Рыбный Мурман. 1975 г. Июль.

Крепче союз: М О Р Е Г ^ Т Ч ^ В Е Р Е Г У К Р Е П Л Я Т СОДРУЖЕСТВО! (Окончание. Нач. не 1-й стр.) Выступая на заседании штаба, секретарь партийно­ го комитета «Мурмансельдн* тов. Горохов В. А. высказал несколько претензий и по­ желаний по организации ма­ териально - технического снабжения. Большинство из них мы првкнкіГем и в част- жхМг», усшшм новтрель а* выборкой фондируемых ма­ териалов, яосщ к ск ся ебес- ■ечимть к ор *6а* '« таким расчетом, чтобы исключить досылку на промысел свое­ временно не полученного экипажами снабжения. Но в свою очередь мы рассчиты­ ваем на взаимное понимание и помощь управлений фло­ тов. Коллективу ТС К тоже необходимо создавать усло­ вия для выполнения обяза­ тельств (в отношении поста­ новки кораблей к причалу, своевременного оформления документов и т. д.). АВТОТРАНСПОРТНИКИ — ПОМОЩНИКИ РЫБАКОВ Коллектив автобазы глав­ ного управления «Севрыба» '■'читает для себя большой че­ стью быть участником До­ говора двенадцати. Участие в этом соревновании во мно­ гом способствует повышению ответственности шоферов, ремонтников за судьбу вы­ полнения принятых обяза­ тельств. Люди стали острее ощущать свою роль в дости­ жении успеха промысловика­ ми и тружениками берего­ вых предприятий Мурман- ска. Все чаще водители обра­ щаются в службу эксплуата­ ций с предложениями по улучшению использования автотранспорта, о том, как лучше выполнить условия и требования договора. Водители и специалисты автобазы отмечают, что с каждым месяцем улучшаете*’ использование автомашин. Но недостатков еще много. Очень много времени про­ стаивает автотранспорт. За смену ■пашина . вводится движении от сдаи#два часа.;,;. Остальное npewm уходит на погрузку и выгрузку, на про­ стои, вызванные оформле­ нием документов и сдачей продукции. Эти простои ко­ леблются от двух до четы- рек часов за смену. Или такой пример. За по­ лугодие рыбный порт да т 180 отказов на машины (все в ночную смену). Это убыток автобазе, это вызывает недо­ вольство у шоферов. Надо четко планировать работу ав­ тотранспорта в ночное вре­ мя. иметь резерв на перевоз­ ки, в случае подобной ситуа­ ции. которая происходит ча­ ще всего по вине флотов. Всеми мерами необходимо разрабатывать и внедрять контейнеры. Эта задача для нас сейчас номер один. Ре­ шение ее позволит резко уменьшить простои авто­ транспорта. Другая, не ме­ нее важная задача - более широкое использование при­ цепов. Сейчас управления флотов идут на .что под боль­ шим нажимом, а лесотарный комбинат не имеет хороших подъездных -путей. Не за горами длительная заполярная зима, но уверен­ ности, что коллектив встре­ тит ее во всеоружии, нет. Де­ вятый год уже строится авто­ база в Нагорном. В этом го­ ду имеется полная возмож­ ность закончить строительст­ во. Однако на объекте рабо­ ты ведутся в одну смену, а числа, строителей не превы­ шает '8-*-10 человек. Ійы рассчитываем на деловую помощь «бществениоств го­ рода в решении этого вопро- - са. Что касается наших внут­ ренних резервов, то адшши- страция и партийная органи­ зация автобазы принимают меры н их устранению. Чис­ ло опозданий автомашин к началу смены, выездов на заправку во время рабочего дня будет сокращено до ми­ нимума. Много неудобств доставля­ ет работникам отделов снаб­ жения флотов -перевозка ко­ шельковых неводов, К сожа­ лению, автомашиной боль­ шой грузоподъемности авто­ база не располагает, И по­ этому придется по меньшей мере года два искать раз­ личные выходы из положе­ ния. в зависимости от раз­ мера неводов, дальности пе­ ревозки и т. д. В отдельные периоды ав­ тобазе не представляется возможным полностью вы­ полнить все заявки. Парк ав­ томашин у нас еще не до­ стиг необходимой численно­ сти. Мне хочется посовето­ вать руксводителям пред­ приятий там, где и когда это воз можно. исполь зовать и.ѵіе- ющиеся в хозяйстве тракто­ ры, автопогрузчики и другую технику. Ведь нередко еще бывает и так, что мелкие партии грузов развозятся на автомашинах большой грузо­ вместимости в то время, ког- ^ да можно использовать соб­ ственные средства и, в част- > ноети; мотороллеры с тележ- ^ кой. З В Е З Д Ы Ш А Р У В К А Х Управление «Мурмансельдн» н базовый комитет профсоюза разрешили нанести Красные звезды на рубках большого морозиль­ ного траулера «Салют», СТР «Союз-9», «Солнечногорск», кСлавя- носербск», СРТ «Юшиио», «Капитан Арбузов», «Тайгонос». Эти эки­ пажи — лидеры флотского соревнования. Не допускать В ЗАВЕРШАЮЩЕМ ГО­ ДУ девятой пятилетки управление и базовый комитет профсоюза Мурманско- 10 тралового флота расширили права администрации трау іе- ров и судовых комитетов в ин­ дивидуальном поощрении чле­ нов экипажей. Согласно прави­ ла*- общефлотского соревнова­ ния экипажам, признанным по­ бедителями в нем, установлена соответствующая денежная пре­ мия. Администрация совместно с судовым комитетом определяет лучших моряков и размер пре­ мии (не менее 20 рублей). Р е ­ комендовано премировать чле­ нов экипажа, которым присвое­ но звание лучших по профес­ сии, занесенных на судовую Доску почета, тех, кому объяв­ лена благодарность в приказе капитана. Судовой комитет оформляет специальный протокол. На ос­ новании его капитан издает приказ. Копии приказов рассы­ лаются в расчетную часть (по­ сле визы отдела труда и зар­ платы) и в отдел кадров - - для занесения сведений в трудо­ вые книжки моряков. Разумеется, подведение ито­ гов должно проводиться на об­ щем собрании членов экипажа, а ход выполнения обязательств предаваться широкой гласно­ сти. На все корабли отправлены и^тветствующие инструкции, все, как говорятся, разло- жено по полочкам. Остается только строго их выполнять. А вот на практике приходится сталкиваться с примерами не­ брежного оформления приказов и подведения итогов. Да и сами члены экипажей, с которыми приходилось беседо­ вать, говорят: «Не чувствуешь, что эту премию ты заслужил за победу з соревновании. Выве­ сят копию приказа капитана, а от него так и веет за версту формализмом». Читаешь - на основании приказа по флоту (№, число) премировать таких-то... Откуда морякам знать про все приказы, издаваемые управлением. На­ до прямо писать — за победу в соревновании но итогам меся­ ца, квартала премировать наи­ более отличившихся моряков... Беседы с моряками показы­ вают. что далеко не все они знают о том, что, удержав зва­ ние лучшего по профессии на протяжении года, они пред­ ставляются к присвоению зва­ ния «Лучший по профессии* главного управления «Севрм- ба* или Министерства рыбного хозяйства СССР. Капитаны, первые помощни­ ки, секретари партийных орга­ низаций, председатели судовых комитетов профсоюза должны сделать для себя необходимые выводы. А. САВИН, инженер отдела . организации труда и зара­ ботной цлаты. Ш Ш - : I V у- :■ щ Ш Ш і л ш Про матраса СРТ-312 «Светловоден» Станислава Довнара то­ варищи говорят: «Хорошо освоил рыбацкое дело». Действи­ тельно, Станислав добросовестный работник, матрос первого класса. Его фамилия занесена в Книгу почета сельдяного флота, командование судна объявило ему благодарность. Сверстники молодого рыбака знают его как активного ком­ сомольца, всегда готового помочь новичку, и просто хороше­ го парня. Ф ото Ъ. Щукина. ф СТО Д В А МИЛЛИМЕТРА НА З А П А Д Уже издавна было известно, что земные полюса соверша­ ют небольшие по амплитуде, ьо сложные перемещения. А а конце прошлого столетия была организована Междуна­ родная служба широты для ис­ следования движения полюсов Земли, созданы 5 станций на параллели 39^8, определяю­ щих широту однотипными те­ лескопами по единому методу. Наблюдения показали, что пол­ ное вековое перемещение по­ люса за промежуток времени с 1900-го до 1969 года соста­ вило 102 миллиметра по на­ правлению меридиана 76° за­ падной долготы. Заметна крайняя нерав­ номерность этого движения: если с 1901-го по 1921 год он «уехал» на 114 мм к 15° за­ падной долготы, то с 1922-го по 1942 год — на 103 мм к 100-му меридиану, а с 1943-го по 1969 год — на 159 мм к 107о/ той же долготы. В тече- кие года полюс совершает движение вдоль вытянутого эллипса (большая полуось — 304 и малая •— 242 сантимет­ ра). Параметры его достаточ­ но точно повторяются из года в год. ф ВИНТ — Д ЕЛЬФИНИЙ ХВОСТ Ученые давно пытались ов­ ладеть секретами быстрого и весьма экономичного по за­ тратам энергии движения дель­ финов в воде. Этим занима­ лись морские лаборатории в СШ А, Франции, Англии, Япо­ нии, Италии, безуспешно пы­ таясь создать механическое подобие хвоста дельфина, А удалось этого достигнуть в та­ ком сухопутном месте, как Западный Берлин. Ученые тех­ нического унизерситета созда­ ли механический хвост, назвав его «ракетно-рычажным вин­ том». Внешне он выглядит как лопата с длинной ручкой. М ощные пружины заставляют эту лопату качаться взад-впе­ ред, подражая движениям хво­ ста дельфина. Конечно, это по­ ка грубое подобие, но эффект разительный — отношение тяги к весу здесь почти в че­ тыре раза больше, чем у обычных гребных винтов. Но­ вый тип движителя вскоре бу­ дет устанавливаться на реч­ ных толкачах, катерах, паро­ мах. © В ОБЪЕКТИВЕ Д Н О О ЗЕРА Миллионы лет в подводное царство высокогорного озера Иссык-Куль не проникал че­ ловек. Но вот на стол работ­ ников биологической станции Академии наук Киргизской СС Р легла первая фотогра­ фия, добытая с помощью аз- томатической глубоководной фотокамеры. Ее сконструи­ ровал младший научный со трудник станции В. Букин. С интересом знакомятся ученые с причудливыми каньонами, скалами. Д о сих пор счита­ лось, что дно Иссык-Куля глад­ кое. Автоматическая камера по­ может ученым в разгадке мно­ гих тайн уникального озера. Снимки помогут установить взаимосвязь между рельефом его дна и направлением тече­ ний, дадут новые сведения о возникновении и эволюции Иссык-Куля. ® ФОРЕЛЬ- ИНДИКАТОР Интересный о п ы т . провели французские ученые с целью использования форели как... индикатора загрязненности во­ ды. Несколько крупных рыбин было выпущено д ля этого в реку Луару, выше приемных труб водопровода города Найт. При этом к туловищу форели были прикреплены миниатюр­ ные датчики, сигнализирующие о степени загрязненности вод­ ной среды. 8 случае загрязнен­ ности верховьев форель, кото­ рая признает лишь чистую воду, спасаясь, плывет вниз по реке, «передавая» по радио определенные сигналы. Если же вода чистая, то рыба под-» нимается вверх против тече­ ния, подавая уже другой сиг­ нал. ф «АННЕ» УЧИТ СП А САТ Ь 8 очередной рейс теплоход «Лайне» взял необычную пас­ сажирку?* Зовут ее «Анне», и каждому из попутчиков придет­ ся ее неоднократно спасать. Дело Е том, что «Анне» ма­ некен, а судно, на котором она путешествует по Финскому за­ ливу, принадлежит латвийско­ му обществу спасения ка ведах. По эластичности и подвижности частей манекен схож с телом человека, и если обучаемый делает ему ис­ кусственное дыхание или мас­ саж сердца неправильно, «Ан­ не» тотчас сигнализирует сб этом. В том, что за четыре года существования общества его члены и активисты спасли и вернули к жизни 663 человека, немалая заслуга и манекена «Анне»: ведь обучить прак­ тическим приемам реанимации на человеке нельзя — это опасно для его жизни. ф ВМЕСТО ЧЕРНИЛ — СВЕТ Известно, что кальмары, осьминоги и каракатицы, за­ щищаясь, выпускают каплю жидкости. Нападающий на них хватает каплю, и тогда она взрывается, окутав хищника непроницаемой завесой. Тем временем головоногое живот­ ное скрывается. А что происходит в глубине океана, скажем, в километре от поверхности и более, куда не доходит солнечный свет? Как же защищаются от ерага глубоководные осьминоги и кальмары? Оказывается, на глубине головоногие моллюски выпускают не темную, а све­ тящуюся жидкость, которая ослепляет врега. Таким же за­ щитным приспособлением об­ ладает и ряд глубоководных креветок.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz