Рыбный Мурман. 1975 г. Июнь.
6 декабре 1958 годе провожали мы на пенсию старейшего капи- тана-гюисковика Георгия С ергее вича Попова. Провожали по всем правилам: с речами, с памятными адресами, с подарками. Большой зал заседа ний совнархоза был переполнен. мест не хватило. Люди стоя ли в проходах. Одним словом, много пришло народу — и ничего в этом удивительного нет. Знали его тут многие. Вся его жизнь со всеми ее крутыми пово ротами была у людей как на ла дони — еще с тех давних, времен конца двадцатых годов, когда был <зн не Георгием Сергеевичем, а Юрой; когда был не капитаном и даже не штурманом, а матросом... П л а в а л он в те гоДы на рыболов ном траулере «Макрель» (1927 г.), на парусно-моторном экспедици онном судне «ЭльДйнг» (1928 г.). А потом была учеба в мортех- никуме. После учебы — траловый флот и промразведка. Ходил штурманом, капитаном промысло вых и поисковых судов. Делом жизни стала поисковая работа. Не каждому она по нут ру и не каждому по силам. Тут, наверное, особый склад натуры требуется. Его всегда тянуло в неизведан ное, в непознанное, а непознан ного в начале 30-х годов было в ' зренцевом море «под завязку». Сплошные «белые пятна», было над чем голову поломать. Искал треску, окуня, сельдь у Новой Земли, в Карском море, у Зайгача, у Колгуева, у Канина, у Медвежки, у Шпицбергена, в стру ях теплого течения, у Мурманско го побережья. Найдя рыбу, при-* водил за собой промысловые су да и опять уходил на поиски. А еще — бесконечные измере ния глубин, температур, течений, сбор данных о погодных услови ях, составе планктона и бентоса —г все это превращалось в батимет рические карты, планшеты, про мысловые лоции, печатные посо бия. Так было до Отечественной вой ны, так было и после войны. А в войну, как и другие, ловил среди мин и фашистских подвод ных лодок рыбу. Траловый флот был тогда военизированным и рыбацкий труд был приравнен к солдатскому. Нужна была стране рыба, и Попов вел свой траулер к Кильдину, в Мотку. Нелегко да валась эта рыбка военных времен. 3 апреля 1942 года из облака над Мотовским заливом вывали лось несколько фашистских бом бардировщиков. Поочередно пи кируя, они начали сбрасывать ^бм бы на РТ-103 «Победа». Судно не могло маневрировать, так как трал был в воде. РТИОЗ отстрели вался, но очень неравны были си лы. Прямым попаданием бомбы разворотило палубу, угольные бункера. Судно быстро затонуло. День был морозный. Низко, над самой поверхностью моря клубил ся туман. А в воде, в стылой ба- ренцевоморской воде, были лю ди — оглушенные взрывами, ра неные, обессилевшие, оцепенев шие от холода. Больше половины команды погибло. Среди тех, кого подобрали с воды военные кате ра, был израненный, контуженный капитан Попов. Вот такая была жизнь... Однако возвратимся к тому, с чего начат мой очерк. В декабре 1958 года мы прово жали на пенсию капитана Попова. Сидел Георгий Сергеевич лицом к залу, на видном месте — за сто лом, на котором возвышалась стопка памятных адресов в ярких ледериновых обложках. Черный форменный пиджак с двумя ря дами позолоченных пуговиц и шевронами на рукавах эффектно подчеркивал снежную белизну со, рочки с твердым воротничком, повязанным черным галстуком. Пестрая линия наградных колодок на левой стороне груди и знак к а питана дальнего плавания — на правой усиливали общее впечат ление аккуратности, подтянутос ти, парадности. Подходили к столу люди, пожи мали капитану руку, вручали ему памятньіе адреса, грамоты, какиет- то коробочки, говорили теплые слова, ободряюще улыбались — не горюй, мол, старина, мы тебя будем помнить, в беде не оста вим, да и ты еще хоть куда... Не которые этим не ограничивались —- шли к трибуне и оттуда обра щались к Георгию Сергеевичу с прочувствованным словом. Сидел капитан чинно и слушал добрые слова о себе. Внешне был спокоен, •но волнение выдавала необычная, какая-то юношеская розоватость лица. Не привык ка питан, наверное, в таких больших дозах проглатывать комплимен ты... А потом, когда все выговори лись, дошел черед до Георгия Сергеевича. Он .должен был ска зать., свое, прощальное слово. Так положено. Этим всегда заверша ется ритуал проводов на пенсию. Признаюсь честно: за давностью события я уже не помню, что го ворил старый капитан. Но хорошо помню заключительную его ф ра зу: «...У меня сейчас такое ощу щение, будто сошел я с поезда на темный и холодный полуста нок... И вот стою я на этом полу станке, машу рукой, а поезд, на бирая скорость, уходит, и проно сятся мимо меня ярко освещен ные окна, и вижу я в тех окнах улыбающиеся лица дорогих мне людей...». Значит, уходя на пенсию, ви дел он в Своем поезде жизни только ярко освещенные окна. А ведь в жизни у него всякое бывало... Это он, красный стрелок 59-го Вязниковского полка РККА, в хо лодную, слякотную ночь 1919 го да где-то под Конотопом вышел, качаясь, из походного строя и упал у обочины дороги прямо в грязь, лицом вниз, подкошенный тифозной горячкой. Это он ме сяцами обивал пороги биржи труда в замерзающем, голодном Петрограде в начале 20-х годов... Это он прошел все крутые сту пени нелегкой тралфлотовской службы — от матроса до капита на.., И не так уж много было в его жизни женской ласки, домзш- : него уюта, театральных люстр — все это отняло мо ре... БолЬшая и, пожалуй, лучшая часть жизни прошла под девизом - ;«деньги — жене, рыбу' — ' стра не, а сам — носом на волйу^йЙИ тонуть доводилось не раз,.. И в аварии попадал... Нет, жизнь не очень миловала его... Однако же сравнил он тогда — я сам слы шал — жизнь свою с поездом, в котором окна ярко освещены... f. ДВА КАПИ ТАНА В 1942 году скоропостижно скончался капитан-поисковик Иван Николаевич Демидов. Ранняя смерть (было ему всего 42 года) всегда воспринимается как факт несправедливый, а тем более трудно было примириться с мы слью о кончине Демидова — че ловека живого ума, страстной увлеченности, огромной энергии, большого трудолюбия и редкого обаяния. Капитан Демидов при жизни был дружен с капитаном Попо вым. Увидев его на причале, еще издали раскрывал объятия и, ши роко улыбаясь, кричал: — Здорово, Сергеич! Давнень ко что-то мы с тобой языки не чесали? А разговоров у них, действи тельно, всегда было много. Не только о промысле. О житейских делах, о прочитанных книгах, о всякой всячине... На снимке: Г. С. Попов. Очень любил Попов этого че ловека. За что?.. Да разве просто на это ответить?.. Не все раскла дывается по полочкам. Нравился ему весь Демидов, вот такой, ка кой был — круглоголовый, коре настый, основательный во всех делах и увлечениях... Бьіл он од новременно добрый и крутой, улыбчивый и колючий, мужествен ный и по-детски ранимый... Потом уже, когда Демидова не стало, Георгий Сергеевич мог ча сами рассказывать о нем — о его «промысловом нюхе», о его одержимости, о его доскональ ном знании трала, о его добро сердечии и смешливости... Экзюпери принадлежат такие слова: «Товарищи *— только те, кто, держась за один канат, об щими усилиями взбираются на горную вершину и в этом обре тают свою близость». Товарищест во этих двух капитанов было именно такого свойства. Сближа ло их, в первую очередь, дело, которому они служили, и отноше ние к этому делу. Оба они были не просто капитаны - поисковики, а капитаны, горячо влюбленные в свою работу. Есть у капитана Попова толстая тетрадь в коленкоровой обложке. •Много лет он заносит в нее свои мысли и наблюдения. Внимание мое привлекла такая запись л в ней: «Капитан промыслового тра улера это моряк и промысло вик , а капитан поискового трау лера это моряк, промысловик и разведчик. Капитан - поиско вик должен быть не только от личным мореходом и рыбаком. Он должен уметь точно и быст ро оценивать промысловую об- станов ку, сопоставлять факты, на- Аход ит ь в іЩм о СВязь между ними и делать ^іыводы. Он должен много знать о рыбах, о море и о тех явлениях, которые оказывают на жизнь рыб прямое или косвен ное влияние. Он должен быть пытлив, наблюдателен, ненасытен в стремлении познать море, рас крыть его тайны. Капитан-развед чик — это очень ответственно?» Да, это очень ответственно... Сотни капитанов - промысловиков каждое утро впиваются глазами в промысловую сводку: как дела у поискового траулера, нашел ли он рыбу? И если нашел —- топают в его квадрат, загружают трюмы рыбой и идут в порт. Конечно, капитал- промысловик благодарен в этом случае капитану-поисковику за помощь, за наводку на рыбу, но не будет он особо расточать ь его адрес комплименты. Промыс ловики — народ сдержанный. Да и не ждет особых благодарностей поисковик — ведь это его работа, это суть его ремесла... Но как тяжко, как горько бывает капита ну - поисковику, когда случится иной раз у него промашка — по зовет флот на большую рыбу, а рыбы там «кот наплакал»... Ведь и такое бывает... Может, и не по прекнет его никто, но сам он се бя будет казнить, сам себе про тивен станет... И вера ему уже будет не та. Растерять авторитет капитану-разведчику легко, а вот заработать его — ой как трудно!.. А как тошно бывает, когда в мо ре безрыбье... Все тогда смотрят на капитана-поисковика с укором — будто он во всем виноват, все чего-то ждут от него, и теряет покой капитан, и рыщет по морю, как голодный шакал... Одним словом, работенка, как говорят, «на любителя». Оба они — и Демидов и Попов — были такими «любителями». Да они ли одни?.. К этому же племени от носились Степан Дмитриевич Ко- пытов, Андрей Петрович Новожи лов, Матвей Иванович Кузнецов, Семен Яковлевич Сухопяткин и многие другие капитаны.... В 1937 году капитан Демидов открыл в Баренцевом море об ширный промысловый район. О т крыл не случайно. Это был иТог долгих и мучительных размышле ний, результат большой творче ской неуспокоенности. Двадцать лет спустя капитан Попов напи сал очерк о своем товарище. Очерк был опубликован в «По лярной правде». Назывался он «Дерзание». Это, пожалуй, луч шее из того, что когда-либо было написано о трудной работе капи- тана-разведчика. Это очерк о том, как догадка, родившаяся в пытли вом уме капитана Демидова, пре вратилась в убеждение, а убежде ние — в дерзновенную мечту; как трудно, преодолевая препятствия, шел капитан к этой мечте... Это очерк о том, как дерзость вооб ражения в соединении с огром ной настойчивостью привела к триумфу. А для меня это еще и очерк о самом авторе его... Ведь еще Ге те сказал: «Каждый- 'Писатель» дс . известной степени,,^изображает і своих сочинениях. •самого 'себя, часто даже вопреки своей воле,..я Итак, райоН^Й^л .бткрьІт и и честь первооткрывателя -полу чил название ..«Демидовская бан ка». Но открыть промысловый р«Й- он это еще не все. Его надо познать, а познав — освоить. Ра бота эта — не из легких. Война, а потом смерть поме шали Демидову развить и углу бить изучение нового района. Э то сделал Георгий Сергеевич Попсе, Есть что-то очень трогательное у. вместе с тем вполне закономер ное в том, что эстафета, выпав шая из рук Демидова, была под хвачена Поповым. С 1945 по 1952 год капитан Попов сделал 33 рей са на банку Демидова. Шутники смеялись: — У Попова не м урманская прописка. У него постоянная про писка на Демидовской банке. Шутки шутками, а дело это бы ло нелегкое... Ведь Демидовская банка — целая страна протяжен ностью 230 километров по широ те и 110 километров по долготе. Первых два послевоенных года ходил Попов сюда на поисковом траулере «Серго Орджоникидзе», а однажды — это было в августе 1947 года — пришел на Демидоь- скую банку и сам ее первооткрь:- ватель... Увы, чудес не бывает: это был не Иван Николаевич, это был траулер «Капитан Демидова, и у открытого окна рубки стоял Георгий Сергеевич Попов. С тех пор пять лет кряду при водил Попов РТ-19 «Капитан Де мидов» в этот район Баренцева моря. Приводил для того, чтобы довести до конца дело, начатое товарищем. Через каждые 2— 3 мили эхо лот щупал дно, тысячи эхолотных промеров глубин наносились точ ками на карту:планшет. Постепен но карта покрывалась причудли вой вязью изобат и все опреде ленней вырисовывался рельеф дна. Из рейса в рейс все больше накапливалось сведений о рыбах этого района, путях миграций, об особенностях грунтов, течений,, погоды. Вспоминая эти годы, Попов с большой благодарностью отбыва ется о своих помощни.чах-штурма- нах Николае Александровиче Хо- хлине, Василии Дмитриевиче Тро фимове, Петре Петровиче Рома нове, Михаиле Ильиче Бачине. В результате этой большой многолетней работы промыслови ки получили исчерпывающий ма териал о Демидовской банке — подробную и более точную, чем все существовавшие ранее, бати метрическую карту района, про мысловую характеристику его описание рельефа дна, гидроло гического режима, метеорологи ческих условий, практические ре комендации по общей ориенти ровке и промысловой работе в районе. Это было надежное по собие для северных рыбаков. {Продолжение следует.! Когданабортупорядок ...До белизны надраеииая главная палуба. Но бортам яккѵратными штабелями уложены трюмные доски. По- походно.му закреплены тралы. Траулер «Мѵрмашн» тесно прижался к стенке припа ла № 9, отдыхал после трудного плавания. На щите читаю фамилию вахтенного штурмана —• Смолокуров. ІІо найти его удается не сра:зѵ. Старший по мощник капитана Геннадий Дмитриевич Смолокуров со провождал по сѵдиѵ санитарного врача. После, когд;> грач О. В. Неудахіш оформил документы по результатам осмотра, прочитал: оКонсервный' цех — 5. жилые поме щения — 5, провизионная кладовая — 5. Общая опен ка санитарного состояния судна — »отлично». Одним сло вом. на борту образцовый порядок. Было бы парадоксом, если дела у экипажа шли неваж но. Па белоснежной рубке Красная звезда — свидетель ство ударного трѵда в четвертом году пятилетки. В минув ших двух рейсах коллективу ѵ далось выправить тревож ное положение, создавшееся из-за непредвиденного про должительного ремонта. Знакомлюсь дальше. В салоне па видных местах ма териалы наглядной агитации. Здесь можно прочитать, ка кие рубежи раметил экипаж на последний год пятилетки, как идет выполнение обязательств. В . С Е Р Г Е Е В .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz