Рыбный Мурман. 1975 г. Июль.
i! f I » <» В ОТ уже несколько рейсов БМРТ «Кивач» Мурман ского тралоЕого флота используется как научно-поис ковый корабль. На нем вели промысловую разведку не только в северных широтах Ат лантического океана, но и в южном полушарии. В одном из плаваний эки паж обнаружил концентрации рыбы, очень похожей на сельдь, только несколько меньших размеров. Результа тами поиска заинтересовались s главке и в министерстве. Представители судна во главе с капитаном возили образцы продукции из этой рыбы в ми нистерство, деятельность моря ков была по достоинству от мечена. В прошлом рейсе коллектив занимался разведкой концент ре ций макруруса в Северо-За падной Атлантике и успешно справился с поставленной зада чей. Промысловый флот полу чил исчерпывающую информа цию о макрурусе. Экипаж вы работал сотни тонн тушки из этой рыбы, за что был отмечен третьей денежной премией. Минувший, только что за кончившийся рейс тоже был по исковым. Его можно назвать обычным и необычным. Обычность заключалась в том, что морякам поручалось обследовать старые промыс ловые районы Юго-Восточной Атлантики, собрать о них не обходимые сведения. Как известно, крупнотоннаж ные суда нашего главка два го да назад оставили Юго-Восточ ную Атлантику из-за слабой промысловой обстановки. Ис пользовать там крупнотоннаж ный флот стало нерентабельно. Экипажу «Кивача» следовало выяснить, есть ли вообще смысл посылать ППР и «Ал тай» в те районы, Необычным было то, что нам предстояло освоить выпуск рыбной продукции из хека для солидной торговой фирмы, которая несколько лет назад организована на Канарских островах и с которой успеш но сотрудничают рыбаки глав ков «Запрыба» и ’ «Азчер- рыба». Здесь надо заметить, что эти главки имеют суда типа БМРТ отечественной, немец кой, польской построек, «Ки- вач» же — судно типа «Ал тей». Отряд таких кораблей у нас большой, поэтому важно было выяснить, можно ли де лать продукцию на судах такого типа, добиться макси мальной суточной производи тельности. В начале марта сделали за ход на Канарские острова. Кроме продуктов, запаслись специальной фирменной тарой, упаковочным оборудованием: гластиковой обвязочной лентой, металлическими зажи мами, машинками для обвязки и обжима скоб, этикетками, полиэтиленовыми мешкам, и. Получив все необходимое, эки паж «Кивача» приступил к от ветственной работе. Я не ошибусь, если скажу, что вся ответственность шла от того, что нам предстояло изго товлять продукцию не для внутреннего рынка, а для ми рового. А требования высо кие, они изложены в специаль ной брошюре. Что же это зэ требования? Хочу привести их, чтобы те, кто будет иметь дело с этой и подобными фирмами, могли быстрее сориентировать- еяг Во-первых, рыбу надо обез главливать и потрошить совсем не так, как к этому мы при выкли. Голова обрубается чуть дальше плечевых костей, а хвостовое оперение в сэмой узкой части. Срез при этом должен быть ровным и верти кальным. Внутренности должны быть извлечены из тушки пол ностью без каких-либо остат ков, при этом нельзя делать надрезов, а тем более допус кать надрывов брюшка. Кровь из тушки вымывается чисто. Тушка должна иметь как в ин дивидуальном исполнении, так и в брикете отличный товарный вид. Особое требование к глазу ри. Говорить, что присутствие грязи недопустимо, — излишне. При этом глазурь должна быть как можно тоньше. Помимо того, что рыбу надо правильно обработать ее сле дует еще с соблюдением всех технологических требований уложить в блок-форму (проти вень), рассортировать по груп пам, заморозить и упаковать. Основная трудность на этих операциях — сортировка рыбы по группам и расклздкэ в блок- формы. Дело в том, что хек по продукцию из хека по мировым стандартам, такую же цель его зкипаж преследовал и теперь. С командным составом «Ли вадии» наладили радиосвязь и договорились, что они возьмут на сутки к себе на борт тех нолога, старшего мастеоа по добыче, двух фактуроащиков. Туда же отправился третий штурман, которому поручалось снять на кальку промысловые планшеты севастопольцев с подробными отметками харак терностей районов: рекомен- доаанные курсы тралений, впа дины, задевистые места — все то что необходимо знать для успешной «рыбалки», Таким об разом, получили двойную по мощь. С БМРТ «Ливадия» на «Ки- вач» привезли модернизиро ванный шкерочный нож. Конеч но, модернизированный не в полном смысле слова. Вид он Александрович умеет найти компромиссное решение. Это очень ценная черта у человека. Он не злопамятен, и главное — очень трудолюбив. б. 'A, Порядкин не стесняет ся встать за рыбодел.. Он не раз и не два становился на расфасовку, постоянно помогал упаковывать брикеты в целло фановые мешки и при этом все делал с шуткой, чтобы поднять настроение вахты. Что касается качества продук ции, то у рыбмастера Поряд- кина не вышло ни одного бри кета с пересортицей или гряз ной глазурью. Лично мне на всю жизнь за помнится переход экватора и Б. А. Порядкин в роли влады ки морей и океанов. Лучшего импровизатора мне пока что встречать не доводилось. Имею в виду на рыболовных судах. Исключить всякие потери —- таков был наш лозунг. Ведь на поисковых судах зачастую как бывает? Заморозили улов «кругляком», а там хоть трава не расти. «Кивач» здесь выгод но,отличается от подобных ему. Хоть и поисковое судно, а ра ботали люди на нем как на промысловом. За рыбоделами побывали почти все члены экипажа. Мно гие из штурманского состава, машинной команды сорев новались в шкерке с матроса ми. Очень большой вклад внес ли в дело матросы палубной команды. Они успешно справ лялись со своими прямыми обязанностями и помогали ры бообработчикам. Одинаково хорошо владели иглицей и шкерочным ножом матросьі Михаил Кучеренко, Владимир Летучее, Юрий Афиногенов, старшины вахт Михаил Баяа- стандаотам мирового рынка разбит на весовые группы, а укладка должна быть не при нудительной, однерядовой и только спинками вверх. Если перечисленные требования не выполняются, говорится в бро шюре, сбыт продукции затруд нен, а цены, в лучшем случае, могут быть только минималь ными, несмотря на ее хорошее качество. Очень важен отлич ный товарный вид! Так вот, серебристый хек разбит на пять весовых групп. Промежуток в весе между группами мал, ошибиться очень просто, если не проявить вни мательность. Хек первой группы имеет мч_ нимальный вес в 300 граммов, а максимальный — 500, Но уже рыбина второй группы имеет вес минимальный 501 грамм и максимальный 800, третья груп па, соответственно, начинается с 801 грамма. Торговая фирма преду преждает, что очень важно из бегать смещения в одну и ту же группу экземпляров рыбы из разных весовых кате горий, даже если это продик товано стремлением получить указанный выше вес. Оказался в определенной группе хотя бы единственный экземпляр рыбы, вес которой не соответ ствует весу данной группы, — нанесен ущерб товарному ви ду продукции. Одним словом, речь идет о требованиях, иск лючающих пересортицу. Надо отметить, что экипаж БМРТ «Кивач» с честью выпол нил поставленную задачу: вся рыбопродукция бьіла сдана в испанском порту Вига без за мечаний промежуточной фир мы. О СОБЕННО трудными для нас были первые дни промысла. Много време ни отнимала именно сортиров ка по группам. Да и темп шкер ки был медленный — сказыва лась неопытность из-за непри вычной разделки. Промыслови ки хорошо поймут, что такое, отрезав голову и хвост, паль цем выковыривать из тушки внутренности. Работа мало приятная да и утомительная. Многолетний опыт социали стического соревнования под сказывает, что, начиная новое дело, нельзя сбрасывать со сче тов опыт тех, кто этим зани мается давно. Нам необходимо было встретиться с теми, кто уже рзботал для фирмы и мог оказать помощь. Такая возможность скоро представилась. В район про мысла, где работал «Кивач», пришел БМРТ «Ливадия», глав ка «Азчеррыба». На этом суд не не однажды уже выпускали имел обычный, Но в носовой части было приварено кольцо из полоски нержавеющей ста ли, Заточка ножа односторон няя. Этим ножом выполнялись сразу три операции. Сначала отрезали голову, кольцом лег ко удалялись из тушки внут ренности и обрезалось хвосто вое оперение. В дальнейшем мы все шке- рочные ножи переделапи по этому образцу. Чуть позже ме ханик-наладчик В. М. Камен- дсв и рыбмастер Б. А. Поряд кин предложили изменить угол приварки кольца. Сделали — работать стало гораздо удоб нее и темп выше. Коль разговор зашел о ме- ханике-наладчике Камендове, то об этом человеке надо ска зать несколько слов отдельно. Виктор Макарович на «Киваче» два рейса Если о мастерах вы сокого класса говорят, что они неисправности могут найти с за крытыми глазами, то это — о Макарыче, так его называют на судне. Называют уважитель но, потому что В, М, Ка мен до в очень требователен, точен в работе.Достаточно сказать, что за весь период промысловой работы ни одного простоя мо розильных линий не было. Я даже не видел журнала для ре гистрации простоя линий. Нет такового. До «Кивача» мне довелось ходить матросом на БМРТ «По волжье». Там мы буквально плакали из-за того, что моро зильные линии не работали и половины отведенного для вах ты времени. Линии БМРТ «Ки вач» и БМРТ «Поволжье» — это что небо и земля. На «Ливадии» при изготовле нии тушки широко используют головорубочную машинку. У нас таковой не оказалось. Сделали общими силами при способление, подобное такой машине. Отсекание головы у рыбы шло намного быстрее, чем до этого, когда все производили вручную. В дальнейшем на го- ловорубке работали люди с подвахты и, в частности, сам механик-наладчик. Упомянул я и рыбмастера Бориса Александровича Поряд- кина. Этот человек тоже за служивает немало теплых слов. Моряк почти с детства, он хо рошо все понимает, трезво оценивает обстановку. Рыбмастер в море находится как бы между двух огней. Сравнение, конечно, грубое, но вполне правильное. Дело в том, что рыбмастер получает указание «сверху», а под его началом десяток людей, кото рые имеют разные характеры и по-разному относятся к та ким указаниям. Конфликты неизбежны, но всегда Борис ^КОЛО 500 тонн рыбной продукции выработал наш экипаж, Для ко го-то эта цифра покажется незначительной. Но даже со трудники фирмы признавались, что еще ни одному судну не удавалось в столь короткие, сроки освоить выпуск такой продукции и в первом же рей се сделать в таком количестве. Сложность была не только в повышенных требованиях. При плюсуйте слабую промысло вую обстановку в Юго-Восточ ной Атлантике, сокращенный штат команды поискового суд на. Приходилось постоянно смещаться с концентраций для гроверки других районов. Много мужества и мастерства проявили моряки, чтобы вы полнить ответственное зэдание. В тяжелые промысловые дни решительно выступала за мак симальное использование сы рья партийная организация судна. Особенно хочется от метить настойчивость коммуни ста, машиниста рыбомучной установки Николая Рощупкина. Многим, может, и не нрави лось, когда он делал замечания рыбмастерам, матросам, если более или менее крупный хек шел на линию в неразделанном виде. Не менее его пекся об этом рыбмастер Б. А. Порядкин. На его вахте, мне кажется, ис пользование сырья было луч шим, чем на вахте старшего мастера по обработке Н. Ф . Укусова, кин и Василий Тымкив, помощ ники тралмейстера Сергей Пет ровский и Владимир Руденко. Что касается фабрики, то мне редко доводилось встречать человека столь жадного к ра боте, каким показал себя Ми хаил Линьков. Отлично рабо тали на расфасовке (крышеч- никами) матросы Василий Ли- маренко, Иван Бобылев, Вик тор Мишин, ветеран судна ком мунист, кавалер ордена Трудо вого Красного Знамени Нико лай Васильевич Брень. Пример в труде показывала консервный мастер с помощ ником — Гузилов Владимир Александрович, Рак Павел Ан тонович. Люди пожилые (пер вый в этом рейсе отметил свое пятидесятилетие), они были не заменимы на головорубче и расфасовке. Да и вообще с душой и огоньком выполняли, любую работу, какую им пору чали мастера. Рейс закончен, но еще долго будет помниться тем, кто хо дил на «Киваче», как моряки говорят, в тропики. Будет пом ниться потому, что был не обычным, трудным. Команда t честью выдержала экзамен. С ДАНИЛОВ, матрос БМРТ «Кивач». ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА ИЗУЧАЕТСЯ ИССЫК-КУЛЬ КИРГИЗСКАЯ ССР. Сотрудники Иссык-Кульской биологической станции Академии наук Киргизской ССР — ихтиологи, гидрологи* гидробислоги, географы — круглый год ведут наблюдения за вы сокогорным озером. Они изучают зоопланктон, дно Иссык-Куя», его течения. НА СНИМКЕ: экспедиционное судно «Академик П. С. Берг». «о то Н. Жиганов® (Фотохроник* TACCJ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz