Рыбный Мурман. 1975 г. Июнь.
ЦК КПСС и Советское правительстве постоянно уделяют вни мание дальнейшему развитию няшей экономики, повышению эко номической эффективности и рентабельности работы промышлен ности. Обеспечение надежности выпускаемой продукции стало од ной из важнейших общегосударственных задач прежде всего пото му, что ненадежность наносит огромный экономический ущерб на родному хозяйству, связанный с затратами на запасные части, ре монт, содержание технического персонала, не говоря уже об угро зе безопасности и здоровью людей, о политических и моральных факторах, которые даже не поддаются сценке обычными экономи ческими показателями. Практический опыт показывает, что в боль шинстве случаев выгоднее затратить дополнительные средства на обеспечение надежности на этапе разработки изделия, чем распла чиваться ненадежностью изделия при его эксплуатации. В «жизни» любой машины есть два периода: первый включает эгапы проектирования и изготовления, второй — эксплуатацию. Расходы на эксплуатацию машин, рассчитанных на длительный срок службы, часто значительно превышают расходы ка изготовление. Чем выше надежность машины, чем реже она выходит из строя и требует ремонта, тем дешевле обходится и ее эксплуатация. К рас ходам на ремонт и производство запасных частей прибавляются огромные убытки от простоя оборудования. При недостаточной надежности и недолговечности механизмов вынуждены идти по пути изготовления машин в большем, чем нуж но, количестве, что ведет к перерасходу металла, излишкам про изводственных мощностей, завышению расходов на ремонт и эк сплуатацию. Долговечность ремонтируемых машин может быть фи зически неограниченной, так как детали поочередно заменяются. Однако с увеличением продолжительности эксплуатации время ре монта и стоимость технического обслуживания растут, межремонт ные периоды и производительность падают. С ЦІОЛЫО определения фактического ѵровня эксплуатационной на дежности машин на судах Север ного бассейна в начале 1974 го да инженеры ЦПКТБ главка «Севрыба» приступили к вы полнению работ по теме «Иссле дование надежности судовых ме ханизмов н оборудования основ ных типов серийных судов глав ка «Севрыба», Эго исследование f!o мере накопления необходи мых материалов позволит вы явить -оборудование, обладаю щее недостаточной надежно-' егьго н отрицательно влияющее «а показатели работы всего суд на: разработать оптимальные ус ловия н режимы эксплуатации пудового оборудования, меро приятия по повышению надеж ности механизмов н модерниза ции или замены ненадежного оборудования, оптимальную си стему технического обслужива ния. обоснованные рекоменда ции но снабжению судов смен но-запасными частями, а также ряд других мероприятий. Техническое задание по дай ной теме согласовано с руко водством управлснніі флотов и судоремонтного объединения, (Лститутом «Гипрорыбфлот» и утверждено главком «Севрыба». Соответствующими распоря жениями по Флотам были опре делены подконтрольные сѵда: по Мурманскому траловому фло ту 17, по управлению «Мур- КЛАДОВАЯ РЕЗЕРВОВ А)нмсельдь» — 2 и но управле нию Архангельского тралового флота — 13 судов. Кроме того, под контроль взяты все БМРТ типа «Алтай». Экипажи подконтрольных су дов должны вести тщательный ѵчет по предложенным формам всех обнаруженных в процессе эксплуатации и ремонта отка зов и неисправностей, а также режимов работы оборудования, .перечисленного в инструкции по заполнению карт. Старшие ме хапики обязаны в конце каж дого рейса сдавать заполнен ные карты на проверку груп повым инженерам - механикам по специальности. Командный состав некоторых подконтрольных судов не уча ствует или слаоо участвует 8 сборе информации. Объем по ступающей информации недо статочен для разработки обос нованных требований к проек тантам судов и комплектующе го оборудования, а также к су достроительным заводам и за- водам-изготовителям судовой техники. До сих пор с части судов- сведения вообще не поступают или поступают крайне редко, tie говоря уже о качестве и до стоверности их. Не поступила информация с БМРТ «Памир», «Заволжье». «Орбита», с ОРТ «Грумаит», «Заполярный », «Апатит», «Буссоль» Мурман ского тралового флота, с ТР «Иван Шишкин», «Полярный круг», с плавбазы «Рыбный Мурман» управления «Севрыб- холодфлот». Плохо организован сбор - информации в Архангель ском траловом флоте. Основным источником инфор мации о работе оборудования являются записи в судовых до кументах. Однако уровень дос товерности получаемых данных невысок в силу ряда причин объективного и субъективного характера. Нередки случаи, когда в кар тах отказов отсутствуют записи о количестве часов работы ме ханизма, нечетко производится запись ремонтных мероприятий, причин и последствий отказа. Карты заполняются с несоблю дением общепринятой техниче ской терминологии, а иногда и без подписи старшего механи ка . Неполный поток информации не позволит произвести расче ты фактических показателен на дежности и установить эконо мические н эксплуатационные потери флотов в результате низкой надежности отдельных видов судовоіі техники. Вполне понятно, что при ана лизе причин отказов и разра ботке эффективных мероприя тий по их устранению важное значение имеет правильное оп ределение происхождения непо- . ладок. При этом должны быть определены н документально зафиксированы время, средст ва п способы восстановления изделия до нормального рабо чего состояния. Совершенно объективно и достоверно оце нить причину отказа и назвать «виновника» может только вы сококвалифицированный специа лист. Поэтому руководству фло тов при назначении на подконт рольные суда старших механи ков необходимо исходить из уровня их теоретической и практической подготовки. Учитывая важность вопроса, коллегия главка от 9 октября 1974 года постановила: «За счет перераспределения обязан ностей с 1 января 1975 года ввести в состав механико-судо вой службы Мурманского и Ар хангельского траловых флотов специалиста по надежности». Управление Мурманского тра лового флота поручило вести работу одному из опытнейших инженеров механико-судовой службы В. И. Львову. И в дру гих Флотах назрела необходи мость ввести должность специ алиста по надежности. Анализ точных данных поз воляет получить .много полез ной информации. Эти данные помогают установить правиль ность предъявляемых к обору дованию требований в отноше нии эксплуатационной надежно сти. Важным результатом ана лиза отказов является своего рода обратная связь между опы том эксплуатации и проектиро ванием. другим достоинством — возможность реалистической оценки действующих техниче ских условий. Благодаря этому возможна переоценка первона чальных требований с учетом практического опыта. Данные Партию экспресс-анализато ров для определения содер жания серы и стали в чугуне изготовил коллектив Всесоюз ного научно - исследователь ского института автоматизации черной металлургии. Приборы, которые позволяют металлур гам лучше контролировать тех нологический процесс плавки металла, отправляются в Ново сибирск, Челябинск, Сверд ловск, Липецк. «АС-1012» такова марка при бора — в течение двух-трех минут дает данные анализа. На снимке: руководитель группы Ю. Ф. Сысоев и инже нер В. С. Колесников налажи вают экспресс-анализатор. Фото В. Кунова и А. Стужина (Фотохроника ТАСС). но надежности весьма полезны и потому, что дают информацию о качестве материально-техниче ского снабжения, технического обслуживания, состоянии и уровне технической эксплуата ции. ІІа основе изучения вопросов обслуживания оборудования специалист, проводящий эту ра боту в условиях эксплуатации, может представить очень цен ные данные для определения требований о комплекте запас ных частей. Часто комплекты запасных деталей заказываются и отправляются на склад для хранения без всякого научного обоснования, без учета фактиче ски требуемого количества дета лей, что приводит к бесполезной трате денежных средств и омертвлению больших матери альных ценностей. С должным вниманием к этой важноіі проблеме подошли моряки ТР «Отто Гротеволь». «Эрнст Тельман», «Иван Айва зовский», плавбаз «Профессор Баранов», «Арктика», БМРТ «Эльбрус». «Каракумы», «Кос мос». 11РТ «Навигатор». Ими заполнены и своевременно пе реданы в ЦПНТВ от 25 до . 50 карт отказов. Тщательное изучение эксп луатационной надежности ос новного комплектующего обо рудования позволило ЦПКТБ пересмотреть «Временные нор мативы периодичности моточис- ток главных дизелей судов CV- верного бассейна», утвержден ные главком в 1973 году. Продолжительность работы между моточистками основных типов судов Северного бассей на увеличина на 1000 — 3 ) 0 0 часов, чем достигнут большой экономический эффект (от 3,8 до 47,7 тысячи рублен в год w-t одно судно). Увеличение нормативов пе риодичности моточисток позво лило морякам сократить время стоянки судов в порту и внес ти тем самым достойный вклад в выполнение задании решаю щего года пятилетки. Таким образом, повышение надежности техники — огром ный резерв развития нашей эко номики, важнейшее условие повышения эффективности про изводства. А. КАРПУШЕНКО, ведущий инженер отдела исследова ний технической эксплуата ции флота ЦПКТБ главка «Севрыба». В Ленинградском институте рыбной промышленности разра ботана автоматизированная ли ния для производства пряно- соленой рыбной продукции на рефрижераторных судах рыбо ловного флота. Благодаря ис пользованию нового способ:! взвешивания в условиях качки разработана система автомати ческого дозирования рыбы, соли и специй. Производительность линии 10 тонн в час. Использование линий позволяет ликвидировать ручной труд н повысить произ водительность на 24%. Эконо мический эффект 72 тысячи рублей в год на одну линию. Участок по сбору и выпуску мороженой печени рыбы на су дах типа БМРТ внедрен в уп равлении океанического рыбо ловства «Дальрыба». Этот уча сток встроен в технологическую линию обработки рыбы. Обез главленная рыба подается к ра бочим местам рыбообработчи ков, а печень во время транс портировки под действием ви брации выдвигается из брюшноіі полости и попадает в накопи тельный бункер. Внедрение данного участка позволило од новременно выпускать несколь ко видов рыбопродукции. • На Ростовском предприятии объединения рыбной промыш ленности разработан и внедрен дозатор пиросульфита натрия. Дозатор предназначен для дози ровки пиросульфнта натрия при переработке рыбных отходов. Состоит нз загрузочного бунке ра, ворошителя и дозирующего барабана. С применением доза тора улучшилось качество дози ровки, возросла производитель ность. • Рационализаторы Калинин градского объединения «Тех- рыбпром» разработали н внед рили для рыбообрабатывающих машин транспортную цепь нз полимерных материалов. Для изготовления звеньев цепи ис пользуют отходы капроновых сетей. Внедрение новых ценен исключило простои рыбообраба тывающих машин. Экономиче ский эффект только от замены материала составил тринадцать тысяч рублей в год. * * * За справками по переданным сообщениям обращайтесь но адресу: г. Мурманск, пр. Лени на, 65, ЦІІТН, тел. 5-17-09. П у т ь к м а н т и и З е м л и Реализация глобальной программы изучения недр Земли в СССР начата бурением Кольской сверхглубокой скважины. Первый этап его закончен на отметке 7263 метра. Сейчас ведутся под готовительные работы к углублению. Скважина стала своего рода техническим, геофизическим и геологическим полигоном, где ведут исследования около 20 геологических институтов. Открытия, сделанные учеными во время первого этапа работ, в корне меняют многие существовавшие до настоящего времени представления. На большой глубине, где возраст пород около двух миллиардов лет, обнаружены признаки живых организмов, которые названы мнкро- фоссилями. На глубине 7.000 метров температура пород превышает сто градусов Цельсия, тогда как до сих пор считалось, что кристаллический фундамент Балтийского щита уже давно остыл. На снимке справа: главный геолог Кольской экспедиции Владимир Ланев (на переднем пла не! и старший геолог Юрий Смирнов за изучением кернов, поднятых с глубины 7243 метра. Фото С. Майстермана. (Фотохроника ТАСС}.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz