Рыбный Мурман. 1975 г. Февраль.
В сегодняшнем рассказе о рыбацкой дружбе про мысловиков Северного бассейна приводится пример гою как экипаж старенького РТ «Жиздра» Архан гельского тралового флота добивается успеха. А ус- мех налицо; моряки справились с заданием пятилет ии еще в августе 1974 года. Передовой коллектив активно участвует в парно- групповом соревновании. Постоянный его напарник —• экипаж мурманского РТ «Лот». Трудовое сопер ничество приносит пользу обеим сторонам. Сейчас основной состав команды «Жиздры» пере шел на посольно-свежьевой траулер «Роста». Доб рые традиции, заложенные на прежнем корабле, бу дут продолжены на новом. На снимках нашего фотокорреспондента Б. Щуки на вы видите прежних моряков «Жиздры». С НАЧАЛА о гом, как родилась идея органи зации соревнования на приз «Рыбацкая дружба». Один из траулеров, уже вполне готовый к отхо ду, во время перешвартовки получил повреждение. У судоремонтных заводов в этот момент, как гово рится. было «хлопот полон рот»: за аварийный ре монт никто не брался. Рейс откладывался на неоп ределенное время, хотя авария и не была столь значительной. В этот момент рыбакам на помощь пришли... рыбаки. За дело взялся экипаж БМРТ «Ижевск» Командировали на РТ своих механиков, сварщика, несмотря на то, что и на «Ижевске» дел хватало. Морякам понадобилось несколько часов, чтобы подготовить судно к плаванию. И, разуме ется, в последующих успехах «крестника» была уже ’.«.-малая заслуга команды «Ижевска». Это один факт В то время с Баренцева моря с хорошими ре зультатами возвращались рыбаки многих БМРТ. И как только заходил разговор об особенностях про мысла, о том, как были достигнуты хорошие резуль таты, на каждом судне отмечали непременно по мощь. оказанную нм моряками «Ижевска». То ка питан директор тов. Лопатин Д. Г. давал подроб нейшую консультацию; то пересаживался механик- наладчик тов. Вазагов, помогал привести в порядок оборудование делился дефинитными деталями, то Ударник коммунистическою труда В. А. Рыбачен- ков — матрос первого класса. Дело свое знает от лично, недаром удостоен звания «Лучший по про фессии.'!. тралмейстеры переходили на борт «неудачника» и не уходили до тех пор, пока не достигали таких же подъемов, как на своем траулере. При этом, разу меется, на «Ижевске» рисковали несколько собст венными результатами, оставаясь в течение всего времени без своих ведущих специалистов. Но поль за для всей группы — налицо. Капитан-директор тов. Лопатин А. Г. завел жур нал, где ежесуточно отмечал результаты работы каждого из экипажей группы. Он записывал и оче редные уловы, и выпуск пищевой, и приготовление продукции улучшенного ассортимента. И как толь ко какой-нибудь из коллективов ухудшал работу по любому из показателей, капитан выходил на связь, подробно расспрашивал, в чем дело, анализи ровал причины, предлагал помощь. Все это и есть рыбацкая дружба. Да, тогда эки паж «Ижевска», хотя и хорошо сработал, хотя и выполнил социалистические обязательства, но в це лом по итогам года в группу лидеров не вошел {из-за одного неудачного рейса, в котором руково дил командой другой капитан и не участвовал ряд ведущих специалистов). Но благодаря рыбакам «Ижевска» здорово потрудились многие другие коллективы. И, честное слово, за те результаты, ко торых они достигли, не худо было бы поощрить экипаж «Ижевска». Вот так родилась идея соревнования на приз «Рыбацкая дружба». Редакция радиостанции «Ат лантика» обратилась со своей инициативой в глав ков управление «Севрыба» и в Мурманский обком профсоюза рабочих пищевой промышленности. Очень приятно, что идея там сразу нашла привер женцев. И коллегия главка, и председатель обкома иищевиков тов. Тимофеев И. Н. помогли выработать условия этого соревнования, и с первых же дней 1974 года все экипажи Северного бассейна включились в борьбу на приз «Рыбацкая дружба >. Каковы же условия соревнования? Переходящий приз установлен но пяти группам судов (НИР, БМРТ, РТ, СРТ и производственные нллвбж’ы). Итоги подводятся раз и квартал. Победителем при знается коллектив, справившийся с социалистиче скими обязательствами и оказавший действенную помощь напарнику но соревнованию. При этом экипаж, завоевавший приз два раза подряд, получа ет право на денежную премию. Размеры премии за висят от класса судна. Следить за ходом соревнования, сообщать о фак тах взаимовыручки моряков, о претендентах на приз вменено в обязанности флагманским специа листам. Учитывая полномочия учредителей приза, он сти мулирует и соревнование. Но об этом поподробнее ниже. Приятно, что и внешне приз «Рыбацкая дружба» пришелся по душе рыбакам. Он выполнен из цен ных камней Кольского полуострова. Современная форма, внушительные размеры и вместе с тем стро гость, продуманность композиции придают ему торжественность. С РЕДИ КОЛЛЕКТИВОВ, завоевавших приз «Рыбацкая дружба» по итогам первого квар тала 1974 года, первым он был вручен эки пажу плавбазы «Маточкин Шар». Чем же отличи лись моряки этого судна? Р ы б а І А Р У Хорошее настроение у И. И. Жучкова, помощ пи ка рыбмастера, ударника девятой пятилетки. — И на «Рос те-’ дела идут не хуже,, чем на «Жизд- ре», — говорит он. об успехах. Вот эти моральные обязательства по могли коллективу сплотиться. А сплоченность — это постоянство. У нас редко сменяются члены вкипажа, а если изменения и происходят, то они вызваны лишь тем, что кто-то из матросов, скажем, «вырос» до тралмейстера. А количество моряков Ц ж I к а 6 я I а I ________ I Разумеется, они по всем показателям справились е рейсовым заданием и с социалистическими обяза тельствами. При этом команда базы неоднократно помогала рыбакам в ремонте траулеров, досрочно обрабатывала каждое судно, сэкономив десяткам судов промысловое время. Но есть одно обстоя тельство, о котором хочется рассказать особо. В 1973 году лишь отдельным экипажам удава лось справляться с выпуском продукции улучшен ного ассортимента. В целом же по флотам и по главку картина была малоутешительной. В 1974 году предстояло ликвидировать это отставание и, используя опыт передовиков, значительно увеличить выработку филе и тушки. В «Севрыбхолодфлоте» передовиком стал коллектив плавбазы «Маточкин ІПар». Судовые специалисты сумели, используя уже имеющееся оборудование и внося усовершенст вования, создать единую технологическую линию выпуска продукции улучшенного ассортимента. Это уже было настоящим решением задачи, постав.ши ной в пятилетнем плане. За счет хорошо продуман ной организации труда, грамотной эксплуатации обо рудования, непрерывности цикла в иные сутки мо ряки в 3— 4 раза перекрывали задание по выработ ке филе и тушки. На накопленный опыт команда не держала под спудом. Специалисты постоянно консультировали своих коллег по радио, пересаживались на другие суда, добивались, чтобы н у товарищей деда шли не хуже. Более того, когда рейс подошел к концу и плавбаза «Маточкин Шар» стала на ремонт, тех нолог снова ушел в море. Ушел, чтобы, специально переходя с базы на базу, внедрять там накоплен ный опыт, наладить выработку филе и тушки. У ЖЕ ЧЕТЫРЕ раза подводились итоги сорев нования на приз «Рыбацкая дружба». Им владели и владеют такие известные в Се верном бассейне коллективы, как экипажи ПНР «Магнит», «Прокопьевск», БМРТ «Пассат-2», «Са лют», «Певек», РТ «Алупка», СРТ «Несь». Но бес спорно, что абсолютным чемпионом этого соревно вания стали моряки траулера «Жиздра» Архангель ского тралового флота. Они завоевывали приз три квартала подряд! И не только за отличные резуль таты (а подобных в Архангельском траловом фло те не достиг никто: четыре года подряд команда за нимает первое место, раньше других выполнила за дание пятилетки), а и за постоянную готовность прийти на помощь другим. Во вреігя командировки в Архангельск <в августе 1974 года) я заглянул на траулер. Нам нередко до водилось встречаться с моряками «Жиздры» и в Мурманске, но я был уверен, что им есть о чем рас сказать. И еще мне очень хотелось поговорить со старшим механиком, секретарем парторганизации И. Д. Данилкиным. Кавалер ордена «Знак Почета», он не только отличный специалист и прекрас ный общественник, но и отменный собеседник, чут ко реагирующий на любой вопрос, умеющий отве тить обстоятельно и конкретно. А вопросов у меня к Данилкину было много. Первый, разумеется, таков: — В чем основа стабильности уловов экипажа? Стармех задумывался недолго: — Особых новшеств в работе у нас нет, да и быть не может. Судно старенькое, угольщик. Техника не лучше, чем у других. Дело здесь в ответственности. Мы поддерживаем постоянную связь с жителями го роди Жиздра Калужской области, информируем их — штатное на любом судне. И моряк уходит от нас, а мы твердо убеждены, что в нем живы традиции нашего коллектива и они обязательно дадут ростки в любом экипаже. Ну а новичку, который занимает его место, мы рассказываем об истории судна, ста раемся внушить ему: ты моряк «Жиздры», а это многое значит! Постепенно поручаем ему все более сложную работу, но делаем это так, чтобы он по* етоянно чувствовал плечо друга. Проходит рейс, дру гой, и никто уже не считает его новичком. — Кстати, мне кажется, — добавляет Данилкин, — что наши друзья-соперники из Мурманского тра лового флота, моряки РТ «Лот», могли бы так же стабильно работать, если бы добились постоянства состава. Спорѵ нет. рыбаки там отличные, но даже отличные рыбаки не сразу находят общий язык... В УПРАВЛЕНИИ Архангельского тралового флота мне рассказали, что после каждого рейса в адрес моряков «Жиздры» обязатель но поступают радиограммы со словами благодар ности за помощь, за оперативную информацию. И по такому «показателю» экипаж стал рекордсменом. Старший механик поясняет: — И это тоже традиция «Жиздры». Все очень просто. Мы трудимся по закону: «Если хорошо ра ботаешь сам. сделай так, чтобы не хуже работал то варищ». Примеров можно привести много. Да еот хотя бы такой. Группа судов бортового траления ве ла промысел в Баренцевом море. Дела шли ни шат ко ни валко. Едва дотягивали до суточного. Наши судоводители посоветовались, решили отойти в сто рону, «прощупать места по старым планшетам». Кому-то же надо искать «большую» рыбу. Получи лось. С первого же траления началась такая рыбал ка, что мы сразу же сообщили своим соперникам на «Лот», потом и всю группу оповестили. Поставили буй, поработали на пеленг. Суда подтяну лись. Мы за четверо суток трюмы набили и снялись в Архангельск. — А буй? — Буй мы оставили группе. Потом через недель ку вернулись, там продолжали работать на прежнем уровне. ...Дважды подряд обладателями приза «Рыбацкая дружба» были моряки СРТ «Несь» Архангельского рьгбакколхозсоюза. И они достигли отличных ре зультатов во всех компонентах рыбацкого труда. Но самое главное — благодаря их неустанной поддерж ке вышел в группу лидеров и коллектив СРТ «Кум- быш». Из рейса в рейс экипаж СРТ «Несь» наводил его на рыбу, подсказывал, как правильно вооружать орудия лова (кстати, такие же подробнейшие ин формации получали и рыбаки-колхозники Мурман ска). И команды обоих траулеров досрочно завер шили задание определяющего года пятилетки. Второй год экипажи Северного бассейна участву ют в соревновании на приз «Рыбацкая дружба». Среди других форм соревнования. получивши^ признание, и эта будет способствовать решению сложных задач завершающего года пятилетки. И конечно, как прежде, промысловики будут работать, не забывая о товарищах. Ведь приз был учрежден еще и потому, что до сих пор велика неравномер ность в работе не только судов одного флота, а и родственных однотипных судов. А устранить ее без взаимопомощи, без использования опыта напарников невозможно. А. ЛАНДЕР, корреспондент радиостанции «Атлантика».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz