Рыбный Мурман. 1975 г. Июль.
* М І Ш І Ш Ш Ш Ш І І Ш І І І І І Ш І І Ш І Ш І Ш Ш Ш І Ш І І Ш М І Ш І І І І Ш Ш М І Ш Ш Ш Ш І І І І Ш Ш Ш Ш І І Ш М Ш І Ш І І І І Н І 1 І І Ш І І Н І І І І І І І І І П Ш І І І І М І І Ш І | ! І Ш П ) І І І І Ш І І І І Ш І І М Н Н І Ш І Ш І І І І Ш І І І І І І Ш і 111111 П 111111! і 11111! I ! П 1П Ш i f f 43M & 0 мт/і Сегодня, читатель, мы открываем очередную страницу «В семье рыбака». Выпуск этот, как и прежние, посвящен женщинам, детям. «Папа создан, чтобы плавать, а мама — чтобы ждать», ~ утверждает песня. Ну, а если женщина уходит на полгода • море и родные, срывая листки календаря, ждут ее на бе регу! И уже не мыслит себя без моря, без корабля, б е і своей хлопотной профессии повара. Здесь обрела она семью. Здесь заслужила высокую награду за труд — первый орден. О чем думы рыбацкие* О жене, о детях. Дома асе спо койно, хорошо, и у него работа ладится. Досадно, что лето нынче в Мурманске, прямо скажем, нежаркое. Ребятишкам не позагорать, не покупаться. Да вот жена пишет — довольны они своим отдыхом с городском пионерлагере. Скучать не когда. И с легким сердцем выходит на вахту рыбак. Много их, тех, кто ждет, и тех, кого ждут. Большая *то с*мья. ЧЕМ БО Г А Т ЧЕЛОВЕК.. В тот вечер я никуда не со биралась идти: дел домашних накопилось много. Лида по звала: «Приходи — у меня праздник». Встретила меня взволнованная, светится вся. На нарядной блузке позвани вают все ее наградь». Медаль за доблестный труд, в озна менование 100-летия со дня рождения 8. И. Ленина, знаки победителя соцсоревнования, полученные за годы девятой пятилетки, и орден Трудовой Славы tit степени. Понятно мне стало, по какому случаю торжество. Указ Президиума Верховного Совета СССР еще раньше читала. «За успешное выполнение установленного на девятую пятилетку плана... на градить.... орденом Трудовой Славы III степени... Моревико- ву Лидию Алексеевну, старше го повара промыслово-произ- водственного рефрижератора «Магнит». Обняла я ее, расце ловала. Она благодарно улыб нулась сквозь слезы. Познакомились мы с Лидой в рейсе. У нее удивительная способность обзаводиться друзьями. Пишут ей из Дне* пропетровска, из Молдавии. —* Где побывает, там оставляет о себе память. О плохом чело веке долго помнить не будут, тем более переписываться е ним. Редкое это качество —- сохранять дружбу, несмотря не расстояние. Тянутся к ней люди. Тепло человеческого сердца, как костер на снегу, греет в ненастные дни. По-моему, Лида — необыч ный человек. Судьба ее инте ресная, вот уже семнадцать лет с морем связана. Первое время юнгой плавала, а потом бессменно поваром, команди ром на камбузе. Восемь лет экипаж «Магнита» дегустиро вал блюда, приготовленные Лидией и ее помощниками. Разные за это время отзывы слышала. Иногда и ругали, но чаще хвалили. В том рейсе, когда мы с Лидой познакоми лись, выбор продуктов был не богат (так что не всегда раз нообразие меню от поваров зависит), но старший повар старалась готовить получше. Помнила: от ее обедов и зав траков зависит работоспособ ность членов экипажа и вахта ее на камбузе такая же необ ходимая и почетная. Допу стим, приготовит повар невкус ный или несытный обед — упадет настроение или (хуже того) начнут уставать моряки.., Нет-нет, этого никак нельзя допустить. Вот Лида и стара лась. А мастерства и опыта ей не занимать. Чем еще она интересный че ловек? Увлеченностью и раз носторонностью занятий, не связанных с ее профессией. Любит современную музыку и очень много читает. И рыбак отменный. «И чего, — говорю, — ты все с удочками возишь ся?» «Тебе не понять», — от вечает. Из отпуска недавно вернулась загорелая, помоло девшая. Взахлеб про свой от дых рассказывает и сердится чуть-чуть, как это можно* рав нодушным оставаться к рыбной ловле, к мягкому плеску реки, то хмурому, то солнечному не бу. Родом она из Карелии, а места там сами знаете какие, красоты неописуемой. На стан ции Надвоицы жила раньше их большая семья. Сейчас мама в Мурманске ждет из каждого рейса свою дочку. Говорят, человека можно узнать по его отношению к матери. Лидия Алексеевна — нежная и заботливая дочь. Когда она на берегу, то с ма мой неразлучна. И в отпуск с ней, и в гости. А в море ждег ее радиограмм, волнуется, ес ли долго их нет, соседей и сестер забрасывает вопроса ми: «Что с мамой?» Старень кая уже женщина, болеет ча сто. Хорошую дочь вырастила Клавдия Дмитриевна. Труд чтить научила, людей любить, заботиться о них в первую очередь, потом уж о себе. А это в человеке — богатство непреходящее. Е. КУЗНЕЦОВА, учительница заочной школы моряков. Где живут робинзоны? «МНЕ БЫ В СОЛИСТЫ»... Пионеры лагеря «Полярный», это было очевидно всем, про игрывали. Начали дружно, сме ло, а когда юные солистки за были слова очередного куплета — приуныли и пели уже не так задорно и голосисто. Два озорника в пятом ряду сперва ерзали на стульях и подтруни вали над дружками, стоящими вместе с девчонками в хоре, а когда поняли, что первого места их «Полярному» не ви дать, присмирели. Над кем смеятьея-то — над собой. Раздосадованные хористы шумно усаживаются. Взаимные упреки, готовые вспыхнуть ссо ры. Лариса Ивановна Челноко ва, начальник лагеря, утихоми ривает ребят, Примолкли, рев ниво сравнивая, слушают пе ние соперников. — Ларис Ванна, торопится, — комментирует чужое вы ступление белобрысый, веснуш чатый мальчишка. — Эх, надо было мне солистом быть. Я бы не сбился. — Так чего же ты, — поощ* ряет его самодеятельность Ла риса Ивановна. — Голоса у меня нет, — пе чалится мальчишка. Конкурс «Звени, пионерская песня» подходит к концу. По ка жюри распределяет места, бывшие соперники вместе по ют. Толя Парфенов, тот самый, в веснушках, басит про улыбку, с которой начинается дружба, а сам косится на жюри: скоро ли. Но когда председатель жю ри объявляет итоги, натягива ет на голову пиджачок. Зачем слушать: и так ясно, что про играли. ...Второе место присудить пионерам лагеря «Полярный» и наградить грамотой.* „ Пиджак сползает с Толиных вихров, а сам он уже крадет ся вдоль кресел: посмотреть на грамоты. — У Светы Алещенко уже три грамоты, — сообщает он, вернувшись. — И у тебя тоже есть, —• напоминает Лариса Ивановна, — Ага. Целых две. За «Весе лые старты»... Коля Остряков, один из двух озорников, подходит к нал*. Ла риса Ивановна возвращает ото бранный у него в начале кон курса игрушечный пистолет. Коля рассеянно берет пистолет и с горькой усмешкой говорит: «Зачем за второе место столь ко грамот?» Лариса Ивановна, сама рас строенная, говорит мне: — Ну, теперь точно спать не будут. Обидно проигрывать... 5 2 с 1 £ I I МУРМАНСК. В РАЙОНЕ ТЕАТРАЛЬНОГО БУЛЬВАРА. «Я ВИЖУ МИР!» Думаете, всегда так пережи вали за свой лагерь ребята? Ничего подобного. Первое время они были неуправляе мыми. И вроде бы чего им ди читься: лагерь размещен в стенах и под крышей их род ной 28-й школы, воспитатели — педагоги этой школы. Виля Гри горьевна Тимонова преподает в начальных классах, Евгения Григорьевна Шепеленко —* физкультуру. К Ларисе Иванов не они приходили в библиотеку книжки поменять. Попробуем понять и детей, и учителей. «Ура! Наконец-то ка никулы. Уроки зубрить не на до — одна сплошная перемена. Резвись на всю катушку», —» радовались первые. «Ну и дет ки! Ничем-то их не заинтере суешь: ни спортом, ни музы кой, ни чтением», — сокруша лись вторые. Но время шло, и шла своим чередом жизнь лагеря. Первая линейка, пер вая поездка в бассейн, пер вый конкурс теперь принад лежат истории — истории ста новления коллектива первой смены пионерлагеря «Поляр ный». История эта для любо пытных потомков отражена в отрядных альбомах. Перели стаем страницы летописи от ряда «Орлята». Фотографии, запечатлевшие туристический поход-соревнование (увы, только последнее место). А вот «счастливые» страницы: победа в полуфинале, а затем и в финале районного конкур са «Веселые старты». Награ ды? Грамоты, призы (игрушки), и общее у всех чувство уве ренности в себе («и мы не лы ком шиты»), и растущий инте рес к делам лагеря. Конкурс рисунков на асфальте на те му «Я вижу мир»? С удоволь ствием! Экскурсия на корабль? Кто последний — я за вами! Об этой экскурсии читаю в альбоме: «24 июня. В этот день после завтрака •— общий сбор дружины у памятника 6-й Героической батарее. А затем посетили ППР «Ковдор». На корабле нам показали, как за гружается рыба. Побывали и в штурманской рубке, посмот рели приборы. Поблагодарили помощника капитана и пошли домой. Дорогой нас замочил дождь, но мы ничуть не при уныли...» Вам о чем-нибудь рассказа ла эта лаконичная запись? Рас шифровываю. Во-первых, «до мой». Домом пионеры назва ли свой лагерь, а ведь все они после пяти вечера расхо дятся по своим родным до мам. Во-вторых, «замочил дождь» — сказано слишком мягко. В тот день они вымок ли под проливным дождем до ниточки, но разве это главное впечатление дня? Многие из них впервые увидели рыбаков за работой, потрогали штур манские приборы, походили по палубе настоящего кораб ля. Вот что главное. И осядет это увиденное в их цепкой памяти и распахнутых миру сердцах надолго. Может быть, навсегда. СКАЖИ, КТО ТВОЙ УЧИТЕЛЬ... Осталось перелистать по следнюю главу нашего расска за. Речь в ней пойдет о неко торых наблюдениях, сделан ных мной с помощью взрос лых и детей. Виля Григорьевна сказала обычную «педагогическую» фразу: «Наша работа в лагере продолжение воспитатель ного процесса в школе». И это действительно так. На сме ну урокам, домашним задвт ниям, классным часам пришли, вернее, выступили на первый план конкурсы, спортивные со стязания, занятия по интере сам. Гелю Рындину от книжки не оторвешь, Наташа Рогбак __ солистка • хоре, Роман Кари мов и Лариса Шепеленко — чемпионы лагеря по бегу, Ко ля Остряков не выпускает и» рук ракетку для пинг-понга. Назвать эти занятия гѵросто игрой — значит обеднить, а может, и обидеть ребят. «У него свое хобби», — говорят о взрослом. Хобби на пустом месте не возникает. Это воз мужавшее увлечение, зародив шееся в детстве. Не каждому дано сохранить в себе эту ра дость детства. Не так ли, ро дители? Труд в лагере тоже в поче те. После обеда пионеры уби рают за собой посуду — по могают работнице кухни 3. И. Мунгаловой И повару В. А. Сухотрученко, вскопали весь пришкольный участок. Есть любители слесарного дела: при школе своя мастерская. Трудолюбивыми растут дев- чушки и мальчишки из отряда «Солнышко». Из беседы на тихом часу (с разрешения, разумеется, Вили Григорьев ны) выяснилось, что дома ма мам и бабушкам помогают все. И совсем неожиданным оказалось умение мальчиков кухарничать (нашлись умельцы лепить пельмени, жарить кар тошку; у девочек преобладали вермишель и яичница). Зато на вопрос «Кто любит читать?» все девчонки подняли руки, чем привели в смущение ре бят (среди них отыскалось только девять «книжников»). Так что к словам учительницы «работа в лагере — продол жение воспитательного про цесса в школе» можно смело добавить «и дома». И еще немного о воспитате лях. Евгения Григорьевна и Виля Григорьевна сейчас в от пуске. Отдых свой они честно заслужили. И если вначале им было трудно и понадобились вся их выдержка, богатый пе дагогический опыт, то к кон цу смены, хотя забот и не убавилось, они уже не чувст вовали себя первооткрывате лями таинственной страны Пио нерлагерь. Век живи — век учись, учитель. Что касается Ларисы Ивановны, для нее на ступили горячие деньки: от крылась вторая смена. Кстати, немало ребятишек остались вер-ны своему лагерю, его на чальнику. С такими опытными помощниками легче пускаться в новое плавание. «Как Робинзон, хочу в леса, поля. Как Робинзон, хочу на чать с нуля», — поется в пио нерской песне. Песня эта ре бятам «Полярного» нравится. Особенно немножко непонят ное «начать с нуля». Робинзон Крузо начал с того, что вы строил себе хижину, сам сма стерил стол, стул, сшил одеж ду. Тоже, видно, в детстве не лентяйничал. Г. МИРОВА. КОТЛЕТЫ РЫБНЫЕ ПО-ЯПОНСКИ Рыбное филе пропускают через мясорубку, смешивают е кукурузной мукой, яичными желтками, растительным мас лом, вином, взбитыми с саха ром белками. Выливают мас су на сковороду, обжаривают до золотистого цвета. Охла ди*, разрезают на полоски и подают е салатом. ШНННІШііІШ!ШШНПШНіШіН!МН1МІШПМІНІІІМ!ітиНННММ!ШШНШН|!НИНІШ!ШННІІНМІІШШШШІШНННІіПІНПіІМІІІШНгН!НІІНИШ!ІШІ!ШІІ|ИНШМШШІ!МШтМІШШМИНіШ!!Ш!ШНі;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz