Рыбный Мурман. 1975 г. Июль.
ДИСЦИПЛИНУ Т Р УДА В. МАЦИН. Капитан-директор БМРТ «Пассат-2». В своем экипаже мы привива ем рыбакам сознание того, что строжайшее соблюдение дисцип лины, порядка, организованности, честное отношение к труду и со циалистической собственности должны стать личным убеждени ем каждого моряка. Быть дисцип линированным— значит эффектив но использовать рабочее время,, строго соблюдать распорядок дня. Вот конкретный пример. Сменя ются рыбообработчики на стыке вахт, Моряки пришли вовремя, но ведь нередко они становятся к рыбоделу после «раскачки» или сменяемые покинули рабочее ме сто за несколько минут. Только в одном рейсе потерянные минуты складываются в часы. Вот почему л*ы строго следим за этим и до биваемся, чтобы рыбообработчики заменяли друг друга только у ры~ бодеяз. Еще пример. За год из нашего экипажа, а_затем из флота уволе ны четыре человека, один из них за пьянство, а остальные не явились на отход и допустили прогулы. Значит, с ними мало по- 5 ;г<ртаяи не только мы, команди р а но и товарищи по работе, не даашие своевременной оценки первых, пусть даже незначитель ных нарушений уволенных. Очень важно и то. чтобы отдел кадров поддерживал обществен» ность и администрацию корабля. Моряки, списанные с судна за на рушение дисциплины, не должны посылаться на другие траулеры. Теперь рыбаки имеют и свой свод законов — Устав флота рыб ной промышленности. Его требо вания в равной мере относятся к морякам и работникам береговых служб флота. Бороться за дисцип лину труда, создавать благоприят ную обстановку для успешной ра боты надо сообща, Это необходи мо учитывать всем и отделу кад ров в частности. Следует в прин ципе и навсегда решить вопрос о дифференцированном учете ма тросов, находящихся в резерве Затрат это не требует никаких, а следует в учетной карточке де лать пометку, если моряк работа ет в палубной команде. Тогда мы не будем комплекто вать вахты добытчиков людьми, не имеющими представления о специфике работы с орудиями лова. А то приходится нередко весь рейс заниматься обучением Известны случаи, когда вместо вдумчивой и кропотливой работы по воспитанию моряков коман диры занимаются голым админи стрированием и окриком. Так, ка питан БМРТ-264 т. Ефимов в оче редном рейсе не только не об-* щался в должной мере с личным составом, но порой проявлял от кровенную грубость, Капитан БМРТ-445 Г. Демьяненко перестал опираться на общественные орга низации траулера. Большо того, своими неправильными действия ми в руководстве экипажем про тивопоставил себя общественно сти и воспитательным мерам сво его первого помощника. Создав шаяся в результате этого нездо ровая обстановка стала основной помехой в выполнении рейсового задания. Нельзя закрывать глаза и на объективные причины, влияющие постоянно отличаются высокой ак тивностью Каждому случаю нару шения трудовой дисциплины и об щественного порядка дается свое временная и принципиальная оценка. Впрочем, факты правона рушений здесь встречаются весь ма редко. И заслуга т том, что количество нарушений резко сни зилось, принадлежит мастерам, профгрупоргам. Таким, какими являются тт. Велик и Белых, Гар- барчук, Халтурин. Они личным примером задают тон правильно му моральному и трудовому вос питанию. Общественность и ее организа- снисходительно относятся к „ару- ции на.плавмастерской, строя лла- шителям дисциплины рзоо.ни- тт. Пономаренко, Горчакова, Дру- пова. Причем Друпоа переведен в мотористы и направлен в Тери- берские судоремонтные мастер ские. Восемь вторых механиков разжалованы в третьи, а девять— из третьих в мотористы. Объявле ны взыскания двум рефмеханикам и одному электромеханику. При чина почти одинаковая во всех случаях: распитие спиртных на питков, из-за чего виновные от стают от судна или опаздывают к отходу.. Подчас в экипажах уж очень ново воспитательную работу, по стоянно совершенствуют ее фор мы и методы. Поучителен опыт работы комиссии по борьбе с ал коголизмом, возглавляемой ди ректором плавмастерской тов. Ва- Из выступлений участников с о б р а н и я а к т и в а фло т а ителя дисциплин нам машинных команд, почему-то даже укрывают их от наказания. Так, судком профсоюза СРТ-04 вместо принципиальной оценки неправильного поведения своего третьего механика Кузина, неод нократно побывавшего в медвы трезвителе, направил к нам бу магу с просьбой не наказывать этого горе-моряка. Другой факт. Старший механик СТР-304 Об ручев. настолько распоясал ся, что подчиненные в ответ ка просьбы о помощи слышат от него только мат. Н. Т А Е В Е Р Е . Инженер отдела обработ- новичков. В то же время матро сы-добытчики часто направляют ся в экипажи, где нужны рыбооб работчики, А на других траулерах подчас палубная команда ком плектуется чуть ли не из одних рыбообработчиков. Вот и прихо дится не столько о добыче вол новаться, сколько о том. чтобы с Пусть они поработают на ремон- такими моряками не случилось те или в другой береговой служ- беды. Я уж не говорю, что сно бе флота до тех пор, пока не осознают и не почувствуют своей вины перед экипажем. Вот поче му необходимо, чтобы мы полу чали информацию из /правления флота о мерах, принятых к кон кретным нарушителям дисципли ны. на состояние дел с дисциплинои среди судоводителей флота. К ним я отношу недостаточное вни мание к созданию хороших быто вых условий для молодых спе циалистов на берегу, что влечет з« собою текучесть кадров. Еще мало проявляется заботы об ор ганизации досуга во время стоя».- ки судна в порту. Недостаток в кадрах судоводителей не всегда ровка и опыт к матросу добытчи- позволяет своевременно представ ку приходят с годами. Г. Л Е Б ЕД Е В . Заместитель главного ка питана флота. , А. РОСТОВ. Старший мастер лова. В отделе добычи флота за пять месяцев зафиксировано 11 слу- чаев нарушения трудовой дисцип лины, семь —*■общественного по рядке, двое нарушили пропускной режим. Одна из причин этих наруше ний слабая пропаганда право вых знаний. Знать и уважать со ветские законы, о чем должны знать и помнить все моряки, — это ведь и залог успешной рабо ты экипажа, гарантия безукориз ненного поведения каждого ра ботника. Вот почему лично я, да и моряки нашего экипажа, с ин тересом в числе других лекций и бесед прослушали и такие: «Твоя рабочая совесть», «Уважай совет ские законы», «Мы — советские люди», «Наш социалистический об *з жизни», «Политическая бди тельность — неотъемлемое каче ство советского рыбака». Мы серьезно обеспокоены и тем, что не удалось изжить пол ностью факты пьянства не только среди помощников . капитанов. Пришлось переводить в матросы капитана Елехина, Эта же мера на казания применена к капитану Гончарову, который на отходе СРТ-4200 находился в нетрезвом состоянии. В медвытрезвителе по бывал капитан Кобец. За пять м е сяцев зарегистрировано 56 случа- « Р е З С Ц * . ев нарушений в несении вахтен ной службы. Приведенные примеры и факты свидетельствуют о том, что не все капитаны, их помощники и другие командиры на судах четко и конкретно определили свое ве дущ ее место в воспитании лично го состава, не сумели подняться до подлинных организаторов ус пешной работы своих коллективов и экипажей в целом. Встречаются еще и такие капитаны, которые в сложном деле воспитания подчи ненных слабо опираются на судо вые организации. пять им отгулы выходных дней, отпуска. На данном этапе необходимо закрепить за рыболовными трау лерами старших лиц командного состава и вести конкретную рабо ту по закреплению за судами ра ботников среднего и младшего комсостава; Свою ближайшую за дачу служба мореплавания видит также и в том, чтобы активизиро вать работу совета старейших ка питанов нашего флота. Ф. ЧАЙКО. Рабочий плавмастерской 8 коллективе плавмастерской «Резец» на высоком уровне на ходится воспитательная работа на радиомонтажном и механическом участках, на плавдоках, в отделе технического контроля и других подразделениях, которым при своено почетное звание — ком мунистического труда. Примером вдумчивого отноше- синым. Пьяницы взяты на строгий учет, с ними ведутся профилакти ческие беседы, с них спрашивают в соответствии с законом. Те из алкоголиков, на кого не действуют методы убеждения, направлены на принудительное лечение. Мы имеем отрадные факты, когда ра бочие после этого прекращают выпивки. В. БРО ВКИН . Главный механик флота. Механико-судовая служба фло та объединяет специалистов од ной из ведущих профессий, от ко торой зависит работа экипажей промысловых судов. Вопросам укрепления социалистической дис циплины труда и предупрежде ния правонарушений мы уделяем серьезное внимание. На это, в ча стности, направлена работа соз данного совета старейших меха ников. Специалисты механико-судовой службы постоянно беседуют с членами машинных команд трау леров, приходящих с промысла. Мы считаем за правило — требо вать от старших специалистов при сдаче ими рейсовых донесений отчетов о повышении роли коман диров в воспитании своих подчи ненных. Многие формы работы подсказал партийный комитет флота, когда наша служба отчи тывалась на парткоме. Однако положение дел обязы вает нас, общественные органи зации, уделять больше внимания ки рыбы. ния к воспитанию работников слу- работникам судомеханических жат также коллективы электро- служб кораблей. Только за этот сварочного и электромонтажного год мы вынуждены были наказать участков. Рабочие собрания, кото- 23 судовых специалиста, В том рьіе проводятся здесь регулярно, числе и трех старших механиков: В нашем отделе стало прави лом, при котором случаи наруше ния трудовой и производственной дисциплины, общественного по рядка разбираются с вынесением объективных решений, направляе мых в отдел кадров. Рассматрива ем и мы все материалы, посту пающие из товарищеского суда. Например, по восьми работникам, которые проходят по нашему от делу, приняты конкретные меры воздействия за пребывание в мед вытрезвителе. По этим причинам на три меся ца каждый переведен: консерв ный мастер Фадеев — в помощ ники, помощник Шугаев — в ма тросы, рыбмастер Иванов - - в матросы. За то, что консервный мастер Веремчук проносил водку в порт, его перевели в матросы на шесть месяцев. Строгое пре дупреждение за неправильное оформление товарно-хранспорт- ных накладных получили консерв ные мастера Кейдалюк и Окулов. Поскольку отдел обработки флота теперь усилился за счет по мощников рыбмастеров по СРТ, мы разработали мероприятия для улучшения воспитания и преду преждения правонарушений с учетом этой категории работни ков. Нашим отделом также раз работан комплексный пла:) повы шения роли мастера на производ стве с целью дальнейшего укреп ления трудовой дисциплины на судах. Создан совет мастеров, в который входят лучшие производ ственники с БМ РІ и СРТ, ветера ны труда «Мѵрмансельди», настав ники, имеющие опыт рабочей педагогики. вый якорь» — я отдал. «Отдать лесый якорь» — старпом отдал. Цепи громыхнули, якоря полете ли в воду, а судно по инерции идет вперед, вот-вот разворотит причал. «Задержать канаты!» — Мы стопора крутанули, и траль щи к остановился в полуметре от причального бруса. «Подать швар товые:» Концы на берег подали, брашпилем подтянулись и ти хонько притулились к причалу. А я стоял на полубаке, ноги у меня тряслись, спина взмокла, и мысль у меня одна: «Что было бы, если бы не отдали вовремя якоря?.. Причал разбили бы, форштевень помяли бы и, может, людей по калечили бы... Ну, давайте выпьем за «коря!.. Ш. СТОЯЛ У ОКНА ПАРНИШКА... На одной из площадок скрипу чей лестницы управления тра лового флота стоял у окна мо лодой морячок, и вид у него был, К говорят, «хуже не приду маешь»... Шли мимо люди, и никому до него не было дела... А капитан Попов мимо пройти не мог. Вот как он рассказывает об этом в статье «На корабль при ходит новичок»: « Как-то утром поднимался я по знакомой лестнице в управле ние тралового флота и на одной из площадок остановился пере дохнуть. Здесь же у окна стоял молодой парень. Он медленно обернулся, и на какую-то долю секунды мы встретились взгляда ми, Видел ли он меня! Вряд ли... Но я его хорошо рассмотрел: без фуражки и пиджака, рубашка мя тая, грязная, рукав разорван. Су нув руки в карманы брюк, он смотрел на холодный, мокрый от дождя двор, и в его светлых гла зах стояла настоящая человече ская тоске. Я прошел дальше, унося в па мяги эти светлые глаза, а в душе смятение и смутное сознание ка кой-то доли моей вины перед этим, вроде бы чужим мне пар нем... «В чем дело! Что случилось с этим молодым человеком! — думал я, поднимаясь по лестнице. — Почему такая безнадежность в глазах! Где его товарищи!.. Поче му ом один!..» Я не мог не воз вратиться, не мог не подойти к моряну... Мы разговорились...» Из разговора с пареньком вы яснилось, что приехал он в М ур манск всего месяц назад, сходил матросом на РТ в море, вчера* возвратился из первого рейса, по лучил за труды свои, неплохие деньги и в компании «скороспе лых» друзей отмечал первую по лучку. Финал этой истории весьма банален: проснулся парень где-то под железнодорожным мостом без пиджака, без документов, без денег... Этот эпизод автор использует как «затравку» для разговора на очень важную тему: как влиять на формирование характера мо лодого моряка. Старый капитан делится своими мыслями о том, как важно вовремя поддержать пришедшего на флот новичка, укрепить в нем «еру в себ.я, огоадить от дурных влияний, при вить любовь к морскому делу. Не могу не процитировать отдельные места этой статьи. «...Молодые люди — будущее нашего промыслового флота. К новичкам надо откоситься береж но. Сегодня он новичок, а кем он будет через несколько лет — это во многом зависит от команди ров кораблей, старших товари щей. Новичок будет работать так, как мы его научим. Новичок на любом производст ве чувствует себя первое время стесненно даже в том случае, если он имеет кой-какие навыки в работе. А уж если он в новом де ле совсем не разбирается, то ему и вовсе трудно. Особенно трудно бывает новичкам на кораблях. На береговом предприятии молодой рабочий после смены приходит домой. Здесь он может посовето ваться с родными о своей работе, отдохнуть в домашней обстанов ке. А і» корабле иное дело. Тут ни родных, ни знакомых. Все но во, непонятно. Чего стоит только к морю привыкнуть! Хорошо, если новичка на кораб ле встретят добрые люди, настоя щие товарищи. Они помогут ему быстрее разобраться в н о е о й об становке, в работе. С помощью хороших коллекти вов кораблей, их командиров на моих глазах из рядовых моряков выросли до штурманов и капита нов такие товарищи, как Кот.пя- ров, Трофимов, Рассказов, Воро нов, Романов, Богомолов и другие, которыми гордится флот. А ведь бывает у нас и не так. Что скры вать, есть у нас еще любители посмеяться над неопытностью мо лодого морзка. Такие шутники заставляют новичка выполнять не нужное дало, ке думая о том, ка кой вред приносят ему. Пошлют новичка «на клотик за кипятком» и радуются. Новичок послушен. Ои ке змает судовых нзэвакмй, но £См. і стр.}
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz