Рыбный Мурман. 1975 г. Июль.
ф В ЛЛЬОРАТОРИЯХ УЧЕНЫХ Вода и стальные С давних времен на кораб лях устанавливались трубопро воды из цветных сплавов. Но, по .мере развития науки и техники, нужд» в таких металлах настолько •возросла, что пришлось заменить ір убы стальными. Так возникли проблемы их защиты от коррозии, продления срока службы. ...На маленьком китобойце дли- іна трубопроводов семь километ ров. На большом морозильном ѵpay лере —- тридцать, на крупней шей в мире плавучей базе «Вос ток» — в пять раз больше; 150 ки лометров. Но износоустойчивость стальных трубопроводов до смешного ма ла. Примерно через четыре меся ца после начала эксплуатации БМРТ механики начинают латать их. Через год это принимает ха рактер бедствия. На плавбазах ти па «Андрей Захаров», где в сис темах течет горячая морская во да, трубы через каких-то два ме сяца превращаются в решето. При ремонте судов на заводах трубы до 20 процентов работ падает на долю трубопроводчиков, а их труд нелегок и требует не только уме ния, профессиональных навыков и хорошего знания систем, но и значительных физических усилий. Поэтому трубопроводчиков обыч но не хватает, суда простаивают дольше намеченных сроков. Как продлить срок эксплуата ции судовых трубопроводов? Над такой проблемой не один год бьются ученые во всем мире. У нас, в Калининграде, лет пять тому назад этим заинтересовался стар ший преподаватель, а ныне испол няющий обязанности заведующего кафедрой архитектуры корабля технического института рыбной промышленности и хозяйства, кем* дидат технических наук И. 3. Голь- денберг. Исследуя характер пото ка в трубопроводах за поворота ми, удалось обнаружить, что сви щи появляются на стенке трубы, где энергия потока максимальна. Начались кропотливые поиски пу тей увеличения надежности труб. *..В тесной комнатенке бывшего проема лиф та—лаборатория для исследования трубопроводов. Тру* бы ныряют в стальные камеры, уходят куда-то вниз. На стеллажах, как винтовки в пирамиде, — тру бы различного сечения, их проз рачные пластиковые отрезки. Стенды, насосы, моторы, монтаж ные материалы, приборы, слесар ные инструменты. При помощи специальной аппаратуры исследо ватели могут предсказать при мерное время появления свища по всем фасонным участкам тру бопровода. Старший инженер лаборатории Б. Д. Рохи рассказывает, что сей час здесь пытаются обосновать путем моделирования коррозий ных процессов новое направление в исследовании износа судовых труб. Этим никто нигде еще не эа- нимался. Результаты обнадежива ют. Борис Дмитриевич выходит и через минуту появляется с двумя короткими отрезками труб: их испытывали снаружи в гидролот- ке, где течет поток соленой воды. На поверхности видны следы на чинающейся коррозии — на од ной больше, на другой меньше, в зависимости от продолжитель ности опыта. По сравнению t тем. что я ви дел пять лет назад, при создании лаборатории, сделано немало. По лучены и практически использу ются некоторые, результаты, но работы еще непочатый край — ведь исследователи идут непрото ренными путями. Им помогают на учные работники пяти кафедр ин ститута. Работы ведутся по трем направлениям: повышение надеж ности трубопроводов на стадиях проектирования, моделирования и ремонта. Подтвердилось предположе ние, что сквозные поражения трубопроводов вначале появляют ся в местах, где деформируется лоток. «Слабины» выявлены, опре делены их границы, а это значив что на новых судах теперь мож но предсказать заранее время и место появления свищей в систе мах. Разработаны меры повыше ния надежности трубопроводов конструктивными методами, даны рекомендации по усилению их при модернизации, при ремонте с ми нимальными затратами сил и средств. Есть проект модернизации ос новных систем судов типа СРТМ, Полуторагодичный опыт эксплуата ции СР ГМ 8033 показал, что коли чество отказов в системах, про* шедших модернизацию, уменьши лось вчетверо. Для определения технического состояния трубопро водов, что делается сейчас весь-* ма приблизительно, созданы об разцы приборов, например .мо дернизирован магнитографиче ский дефектоскоп, что сделало его пригодным для контроля стальных труб. В Пионерской базе «Океанры€- флот» судовые трубопроводы уси ливаются стеклопластиковыми по крытиями. При ремонте это дает возможность надежно и быстро восстанавливать пораженные уча стки без демонтажа систем, что значительно сокращает сроки сто янки судов. В лаборатории судовых систем промысловых судов КТИ решают ся важные для судостроителей и ремонтников проблемы, имеющие большое значение. Надо думать, что после завершения исследова ний трубопроводы будут более стойко противостоять воде, слу жить дольше и надежней, что прѵ^ несет огромную выгоду народней му хозяйству, Г. ПРОХАЗКО, корреспондент газеты «Маяк». Б А Н К И М Н У Т С Я И... Договор двенадцати обязывает руководителей предприятйй-смеж ников брать во внимание каждое предложение, улучшающее орга низацию труда и сокращающее потери рабочего времени. Одна ко не так обстоят дела во втором районе рыбного порта. Очень часто суде, стоящие у причалов района, снабжают бан ковой тарой. Перевозка ее про изводится в контейнерах, рассчи танных для транспортировки бо чек Поэтому они мало пригодны для банок: ячеи, ограждающие сетки, больше, чем размер ящи ков с банками. Самое главное — днище сделано из цепей, кото рые при перегрузке контейнера в трюм провисают. В результате ящики с банками попадают под стойки контейнера и мнутся. Для того чтобы избежать этого, рабочие затрачивают в среднем по полчаса на застилку днища каждого контейнера досками. Таким образом, если бригада состоит из 10 человек и п е р е в о за производится четырьмя машина ми, то бесполезно теряется 20 че ловеко-часов рабочего времени. К тому же полностью предотвра тить порчу банок не удается. Кро ме того, по окончании работы каждый раз эти доски выбрасы вают как ненужные. Потеря со ставляет на один контейнер 0,15 кубических метра. Полгода назад в ВОИР второго района было подано простое предложение, направленное на устранение этих потерь. Затраты на внедрение их мизерны. Автор предложения получил устный от вет. Приведу его дословно: «Кон тейнеры не наши, а автотранс портной конторы». Да, не наши, но почему пред ложение нужно относить к контей нерам, а не к улучшению орга низации труда, тем более что ра бочее время и доски на ветер вы брасываются рыбным портом, а не автотранспортным предприяти ем? Если учесть потерю хотя бы за полгода, сумма, думаю, полу чится немалая. Н. ЧЕРНИКОВ. Н У Ж Е Н С Т И М У Л Это письмо я вынужден напи сать в нашу бассейновую газету только потому, что считаю непра вильной систему премирования за экономию топлива на промысло вых судах. По этому поводу я об ращался ко многим товарищам из управления тралового флота. Не которые отвечали, что оплата за экономию входит в рейсовую пре мию и, соответственно, в трина дцатую зарплату, а многие просто молча пожимают плечами. На всех производствах страны экономия топлива, электроэнергии и другие виды экономии обяза тельно оплачиваются совершенно отдельно, по периодам года — помесячно или поквартально. По чему же наше предприятие со ставляет исключение? Руководство флота, админист рация кораблей разрабатывают мероприятия, направленные на то. чтобы моряки по хозяйски рас ходовали топливо, но нужен и ма териальный стимул. А то что по лучается? Выполнил экипаж рей совое задание — получают пре мии все, не выполнил — не по лучает никто. Выходит, особенно выкладываться в борьбе за эко номию нет смысла. Ну а трина дцатая зарплата то ли будет, то ли нет. Я работаю механиком в трало вом флоте двадцать три года, стармехом — уже 19 лет. Помню, раньше оплата за экономию топ лива производилась поквартально. Выписывают справку за эконо мию, начисленная по ней сумма распределяется каждому по за слугам — за старание и умение. Хоть и небольшие деньги, но это был именно стимул, который за ставлял людей серьезнее и ста рательнее относиться к делу. По том эти качества переходили в привычку. Выгода и работника**. и а целом флоту, государству. С. ТОПЧИЕВ, старший механик РТ-182 «Алтай». Редкий экземпляр. Только вдвоем можно унести такого пал* туе а на р.ізделку. Фото А. Буяновского. . іц ІГ J ? M C L tH * . и х II больше вял Во втором квартале этого года редакция «Рыбного Мурмана» не однократно выступала со статья ми и корреспонденциями, в ко торых поднимались вопросы о не обходимости максимального вы пуска рыбной продукции улуч шенного ассортимента, в том чис ле из мойвы. Среди них «Боль шие проблемы маленькой рыбки», «Почему лихорадит рыбокомби нат», «Чтобы больше было вяле ной мойвы», «Неотложные задачи коммунистов, всего коллектива рыбокомбината». По критическим выступлениям газеты администрацией рыбоком бината принимаются следующие ‘меры .' ‘ Чтобы было еной мойвы Работникам холодильного заво да N2 1 совместно со специали стами ПИНРО и отдела главного технолога комбината поручено ос воить эксплуатацию тоннеля для вяления мойвы по режиму, реко мендованному ПИНРО. Отделу главного конструктора совместно с коптильным заводом дано задание приступить к раз работке устройств для механиза ции посола мойвы для последую щего ее вяления и копчения, а также укладки и уборки вяленой и копченой мойвы — с учетом ре зультатов проведенного конкурса. Коптильному заводу поручено обеспечить ритмичную работу двух сушильных тоннелей старого завода на выпуске вяленой мойвы, также обеспечить в новом коп тильном цехе ритмичную работу тоннеля N2 16 на выпуске копче ной мойвы, исходя из суточной мощности 1,5 тонны, и одного тоннеля на выпуске вяленой мой вы с выходом 200 килограммов в сутки. Принимаются меры и главным управлением «Севрыба». В на стоящее время «Ленгипрорыбпро- мом» ведется проработка техно логической части проекта цеха вя леной мойвы, который будет рас полагаться на четвертом этаже строящегося здания завода меди цинского жира. Монтаж каркаса печей намечено начать в третьем квартале этого года (после полу чения от института отметок чи стых полов цеха). С целью организации рента бельного производства на Мур манском рыбокомбинате прово дятся испытания, направленные на использование для этой цели су ществующих коптильных печей, а также осуществляется опытно промышленная эксплуатация уста новки конструкции ПИНРО. После завершения испытаний в июле нынешнего года на технико экономическом совете главка бу дет принято решение по выбору типа оборудования. Вместе с тем в работе по уве личению выпуска вяленой про дукции из мойвы есть и немалые трудности. В проектном задании реконструкции порта, утвержден ном Министерством рыбного хо зяйства СССР, развитие производ ства вяленой рыбы не предусмот рено. В связи с этим, чтобы вы полнить решение бюро обкома КПСС об увеличении выпуска рыб ной продукции улучшенного каче ства, главк в установленном по рядке вносит изменения в проект нее задание. % РЫБОЛОВЫ СТРАДЕЛА ДОВОЛЬНЫ Совершенно очевидно, что загрязнение рек, морей и оке анов промышленными отхода ми не приносило пользы. Лю бители-рыболовы из итальян ского города Страдела думают иначе. Загрязнение одного из притоков реки По, вблизи ко торого расположен город, из бавляет их от удочек, поплав ков и других рыбацких при способлений. Они просто за ходят в воду и голыми руками собирают рыбу, которая, одур маненная, блуждает, плавая по поверхности. За качество такой рыбы здесь совершенно спокойны: она не отравлена, а всего лишь... пьяна. Разгадка очень проста: в реку выбрасывает свои отходы завод по произ водству известного во всем мире вермута «Чимцано»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz