Рыбный Мурман. 1975 г. Февраль.

В сегодняшнем рассказе о рыбацкой дружбе про­ мысловиков Северного бассейна приводится пример гою как экипаж старенького РТ «Жиздра» Архан­ гельского тралового флота добивается успеха. А ус- мех налицо; моряки справились с заданием пятилет­ ии еще в августе 1974 года. Передовой коллектив активно участвует в парно- групповом соревновании. Постоянный его напарник —• экипаж мурманского РТ «Лот». Трудовое сопер­ ничество приносит пользу обеим сторонам. Сейчас основной состав команды «Жиздры» пере­ шел на посольно-свежьевой траулер «Роста». Доб­ рые традиции, заложенные на прежнем корабле, бу­ дут продолжены на новом. На снимках нашего фотокорреспондента Б. Щуки­ на вы видите прежних моряков «Жиздры». С НАЧАЛА о гом, как родилась идея органи­ зации соревнования на приз «Рыбацкая дружба». Один из траулеров, уже вполне готовый к отхо­ ду, во время перешвартовки получил повреждение. У судоремонтных заводов в этот момент, как гово­ рится. было «хлопот полон рот»: за аварийный ре­ монт никто не брался. Рейс откладывался на неоп­ ределенное время, хотя авария и не была столь значительной. В этот момент рыбакам на помощь пришли... рыбаки. За дело взялся экипаж БМРТ «Ижевск» Командировали на РТ своих механиков, сварщика, несмотря на то, что и на «Ижевске» дел хватало. Морякам понадобилось несколько часов, чтобы подготовить судно к плаванию. И, разуме­ ется, в последующих успехах «крестника» была уже ’.«.-малая заслуга команды «Ижевска». Это один факт В то время с Баренцева моря с хорошими ре­ зультатами возвращались рыбаки многих БМРТ. И как только заходил разговор об особенностях про­ мысла, о том, как были достигнуты хорошие резуль­ таты, на каждом судне отмечали непременно по­ мощь. оказанную нм моряками «Ижевска». То ка­ питан директор тов. Лопатин Д. Г. давал подроб­ нейшую консультацию; то пересаживался механик- наладчик тов. Вазагов, помогал привести в порядок оборудование делился дефинитными деталями, то Ударник коммунистическою труда В. А. Рыбачен- ков — матрос первого класса. Дело свое знает от­ лично, недаром удостоен звания «Лучший по про­ фессии.'!. тралмейстеры переходили на борт «неудачника» и не уходили до тех пор, пока не достигали таких же подъемов, как на своем траулере. При этом, разу­ меется, на «Ижевске» рисковали несколько собст­ венными результатами, оставаясь в течение всего времени без своих ведущих специалистов. Но поль­ за для всей группы — налицо. Капитан-директор тов. Лопатин А. Г. завел жур­ нал, где ежесуточно отмечал результаты работы каждого из экипажей группы. Он записывал и оче­ редные уловы, и выпуск пищевой, и приготовление продукции улучшенного ассортимента. И как толь­ ко какой-нибудь из коллективов ухудшал работу по любому из показателей, капитан выходил на связь, подробно расспрашивал, в чем дело, анализи­ ровал причины, предлагал помощь. Все это и есть рыбацкая дружба. Да, тогда эки­ паж «Ижевска», хотя и хорошо сработал, хотя и выполнил социалистические обязательства, но в це­ лом по итогам года в группу лидеров не вошел {из-за одного неудачного рейса, в котором руково­ дил командой другой капитан и не участвовал ряд ведущих специалистов). Но благодаря рыбакам «Ижевска» здорово потрудились многие другие коллективы. И, честное слово, за те результаты, ко­ торых они достигли, не худо было бы поощрить экипаж «Ижевска». Вот так родилась идея соревнования на приз «Рыбацкая дружба». Редакция радиостанции «Ат­ лантика» обратилась со своей инициативой в глав­ ков управление «Севрыба» и в Мурманский обком профсоюза рабочих пищевой промышленности. Очень приятно, что идея там сразу нашла привер­ женцев. И коллегия главка, и председатель обкома иищевиков тов. Тимофеев И. Н. помогли выработать условия этого соревнования, и с первых же дней 1974 года все экипажи Северного бассейна включились в борьбу на приз «Рыбацкая дружба >. Каковы же условия соревнования? Переходящий приз установлен но пяти группам судов (НИР, БМРТ, РТ, СРТ и производственные нллвбж’ы). Итоги подводятся раз и квартал. Победителем при­ знается коллектив, справившийся с социалистиче­ скими обязательствами и оказавший действенную помощь напарнику но соревнованию. При этом экипаж, завоевавший приз два раза подряд, получа­ ет право на денежную премию. Размеры премии за­ висят от класса судна. Следить за ходом соревнования, сообщать о фак­ тах взаимовыручки моряков, о претендентах на приз вменено в обязанности флагманским специа­ листам. Учитывая полномочия учредителей приза, он сти­ мулирует и соревнование. Но об этом поподробнее ниже. Приятно, что и внешне приз «Рыбацкая дружба» пришелся по душе рыбакам. Он выполнен из цен­ ных камней Кольского полуострова. Современная форма, внушительные размеры и вместе с тем стро­ гость, продуманность композиции придают ему торжественность. С РЕДИ КОЛЛЕКТИВОВ, завоевавших приз «Рыбацкая дружба» по итогам первого квар­ тала 1974 года, первым он был вручен эки­ пажу плавбазы «Маточкин Шар». Чем же отличи­ лись моряки этого судна? Р ы б а І А Р У Хорошее настроение у И. И. Жучкова, помощ пи­ ка рыбмастера, ударника девятой пятилетки. — И на «Рос те-’ дела идут не хуже,, чем на «Жизд- ре», — говорит он. об успехах. Вот эти моральные обязательства по­ могли коллективу сплотиться. А сплоченность — это постоянство. У нас редко сменяются члены вкипажа, а если изменения и происходят, то они вызваны лишь тем, что кто-то из матросов, скажем, «вырос» до тралмейстера. А количество моряков Ц ж I к а 6 я I а I ________ I Разумеется, они по всем показателям справились е рейсовым заданием и с социалистическими обяза­ тельствами. При этом команда базы неоднократно помогала рыбакам в ремонте траулеров, досрочно обрабатывала каждое судно, сэкономив десяткам судов промысловое время. Но есть одно обстоя­ тельство, о котором хочется рассказать особо. В 1973 году лишь отдельным экипажам удава­ лось справляться с выпуском продукции улучшен­ ного ассортимента. В целом же по флотам и по главку картина была малоутешительной. В 1974 году предстояло ликвидировать это отставание и, используя опыт передовиков, значительно увеличить выработку филе и тушки. В «Севрыбхолодфлоте» передовиком стал коллектив плавбазы «Маточкин ІПар». Судовые специалисты сумели, используя уже имеющееся оборудование и внося усовершенст­ вования, создать единую технологическую линию выпуска продукции улучшенного ассортимента. Это уже было настоящим решением задачи, постав.ши ­ ной в пятилетнем плане. За счет хорошо продуман­ ной организации труда, грамотной эксплуатации обо­ рудования, непрерывности цикла в иные сутки мо­ ряки в 3— 4 раза перекрывали задание по выработ­ ке филе и тушки. На накопленный опыт команда не держала под спудом. Специалисты постоянно консультировали своих коллег по радио, пересаживались на другие суда, добивались, чтобы н у товарищей деда шли не хуже. Более того, когда рейс подошел к концу и плавбаза «Маточкин Шар» стала на ремонт, тех­ нолог снова ушел в море. Ушел, чтобы, специально переходя с базы на базу, внедрять там накоплен­ ный опыт, наладить выработку филе и тушки. У ЖЕ ЧЕТЫРЕ раза подводились итоги сорев­ нования на приз «Рыбацкая дружба». Им владели и владеют такие известные в Се­ верном бассейне коллективы, как экипажи ПНР «Магнит», «Прокопьевск», БМРТ «Пассат-2», «Са­ лют», «Певек», РТ «Алупка», СРТ «Несь». Но бес­ спорно, что абсолютным чемпионом этого соревно­ вания стали моряки траулера «Жиздра» Архангель­ ского тралового флота. Они завоевывали приз три квартала подряд! И не только за отличные резуль­ таты (а подобных в Архангельском траловом фло­ те не достиг никто: четыре года подряд команда за­ нимает первое место, раньше других выполнила за­ дание пятилетки), а и за постоянную готовность прийти на помощь другим. Во вреігя командировки в Архангельск <в августе 1974 года) я заглянул на траулер. Нам нередко до­ водилось встречаться с моряками «Жиздры» и в Мурманске, но я был уверен, что им есть о чем рас­ сказать. И еще мне очень хотелось поговорить со старшим механиком, секретарем парторганизации И. Д. Данилкиным. Кавалер ордена «Знак Почета», он не только отличный специалист и прекрас­ ный общественник, но и отменный собеседник, чут­ ко реагирующий на любой вопрос, умеющий отве­ тить обстоятельно и конкретно. А вопросов у меня к Данилкину было много. Первый, разумеется, таков: — В чем основа стабильности уловов экипажа? Стармех задумывался недолго: — Особых новшеств в работе у нас нет, да и быть не может. Судно старенькое, угольщик. Техника не лучше, чем у других. Дело здесь в ответственности. Мы поддерживаем постоянную связь с жителями го­ роди Жиздра Калужской области, информируем их — штатное на любом судне. И моряк уходит от нас, а мы твердо убеждены, что в нем живы традиции нашего коллектива и они обязательно дадут ростки в любом экипаже. Ну а новичку, который занимает его место, мы рассказываем об истории судна, ста­ раемся внушить ему: ты моряк «Жиздры», а это многое значит! Постепенно поручаем ему все более сложную работу, но делаем это так, чтобы он по* етоянно чувствовал плечо друга. Проходит рейс, дру­ гой, и никто уже не считает его новичком. — Кстати, мне кажется, — добавляет Данилкин, — что наши друзья-соперники из Мурманского тра­ лового флота, моряки РТ «Лот», могли бы так же стабильно работать, если бы добились постоянства состава. Спорѵ нет. рыбаки там отличные, но даже отличные рыбаки не сразу находят общий язык... В УПРАВЛЕНИИ Архангельского тралового флота мне рассказали, что после каждого рейса в адрес моряков «Жиздры» обязатель­ но поступают радиограммы со словами благодар­ ности за помощь, за оперативную информацию. И по такому «показателю» экипаж стал рекордсменом. Старший механик поясняет: — И это тоже традиция «Жиздры». Все очень просто. Мы трудимся по закону: «Если хорошо ра­ ботаешь сам. сделай так, чтобы не хуже работал то­ варищ». Примеров можно привести много. Да еот хотя бы такой. Группа судов бортового траления ве­ ла промысел в Баренцевом море. Дела шли ни шат­ ко ни валко. Едва дотягивали до суточного. Наши судоводители посоветовались, решили отойти в сто­ рону, «прощупать места по старым планшетам». Кому-то же надо искать «большую» рыбу. Получи­ лось. С первого же траления началась такая рыбал­ ка, что мы сразу же сообщили своим соперникам на «Лот», потом и всю группу оповестили. Поставили буй, поработали на пеленг. Суда подтяну­ лись. Мы за четверо суток трюмы набили и снялись в Архангельск. — А буй? — Буй мы оставили группе. Потом через недель­ ку вернулись, там продолжали работать на прежнем уровне. ...Дважды подряд обладателями приза «Рыбацкая дружба» были моряки СРТ «Несь» Архангельского рьгбакколхозсоюза. И они достигли отличных ре­ зультатов во всех компонентах рыбацкого труда. Но самое главное — благодаря их неустанной поддерж­ ке вышел в группу лидеров и коллектив СРТ «Кум- быш». Из рейса в рейс экипаж СРТ «Несь» наводил его на рыбу, подсказывал, как правильно вооружать орудия лова (кстати, такие же подробнейшие ин­ формации получали и рыбаки-колхозники Мурман­ ска). И команды обоих траулеров досрочно завер­ шили задание определяющего года пятилетки. Второй год экипажи Северного бассейна участву­ ют в соревновании на приз «Рыбацкая дружба». Среди других форм соревнования. получивши^ признание, и эта будет способствовать решению сложных задач завершающего года пятилетки. И конечно, как прежде, промысловики будут работать, не забывая о товарищах. Ведь приз был учрежден еще и потому, что до сих пор велика неравномер­ ность в работе не только судов одного флота, а и родственных однотипных судов. А устранить ее без взаимопомощи, без использования опыта напарников невозможно. А. ЛАНДЕР, корреспондент радиостанции «Атлантика».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz