Рыбный Мурман. 1975 г. Февраль.

в е с о м ы й в к л а Конец сентября 1974 года. Инициатор соревнования среди судов типа БМРТ за максимальный выпуск готовой продукции и вылов ста тысяч центнеров рыбы сырца БМРТ «Свердловск» готовнлся в очередной рейс, от кото­ рого зависела судьба взятых экипажем социалистических обязательств на определяющий год пятилетки. Сумеет ли партийная и общественные организации суд- на сплотить коллектив, подготовить его к выполнению нелегкой задачи? Об этом шел разговор тогда на заседа­ нии парткома тралового флота (см. «Рыбный Мурман» от 25 сентября 1974 года, статья «И впереди — напряжен­ ная борьба»). Теперь можно подвести итоги. Годовой вылов рыбы экипажем «Свердловска» составил 105,6 тысячи центне­ ров. Выработано 59020 центнеров готовой продукции при плане 54200 центнеров. За год сэкономлено на 51 тысячу рублен сетематериалов Только за последний рейс сэконом­ лено горюче-смазочных материалов на пять тысяч рублей. Слово свое экипаж сдержал. Этому содействовали твор­ ческое отношение к труду всего коллектива, поиски ре­ зервов производства. Это стало возможным в результате хорошо налаженной партийной организацией судна эконо­ мической учебы В школе коммунистического груда и дру­ гих формах экономической учебы пропагандисты добива­ ются, чтобы слушатели умели полученные теоретические знания применять на производстве И это явилось весомым вкладом в дело выполнения высоких социалистических обязательств. Этим же целям служила вся организацион­ но-пропагандистская работа на судне. У ч и л и с ь и считали В школе «Основы экономики и управления» третьего года обучения занимаются 17 слуша­ телей. в числе которых семь коммунистов и три комсомоль­ ца. Это в основном командный состав. Существует строгое правило — без конспекта на занятия не приходить. Конечно, конспекты разные. У одного слушателя бо­ лее глубокие и содержатель­ ные, аккуратные, у другого по­ слабее... Ведение конспектов позволяет лучше усваивать ма­ териал, при необходимости вер­ нуться к пройденному. Готовясь к очередной лекции, пропагандисты стараются боль­ ше обращаться к первоисточни­ кам. к статьям В. И. Ленина, увязывая положения, изложен­ ные в них. с задачами сегодняш­ него дня. Когда изучали тему «Произ­ водственные фонды предприя­ тия и пути повышения эффек- Д о й т и до к а ж д о г о На судне постоянно работают агитаторы и политинформаторы. Агитаторы — это те, кто общается с не­ большим коллективом в повседневной работе. Все агитаторы у нас — коммунисты. Напри­ мер, за машинной командой агитаторами бы­ ли закреплены ремонтный слесарь М. И. Чек- марев и рефмашинист А. А. Паламарчук. На рыбофабрике — технолог В. И. Греков, на сво­ ем консервном участке — Н. А. Поташов. в па­ лубной команде — боцман В. Н. Мезенок. сре­ ди обслуживающего персонала — электрора­ дионавигатор Ю. А. Самусенко. С агитаторами проводятся индивидуальные беседы, в которых конкретно указывается, что каждый из них должен делать на закреплен­ ном участке, на что уделить главное внимание, как проводить работу. В минувшем рейсе агитаторы провели боль­ шую работу по разъяснению материалов де­ кабрьского (1974 года) Пленума ЦК КПСС, сессии Верховного Совета СССР девятого со­ зыва, Постановления ЦК КПСС, Совета Мини­ стров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О всесо­ юзном социалистическом соревновании работ­ ников промышленности, строительства, транс­ порта за досрочное выполнение народнохо­ зяйственного плана 1975 года». Как только приходит почта, агитаторы про­ водят громкие читки в своих коллективах. Они иризывают и помогают организовывать социа­ листическое соревнование. В дни, когда идет рыба и захлестывает ра­ бота, трудно бывает собрать весь экипаж вме­ сте. И если перед коллективом нужно поста­ вить задачу, неоценимую помощь в этом ока­ зывают агитаторы. Политинформаторами у нас утверждены коммунисты: капитан-директор В. С. Орлов, электромеханик Ю. А. Скрипалев и автор этой статьи. Соответственно за нами были закреп­ лены темы: вопросы экономики, культурная жизнь страны, международное положение и вопросы политической жизни страны. Экипажу были прочитаны лекции о ленин­ ских принципах социалистического соревнова­ ния, росте материального благосостояния со­ ветского народа, культуре поведения советско­ го молодого человека, о 30-летии разгрома немецко фашистских войск в Заполярье, о Со­ ветской Конституции и т. д. Кроме того, для личного состава была орга­ низована художественная выставка и на этой основе прочитаны лекции преподавателем за­ очной школы моряков тов. Переведенцевой В. М. о живописи 17— 18 веков, зарубежной живописи, художниках-передвижннках. Хочется остановиться подробнее на работе политинформатора В. С. Орлова. Он провел беседу на тему: «Ассортимент продукции и его влияние на эффективность производства». Известно, что выработка тушки — работа трудоемкая, и моряки не проявляют особенно­ го стремления н ней. Гораздо быстрее и лег­ че небольшой улов обработать на колодку. Тов. Орлов с мелом в руке на доске экономи­ чески обосновал и точным расчетом доказал личному составу материальную выгодность выработки тушки. Разъяснительную работу в этом направле­ нии провели и другие командиры. Выли внед­ рены усовершенствования в технологическую схему обработки тушки. За рейс ее было вы­ работано более 146 тонн, план значительно перевыполнен. И особенно было важно я неблагоприятную промысловую обстановку вы­ рабатывать продукцию улучшенного ассорти­ мента. Работа политинформаторов и агитаторов на судне ведется по плану, выполнение которого контролируется партийной организацией. Большое поле деятельности перед экипажем судна в первом рейсе завершающего года. Ведь свой пятилетний план мы обязались выполнить к 30-летию победы над фашизмом. Наш встречный план — дополнительно к го­ сударственному заданию выработать 700 цент­ неров готовой продукции. Выполнение напряженных социалистических обязательств н встречного плана потребует значительных усилий, собранности коллектива. Этому поможет четкая организация всех звеньев идеологической работы. А. ДАНИЛОВ, старший механик, заме­ ститель секретаря партийной организации БМРТ «Свердловск». Валерий Николаевич Мезенок — боцман БМРТ «Свердловск », коммунист, председатель судового комитета профсоюза . В траловом флоте с 1911 года, сразу после службы в Со­ ветской Армии. Хорошо знает свое дело, поль­ зуется на корабле уважением. Награжден Зна­ ком победителя социалистического соревнова­ ния 1974 года. Занимается Валерий в школе «Основы эко­ номики и управления». — До «Свердловска», — говорит он, — ходил на вУльяновске» и * Серафимовиче». Учился и там. На «Свердловске» учеба поставлена хо­ рошо. Доходчивы и интересны лекции и прак­ тические занятия. Конспекты у слушателей обязательны. Обычно заниматься начинали в IfiJS к заканчивали через 2—3 часа. Много и увлекательно спорили по темам занятий... Ф&то Б. Щукина. тивности их использования», внимание слушателей сосредо­ точивалось на практических де­ лах судна, флота в целом. Они уяснили, что относится к основ­ ным фондам в траловом флоте, а что — к оборотным, как они используются, все ли резервы, направленные на рациональное использование и экономию ма­ териальных средств, приведены в действие. Слушатели получали также практические задачи об исполь­ зовании производственных фон­ дов на их участках. Старший мастер добычи М. С. Ходжян, выполняя практиче­ ские задания, подсчитал расход промвооружения за рейс. Полу­ чилось, что на день расчета эко­ номия составила 2500 рублей. Он же умело организовал со­ ревнование на приз имени пер­ вого русского тралмейстера Ша- малуева. Его подчиненные по- хозяйски относились к сбереже­ нию тралов и другого промвоо­ ружения. Таким образом, эко­ номия его за рейс составила око­ ло семи тысяч рублей. Слушатель старший механик А. П. Данилов также сумел мо­ билизовать машинную команду и за рейс сэкономить горюче­ смазочных материалов на сумму около трех тысяч рублей. Делая такие расчеты, коман­ диры производства убедились, какое значение имеет экономия материальных ресурсов, как она влияет на все экономические показатели судна. Они убеди­ лись также в значительности той роли, которая отводится им в практическом решении этой важной экономической задачи. Поэтому коммунисты, слу­ шатели школы А. П. Данилов, Н. А. Поташов, беспартийные Н. Ф. Пустоваров, Г. А. Хачату* рян, М. С. Хаджяв и другие ор­ ганизовали и возглавили социа­ листическое соревнование за до­ срочное выполнение социалисти­ ческих обязательств 1974 года. Повысился уровень состязатель­ ности между сменами и служба­ ми, широкое распространение получили индивидуальные обя­ зательства. Все указанные выше слушатели — активные общест­ венники. Но производство складывает­ ся не из одних только побед. В связи с ухудшением промысло­ вой обстановки были на судке и неудачи. Слушатели школы на занятиях не замалчивали недо­ статки. говорили о них откро­ венно и взыскательно Напри­ мер. технологу В. И. Грекову было указано на необходимость выработки более рентательной продукции. Последняя гема занятий а прошлом рейсе на БМРТ «Свердловск» была «Социали­ стическое соревнование и уп­ равление производством». В ка­ нун вступления в завершающий год пятилетки эта тема оказа­ лась очень актуальной и обсуж­ далась с большим интересом. Впереди новые рейсы, борьба за выполнение пятилетки, встречного годового плана. Во ' всем этом морякам передового корабля, безусловно, помогут экономическая и все другие ви­ ды учебы на корабле. В. ПАЛЕХИН, заведующий кабинетом политического просвещения тралового фло­ та. Беречь рабочую минуту К проведению занятий в школе коммунистического труда готовился всегда серьезно. Использовал все рекомендованные учебники, первоисточники, статьи из «Экономической газеты». Теоретический материал подкреплял средствами наглядной аги­ тации. Особенно помогали плакаты, полученные перед уходо,»-’ в рейс в управлении флота. Например, при изучении темы «Режим экономии — социали­ стический метод хозяйствования» вывешивались соответствую­ щие плакаты, в которых указывалась стоимость промвооруже­ ния и различного оборудования, во что обходится их экономия кораблю, флоту. После таких занятий слушатель уже не пройдет мимо, ска­ жем, валяющейся скобы от противня, приберет ее, чтобы в морс не смыло. Стоит одна сноба недорого. Но когда их в употребле­ нии большое количество, бережное отношение дает хорошую экономию. Слушатель школы, расфасовщик Ф. Н. Глусг добился, чтобы выключатель мойки был у него под рукой. А до этого ему при­ ходилось делать к нему несколько шагов от рабочего места и об­ ратно. В этих же целях составляли схемы спуска и подъема трала, чтобы эти операции производились без суеть; и лишних движений, экономилась каждая минута. Общими усилиями на рыбофабрике была усовершенствована технологическая линия по разделке рыбы. Установлен транс­ портер от бункера к мойке. Раньше рыбу в мойку переносили вручную. А теперь, во-первых, ликвидирован ручной физический труд, а во-вторых, высвобождено два человека на другие опера­ ции. Принимал участие в этом и слушатель школы, рыбмаетер А. И. Кокорин. В школе коммунистического труда в прошлом рейсе зани­ малось 26 человек. Это рыбообработчики, палубная команда и обслуживающий персонал. Занятия проводили обычно по сме­ нам два раза в неделю. Занимались в основном все хорошо. Сле­ дует отметить матросов А. Ф. Ткача, В. С. Бурлакова. В. К. Глущенко. Бывали случаи, когда приходилось и убеждать отдельных слушателей, чтобы не пропускали занятий. А учащихся заоч­ ной школы моряков приходилось освобождать от занятий в школе коммунистического труда, так как им на все времени не хватало. Все слушатели школы имели индивидуальные социалистиче­ ские обязательства, в которых был обязательно пункт о соре» < иовании за коммунистический труд. Двоим электрикам — В. В. Маркевичу и А. М Солдатову в рейсе было подтверждено зва­ ние ударника коммунистического труда. Активно боролись за него матросы А. И. Воробьев, В. В. Чаринцев, моторист П. П. Богуславец и другие. В конце рейса матросы сдавали экзамен на классность. В билетах были и вопросы по экономике. Сразу выяснилось, кто из слушателей занимался не очень старательно. Трудно им приш­ лось на экзамене. Не был упущен случай разъяснить им, поче­ му нельзя пренебрегать учебой. Но таких были единицы. В целом же слушатели школы своим сознательным и доб­ росовестным трудом внесли весомый вклад в общие трудовые успехи экипажа в истекшем году. В. ГУЛЯКОВ, старший помощник капитана, руководитель школы коммунистического труда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz