Рыбный Мурман. 1975 г. Июль.

ТРУДНЫЕ ДОРОГИ ЖИВОЙ РЫБЫ Если перевести по-морскому на мили эти дороги трески, камба­ лы, вылавливаемой в Баренцевом море и доставляемой в порт в жи­ вом виде, то расстояние не соста­ вит и сотни миль. Под «длинными» дорогами» имею а виду тот путь от океана до покупателя, который проделывают те же тріеска, кам­ бала и после которого они уже во многом числе в аквариумах мага­ зинов лежат кверху брюшком — не попали на стол мурманчан жи­ выми. ...СРТ «Хатанга» стоял у одинна­ дцатого причала рыбного порта первым корпусом. Ошвартовался траулер, как всегда' после своего короткого рейса, в восемь утра. В одиннадцать часов с минута­ ми при мне подъехала специали­ зированная машина. Такие маши­ ны давно заметили: на борту круп­ ными буквами два слова: «Живая рыба». Краном опустили на борт «Ха­ танги» металлическую стампу, и тут же рабочие сачками стали вы­ черпывать улов из тріома и пере­ сыпать в стампу, наполненную водой. Буквально по одной рыби­ не. «Везло» — захватывали по две-три трески. В течение двадца­ ти минут набрали, наверное, не более двухсот килограммов. Тя­ желое ’ это дело — перевалка «живого груза»» из трюма в маши­ ну. Пожалуй, отсюда и начинается «утечка» ценности. На «Хатанге» мне сказали: — Привезли примерно тонну живой рыбы. В фирменном магазине «Неп­ тун» продали в тот день 800 кило­ граммов. — До обеда прошло 100 кило­ граммов живой рыбы, — говорит заведующая отделом 3. М. Чер- нопятова. — А вообще из всего улова, доставляемого к нам, — сорок процентов (!) живая рыба. Остальное — так называемая сну­ лая. Обратите внимание на соотно­ шение: 40 и 60. При любой вели­ чине улова меньше половины его составит живая треска. — А моряки практически всю рыбу доставляют живой, — заме­ чает по этому поводу заместитель начальника по рыбообработке уп­ равления «Мурмансельдь» Виктор Федорович Головинский. — На «Хатанге» вода в емкости, где хра­ нится улов, обогащается кислоро­ дом, рейсы ее непродолжитель­ ные. Да, — повторяет он, прак­ тически весь груз до порта — это живой товар. Особенно в зимнее время. Летом положение ослож­ няется, но не до такого соотноше­ ния. Добавлю: при выливке трески в стампу рабочие по ходу дела производят отбор. Видел, как они окоченевшую рыбу отбрасывали в сторону. Резонно: зачем везти в магазин заведомо не тот продукт. И снова замечу: вычерпывают улов примитивными сачками. Дол­ го, физически трудно, непроиз­ водительно. — Три года мы поставляем мурманчанам живую морскую ры­ бы, а способ заготовки, хранения, выливки с тех пор не претерпел никаких изменений. Разговор о применении специальных контей­ неров возникал не однажды, — говорит В. Ф. Головинский, — бііло наше предложение ПИНРО, ЦПКТБ... Но дальше разговоров дело не идет. Когда в «АЛурмансельди» орга­ низовали доставку с моря жи­ вой рыбы, там руководствовались Директивами XXIV съезда партии на девятую пятилетку. В них чет­ ко определены задачи для кол­ лективов рыбодобывающих, рыбо­ обрабатывающих предприятий: дать советскому народу больше продукции улучшенного ассорти­ мента, увеличить выпуск копченых, вяленых рыбных товаров, заготов­ ку живой рыбы. Так что инициати­ ва «Мурмансельди» —■это забота не только одних промысловиков, а всех береговых подразделений. Флот организовал новое в глав­ ке «Севрыба» дело — он несет большие убытки от добьічи и до­ ставки живой морской рыбы. За короткий рейс — в среднем трое суток — на «Хатанге» привозят 1,5— 1,8 тонны живой трески, кам­ балы. Нетрудно'подсчитать, сколь­ ко за месяц. Понятно, от прода­ жи такого количества товара при­ быль не получишь. Лишь содер­ жание команды, штат которъй, кстати, почти не отличается от тех, что на обычных промысловых су­ дах, обходится значительно доро­ же. А другие расходы? И тем -не менее в «Мурмансельди» идут на это. А теперь вернемся к тому со­ отношению -— 40 и 60 и посмот­ рим на цифры с другой стороны. Флоту выгоднее, чтобы вся рыба была продана живой: розничная цена килограмма трески — девя­ носто копеек, «снулой» — 37, При отношении 40:60 и без того ухуд­ шается экономическое положение с заготовкой живого товара. — В последнее время спрос на морскую живую рыбу снизился — лето, отпускная пора. К тому же «Нептун» располагает сейчас зна­ чительным ассортиментом хоро­ ших продуктов: охлажденные си­ ги, озерный налим, живая щука. Вот их берут охотно. А треска за­ леживается. Потому и оказывает­ ся много «снулой», — объясняет мне Зинаида Михайловна Черно- пятова. Пусть так.' Но причина «40:60» не только в этом. . Не решены проблемы транспортировки, вы­ грузки живой рыбы, магазины не располагают соответствующими емкостями для хранения ее. Б «Утре», например, аквариум яв­ но маловат, треска «задыхается». Отсюда большой процент «сну­ лой» рыбы. В 311-м микрорайоне вообще запретили продажу жи­ вой морской рыбы — помещение не подходит. И так далее. Еще раз следует подчеркнуть: дорога живой морской рыбы на стол покупателя не может быть длинной. «Мурмансельдь» делает главное - заготовляет. Добрый продукт должен оставаться доб­ рым до конца. В. ХРЯШКОВ. • Р ы б а ц к а я п е д а г о ги к а Поисковая и навигационная техника, которая поступает на суда нашего флота, день ото дня становится совершеннее. Грамотная эксплуатация прибо­ ров н установок требует от ра- диоспециалистов, в особенно­ сти молодых, познания тонкос­ тей своей профессии, доведения мастерства до высокого клас­ са. Основой этого является по­ вседневное пополнение багажа собственных знаний, умелое применение их в работе с по­ исковой и навигационной. .тех­ никой на промысле. Мастерство совершенствуют р а д и о с п е ц и а л и с т ы Известно, что специалист учится не только но учебникам и техническим книгам. Многое мы, судовые акустики, дол­ жны черпать из жизненной школы — в своем рабочем кол­ лектив^ Даже не зная всех тонкостей морской рыбацкой педагогики, _ветераны могут и должны -помогать молодым ра- П - ‘ - ''-'г ^ :L~ • .... 'J : v "S•:'X'. ..г.; ,.A ■ „;;y - ' V ? Ш Ш кШ ШШй I В электрорадиокавигационной камере рыбного порта заслужен­ ным авторитетом пользуется слесарь по ремонту штурманских при-1 боров Александр Семенович Рудаков, которого вы видите на этом | снимке. Он участник обороны Советского Заполярья. Ветеран пОр та отмечен знаками победителя соревнования. Недавно к боевым наградам прибавился орден Трудовой Слаіы третьей степени. Фото Б. Щукина дноспецналпстам приобретать новые знания, практические на­ выки, вырабатываемые коллек­ тивным опытом. Без этого се­ годня иа судах флота морякам просто не обойтись. Наш долг — передать свой опыт молодому радиоспециа­ листу, помочь с уважением от­ носиться к рыбацкому труду. Ведь от умения, скажем, того же акустика владеть поиско­ выми приборами, правильно регулировать и настраивать ап­ паратуру зависит поиск эки­ пажем рыбных стай, техника и методика ведения лова. Именно этими задачами руководст­ вуюсь я, передавая опыт, "мо­ лодым гидроакустикам, кото­ рые пополняют наш рыбацкиіг флот. I. < Таковы же принципы рабо­ чей педагогики н моих' товари­ щей по профессии, ветеранов? умелых, и грамотных специаінк стов, которых немало в «Мур» мансельди». Многие промысло­ вики с уважением 'и благодар­ ностью относятся к моим кол» легам-акуетнкам И. С. Иш- мневу, Й. П. Барабану, П. К. Глушакову, Н. М. Панькову, Б. М. Маркову, Ф. 11. Жильцо­ ву. Так утверждаю, потому что знаю каждого из шіх по не­ скольку лет. Tie всегда легко приживается наша рыбацкая педагогика. Она требует напряжения ума п воли, а нередко и нервов по­ рядочно отнимает. Наблюдая за молодым акустиком, кото­ рый стал самостоятельно осу­ ществлять поиск рыбы и замет невода, важно умело подска­ зать ему, тактично поправить в случае необходимости. Но сделать это так, чтобы у под­ шефного не опустились руки, а сам он не утратил веру в свои способности н возможности. 'Случается,, акустик все вроде сделал грамотно, а улов ока­ зался, вопреки ожиданиям, не­ значительным. Вывод напрашивается сам со­ бой — значит, молодоіі радио- специалист допустил ошибку. Теперь надо вместе с ним ра­ зобраться, в чем же именно: выбор косяка или сам замет Невода.' Возможно, был допу­ щен малый или, наоборот, уве­ личенный- против допустимого курсовой на стаю во время за­ мета. Могло быть и такое, что не соблюдена дистанция при от­ даче невода. Практика знает и другие причины неудачного замета. Обычно в таких слу­ чаях мы с молодым коллегой докапываемся и иаходіш ошиб­ ку сообща. Я всегда внима­ тельно выслушиваю его мнение и не навязываю своего. Ведь пользы гораздо больше будет, если вместе найдем звено, упус­ тив которое, сделали неудач­ ный замет. Именно рабочая педагогика, умение наставников помогли ' стать хорошими акустиками не­ давно пришедшим на флот ра- диоспециалнстам Максиму -Бар- •' тйневу и ' Николаю * Макарову. Так, с акѵстпко,чГ ’ Макаровым мы встретились "в море. Он в' свой первый самостоятельный' рейс вышел %а СРТ-р!-710ѵ По­ нять состояние г : мблбдого спе- ’цпалиста можно: н а'н его воз­ лагалась большая •'*■ответствен":' кость перед' "экипажем' за вы­ полнение рейсового задания; 1 Мне запомнился наш пер­ вый разговор с акустиком Маг каровым на промысле. Выяс­ нилось что он ходил уже па рыболовном судне, но самостоя­ тельно заметов не делал. Ока­ зываете;!, .не доверили, а все заметы в той сложной промыс­ ловой обстановке проводил хо­ дивший ранее акустиком на­ чальник радиостанции В. С. Самарский. Договорились мы с молодым радиоспециалистом, что начнем вместе работать. Стал показывать 11. Макарову приемы техники замета при вы­ ходе судиа на исходную.. ІІомо'- гал Ь выборе начального курсо­ вого угла. Учил на практике, как удержать косяк во время заме­ та. Такая методика оказалась правильной. Акустик Макаров, не стесняясь, расспрашивал О неясном, ко всему вниматель­ но приглядывался,.вникал в суть рыбных записей гидроакусти­ ческим прибором. Каждый наставник, имеющий учеников или передающий свой опыт молодым специалистам, поймет меня правильно. Ведь и наши подшефные своеобразные люди. Иной, пока объяснишь, что к чему, понимает все пра­ вильно. А начнет самостоятель­ но работать — делает чуть .ш не наоборот. Здесь важно про­ явить такт и терпение. Зато как приятно видеть, когда молодом акустик начинает делать замет грамотно, точно и четко докла­ дывает курсовые и дистанцию на стаю. Это написано в порядке при­ мера.из практики обучения дру­ гих радиоспециалистов. Что ,ке касаетея акустика Макарова, то с ним было проще. Понял он, что учат на практике, доверяют ему, , и дело, пошло на лад. Уже во второй половине рейса мы завели с -Николаем'- речь о том, почему бы ему не вызвать на соревнование опытного акус­ тика СРТ-р-703 Н. П.- Бара­ бана. \ Обговорили с ним цель соревнования — поиск больших скоплений рыбы. О результатах можно судить по успешной ра­ боте экипажей за декаду, ме­ сяц, за рейс в целом. Тот рейс для экипажа стал удачным — СРТ-р-710 ока­ зался в числе победителей в парно-групповом социалистиче­ ском соревновании, первенство­ вал подекадно и помесячно. .V за первый квартал СРТ-р «Балак­ лава занял первое место. В об­ щем успехе экипажа есть несом­ ненная заслуга и акустика, мо­ лодого ^адпоспецмалиста Нико­ лая Макарова. Я рассказал здесь лишь о не­ которых положительных при­ мерах своего - наставничества. Бесспорно, Й другие наставники флота имеют на своем счету не­ мало учеников, которые стали опытными промыс лови нами. Наставничество в Мурманском сельдяном флоте теперь имеет жизненную основу, является ответом опытных специалистов на призыв передавать свои зна­ ния молодежи, готовить надеж­ ную сменѵ. А. ФИІЦ.ѴК, флагманский электрорадио­ навигатор, акустик управ­ ления «Мурмансельдь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz