Рыбный Мурман. 1975 г. Июль.

ДИСЦИПЛИНУ Т Р УДА В. МАЦИН. Капитан-директор БМРТ «Пассат-2». В своем экипаже мы привива­ ем рыбакам сознание того, что строжайшее соблюдение дисцип­ лины, порядка, организованности, честное отношение к труду и со­ циалистической собственности должны стать личным убеждени­ ем каждого моряка. Быть дисцип­ линированным— значит эффектив­ но использовать рабочее время,, строго соблюдать распорядок дня. Вот конкретный пример. Сменя­ ются рыбообработчики на стыке вахт, Моряки пришли вовремя, но ведь нередко они становятся к рыбоделу после «раскачки» или сменяемые покинули рабочее ме­ сто за несколько минут. Только в одном рейсе потерянные минуты складываются в часы. Вот почему л*ы строго следим за этим и до­ биваемся, чтобы рыбообработчики заменяли друг друга только у ры~ бодеяз. Еще пример. За год из нашего экипажа, а_затем из флота уволе­ ны четыре человека, один из них за пьянство, а остальные не явились на отход и допустили прогулы. Значит, с ними мало по- 5 ;г<ртаяи не только мы, команди­ р а но и товарищи по работе, не даашие своевременной оценки первых, пусть даже незначитель­ ных нарушений уволенных. Очень важно и то. чтобы отдел кадров поддерживал обществен» ность и администрацию корабля. Моряки, списанные с судна за на­ рушение дисциплины, не должны посылаться на другие траулеры. Теперь рыбаки имеют и свой свод законов — Устав флота рыб­ ной промышленности. Его требо­ вания в равной мере относятся к морякам и работникам береговых служб флота. Бороться за дисцип­ лину труда, создавать благоприят­ ную обстановку для успешной ра­ боты надо сообща, Это необходи­ мо учитывать всем и отделу кад­ ров в частности. Следует в прин­ ципе и навсегда решить вопрос о дифференцированном учете ма­ тросов, находящихся в резерве Затрат это не требует никаких, а следует в учетной карточке де­ лать пометку, если моряк работа­ ет в палубной команде. Тогда мы не будем комплекто­ вать вахты добытчиков людьми, не имеющими представления о специфике работы с орудиями лова. А то приходится нередко весь рейс заниматься обучением Известны случаи, когда вместо вдумчивой и кропотливой работы по воспитанию моряков коман­ диры занимаются голым админи­ стрированием и окриком. Так, ка­ питан БМРТ-264 т. Ефимов в оче­ редном рейсе не только не об-* щался в должной мере с личным составом, но порой проявлял от­ кровенную грубость, Капитан БМРТ-445 Г. Демьяненко перестал опираться на общественные орга­ низации траулера. Большо того, своими неправильными действия­ ми в руководстве экипажем про­ тивопоставил себя общественно­ сти и воспитательным мерам сво­ его первого помощника. Создав­ шаяся в результате этого нездо­ ровая обстановка стала основной помехой в выполнении рейсового задания. Нельзя закрывать глаза и на объективные причины, влияющие постоянно отличаются высокой ак­ тивностью Каждому случаю нару­ шения трудовой дисциплины и об­ щественного порядка дается свое­ временная и принципиальная оценка. Впрочем, факты правона­ рушений здесь встречаются весь­ ма редко. И заслуга т том, что количество нарушений резко сни­ зилось, принадлежит мастерам, профгрупоргам. Таким, какими являются тт. Велик и Белых, Гар- барчук, Халтурин. Они личным примером задают тон правильно­ му моральному и трудовому вос­ питанию. Общественность и ее организа- снисходительно относятся к „ару- ции на.плавмастерской, строя лла- шителям дисциплины рзоо.ни- тт. Пономаренко, Горчакова, Дру- пова. Причем Друпоа переведен в мотористы и направлен в Тери- берские судоремонтные мастер­ ские. Восемь вторых механиков разжалованы в третьи, а девять— из третьих в мотористы. Объявле­ ны взыскания двум рефмеханикам и одному электромеханику. При­ чина почти одинаковая во всех случаях: распитие спиртных на­ питков, из-за чего виновные от­ стают от судна или опаздывают к отходу.. Подчас в экипажах уж очень ново воспитательную работу, по­ стоянно совершенствуют ее фор­ мы и методы. Поучителен опыт работы комиссии по борьбе с ал­ коголизмом, возглавляемой ди­ ректором плавмастерской тов. Ва- Из выступлений участников с о б р а н и я а к т и в а фло т а ителя дисциплин нам машинных команд, почему-то даже укрывают их от наказания. Так, судком профсоюза СРТ-04 вместо принципиальной оценки неправильного поведения своего третьего механика Кузина, неод­ нократно побывавшего в медвы­ трезвителе, направил к нам бу­ магу с просьбой не наказывать этого горе-моряка. Другой факт. Старший механик СТР-304 Об­ ручев. настолько распоясал­ ся, что подчиненные в ответ ка просьбы о помощи слышат от него только мат. Н. Т А Е В Е Р Е . Инженер отдела обработ- новичков. В то же время матро­ сы-добытчики часто направляют­ ся в экипажи, где нужны рыбооб­ работчики, А на других траулерах подчас палубная команда ком­ плектуется чуть ли не из одних рыбообработчиков. Вот и прихо­ дится не столько о добыче вол­ новаться, сколько о том. чтобы с Пусть они поработают на ремон- такими моряками не случилось те или в другой береговой служ- беды. Я уж не говорю, что сно­ бе флота до тех пор, пока не осознают и не почувствуют своей вины перед экипажем. Вот поче­ му необходимо, чтобы мы полу­ чали информацию из /правления флота о мерах, принятых к кон­ кретным нарушителям дисципли­ ны. на состояние дел с дисциплинои среди судоводителей флота. К ним я отношу недостаточное вни­ мание к созданию хороших быто­ вых условий для молодых спе­ циалистов на берегу, что влечет з« собою текучесть кадров. Еще мало проявляется заботы об ор­ ганизации досуга во время стоя».- ки судна в порту. Недостаток в кадрах судоводителей не всегда ровка и опыт к матросу добытчи- позволяет своевременно представ­ ку приходят с годами. Г. Л Е Б ЕД Е В . Заместитель главного ка­ питана флота. , А. РОСТОВ. Старший мастер лова. В отделе добычи флота за пять месяцев зафиксировано 11 слу- чаев нарушения трудовой дисцип­ лины, семь —*■общественного по­ рядке, двое нарушили пропускной режим. Одна из причин этих наруше­ ний слабая пропаганда право­ вых знаний. Знать и уважать со­ ветские законы, о чем должны знать и помнить все моряки, — это ведь и залог успешной рабо­ ты экипажа, гарантия безукориз­ ненного поведения каждого ра­ ботника. Вот почему лично я, да и моряки нашего экипажа, с ин­ тересом в числе других лекций и бесед прослушали и такие: «Твоя рабочая совесть», «Уважай совет­ ские законы», «Мы — советские люди», «Наш социалистический об *з жизни», «Политическая бди­ тельность — неотъемлемое каче ство советского рыбака». Мы серьезно обеспокоены и тем, что не удалось изжить пол­ ностью факты пьянства не только среди помощников . капитанов. Пришлось переводить в матросы капитана Елехина, Эта же мера на­ казания применена к капитану Гончарову, который на отходе СРТ-4200 находился в нетрезвом состоянии. В медвытрезвителе по­ бывал капитан Кобец. За пять м е ­ сяцев зарегистрировано 56 случа- « Р е З С Ц * . ев нарушений в несении вахтен­ ной службы. Приведенные примеры и факты свидетельствуют о том, что не все капитаны, их помощники и другие командиры на судах четко и конкретно определили свое ве­ дущ ее место в воспитании лично­ го состава, не сумели подняться до подлинных организаторов ус­ пешной работы своих коллективов и экипажей в целом. Встречаются еще и такие капитаны, которые в сложном деле воспитания подчи­ ненных слабо опираются на судо­ вые организации. пять им отгулы выходных дней, отпуска. На данном этапе необходимо закрепить за рыболовными трау­ лерами старших лиц командного состава и вести конкретную рабо­ ту по закреплению за судами ра­ ботников среднего и младшего комсостава; Свою ближайшую за­ дачу служба мореплавания видит также и в том, чтобы активизиро­ вать работу совета старейших ка­ питанов нашего флота. Ф. ЧАЙКО. Рабочий плавмастерской 8 коллективе плавмастерской «Резец» на высоком уровне на­ ходится воспитательная работа на радиомонтажном и механическом участках, на плавдоках, в отделе технического контроля и других подразделениях, которым при­ своено почетное звание — ком­ мунистического труда. Примером вдумчивого отноше- синым. Пьяницы взяты на строгий учет, с ними ведутся профилакти­ ческие беседы, с них спрашивают в соответствии с законом. Те из алкоголиков, на кого не действуют методы убеждения, направлены на принудительное лечение. Мы имеем отрадные факты, когда ра­ бочие после этого прекращают выпивки. В. БРО ВКИН . Главный механик флота. Механико-судовая служба фло­ та объединяет специалистов од­ ной из ведущих профессий, от ко­ торой зависит работа экипажей промысловых судов. Вопросам укрепления социалистической дис­ циплины труда и предупрежде­ ния правонарушений мы уделяем серьезное внимание. На это, в ча­ стности, направлена работа соз­ данного совета старейших меха­ ников. Специалисты механико-судовой службы постоянно беседуют с членами машинных команд трау­ леров, приходящих с промысла. Мы считаем за правило — требо­ вать от старших специалистов при сдаче ими рейсовых донесений отчетов о повышении роли коман­ диров в воспитании своих подчи­ ненных. Многие формы работы подсказал партийный комитет флота, когда наша служба отчи­ тывалась на парткоме. Однако положение дел обязы­ вает нас, общественные органи­ зации, уделять больше внимания ки рыбы. ния к воспитанию работников слу- работникам судомеханических жат также коллективы электро- служб кораблей. Только за этот сварочного и электромонтажного год мы вынуждены были наказать участков. Рабочие собрания, кото- 23 судовых специалиста, В том рьіе проводятся здесь регулярно, числе и трех старших механиков: В нашем отделе стало прави­ лом, при котором случаи наруше­ ния трудовой и производственной дисциплины, общественного по­ рядка разбираются с вынесением объективных решений, направляе­ мых в отдел кадров. Рассматрива­ ем и мы все материалы, посту­ пающие из товарищеского суда. Например, по восьми работникам, которые проходят по нашему от­ делу, приняты конкретные меры воздействия за пребывание в мед­ вытрезвителе. По этим причинам на три меся­ ца каждый переведен: консерв­ ный мастер Фадеев — в помощ­ ники, помощник Шугаев — в ма­ тросы, рыбмастер Иванов - - в матросы. За то, что консервный мастер Веремчук проносил водку в порт, его перевели в матросы на шесть месяцев. Строгое пре­ дупреждение за неправильное оформление товарно-хранспорт- ных накладных получили консерв­ ные мастера Кейдалюк и Окулов. Поскольку отдел обработки флота теперь усилился за счет по­ мощников рыбмастеров по СРТ, мы разработали мероприятия для улучшения воспитания и преду­ преждения правонарушений с учетом этой категории работни­ ков. Нашим отделом также раз­ работан комплексный пла:) повы­ шения роли мастера на производ­ стве с целью дальнейшего укреп­ ления трудовой дисциплины на судах. Создан совет мастеров, в который входят лучшие производ­ ственники с БМ РІ и СРТ, ветера­ ны труда «Мѵрмансельди», настав­ ники, имеющие опыт рабочей педагогики. вый якорь» — я отдал. «Отдать лесый якорь» — старпом отдал. Цепи громыхнули, якоря полете­ ли в воду, а судно по инерции идет вперед, вот-вот разворотит причал. «Задержать канаты!» — Мы стопора крутанули, и траль щи к остановился в полуметре от причального бруса. «Подать швар­ товые:» Концы на берег подали, брашпилем подтянулись и ти­ хонько притулились к причалу. А я стоял на полубаке, ноги у меня тряслись, спина взмокла, и мысль у меня одна: «Что было бы, если бы не отдали вовремя якоря?.. Причал разбили бы, форштевень помяли бы и, может, людей по­ калечили бы... Ну, давайте выпьем за «коря!.. Ш. СТОЯЛ У ОКНА ПАРНИШКА... На одной из площадок скрипу­ чей лестницы управления тра­ лового флота стоял у окна мо­ лодой морячок, и вид у него был, К говорят, «хуже не приду­ маешь»... Шли мимо люди, и никому до него не было дела... А капитан Попов мимо пройти не мог. Вот как он рассказывает об этом в статье «На корабль при­ ходит новичок»: « Как-то утром поднимался я по знакомой лестнице в управле­ ние тралового флота и на одной из площадок остановился пере­ дохнуть. Здесь же у окна стоял молодой парень. Он медленно обернулся, и на какую-то долю секунды мы встретились взгляда­ ми, Видел ли он меня! Вряд ли... Но я его хорошо рассмотрел: без фуражки и пиджака, рубашка мя­ тая, грязная, рукав разорван. Су­ нув руки в карманы брюк, он смотрел на холодный, мокрый от дождя двор, и в его светлых гла­ зах стояла настоящая человече­ ская тоске. Я прошел дальше, унося в па мяги эти светлые глаза, а в душе смятение и смутное сознание ка­ кой-то доли моей вины перед этим, вроде бы чужим мне пар­ нем... «В чем дело! Что случилось с этим молодым человеком! — думал я, поднимаясь по лестнице. — Почему такая безнадежность в глазах! Где его товарищи!.. Поче­ му ом один!..» Я не мог не воз­ вратиться, не мог не подойти к моряну... Мы разговорились...» Из разговора с пареньком вы­ яснилось, что приехал он в М ур­ манск всего месяц назад, сходил матросом на РТ в море, вчера* возвратился из первого рейса, по­ лучил за труды свои, неплохие деньги и в компании «скороспе­ лых» друзей отмечал первую по­ лучку. Финал этой истории весьма банален: проснулся парень где-то под железнодорожным мостом без пиджака, без документов, без денег... Этот эпизод автор использует как «затравку» для разговора на очень важную тему: как влиять на формирование характера мо­ лодого моряка. Старый капитан делится своими мыслями о том, как важно вовремя поддержать пришедшего на флот новичка, укрепить в нем «еру в себ.я, огоадить от дурных влияний, при­ вить любовь к морскому делу. Не могу не процитировать отдельные места этой статьи. «...Молодые люди — будущее нашего промыслового флота. К новичкам надо откоситься береж­ но. Сегодня он новичок, а кем он будет через несколько лет — это во многом зависит от команди­ ров кораблей, старших товари щей. Новичок будет работать так, как мы его научим. Новичок на любом производст­ ве чувствует себя первое время стесненно даже в том случае, если он имеет кой-какие навыки в работе. А уж если он в новом де­ ле совсем не разбирается, то ему и вовсе трудно. Особенно трудно бывает новичкам на кораблях. На береговом предприятии молодой рабочий после смены приходит домой. Здесь он может посовето­ ваться с родными о своей работе, отдохнуть в домашней обстанов­ ке. А і» корабле иное дело. Тут ни родных, ни знакомых. Все но­ во, непонятно. Чего стоит только к морю привыкнуть! Хорошо, если новичка на кораб­ ле встретят добрые люди, настоя­ щие товарищи. Они помогут ему быстрее разобраться в н о е о й об­ становке, в работе. С помощью хороших коллекти­ вов кораблей, их командиров на моих глазах из рядовых моряков выросли до штурманов и капита­ нов такие товарищи, как Кот.пя- ров, Трофимов, Рассказов, Воро­ нов, Романов, Богомолов и другие, которыми гордится флот. А ведь бывает у нас и не так. Что скры­ вать, есть у нас еще любители посмеяться над неопытностью мо­ лодого морзка. Такие шутники заставляют новичка выполнять не­ нужное дало, ке думая о том, ка­ кой вред приносят ему. Пошлют новичка «на клотик за кипятком» и радуются. Новичок послушен. Ои ке змает судовых нзэвакмй, но £См. і стр.}

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz