Рыбный Мурман. 1975 г. Февраль.

пытом дел яте я моряки Путь экипажа к успехам в т р у д е (Окончание. Нач. на 1-й стр.] Хочется: остановиться и на вопросах совместной работы с экипажами плавбаз «Севрыбхолодфлота». Почти всегда при. стоянке двух БМРТ у базы при­ ходится выделять по два человека с каждого БМРТ, то есть обеспечивать четвертую точку выгрузки сво­ ими силами. Мы считаем, что штат транспортных рефрижераторов должен быть таким, чтобы обеспе­ чивать бесперебойную работу базы на четыре точки. Плавбаза «Атлантика» в 1974 году дважды выхо­ дила в рейс совершенно не подготовленной для при­ емки муки. На выгрузку в среднем 100 тонн муки БМРТ из нашей группы № 236, 259, 258 теряли в среднем сутки. В течение всего года промысловые суда испыты­ вали острую нужду в стальных и синтетических ка­ натах. Не хватало якорных цепей, огнетушителей, резиновых перчаток, пожарных рукавов диаметром 51 и 56 мм. Постоянно недостает капроновых делей с шагом ячеи 8 0—9 0— 100 мм. Фабрика из-за это­ го не обеспечивает нас своевременно орудиями ло­ ва. Не хватало траловых досок и запчастей к ним. Хотелось бы верить, что после того, как об этих недостатках говорилось на собрании актива Север­ ного промыслового бассейна, их субъективные при­ чины будут в скором времени устранены. Только не так, как получается с направлением на J5MPT судовых врачей. Мы неоднократно слышали заверения ответственных работников медсанчасти о том, что в этом деле будет наведен порядок. Но, как говорится, «воз и ныне там». На сегодняшний день на ряде БМРТ нет врачей. Из-за отсутствия медработника простой на отходе только для про­ верки личного состава у нас составил полсуток. За год промысловики потеряли из-за отсутствия меди­ цинского обслуживания в море 120 судо-суток. Это время ушло на доставку больных в порт. Но, говоря о недостатках предприятий-смежников, мы не имеем права все наши упущения относить только на их счет. У нас-еще много неиспользован­ ных резервов и возможностей. Следует и в даль­ нейшем совершенствовать систему подведения ито­ гов парно-грѵппового соревнования, материального И морального поощрения экипажей. Мы должны иметь оперативную поисковую и промысловую ин­ формацию по всем районам промысла. Сегодня не­ мыслимо работать без приборов поиска рыбы. Не­ обходимо уже сейчас думать о разработке и внедре­ нии на судах приборов, способных вести поиск на Глубинах до 2500 метров. Важно, чтобы на промыс­ ле неотступно руководствовались принятым поло­ жением о парно-групповом соревновании, добива­ Умело сочетать интересы флота с э к о н о м и к о й с у д н а , НОГИЕ МИЛИ ЗА НОРМОЙ, ураган и штор­ мы, промысловые вспышки и изматываю­ щая нервы безрыбица... Все это было в на­ шем спаренном рейсе. Теперь, когда он позади, я еще раз с карандашом в руках и арифмометром ана­ лизирую итоги работы и прихожу к выводу, что эки­ паж поработал неплохо. Первенство по флоту за год по выпуску консервов и рыбной муки, второе место по выработке тушки, лучший результат по вылову рыбы среди однотипных траулеров — факты говорят сами за себя. Но особенно памятен для многих из нас май про­ шлого года. Мы уходили в спаренный рейс. Даже общее знакомство с производственной командой не­ вольно наводило тогда на размышления отнюдь не оптимистического плана: экипаж на девять десятых состоял из людей, впервые ступивших на палубу рыболовного траулера. С первого часа мы с капитан- директором К. Г. Янчевым и первым помощником капитана И. В. Бирюковым, как ни прикидывали, решили, что выход только в учебе. И началось обу­ чение будущих рыбаков. Теоретизировать долго не пришлось: не было вре­ мени. Вот почему с первых же дней промысла уста­ новили вместе с рыбмастерами постоянный, жесткий контроль за правильной разделкой рыбы-, за тща­ тельным отбором печени. За тем. чтобы все отходы шли только на выработку рыбной муки и ни одного грамма — за борт. Но учить моряков правильно обрабатывать рыбу — еще не все. Важно было довести до сознания каждого, что есть план, в котором предусмотрено обязательное требование — ассортимент рыбопро­ дукции. Причем выполнение задания в ассортимен­ те экономически выгодно флоту, моряку, бассейну и покупателю. Теперь можно сознаться, что мне по­ везло. Если раньше капитаны и слышать не хотели о журнале «Экономические показатели работы суд­ на», то здесь мое предложение было принято с яв­ ным пониманием, а не просто доброжелательно. Ви­ димо, не случайно К. Г. Янчев в высшем мореход­ ном «училище писал курсовую работу по экономике производства рыбопродукции. Получилось вроде как-то само собой, что ежесу­ точно в восемь утра мы, вооружившись карандаша­ ми, втроем собирались в капитанской каюте. Вместе е первым помощником докладывали о своих выклад­ ках с тщательным анализом экономических показа­ телей работы нашего и соревнующихся судов за сут­ ки. Тут же прикидывали, как с ассортиментом и что нам выгоднее вырабатывать сегодня: филе, тушку или все пускать на «колодку». Тут же, на своеобразной мини-оперативке, заноси­ ли итоги работы за прошлые сутки в специальный журнал «Экономические показатели работы судна», делали свои пометки о расчетах на предстоящий день. В журнале отмечалась ежесуточная плановая и фактическая выработка рыбопродукции в ассорти­ менте, в валовом показателе и денежном исчисле­ нии. Этот ежедневный разговор позволял гибче планировать и направлять работу людей. Но самым главным считаю то, что все члены эки­ пажа, имея ясную информацию, работали созна­ тельно. Ведь мы с первым помощником, секретарем парторганизации И. В. Бирюковым не просто «ра­ товали за что-то», а с помощью цифр и расчетов доводили буквально до каждого члена экипажа мысль: чем вызвана необходимость выработки имен­ но этой рыбопродукции в данный момент. Вели в рейсе мы и журнал выхода моряков на подвахты. В нем к графе — отработано часов на подвахте — добавили еще: шкерка рыбы в минуту, взаимоотношения с рыбмастером, как относится к работе. Этот журнал периодически проверялся ка­ питаном. А когда в оплате учитывалась переработка за рейс, то никаких недоразумений не возникало. Как только начался промысловый рейс, мы, взяв за основу задание, учли и собственные эконо­ мические соображения. Пришли к выводу, что при безусловном выполнении задания в ассортименте Опытом организации учебы и применения экономических выкладок • производственной практике экипажа делится технолог СОЛОВЬЕВ Станислав Иванович. лись равномерности в работе однотипных рыболов­ ных траулеров. По-моему, назрела необходимость и в том, чтобы провести эксперимент с организацией труда вахт по-новому. Надо продумать и вопросы физической культуры рыбаков на промысле. Конкретно. На каж­ дый траѵлер-кормовик следует выделить ('ели не велосганок, то хотя бы обычный велосипед, чтобы моряки смогли ежедневно давать комплексную на­ грузку всему организму. По традиции на промысле мы применяем так на­ зываемую английскую систему «четыре через шесть часов». На наш взгляд, от этого надо отказаться, чтобы у моряков выработался твердый, установив­ шийся распорядок работы. А именно — в две смены, то есть две «восьмерки» и две «четверки». Мы про­ бовали: наши рулевые стояли вахты с 20 до 4 ча­ сов, с 4 до 12 часов и с 12 до 16 часов, с 16 до 20 часов. Отзывы матросов-рулевых положительные. Мы готовы в такому эксперименту на промысло­ вых вахтах. Важно, чтобы нас поддержало управле­ ние флота, поручив лаборатории НОТ выделить ин­ женера-хронометриста, а медсанчасти — врача, зна­ комого с основами психологии. Уверен, что моряки поддержат мое предложение: ведь новый распо­ рядок положительно скажется на общем физическом и моральном состоянии рыбаков. Сейчас мы совместно с судоремонтниками гото­ вим свой траулер к промыслу. Определив конкрет­ ный вклад в общий трудовой успех по Договору двенадцати завершающего года пятилетки, рассчи­ тываем, что наш комсомольско-молодежный экипаж конкретными делами ответит на постановление ЦК КПСС о 30 -летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне. (фактически оно по всем показателям перекрыто) следует сделать упор на выработку тушки в мелкой расфасовке и в блоках. Чтобы успешно претворить задуманное в жизнь, решили специализировать на тушке нескольких моряков. Обучили их работать на машинке, сконструированной нашими судовыми умельцами. Первоначальная производительность не превыша­ ла полторы тонны в сутки. Стали думать. У машин­ ки сняли нож для обрезки хвостовых плавников и го­ лов. Вал удлинили, посадив на него еще одну метал­ лическую щетку Теперь на зачистку черной пленки и плавательного пузыря смогли встать к машине два матроса. Но тѵт же возникла другая проблема: мо­ ряки, обрезающие плавники ножницами, перестали успевать за работающими на машинке. И тут нас опять выручили судовые рационализаторы. Они раз­ работали и сконструировали переносную плавнико- резку, которую мы укрепили в поточной линии по выработке тушки. Ввод в дело дополнительной щетки и плавнико­ резки позволил значительно увеличить производи­ тельность. А это значило — довести выработку туш­ ки до 5 тонн за сутки. Отсюда и общий показатель. За спаренный рейс выработали только тушки 180 тонн, значительно перевыполнив задание и по остальным видам готовой рыбопродукции. Обо всем рассказать невозможно. Трудно назвать и всех наших передовиков производства. Скажу только, что труд каждого из них, как и матросов А. В. Синяка, М. Ф. Салахутдинова, Н. Н. Ореш- кова, М. П. Шаханова, Н. С. Напреенко, по достоин­ ству оценен и отмечен администрацией и судовым комитетом профсоюза. Самых добрых слов заслужи­ ли рыбмастера О. П. Велигжанинов и ветеран флота А. И. Кокурин, а также наши добрые помощники, ак­ тивные участники малой механизации механик-на­ ладчик Н. Т. Гераскин и электромеханик Б. Н. Плю- снин. Впереди новый рейс со своими заботами и радос­ тями. В этот рейс, надеемся, уйдут и наши матросы, ставшие моряками, полюбившие нелегкий, но почет­ ный труд рыбака. НА СНИМКЕ: передовики произ­ водства БМРТ «Че­ хов» (слева напра­ во]: помощник консервного ма­ стера А. Н. ГОЛО- ВАНЬ, матрос пер­ вого класса М. Ф, САЛА X У Т Д И- НОВ, матрос-руле­ вой В. В. ПЕТРОВ, консервный ма­ стер А. Е. U1E- СТУХИН, мастер добычи В. Т. ЖУ­ КОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz