Рыбный Мурман. 1975 г. Июль.

ф З А П И С К И С Т А Р Ш Е Г О М Е Х А Н И К А М О Р Ю —В Р С Т О Я Н К Е - ь этой части своих записок кос­ нусь проблем, которые меня аол- нуют и решение которых, на мой е з г л я д , поможет поднять эфф ек­ тивность использования флота. Сначала об одном из резервов увеличения эксплуатационного времени РТ — продлении сроков между котлочистками. Котлочист- ча — это всегда длительная стоян­ ка. А если отодвигается срок, зна­ чит, судно больше находится на промысле. Во Бремя моей работы старшим механиком на РТ «Мичуринск» мы довели время между чистками котла до 383 суток! О том, кок этого достигла наша машинная команда, я подробно рассказывал на страницах «Рыбного Мурмана». Тот, кто желает познакомиться с чисто технической стороной воп­ роса, может поднять бассейновую газету хотя бы за 1965 год. Да и и техническом отделе флота есть соответствующие материалы. /Леня удивляет, что работники механико-судовой службы в прош­ лые годы всячески приветствовали поиски старших механиков, на­ правленные на увеличение време­ ни роботы кот ла без чистки. Но то в прошлом. Сейчас дело забро­ шено, хотя, надо отдать должное, на основе опыта машинных ко­ манд траулеров, добившихся про­ должительной эксплуатации кот­ лов без чистки, в целом измене­ ны сроки их и всего парового флота. Но останавливаться на до­ стигнутом нельзя. Еще раз оговорюсь: здесь я не касаюсь технической стороны проблемы. Но вот о чем не мо­ гу умолчать — о трудностях на промысле, связанных с неудовлет­ ворительной работой испарителей. Задача перед судовыми специали­ стами стоит непростая: получиіь максимум пресной воды при ми­ нимальном расходовании топлива. Не хватает воды — со временем понижается КПД котла, надо час­ то подходить за ней к плавбазе. А это — прямой убыток. На «Мичуринске» мы с плавбаз брали только питьевую воду, оп­ реснитель давал достаточно «про­ дукции» для всех остальных нужд, а находились в море до четырех месяцев. «Своя» пресная вода де­ шевле той, что отпускает база, к Е М Я, - Ч А С Ставить судно на ровный киль, пока не произведена выгрузюі, нельзя. Когда трюмы опустеют, а судно уже под парами, труднее выравнивать крен, допущенный ранее из-за неравномерного сня­ тия груза и выравниваемый с по мощью технических средств. Надо строго следить, чтобы рыбу брали с того и другого борта равномер­ но. Если котел погашен, а требуется выполнить работы, связанные с тому же ее можно вырабатывав на отработанном паре. Нынче я — старший механик поименных экипажей. И вот что замечаю: некоторые подменные экипажи, приняв судно, у которо­ го котлочистка, не прекращают сразу пары б котле. А раз так — увеличивается стоянка. Надо взягь за правило:.ошвартовался траулер — поднять оставшееся топливо в «карманы», набрать воды в фор­ пики и выкачать воду из кремовых цистерн перед продувкой котла, и пар — «вон». Если после разгрузки окажется крен, корабль можно легко поста­ вить на ровный киль, перемещал топливо из «кармана» в «карман» при разных уровнях б них или же из «кармана» в главный топливный танк противоположного борта. хлорированием питательных ци­ стерн.. не надо неоднократно от­ качивать из них воду. Такие цис­ терны в большинстве располага­ ются в свесе (нет — желательно при ремонте РТ переделать). Питьевая цистерна выше крепо­ вых и цистерн ахторпикэ. Для удаления воды достаточно от­ крыть клапаны из свеса, ахтерпи- ка, креновой, и она пойдет само­ теком через воздушные гуськи на палубу. Набирать снова и снова спускать. И так до тех пор, пока свес полностью не промоется от хлорки. Таким образом, если судно и не под парами, можно выполнить е.се работы, связанные с использова­ нием балластного и транспортно­ го насосов. Поэтому ссылка на эти причины тех, кто сразу не ту­ шит котел, несостоятельна. Продолжу разговор о роли под­ менных экипажей как помощников эксплуатационников. Введение в штат подменных экипажей ре­ монтной группы намного улучши­ ло техническое состояние судов. Жаль только, что не все судовые специалисты доверяют им выпол­ нение ответственных работ, а дру­ гая сторона не всегда принимает их в полном объеме. Явление ненормальное. Надо так поставить дело: при­ нял подменный экипаж судно и полностью взял заботы основно­ го. Тут не должно быть никаких недомолвок. Обоюдно уточнили, что надо сделать по ремонту, об­ работке и считать «ЧП», если аы- звали кого-то из моряков для со­ гласования вопросов о подготов­ ке траулера в море. Несет вахту подменный эки­ паж — и он отвечает за свои рас­ поряжения относительно всех действий на судне. И ни к чему здесь вмешательство судовых специалистов, например, старших механиков. Они порой руководят ремонтными группами, а юриди­ чески за свои указания ответст­ венности не несут. Ремонтники вы­ нужден ы подчиняться. Хорошо, дельное потребовал стармех, а если он ошибается? Производя профилактические осмотры и ремонты механизмов, замечаешь: часто сборка агрега­ тов произведена неправильно. Приходится устранять. Так, при переборке сегментов колец Ц.Н.Д. главной машины оксильные пру­ жины ставят, как ошибочно обоз­ начено на чертеже в книге автора Черепанова, или сверху сегмента, или снизу. А то при сборке од­ ного кольца — и совсем вразно­ бой. Правильно: пружины должиы стоять сверху каждого сегмента, если условно принимать за «верх» мертвую точку... Часто на траулерах выполняют одни и те же ремонтные работы, не пытаясь найти причину прежде­ временного выхода из строя ме­ ханизмов. Сегодня суда обслужи­ вают квалифицированные специа­ листы, получившие в училищах хо­ рошую теоретическую подготовку, и они должны подходить к делу со всей ответственностью. Еще мне хотелось бы коснуться! в этой части записок взаимоотно­ шений между траловым флотом и смежными предприятиями, в част­ ности с рыбным портом. Удивля­ ет, почему, принимая топливо с. его нефтеналивных судов, количе­ ство отпущенного замеряют не этих судах, а не на потребителей Второе. В договоре сказзно: порт снабжает паром с давлением на входе к потребителю-судну не менее двух атмосфер. Фактически в зимнее время бывает одна или пол-атмосферы. Но деньги пла­ тит флот полностью. Есть еще много подобных недоразумений. В заключение несколько слоя о положении во флоте с запасными частями. Знакомясь с ремонтны­ ми ведомостями, которые прини­ мает СРЗ-1, видишь: дан заказ на изготовление сухаря ваероуклад- чика. А ведь они есть на складе. В той же ведомости еще один за-, каз: головные пальцы и втул­ ки для динамо-машины и дви­ гателей циркуляционных насо­ сов, головные и мотылевые болты всех механизмов и ряд других деталей. А почему бы эти вещи заранее не за­ казать? Нужно — бери со склада, не затягивай стоянку из-за ремон­ та. Потому что, повторяюсь, долж­ но действовать твердое правило: «Морю — время, стоянке — час». И. М А Н А К О В , с та р ш и й м еха ни к п о д м е н н ы х э к и п а ж е й т р а л е з о і с ф л о т а . О Т Р Е Д А К Ц И И : П у б л и к у я за пи ски И. С . М з н а к о в а редак­ ц и я о б р а щ а е т вн и м а н и е с п е ц и а л и с т о в на то, ч то он а р а с п о ­ л а г а е т а в т о р с к и м о б о с н о в а н и е м те х н и ч е с к и х п р о б л е м . В ча­ с тн о с ти . о то м , как на « М и ч у р и н с к е » д о в е л и в р е м я между к о т л о ч и с т к а м и д о 383 с у т о к , как д о б и т ь с я п р о и з в о д и т е л ь н о й р а б о т ы и с п а р и т е л е й . Е с ть вы в о д ы тов . М а н а к о в а , какие за­ казы на р е м о н т м е х а н и з м о в м о ж н о не п о д а в а т ь (н е к о т о р ы е б ы л и на зва ны р а н е е } и д р у г и е . Д у м а е т с я , ч то с о о т в е т с т в у ю ­ щ и м о т д е л а м ф л о т а с то и т з а и н те р е с о в а ть с я эти м и за пи скам и . \ 111ИН1111 {Щ IJI і 1111111111111111 і Iі1 і 1111111111111111111111і Iі111!111IIІ I! 111111III 111111111111!111НIі I і11111Hi ill IІПІ ІІІІ.ІІІПІ I ІІІІІ 111 ПІ II ИИ! ІІІІМПІ ill t illlllll ІШ ІІI І!і ІІН! IIEl If III III tlilll Ш Ш ПШ ІІШ ІІІІШ ІІШ ! ІіШШІПІ ІПП Вклад машинной команды Опираясь нл технику работники ААурманского рыбного пор- т« с каждым годом все больше и больше ручного труда пере- чгадывают hf» плечи машин. Широкое применение находят эг.ектропогр/ ічи к *. С их помощью бригада С. Э. Бабалаева, например, перегружает за смену с корабля в вагоны по 150— J9Q тонн рыбной продукции. Не снимке: электропогрузчик в трюме корабля., Ф о т о Д . Г р и н ь к о . Экипаж ППР «Апатит» успешно трудится в 1975 году. Значитель­ ный вклад в общие успехи вносит коллектив машинной команды. По­ трудиться пришлось много. Оно и понятно: для бесперебойной ра­ боты механизмов необходим пра­ вильный технический уход, кото­ рый складывается из грамотной эксплуатации, своевременного лланово-предупредительного ре­ монта и осмотров вверенной тех­ ники. Эти требования повысились с переходом на новую систему тех­ нического обслуживания. По ней ППР «Апатит» работает с 1971 го­ да, Конечно, нагрузка на личный состав машинной команды воз­ росла, но возросло и качество вы­ полняемого ремонта. Когда чело­ век сознает, что некачественно выполненный ремонт потребует дополнительного труда и време­ ни, что в конечном счете скажет­ ся на производственных показа­ телях экипажа, то он проявит и старательность, и максимум вни­ мания. Для развития и направления творческой мысли на судне орга­ низованы технические советы НТО, ВОИР. Только за 1974 год разработано и внедрено 17 раци­ онализаторских предложений, ко­ торые позволили облегчить труд и сократить потери и утечки горю­ че-смазочных материалов. • Регулярно проводим совещания. На них делимся опытом работы и намечаем план по техническому усовершенствованию некоторых узлов и систем. С личным составом проводим занятия по технической учебе, теоретическую подготовку зак­ репляем на рабочих местах. В ма­ шинном отделении возле основ­ ных механизмов и установок вы- вешены инструкции по обслужива­ нию и эксплуатации. Между вах­ тами развернуто социалистиче­ ское соревнование за звание «Лучшая вахта», «Лучший по про­ фессии». Много сил, творческой энер­ гии, неустанного поиска нового в достижении высоких производст­ венных показателей приложил Бо­ рис Константинович Николаенков, старший механик. На ППР «Апа­ тит» он с начала девятой пятилет­ ки, Сейчас находится в отпуске. (ЯиСЬНОС* ПРОМОДА Слесаря-наладчика Степана Р о - ' мановича Бабия по праву, можно назвать ветераном корабля. О т­ лично освоил свою специальность, оказывая помощь в сварочных ра­ ботах, избран в судовой комитет профсоюза. Более двух лет успешно тру­ дится на «Апатите» моторист Ми­ хаил Иванович Гореликов, ветеран тралового флота. Нам отрадно было узнать, что .Михаил Ивано­ вич награжден орденом Трудовой СлаБЫ III степени. Первые два года пятилетки на судне работал механиком-нзлад- чиком Евгений Михайлович Юш ­ ков, на счету которого более де­ сяти рационализаторских предло­ жений, внедренных на рыбофаб- рике.“ Его преемник, Николай Пет­ рович Литвиненко, продолжил дальнейшее усовершенствование систем, механизмов фабрики и РМУ. Вячеслав Анатольевич Сахаров, котельный машинист, после не­ большого перерыва опять вернул­ ся на свой корабль. Возглавил вахту, которая три рейса подряд удерживала первое место в со­ циалистическом соревновании. Электромеханик Николай Ва­ сильевич Голенок отдает много сил, творчества, способности для того, чтобы заведование было в хорошем техническом состоянии. Сконструированный им соленомер опреснительной установки исправ­ но работает третий рейс. Осуще­ ствлена световая сигнализация для определения хлоридов s теплом ящике котельной установки, зву­ ковая сигнализация насоса горя­ чей воды системы отопления... Добросовестное отношение к своим обязанностям машинистов РМУ Сергея Ивановича Деулмнэ и Вениамина Николаевича Голико* ва позволило экипажу выполнить план по выпуску чрыбной муки технического жира. Реконструк­ ция трубопровода свежего пара в зарильник упростила обслужива­ ние и д а л а ’ возможность увели­ чить выпуск продукции отличного качества. * Были, конечно, и трудности. По­ рой по причинам, не зависящим от нас. Хочется пожелать судоремонт­ никам, чтобы они качественнее производили ремонт. Тогда э мо­ ре не будем терять драгоценного времени. Сможем добывать боль­ ше рыбы, спокойнее работать. Испытываем мы трудности б отношении запчастей к насосам систем охлаждения, смазки, осу­ шения. Недостаточно снабжение поршневыми кольцами для глав­ ного и вспомогательных двигате­ лей. Все это мешает ритмичной ра­ боте к создает дополнительные препятствия в осуществлении про­ филактического ремонта на суд­ не. Д . Н И К И Ш И Н , п р е д с е д а т е л ь с у д о в о г о ко м и ­ тета п р о ф с о ю з а П П Р « А п а т и т » .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz