тревож­ ное положение, создавшееся из-за непредвиденного про­ должительного ремонта. Знакомлюсь дальше. В салоне па видных местах ма­ териалы наглядной агитации. Здесь можно прочитать, ка­ кие рубежи раметил экипаж на последний год пятилетки, как идет выполнение обязательств. В . С Е Р Г Е Е В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz