Рыбный Мурман. 1975 г. Июль.

ОТВЕ ТСТВЕННОСТЬ КАДРО пасных условий на производствен­ ных участках, не контролирует действия работников и не предъ­ являет должных требований іс на­ рушителям правил техники безо­ пасности. Мы не добьемся полного уст­ ранения нарушений до тех пор, пока весь командный состав не включится в широкую воспита­ тельную работу среди моряков, пока сами командиры не будут примером личной дисциплиниро­ ванности и исполнения служебно­ го долга. Необходимо активнее вовлекать молодежь в систему заочного обучения в заочной школе моря­ ков, в высших и средних учебных заведениях. Надо смелее выдви­ гать на вышестоящие должности командиров, положительно заре­ комендовавших себя на производ­ стве, проявивших себя умелыми *к>спитателями подчиненных. Сле- яует вести решительную борьб/ с нарушителями трудовой и произ­ водственной дисциплины, общест­ венного порядка, пьяницами, ава­ рийщиками, шире практиковать обсуждение их на общих собра­ ниях коллективов, в товарищеских судах, в стенной газете, по радио и т. д., не пропуская ни одного случая, применять к ним меры материального воздействия. Пополнение флота и еще боль­ шая текучесть кадров требуют по­ стоянной подготовки кадров мас­ совых профессий. Учебно-курсо- *ой комбинат нам готовит всего около 400 человек, в основном электриков, рефмашинистов, ма­ стеров по консервам и жиру, электрогазосварщиков и других. Основную массу специалистов: помощников мастеров по обра ботке рыбы, мастеров по добыче, боцманов, мотористов, котельных машинистов, матросов и других -— мы вынуждены готовить на судах. Через два— три года к нам на флот будут поступать матросы, мотористы, подготовленные в ГПТУ N2 6, но пока их нет. Да и ГПТУ N2-6 полностью не решит данной проблемы, и поэтому ос­ новной базой подготовки кадров являются суда. За пять месяцев на флоте под­ готовлены 732 специалиста, в том числе 223 через УКК. Повысили квалификацию 1757 человек. В целом план выполняется, но по отдельным специальностям ход выполнения вызывает тревогу. На­ пример, мастеров по добыче под­ готовлено 12 человек, помощни­ ков мастеров по обработке ры­ бы — 7, машинистов РМУ — 5. Многие капитаны, старшие ме­ ханики, старшие помощники капи­ танов, понимая важность решения вопроса, со всей серьезностью, систематически занимаются про­ ведением технической учебы сре­ ди моряков, постоянно выполняют план по подготовке кадров. К ним относятся капитаны тт. Кобец А. А., Корконосов А. В., Дубовиц- кий В. И.# Буданов К. Н. и другие. При списании с судна специалис­ тов рядового состава по различ­ ным причинам они не запрашива­ ют замены из отдела кадров, а выдвигают на эти должности под­ готовленных в рейсе специали­ стов. Но есть капитаны, которые не­ серьезно относятся к организации технической учебы, систематиче­ ски не выполняют план по подго­ товке кадров, За пренебрежитель­ ное отношение к данному вопросу капитаны тт. Кукушкин, Иванов, Татауров, Редькин, Пиванов и дру­ гие полностью лишены рейсовой премии. По вине этих и других капитанов сейчас нет в резерве мастеров по обработке рыбы, ма­ стеров по добыче для РТ, боцма­ нов, мотористов. Мы должны принять решитель­ ные меры по выполнению плана подготовки кадров по каждо му судну. Организовать работу школ передового производствен- . ного опыта, освоение моряками Одним из важных вопросов ра­ боты с кадрами является органи­ зация общеобразовательной уче­ бы. Выполняя постановление ЦК КПСС о переходе ко всеобщему среднему образованию, админи­ страция флота, партийные, проф­ союзные и комсомольские орга­ низации разработали мероприя­ тия, создали комиссию содействия учебе моряков. В высших и средних учебных заведениях сейчас учатся заочно 632 человека. В 1975 году выданы 142 рекомендации морякам, изъ­ явившим желание учиться заочно в вузах и техникумах. Однако эти цифры невелики, если учесть, чго одна треть командного состава имеет курсовую подготовку, В заочной школе моряков учат­ ся 3034 человека. В 1975 году из класса в класс переведены 440 человек, окончили 8 классов 64 человека, а аттестат зрелости по­ лучили 62 человека. В этом боль­ шая заслуга наших добровольных помощников — общественных консультантов. 480 человек ко­ мандного состава несут свои зна­ ния морякам, оказывают им бес­ корыстную помощь в овладении знаниями. В целях пропагандирования по­ ложительного опыта нами подго­ товлен и выпущен плакат на тему «Об опыте работы экипажа ППР «Капитан Скорняков» по повыше­ нию общеобразовательной подго­ товки моряков». Профсоюзная и комсомольская организации уп­ равления тралового флота в 1974 году награждены Почетной гра­ мотой облсовпрофа, обкома ВЛКСМ и облоно за активное уча­ стие в областном смотре под д е ­ визом «Каждому молодому тру­ женику — среднее образование». Хорошо поставлена заочная об­ щеобразовательная учеба на ППР «Прокопьевск», «Ковдор», ПР «Со­ ветск». Вызывает серьезную оза­ боченность тот факт, что на фоне большого количества учащихся еще низок процент успеваемости, мало переводов из класса в класс. Необходимо в кратчайший срок мобилизовать усилия для устране­ ния отмеченных недостатков, ак­ тивизировать работу по заверше­ нию перехода ко всеобщему среднему образованию. Выполняя постановление ЦК КПСС об улучшении экономиче­ ского образования трудящихся, партийный комитет, руководство флота, партийные организации проделали определенную работу по повышению экономического образования рабочих, инженерно технических работников и служа­ щих. В 1974-75 учебном году мо­ ряки, работники береговых под­ разделений продолжали повышать экономические знания в кружках «Основы экономики и управления производством», «Основы эконо­ мических знаний» и других. Всеми формами экономической учебы были охвачены 9950 человек. Докладчик привел примеры слабой организации учебы на ЬМРТ «Аскания», ППР «Ковдор», РТ № 224, 271. Тов. Ревнивцев охарактеризовал деятельность отдела кадров уп­ равления флота и рассказал о ме­ рах по дальнейшему совершенст­ вованию работы с кадрами. B ' ЫСТУПАЯ в прениях, пер­ вый помощник капитана ППР «Прокопьевск» И. М. Морозов поделился опытом рабо­ ты партийной организации с к ад ­ рами загранплавания. Моторист БМРТ-422, член судо­ вого комитета профсоюза С. И. Волынских рассказал о том, как ра­ ботают члены машинной команды корабля, как администрация и профсоюзная организация борют ся за создание крепкого, работо­ способного коллектива, о шефст­ ве над молодыми моряками. Комсомольская организация БМРТ-123, — сказал С. С#лив*р- стов, — много внимания уделяет воспитанию молодых специалистов и моряков. На убедительном при­ мере с рыбмастером А. И. Луза- новым он показал, какую огром­ ную пользу приносит шефство старших, опытных товарищей над молодежью. Капитан - директор ППР «бус­ соль» А. С. Борецкий поделился опытом воспитательной работы е коллективе. Помощник капитан- директора БМРТ-402 по производ­ ству В. С. Лебедев говорил о тру­ довом воспитании членов экипа­ жа, о большой роли мастеров в организации производства и со­ ревнования. Он подверг критике тех командиров, которые недоб­ росовестно относятся к повыше­ нию квалификации матросов., за­ вышают классность. Далеко не не всех крупнотоннажных кораблях рыбмастера находятся в почете, их очень редко приглашают на со­ вещания командного состава. Партийная организация ППР «Ковдор» постоянно нацеливает всех коммунистов, командире* производства на систематическое проведение воспитательной рабо­ ты с моряками. Это дает сяои плоды, — сказал И. М. Ткаченко, старший мастер по добыче рыбы. Консервный мастер В. И. Мат­ веев, выступая на собрании акти­ ва, говорил о работе специалистов своей профессии на БМРТ-241 и других судах. Он внес предложе­ ние шире организовать подготов­ ку консервных мастеров на бере­ гу. О необходимости оказывать больше внимания помощникам рыбмастеров, лучше оплачивать их труд говорил ®. П. Василев­ ский, мастер по обработке рыбы траулера «Зеленодольск». В своем выступлении В. А. Гпад­ ких, старший мастер по добыче рыбы БМРТ «Волгобалт», говорил о том, что уже в мореходных училищах надо начинать готовить специалистов к воспитательной ра­ боте с моряками. Нередки случои, когда у молодых специалисте» проявляются гонор, неуважение к людям, а это не способствует ро­ сту их авторитета. смежных специальностей, ( І І І І І І І І І І І І І І І І Н І І Н І І І І І І І І І І І І І I I І І І І І І Н І І І І І І І П І І П І І І І І І I I I I I I І І І І И II III І Н І І І М I I1I I I I I I I I I III I I І І І І І І І І І П I I I И ! П і ’ ! і , і ( И I Іі I I III Іі Г I Іі І І І І І І І І І I I I И 11 И І ’ ! 11' ' Ч ! І ! I ! 1 1 іі ’і і | I I I I I I I ! I I ! : : 1 1 1 I I I I І І І І I I I I I І Н І Н І І І Н М 1 1 I I I H I 1 I I 1111! I I I I II t «ч вступил а ряды Коммунистиче­ ской партии, было закономерным. Чистые, благородные люди тянут­ ся к партии, и партия впитывает в себя все лучшее. Вспоминается и другое. Апрель 1942 года, война. На траулер «По­ беда» во время промысла рыбы в Мотовском заливе налетают фа­ шистские самолеты. Прямое попа­ дание крупной фугасной бомбы, м траулер очень быстро тонет. Море слегка курится от мороза. На воде люди. Они стараются удержаться ка поверхности. Будем откровенны — тонуть ни­ кому не хочется. В таких случаях каждый поступает по своему. Кто судорожно цепляется за жизнь, а кто безвольно, обреченно готов сложить руки. И только два ком­ муниста — помполит Никонов и кочегар Падалка, сами коченея от стужи, помогают тем, кто рас­ терялся или обессилел от ране­ ния, ухватиться за какой-либо плав. Над притихшим морем слы­ шатся их громкие голоса: «Дер­ жись, товарищ! Помощь близка!» И действительно, катера Северно­ го флота подбирают многих из мае. А вот еще пример борьбы за жизнь человека. На траулере «Капитан Демидов» плавал матро­ сом некто А. Плохо работал и плохо жил. Пил, скандалил, опаз­ дывал на вахту н так надоел всем, что на общем собрании воз­ ник вопрос — списать его с ко­ рабля. Полной неожиданностью для всех оказалось выступление коммуниста матроса М. А. Казан­ цева. Он был образовым матросом. За пять пет совместного плавания мне не случалось делать ему за­ мечаний. Казалось бы, честный матрос Казанцев должен был одобрить списание нерадивого ра­ ботника. Но коммунист Казаицее рассудил иначе. Он попросил ос­ тавить матроса А. еще на какой- то испытательный срок и помочь ему. Позднее на вопрос с том, по­ чему он «ыступил с такой прось­ бой, Казанце* ответил: «У матро­ са А. дела идут совсем плохо. Ои даже озлобился как-то. Надо по­ мочь ему встать на ноги и сделать его своим, нашим человеком. Не­ льзя его толкать в яму, он и так на самом краю стоит. Надо, чтобы он с нами шел». Глубоко и правильно рассудил. И действительно матрос А. стал нашим товарищем. Коммунисты, которых я назвал [а мог бы назвать гораздо боль­ ше), подчас совершенно не похо­ жи друг на друга, так же, как не схожи их слова и поступки. Они не шаблонны, как не шаблонна природа человека, но объединяю­ щая их общая идея и сознание высокой миссии служения народу придают им одну, общую всем направленность. И вот сегодня, оглядываясь на пройденную жизнь, мне очень хо­ чется не только вспомнить, но и поблагодарить тех коммунистов, которые своим примером учили меня. Высокая эта должность — ком­ мунист. Народ верит Коммунисти­ ческой партии, и в каждом от­ дельном коммунисте он хочет ви- дить личный пример для себя, так­ же как идеи партии уже давно стали идеями самого народа». IV. «ГРЕЗЫ ЛЮБВИ»... Есть на северо-западе южной части Баренцева моря рыбная ба­ ночка. Невелика она по размерам — около семи миль в диаметре. Невелика, но щедра. Хорошо ло­ вится здесь рыба. И грунт на ней подходящий — в основном твердый песок, местами мертвая ракушка. Тралы приходят без рва­ ни. Нередко забегают сюда, на эту безымянную баночку, промысло­ вые суда, подлавливают здесь не­ плохо еесною тресочку, осенью окушка, а кто первый на нее на­ брел, кто на планшет ее нанес, не каждый капитан знает. Открыл ее, эту банку, в 1939 го­ ду Георгий Сергеевич Попов, По­ утюжил он ее на РТ-48 «Севгос- рыбтрест» вдоль и поперек, убе­ дился, что рыбешка есть (3 тонны ровной трески за час траления), сделал беглую съемку банки эхо­ лотом, нанес ее контуры со всеми изобатами на планшет и не знал - тогда, что ожидают его здесь в будущем большие неприятности, что придет время — и станет он в этом промысловом квадрате за один час седым... В один из зимних вечеров 1954 года засиделся я допоздна на работе. Начальник главка уезжал назавтра в Москву, и надо было подготовить ему исчерпывающую справку о ходе промысла. Было уже около одиннадцати вечера, когда я закрыл на ключ дверь кабинета, прошел по тем­ ному внутреннему коридору первого этажа, открыл дверь на лестничную площадку и замер: весь лестничный пролет был на­ полнен до краев прекрасными звуками фортепьянной музыки. Это было так неожиданно, что я в первый момент подумал: не слу­ ховая ли это галлюцинация? Кто-то там, наверху, на втором или третьем этаже, исполнял на фортепьяно удивительно тонко, с большим чувством очень знако­ мую мелодию. Она, эта мелодия, лилась на меня сверху, как весен­ ний дождь, пронизанный лучами солнца. Бы, конечно, помните зна­ менитое стихотворение Гейне о гребце, влекомом колдовским пе­ нием прекрасной Лореляй? Вот и я, как этот гребец, пошел на зву­ ки музыки, поднялся на второй этаж и увидел, что из приоткры­ той двери зала заседаний ложится на пол коридора светлая полоса. Да, несомненно, здесь находился родник звуков, отсюда он выбра­ сывал свои чистые струи... (Продолжение следует( Петр Николаевич Ис гребецкий живет и работает в Канда­ лакш е с 1S33 года. Своими руками ему довелось устанавливать станни в первы х, еще недостаточно приспособленных цехах ме­ ханического завода. И вот уже четверть века номмунист П. Н, Негребецкий является мастером. Его пятьдесят шесть ^лично обученных токарному м астерству парней и дееушен работают сейчас на различных предприятиях Мурманской области. Сейчас младший сын Петра Николаевича овладевает ма­ стерством под руководством отца. Впрочем, Владимир уже хо­ роший станочник, дело освоил нрепко. Но поучиться у отца всегда есть чему. На снимке: мастер ремонтного цеха Кандалакш ского механи­ ческого завода член КПСС П. Н. Негребецкий и его сын токарь Владимир. Фото А. Ванд ина .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz