Рыбный Мурман. 1975 г. Июль.
^Гі, одолжение. Нач. в N* 72 —77). Заглянув в зал, я был немало поражен тем, что увидел. За ро ялем сидел не маститый исполни тель в черном фраке и белой ма нишке с галстуком-бабочкой. За роялем сидел Георгий Сергеевич Попов — это он извлекал из ин струмента чудесные звуки. А рядом, на табуретке, домовито расположился вахтер наш, дедуш ка Евсеич, С видимым удовольст вием слушал Евсеич музыку, но при этом сочетал приятное с по лезным: в руках у него был ста рый валенок, к которому он под шивал дратвой новую подметку. Попов заметил меня, перестал играть и, смущенно улыбаясь, ска зал: — Я думал, что никого в такое позднее время в главке нет... А вы, оказывается, работаете? Вы уж извините меня... —- Да вы мне вовсе не поме шали! А вас-то какими ветрами ^сюда занесло? — Й сегодня в большом чине: дежурный по «Главмурманрыб- прому»!.. Сам не ожидал та^ой чести, а вот — сподобился.. Об звонил все диспетчерские — вез де тишь да благодать.. Потянуло меня на сон... Бот и решил, чтобы уе ,£» г.тй, маленько помузициро вать. — Ничего себе «маленько пому зицировать»! — сказал я. — Вы, Георгий Сергеевич, прекрасно иг раете. Честно говоря, не ожидал... Откуда это у вас? t — Это у меня еще с дорево люционного детства, — улыбнул ся Попов, — Мат/шка хотела сде лать из меня пианиста, а отец — военного. Не получилось ни того, ни другого.. — Что это вы сейчас исполня ли? — спросил я. — Это Франц Лист, ноктюрн № 3, — ответил Попов. — Называ ется «Грезы любви».;. Только не правильное это название... Ну раз ве это только о любви?.. Да это же гораздо шире и значительней! Это же о жизни человеческой... О сомнениях, о надеждах, о борьбе, о победе... Нет, Лист явно не по нял, какую сильную вещь он .напи сал!.. Я сказал: — Да, музыка что надо... И мно гое в ней услышать можно... Бы- jr? 4 бы уши... И, наверное, каждый свое слышит — в этом и есть си ла большой музыки... Попов взял несколько сочных аккордов, проиграл какую-то бу- дор«>ж*ую гамму от гулкого, басо витого левого регистра до звеня щего, тонкоголосого правого — от грохота горного обвала до журчания лесного ручейка — и как-то очень аккуратно, без с г/ка опустил крышку рояля на клавиа туру. — Да, вы правы, в большой му зыке каждый находит свое... Вот и я в этой мелодии когда-то свое услышал... Я этой мелодии обязан очёнь-очень многим, - - . сказал он задумчиво. — И я понял, скорее увидел по глазам капитана, что не простые это слова... — Расскажите, Георгий С ерге евич, об этом, — не удержался я и тут же спохватился: — Впрочем, может, я проявил излишнее лю- „>ытство? Может, вам неприятно об этом вспоминать?.. Тогда не надо... Попов как-то очень вниматель но, испытующе посмотрел на ме ня. — Нет, почему же, я могу рас сказать об этом. Но хватит ли тер пения у вас слушать? Ведь уже по здно... Попов кивнул в сторону двери. —Н и ч е го , успею выспаться, — ответил я. ' — Неровен час кто-нибудь по звонит, а дежурного у телефона нет. Давайте передислоцируемся в приемную. И ты, Евсеич, тоже бери свой валенок и айда на ра бочее место/ Мы перешли в приемную. По пов уселся в большое кожаное кресло за письменным столом. ". — Вам не приходилось слышать, как погиб поисковый РТ 56 «Белу га»? — спросил он. — Нет, — ответил я. — Ну, так я вам расскажу... Только усаживайтесь поудобней, разговор будет длинный,— сказял Попев и медленно провел рукой по лицу, уминая его, втискиваясь в него пальцами, как бы стирая * него от в и с к о б к подбородку ка кие-то многолетние наслоения. — Об этом коротко не расскажешь... Было, это, дай бог памяти, в мар те 1941-го... Ходил я тогда капи таном на поисковом РТ-56 «Белу га». Двумя годами раньше нанес я на планшет одну рыбную баноч ку, а в 41-м собралась на ней группа тральцов — около десятка вымпелов, и мне было лоручено обслуживание группы поиском. То, о чем я хочу рассказать, произо шло 13 марта. Это был послед ний день нашего рейса. Назавтра «Белуга» должна была сняться в порт, и поэтому у всех настроение было приподнятое, хотя с утра по годка. выдалась незавидная... Дул свежий норд-вест с частыми снеж ными зарядами. Мы шли с тралом на северо-запад. Я стоял у открытого окна руб ки (все остальные окна были за леплены снегом) и не спускал глаз с моря. Тут же, в рубке, бы ли третий штурман, матрос-руле- вой и тралмейстер. Я приказал третьему штурману давать почаще сигналы гудком, и он добросове стно тянул сигнальную ручку. Около десяти часов утра ветер за шел к северу, усилился баллов до перекатывалась через ростры, смывая с них шлюпки й людей. Не забуду чей-то душераздирающий крик... Столько в нем было пред смертной тоски!.. А полубак взды бился, и я почувствовал, что мо стик уходит из-под моих ног, что я уже в воде и меня куда-то не сет течение,м. Я видел, как «Белу га» встала торчмя и замерла на несколько секунд в таком поло жении. Надо мной угрожающе на висла фокмачта с густой паутиной снастей, и я успел подумать: «Эх, надо было прыгать в сторону, еще прихватит какой-либо сна стью»... И, действительно, что-то тяже лое навалилось на меня, и я с го ловой ушел под воду. «Вот и смерть пришла!^»... — мелькнуло в голове, и тут же я почувствовал, что уже ничто сверху на меня не давит, что я перестал погружать ся, а, наоборот, всплываю. Выныр нув, я увидел на какое-то мгнове ние сквозь пелену снега на греб не волны шлюпку и людей в ней, а неподалеку — другую шлюпку, перевернутую, и барахтавшихся около нее людей с белыми - бе лыми лицами и широко раскры- 6—7, и снежные заряды стали продолжительней, Я решил под нять трал и в 9 часов 55 минут дал команду: «Готовить лебедку!». А ровно в 10 часов 00 минут в борт «Белуги» врезался своим штевнем, как ножом в масло, РТ- 46 «Лосось». Шел «Лосось» без трала, по волнам, полным ходом, курсом, почти перпендикулярным нашему^ Долбанул он «Белугу» в районе правой кормовой траловой дуги. А произошла эта беда потому, что на «Лососе» штурман отвернулся на несколько минут от окна руб ки, чтобы сделать какие-то записи в журнале. Рулевой был занят компасом и вперед, конечно, не смотрел. А капитан лежал на ди ване в своей каюте. Никаких гуд ков «Лосось» не давал. Чужих сигналов не слушал. Наблюдения вперед не вел. Одним словом, на какое-то время превратился в слепоглухонемого. И ломился этот «Лосось» через расположе ние группы судов в условиях пло хой видимости на самой большой скорости. Он на метр влез носом , в нашу палубу, а потом дал задний ход, и в открывшуюся пробоину по закону сообщающихся сосудов хлынуло море. Я выбежал на. крыло мостика. О подводке плас тыря нечего было и думать. Вода, образуя воронку, устремилась че рез огрмную брешь в машинное отделение. Не прошло и нескольких минут, как'ко р м а «Белуги» начала осе дать, а нес задираться, и некогда уже было спускать шлюпки -— ед ва успели освободить их от стОпо- роз и талей, чтобы остались на плаву. Почти весь экипаж нахо дился в это время на корме. Я. ворвался в рубку, схватил судоьой журнал и запихнул его за борт полушубка. Затем рванул деерь своей каюты — хотел открыть сейф, но судно содрогнулось, резко осело на корму, и мне уже было не до сейфа. Я схватил с койки спасательный пояс и, оде вая его на ходу, выбежал на ле вое крыло мостика. Корма быстро погружалась под воду, волна уже тыми ртами. А потом все скрыла высокая, как пятиэтажный дом, волна, и я остался один в огром ном водяном овраге. Это было похоже на кошмар ный сон. С неба валил густой снег, завывал ветер, а вокруг колыха лась темная, густая, как трясина, вода, и холод пробирал меня до самых печенок... Не приведи гос подь кому-нибудь такое испытать. Но я не терял присутствия духа. Все как-то не верил еще в свою гибіель. Была надежда. Я говорил себе: «Держись, капитан! Еще не все потеряно!..» Надо сказать: плава на мне бы ло достаточно. Во-первых, спаса тельный пояс, а во-вторых, бьіл при мне еще спасательный круг — в первые секунды, когда я оказался в воде, рядом со мной всплыл вырвавшийся из гнезда круг, и я ухватился за него. Тем не менее, сами понимаете, положение у меня было незавид ное. Меня все дальше относило от места катастрофы. Такое было ощущение, что я остался один- одинешенек в этом огромном по лярном море. И вдруг я услышал человеческий голос. — Плохо, Сергеич? — спраши вал меня кто-то. Я оглянулся. Метрах в двух от меня держался на оплетках с кух- тылями засольщик с «Белуги». — Бывает хуже, — ответил я. — Держись — подберут!.. — Сапоги больно тяжелы, ко дну тянут, -г- сказал засольщик.— Может, сбросить?.. — Конечно, сбрасывай, —‘ отве тил я. Кухтыли плохо держали засоль щика. Я пытался - подплыть к не му, чтобы дать ему ухватиться за мой круг, но сильная волна не да вала плыть в нужном направлении. И тут я увидел, что сзади засоль щика, совсем- недалеко от него, покачивается спасательный круг. Я крикнул ему: — Рядом с тобой круг! Держись за него! Засольщик ухватился за круг, а через несколько минут нас раз несло в разные стороны. Он почему-то решил, что это я бросил ему круг, и потом, когда нас спасли, благодарил меня со слезами на глазах, но я ему ска зал, что благодарить надо не ме ня, а фортуну. Когда меня подняло на гребне волны, я увидел «Лосося». Он шел с наветра, недалеко от меня. На «Лососе» меня заметили, и он подвернул ко мне. Я оказался ря дом с его правым, подветренным бортом... Мне бросили конец из расти тельного каната, но на нем не бы ло ни узлов, ни огона. Руки мои окоченели, я пытался ухватиться ими за скользкую веревку и не мог. — Давайте багры! — крикнул я и увидел, что кто-то побежал к мачте за багром, а меня потяну ло течением к подзору— туда, где корма вскидывалась на несколько метров кверху и затем с пушеч ным грохотом шлепалась об воду. Я делал невероятные усилия, что бы отплыть от подзора, и в это время у «Лосося» заработал винт. Машина немного поработала впе ред и остановилась, а меня вы толкнуло из-под кормы и понесло к левому борту, но здесь никого не было — меня высматривали, по-видимому, с правого борта. Я царапал ногтями скользкое же лезо, я что-то кричал, но сам не слышал своего голоса. Я видел в бортовых иллюминаторах свет в теплых кубриках — это было так близко и так далеко... И опять забурлил винт, и борт пошел вперед. Я понял, что «Ло сось» уходит от меня. Уходит гу да, где шлюпки, где больше нуж дающихся в его помощи людей. «Ну что ж, правильно. Подбе рет там, потом возвратится за мною», — говорил я себе. Мне трудно было держать го лову над водой, еще трудней бы ло поворачивать ее. Наледь по крывала корой мою шею, лицо, свисала бахромой с бровей. Ве тер швырял мне в лицо, в глаза хлопья снега и морскую пену, но я не терял из виду «Лосося». Я видел его не все время, а лишь когда волна вскидывала меня, на верх. Он находился в нескольких сотнях метров от-меня. Мне плохо было видно, что он там делает, но я понимал, что он спасает ребят с «Белуги», и был уверен, что ско ро и до меня дойдет черед. «Терпение, — говорил я себе. — Скоро и тебя выволокут на па лубу...» Наконец «Лосось» стал разво рачиваться, и я подумал: «Сейчас он подойдет ко мне!» Но нз «Ло сосе» меня уже похоронили. Сквозь ледяные окна на глазах я видел, как «Лосось» удаляется от меня, корма его все уменьша ется, и вскоре он исчез в снежі- ной завесе. И я понял, что это конец. Было чертовски обидно, что вот так, чи за понюшку табака... Ой, как не хочется умирать, когда тебе толь~ ко-только перевалило за сорок... Говорят, в мозгу человека перед смертью проносится вся жизнь, У меня такого не было... Но хоро шо помню, что вперемежку с бес конечным повторением одного и того ж е вопроса — «что делать?», «что делать?», «что делать?» — появлялись, исчезали и вновь воз никали мысли о жене, о семилет ней дочурке^ о доме... Совсем рядом на волне кача лась пара глупышей. Они не обра щали на меня никакого внимания. Наверное, принимали мою голову за буй или кухтыль, а может, по нимали, что я уже не жилец на этом свете... В моем сознании начали появ ляться какие-то провалы, я как бы засыпал на несколько минут и тут же просыпался... Все окружающее виделось мне в каком-то'тумане, завывание ветра доносилось отчу- да-то издалека, приглушенно... Я застывал. Но мой угасающий, промерз ший насквозь м езг еще жил, и глаза мои еще видели. Иначе не могло бы темное пятно, едва раз личимое в снежном хаосе, вы звать в моем мозгу реакцию маг ниевой вспышки. Эта вспышка ьы- вела меня из оцепенения. Я оч нулся, Пятно то появлялось, ког да волна поднимала меня, то ис чезало, когда я проваливался вниз, но оно реально существова ло — я мог голову дать на отсече ние!.. Оно разрасталось, налива лось чернотой и, наконец, приня ло контуры корабля. Это был рыболовный траулер* Он подходил все ближе и ближе, и вот я уж& стал различать на его палубе фигуры людей в тело грейках, в шапках-ушанках, услы шал шипение стравливаемого па ра и, наконец, отчетливо увидел его номер: «РТ 29». Это был Р1 «Киров» — гордость тралового флота, наш- лидер. «Ну уж если этот не заметит, ^е подберет...» — мелькнула мысль. Поднять руку я не мог — не хватало сил. Не было сил кричать. Я старался держаться над водою как можно выше, но это плохо получалось, так как одежда на мокла и тянула вниз, и весь я был какой-то задубевший, негнущий- ся... И, представляете себе, меня все же заметили! С верхнего мостика РТ-29 осматривал поверхность ме ря штурман Глеб Иванович Кузь мин, он и увидел среди волн мою облепленную снегом голову. РТ «Киров» подошел ко мне с нзвет- ра, и началось выдавливание меня из моря. Это было не так просто сделать. Мешала сильная борто вая качка. Меня подхгатызали баграми, подтягивали к борту, от рывали от воды, ко мне тянулось множество рук... Четыре раза я срывался и летел е ало ре, и лишь на пятый раз был поднят на палу- бу. «Ну, теперь-то он наш! — услы шал я откуда-то издалека ?і поте рял сознание. Потом уже я узнал из записи в судовом журнале, что поднят я был на палубу РТ-29 в 10 часов 55 минут. Значит, «за плыв» мой по зимнему Баренцеву морю длился около часа. Смутно, с какими-то провалами, помню, как меня куда-то несли, раздева ли, потом опять несли, и кто-то на ухо мне сипло говорил: «Сейчас мы тебя, браток, отогреем, у де да каюта теплая...» Возились со мной долго: растирали, обклады вали грелками, вливали в меня разбавленный спирт... Только здесь, в теплой койке, покрытый несколькими одеялами, я почувствовал, как глубоко во шел в меня холод, как все у ме ня внутри заледенело. Меня всего колотило, трясло, подбрасывало, зуб на зуб не попадал. Но посте пенно я начал приходить в себя, отогреваться. Самое страшное произошло потом, около 4 ча сов дня. Капитан РТ-29 Щипаков Павел Павлович, уступая моим на стойчивым требованиям, сказал тихо, глядя в сторону: — Шестнадцать подобрал «Ло сось». Семнадцатого — тебя вы ловили мы... Все. Больше живых нет. Я лежал на койке и сквозь за кипевшие в глазах слезы смотрел в подволок. На «Белуге» было со рок... Спаслось семнадцать... Зна чит, двадцать три... Щипаков потоптался и вышел, а я остался в кёиоте один. Нет, не один... Со мною были эти два дцать три... Я лежал и плакал. И почему-то вспомнился мне каш корабельный повар, наш кандей дядя Вася... Каким он был, когда «Белуга» тонула... Все что-то дела ли, тянули лини, приподнимали шлюпки, матерились, а он тихонь ко сидел на кормовом кнехте и очень был похож на озябшего мальчика в своей серенькой ке почке и сереньком пальто’ с под нятым воротником, повязанным пестрым шелковым кашне. Его звали в шлюпку, совали ему в ру ки спасательный круг, а он сидел какой-то безучастный, отрешен ный, как каменный... И еще память моя выхватила из жуткой мешанины воды, снега и ветра другой образ... Семен Уша ков — матрос... Всегда неторопли вый, кроткий и молчаливый, он сейчас был совсем непохож на се бя. Он как-то возвышался над си луэтами мечущихся по ботдзку людей. Копнэ его шевелящихся на ветру рыжих волос вспыхивала, как пламя, то в одном, то в другом месте. Голос его покры вал завывание ветра: — Спокойней, хлопцы! Не пани ковать! Отдавай стопора! Обноси конец вокруг шлюпбалок! Вот так, порядок!.. В шлюпку Ушаков прыгнул по следним. «Жив ли он?..» — шевельнулся вопрос. [Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz