Рыбный Мурман. 1975 г. Июнь.
ЗАПИСКИ СТАРШЕГО МЕХАНИКА М О Р Ю - В Р Е М Я , С Т О Я Н К Е - Ч А С П Р И М Е Р В Е Т Е Р А Н А Не.? малого сорок лет я свя зан с траловым флотом. Окон чив в 1937 году Мурманский рыбопромышленный техникум, ношел в море третьим механи- ѵолі на РТ-34 <•Феликс Дзер жинский». В это время специа листов со средним образовани ем было очень мало. Большин ство имели свидетельства ме- sann ков-практпков, которые приравнивались к дипломам. Флот располагал слабой ре монтной базоіі. Междурейсовый Ремонт судов производила ма стерская. располагавшаяся в деревянном цехе. Работы были • аиые разнообразные: слесар ные, токарные, котельные, тру бопроводные. плотницкие и т. д. Пишу об этом, чтобы подчерк нуть: сегодняшнее поколение несравненно в лучшем положе нии. Высоким уровень теорети ческом подготовки кадров (сей час механнков-практиков н за механиков не считают), лучшее .техническое состояние РТ, по- - н роенных в разные послевоен ные годы, возросли во много раз возможности судоремонт ных предприятии. А коли так, можно и нужно увеличить экс плуатационные показатели па рового флота. Считается, тридцать лет отхо дил траулер — хорошо. II его переплавляют, как говорят мо ряки, па «иголкііі>. .Мол. мо рально и физически устарел, восстановление обойдется доро- ѵіif; постройки нового корабля. Нго сказать по этому поводу? Но время войны мне довелось плавать на РТ-28 <•Камбала», которому тогда перевалило» за >№гьдеслт. И, думаю, оставался бы в строю еще не одни год, ес- ■ н бы не погиб. Позднее около 14 лет прора ботал на РТ-308 «Мичуринск». Экипаж, если приступал к про мыслу в январе, постоянно был н первой десятке. Значит, судо вые специалисты обеспечивали производственное использование траулера в море. Уверен, подоб ные суда могут и должны нахо диться на промысле 280—.320 ".ток. Ншке показатель -— счп- ■-ать. что личный состав рабо тал неудовлетворительно со все ми вытекающими отсюда выво да .мн. Каким образом можно до стичь названных показателей? Пп-первых, опираясь па пар тийную, профсоюзную, комсо мольскую организации, повести решительную борьоу с разгиль дяями. добиться высоких дело вых и политических качеств мо ряков. Во-вторых, исключить просто!! РТ в порту из-за не своевременной обработки, ре монта, опозданий людей к отхо ду в рейс. Эти неиспользован ные резервы всем известны. Предлагаю таким путем бороть ся с разгильдяйством. Строго планировать день и час отхода, не «подстраховы ваться» лишними часами на сбор команды. И точно в срок отдавать швартовы. Кто отстал, пусть «догоняет» свой корабль на другом, идущем в тот же район. Естественно, виновник получит взыскание и автомати чески лишается репсовой пре мии. Сейчас отставшего нака жут приказом по флоту, но пре мию ему выплатят, так как об отставании на новом судне и не знают, да администрацию и не интересует это. .Может возникнуть вопрос, а как же обойтись без того или иного специалиста? Машинная команда, например, подключив к нужному делу слесаря, маши ниста РМУ, старшего механика, несколько днеіі свободно отра ботает без трех человек. Штат котельных машинистов можно пополнить матросами. Как пра вило, на каждом судне в соста ве палубной команды есть лю ди, которые сдали в свое время техминимум па котельных ма шинистов. Для спуска, подъема трала вызывать нодвахту. Обработка рыбы — в общем порядке, как поступают при больших уловах. Конечно, утверждая, что ма шинная команда обойдется без трех человек, имею в виду хо рошее техническое состояние .машшто-котелыюй установки. А чтобы добиться этого, надо грамотно эксплуатировать тех нику, больше производить ре монта своими силами и в море, и и порту. Сошлюсь на опыт экипажа РТ «Мичуринск». Какие работы мы выполняли в море? Не прекращая промыс ла, ремонтировали водоподо греватели (заменяли прокладки или глушили водогрейные труо- кн). поочередно заменяли лен точные тормоза, червяки ваеро- укладчиков, притирали невоз вратные клапана парового кот ла. банили дымогарные трубки со стороны перегаров (пооче редно). заменяли подшипники РМУ и вал редуктора при помо щи удлинения его специально изготовленной концовкой. Используя вынужденную сто янку и переходы на промысел, в порт, из квадрата в квадрат, простои из-за чинки трала или ожидания причала, шабрили па раллели и щеки главной маши ны. меняли прокладки у ниж них крышек цилиндров низкого давления, выкатывали рамовые подшипники, заменяя их запас ными. и при помощи шабровки устанавливали минимальные раскены по индикатору... Названное — только часть того, что мы делали. Полный перечень займет много места. Скажу только, что при поста новке и текущий ремонт никог да не давали заказ на траловую лебедку, кроме трубопроводных и котельных работ, так" как на РТ нет ни электро-, пи газо сварочных аппаратов. Когда «Мичуринск» возвра щался в порт, он был уже готов к очередному рейсу. Ремонт, который требовал много време ни. откладывали до текущего. Техника быстрее стареет мо рально. а не физически, и мы брали от нее как можно больше. II не в ущерб ее состоянию. Обеспечивали максимальные обороты при тралении н отлич ную скорость па переходах. Помшо. на Дальний Запад наш РТ приходил на 3 —3,5 суток раньше запланированного гра фика. Как эксплуатировали технику - разговор особый в следующих номерах. Сейчас еще раз хочу подчеркнуть: надо искоренять зло-простои в портѵ. увеличи вать время нахождения судов на промысле. Тут большое поле деятельности и для портовиков, и для судоремонтников, и для промысловиков —- всех участ ников Договора двенадцати. Переиначивая известную посло вицу, взять за правило: «морю — время, стоянке — час». И, МАНАКОВ, старший механик подменных эки пажей Мурманского трало вого флота. С т а р ш и й м е х а н и к траулера «Том ь» А . II. Н е д ы х а л о в б о л ь ш е д ва д ц а ти лет раб отает в М у р м а н с к о м ордена О к тя б р ь ск о м .Р е в о л ю ц и и .тр а л о в о м ф лоте. Ф ам и ли я, ветерана, у ч а стн и к а В е л и к о й О те ч е ств е н н о й вой ны , ср аж а вш е го ся на К у р с к о й Оа- , ге, занесена ни суд о вую Д о ск у почета. Ф о т о В. Щ у к и н а . Н О В Ы Е С У Д А В канун 30-летия Великой Победы над фашизмом вышел в свой первый промысловый рейс большой морозильный трау лер «Герои Заполярья», пополнивший флот управления «Мур- мансельдь». «Ловозеро» — именем этого саамского села назван еще один большой морозильный рыболовный траулер, который по полнил флот управления «Мурмансельдь». Несколько кораблей этой серии, в том числе ЬМІ I «ьмѵ» ково», «Шереметьево», уже работают в сельдяном флоте. В конце нынешнего года придет еще один подобный корабль. шшшншміііітіііііііміііііііішішнііішіміішішіііііііііііііішімііііііішшііііііііінішінміініінміііішіііімімішшітшіііішішііішіііішніінішііііііііііміішіііміііініііінііііитшіііііііішш У ТОВАРИЩЕЙ ПО СОРЕВНОВАНИЮ П о т о ч н о - п о з и ц и о н н ы м м е т о д о м Где бы- человек ни трудился, какой бы пост он ни занимал, я считаю, у него только тогда де ла по/ідут хорошо, если он лю би г саде предприятие, болеет за него, гордится им. Я всегда гор дился тем. что работаю на Бал тийском судоремонтном, боль- игом современном, со славным историческим прошлым заводе, восстановленном из руин после Фашистского нашествия. По осо бенно и у меня, и у всех наших судоремонтников есть все осно вания гордиться родным заво дом н последнее время, когда нам за успешное выполнение Заданий II социалистических обя зательств прошлого года вруче но Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Этот год для судоремонтни ков Балтийского особенно от ветственный — мы являемся инициаторами социалистическо го соревнования в отрасли за досрочное выполнение задании завершающего года пятилетки. Мы обязались, в частности, ры бопромысловые суда выпускать из ремонта только досрочно, с хорошим и отличным качеством гбОТЫ. Сокращение сроков и повы шение качества ремонта одина ково важны для нас. И решать эти задачи в отдельности нель зя. особенно сейчас, когда наша партия поставила перед все^и советскими тружениками зада ние — давать продукции боль ше, высокого качества, с мень шими затратами. Для нас вы пустить судно в море раньше срока и означает дать продук ции больше, а продление га- рантнйного срока с шести меся цев до года само по себе го ворит о качестве. Поворотным моментом, или, если можно так выразиться, но вым этапом в трудовой жизни нашего предприятия явилось по ступательное. энергичное внед рение с 1973 года поточно-пози ционного метода ремонта круп нотоннажных траулеров. Кста ти. Балтийский завод специали зируется на реставрации имен но таких судов. Суть этого -ме тода заключается в строгой тех нологической последовательно сти выполнения работ на - каж дом судне ия специализирован- : ных позициях. ■ • Кеть еще одно большое, на мой взгляд, преимущество по точно-позиционного метода, за ключающееся в том, что он та ит в себе неисчерпаемый источ ник резервов повышения каче ства и эффективности производ ства. Возьмем, к примеру, про блему специализации бригад. Скажем, сейчас двигатель ре монтирует одна бригада от на чала до конца. Специализация это? Безусловно. Но она доволь но широкая. А ведь можно пой ти и дальше — специализиро ваться на небольшом количест ве операций. Одни только ре монтируют поршневую группу, другие производят, дефентовку. третьи — сборку, четвертые •— испытания. Будет выигрыш? Конечно. Повседневную работу, которую хорошо знаешь, есте ственно. будешь выполнять бы стрее и лучше. Кроме того, можно использовать рабочих бо лее низкой квалификации, а ос вободившихся специалистов на правлять на ответственные ра боты. ^требующие большого1оны- ■та. .............. .... • Частично 'Такая .узкая спецна-. лнзация у нас. уже применяется. Например, при реставрации топ ливной аппаратуры, всережнм- •йых регуляторов, -цилиндровых крышек, навесных насосов. Стремимся мы так работать и в моей бригаде, которая зани мается обновлением аммиачных и воздушных компрессоров. Я ремонтирую коленчатые валы. Вамбала Ликхольд — поршне вую группу. Валентин Фуреаев — арматуру, а Юрий Карель- сон помогает в «узких» местах. Возникает вопрос: почему нельзя ввести узкую специали зацию при ремонте всех машин и механизмов? Дело в том. что для этого необходимо, чтобы весь ремонт, регулировка, ис пытания проводились в цехо вых условиях. ІІо для этого це хи должны быть оборудованы регулировочными и испытатель ными стендами. На нашем заво де решение этого вопроса остав ляет желать лучшего. К приме ру. з нашем цехе непозволи тельно затянулась установка стендов для испытания дизелей. Считаю; что руководству заво да надо приложить все усилия, чтобы как-можно скорее решить эту проблему. Тогда появится возможность производить макси мальный объем работ не на су дах. а в нормальных, удобных цеховых условиях. Это позво лит, я считаю, примерно на 40 процентов увеличить пронзвШ днгелытость труда и резко по*, высить качество выполняемых: работ. При этом возрастет чис ло механизмов, ремонтируемых агрегатным методом. Хочу сказать н о такой iHWHč блеме: промывке деталей, Н® первыіі взгляд пустяк. Нет. Hg пустяк. Мы промываем детащ* вручную из-за несовершенства технологического процесса мл ечных работ. Тратятся материя* лы. время на транспортировку, много ручного труда применяет ся на домывке. И все это пщг^ низком качестве. Пора констрѵк? торам, технологам создать тек временные, высокоэффективны^ моечные агрегаты. На заводе приходится в б еЩ том количестве перевозить Щ(. шины, .механизмы, детали из цеха г, цех. на склад, суда. А внутризаводского транспорта электрокаров -..и аккумуляторов к ші.м,— очень мало, Я считаю, что, гаки,х механизмов должно, быть столько, .сколько цеибход^; мо.. Ю. HOPKPOQC, бригадир слесарей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz