Рыбный Мурман. 1975 г. Июль.

ф В ЛЛЬОРАТОРИЯХ УЧЕНЫХ Вода и стальные С давних времен на кораб­ лях устанавливались трубопро­ воды из цветных сплавов. Но, по .мере развития науки и техники, нужд» в таких металлах настолько •возросла, что пришлось заменить ір убы стальными. Так возникли проблемы их защиты от коррозии, продления срока службы. ...На маленьком китобойце дли- іна трубопроводов семь километ­ ров. На большом морозильном ѵpay лере —- тридцать, на крупней­ шей в мире плавучей базе «Вос­ ток» — в пять раз больше; 150 ки­ лометров. Но износоустойчивость стальных трубопроводов до смешного ма­ ла. Примерно через четыре меся­ ца после начала эксплуатации БМРТ механики начинают латать их. Через год это принимает ха­ рактер бедствия. На плавбазах ти­ па «Андрей Захаров», где в сис­ темах течет горячая морская во­ да, трубы через каких-то два ме­ сяца превращаются в решето. При ремонте судов на заводах трубы до 20 процентов работ падает на долю трубопроводчиков, а их труд нелегок и требует не только уме­ ния, профессиональных навыков и хорошего знания систем, но и значительных физических усилий. Поэтому трубопроводчиков обыч­ но не хватает, суда простаивают дольше намеченных сроков. Как продлить срок эксплуата­ ции судовых трубопроводов? Над такой проблемой не один год бьются ученые во всем мире. У нас, в Калининграде, лет пять тому назад этим заинтересовался стар­ ший преподаватель, а ныне испол­ няющий обязанности заведующего кафедрой архитектуры корабля технического института рыбной промышленности и хозяйства, кем* дидат технических наук И. 3. Голь- денберг. Исследуя характер пото­ ка в трубопроводах за поворота­ ми, удалось обнаружить, что сви­ щи появляются на стенке трубы, где энергия потока максимальна. Начались кропотливые поиски пу­ тей увеличения надежности труб. *..В тесной комнатенке бывшего проема лиф та—лаборатория для исследования трубопроводов. Тру* бы ныряют в стальные камеры, уходят куда-то вниз. На стеллажах, как винтовки в пирамиде, — тру­ бы различного сечения, их проз­ рачные пластиковые отрезки. Стенды, насосы, моторы, монтаж­ ные материалы, приборы, слесар­ ные инструменты. При помощи специальной аппаратуры исследо­ ватели могут предсказать при­ мерное время появления свища по всем фасонным участкам тру­ бопровода. Старший инженер лаборатории Б. Д. Рохи рассказывает, что сей­ час здесь пытаются обосновать путем моделирования коррозий­ ных процессов новое направление в исследовании износа судовых труб. Этим никто нигде еще не эа- нимался. Результаты обнадежива­ ют. Борис Дмитриевич выходит и через минуту появляется с двумя короткими отрезками труб: их испытывали снаружи в гидролот- ке, где течет поток соленой воды. На поверхности видны следы на­ чинающейся коррозии — на од­ ной больше, на другой меньше, в зависимости от продолжитель­ ности опыта. По сравнению t тем. что я ви­ дел пять лет назад, при создании лаборатории, сделано немало. По­ лучены и практически использу­ ются некоторые, результаты, но работы еще непочатый край — ведь исследователи идут непрото­ ренными путями. Им помогают на­ учные работники пяти кафедр ин­ ститута. Работы ведутся по трем направлениям: повышение надеж­ ности трубопроводов на стадиях проектирования, моделирования и ремонта. Подтвердилось предположе­ ние, что сквозные поражения трубопроводов вначале появляют­ ся в местах, где деформируется лоток. «Слабины» выявлены, опре­ делены их границы, а это значив что на новых судах теперь мож­ но предсказать заранее время и место появления свищей в систе­ мах. Разработаны меры повыше­ ния надежности трубопроводов конструктивными методами, даны рекомендации по усилению их при модернизации, при ремонте с ми­ нимальными затратами сил и средств. Есть проект модернизации ос­ новных систем судов типа СРТМ, Полуторагодичный опыт эксплуата­ ции СР ГМ 8033 показал, что коли­ чество отказов в системах, про* шедших модернизацию, уменьши­ лось вчетверо. Для определения технического состояния трубопро­ водов, что делается сейчас весь-* ма приблизительно, созданы об­ разцы приборов, например .мо­ дернизирован магнитографиче­ ский дефектоскоп, что сделало его пригодным для контроля стальных труб. В Пионерской базе «Океанры€- флот» судовые трубопроводы уси­ ливаются стеклопластиковыми по­ крытиями. При ремонте это дает возможность надежно и быстро восстанавливать пораженные уча­ стки без демонтажа систем, что значительно сокращает сроки сто­ янки судов. В лаборатории судовых систем промысловых судов КТИ решают­ ся важные для судостроителей и ремонтников проблемы, имеющие большое значение. Надо думать, что после завершения исследова­ ний трубопроводы будут более стойко противостоять воде, слу­ жить дольше и надежней, что прѵ^ несет огромную выгоду народней му хозяйству, Г. ПРОХАЗКО, корреспондент газеты «Маяк». Б А Н К И М Н У Т С Я И... Договор двенадцати обязывает руководителей предприятйй-смеж­ ников брать во внимание каждое предложение, улучшающее орга­ низацию труда и сокращающее потери рабочего времени. Одна­ ко не так обстоят дела во втором районе рыбного порта. Очень часто суде, стоящие у причалов района, снабжают бан­ ковой тарой. Перевозка ее про­ изводится в контейнерах, рассчи­ танных для транспортировки бо­ чек Поэтому они мало пригодны для банок: ячеи, ограждающие сетки, больше, чем размер ящи­ ков с банками. Самое главное — днище сделано из цепей, кото­ рые при перегрузке контейнера в трюм провисают. В результате ящики с банками попадают под стойки контейнера и мнутся. Для того чтобы избежать этого, рабочие затрачивают в среднем по полчаса на застилку днища каждого контейнера досками. Таким образом, если бригада состоит из 10 человек и п е р е в о за производится четырьмя машина­ ми, то бесполезно теряется 20 че­ ловеко-часов рабочего времени. К тому же полностью предотвра­ тить порчу банок не удается. Кро­ ме того, по окончании работы каждый раз эти доски выбрасы­ вают как ненужные. Потеря со­ ставляет на один контейнер 0,15 кубических метра. Полгода назад в ВОИР второго района было подано простое предложение, направленное на устранение этих потерь. Затраты на внедрение их мизерны. Автор предложения получил устный от­ вет. Приведу его дословно: «Кон­ тейнеры не наши, а автотранс­ портной конторы». Да, не наши, но почему пред­ ложение нужно относить к контей­ нерам, а не к улучшению орга­ низации труда, тем более что ра­ бочее время и доски на ветер вы­ брасываются рыбным портом, а не автотранспортным предприяти­ ем? Если учесть потерю хотя бы за полгода, сумма, думаю, полу­ чится немалая. Н. ЧЕРНИКОВ. Н У Ж Е Н С Т И М У Л Это письмо я вынужден напи­ сать в нашу бассейновую газету только потому, что считаю непра­ вильной систему премирования за экономию топлива на промысло­ вых судах. По этому поводу я об­ ращался ко многим товарищам из управления тралового флота. Не­ которые отвечали, что оплата за экономию входит в рейсовую пре­ мию и, соответственно, в трина­ дцатую зарплату, а многие просто молча пожимают плечами. На всех производствах страны экономия топлива, электроэнергии и другие виды экономии обяза­ тельно оплачиваются совершенно отдельно, по периодам года — помесячно или поквартально. По­ чему же наше предприятие со­ ставляет исключение? Руководство флота, админист­ рация кораблей разрабатывают мероприятия, направленные на то. чтобы моряки по хозяйски рас­ ходовали топливо, но нужен и ма­ териальный стимул. А то что по­ лучается? Выполнил экипаж рей­ совое задание — получают пре­ мии все, не выполнил — не по­ лучает никто. Выходит, особенно выкладываться в борьбе за эко­ номию нет смысла. Ну а трина­ дцатая зарплата то ли будет, то ли нет. Я работаю механиком в трало­ вом флоте двадцать три года, стармехом — уже 19 лет. Помню, раньше оплата за экономию топ­ лива производилась поквартально. Выписывают справку за эконо­ мию, начисленная по ней сумма распределяется каждому по за­ слугам — за старание и умение. Хоть и небольшие деньги, но это был именно стимул, который за­ ставлял людей серьезнее и ста­ рательнее относиться к делу. По­ том эти качества переходили в привычку. Выгода и работника**. и а целом флоту, государству. С. ТОПЧИЕВ, старший механик РТ-182 «Алтай». Редкий экземпляр. Только вдвоем можно унести такого пал* туе а на р.ізделку. Фото А. Буяновского. . іц ІГ J ? M C L tH * . и х II больше вял Во втором квартале этого года редакция «Рыбного Мурмана» не­ однократно выступала со статья­ ми и корреспонденциями, в ко­ торых поднимались вопросы о не­ обходимости максимального вы­ пуска рыбной продукции улуч­ шенного ассортимента, в том чис­ ле из мойвы. Среди них «Боль­ шие проблемы маленькой рыбки», «Почему лихорадит рыбокомби­ нат», «Чтобы больше было вяле­ ной мойвы», «Неотложные задачи коммунистов, всего коллектива рыбокомбината». По критическим выступлениям газеты администрацией рыбоком­ бината принимаются следующие ‘меры .' ‘ Чтобы было еной мойвы Работникам холодильного заво­ да N2 1 совместно со специали­ стами ПИНРО и отдела главного технолога комбината поручено ос­ воить эксплуатацию тоннеля для вяления мойвы по режиму, реко­ мендованному ПИНРО. Отделу главного конструктора совместно с коптильным заводом дано задание приступить к раз­ работке устройств для механиза­ ции посола мойвы для последую­ щего ее вяления и копчения, а также укладки и уборки вяленой и копченой мойвы — с учетом ре­ зультатов проведенного конкурса. Коптильному заводу поручено обеспечить ритмичную работу двух сушильных тоннелей старого завода на выпуске вяленой мойвы, также обеспечить в новом коп­ тильном цехе ритмичную работу тоннеля N2 16 на выпуске копче­ ной мойвы, исходя из суточной мощности 1,5 тонны, и одного тоннеля на выпуске вяленой мой­ вы с выходом 200 килограммов в сутки. Принимаются меры и главным управлением «Севрыба». В на­ стоящее время «Ленгипрорыбпро- мом» ведется проработка техно­ логической части проекта цеха вя­ леной мойвы, который будет рас­ полагаться на четвертом этаже строящегося здания завода меди­ цинского жира. Монтаж каркаса печей намечено начать в третьем квартале этого года (после полу­ чения от института отметок чи­ стых полов цеха). С целью организации рента­ бельного производства на Мур­ манском рыбокомбинате прово дятся испытания, направленные на использование для этой цели су­ ществующих коптильных печей, а также осуществляется опытно­ промышленная эксплуатация уста­ новки конструкции ПИНРО. После завершения испытаний в июле нынешнего года на технико­ экономическом совете главка бу­ дет принято решение по выбору типа оборудования. Вместе с тем в работе по уве­ личению выпуска вяленой про­ дукции из мойвы есть и немалые трудности. В проектном задании реконструкции порта, утвержден­ ном Министерством рыбного хо­ зяйства СССР, развитие производ­ ства вяленой рыбы не предусмот­ рено. В связи с этим, чтобы вы­ полнить решение бюро обкома КПСС об увеличении выпуска рыб­ ной продукции улучшенного каче­ ства, главк в установленном по­ рядке вносит изменения в проект нее задание. % РЫБОЛОВЫ СТРАДЕЛА ДОВОЛЬНЫ Совершенно очевидно, что загрязнение рек, морей и оке­ анов промышленными отхода­ ми не приносило пользы. Лю­ бители-рыболовы из итальян­ ского города Страдела думают иначе. Загрязнение одного из притоков реки По, вблизи ко­ торого расположен город, из­ бавляет их от удочек, поплав­ ков и других рыбацких при­ способлений. Они просто за­ ходят в воду и голыми руками собирают рыбу, которая, одур­ маненная, блуждает, плавая по поверхности. За качество такой рыбы здесь совершенно спокойны: она не отравлена, а всего лишь... пьяна. Разгадка очень проста: в реку выбрасывает свои отходы завод по произ водству известного во всем мире вермута «Чимцано»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz