Рыбный Мурман. 1975 г. Февраль.
в е с о м ы й в к л а Конец сентября 1974 года. Инициатор соревнования среди судов типа БМРТ за максимальный выпуск готовой продукции и вылов ста тысяч центнеров рыбы сырца БМРТ «Свердловск» готовнлся в очередной рейс, от кото рого зависела судьба взятых экипажем социалистических обязательств на определяющий год пятилетки. Сумеет ли партийная и общественные организации суд- на сплотить коллектив, подготовить его к выполнению нелегкой задачи? Об этом шел разговор тогда на заседа нии парткома тралового флота (см. «Рыбный Мурман» от 25 сентября 1974 года, статья «И впереди — напряжен ная борьба»). Теперь можно подвести итоги. Годовой вылов рыбы экипажем «Свердловска» составил 105,6 тысячи центне ров. Выработано 59020 центнеров готовой продукции при плане 54200 центнеров. За год сэкономлено на 51 тысячу рублен сетематериалов Только за последний рейс сэконом лено горюче-смазочных материалов на пять тысяч рублей. Слово свое экипаж сдержал. Этому содействовали твор ческое отношение к труду всего коллектива, поиски ре зервов производства. Это стало возможным в результате хорошо налаженной партийной организацией судна эконо мической учебы В школе коммунистического груда и дру гих формах экономической учебы пропагандисты добива ются, чтобы слушатели умели полученные теоретические знания применять на производстве И это явилось весомым вкладом в дело выполнения высоких социалистических обязательств. Этим же целям служила вся организацион но-пропагандистская работа на судне. У ч и л и с ь и считали В школе «Основы экономики и управления» третьего года обучения занимаются 17 слуша телей. в числе которых семь коммунистов и три комсомоль ца. Это в основном командный состав. Существует строгое правило — без конспекта на занятия не приходить. Конечно, конспекты разные. У одного слушателя бо лее глубокие и содержатель ные, аккуратные, у другого по слабее... Ведение конспектов позволяет лучше усваивать ма териал, при необходимости вер нуться к пройденному. Готовясь к очередной лекции, пропагандисты стараются боль ше обращаться к первоисточни кам. к статьям В. И. Ленина, увязывая положения, изложен ные в них. с задачами сегодняш него дня. Когда изучали тему «Произ водственные фонды предприя тия и пути повышения эффек- Д о й т и до к а ж д о г о На судне постоянно работают агитаторы и политинформаторы. Агитаторы — это те, кто общается с не большим коллективом в повседневной работе. Все агитаторы у нас — коммунисты. Напри мер, за машинной командой агитаторами бы ли закреплены ремонтный слесарь М. И. Чек- марев и рефмашинист А. А. Паламарчук. На рыбофабрике — технолог В. И. Греков, на сво ем консервном участке — Н. А. Поташов. в па лубной команде — боцман В. Н. Мезенок. сре ди обслуживающего персонала — электрора дионавигатор Ю. А. Самусенко. С агитаторами проводятся индивидуальные беседы, в которых конкретно указывается, что каждый из них должен делать на закреплен ном участке, на что уделить главное внимание, как проводить работу. В минувшем рейсе агитаторы провели боль шую работу по разъяснению материалов де кабрьского (1974 года) Пленума ЦК КПСС, сессии Верховного Совета СССР девятого со зыва, Постановления ЦК КПСС, Совета Мини стров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О всесо юзном социалистическом соревновании работ ников промышленности, строительства, транс порта за досрочное выполнение народнохо зяйственного плана 1975 года». Как только приходит почта, агитаторы про водят громкие читки в своих коллективах. Они иризывают и помогают организовывать социа листическое соревнование. В дни, когда идет рыба и захлестывает ра бота, трудно бывает собрать весь экипаж вме сте. И если перед коллективом нужно поста вить задачу, неоценимую помощь в этом ока зывают агитаторы. Политинформаторами у нас утверждены коммунисты: капитан-директор В. С. Орлов, электромеханик Ю. А. Скрипалев и автор этой статьи. Соответственно за нами были закреп лены темы: вопросы экономики, культурная жизнь страны, международное положение и вопросы политической жизни страны. Экипажу были прочитаны лекции о ленин ских принципах социалистического соревнова ния, росте материального благосостояния со ветского народа, культуре поведения советско го молодого человека, о 30-летии разгрома немецко фашистских войск в Заполярье, о Со ветской Конституции и т. д. Кроме того, для личного состава была орга низована художественная выставка и на этой основе прочитаны лекции преподавателем за очной школы моряков тов. Переведенцевой В. М. о живописи 17— 18 веков, зарубежной живописи, художниках-передвижннках. Хочется остановиться подробнее на работе политинформатора В. С. Орлова. Он провел беседу на тему: «Ассортимент продукции и его влияние на эффективность производства». Известно, что выработка тушки — работа трудоемкая, и моряки не проявляют особенно го стремления н ней. Гораздо быстрее и лег че небольшой улов обработать на колодку. Тов. Орлов с мелом в руке на доске экономи чески обосновал и точным расчетом доказал личному составу материальную выгодность выработки тушки. Разъяснительную работу в этом направле нии провели и другие командиры. Выли внед рены усовершенствования в технологическую схему обработки тушки. За рейс ее было вы работано более 146 тонн, план значительно перевыполнен. И особенно было важно я неблагоприятную промысловую обстановку вы рабатывать продукцию улучшенного ассорти мента. Работа политинформаторов и агитаторов на судне ведется по плану, выполнение которого контролируется партийной организацией. Большое поле деятельности перед экипажем судна в первом рейсе завершающего года. Ведь свой пятилетний план мы обязались выполнить к 30-летию победы над фашизмом. Наш встречный план — дополнительно к го сударственному заданию выработать 700 цент неров готовой продукции. Выполнение напряженных социалистических обязательств н встречного плана потребует значительных усилий, собранности коллектива. Этому поможет четкая организация всех звеньев идеологической работы. А. ДАНИЛОВ, старший механик, заме ститель секретаря партийной организации БМРТ «Свердловск». Валерий Николаевич Мезенок — боцман БМРТ «Свердловск », коммунист, председатель судового комитета профсоюза . В траловом флоте с 1911 года, сразу после службы в Со ветской Армии. Хорошо знает свое дело, поль зуется на корабле уважением. Награжден Зна ком победителя социалистического соревнова ния 1974 года. Занимается Валерий в школе «Основы эко номики и управления». — До «Свердловска», — говорит он, — ходил на вУльяновске» и * Серафимовиче». Учился и там. На «Свердловске» учеба поставлена хо рошо. Доходчивы и интересны лекции и прак тические занятия. Конспекты у слушателей обязательны. Обычно заниматься начинали в IfiJS к заканчивали через 2—3 часа. Много и увлекательно спорили по темам занятий... Ф&то Б. Щукина. тивности их использования», внимание слушателей сосредо точивалось на практических де лах судна, флота в целом. Они уяснили, что относится к основ ным фондам в траловом флоте, а что — к оборотным, как они используются, все ли резервы, направленные на рациональное использование и экономию ма териальных средств, приведены в действие. Слушатели получали также практические задачи об исполь зовании производственных фон дов на их участках. Старший мастер добычи М. С. Ходжян, выполняя практиче ские задания, подсчитал расход промвооружения за рейс. Полу чилось, что на день расчета эко номия составила 2500 рублей. Он же умело организовал со ревнование на приз имени пер вого русского тралмейстера Ша- малуева. Его подчиненные по- хозяйски относились к сбереже нию тралов и другого промвоо ружения. Таким образом, эко номия его за рейс составила око ло семи тысяч рублей. Слушатель старший механик А. П. Данилов также сумел мо билизовать машинную команду и за рейс сэкономить горюче смазочных материалов на сумму около трех тысяч рублей. Делая такие расчеты, коман диры производства убедились, какое значение имеет экономия материальных ресурсов, как она влияет на все экономические показатели судна. Они убеди лись также в значительности той роли, которая отводится им в практическом решении этой важной экономической задачи. Поэтому коммунисты, слу шатели школы А. П. Данилов, Н. А. Поташов, беспартийные Н. Ф. Пустоваров, Г. А. Хачату* рян, М. С. Хаджяв и другие ор ганизовали и возглавили социа листическое соревнование за до срочное выполнение социалисти ческих обязательств 1974 года. Повысился уровень состязатель ности между сменами и служба ми, широкое распространение получили индивидуальные обя зательства. Все указанные выше слушатели — активные общест венники. Но производство складывает ся не из одних только побед. В связи с ухудшением промысло вой обстановки были на судке и неудачи. Слушатели школы на занятиях не замалчивали недо статки. говорили о них откро венно и взыскательно Напри мер. технологу В. И. Грекову было указано на необходимость выработки более рентательной продукции. Последняя гема занятий а прошлом рейсе на БМРТ «Свердловск» была «Социали стическое соревнование и уп равление производством». В ка нун вступления в завершающий год пятилетки эта тема оказа лась очень актуальной и обсуж далась с большим интересом. Впереди новые рейсы, борьба за выполнение пятилетки, встречного годового плана. Во ' всем этом морякам передового корабля, безусловно, помогут экономическая и все другие ви ды учебы на корабле. В. ПАЛЕХИН, заведующий кабинетом политического просвещения тралового фло та. Беречь рабочую минуту К проведению занятий в школе коммунистического труда готовился всегда серьезно. Использовал все рекомендованные учебники, первоисточники, статьи из «Экономической газеты». Теоретический материал подкреплял средствами наглядной аги тации. Особенно помогали плакаты, полученные перед уходо,»-’ в рейс в управлении флота. Например, при изучении темы «Режим экономии — социали стический метод хозяйствования» вывешивались соответствую щие плакаты, в которых указывалась стоимость промвооруже ния и различного оборудования, во что обходится их экономия кораблю, флоту. После таких занятий слушатель уже не пройдет мимо, ска жем, валяющейся скобы от противня, приберет ее, чтобы в морс не смыло. Стоит одна сноба недорого. Но когда их в употребле нии большое количество, бережное отношение дает хорошую экономию. Слушатель школы, расфасовщик Ф. Н. Глусг добился, чтобы выключатель мойки был у него под рукой. А до этого ему при ходилось делать к нему несколько шагов от рабочего места и об ратно. В этих же целях составляли схемы спуска и подъема трала, чтобы эти операции производились без суеть; и лишних движений, экономилась каждая минута. Общими усилиями на рыбофабрике была усовершенствована технологическая линия по разделке рыбы. Установлен транс портер от бункера к мойке. Раньше рыбу в мойку переносили вручную. А теперь, во-первых, ликвидирован ручной физический труд, а во-вторых, высвобождено два человека на другие опера ции. Принимал участие в этом и слушатель школы, рыбмаетер А. И. Кокорин. В школе коммунистического труда в прошлом рейсе зани малось 26 человек. Это рыбообработчики, палубная команда и обслуживающий персонал. Занятия проводили обычно по сме нам два раза в неделю. Занимались в основном все хорошо. Сле дует отметить матросов А. Ф. Ткача, В. С. Бурлакова. В. К. Глущенко. Бывали случаи, когда приходилось и убеждать отдельных слушателей, чтобы не пропускали занятий. А учащихся заоч ной школы моряков приходилось освобождать от занятий в школе коммунистического труда, так как им на все времени не хватало. Все слушатели школы имели индивидуальные социалистиче ские обязательства, в которых был обязательно пункт о соре» < иовании за коммунистический труд. Двоим электрикам — В. В. Маркевичу и А. М Солдатову в рейсе было подтверждено зва ние ударника коммунистического труда. Активно боролись за него матросы А. И. Воробьев, В. В. Чаринцев, моторист П. П. Богуславец и другие. В конце рейса матросы сдавали экзамен на классность. В билетах были и вопросы по экономике. Сразу выяснилось, кто из слушателей занимался не очень старательно. Трудно им приш лось на экзамене. Не был упущен случай разъяснить им, поче му нельзя пренебрегать учебой. Но таких были единицы. В целом же слушатели школы своим сознательным и доб росовестным трудом внесли весомый вклад в общие трудовые успехи экипажа в истекшем году. В. ГУЛЯКОВ, старший помощник капитана, руководитель школы коммунистического труда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz