Рыбный Мурман. 1975 г. Июль.
ф З А П И С К И С Т А Р Ш Е Г О М Е Х А Н И К А М О Р Ю —В Р С Т О Я Н К Е - ь этой части своих записок кос нусь проблем, которые меня аол- нуют и решение которых, на мой е з г л я д , поможет поднять эфф ек тивность использования флота. Сначала об одном из резервов увеличения эксплуатационного времени РТ — продлении сроков между котлочистками. Котлочист- ча — это всегда длительная стоян ка. А если отодвигается срок, зна чит, судно больше находится на промысле. Во Бремя моей работы старшим механиком на РТ «Мичуринск» мы довели время между чистками котла до 383 суток! О том, кок этого достигла наша машинная команда, я подробно рассказывал на страницах «Рыбного Мурмана». Тот, кто желает познакомиться с чисто технической стороной воп роса, может поднять бассейновую газету хотя бы за 1965 год. Да и и техническом отделе флота есть соответствующие материалы. /Леня удивляет, что работники механико-судовой службы в прош лые годы всячески приветствовали поиски старших механиков, на правленные на увеличение време ни роботы кот ла без чистки. Но то в прошлом. Сейчас дело забро шено, хотя, надо отдать должное, на основе опыта машинных ко манд траулеров, добившихся про должительной эксплуатации кот лов без чистки, в целом измене ны сроки их и всего парового флота. Но останавливаться на до стигнутом нельзя. Еще раз оговорюсь: здесь я не касаюсь технической стороны проблемы. Но вот о чем не мо гу умолчать — о трудностях на промысле, связанных с неудовлет ворительной работой испарителей. Задача перед судовыми специали стами стоит непростая: получиіь максимум пресной воды при ми нимальном расходовании топлива. Не хватает воды — со временем понижается КПД котла, надо час то подходить за ней к плавбазе. А это — прямой убыток. На «Мичуринске» мы с плавбаз брали только питьевую воду, оп реснитель давал достаточно «про дукции» для всех остальных нужд, а находились в море до четырех месяцев. «Своя» пресная вода де шевле той, что отпускает база, к Е М Я, - Ч А С Ставить судно на ровный киль, пока не произведена выгрузюі, нельзя. Когда трюмы опустеют, а судно уже под парами, труднее выравнивать крен, допущенный ранее из-за неравномерного сня тия груза и выравниваемый с по мощью технических средств. Надо строго следить, чтобы рыбу брали с того и другого борта равномер но. Если котел погашен, а требуется выполнить работы, связанные с тому же ее можно вырабатывав на отработанном паре. Нынче я — старший механик поименных экипажей. И вот что замечаю: некоторые подменные экипажи, приняв судно, у которо го котлочистка, не прекращают сразу пары б котле. А раз так — увеличивается стоянка. Надо взягь за правило:.ошвартовался траулер — поднять оставшееся топливо в «карманы», набрать воды в фор пики и выкачать воду из кремовых цистерн перед продувкой котла, и пар — «вон». Если после разгрузки окажется крен, корабль можно легко поста вить на ровный киль, перемещал топливо из «кармана» в «карман» при разных уровнях б них или же из «кармана» в главный топливный танк противоположного борта. хлорированием питательных ци стерн.. не надо неоднократно от качивать из них воду. Такие цис терны в большинстве располага ются в свесе (нет — желательно при ремонте РТ переделать). Питьевая цистерна выше крепо вых и цистерн ахторпикэ. Для удаления воды достаточно от крыть клапаны из свеса, ахтерпи- ка, креновой, и она пойдет само теком через воздушные гуськи на палубу. Набирать снова и снова спускать. И так до тех пор, пока свес полностью не промоется от хлорки. Таким образом, если судно и не под парами, можно выполнить е.се работы, связанные с использова нием балластного и транспортно го насосов. Поэтому ссылка на эти причины тех, кто сразу не ту шит котел, несостоятельна. Продолжу разговор о роли под менных экипажей как помощников эксплуатационников. Введение в штат подменных экипажей ре монтной группы намного улучши ло техническое состояние судов. Жаль только, что не все судовые специалисты доверяют им выпол нение ответственных работ, а дру гая сторона не всегда принимает их в полном объеме. Явление ненормальное. Надо так поставить дело: при нял подменный экипаж судно и полностью взял заботы основно го. Тут не должно быть никаких недомолвок. Обоюдно уточнили, что надо сделать по ремонту, об работке и считать «ЧП», если аы- звали кого-то из моряков для со гласования вопросов о подготов ке траулера в море. Несет вахту подменный эки паж — и он отвечает за свои рас поряжения относительно всех действий на судне. И ни к чему здесь вмешательство судовых специалистов, например, старших механиков. Они порой руководят ремонтными группами, а юриди чески за свои указания ответст венности не несут. Ремонтники вы нужден ы подчиняться. Хорошо, дельное потребовал стармех, а если он ошибается? Производя профилактические осмотры и ремонты механизмов, замечаешь: часто сборка агрега тов произведена неправильно. Приходится устранять. Так, при переборке сегментов колец Ц.Н.Д. главной машины оксильные пру жины ставят, как ошибочно обоз начено на чертеже в книге автора Черепанова, или сверху сегмента, или снизу. А то при сборке од ного кольца — и совсем вразно бой. Правильно: пружины должиы стоять сверху каждого сегмента, если условно принимать за «верх» мертвую точку... Часто на траулерах выполняют одни и те же ремонтные работы, не пытаясь найти причину прежде временного выхода из строя ме ханизмов. Сегодня суда обслужи вают квалифицированные специа листы, получившие в училищах хо рошую теоретическую подготовку, и они должны подходить к делу со всей ответственностью. Еще мне хотелось бы коснуться! в этой части записок взаимоотно шений между траловым флотом и смежными предприятиями, в част ности с рыбным портом. Удивля ет, почему, принимая топливо с. его нефтеналивных судов, количе ство отпущенного замеряют не этих судах, а не на потребителей Второе. В договоре сказзно: порт снабжает паром с давлением на входе к потребителю-судну не менее двух атмосфер. Фактически в зимнее время бывает одна или пол-атмосферы. Но деньги пла тит флот полностью. Есть еще много подобных недоразумений. В заключение несколько слоя о положении во флоте с запасными частями. Знакомясь с ремонтны ми ведомостями, которые прини мает СРЗ-1, видишь: дан заказ на изготовление сухаря ваероуклад- чика. А ведь они есть на складе. В той же ведомости еще один за-, каз: головные пальцы и втул ки для динамо-машины и дви гателей циркуляционных насо сов, головные и мотылевые болты всех механизмов и ряд других деталей. А почему бы эти вещи заранее не за казать? Нужно — бери со склада, не затягивай стоянку из-за ремон та. Потому что, повторяюсь, долж но действовать твердое правило: «Морю — время, стоянке — час». И. М А Н А К О В , с та р ш и й м еха ни к п о д м е н н ы х э к и п а ж е й т р а л е з о і с ф л о т а . О Т Р Е Д А К Ц И И : П у б л и к у я за пи ски И. С . М з н а к о в а редак ц и я о б р а щ а е т вн и м а н и е с п е ц и а л и с т о в на то, ч то он а р а с п о л а г а е т а в т о р с к и м о б о с н о в а н и е м те х н и ч е с к и х п р о б л е м . В ча с тн о с ти . о то м , как на « М и ч у р и н с к е » д о в е л и в р е м я между к о т л о ч и с т к а м и д о 383 с у т о к , как д о б и т ь с я п р о и з в о д и т е л ь н о й р а б о т ы и с п а р и т е л е й . Е с ть вы в о д ы тов . М а н а к о в а , какие за казы на р е м о н т м е х а н и з м о в м о ж н о не п о д а в а т ь (н е к о т о р ы е б ы л и на зва ны р а н е е } и д р у г и е . Д у м а е т с я , ч то с о о т в е т с т в у ю щ и м о т д е л а м ф л о т а с то и т з а и н те р е с о в а ть с я эти м и за пи скам и . \ 111ИН1111 {Щ IJI і 1111111111111111 і Iі1 і 1111111111111111111111і Iі111!111IIІ I! 111111III 111111111111!111НIі I і11111Hi ill IІПІ ІІІІ.ІІІПІ I ІІІІІ 111 ПІ II ИИ! ІІІІМПІ ill t illlllll ІШ ІІI І!і ІІН! IIEl If III III tlilll Ш Ш ПШ ІІШ ІІІІШ ІІШ ! ІіШШІПІ ІПП Вклад машинной команды Опираясь нл технику работники ААурманского рыбного пор- т« с каждым годом все больше и больше ручного труда пере- чгадывают hf» плечи машин. Широкое применение находят эг.ектропогр/ ічи к *. С их помощью бригада С. Э. Бабалаева, например, перегружает за смену с корабля в вагоны по 150— J9Q тонн рыбной продукции. Не снимке: электропогрузчик в трюме корабля., Ф о т о Д . Г р и н ь к о . Экипаж ППР «Апатит» успешно трудится в 1975 году. Значитель ный вклад в общие успехи вносит коллектив машинной команды. По трудиться пришлось много. Оно и понятно: для бесперебойной ра боты механизмов необходим пра вильный технический уход, кото рый складывается из грамотной эксплуатации, своевременного лланово-предупредительного ре монта и осмотров вверенной тех ники. Эти требования повысились с переходом на новую систему тех нического обслуживания. По ней ППР «Апатит» работает с 1971 го да, Конечно, нагрузка на личный состав машинной команды воз росла, но возросло и качество вы полняемого ремонта. Когда чело век сознает, что некачественно выполненный ремонт потребует дополнительного труда и време ни, что в конечном счете скажет ся на производственных показа телях экипажа, то он проявит и старательность, и максимум вни мания. Для развития и направления творческой мысли на судне орга низованы технические советы НТО, ВОИР. Только за 1974 год разработано и внедрено 17 раци онализаторских предложений, ко торые позволили облегчить труд и сократить потери и утечки горю че-смазочных материалов. • Регулярно проводим совещания. На них делимся опытом работы и намечаем план по техническому усовершенствованию некоторых узлов и систем. С личным составом проводим занятия по технической учебе, теоретическую подготовку зак репляем на рабочих местах. В ма шинном отделении возле основ ных механизмов и установок вы- вешены инструкции по обслужива нию и эксплуатации. Между вах тами развернуто социалистиче ское соревнование за звание «Лучшая вахта», «Лучший по про фессии». Много сил, творческой энер гии, неустанного поиска нового в достижении высоких производст венных показателей приложил Бо рис Константинович Николаенков, старший механик. На ППР «Апа тит» он с начала девятой пятилет ки, Сейчас находится в отпуске. (ЯиСЬНОС* ПРОМОДА Слесаря-наладчика Степана Р о - ' мановича Бабия по праву, можно назвать ветераном корабля. О т лично освоил свою специальность, оказывая помощь в сварочных ра ботах, избран в судовой комитет профсоюза. Более двух лет успешно тру дится на «Апатите» моторист Ми хаил Иванович Гореликов, ветеран тралового флота. Нам отрадно было узнать, что .Михаил Ивано вич награжден орденом Трудовой СлаБЫ III степени. Первые два года пятилетки на судне работал механиком-нзлад- чиком Евгений Михайлович Юш ков, на счету которого более де сяти рационализаторских предло жений, внедренных на рыбофаб- рике.“ Его преемник, Николай Пет рович Литвиненко, продолжил дальнейшее усовершенствование систем, механизмов фабрики и РМУ. Вячеслав Анатольевич Сахаров, котельный машинист, после не большого перерыва опять вернул ся на свой корабль. Возглавил вахту, которая три рейса подряд удерживала первое место в со циалистическом соревновании. Электромеханик Николай Ва сильевич Голенок отдает много сил, творчества, способности для того, чтобы заведование было в хорошем техническом состоянии. Сконструированный им соленомер опреснительной установки исправ но работает третий рейс. Осуще ствлена световая сигнализация для определения хлоридов s теплом ящике котельной установки, зву ковая сигнализация насоса горя чей воды системы отопления... Добросовестное отношение к своим обязанностям машинистов РМУ Сергея Ивановича Деулмнэ и Вениамина Николаевича Голико* ва позволило экипажу выполнить план по выпуску чрыбной муки технического жира. Реконструк ция трубопровода свежего пара в зарильник упростила обслужива ние и д а л а ’ возможность увели чить выпуск продукции отличного качества. * Были, конечно, и трудности. По рой по причинам, не зависящим от нас. Хочется пожелать судоремонт никам, чтобы они качественнее производили ремонт. Тогда э мо ре не будем терять драгоценного времени. Сможем добывать боль ше рыбы, спокойнее работать. Испытываем мы трудности б отношении запчастей к насосам систем охлаждения, смазки, осу шения. Недостаточно снабжение поршневыми кольцами для глав ного и вспомогательных двигате лей. Все это мешает ритмичной ра боте к создает дополнительные препятствия в осуществлении про филактического ремонта на суд не. Д . Н И К И Ш И Н , п р е д с е д а т е л ь с у д о в о г о ко м и тета п р о ф с о ю з а П П Р « А п а т и т » .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz