Рыбный Мурман. 1975 г. Июль.
ОТВЕ ТСТВЕННОСТЬ КАДРО пасных условий на производствен ных участках, не контролирует действия работников и не предъ являет должных требований іс на рушителям правил техники безо пасности. Мы не добьемся полного уст ранения нарушений до тех пор, пока весь командный состав не включится в широкую воспита тельную работу среди моряков, пока сами командиры не будут примером личной дисциплиниро ванности и исполнения служебно го долга. Необходимо активнее вовлекать молодежь в систему заочного обучения в заочной школе моря ков, в высших и средних учебных заведениях. Надо смелее выдви гать на вышестоящие должности командиров, положительно заре комендовавших себя на производ стве, проявивших себя умелыми *к>спитателями подчиненных. Сле- яует вести решительную борьб/ с нарушителями трудовой и произ водственной дисциплины, общест венного порядка, пьяницами, ава рийщиками, шире практиковать обсуждение их на общих собра ниях коллективов, в товарищеских судах, в стенной газете, по радио и т. д., не пропуская ни одного случая, применять к ним меры материального воздействия. Пополнение флота и еще боль шая текучесть кадров требуют по стоянной подготовки кадров мас совых профессий. Учебно-курсо- *ой комбинат нам готовит всего около 400 человек, в основном электриков, рефмашинистов, ма стеров по консервам и жиру, электрогазосварщиков и других. Основную массу специалистов: помощников мастеров по обра ботке рыбы, мастеров по добыче, боцманов, мотористов, котельных машинистов, матросов и других -— мы вынуждены готовить на судах. Через два— три года к нам на флот будут поступать матросы, мотористы, подготовленные в ГПТУ N2 6, но пока их нет. Да и ГПТУ N2-6 полностью не решит данной проблемы, и поэтому ос новной базой подготовки кадров являются суда. За пять месяцев на флоте под готовлены 732 специалиста, в том числе 223 через УКК. Повысили квалификацию 1757 человек. В целом план выполняется, но по отдельным специальностям ход выполнения вызывает тревогу. На пример, мастеров по добыче под готовлено 12 человек, помощни ков мастеров по обработке ры бы — 7, машинистов РМУ — 5. Многие капитаны, старшие ме ханики, старшие помощники капи танов, понимая важность решения вопроса, со всей серьезностью, систематически занимаются про ведением технической учебы сре ди моряков, постоянно выполняют план по подготовке кадров. К ним относятся капитаны тт. Кобец А. А., Корконосов А. В., Дубовиц- кий В. И.# Буданов К. Н. и другие. При списании с судна специалис тов рядового состава по различ ным причинам они не запрашива ют замены из отдела кадров, а выдвигают на эти должности под готовленных в рейсе специали стов. Но есть капитаны, которые не серьезно относятся к организации технической учебы, систематиче ски не выполняют план по подго товке кадров, За пренебрежитель ное отношение к данному вопросу капитаны тт. Кукушкин, Иванов, Татауров, Редькин, Пиванов и дру гие полностью лишены рейсовой премии. По вине этих и других капитанов сейчас нет в резерве мастеров по обработке рыбы, ма стеров по добыче для РТ, боцма нов, мотористов. Мы должны принять решитель ные меры по выполнению плана подготовки кадров по каждо му судну. Организовать работу школ передового производствен- . ного опыта, освоение моряками Одним из важных вопросов ра боты с кадрами является органи зация общеобразовательной уче бы. Выполняя постановление ЦК КПСС о переходе ко всеобщему среднему образованию, админи страция флота, партийные, проф союзные и комсомольские орга низации разработали мероприя тия, создали комиссию содействия учебе моряков. В высших и средних учебных заведениях сейчас учатся заочно 632 человека. В 1975 году выданы 142 рекомендации морякам, изъ явившим желание учиться заочно в вузах и техникумах. Однако эти цифры невелики, если учесть, чго одна треть командного состава имеет курсовую подготовку, В заочной школе моряков учат ся 3034 человека. В 1975 году из класса в класс переведены 440 человек, окончили 8 классов 64 человека, а аттестат зрелости по лучили 62 человека. В этом боль шая заслуга наших добровольных помощников — общественных консультантов. 480 человек ко мандного состава несут свои зна ния морякам, оказывают им бес корыстную помощь в овладении знаниями. В целях пропагандирования по ложительного опыта нами подго товлен и выпущен плакат на тему «Об опыте работы экипажа ППР «Капитан Скорняков» по повыше нию общеобразовательной подго товки моряков». Профсоюзная и комсомольская организации уп равления тралового флота в 1974 году награждены Почетной гра мотой облсовпрофа, обкома ВЛКСМ и облоно за активное уча стие в областном смотре под д е визом «Каждому молодому тру женику — среднее образование». Хорошо поставлена заочная об щеобразовательная учеба на ППР «Прокопьевск», «Ковдор», ПР «Со ветск». Вызывает серьезную оза боченность тот факт, что на фоне большого количества учащихся еще низок процент успеваемости, мало переводов из класса в класс. Необходимо в кратчайший срок мобилизовать усилия для устране ния отмеченных недостатков, ак тивизировать работу по заверше нию перехода ко всеобщему среднему образованию. Выполняя постановление ЦК КПСС об улучшении экономиче ского образования трудящихся, партийный комитет, руководство флота, партийные организации проделали определенную работу по повышению экономического образования рабочих, инженерно технических работников и служа щих. В 1974-75 учебном году мо ряки, работники береговых под разделений продолжали повышать экономические знания в кружках «Основы экономики и управления производством», «Основы эконо мических знаний» и других. Всеми формами экономической учебы были охвачены 9950 человек. Докладчик привел примеры слабой организации учебы на ЬМРТ «Аскания», ППР «Ковдор», РТ № 224, 271. Тов. Ревнивцев охарактеризовал деятельность отдела кадров уп равления флота и рассказал о ме рах по дальнейшему совершенст вованию работы с кадрами. B ' ЫСТУПАЯ в прениях, пер вый помощник капитана ППР «Прокопьевск» И. М. Морозов поделился опытом рабо ты партийной организации с к ад рами загранплавания. Моторист БМРТ-422, член судо вого комитета профсоюза С. И. Волынских рассказал о том, как ра ботают члены машинной команды корабля, как администрация и профсоюзная организация борют ся за создание крепкого, работо способного коллектива, о шефст ве над молодыми моряками. Комсомольская организация БМРТ-123, — сказал С. С#лив*р- стов, — много внимания уделяет воспитанию молодых специалистов и моряков. На убедительном при мере с рыбмастером А. И. Луза- новым он показал, какую огром ную пользу приносит шефство старших, опытных товарищей над молодежью. Капитан - директор ППР «бус соль» А. С. Борецкий поделился опытом воспитательной работы е коллективе. Помощник капитан- директора БМРТ-402 по производ ству В. С. Лебедев говорил о тру довом воспитании членов экипа жа, о большой роли мастеров в организации производства и со ревнования. Он подверг критике тех командиров, которые недоб росовестно относятся к повыше нию квалификации матросов., за вышают классность. Далеко не не всех крупнотоннажных кораблях рыбмастера находятся в почете, их очень редко приглашают на со вещания командного состава. Партийная организация ППР «Ковдор» постоянно нацеливает всех коммунистов, командире* производства на систематическое проведение воспитательной рабо ты с моряками. Это дает сяои плоды, — сказал И. М. Ткаченко, старший мастер по добыче рыбы. Консервный мастер В. И. Мат веев, выступая на собрании акти ва, говорил о работе специалистов своей профессии на БМРТ-241 и других судах. Он внес предложе ние шире организовать подготов ку консервных мастеров на бере гу. О необходимости оказывать больше внимания помощникам рыбмастеров, лучше оплачивать их труд говорил ®. П. Василев ский, мастер по обработке рыбы траулера «Зеленодольск». В своем выступлении В. А. Гпад ких, старший мастер по добыче рыбы БМРТ «Волгобалт», говорил о том, что уже в мореходных училищах надо начинать готовить специалистов к воспитательной ра боте с моряками. Нередки случои, когда у молодых специалисте» проявляются гонор, неуважение к людям, а это не способствует ро сту их авторитета. смежных специальностей, ( І І І І І І І І І І І І І І І І Н І І Н І І І І І І І І І І І І І I I І І І І І І Н І І І І І І І П І І П І І І І І І I I I I I I І І І І И II III І Н І І І М I I1I I I I I I I I I III I I І І І І І І І І І П I I I И ! П і ’ ! і , і ( И I Іі I I III Іі Г I Іі І І І І І І І І І I I I И 11 И І ’ ! 11' ' Ч ! І ! I ! 1 1 іі ’і і | I I I I I I I ! I I ! : : 1 1 1 I I I I І І І І I I I I I І Н І Н І І І Н М 1 1 I I I H I 1 I I 1111! I I I I II t «ч вступил а ряды Коммунистиче ской партии, было закономерным. Чистые, благородные люди тянут ся к партии, и партия впитывает в себя все лучшее. Вспоминается и другое. Апрель 1942 года, война. На траулер «По беда» во время промысла рыбы в Мотовском заливе налетают фа шистские самолеты. Прямое попа дание крупной фугасной бомбы, м траулер очень быстро тонет. Море слегка курится от мороза. На воде люди. Они стараются удержаться ка поверхности. Будем откровенны — тонуть ни кому не хочется. В таких случаях каждый поступает по своему. Кто судорожно цепляется за жизнь, а кто безвольно, обреченно готов сложить руки. И только два ком муниста — помполит Никонов и кочегар Падалка, сами коченея от стужи, помогают тем, кто рас терялся или обессилел от ране ния, ухватиться за какой-либо плав. Над притихшим морем слы шатся их громкие голоса: «Дер жись, товарищ! Помощь близка!» И действительно, катера Северно го флота подбирают многих из мае. А вот еще пример борьбы за жизнь человека. На траулере «Капитан Демидов» плавал матро сом некто А. Плохо работал и плохо жил. Пил, скандалил, опаз дывал на вахту н так надоел всем, что на общем собрании воз ник вопрос — списать его с ко рабля. Полной неожиданностью для всех оказалось выступление коммуниста матроса М. А. Казан цева. Он был образовым матросом. За пять пет совместного плавания мне не случалось делать ему за мечаний. Казалось бы, честный матрос Казанцев должен был одобрить списание нерадивого ра ботника. Но коммунист Казаицее рассудил иначе. Он попросил ос тавить матроса А. еще на какой- то испытательный срок и помочь ему. Позднее на вопрос с том, по чему он «ыступил с такой прось бой, Казанце* ответил: «У матро са А. дела идут совсем плохо. Ои даже озлобился как-то. Надо по мочь ему встать на ноги и сделать его своим, нашим человеком. Не льзя его толкать в яму, он и так на самом краю стоит. Надо, чтобы он с нами шел». Глубоко и правильно рассудил. И действительно матрос А. стал нашим товарищем. Коммунисты, которых я назвал [а мог бы назвать гораздо боль ше), подчас совершенно не похо жи друг на друга, так же, как не схожи их слова и поступки. Они не шаблонны, как не шаблонна природа человека, но объединяю щая их общая идея и сознание высокой миссии служения народу придают им одну, общую всем направленность. И вот сегодня, оглядываясь на пройденную жизнь, мне очень хо чется не только вспомнить, но и поблагодарить тех коммунистов, которые своим примером учили меня. Высокая эта должность — ком мунист. Народ верит Коммунисти ческой партии, и в каждом от дельном коммунисте он хочет ви- дить личный пример для себя, так же как идеи партии уже давно стали идеями самого народа». IV. «ГРЕЗЫ ЛЮБВИ»... Есть на северо-западе южной части Баренцева моря рыбная ба ночка. Невелика она по размерам — около семи миль в диаметре. Невелика, но щедра. Хорошо ло вится здесь рыба. И грунт на ней подходящий — в основном твердый песок, местами мертвая ракушка. Тралы приходят без рва ни. Нередко забегают сюда, на эту безымянную баночку, промысло вые суда, подлавливают здесь не плохо еесною тресочку, осенью окушка, а кто первый на нее на брел, кто на планшет ее нанес, не каждый капитан знает. Открыл ее, эту банку, в 1939 го ду Георгий Сергеевич Попов, По утюжил он ее на РТ-48 «Севгос- рыбтрест» вдоль и поперек, убе дился, что рыбешка есть (3 тонны ровной трески за час траления), сделал беглую съемку банки эхо лотом, нанес ее контуры со всеми изобатами на планшет и не знал - тогда, что ожидают его здесь в будущем большие неприятности, что придет время — и станет он в этом промысловом квадрате за один час седым... В один из зимних вечеров 1954 года засиделся я допоздна на работе. Начальник главка уезжал назавтра в Москву, и надо было подготовить ему исчерпывающую справку о ходе промысла. Было уже около одиннадцати вечера, когда я закрыл на ключ дверь кабинета, прошел по тем ному внутреннему коридору первого этажа, открыл дверь на лестничную площадку и замер: весь лестничный пролет был на полнен до краев прекрасными звуками фортепьянной музыки. Это было так неожиданно, что я в первый момент подумал: не слу ховая ли это галлюцинация? Кто-то там, наверху, на втором или третьем этаже, исполнял на фортепьяно удивительно тонко, с большим чувством очень знако мую мелодию. Она, эта мелодия, лилась на меня сверху, как весен ний дождь, пронизанный лучами солнца. Бы, конечно, помните зна менитое стихотворение Гейне о гребце, влекомом колдовским пе нием прекрасной Лореляй? Вот и я, как этот гребец, пошел на зву ки музыки, поднялся на второй этаж и увидел, что из приоткры той двери зала заседаний ложится на пол коридора светлая полоса. Да, несомненно, здесь находился родник звуков, отсюда он выбра сывал свои чистые струи... (Продолжение следует( Петр Николаевич Ис гребецкий живет и работает в Канда лакш е с 1S33 года. Своими руками ему довелось устанавливать станни в первы х, еще недостаточно приспособленных цехах ме ханического завода. И вот уже четверть века номмунист П. Н, Негребецкий является мастером. Его пятьдесят шесть ^лично обученных токарному м астерству парней и дееушен работают сейчас на различных предприятиях Мурманской области. Сейчас младший сын Петра Николаевича овладевает ма стерством под руководством отца. Впрочем, Владимир уже хо роший станочник, дело освоил нрепко. Но поучиться у отца всегда есть чему. На снимке: мастер ремонтного цеха Кандалакш ского механи ческого завода член КПСС П. Н. Негребецкий и его сын токарь Владимир. Фото А. Ванд ина .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz