Рыбный Мурман. 1975 г. Июнь.

ЦК КПСС и Советское правительстве постоянно уделяют вни­ мание дальнейшему развитию няшей экономики, повышению эко­ номической эффективности и рентабельности работы промышлен­ ности. Обеспечение надежности выпускаемой продукции стало од­ ной из важнейших общегосударственных задач прежде всего пото­ му, что ненадежность наносит огромный экономический ущерб на­ родному хозяйству, связанный с затратами на запасные части, ре­ монт, содержание технического персонала, не говоря уже об угро­ зе безопасности и здоровью людей, о политических и моральных факторах, которые даже не поддаются сценке обычными экономи­ ческими показателями. Практический опыт показывает, что в боль­ шинстве случаев выгоднее затратить дополнительные средства на обеспечение надежности на этапе разработки изделия, чем распла­ чиваться ненадежностью изделия при его эксплуатации. В «жизни» любой машины есть два периода: первый включает эгапы проектирования и изготовления, второй — эксплуатацию. Расходы на эксплуатацию машин, рассчитанных на длительный срок службы, часто значительно превышают расходы ка изготовление. Чем выше надежность машины, чем реже она выходит из строя и требует ремонта, тем дешевле обходится и ее эксплуатация. К рас­ ходам на ремонт и производство запасных частей прибавляются огромные убытки от простоя оборудования. При недостаточной надежности и недолговечности механизмов вынуждены идти по пути изготовления машин в большем, чем нуж­ но, количестве, что ведет к перерасходу металла, излишкам про­ изводственных мощностей, завышению расходов на ремонт и эк­ сплуатацию. Долговечность ремонтируемых машин может быть фи­ зически неограниченной, так как детали поочередно заменяются. Однако с увеличением продолжительности эксплуатации время ре­ монта и стоимость технического обслуживания растут, межремонт­ ные периоды и производительность падают. С ЦІОЛЫО определения фактического ѵровня эксплуатационной на­ дежности машин на судах Север­ ного бассейна в начале 1974 го­ да инженеры ЦПКТБ главка «Севрыба» приступили к вы­ полнению работ по теме «Иссле­ дование надежности судовых ме­ ханизмов н оборудования основ­ ных типов серийных судов глав­ ка «Севрыба», Эго исследование f!o мере накопления необходи­ мых материалов позволит вы­ явить -оборудование, обладаю­ щее недостаточной надежно-' егьго н отрицательно влияющее «а показатели работы всего суд­ на: разработать оптимальные ус­ ловия н режимы эксплуатации пудового оборудования, меро­ приятия по повышению надеж­ ности механизмов н модерниза­ ции или замены ненадежного оборудования, оптимальную си­ стему технического обслужива­ ния. обоснованные рекоменда­ ции но снабжению судов смен­ но-запасными частями, а также ряд других мероприятий. Техническое задание по дай­ ной теме согласовано с руко­ водством управлснніі флотов и судоремонтного объединения, (Лститутом «Гипрорыбфлот» и утверждено главком «Севрыба». Соответствующими распоря­ жениями по Флотам были опре­ делены подконтрольные сѵда: по Мурманскому траловому фло­ ту 17, по управлению «Мур- КЛАДОВАЯ РЕЗЕРВОВ А)нмсельдь» — 2 и но управле­ нию Архангельского тралового флота — 13 судов. Кроме того, под контроль взяты все БМРТ типа «Алтай». Экипажи подконтрольных су­ дов должны вести тщательный ѵчет по предложенным формам всех обнаруженных в процессе эксплуатации и ремонта отка­ зов и неисправностей, а также режимов работы оборудования, .перечисленного в инструкции по заполнению карт. Старшие ме­ хапики обязаны в конце каж­ дого рейса сдавать заполнен­ ные карты на проверку груп­ повым инженерам - механикам по специальности. Командный состав некоторых подконтрольных судов не уча­ ствует или слаоо участвует 8 сборе информации. Объем по­ ступающей информации недо­ статочен для разработки обос­ нованных требований к проек­ тантам судов и комплектующе­ го оборудования, а также к су­ достроительным заводам и за- водам-изготовителям судовой техники. До сих пор с части судов- сведения вообще не поступают или поступают крайне редко, tie говоря уже о качестве и до­ стоверности их. Не поступила информация с БМРТ «Памир», «Заволжье». «Орбита», с ОРТ «Грумаит», «Заполярный », «Апатит», «Буссоль» Мурман­ ского тралового флота, с ТР «Иван Шишкин», «Полярный круг», с плавбазы «Рыбный Мурман» управления «Севрыб- холодфлот». Плохо организован сбор - информации в Архангель­ ском траловом флоте. Основным источником инфор­ мации о работе оборудования являются записи в судовых до­ кументах. Однако уровень дос­ товерности получаемых данных невысок в силу ряда причин объективного и субъективного характера. Нередки случаи, когда в кар­ тах отказов отсутствуют записи о количестве часов работы ме­ ханизма, нечетко производится запись ремонтных мероприятий, причин и последствий отказа. Карты заполняются с несоблю­ дением общепринятой техниче­ ской терминологии, а иногда и без подписи старшего механи­ ка . Неполный поток информации не позволит произвести расче­ ты фактических показателен на­ дежности и установить эконо­ мические н эксплуатационные потери флотов в результате низкой надежности отдельных видов судовоіі техники. Вполне понятно, что при ана­ лизе причин отказов и разра­ ботке эффективных мероприя­ тий по их устранению важное значение имеет правильное оп­ ределение происхождения непо- . ладок. При этом должны быть определены н документально зафиксированы время, средст­ ва п способы восстановления изделия до нормального рабо­ чего состояния. Совершенно объективно и достоверно оце­ нить причину отказа и назвать «виновника» может только вы­ сококвалифицированный специа­ лист. Поэтому руководству фло­ тов при назначении на подконт­ рольные суда старших механи­ ков необходимо исходить из уровня их теоретической и практической подготовки. Учитывая важность вопроса, коллегия главка от 9 октября 1974 года постановила: «За счет перераспределения обязан­ ностей с 1 января 1975 года ввести в состав механико-судо­ вой службы Мурманского и Ар­ хангельского траловых флотов специалиста по надежности». Управление Мурманского тра­ лового флота поручило вести работу одному из опытнейших инженеров механико-судовой службы В. И. Львову. И в дру­ гих Флотах назрела необходи­ мость ввести должность специ­ алиста по надежности. Анализ точных данных поз­ воляет получить .много полез­ ной информации. Эти данные помогают установить правиль­ ность предъявляемых к обору­ дованию требований в отноше­ нии эксплуатационной надежно­ сти. Важным результатом ана­ лиза отказов является своего рода обратная связь между опы­ том эксплуатации и проектиро­ ванием. другим достоинством — возможность реалистической оценки действующих техниче­ ских условий. Благодаря этому возможна переоценка первона­ чальных требований с учетом практического опыта. Данные Партию экспресс-анализато­ ров для определения содер­ жания серы и стали в чугуне изготовил коллектив Всесоюз­ ного научно - исследователь­ ского института автоматизации черной металлургии. Приборы, которые позволяют металлур­ гам лучше контролировать тех­ нологический процесс плавки металла, отправляются в Ново­ сибирск, Челябинск, Сверд­ ловск, Липецк. «АС-1012» такова марка при­ бора — в течение двух-трех минут дает данные анализа. На снимке: руководитель группы Ю. Ф. Сысоев и инже­ нер В. С. Колесников налажи­ вают экспресс-анализатор. Фото В. Кунова и А. Стужина (Фотохроника ТАСС). но надежности весьма полезны и потому, что дают информацию о качестве материально-техниче­ ского снабжения, технического обслуживания, состоянии и уровне технической эксплуата­ ции. ІІа основе изучения вопросов обслуживания оборудования специалист, проводящий эту ра­ боту в условиях эксплуатации, может представить очень цен­ ные данные для определения требований о комплекте запас­ ных частей. Часто комплекты запасных деталей заказываются и отправляются на склад для хранения без всякого научного обоснования, без учета фактиче­ ски требуемого количества дета­ лей, что приводит к бесполезной трате денежных средств и омертвлению больших матери­ альных ценностей. С должным вниманием к этой важноіі проблеме подошли моряки ТР «Отто Гротеволь». «Эрнст Тельман», «Иван Айва­ зовский», плавбаз «Профессор Баранов», «Арктика», БМРТ «Эльбрус». «Каракумы», «Кос­ мос». 11РТ «Навигатор». Ими заполнены и своевременно пе­ реданы в ЦПНТВ от 25 до . 50 карт отказов. Тщательное изучение эксп­ луатационной надежности ос­ новного комплектующего обо­ рудования позволило ЦПКТБ пересмотреть «Временные нор­ мативы периодичности моточис- ток главных дизелей судов CV- верного бассейна», утвержден­ ные главком в 1973 году. Продолжительность работы между моточистками основных типов судов Северного бассей­ на увеличина на 1000 — 3 ) 0 0 часов, чем достигнут большой экономический эффект (от 3,8 до 47,7 тысячи рублен в год w-t одно судно). Увеличение нормативов пе­ риодичности моточисток позво­ лило морякам сократить время стоянки судов в порту и внес­ ти тем самым достойный вклад в выполнение задании решаю­ щего года пятилетки. Таким образом, повышение надежности техники — огром­ ный резерв развития нашей эко­ номики, важнейшее условие повышения эффективности про­ изводства. А. КАРПУШЕНКО, ведущий инженер отдела исследова­ ний технической эксплуата­ ции флота ЦПКТБ главка «Севрыба». В Ленинградском институте рыбной промышленности разра­ ботана автоматизированная ли­ ния для производства пряно- соленой рыбной продукции на рефрижераторных судах рыбо­ ловного флота. Благодаря ис­ пользованию нового способ:! взвешивания в условиях качки разработана система автомати­ ческого дозирования рыбы, соли и специй. Производительность линии 10 тонн в час. Использование линий позволяет ликвидировать ручной труд н повысить произ­ водительность на 24%. Эконо­ мический эффект 72 тысячи рублей в год на одну линию. Участок по сбору и выпуску мороженой печени рыбы на су­ дах типа БМРТ внедрен в уп­ равлении океанического рыбо­ ловства «Дальрыба». Этот уча­ сток встроен в технологическую линию обработки рыбы. Обез­ главленная рыба подается к ра­ бочим местам рыбообработчи­ ков, а печень во время транс­ портировки под действием ви­ брации выдвигается из брюшноіі полости и попадает в накопи­ тельный бункер. Внедрение данного участка позволило од­ новременно выпускать несколь­ ко видов рыбопродукции. • На Ростовском предприятии объединения рыбной промыш­ ленности разработан и внедрен дозатор пиросульфита натрия. Дозатор предназначен для дози­ ровки пиросульфнта натрия при переработке рыбных отходов. Состоит нз загрузочного бунке­ ра, ворошителя и дозирующего барабана. С применением доза­ тора улучшилось качество дози­ ровки, возросла производитель­ ность. • Рационализаторы Калинин­ градского объединения «Тех- рыбпром» разработали н внед­ рили для рыбообрабатывающих машин транспортную цепь нз полимерных материалов. Для изготовления звеньев цепи ис­ пользуют отходы капроновых сетей. Внедрение новых ценен исключило простои рыбообраба­ тывающих машин. Экономиче­ ский эффект только от замены материала составил тринадцать тысяч рублей в год. * * * За справками по переданным сообщениям обращайтесь но адресу: г. Мурманск, пр. Лени­ на, 65, ЦІІТН, тел. 5-17-09. П у т ь к м а н т и и З е м л и Реализация глобальной программы изучения недр Земли в СССР начата бурением Кольской сверхглубокой скважины. Первый этап его закончен на отметке 7263 метра. Сейчас ведутся под готовительные работы к углублению. Скважина стала своего рода техническим, геофизическим и геологическим полигоном, где ведут исследования около 20 геологических институтов. Открытия, сделанные учеными во время первого этапа работ, в корне меняют многие существовавшие до настоящего времени представления. На большой глубине, где возраст пород около двух миллиардов лет, обнаружены признаки живых организмов, которые названы мнкро- фоссилями. На глубине 7.000 метров температура пород превышает сто градусов Цельсия, тогда как до сих пор считалось, что кристаллический фундамент Балтийского щита уже давно остыл. На снимке справа: главный геолог Кольской экспедиции Владимир Ланев (на переднем пла­ не! и старший геолог Юрий Смирнов за изучением кернов, поднятых с глубины 7243 метра. Фото С. Майстермана. (Фотохроника ТАСС}.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz