Рыбный Мурман. 1975 г. Июль.

* М І Ш І Ш Ш Ш Ш І І Ш І І І І І Ш І І Ш І Ш І Ш Ш Ш І Ш І І Ш М І Ш І І І І Ш Ш М І Ш Ш Ш Ш І І І І Ш Ш Ш Ш І І Ш М Ш І Ш І І І І Н І 1 І І Ш І І Н І І І І І І І І І П Ш І І І І М І І Ш І | ! І Ш П ) І І І І Ш І І І І Ш І І М Н Н І Ш І Ш І І І І Ш І І І І І І Ш і 111111 П 111111! і 11111! I ! П 1П Ш i f f 43M & 0 мт/і Сегодня, читатель, мы открываем очередную страницу «В семье рыбака». Выпуск этот, как и прежние, посвящен женщинам, детям. «Папа создан, чтобы плавать, а мама — чтобы ждать», ~ утверждает песня. Ну, а если женщина уходит на полгода • море и родные, срывая листки календаря, ждут ее на бе­ регу! И уже не мыслит себя без моря, без корабля, б е і своей хлопотной профессии повара. Здесь обрела она семью. Здесь заслужила высокую награду за труд — первый орден. О чем думы рыбацкие* О жене, о детях. Дома асе спо­ койно, хорошо, и у него работа ладится. Досадно, что лето нынче в Мурманске, прямо скажем, нежаркое. Ребятишкам не позагорать, не покупаться. Да вот жена пишет — довольны они своим отдыхом с городском пионерлагере. Скучать не­ когда. И с легким сердцем выходит на вахту рыбак. Много их, тех, кто ждет, и тех, кого ждут. Большая *то с*мья. ЧЕМ БО Г А Т ЧЕЛОВЕК.. В тот вечер я никуда не со­ биралась идти: дел домашних накопилось много. Лида по­ звала: «Приходи — у меня праздник». Встретила меня взволнованная, светится вся. На нарядной блузке позвани­ вают все ее наградь». Медаль за доблестный труд, в озна­ менование 100-летия со дня рождения 8. И. Ленина, знаки победителя соцсоревнования, полученные за годы девятой пятилетки, и орден Трудовой Славы tit степени. Понятно мне стало, по какому случаю торжество. Указ Президиума Верховного Совета СССР еще раньше читала. «За успешное выполнение установленного на девятую пятилетку плана... на­ градить.... орденом Трудовой Славы III степени... Моревико- ву Лидию Алексеевну, старше­ го повара промыслово-произ- водственного рефрижератора «Магнит». Обняла я ее, расце­ ловала. Она благодарно улыб­ нулась сквозь слезы. Познакомились мы с Лидой в рейсе. У нее удивительная способность обзаводиться друзьями. Пишут ей из Дне* пропетровска, из Молдавии. —* Где побывает, там оставляет о себе память. О плохом чело­ веке долго помнить не будут, тем более переписываться е ним. Редкое это качество —- сохранять дружбу, несмотря не расстояние. Тянутся к ней люди. Тепло человеческого сердца, как костер на снегу, греет в ненастные дни. По-моему, Лида — необыч­ ный человек. Судьба ее инте­ ресная, вот уже семнадцать лет с морем связана. Первое время юнгой плавала, а потом бессменно поваром, команди­ ром на камбузе. Восемь лет экипаж «Магнита» дегустиро­ вал блюда, приготовленные Лидией и ее помощниками. Разные за это время отзывы слышала. Иногда и ругали, но чаще хвалили. В том рейсе, когда мы с Лидой познакоми­ лись, выбор продуктов был не­ богат (так что не всегда раз­ нообразие меню от поваров зависит), но старший повар старалась готовить получше. Помнила: от ее обедов и зав­ траков зависит работоспособ­ ность членов экипажа и вахта ее на камбузе такая же необ­ ходимая и почетная. Допу­ стим, приготовит повар невкус­ ный или несытный обед — упадет настроение или (хуже того) начнут уставать моряки.., Нет-нет, этого никак нельзя допустить. Вот Лида и стара­ лась. А мастерства и опыта ей не занимать. Чем еще она интересный че­ ловек? Увлеченностью и раз­ носторонностью занятий, не связанных с ее профессией. Любит современную музыку и очень много читает. И рыбак отменный. «И чего, — говорю, — ты все с удочками возишь­ ся?» «Тебе не понять», — от­ вечает. Из отпуска недавно вернулась загорелая, помоло­ девшая. Взахлеб про свой от­ дых рассказывает и сердится чуть-чуть, как это можно* рав­ нодушным оставаться к рыбной ловле, к мягкому плеску реки, то хмурому, то солнечному не­ бу. Родом она из Карелии, а места там сами знаете какие, красоты неописуемой. На стан­ ции Надвоицы жила раньше их большая семья. Сейчас мама в Мурманске ждет из каждого рейса свою дочку. Говорят, человека можно узнать по его отношению к матери. Лидия Алексеевна — нежная и заботливая дочь. Когда она на берегу, то с ма­ мой неразлучна. И в отпуск с ней, и в гости. А в море ждег ее радиограмм, волнуется, ес­ ли долго их нет, соседей и сестер забрасывает вопроса­ ми: «Что с мамой?» Старень­ кая уже женщина, болеет ча­ сто. Хорошую дочь вырастила Клавдия Дмитриевна. Труд чтить научила, людей любить, заботиться о них в первую очередь, потом уж о себе. А это в человеке — богатство непреходящее. Е. КУЗНЕЦОВА, учительница заочной школы моряков. Где живут робинзоны? «МНЕ БЫ В СОЛИСТЫ»... Пионеры лагеря «Полярный», это было очевидно всем, про­ игрывали. Начали дружно, сме­ ло, а когда юные солистки за­ были слова очередного куплета — приуныли и пели уже не так задорно и голосисто. Два озорника в пятом ряду сперва ерзали на стульях и подтруни­ вали над дружками, стоящими вместе с девчонками в хоре, а когда поняли, что первого места их «Полярному» не ви­ дать, присмирели. Над кем смеятьея-то — над собой. Раздосадованные хористы шумно усаживаются. Взаимные упреки, готовые вспыхнуть ссо­ ры. Лариса Ивановна Челноко­ ва, начальник лагеря, утихоми­ ривает ребят, Примолкли, рев­ ниво сравнивая, слушают пе­ ние соперников. — Ларис Ванна, торопится, — комментирует чужое вы­ ступление белобрысый, веснуш­ чатый мальчишка. — Эх, надо было мне солистом быть. Я бы не сбился. — Так чего же ты, — поощ* ряет его самодеятельность Ла­ риса Ивановна. — Голоса у меня нет, — пе­ чалится мальчишка. Конкурс «Звени, пионерская песня» подходит к концу. По­ ка жюри распределяет места, бывшие соперники вместе по­ ют. Толя Парфенов, тот самый, в веснушках, басит про улыбку, с которой начинается дружба, а сам косится на жюри: скоро ли. Но когда председатель жю­ ри объявляет итоги, натягива­ ет на голову пиджачок. Зачем слушать: и так ясно, что про­ играли. ...Второе место присудить пионерам лагеря «Полярный» и наградить грамотой.* „ Пиджак сползает с Толиных вихров, а сам он уже крадет­ ся вдоль кресел: посмотреть на грамоты. — У Светы Алещенко уже три грамоты, — сообщает он, вернувшись. — И у тебя тоже есть, —• напоминает Лариса Ивановна, — Ага. Целых две. За «Весе­ лые старты»... Коля Остряков, один из двух озорников, подходит к нал*. Ла­ риса Ивановна возвращает ото­ бранный у него в начале кон­ курса игрушечный пистолет. Коля рассеянно берет пистолет и с горькой усмешкой говорит: «Зачем за второе место столь­ ко грамот?» Лариса Ивановна, сама рас­ строенная, говорит мне: — Ну, теперь точно спать не будут. Обидно проигрывать... 5 2 с 1 £ I I МУРМАНСК. В РАЙОНЕ ТЕАТРАЛЬНОГО БУЛЬВАРА. «Я ВИЖУ МИР!» Думаете, всегда так пережи­ вали за свой лагерь ребята? Ничего подобного. Первое время они были неуправляе­ мыми. И вроде бы чего им ди­ читься: лагерь размещен в стенах и под крышей их род­ ной 28-й школы, воспитатели — педагоги этой школы. Виля Гри­ горьевна Тимонова преподает в начальных классах, Евгения Григорьевна Шепеленко —* физкультуру. К Ларисе Иванов­ не они приходили в библиотеку книжки поменять. Попробуем понять и детей, и учителей. «Ура! Наконец-то ка­ никулы. Уроки зубрить не на­ до — одна сплошная перемена. Резвись на всю катушку», —» радовались первые. «Ну и дет­ ки! Ничем-то их не заинтере­ суешь: ни спортом, ни музы­ кой, ни чтением», — сокруша­ лись вторые. Но время шло, и шла своим чередом жизнь лагеря. Первая линейка, пер­ вая поездка в бассейн, пер­ вый конкурс теперь принад­ лежат истории — истории ста­ новления коллектива первой смены пионерлагеря «Поляр­ ный». История эта для любо­ пытных потомков отражена в отрядных альбомах. Перели­ стаем страницы летописи от­ ряда «Орлята». Фотографии, запечатлевшие туристический поход-соревнование (увы, только последнее место). А вот «счастливые» страницы: победа в полуфинале, а затем и в финале районного конкур­ са «Веселые старты». Награ­ ды? Грамоты, призы (игрушки), и общее у всех чувство уве­ ренности в себе («и мы не лы­ ком шиты»), и растущий инте­ рес к делам лагеря. Конкурс рисунков на асфальте на те­ му «Я вижу мир»? С удоволь­ ствием! Экскурсия на корабль? Кто последний — я за вами! Об этой экскурсии читаю в альбоме: «24 июня. В этот день после завтрака •— общий сбор дружины у памятника 6-й Героической батарее. А затем посетили ППР «Ковдор». На корабле нам показали, как за­ гружается рыба. Побывали и в штурманской рубке, посмот­ рели приборы. Поблагодарили помощника капитана и пошли домой. Дорогой нас замочил дождь, но мы ничуть не при­ уныли...» Вам о чем-нибудь рассказа­ ла эта лаконичная запись? Рас­ шифровываю. Во-первых, «до­ мой». Домом пионеры назва­ ли свой лагерь, а ведь все они после пяти вечера расхо­ дятся по своим родным до­ мам. Во-вторых, «замочил дождь» — сказано слишком мягко. В тот день они вымок­ ли под проливным дождем до ниточки, но разве это главное впечатление дня? Многие из них впервые увидели рыбаков за работой, потрогали штур­ манские приборы, походили по палубе настоящего кораб­ ля. Вот что главное. И осядет это увиденное в их цепкой памяти и распахнутых миру сердцах надолго. Может быть, навсегда. СКАЖИ, КТО ТВОЙ УЧИТЕЛЬ... Осталось перелистать по­ следнюю главу нашего расска­ за. Речь в ней пойдет о неко­ торых наблюдениях, сделан­ ных мной с помощью взрос лых и детей. Виля Григорьевна сказала обычную «педагогическую» фразу: «Наша работа в лагере продолжение воспитатель­ ного процесса в школе». И это действительно так. На сме­ ну урокам, домашним задвт ниям, классным часам пришли, вернее, выступили на первый план конкурсы, спортивные со­ стязания, занятия по интере­ сам. Гелю Рындину от книжки не оторвешь, Наташа Рогбак __ солистка • хоре, Роман Кари­ мов и Лариса Шепеленко — чемпионы лагеря по бегу, Ко­ ля Остряков не выпускает и» рук ракетку для пинг-понга. Назвать эти занятия гѵросто игрой — значит обеднить, а может, и обидеть ребят. «У него свое хобби», — говорят о взрослом. Хобби на пустом месте не возникает. Это воз­ мужавшее увлечение, зародив­ шееся в детстве. Не каждому дано сохранить в себе эту ра­ дость детства. Не так ли, ро­ дители? Труд в лагере тоже в поче­ те. После обеда пионеры уби­ рают за собой посуду — по­ могают работнице кухни 3. И. Мунгаловой И повару В. А. Сухотрученко, вскопали весь пришкольный участок. Есть любители слесарного дела: при школе своя мастерская. Трудолюбивыми растут дев- чушки и мальчишки из отряда «Солнышко». Из беседы на тихом часу (с разрешения, разумеется, Вили Григорьев­ ны) выяснилось, что дома ма­ мам и бабушкам помогают все. И совсем неожиданным оказалось умение мальчиков кухарничать (нашлись умельцы лепить пельмени, жарить кар­ тошку; у девочек преобладали вермишель и яичница). Зато на вопрос «Кто любит читать?» все девчонки подняли руки, чем привели в смущение ре­ бят (среди них отыскалось только девять «книжников»). Так что к словам учительницы «работа в лагере — продол­ жение воспитательного про­ цесса в школе» можно смело добавить «и дома». И еще немного о воспитате­ лях. Евгения Григорьевна и Виля Григорьевна сейчас в от­ пуске. Отдых свой они честно заслужили. И если вначале им было трудно и понадобились вся их выдержка, богатый пе­ дагогический опыт, то к кон­ цу смены, хотя забот и не убавилось, они уже не чувст­ вовали себя первооткрывате­ лями таинственной страны Пио­ нерлагерь. Век живи — век учись, учитель. Что касается Ларисы Ивановны, для нее на­ ступили горячие деньки: от­ крылась вторая смена. Кстати, немало ребятишек остались вер-ны своему лагерю, его на­ чальнику. С такими опытными помощниками легче пускаться в новое плавание. «Как Робинзон, хочу в леса, поля. Как Робинзон, хочу на­ чать с нуля», — поется в пио­ нерской песне. Песня эта ре­ бятам «Полярного» нравится. Особенно немножко непонят­ ное «начать с нуля». Робинзон Крузо начал с того, что вы­ строил себе хижину, сам сма­ стерил стол, стул, сшил одеж­ ду. Тоже, видно, в детстве не лентяйничал. Г. МИРОВА. КОТЛЕТЫ РЫБНЫЕ ПО-ЯПОНСКИ Рыбное филе пропускают через мясорубку, смешивают е кукурузной мукой, яичными желтками, растительным мас­ лом, вином, взбитыми с саха­ ром белками. Выливают мас­ су на сковороду, обжаривают до золотистого цвета. Охла­ ди*, разрезают на полоски и подают е салатом. ШНННІШііІШ!ШШНПШНіШіН!МН1МІШПМІНІІІМ!ітиНННММ!ШШНШН|!НИНІШ!ШННІІНМІІШШШШІШНННІіПІНПіІМІІІШНгН!НІІНИШ!ІШІ!ШІІ|ИНШМШШІ!МШтМІШШМИНіШ!!Ш!ШНі;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz